–PAGE_BREAK–
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТОВ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
2.1 Структура доходной части бюджета Санкт-Петербурга
В структуре доходов Санкт-Петербурга основными источниками доходов бюджета являются; налог на прибыль организаций; налог на доходы физических лиц, доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (в том числе доходы от сдачи имущества в аренду); налог на имущество организаций; акцизы.
Несмотря, на потери по налогу на прибыль в связи с изменением порядка определения налогооблагаемой базы, сумма поступлений по данному налогу в 2006 году была увеличена на 19% относительно суммы, утвержденной в 2005 году.
Данное увеличение обусловлено дальнейшим улучшением финансового состояния предприятий Санкт-Петербурга, как в связи с ростом макроэкономических показателей, так и в результате совокупного влияния изменений налогового законодательства. Сумма налога в бюджете Санкт-Петербурга составила 32 972,0 млн. рублей.
Поступления от налога на доходы физических лиц по сравнению с 2005 годом возросли на 9,1 млн. рублей (26%). Это обусловлено, прежде всего, ростом фонда оплаты труда по основным отраслям экономики, а также реализацией в бюджете Санкт-Петербурга на 2006 год целевых установок Правительства Санкт-Петербурга по увеличению заработной платы работников бюджетных учреждений Санкт-Петербурга.
Кроме того, на рост оплаты труда в 2006 году положительное влияние оказало решение федеральных органов власти по увеличению оплаты труда работников бюджетной сферы.
Налог на имущество организаций составлял5% в общей сумме доходов бюджета Санкт-Петербурга, что объясняется открытостью налогооблагаемой базы и ожидаемым ростом инвестиционной активности в Санкт-Петербурге в 2006 году. Следует отметить, что несмотря на отмену на федеральном уровне с 01.01.2006 года льгот, распространяющихся на объекты ЖКХ, социально-культурной сферы и научных организаций, на территории Санкт-Петербурга сохраняется их действие в соответствии с полномочиями, предоставленными НК РФ субъектам Российской Федерации по установлению льгот по данному налогу. Сумма налога в бюджете возрастала на 1,2% к уровню 2005 года и составила 7 016,4 млн. рублей.
Кроме указанного налога на имущество организаций к налогам на имущество относятся также транспортный налог, налог на игорный бизнес и земельный налог. Доля указанных имущественных налогов составляет 9,3% в общей сумме доходов бюджета Санкт-Петербурга.
Налог на игорный бизнесбыл рассчитан в соответствии с действующим налоговым законодательством и количеством установленного оборудования.
Расчет транспортного налогана 2006 год произведен на основании Закона Санкт-Петербурга «О внесении дополнения в Закон Санкт-Петербурга «О транспортном налоге».
Сохранен на 2006 год действующий в соответствии с федеральным законодательством порядок зачисления акцизов в бюджет Санкт-Петербурга по горюче-смазочным материалам (ГСМ).
Основную массу акцизов на ГСМв бюджете Санкт-Петербурга образуют акцизы, исчисленные по нормативу 50% от объемов продаж нефтепродуктов на всей территории России. Как и в 2005 году, федеральным бюджетом на 2006 год за Санкт-Петербургом закреплена доля в размере 5,2764%, в соответствии с которой были перечислены акцизы на нефтепродукты в бюджет Санкт-Петербурга в 2006 году. Объем их в бюджете Санкт-Петербурга составляет 3556,2 млн. рублей.
В соответствии с внесенными в НК РФ изменениями, ставки акцизов на алкогольную продукциюувеличены на инфляционную составляющую (за исключением натуральных и шампанских вин). Кроме того, на основании статьи 17 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год» с 2006 года изменен порядок зачисления акцизов в бюджет Санкт-Петербурга на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта от 9% до 25% (за исключением вин) и с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин). В бюджет Санкт-Петербурга направляется 20% отчислений от суммы уплаты акцизов на алкогольную продукцию, а 80% отчислений направляются для распределения в бюджеты субъектов по нормативам, установленным в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2006 год». Для Санкт-Петербурга установлен норматив 0,03639.
В бюджете Санкт-Петербурга расчет акцизов на пиво, вино и алкогольную продукциюпроизведен на основании планируемых предприятиями города объемов реализации продукции в 2006 году, с учетом отмены с 2006 года порядка реализации продукции на акцизные склады.
Плановое поступление в бюджет Санкт-Петербурга акцизов по алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта от 9% до 25% и свыше 25% оценивается в размере 2 945,0 млн. рублей, из них 2 333,1 млн. рублей по нормативу, установленному Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 год» от объемов акцизов этой группы, по ступивших в целом по РФ.
