Содержание
Введение
Глава 1. Государственныеорганы в механизме государства
1.1 Механизм государства– понятие и признаки
1.2 Понятиегосударственных органов и их классификация
Глава 2.Правоохранительные органы – понятие и признаки
2.1 Понятиеправоохранительной деятельности и ее отличительные признаки
2.2 Понятиеправоохранительных органов
Глава 3. Место и рольправоохранительных органов в механизме современного государства
Заключение
Список используемойлитературы
Введение
Государственнаявласть представляет собой систему особых общественных отношений и деятельностигосударственных органов, которая осуществляется посредством установленныхзаконом форм и методов и направлена на создание демократического режима вобществе, защиту прав и свобод человека и гражданина и обеспечение эффективногогосударственного управления и контроля. Это власть государства, имеющегоконкретные цели, функции и правовые средства воздействия на общественныеотношения. Разнообразные и многочисленные функции государства обусловливаетналичие как специальных органов государства, так и применяемых ими специальныхформ и методов воздействия на общество, на само государство, на граждан,благополучие и безопасность которых составляют основную цель государственнойдеятельности.
Функциигосударства реализуют все государственные органы, составляющие единуюгосударственную власть. В рамках этого единства сохраняются различия в методахи формах реализации функций, а следовательно, выделяются в самостоятельные видыгосударственной деятельности, отличающиеся специфическим назначением, особыми субъектами- государственными органами (государственными служащими), способами реализациигосударственных функций.
Обеспечениебезопасности, равно как и защита конституционного строя, прав и свобод человекаи гражданина, является неотъемлемой частью деятельности государства и согласност. 71 Конституции РФ находится в исключительном ведении Российской Федерации.
В реализациизадач по обеспечению национальной безопасности в пределах своей компетенциипринимают участие различные государственные органы, причем важная роль вобеспечении безопасности отведена правоохранительным органам. В этом состоитактуальность данной работы.
Такимобразом, цель данной работы – определить место, которое занимаютправоохранительные органы в механизме современного государства.
Задачи даннойработы: определить понятие и признаки механизма государства; выяснить, каковоназначение правоохранительных органов; определить место и рольправоохранительных органов в механизме современного государства.
В процессеизучения данной темы была использована литература следующих авторов: Л.В.Буракова, А.Н. Головистиковой, В.Д. Горобец, Ю.А. Дмитриева, А.Н. Миронова,Н.М. Павинского и др.
Глава 1.Государственные органы в механизме государства
1.1 Механизм государства– понятие и признаки
Правоваякатегория «государство» обретает конкретные очертания лишь в связи сдеятельностью этого механизма.
Механизмгосударства — это система государственных органов, призванных осуществлятьгосударственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства естьта реальная организационная и материальная сила, располагая которой государствопроводит ту или иную политику.
Понятие«механизм государства» тесно связано с понятием «государственный аппарата.Последнее принято употреблять в двух смыслах — широком и более узком. В широкомсмысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственныхорганов совпадает с понятием механизма государства, идентично ему. В болееузком смысле под государственным аппаратом принято понимать аппарат государственногоуправления. Именно в этом значении, в смысле совокупностиисполнительно-распорядительных, управленческих органов государства,используется понятие «государственный аппарат» в науке административного права.
В теориигосударства и права понятие государственного аппарата, если иное не оговорено,обычно употребляется в своем широком значении, т. е. как адекватное понятиюмеханизма государства.[1]
Государственныйаппарат — система органов государства, с помощью которых осуществляетсягосударственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие передгосударством на различных этапах его развития цели и задачи.
Построение идеятельность механизма государства осуществляется на основе определенныхпринципов, имеющих объективный характер. Их всесторонний учет, как приобразовании государственных органов, так и в процессе их функционирования,позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управленияобществом.
