–PAGE_BREAK–26 1. Государственное регулирование в коммерческой деятельности гражданской авиации 1.1. Понятие и задачи государственного регулирования гражданской авиации
Под государственным регулированием понимается разработка специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти правил осуществления гражданской авиационной деятельности и контроля за их выполнением.
Целью государственного регулирования гражданской авиационной деятельности является создание условий для[1]:
1) развития отечественного авиапромышленного комплекса, обеспечивающего сохранение за Россией роли ведущей авиационной державы и удовлетворение потребностей гражданской авиации страны в разработке и поставках современной авиационной техники;
2) формирования современной авиатранспортной системы, соответствующей платежеспособному спросу на перевозки пассажиров и грузов, а также на выполнение социальных, оборонных и других специальных требований в интересах национальной безопасности России.
Главными задачами государства в области регулирования гражданской авиационной деятельности являются[2]:
1) государственная поддержка разработки ключевых базовых технологий и создания научно-технического задела, выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для разработки новых образцов конкурентоспособной гражданской авиационной техники;
2) создание условий для сохранения и развития необходимой научно-
26
технической базы, обеспечивающей техническую оснащенность отечественной гражданской авиации на мировом уровне;
3) содействие реструктуризации авиастроительного комплекса в соответствии с требованиями обеспечения обороноспособности, экономического развития Российской Федерации и потребностями гражданской авиации в обновлении парка авиационной техники;
4) обеспечение высокого уровня безопасности авиационной деятельности на основе технологического перевооружения отрасли, развития систем поддержания летной годности авиационной техники и обеспечения безопасности полетов, совершенствования технологических и организационных основ использования воздушного пространства;
5) оптимизация сети международных аэропортов и аэропортов федерального значения;
6) создание системы и механизмов кредитования поставок (продаж) отечественной гражданской авиационной техники и условий для становления и развития отечественной системы авиационного лизинга как основы обновления парка воздушных судов;
7) создание условий для введения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации;
8) создание условий для эффективного функционирования гражданской авиации (сохранение и развитие авиационной инфраструктуры, совершенствование механизмов сертификации и лицензирования и т.д.);
9) эффективное управление государственной долей собственности на предприятиях и в организациях гражданской авиации и авиапромышленного комплекса;
10) создание условий для конкуренции в гражданской авиации и авиапромышленном комплексе;
11) совершенствование регулирования естественных монополий в обла
26
сти гражданской авиационной деятельности;
12) развитие нормативной правовой базы в области гражданской авиационной деятельности;
13) совершенствование системы подготовки кадров, методической базы и технических средств обучения, сохранение высокого уровня квалификации авиационного персонала и разработка комплекса мер по его социальной защите;
14) содействие международному признанию отечественной системы обеспечения безопасности полетов.
1.2. Главные принципы государственного регулирования деятельности гражданской авиации
Главными принципами государственного регулирования гражданской авиационной деятельности являются[3]
в финансово-экономической сфере:
— государственная поддержка жизненно важных и экономически выгодных для государства направлений развития гражданской авиации, в том числе разработки новых образцов отечественной авиационной техники и их дальнейшей модернизации;
— рациональное распределение финансовых ресурсов в интересах решения проблем гражданской авиации на основе долгосрочного прогноза, целевых программ и консолидации финансовых средств;
— проведение протекционистской политики по внедрению отечественной авиационной техники;
— государственная поддержка закупок авиационными компаниями отечественных воздушных судов нового поколения, в том числе путем компенсации расходов по уплате процентной ставки по кредитам, привлекаемым авиационными компаниями для покупки новой отечествен
26
ной авиационной техники;
— поддержка создания отечественной системы авиационного лизинга;
— поддержка на государственном уровне разработанных совместно с зарубежными партнерами программ, а также работ по международному признанию отечественных норм и систем в области авиационной деятельности;
— всемерное содействие притоку отечественных и зарубежных внебюджетных финансовых средств и других ресурсов;
2) в организационной сфере:
— развитие гражданской авиации и авиапромышленного комплекса на основе координации и согласования их деятельности по реализации действующих, формированию и разработке новых программ;
— согласованная с прогнозом развития экономики страны и платежеспособного спроса на авиационные перевозки, работы и услуги количественная и структурная оптимизация объектов и средств авиационной инфраструктуры, позволяющая обеспечить нормальное функционирование гражданской авиации и ее своевременное техническое переоснащение;
— разработка и реализация комплекса мер по реструктуризации авиационной промышленности, в том числе создание нескольких централизованно управляемых холдингов с контрольным пакетом акций, принадлежащих Российской Федерации;
3) в сфере научно-технической политики:
— сохранение и развитие научно-технического потенциала, создание перспективных материалов и технологий как основы дальнейшего развития гражданской авиации России;
— рациональное сочетание модернизации образцов гражданской авиационной техники, созданных в последние годы, с разработкой перспективных образцов, соответствующих уровню XXI века;
26
— унификация и оптимизация типажа гражданской авиационной техники;
— обеспечение безопасности полетов и авиационной безопасности.
