«Государственное управление экологопользованием и охраной окружающей среды»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КОВРОВСКИЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛЕДЖ» КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По дисциплине: Экологическое право Тема: «Государственное управление экологопользованием и охраной окружающей среды». Специальность: Правоведение Группа: 08зЮ1 Выполнила:
Климова С.И. Проверил преподаватель: Седова Юлия Николаевна Ковров 2010г. Содержание: 1. Введение …. 3 – 2. Понятие экологического права… 3. Понятие государственного управления…. 4. Методы правового регулирования ….5 – 7 Метод экологизации…. 6 Метод общественного участия…. 6 Схема метода экологического права….6 – 5. Цели и задачи управления природопользованием… 7 6.
Функции управления природопользованием и охраной окружающей среды … 7 – 7. Юридическая ответственность за экологические правонарушения….… 8 – 8. Используемая литература…1. Введение Термин «экология» был введен немецким биологом-эволюционистом Э. Геккелем для обозначения специальной биологической науки о взаимоотношении организмов между собой и средой их обитания. В настоящее время под экологическим правом понимается система знаний о связях,
взаимообусловленности и взаимопроникновении всех элементов экосистемы, наука о Земле. В 1980-е вошло в оборот понятие ” экология человека”-дисциплина , изучающая закономерности взаимоотношений в биосфере , а также эволюцию и развитие антропосистемы . Формирование экологического права в России и странах мира обусловлено появлением экологической проблемы во2-й половине XX столетия как проблемы опасной деградации окружающей природной среды под влиянием человеческой
деятельности . В начале XXстолетия большое значение приобретают мероприятия по охране природы в экономических целях – для сохранения источников сырья и запасов природных ресурсов. Эти интересы обусловили самостоятельное развитие отраслей земельного , водного , горного , лесного права , образовавших » природоресурсное право” . На современном этапе научного развития экологию человека рассматривают как науку, систематизирующую данные отраслевых наук – медико-биологических, географических , исторических и общественных . Особый интерес на наш взгляд представляет , юридическая экология, разрабатывающая систему нормативно-правовых актов, направленных на охрану окружающей среды. Юридический аспект экологии человека может быть включен в юридическую экологию в качестве подотрасли экологического права. Как подотрасль экологического права экология человека представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения человека и природы.
Экологическое право-это самостоятельная отрасль права в правовой системе России, исторически сформировавшаяся в связи с выделением экологических интересов общества в самостоятельную категорию. Экологическое право образуют правовые нормы, регулирующие поведение людей по отношению к окружающей природной среде . Формирование экологического права обусловлено появлением экологической проблемы во второй половине XX столетия как проблемы опасной деградации окружающей природной среды под
влиянием человеческой деятельности. Под воздействием этого в обществе развивается понимание необходимости подчинения своих действий требованиям, способным обеспечить благоприятное состояние окружающей среды как необходимого условия выживания современной и будущей цивилизаций, стабильного и бескризисного развития общества. Целеустремленная деятельность государств по охра не природы начинается с конца XIX столетия с практических шагов по охране памятников природы, уникальных, красивых и ценных природных
объектов. В этот период по всему миру создается сеть особо охраняемых территорий. В начале XX столетия все возрастающее воздействие приобретают мероприятия по охране природы в экономических целях – для сохранения источников сырья и запасов природных ресурсов. Эти интересы обусловили самостоятельное развитие отраслей земельного, водного, горного, лесного права, которые позднее образовали единое направление под названием “природоресурсовое право”. Затем доминирующее значение в обществе приобретают интересы сохранения благоприятной для человека среды жизни. Эти интересы определили развитие правовой охраны природы и природопользования в направлении консолидации и формирования отрасли экологического права. Учитывая , что причины и факторы, обусловившие необходимость охраны окружающей среды не исчезают, а усиливаются, в дальнейшем значение экологического права будет возрастать. Эти причины и факторы включали: рост народонаселения в условиях неограниченного пространства
и ограниченных природных ресурсов, рост производственных сил, сопровождаемый усилением вмешательства человека в природные процессы, истощением природных ресурсов, загрязнением природной среды, урбанизация и связанное с этим количественное увеличение и качественное усложнение человеческих потребностей. Своей целью экологическое право ставит конструирование модели экологически корректного, максимально соответствующего законам природы поведения людей. 2.