Темп роста акцизов на пиво к уточненному бюджету 2005 года составляет 14,6%, а акцизов на вино 13,3%.
Все большую значимость в качестве основных источников доходов местных бюджетов приобретают налоги на совокупный доход, в связи с чем уменьшается их доля в доходах бюджета Санкт-Петербурга: в 2005 году — 1,6%, в 2006 году-1,3%.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в бюджет Санкт-Петербурга включаются доходы бюджетных учреждений от платных услуг, от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход. Указанные доходы включены в бюджет Санкт-Петербурга на 2006 год по расчетам главных распорядителей бюджетных средств и утверждены в отдельном Приложении к бюджету.
Указанные доходы возросли по сравнению с 2005 го дом на 2,5 млрд. рублей, составив 14,8 млрд. рублей или 10,2% в общей сумме доходов бюджета Санкт-Петербурга и в полном объеме направляются на финансирование расходов соответствующих бюджетных организаций, что отражено в расходной части бюджета.
Из указанных средств 9,3 млрд. рублей составляют доходы медицинских учреждений от страховых компаний. Медицинские учреждения, работающие со страховыми организациями, подведомственны как Комитету по здраво охранению, так, частично, и районным администрациям.
В 2006 году по сравнению с 2005 годом значительно сократились доходы от предпринимательской деятельности и соответствующие расходы, распорядителем которых является Комитет по управлению городским имуществом, что связано с предстоящей в 2006 году реорганизацией под ведомственного ему государственного учреждения «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости» (ГУ«ГУИОН»), доходы которого учитывались в бюджете Санкт-Петербурга и составляли в 2005 году 380,6 млн. рублей, в государственное унитарное предприятие (в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга №1828 от 28.11.2005 «О совершенствовании системы технического учета и технической инвентаризации объектов недвижимого имущества Санкт-Петербурга»).
В соответствии с прогнозами главных распорядителей бюджетных средств в 2006 году по сравнению с 2005 го дом сокращаются доходы от оказания платных услуг и соответствующие расходы по Жилищному комитету, Управлению ветеринарии Санкт-Петербурга, Комитета по строительству, Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, Комитета по инвестициям и стратегическим проектам, Комитета по туризму и развитию курортов и некоторым другим комитетам и управлениям.
Основные средства, полученные в 2006 году за счет доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, — 10,2 млрд. рублей или 68% — будут направлены на оплату труда работников бюджетных учреждений, в том числе 7,6 млрд. рублей на оплату труда сотрудников медицинских учреждений за счет доходов страховых компаний.
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности будут направлены также на следующие расходы: на увеличение стоимости материальных запасов — 2,7 млрд. рублей (17,7%); на увеличение стоимости основных средств — 514,3 млн. рублей (3,4%); на приобретение услуг — 1,6 млрд. рублей (10,4%), в том числе на оплату коммунальных услуг — 324,5 млн. рублей (2,2%), на услуги по содержанию имущества — 574,5 млн. рублей (3,8%)[8].
2.2 Сравнительный анализ доходной части бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга на 2006 год
Москва и Санкт-Петербург являются городами федерального значения со схожими системами местного самоуправления (ст. 85 п. 1 Конституции РФ). Оба города — регионы-доноры, имеют не сырьевой, а индустриальный характер экономики. Экономическая среда городов благоприятна для создания и ведения бизнеса, что подтверждается высокими темпами экономического роста в последние годы. Они являются локомотивами развития в нашей стране, чем стимулируют развитие остальных субъектов Российской Федерации, занимают лидирующие позиции в рейтингах инвестиционной привлекательности среди Российских регионов. В 2005 году, по оценке рейтингового агентства «Эксперт РА», Санкт-Петербург занял первое место в рейтинге инвестиционной привлекательности среди регионов России, в первую пятерку вошла и Москва, к тому же данные субъекты уже не первый год имеют высокий инвестиционный рейтинг и по линии ведущих международных рейтинговых агентств.
Москва и Санкт-Петербург являются крупнейшими мегаполисами РФ, население которых составляет соответственно 10,4 и 4,6 млн. человек, то есть каждый десятый житель России проживает в Москве или Санкт-Петербурге.
Объемы доходов бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, являющихся субъектами РФ, в сумме составляют почти четвертую часть в общей сумме доходов территориальных бюджетов РФ (без учета безвозмездных перечислений из федерального бюджета), занимая при этом на протяжении последних лет первое и третье места соответственно по уровню доходов среди 89-ти субъектов РФ.
В таблице 1 представлена доля доходов наиболее значимых территориальных бюджетов в общей сумме доходов территориальных бюджетов субъектов РФ. Данные в таблице представлены без учета безвозмездных перечислений из федерального бюджета.