Государственному регулированию подлежат[4]:
1) развитие и техническое совершенствование авиапромышленной и авиатранспортной инфраструктур;
2) осуществление структурных преобразований в области авиапромышленного комплекса и гражданской авиации;
3) обеспечение технологической и экологической безопасности при осуществлении авиационной деятельности;
4) обеспечение безопасности полетов и авиационной безопасности в гражданской авиации;
5) формирование и функционирование рынка транспортных услуг, а также международная деятельность;
6) обеспечение мобилизационной готовности гражданской авиации.
В интересах повышения эффективности государственного регулирования естественных монополий в гражданской авиации необходимо:
1) разработать систему перспективных стандартов деятельности аэропортов и порядок ее поэтапного введения для аэропортов федерального и регионального значения;
2) разработать механизм проведения аукционов (конкурсов) на право долгосрочной аренды земельных участков под строительство аэропортов.
Задачу снижения себестоимости эксплуатации аэронавигационных средств гражданской подсистемы предполагается решать по следующим направлениям:
1. приведение расходов по содержанию гражданской подсистемы ОрВД в соответствие с реальными объемами предоставляемых аэронавигационных услуг, в том числе за счет сокращения и укрупнения центров ОрВД и совершенствования их структуры;
2. установление тарифов оплаты услуг предприятий, предоставляющих аэронавигационное обслуживание по государственным контрактам, исходя из экономически обоснованной рентабельности их хозяйственной деятельности;
3. приведение численности работников региональных центров ОрВД в соответствие с объемом предоставляемых услуг и пересмотр тарифных ставок оплаты труда работников пунктов системы ОрВД в зависимости от сложности организации воздушного движения;
4. проведение ремонтно-восстановительных работ по поддержанию в эксплуатации и продлению ресурса наземных средств радиолокации, радионавигации и связи в условиях их штатной эксплуатации в организациях воздушного транспорта;
5. формирование исходя из заданного уровня обеспечения безопасности рационального состава технических средств пунктов системы ОрВД, разработка и реализация единой процедуры продажи и списания неиспользуемого и устаревшего оборудования.
В статьях 62, 63 Воздушного кодекса РФ сказано следующее:
Российские авиационные предприятия и российские индивидуальные предприниматели вправе осуществлять коммерческую деятельность в области гражданской авиации при наличии лицензий, полученных в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.
продолжение
–PAGE_BREAK–1.3. Права иностранных авиационных предприятий
1. Иностранные авиационные предприятия, международные эксплуатационные агентства и иностранные индивидуальные предприниматели вправе осуществлять коммерческую деятельность в области гражданской авиации в порядке, установленном законодательством Россий
26
ской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
2. При осуществлении в пределах территории Российской Федерации международных воздушных перевозок и (или) выполнении авиационных работ иностранные авиационные предприятия, международные эксплуатационные агентства и иностранные индивидуальные предприниматели должны получить соответствующие лицензии. Выдача таких лицензий осуществляется в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.
3. В отношении иностранного авиационного предприятия признается действительным сертификат (свидетельство) эксплуатанта или эквивалентный сертификату (свидетельству) документ, выданные уполномоченным органом иностранного государства и соответствующие международным стандартам, признаваемым Российской Федерацией, а также международным договорам Российской Федерации.
4. Иностранные авиационные предприятия могут открывать свои представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) международными договорами Российской Федерации.
