–PAGE_BREAK–Формапредставляет собой общее направление, основные принципы воздействия со стороны субъекта в лице соответствующего государственного органа на рассматриваемый объект. Метод – это способ познания и преобразования объекта на основе определенных правил и теоретических принципов, применяемых при регулировании ( метод от греч. слова methods– путь, способ познания, исследования). Для каждой из форм может быть применено несколько методов, что определяется их точностью, доступностью, степенью апробированности и рядом других условий. В конечном счете все они направлены на то, чтобы сориентировать макроэкономическое развитие и поведение в макроэкономике в направлении выбранного варианта движения. Основные требования к данному механизму:
– адекватность объективным условиям и состоянию развития экономики на данном историческом этапе;
– системность, т.е. все элементы регулирования должны быть увязаны между собой;
– комплексность (механизм регулирования охватывает с разумной степенью «погружения» все экономические и социальные процессы).
Применяемые формы государственного регулирования обычно классифицируются по следующим трем группам: 1.Законодательная (правовая); 2. Финансово-кредитная, включающая бюджетно-нало-говую и кредитно-денежную формы; 3. Административная, которая делится на административно-экономическую и организационно-ад-министративную формы.
Каждая из форм используется как в отдельности, так и в раз-личных сочетаниях. Их выбор зависит не только от экономического состояния, но и от политической организации общества, традиций, целей и решаемых задач на каждом конкретном историческом этапе развития.
По степени значимости приоритет чаще всего отдается зако-нодательной (правовой) форме. Она представляет собой сово-купность законов, механизмов их разработки, принятия и реа-лизации, с помощью которых устанавливаются основные принципы государственного и общественного устройства, права и обязанности хозяйствующих субъектов, граждан и другие важнейшие поло-жения, являющиеся базовыми при формировании и функцио-нировании производственных и иных отношений внутри страны и с внешним миром.
К бюджетно-налоговым инструментам относятся госу-дарственные расходы, налоги, пошлины, льготы и субсидии. Они используются правительством для стимулирования (сдерживания) макроэкономической активности, снижения совокупного спроса и совокупного предложения или их роста. Бюджетно-налоговое регулирование не является независимым от кредитно-денежного. Последнее включает эмиссию денежной массы, регулирование учетной ставки процента за банковский кредит, рыночные операции с правительственными ценными бумагами. Дефицит государ-ственного бюджета или излишки влияют на уровень цен, а следо-вательно, на уровень нормы процента, предложение денег и реаль-ный объем производства в конечном итоге. Таким образом, при ис-пользовании бюджетно-налогового и кредитно-денежного регули-рования следует учитывать их взаимосвязь и последствия действий в будущем.
В связи с расширением рыночных систем, ростом значения внешней торговли в развитии экономики все большую роль в сов-ременных условиях играет валютно-финансовая деятельность. Она является составной частью кредитно-денежного регулирования и в последнее время в результате роста интернационализации экономи-ки выделяется в самостоятельную форму.
Довольно часто финансово-кредитную сферу со всеми ее сос-тавными частями относят к экономическим методам управления. Взятые отдельно экономические методы не всегда могут сегодня обеспечить высокоэффективное регулирование развития народного хозяйства. Как правило, они дополняются административными, ко-торые связаны с решением, командой, приказом. Инструментами административно-экономического регулирования являются центра-лизованное планирование, ценообразование и финансирование, сис-тема экономических нормативов и др. Организационно-админи-стративная форма оперирует чаще такими методами, как прямые административные указания, установление жестких правил, регули-рующих взаимоотношения нижестоящих и вышестоящих звеньев хозяйственной системы, выработка стандартных процедур админи-стративного воздействия и др.
В государстве обычно складывается определенное соотно-шение между различными формами регулирования. В странах с рыночной экономикой первостепенная роль отводится законода-тельной и экономической формам регулирования, в командно-административной – административной. [3, с.5-6]
Субъектами государственного регулирования являются носи-тели, выразители и исполнители хозяйственных интересов.
Любая страна может быть представлена через соответствую-щие социальные группы людей, которые имеют свои интересы, отличаются принадлежностью к тому либо другому региону, виду деятельности. Они могут отличаться друг от друга и по имущест-венному признаку, по доходам, по профессиям, по отношению к средствам производства. Они имеют свои интересы и формы их представления и т.д. Эти группы являются носителями хозяйст-венных интересов.
