Содержание: 1. Введение стр. 2. Методы формирования государственных доходов стр. 3. Расходы государственного бюджета стр. 4. Принципы бюджетного финансирования стр. 5. Заключение стр. 11 Введение. Тема моей курсовой работы «Государственные финансы: методы формирования и использования государственного бюджета». Государственные финансы являются важной сферой финансовой системы страны, призванной обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения
экономических, социальных и политических функций. По экономической сущности государственные финансы являются инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. В течение многих лет формы и методы изъятия средств в бюджет подвергались различным изменениям. Одни платежи полностью отмирали и заменялись новыми, другие частично корректировались. Так, вместо налога с оборота и налога с продаж был установлен налог на добавленную стоимость и акцизные
сборы; вместо отчислений от прибыли – налог на прибыль. К средствам, мобилизуемым через государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды, используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним относятся государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона и др. В своей работе я хочу разобрать методы формирования государственных доходов,
рассмотреть функции государственного дохода, подробнее остановиться на экономической сущности государственных расходов, выделить основные задачи в области расходов бюджета. Методы формирования государственных доходов. Для производства общественных благ и регулирования хозяйства государству нужны деньги. Где взять эти деньги? Существует несколько источников дохода, которые формируют бюджет правительства. Первейший и основной из них — налоги — обязательные платежи государству физических
и юридических лиц. Подавляющую часть в государственных доходах занимают: подоходный налог, налог на прибыль, имущественные и социальные налоги. Различают налоги прямые и косвенные: прямые налоги взимаются непосредственно с дохода или имущества, а косвенные включаются в цену продукции (налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы). Налог — самый простой метод формирования государственных доходов, но увеличение налогового бремени отрицательно сказывается на развитии экономики и приводит к увеличению
недовольства со стороны населения. Кроме налогов у государства могут быть еще и другие источники дохода, которые связаны с его участием тем или иным образом в рыночной деятельности. 1. Государство может владеть фирмами и получать прибыль от их деятельности. Например, если в государственной собственности находятся фабрики по производству спичек, то вся прибыль этих фабрик будет поступать в бюджет. Государство может установить государственную монополию (или регалию)
на производство какого-либо блага и получать прибыль путем беспрепятственного повышения цены. Например, государство может владеть предприятиями, производящими спиртные напитки, и получать монопольную прибыль от продажи этого блага по высоким ценам. 2. Государство может объявить себя собственником всех природных ресурсов и взимать плату за их использование. Таким образом, рента будет не доходом какого-то частного владельца, а источником наполнения бюджета.
Поскольку собственность на ресурсы не является священным правом отдельного лица, рента за использование природных ресурсов является вполне уместным видом дохода. 3. Государство может продавать государственное имущество, чтобы получить за это деньги. Сдавая государственную собственность в аренду, государство также получает определенный доход, который извлекается ровно столько времени, сколько данная собственность предоставляется в аренду.
Если у государства есть запасы каких-либо драгоценностей (золота, драгоценных камней, произведений искусства) или ценных бумаг, оно тоже может продать их для получения денег. Указанный метод является высокорентабельным и прибыльным, но при его использовании экономика страны подвергается излишнему риску. Кроме того, государство способно продавать в частную собственность природные ресурсы (например, землю), которые принадлежат всему обществу.
К источникам дохода государственного бюджета можно отнести: — неналоговые поступления, представляющие собой внебюджетный способ изъятия (например, при конфискации имущества в соответствии с судебным решением); — кредит (государственные внутренние и внешние займы). Кредит — достаточно быстрый способ получения денежных ресурсов и не вызывает особого недовольства со стороны населения. Негативные последствия такого способа получения финансовых ресурсов в распоряжение
государства проявляются не сразу. Любая форма долга государства приводит к увеличению потребности в денежных ресурсах в будущем. — эмиссия денежных средств. Проводя эмиссию, государство может очень быстро пополнить свои запасы денег. Единственное, что сдерживает активное использование данного способа мобилизации средств — это инфляция, сопутствующая денежной эмиссии, которая вызовет в дальнейшем еще больший дефицит государственных средств
и социальную напряженность в обществе. Расходы государственного бюджета. Когда бюджет сформирован, образуется некоторая общая сумма денег, которая может быть потрачена на различные нужды. 1. Расходы на общественные блага. Общественные блага являются одним из главных направлений расходования средств бюджета. Любое общественное благо требует двух видов расходов. Сначала требуются капитальные расходы, связанные с созданием капитального общественного блага.