До недавнеговремени основными принципами организации и деятельности государственногоаппарата российская юридическая наука считала принцип широкого участия масс вуправлении государством; демократический централизм; пролетарскийинтернационализм; социалистическую законность; социалистическую плановость,учет и контроль; партийное руководство деятельностью всех звеньевгосударственного аппарата.[2]
Кардинальныеизменения, происходящие в экономической, политической и других сферахобщественной жизни нашей страны, внесли существенные поправки в структуру,содержание и характер деятельности всех государственных органов.Государственная жизнь начинает строиться на новых принципах, обеспечивающихболее эффективное функционирование механизма государства. К ним относятся:
1) принциппредставительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата.Он обеспечивается демократической избирательной системой, реальными гарантиямисоциально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан,разносторонней деятельностью всех государственных органов, направленной наудовлетворение интересов личности;
2) принципразделения властей (законодательной, исполнительной, судебной), которыйформирует механизмы, исключающие произвол со стороны властных органов идолжностных лиц;
3) принципгласности и открытости в деятельности государственного аппарата. Например,право граждан государства путем общенародных голосований (референдумов)отменять противоречащие интересам народа решения любых органов государства, втом числе и в сфере международных отношений;
4) высокийпрофессионализм и компетентность государственных органов, их способность навысоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни винтересах населения страны. Профессиональный принцип в государственномуправлении означает прежде всего использование квалифицированных работников,для которых управленческая деятельность является основной профессией.Привлечение к государственной службе людей, не обладающих навыками управления,как показала наша отечественная практика государственного строительства,приводит к негативным последствиям. Эти люди, будучи хорошими специалистами в областипромышленного или сельскохозяйственного производства, на государственной службене могут выполнять возложенные на них обязанности достаточно квалифицированно;
5) принципзаконности, правовых основ в деятельности всех составных частей механизма государствав их взаимоотношениях с населением страны и между собой, а также с различнымиобщественными движениями и организациями;
в) принципдемократизма в формировании и деятельности государственных органов, позволяющийучитывать разнообразные интересы подавляющего большинства граждан государства,их религиозные воззрения, особенности национальной культуры, традиций, обычаев;
7) вфедеративных (союзных) государствах важным принципом организации и деятельностигосударственного аппарата является субординация и четкое взаимодействие междуобщефедеральными органами (центром) и государственной властью членов федерации.В национальных федерациях оптимальное разграничение компетенции между нимиимеет особое значение, поскольку такое разграничение обеспечивает самостоятельностьчленов федерации в решении внутренних и внешних задач.
Выяснениепонятия механизма (аппарата) государства связано с раскрытием его характерныхчерт или признаков, позволяющих отграничить его как от негосударственныхструктур в политической системе общества, так и от отдельно взятыхгосударственных органов. Данные признаки заключаются в следующем.[3]
Во-первых,механизм (аппарат) государства — это система государственных органов,проникнутая единством принципов его организации и деятельности, закрепленных вКонституции РФ, Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «Огосударственной гражданской службе Российской Федерации» и других федеральныхзаконах.
Во-вторых,механизм (аппарат) государства характеризуется сложной структурой, отражающейопределенное место, которое занимают в ней различные виды и группы (подсистемы)государственных органов, их соотношение и взаимосвязи. При этом необходимоучитывать, какой основополагающий системообразующий фактор (принцип) структурыгосударственного механизма закреплен в конституции данного государства вконкретно-исторических условиях.
С принятием в1993 г. Конституции РФ последовательно проводится принцип осуществлениягосударственной власти на основе ее разделения на законодательную,исполнительную и судебную. Данный принцип зиждется на самостоятельности всехветвей власти, их способности обеспечить сдержки и противовесы в отношении другдруга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другимикакой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти илиприсвоения властных полномочий, установления диктатуры.
В-третьих,государственный механизм неразрывно связан с функциями государства. Между нимисуществует тесная обратная связь. Функции современного государстваосуществляются при помощи государственного механизма, посредством деятельностивсей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственныхорганов. Вместе с тем от функций государства зависит структура государственногомеханизма — они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержаниедеятельности тех или иных органов государства.
В-четвертых,механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управленияделами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнениясвязанных с этим государственных функций, располагает необходимымиматериальными средствами (так называемыми вещественными придатками), на которыеопираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которыхне может обходиться ни одно государство. Их особенность состоит в том, что онивыделяются в механизме государства не в качестве его самостоятельных частей(элементов), каковыми являются государственные органы, а именно каквещественные придатки последних. К ним относятся различные материальныеценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения, атакже предприятия, учреждения, организации, необходимые для функционированиягосударственных органов.
Обобщениевсех рассмотренных признаков позволяет прийти к выводу, что механизмсовременного государства — это пронизанная едиными законодательно закрепленнымипринципами, основанная на разделении властей, располагающая необходимымиматериальными придатками система государственных органов, посредством которойосуществляются задачи и функции государства.