Многочисленные союзы, ассоциации, которые объединяют но-сителей экономических интересов, например, профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров и т.д., выступают выразителями хо-зяйственных интересов.
Исполнителями хозяйственных интересов являются органы власти, построенные по определенному иерархическому принципу, и национальный банк.
Все субъекты государственного регулирования взаимодейст-вуют друг с другом, что осуществляется через соответствующие связи – прямую и обратную.
Прямая связь устанавливается между носителями, выразите-лями и исполнителями хозяйственных интересов. Она может иметь различные направления проявления:
– через средства массовой информации, на митингах, через
просьбы, пожелания, протесты, сборы подписей, обращения
в суды и т.д.:
– через рекомендации, советы, консультации, меморандумы и др.;
– через трансформацию частных экономических интересов в государственной экономической политике исполнителями хозяйственных процессов;
– через согласование, корректировку отдельных, частных хозяйственных интересов с интересами других групп и отражение их в государственном регулировании и т.д.
Обратнаясвязь – это связь между исполнителями (органами государственной власти) и носителями хозяйственных интересов. Она проявляется в результатах государственного регулирования ( например, повышения уровня социально-экономического развития страны) и в поддержке (или нет) государственной экономической политики носителями и выразителями экономических интересов. [1, с.14-15]
Объектыгосударственного регулирования экономики — это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.
Основные объекты государственного регулирования экономики — это:
– экономический цикл;
– секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;
– условия накопления капитала;
– занятость;
– денежное обращение;
– платежный баланс;
– цены
-НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, имеющие целью разработку и реализацию научных идей);
– условия конкуренции;
– социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;
– подготовка и переподготовка кадров;
– окружающая среда;
– внешнеэкономические связи.
Очевидно, перечисляемые объекты могут носить совершенно различный характер, они охватывают макроэкономические процессы — хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы и даже отношения между субъектами — условия конкуренции, отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами.
Рассмотрим важнейшие из них.
Суть государственной антициклической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления — рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации, задача государственного регулирования экономики — притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов и, таким образом, уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем.
Государственное регулирование экономики в области отраслевой и территориальной структуры также осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечивают привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одних случаях поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящимся в состоянии затяжного кризиса; в других — поощряется развитие новых отраслей и видов производств — носителей научно-технического прогресса, призванных привести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. В то же время могут приниматься меры по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.
Важнейшим объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике, поэтому государственная экономическая политика поощрения накопления в первую очередь соответствует экономическим интересам субъектам хозяйства. Одновременно государственное регулирование накопления опосредованно служит и другим объектам государственного регулирования экономики. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время всем инвесторам или их отдельным группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру.
Регулирование занятости— это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, который может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательно и резкое снижение занятости, оно ведет к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту расходов на пособия и, самое главное, опасно социальными последствиями.
Постоянным объектом внимания государственных регулирующих органов является денежное обращение. Основная направленность регулирования денежного обращения — борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики. Регулирование денежного обращения опоследованно воздействует и на другие объекты — условия накопления, цены, социальные отношения.
Состояние платежного балансаявляется объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции.
Еще один из главных объектов регулирования — цены. Динамика и структура цен отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.
Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты государственного регулирования экономики, например, заинтересовать частные фирмы в развитии научных исследований и внедрении их результатов, в экспорте товаров, капиталов и накопленных знаний и опыта. Изучаются и совершенствуются законы по соблюдению правил конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды.
Объекты государственного регулирования экономики различаются в зависимости от уровня решаемых ими задач. Это следующие иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом (хозяйственный цикл; денежное обращение; НИОКР; цены); глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, интеграционные процессы).
Средствагосударственного регулирования подразделяются на административные и экономические.
Административные средстване связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.
Например, французские власти запретили строить новые промышленные предприятия в пределах Парижской агломерации, и для достижения этой цели они не увеличивали налоги на новые предприятия, не ввели драконовские штрафы, — это были бы экономические меры, а просто прекратили выдачу лицензий на новое промышленное строительство.
Или, правительство Нидерландов разрешило использовать бывшую военно-морскую базу в качестве пассажирского и торгового порта, создав, таким образом, новую сферу приложения капитала. В результате в районе порта возросла хозяйственная активность.
Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо социально защищенных слоев населения. Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике. Самыми крупномасштабными административными акциями по регулированию экономики в послевоенной Японии были денежная реформа и разукрупнение ведущих концернов.