Таблица 1. Доля доходов наиболее значимых территориальных бюджетов в общей сумме доходов территориальных бюджетов субъектов РФ ( %).
Город
2003 год
2004 год
Москва
20,5
18,7
Ханты-Мансийский АО
6,3
7,2
Санкт-Петербург
4,6
4,5
Московская область
4,5
4,4
Республика Татарстан
2,8
2,9
Суммарные доходы Москвы и Санкт-Петербурга
25,1
23,2
Итак, Москва и Санкт-Петербург имеют сходную структуру муниципального устройства, сопоставимы по характеру формирования доходной части, что позволяют провести прямое сопоставление доходной части бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга на 2006 год.
В соответствии с БК РФ проекты бюджетов Москвы и Санкт-Петербург на 2006 год были составлены на основании показателей перспективного финансового плана на 2006-2008 годы и оценки исполнения бюджета в 2005 году.
Оценка социально-экономических показателей за 2005 и 2006 годы по Санкт-Петербургу являются более оптимистичными по сравнению с оценкой аналогичных показателей по Москве.
Таблица 2. Основные показатели социально-экономического положения городов Москвы и Санкт-Петербурга в 2005-2006 годах (в % к предыдущему году).
Наименование показателей
Москва
Санкт-Петербург
2005
200666
2005
2006
Индекс потребительских цен в среднем за год
112,0%
110,0%
114,5%
109,4%
Этап роста ВРП в сопоставимых ценах
107,0%
106,5%
108,0%
108,3%
Продукция промышленности (в сопоставимых ценах)
107,0%
107,0%
110,0%
104,0%
Фонд заработной платы и выплаты социального характера
112,0%
117,0%
125,8%
120,4%
Реально располагаемые доходы населения
107,2%
105,3%
119,2%
110,5%
Объем платных услуг населению (в сопоставимых ценах)
101,0%
101,0%
103,5%
109,0%
Оценка темпа роста ВРП за аналогичный период в сопоставимых ценах по Санкт-Петербургу выше, чем в Москве. Ежегодный прирост валового регионального продукта по Санкт-Петербургу в 2005 году стабильно превышал 8% и прогнозировался на 2006 год на уровне 8,3% к предыдущему году.
Фонда заработной платы и выплаты социального характера за 2006 год в Санкт-Петербурге составлял 120,4%, что выше, чем в Москве на 3%. Реально располагаемые доходы населения составляли по Санкт-Петербургу на уровне 110,5%, что выше, чем в Москве на 5,2%.
Индекс потребительских цен в среднем за год по Санкт-Петербургу оказался ниже на 1%, чем в Москве. При этом по оценке 2005 года Санкт-Петербург опережает Москву по этому показателю на 2,5%.
Объем валового регионального продукта по Москве превышает аналогичный показатель по Санкт-Петербургу в 5,6 раза. Доходы бюджета Москвы в 2006 году составляли 12,2% в объеме ВРП в столице, доля доходов бюджета Санкт-Петербурга в объеме ВРП по Санкт-Петербургу была оценена в размере 19,7%.
Доходная часть бюджета Москвы превысила доходы Санкт-Петербурга в 3,5 раза.
Формирование доходной части бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга на 2006 год осуществлялся исходя из основных положений налоговой реформы, проводимой федеральным центром, прогноза социально-экономического развития и оценки исполнения бюджета в 2005 году. В расчетах доходов бюджетов учитывались также принятые федеральные законы, предусматривающие внесение изменений и дополнений в Налоговый и Бюджетный кодексы.
В структуре доходов и Москвы, и Санкт-Петербурга основными источниками доходов бюджета являлись: налог на прибыль организаций (43,6% и 26,8% соответственно); налог на доходы физических лиц (33,6% и 36%), доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (5,7% и 15,6%); налог на имущество организаций (4,8% и 5,7%); акцизы (3,8% и 8,4%). Основные источники доходов бюджетов на 2006 год Москвы и Санкт-Петербурга наглядно представлены в таблице 3.
Таблица 3. Основные источники доходов бюджетов на 2006 год городов Москвы и Санкт-Петербурга (удельный вес в сумме доходов бюджета).