А потом необходимо постоянно совершать текущие расходы на содержание этого общественного блага. Например, для создания маяка нужно сначала затратить, например, 10 млн. рублей на постройку башни, установку фонаря и т. д. (капитальные затраты). А затем нужно регулярно тратить, например, 200 тыс. рублей на покупку энергии или топлива, зарплату смотрителю маяка и т. д. (текущие затраты). Соотношение капитальных и текущих затрат различается для
разных общественных благ. Некоторые виды общественных благ требуют очень небольших текущих затрат – например, хорошо построенная дорога, которую не нужно постоянно ремонтировать (если только не произошло стихийного бедствия). Но некоторые виды общественных благ требуют больших текущих затрат – например, армия, которую нужно одевать и кормить, покупать новое вооружение, патроны, снаряды и т. д. Кроме этого, если вооружение необходимо постоянно совершенствовать, придется осуществлять расходы на
научные исследования и технологические разработки нового оружия. Большинство общественных благ требуют очень больших капитальных затрат, и поэтому государство не может за один год произвести все общественные блага, в которых нуждается население. Капитальные блага создаются постепенно и страна накапливает нужное ей количество благ “безопасность”, “инфраструктура” и т. д. в течение длительного периода времени.
Поэтому каждый год государство может предпринимать только небольшое количество проектов по созданию новых общественных благ (новых дорог, маяков и т. д.), а остальные деньги должно направлять на текущее обслуживание уже существующих общественных благ (если не хочет, чтобы они вышли из строя). Каким образом государство производит общественные блага? Конечно же, необходимость государственного участия не означает, что правительство или парламент будут
сами производить все эти блага. Задача государства – оплатить с помощью собранных денег производство общественных благ. Государство как бы покупает общественные блага и предоставляет их для потребления населению. 2. Перераспределение. Другой важной функцией государства является оказание помощи тем группам населения, которые в ней нуждаются. Для этого тоже используются деньги бюджета, которые выплачиваются представителям этих слоев в виде пенсий, стипендий, пособий или каких-либо других выплат.
В отличие от расходов на общественные блага выплаты пенсий, стипендий и пособий не создают непосредственный спрос на готовые блага, а формируют доходы различных людей. При этом происходит перераспределение доходов в хозяйстве, так как часть доходов одних людей изымается и передается другим людям. Получатели трансфертных платежей направляют эти деньги на рынки потребительских благ и создают спрос на готовые блага. Выплаты из бюджета, создающие доходы людей, называют трансфертными
платежами (или просто трансфертами). Слово “трансферт” происходит от лат. transfereе – “переносить” и означает переход денег, ценных бумаг или имущества от одного владельца к другому. 3. Расходы на содержание государственного аппарата. Любой государственный аппарат представляет собой организацию чиновников с массой вспомогательных “орудий производства” – кабинетами, телефонами, папками и т. д.