Экономические средствагосударственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.
Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике. Высшая форма государственного регулирования экономики — это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики. О государственном секторе и экономическом программировании речь пойдет ниже.
Основные экономические средства — это:
1)регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);
2)установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке;
3)операции государственных учреждений на рынке цен-ных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.
При помощи этих инструментов государство стремиться изме-нить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. По мере отно-сительного снижения роли рынков свободных капиталов в финан-сировании капиталовложений и особенно в связи с уменьшением ро-ли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в наи-более развитых странах несколько ослабела.
Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственный бюджет — это годовой план государственных расходов и источников доходов их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно об-суждается и принимается законодательным органом — парламентом страны, штата или муниципалитетным собранием. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствие с принятыми в пре-дыдущем году законом о бюджете.
Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс, отражающий соотношение сил основных групп носителей различных социально-экономических интересов. Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования.
Первое место в бюджетных расходах занимают социальные статьи: специальные пособия, образование, здравоохранение и др. В этом проявляется главная цель бюджетной политики, как и всей го-сударственной экономической политики вообще — стабилизация, укрепление и приспособление существующего социально-эконо-мического строя к меняющимся условиям. Эти расходы призваны смягчить дифференциацию социальных групп, неизбежно свойст-венную рыночному характеру.
В затратах на хозяйственные нужды обычно выделяются бюд-жетные субсидии сельскому хозяйству. Ни одно государство не мо-жет быть заинтересовано в разорении крестьянства, фермерства. И хотя в своей внешнеэкономической политике правительства иногда временно жертвуют интересами отечественных производителей аграрных товаров, допуская иностранную сельскохозяйственную продукцию на внутренний рынок в ответ на уступки торговых парт-неров, как правило правительства поддерживают свое среднее и крупное фермерство.
Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, а также адмистративно-управленческие расходы воз-действуют на спрос на потребительские товары и услуги.
Конъюнктурным целям бюджетного регулирования служат рас-ходы по внутреннему государственному долгу (например, досрочное погашение части долга), размеры расходов на кредиты и субсидии частным и государственным предприятиям, сельскому хозяйству, на создание и совершенствование объектов инфраструктуры, на закуп-ку вооружений и военное строительство.
Размеры этих расходов существенно воздействуют на масш-табы спроса и величину инвестиций. В периоды кризисов и депрес-сий расходы государственного бюджета на хозяйственные цели, как правило, растут, а во время перегрева конъюнктуры — сокращаются.
Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и вывозимого капитала, финансируемые из бюджета, стимулируют экспорт и в долгосрочном плане улучшают платежный баланс, открывают для экономики страны новые зарубежные рынки, способствуют укреплению национальной валюты, обеспечению пос-тавок на внутренний рынок необходимых товаров из-за рубежа. Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных расходов.
Действенность государственного регулирования экономики с помощью бюджетных расходов зависит, во-первых, от относи-тельных размеров расходуемых сумм; во-вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, от эффективности использования каждой еди-ницы расходуемых средств.
Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Это фискальная роль налогов. Но главная роль налогов – регулирующая. Государственное регулирование при помощи нало-гов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, а также от видов и размеров налоговых льгот.
Налоги в государственном регулировании экономики играют двоякую роль: с одной стороны, это главный источник финанси-рования государственных расходов, материальная основа бюджет-ной политики, с другой стороны, это инструмент регулирования. За-дача государственных бюджетных органов — не просто обложить на-логами те или иные источники поступления средств, а создать тонко настраиваемый механизм воздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц. Для этого используются временно или селективно предоставляемые налоговые скидки, отсрочка упла-ты налогов.
Особое место среди средств государственного регулирования экономики, осуществляемого при помощи налогов, играет ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов, осуществляемые в рамках разрешений министерств финансов.
Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных условиях является главным средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость и НИОКР. Суть его в отрыве физического процесса снашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого в издержках производства переноса стоимости вещественных носителей основного капитала на производимые товары и услуги. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений.
При проверки правильности уплаты налога с прибыли налоговые инспекторы соглашаются с калькуляцией издержек производства или услуг только если амортизационные отчисления были произведены в соответствие с нормами, разрешенными министерством финансов. От этого зависит величина балансовой прибыли, ставка и размер налога, а также выплачиваемые дивиденды.