5. Иностранные авиационные предприятия, международные эксплуатационные агентства и иностранные индивидуальные предприниматели не имеют права:
— принимать на территории Российской Федерации на борт воздушных судов пассажиров, багаж, грузы и почту для воздушных перевозок на территорию иностранного государства или перевозить их на территорию Российской Федерации с территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или выдаваемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, разовыми разрешениями специально уполномоченного органа в области гражданской авиации;
– принимать на территории Российской Федерации на борт воздушных
–
26
судов пассажиров, багаж, грузы и почту для воздушных перевозок в пределах территории Российской Федерации без разрешений специально уполномоченного органа в области гражданской авиации, выдаваемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
1.4. Основные проблемы гражданской авиации
В настоящее время основными проблемами гражданской авиации являются[5]:
1) снижение объемов авиационных перевозок;
2) физический и моральный износ парка гражданских воздушных судов, несоответствие технико-экономических характеристик эксплуатируемых воздушных судов предыдущего поколения современным мировым требованиям;
3) структурная раздробленность отечественных авиационных предприятий (авиакомпаний, организаций обеспечения и т.д.), неспособных в ряде случаев обеспечить требуемый уровень услуг при осуществлении авиационных перевозок;
4) отставание развития материально-технической базы объектов авиационной инфраструктуры от современных требований;
5) отсутствие у авиационных компаний финансовых ресурсов для модернизации основных фондов;
6) незавершенность формирования нормативно-правовой базы в области системы обязательной сертификации (аттестации).
1.5. Современные тенденции эффективности деятельности предприятий гражданской авиации
Объемы перевозок современных авиационных предприятий продолжают сокращаться, финансовое состояние авиакомпаний находится в тяжелом положении. Тому, правда, есть и объективные причины, связан
26
ные с общим состоянием экономики страны, а также недостатки, которые имеются в деятельности авиакомпаний, в управлении самим авиаперевозочным процессом. Данный анализ, конечно же, не предусматривает каких-либо рекомендаций по выработке мер повышения эффективности работы гражданской авиации. Это лишь материал, позволяющий определить как положительные, так и отрицательные стороны ее деятельности. Сведения представлены, начиная с 1993 года — года перехода в гражданской авиации от государственного регулирования тарифов к свободным, то есть к тарифам, устанавливаемым самими авиапредприятиями. Иначе говоря, с периода перехода гражданской авиации на работу в рыночных условиях.
Итак, подвижность населения, его потребность в перевозках находится практически в прямой зависимости от состояния экономики страны и платежеспособности населения. Спад пассажирских перевозок произошел на всех видах транспорта.
Объем пассажирооборота в междугородном и международном сообщениях транспорта общего пользования в 2006 году по отношению к 1999 году сократился на 49 процентов — почти вдвое. Это явилось следствием снижения валового внутреннего продукта по России, который в сопоставимых ценах за этот период сократился на 23 процента, а также за счет снижения платежеспособности населения.
1.6 Государственное регулирование в коммерческой
деятельности ГА.
Органом государственного регулирования в системе ГА России является уполномоченный орган в области ГА – Министерства Транспорта Р.Ф., Федеральное Агентство Воздушного Транспорта (РосАвиация), Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (РосТрансНадзор), а также аэронавигационная служба (РосАэроНавигация).
26
ФАВТ – является федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлением государственного имуществом в сфере ВТ (ГА), кроме вопросов использования Воздушного Пространства и Аэронавигационного обслуживания пользователей воздушным пространством Р.Ф.
ФСНСТ является федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ГА, кроме вопросов использования Воздушного Пространства и Аэронавигационного обслуживания пользователей воздушным пространством Р.Ф.
Министерство Транспорта Р.Ф. является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработки государственной политики и нормативно-правовом регулированию в сфере ГА, кроме вопросов использования Воздушного Пространства и Аэронавигационного обслуживания пользователей воздушным пространством Р.Ф.
МинТранс Р.Ф. осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральных служб по надзору в сфере транспорта, Фед. АВТ, руководствуется в своей деятельности конституцией Р.Ф., федеральными конституционными законами, актами президента Р.Ф., международными договорами Р.Ф.
26
продолжение
–PAGE_BREAK–