Независимо отправовой природы (государственные или негосударственные) органы публичнойвласти обладают рядом специфических признаков.
1. Ихдеятельность направлена на удовлетворение общественных (публичных) интересов, всилу чего они выступают от имени государства или его части (субъекта федерации,населения муниципальной территории).
2. Порядок ихформирования и деятельности строго регламентирован нормативно-правовыми актами(конституцией, законами, подзаконными актами, актами местного самоуправления).Они могут действовать по принципу: можно только то, что предписаносоответствующим нормативно-правовым актом (в отличие от граждан, которые вбольшинстве случаев действуют по принципу: можно все, что не запрещенозаконом).
3. Деятельностьэтих органов носит публично-властный характер и оформляется в подавляющембольшинстве случаев в виде формально-правовых решений, подлежащих обнародованию.Отсюда принцип: не опубликованный акт юридической силы не имеет. Эти органылишь в незначительной мере используют устные решения и приказы.[4]
Орган публичнойвласти можно определить как обособленную часть политического общества,предназначенную для осуществления специальной строго определенной закономфункции и наделенную необходимыми для этого полномочиями и юридическойответственностью.
1.2 Понятиегосударственных органов и их классификация
Механизмгосударства состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство ивыполняющих свойственные им функции. Основным элементом этого механизмаявляется орган государства.
Государственныйорган — это составная часть механизма государства, которая имеет собственнуюструктуру, определенные законом полномочия властного характера по управлениюконкретной сферой общественной жизни и тесно взаимодействует с другимиэлементами государственного механизма, образующими единое целое.
Как видно изопределения, государственный орган имеет определенные признаки:
— все органыгосударства образуются в законодательном порядке, который определяет ихкомпетенцию;
— органгосударства является самостоятельным элементом государственного аппарата,действует специализированно в системе других органов, а также обладаетвластными полномочиями;
— государственныеорганы тесно взаимодействуют между собой. Они образуют единый социальныйорганизм, главной задачей которого является обеспечение нормальногофункционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охранавнешней безопасности и территориальной целостности государства.
Государственныеорганы могут быть подразделены на различные виды и по различным основаниям.[5]
Наиболеесущественное значение имеет деление государственных органов по порядку ихсоздания и характеру выполняемых ими задач. В зависимости от этого основаниягосударственные органы подразделяются на представительные (законодательные)(дума, собрание, совет и др.), исполнительные (глава государства, главаправительства, министерства, местные исполнительные органы) и судебные(правоохранительные) органы, в том числе органы конституционного надзора.
Организационногосударственный орган складывается из публично-властной должности илидолжностей, обычно иерархически связанных, и так называемого техническогоаппарата, обеспечивающего публично-властную деятельность государственного органа.Соответственно различаются единоличные и коллегиальные органы. Единоличный — состоит из одного должностного лица государства. При этом единоличный орган,например президент, отличается от должностного лица государства, не являющегосягосударственным органом, тем, что в первом компетенция должностного лица игосударственного органа совпадают. Глава коллегиального государственного органаможет одновременно выступать и как единоличный орган, если он обладаетсамостоятельной компетенцией не только в рамках компетенции возглавляемого имколлегиального органа. Например, председатель правительства может обладатьсамостоятельной компетенцией при формировании правительства -коллегиальногооргана.
Можнопровести классификацию также по характеру полномочий государственных органов.Таким образом, выделяют органы общей компетенции (например, Правительство РФ) иорганы специальной компетенции (например, Министерство внутренних дел России).
В зависимостиот порядка формирования различаются органы, представляющие собой наследственнуюдолжность или состоящие из таких должностей (монарх, отчасти палата лордов вВеликобритании), а также органы, избираемые гражданами (представительныеорганы) или формируемые другими государственными органами.[6]
В последнемслучае порядок формирования может быть простым и сложным.
Простойозначает избрание или назначение должностных лиц одного органа другимгосударственным органом. Например, Уполномоченный по правам человека в РФназначается (по существу -избирается) Государственной Думой ФедеральногоСобрания РФ. Правительство РФ формируется путем назначения Председателя ичленов Правительства указами Президента РФ, причем назначению ПредседателяПравительства предшествует голосование по его кандидатуре в ГосударственнойДуме. Судьи Верховного Суда США назначаются Сенатом по представлению ПрезидентаСША.