Варьирование норм ускоренного амортизационного списания основного капитала широко используется во всех развитых странах как средство государственной конъюнктурной и структурной политики, а также для стимулирования научных исследований и внедрения их результатов, для финансирования природоохранных мероприятий. Эффект варьирования норм амортизационных отчислений заметен в годы благоприятной конъюнктуры, т.е. в периоды спадов и кризисов действенность амортизационной политики ослабевает. Чем хуже конъюнктура, тем труднее реализовать прибыль, меньше возможностей для самофинансирования, а амортизационные льготы, предоставляемые государством, становятся менее привлекательными стимулами для частных инвестиций. Льготы по ускоренному амортизационному списанию равнозначны сокращению поступлений от налогов с прибылей в государственный бюджет. Результатом может быть повышение других налогов или рост государственной задолженности.
Государственные капиталовложения осуществляются в значи-тельной степени вгосударственном секторе экономики, играющем важнейшую роль в государственном регулировании экономики. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство.
Государственный сектор представляет собой комплекс хозяй-ственных объектов, целиком или частично принадлежащих цент-ральным и местным государственным органам. Государственный сектор существовал во многих странах задолго до развития капита-лизма, включая почту, частично транспортную службу, изготов-ление оружия и др. По мере становления системы государственного регулирования экономики государство строило, выкупало у частных собственников хозяйственные объекты, главным образом в сфере инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование ко-торых было всегда выгодно и необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала.
В одних странах государственный сектор возник в основном в результате национализации ряда отраслей и предприятий (во Франции, Италии, Великобритании, Австрии), в других государство строило либо приобретало разоряющиеся хозяйственные объекты (в США, Швеции, Японии). В первой группе стран доля государственного сектора в национальном богатстве выше, чем во второй.
Значительная часть государственного сектора — это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть — государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть государственного сектора — это пакеты акций смешанных частно-государственных компаний.
Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, несколько отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных экономических задач, повышения прибыльности частного хозяйства.
Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не является первостепенной целью деятельности государственного сек-тора в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке и переподготовке кадров, в области охраны окружающей среды, так как высоких прибылей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются из бюджета. Поэтому государственный сектор стал поставщиком дешевых услуг (в частности, транспортных, поч-тово-телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая, таким образом, издержки в частном секторе.
Активно используется государственный сектор как средство государственного регулирования экономики. Так, в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как правило, растут. Таким образом правительственные органы стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы. Государственный сектор играет заметную роль в государственной структурной политике. Государство создает новые объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности, отраслях или регионах, куда частный капитал притекает недостаточно. Так, государственный сектор играет огромную роль в НИОКР, подготовке и переподготовке кадров. Государственные фирмы занимаются и внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж, зачастую выступая пионерами во внедрении национального капитала в какую-либо страну (например, участие германского концерна “Volkswagen”, частично находившегося в собственности федерального и земельного правительств, в автомобильной промышленности Чехии).
В целом государственный сектор служит дополнением частного хозяйства там и такой мере, где и насколько мотивация для частного капитала оказывается недостаточной. В результате государственный сектор служит повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения вало-вого внутреннего продукта (валовый внутренний продукт — это сово-купная стоимость продукции сферы материального производства и сферы услуг, независимо от национальной принадлежности пред-приятий, расположенных на территории данной страны).
Размеры государственного сектора, его доля в национальной экономике, изменяются не только в результате нового строительства и приобретения, но и как следствие приватизации — продажи рента-бельных, реконструированных объектов государственного сектора частному капиталу. В 80-х и 90-х годах эта тенденция заметно уси-лилась.
Наряду с перечисленными инструментами государственного регулирования экономики, имеющими внутриэкономическую нап-равленность, существует арсенал средств внешнеэкономического ре-
гулирования.
Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи: изменение учетной ставки, налогообложения, новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал и др.
Однако имеются и специальные инструменты непос-редственного воздействия на хозяйственные связи с заграницей. Это, в первую очередь, меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического и административного опыта: кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена количественных ограничений, изменение пошлины во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, изменение условий его функционирования, качественная селекция (с точки зрения отраслевой направленности и технического уровня) поступающего из-за границы капитала, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях, интеграционных государственных объединениях.
Отдельные инструменты государственной экономической поли-тики могут употребляться в различных целях, в различных сочета-ниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место того или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования экономики в конкретный период.
В мире функционирует несколько продолжение
–PAGE_BREAK–