№
Источники доходов
Москва
Санкт-Петербург
1
Налог на прибыль организаций
43,6%
26,8%
2
Налог на доходы физических лиц
33,6%
36,0%
3
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности
5,7%
15,6%
4
Налог на имущество организаций
4,8%
5,7%
5
Акцизы
3,8%
8,4%
Удельный вес указанных 5-ти доходных источников
91,6%
92,5%
6
Доходы от продажи квартир
2,8%
0,1%
7
Налоги на совокупный доход
1,2%
1,5%
8
Налог на игорный бизнес
0,9%
2,1%
9
Доходы от реализации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности
0,5%
1,2%
10
Земельный налог
0,2%
0,6%
Удельный вес указанных 10-ти доходных источников
97,1%
98,0%
При сравнении удельных весов доходной части бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга следует отметить, что по двум основным источникам, а именно по налогу на прибыль организаций и по доходам от продажи квартир, эти значения выше в бюджете Москвы. При этом необходимо отметить, что если сумма доходов бюджета Москвы в 3,5 раза превышает сумму доходов Санкт-Петербурга, то объем налога на прибыль больше в Москве в 6,7 раза, а объем доходов от продажи квартир в Москве в 202 раза выше, чем в Санкт-Петербурге.
Налог на прибыль организаций в бюджете Москвы занимает ведущее место — 43,6%, что объясняется зачислением в бюджет столицы прибыли общероссийских предприятий. Например, четвертую часть доходов по налогу на прибыль в 2006 году составляли поступления от ОАО «Газпром» (11,2%) и предприятий нефтяной и газовой промышленности (13,9%).
Доли налога на доходы физических лиц в бюджетах Москвы и Санкт-Петербурга были близки по своему значению — 33,6% и 36,0% соответственно.
Интересно отметить, что основой расчетов поступлений является фонд оплаты труда, объем которого в Москве в 4,5 раза выше, чем в Санкт-Петербурге, при этом облагаемая база (то есть фонд оплаты труда за вычетом предоставляемых по налогу льгот отдельным категориям плательщиков и с учетом собираемости налога) уже только в 3,8 раза выше в Москве по сравнению с Санкт-Петербургом. В расчете на каждого жителя ежемесячный фонд оплаты труда, облагаемый подоходным налогом, составили в Москве 10,5 тыс. рублей, в Санкт-Петербурге 6,3 тыс. рублей, то есть в 1,7 раза меньше. В результате (который, безусловно, является очень усредненным) — каждый житель Москвы ежемесячно платит подоходный налог в размере 1400 рублей, житель Санкт-Петербурга в 1,7 раза меньше — 800 рублей.
Рост доходов бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга находится в прямой зависимости от экстенсивного фактора производства ВРП — от количества населения, занятого в экономике. Данное соотношение устойчиво и зависит от двух переменных — от численности занятых в экономике и от размера среднемесячной номинальной начисленной заработной платы на одного работника. Иными словами, чем больше занятого населения, тем больше доходы бюджета при всех прочих равных условиях. Санкт-Петербург уступает Москве в размере среднемесячной номинальной начисленной заработной платы на одного работника, но по годовым темпам ее роста, наоборот, опережает.
Необходимо также отметить, что при формировании бюджетов муниципальных образований Москвы в 2006 году был предусмотрен налог на доходы физических лиц, зачисляемый в местные бюджеты по дифференцированным нормативам. Всего по указанному источнику в доходы местных бюджетов в 2006 году поступило порядка 0,45% от общей суммы налога на доходы физических лиц, собираемого в Москве.
Доходы от собственности имеют значительно более существенное значение в доходах бюджета Санкт-Петербурга — 15,6%, чем в доходах бюджета Москвы — 5,7%, включая и доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, которые составляли 5,3% в доходах бюджета Санкт-Петербурга и 4,7% в доходах бюджета Москвы. Еще 4,9% доходов бюджета Санкт-Петербурга, относящихся к доходам от собственности, составляли средства от инвесторов на развитие городской инфраструктуры в результате предоставления объектов недвижимости и имущественных прав на них на инвестиционных условиях.
В 2006 году объем налога на имущество организаций оказались в Москве в 3,5 раза выше, чем в Санкт-Петербурге, что связано с облагаемой базой — объемом основных и оборотных средств организаций. Ставка налога составила 2,2% в обоих городах. При этом доля налога на имущество организаций в доходах бюджета Санкт-Петербурге выше, чем в Москве — 5,7% и 4,8% соответственно.
В бюджете Санкт-Петербурга значительно выше доля акцизов (8,4%) по сравнению с долей акцизов в бюджете Москвы (3,8%).
В структуре акцизных поступлений в бюджет Москвы наиболее значимыми являются поступления акцизов на бензин автомобильный, которые составляют практически половину всех акцизов (48%), а также акцизы на дизельное топливо (20%) и алкогольную продукцию (25%).
В Санкт-Петербурге наиболее значимыми являются поступления акцизов на пиво (27%) и на бензин автомобильный (27%), а также на алкогольную продукцию (22%). Таким образом, местные пивоваренные компании вносят значительный вклад в доходы бюджета по указанному доходному источнику[9].
продолжение
–PAGE_BREAK–