Сложнымспособом формируются коллегиальные органы, в состав которых «по должности»входят представители других государственных органов. Так, верхняя палатапарламента ФРГ — Бундесрат — состоит из членов правительств земель (субъектовфедерации).
Такжеклассификацию можно провести по структуре или способу организации. В связи сэтим государственные органы можно поделить на простые (не имеют внутреннегоподразделения, например, нотариат) и сложные (обладают соответствующейструктурой организации, например, министерства).[7]
Вывод: Взависимости от территориальной сферы деятельности государственные органыделятся на федеральные, органы субъектов федерации и местные. Органы,называющиеся органами местного самоуправления (в действительности это могутбыть местные государственные органы), обычно не являются государственными и невходят в систему органов государства. Но, как правило, они не толькоосуществляют местное самоуправление (самостоятельно решают вопросы местногозначения), но и выступают как специфические элементы механизма государственнойвласти, поскольку по закону наделяются отдельными государственнымиполномочиями, реализация которых подконтрольна государству.
Глава 2.Правоохранительные органы – понятие и признаки
2.1 Понятиеправоохранительной деятельности и ее отличительные признаки
Проблемыкоренного улучшения социально-правовой защищенности, охраны прав, свобод изаконных интересов граждан в современных условиях приобретают значительнуюактуальность. Решение этих проблем затрагивает все наиболее существенныеаспекты правовой системы и неразрывно связано с ее демократизацией,переориентацией на использование прогрессивных средств и методов правовойохраны общественных отношений.
Деятельностьгосударства и его органов является многоплановой и многообразной. Онаохватывает различные сферы государственной, общественной, социальной жизни.Одно из центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечениюзаконности и правопорядка, защите прав и свобод человека и гражданина, охранеправ и законных интересов государственных и негосударственных организаций,трудовых коллективов и общественных объединений, борьбе с преступлениями ииными правонарушениями. Строгое соблюдение законов, обеспечение надлежащегоправопорядка — забота всего государства, его органов, учреждений, организаций.[8]
Длябольшинства органов государства указанные задачи являются важными, но неединственными. У них на первом плане другие задачи: решение текущих и перспективныхэкономических вопросов, вопросов культуры, науки, образования,обороноспособности и государственной безопасности, внешней политики и т. д.Некоторые функции по охране законности и правопорядка они выполняют как быпопутно, наряду с осуществлением основных задач.
Вместе с темв общей массе государственных органов имеются такие, которые создаются идействуют специально в целях защиты и охраны права, их деятельность носитнаименование «правоохранительной».
Основныепризнаки правоохранительной деятельности:
— осуществляетсяспециально уполномоченными органами, имеющими соответствующие полномочия:
— государственнымиорганами (суд, прокуратура, органы внутренних дел, органы обеспечениягосударственной безопасности, органы предварительного расследования, таможенныеорганы);
— негосударственнымиорганами (адвокатура, нотариат, добровольные народные дружины, частныедетективные и охранные предприятия и др.)- Организация и деятельность данныхорганов регламентируется н законодательном порядке, в том числе путемустановления особых правил для решения наиболее ответственных вопросов;
— исполняетсястрого в рамках закона, в соответствии с принципом «дозволено все, чторазрешено». Только закон может служить основанием применения конкретной мерывоздействия и четко определять се содержание;
— можетосуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мервоздействия. Эти меры воздействия должны соответствовать закону и иным правовымпредписаниям, а применение их — реализовываться в строгом соответствии схарактером допущенного правонарушения и только в установленных пределахвзыскания;
— реализуетсяв установленном законом порядке, с соблюдением установленных процедур,нарушение которых может повлечь неблагоприятные для нарушителя последствия, арешения будут признаны незаконными и недействительными. Особенно характернастрогая процедура для правосудия. Любые отступления от установленных правил, атем более их нарушение в непосредственной деятельности правоохранительныхорганов недопустимы и влекут негативные последствия для тех должностных лиц,которые такие нарушения допускают;
— направленностьна обеспечение законности и правопорядка в стране, защиты прав как отдельнойличности, так и предприятий, учреждений и организаций.