Понятие экологического права Экологическое право как отрасль права представляет собой систему правовых норм, регулирующих экологические общественные отношения для достижения гармоничных отношений между обществом и природой. Под экологическим правом понимают также одну из отраслей права, систему правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений людей.
Общественные отношения могут быть направлены как на удовлетворение постоянно растущих потребностей человека в природных ресурсах Земли (природоресурсовые отношения), так и на охрану природной среды жизнедеятельности человек (природоохранительные отношения). Таким образом, экологическое право – это отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений людей. 3. Понятие государственного управления. Понятие государственного управления в отрасли охраны окружающей природной среды есть производным от понятия государственного управления в целом. Под последним понимают определенный вид деятельности органов государства, которое имеет исполнительный и предписывающий характер, заключается в организующем влиянии на общественные отношения путем применения государственно властных полномочий.
Государственному управлению присущи все признаки исполнительной власти. С учетом этого государственное управление в отрасли охраны окружающей естественной среды является видом деятельности органов исполнительной власти по реализации внутренней и внешней экологической политики государства, ее внутренней и внешней экологических функций. Управление в отрасли охраны окружающей естественной среды – урегулированы правовыми нормами общественные
отношения, в которых реализуется деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, направленная на обеспечение эффективного использования природных ресурсов, охраны окружающей естественной среды, экологической безопасности, юридическими и физическими лицами, соблюдение экологического законодательства, предупреждения экологических правонарушений и защита экологических прав граждан. 4 . Метод правового регулирования экологического права.
Метод правового регулирования – это способ правового воздействия на экологические общественные отношения со стороны государства. Он характеризует юридическое положение сторон в правоотношении; юридические факты (возникновение, изменение, прекращение правоотношений); определение прав и обязанностей субъектов; защиту их прав и законных интересов и т.д. Методы правового регулирования обуславливаются характером регулируемых отношений. Однако структура методов не является точным отражением структуры регулируемых общественных отношений. В экологическом праве выделяют два метода правового регулирования: 1 . Метод экологизации – направлен на гармонизацию отношений общества и природы. Его применение заключается в том, что любой вид экологопользования связан с применением законов природы и может быть успешно реализован при условии подчинения данным законам. Этот метод сочетает в себе общеэкологический подход с дифференцированным.
Он имеет следующие составляющие: 1.1. закрепление в законодательстве элементов экологической системы страны, экономически и экологически значимых, использование либо воздействие на которые нуждается в правовом регулировании и обеспечении (Ф. З. от 17 . 12 . 1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне РФ»). 1.2. закрепление в законодательстве структур органов, осуществляющих регулирование использования
природных объектов, контролирующих сохранность и воспроизводство экологической системы страны. 1.3. закрепление в законодательстве круга экологопользователей, а также физических и юридических лиц, неизбежно влияющих на экосистему страны. 1.4.четкая регламентация правил экологопользования, которые обуславливаются спецификой объекта экологопользования и правовым статусом экологопользователя. 1.5. установление юридической ответственности за нарушение правил экологопользования.
Законом предусмотрена: дисциплинарная, административная, материальная, уголовная и специальная ответственность. 2 . Метод общественного участия обусловлен тем, что экологическое право имеет своим источником совокупный общественный интерес в сохранении и воспроизводстве объектов окружающей среды. Данный метод основывается на следующих принципах: 2.1.взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления. 2.2. обязательный учет экологических общественных интересов. 2.3.информирование общественности и доступность нормотворчества для граждан. Схема метода экологического права: Метод экологического права Способ воздействия на общественные отношения с помощью норм права: 1. Императивный 2.Диспозитивный Реализация: • Через систему нормативов качества окружающей среды • Путем установления пределов допускаемых субъектами воздействий на окружающую среду •
Посредством установления политически, организационных, экономических, юридических гарантий и исполнения эколого – правовых требований 5. Цели и задачи. Цели и задачи управления природопользованием достигаются выполнением государственными и другими органами ряда функций, то есть видов деятельности, которые необходимы для оптимальной организации рационального использования и охраны естественных объектов или окружающей среды в целом. Особенностью такого управления является его дифференциация преимущественно за видами
природных ресурсов, независимо от того, в каких отраслях общественного производства они используются. Поэтому виды и содержание этих функций относительно каждого естественного объекта выплывают из социальных, экологических и естественно научных требований относительно организации его использования и охраны. Требования закрепляются в соответствующих правовых нормах экологического законодательства. Органами государственного управления в отрасли охраны окружающей естественной среды специальной компетенции
являются центральные органы исполнительной власти и правительственные органы государственного управления с подчиненными им территориальными подразделами , для которых обеспечение реализации экологической политики на общегосударственном и местном уровнях является единственным , главным назначением . 6. Функции управления природопользованием и охраной окружающей среды. Экологическое и социальное значение управления в рассматриваемой сфере в целом и государственного особенно определяется тем, что путем последовательной реализации требований законодательства относительно распоряжения природными ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, обеспечивается соблюдение экологических прав и законных интересов человека и гражданина. Прежде всего в рамках управления (а затем – с помощью правоохранительных органов) достигаются цели, поставленные правом окружающей среды, и его эффективность.