Заработная плата чиновников и деньги на приобретение “орудий производства” тоже выплачиваются из бюджета. 4. Счет доходов и расходов. Бюджет имеет несколько источников дохода и несколько способов расходования полученных денег. Чтобы получить наглядное представление о том, откуда были получены и куда направлены деньги, все эти источники и статьи расходов можно изобразить в виде одного счета В случае если правительство истратит не все деньги, в бюджете останутся неистраченные деньги в виде
бюджетного излишка. Государство сможет потратить эти деньги в будущем, а если излишек наблюдается в бюджете постоянно, государство может уменьшить налоги с населения. Но правительство может решить истратить деньги в большем количестве, чем оказалось в бюджете. В этом случае возникает бюджетный дефицит – превышение расходов государства над его доходами. В данном случае, государство может поступить так же, как поступает любой человек, которому не хватает
дохода для обеспечения потребления – взять деньги в долг. Правительство может выйти на рынок капитала, взять деньги на определенный срок и потом вернуть с процентами. При этом оно может обратиться к посреднику (например, банку) или выпустить государственные ценные бумаги. Ставка процента по государственным долгам может быть несколько ниже рыночного процента, так как риск банкротства государства может быть очень небольшим. ”
Порядочное” государство никогда не испортит свою репутацию отказом от долга, а доходы у государства тоже никогда не иссякнут. Государственный заём может и не иметь определенного срока погашения. При этом если государство часто занимает деньги, государственный долг будет расти, так как ежегодные кредиты будут накапливаться и образовывать государственный долг. Так как проценты нужно платить ежегодно, то выплата этих сумм денег, которая называется обслуживанием
государственного долга, может стать достаточно крупным видом расходов и значительно отяготить бюджет. Принципы бюджетного финансирования. Принцип, форма и методы бюджетного финансирования выступают составными элементами самой системы, влияют на результативность ее функционирования. Важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования играют, прежде всего, принципы финансирования. К числу этих принципов относятся: – получение максимального эффекта при минимуме затрат.
Бюджетные средства должны предоставляться лишь при условии обеспечения наибольшей результативности от их использования. Этот эффект может выражаться, с одной стороны, в решении различных задач социально-экономического развития страны, а с другой – в обратном притоке в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований; – целевой характер использования бюджетных ассигнований. Юридические лица получают средства из бюджета только на основе утвержденного бюджета, причем на заранее
обусловленные цели. Строгое соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований; – предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований. Зависимость бюджетного финансирования от выполнения показателей позволяет финансовым органам осуществлять действенный и эффективный контроль над деятельностью предприятий, организаций и учреждений; безвозвратность
бюджетных ассигнований. Предоставление средств без условия их обязательного возврата в государственный бюджет. Однако помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее время все шире применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных ссуд. Проценты по таким ссудам либо не взимаются, либо взимаются по низким ставкам. Бюджетные ссуды выдаются по специальным распоряжениям
Правительства Р.Ф. на выполнение целевых программ развития. Основные задачи в области бюджетных расходов: – сократить число федеральных целевых программ, обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах; снизить расходы на содержание государственного аппарата; – продолжить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику государственно-коммерческого финансирования проектов; – повысить эффективность использования
ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах; – снизить уровень дотаций отдельным отраслям; – усилить контроль за использованием бюджетных средств; – обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование. Расходы государственного бюджета тесно взаимосвязаны с его доходами.
Эта взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов с доходами, а также в их влиянии друг на друга. С одной стороны, объем расходов бюджета лимитируется жесткими рамками поступающих бюджетных доходов, причем последние в свою очередь определяются экономическими возможностями государства. С другой стороны, расходы при надлежащем использовании бюджетных средств могут оказывать обратное влияние на доходы, содействуя росту производства, развитию науки, совершенствованию кадрового потенциала и т.
д. Заключение. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что государственные финансы представляют собой денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства. Эти отношения связанны с формированием финансовых ресурсов государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления.
Государство может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т.д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов
на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономически, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Используемая литература 1. Экономика. Учебник. /
Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большаковой – М.: «Проспект», 1999г. Стр. 298-333 2. «Курс экономики» Учебник – 2-е издание, доп./под ред. Б.А. Райзенберга. – М.: ИНФРА – М, 1999г. Стр. 389-406 3. Учебник М.А. Сторчевого “Основы экономики» http://be.economicus.ru//