Вопрос о субъектах управления в данной сфере тесно связан с вопросом о видах управления. Управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется общественными формированиями, юридическими лицами, государственными и муниципальными органами. Соответственно, можно выделить общественное, производственное, отраслевое (ведомственное) и государственное управление. Хотя муниципальные органы не являются в соответствии с
Конституцией РФ государственными, но они наделяются государственно-властными полномочиями, в силу чего их управленческая деятельность не выделяется в отдельный вид управления в рассматриваемой сфере. Так как в соответствии с экологическим законодательством задачи по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды выполняются названными субъектами разные, соответственно и содержание управления, осуществляемое в рамках того или иного вида управления, – тоже разное.
Оно складывается из ряда функций управления. Функция управления представляет собой постоянное направление деятельности по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования 7. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Характеризуя юридическую ответственность, необходимо отметить, что правовые нормы, устанавливающие различные виды ответственности за экологические правонарушения, представляют собой самостоятельный и в то же время комплексный институт экологического права, который объединяет нормы уголовного, административного, гражданского законодательства, а также нормы экологического и природоресурсовых отраслей законодательства (земельного, горного, водного, лесного и т.п.) Юридическая ответственность является следствием совершенного экологического правонарушения. Согласно ст. 81 Закона РСФСР от 19 декабря 1991г. «Об охране окружающей природной среды» экологическое правонарушение – это
виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. В зависимости от степени общественной опасности и наступивших вредных последствий (причинения вреда жизни и здоровью человека, окружающей природной среде, ущерба природным ресурсам, объектам и отдельным компонентам), а также субъектов экологических правонарушений могут наступить следующие виды юридической ответственности: уголовная, административная, гражданско-
правовая, материальная, дисциплинарная ответственность. Экологическое преступление – это виновное, противоправное, общественно опасное деяние, посягающее на установленный в России экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. Экологические общественные отношения в УК РФ выделены в специальную главу, которая так и именуется
«Экологические преступления». Виды административной ответственности определены кодексом об административных правонарушениях. Перечень экологических правонарушений установлен ст. 84 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды». К ним, в частности, отнесены: несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей природной среды; невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключениях экологической экспертизы, а также предоставление заведомо неправильных и необоснованных экспертных заключений; нарушение экологических требований при планировании, технико-экологическом обосновании, проектировании и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов; загрязнения окружающей природной среды и причинение вследствие этого вреда здоровью человека, растительному и животному миру, имуществу граждан и юридических лиц; порча, повреждение, уничтожение природных объектов, в том числе
памятников природы, истощение и разрушение природно-заповедных комплексов и естественных экологических систем; невыполнение обязательных мер по восстановлению нарушенной окружающей природной среды и воспроизводству природных ресурсов; неподчинение предписаниям органов, осуществляющих государственный экологический контроль; нарушение экологических требований по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию или захоронению производственных и бытовых отходов; нарушение различных видов нормативов предельно допустимых
уровней радиационного, шумового, биологического и иного вредного воздействия на окружающую природную среду; незаконное расходование средств экологических фондов на цели, не связанные с природоохранительной деятельностью и другие правонарушения. Используемая литература: 1. Б.В. Ерофеев. Экологическое право России. – М 2006 г.; 2. Г.В. Мальцева. Правоведение. учебник. – М 2003 г.;
3. Л.А. Бадурдинова. Правоведение. Методические рекомендации. – Новосибирск, 2007 г.; 4. Петров. М. Экологическое право. – М 1997 г.; 5 . Гучков В. В. Экологическое право. – М 2001 г.