По своемусодержанию правоохранительная деятельность многообразна и охватывает ряднаправлений, каждому из которых соответствует определенный видправоохранительной деятельности:
— конституционный контроль оказывает активное влияние на осуществление другихнаправлений правоохранительной деятельности, способствует созданию правовогогосударства. Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля,самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредствомконституционного судопроизводства;
— правосудие —функция правоохранительной деятельности, имеющая прямое отношение к защите,восстановлению, осуществлению наиболее значимых прав и законных интересовчеловека и гражданина, государственных и негосударственных организаций,должностных лиц. Реализация задач, стоящих перед ним, так или иначе подчиненавыполнению практически всех других правоохранительных функций;
— обеспечениебезопасности осуществляется разнообразными правоохранительными органами в целяхсвоевременного выявления, предупреждения и пресечения угроз безопасностиРоссийской Федерации;
— охранаправопорядка, осуществляемая органами МВД России в целях выявления,предупреждения, пресечения и раскрытия нарушений законности и правопорядка;
— расследованиепреступлений производится следователями и дознавателями в целях выявления ираскрытия преступлений, установления, задержания и изобличения лиц, ихсовершивших, и предания их суду и др.
Задачиправоохранительной деятельности:
— выявление,предупреждение, пресечение правонарушений, раскрытие преступлений, а такжевыявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
— розыск лиц,скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовногонаказания, а также розыск без вести пропавших;
— получениеинформации о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной,экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
— надзор запроцессом правоприменения;
— оказаниеюридической помощи гражданам и организациям;
— правильноеи быстрое рассмотрение и разрешение гражданских, уголовных, административных,конституционных дел и иных подведомственных правоохранительным органамвопросов;
— регулированиепорядка и условий исполнения и отбывания наказаний, выбор средств исправленияосужденных, помощь осужденным в социальной адаптации.[9]
Вывод:Правоохранительная деятельность — это вид государственной деятельности,осуществляемой специально уполномоченными органами строго в рамках закона, ссоблюдением определенных процедур и направленной на обеспечение законности иправопорядка в стране, защиту прав как отдельной личности, так и целыхколлективов, организаций и учреждений.
2.2 Понятиеправоохранительных органов
Существеннымусловием обеспечения прав и свобод человека и гражданина является созданиечетко скоординированной системы правовых механизмов и процедур их реализации.Ныне существующие институты защиты прав граждан, включающие в себя судебную защиту,оказание юридической помощи, деятельность несудебных государственных инегосударственных учреждений и неправительственных правозащитных организаций,составляют в целом систему правоохранительных органов.
В российскомзаконодательстве отсутствует понятие «правоохранительные органы». Однако внормативных актах данная формулировка встречается. Например, в п. I Положения окоординации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью,утвержденного Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567[10],речь идет о координации деятельности органов внутренних дел, органовФедеральной службы безопасности, других федеральных органов в целях повышенияэффективности борьбы с преступностью. В ч. 1 ст. 8 Закона Российской Федерацииот 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» сказано, что«Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокурорыкоординируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел,органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотомнаркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы идругих правоохранительных органов».[11] Формулировку«правоохранительные органы» можно также встретить в различных документахненормативного характера. Например, в Федеральной целевой программе по усилениюборьбы с преступностью на 1999-2000 годы, утвержденной ПостановлениемПравительства РФ от 10 марта 1999 г. № 270, говорится о «правоохранительныхорганах», «правоохранительной системе», о «правоохранительной деятельности»[12].Это понятие применяется и в других документах как обобщающее для обозначениягосударственных органов, на которые возложена обязанность осуществленияправоохранительной деятельности.
Деятельностьправоохранительных органов характеризуется специфическими чертами, реализациякоторых призвана обеспечить полноту, всесторонность и объективность их выводови решений:
— началодеятельности правоохранительных органов в каждом случае должно иметь повод —сообщение о совершении преступления или иного правонарушения либо необходимостьпредупредить преступление или другое серьезное правонарушение. Во всех иныхслучаях правоохранительные органы не вправе вмешиваться в жизнь граждан, вдеятельность других органов государства, государственных, общественных ичастных организаций;
— правоохранительныеорганы действуют в пределах полномочий, в соответствии со своей компетенцией ипринципом «дозволено все, что разрешено законом». Они не должны выполнятькакие-либо обязанности, функции, не предусмотренные их юридическим статусом,закрепленным в нормативно-правовых актах;
— правоохранительнуюдеятельность могут осуществлять только лица, состоящие па службе вправоохранительных органах, имеющие специальную, чаще всего юридическую,подготовку. Присвоение другими лицами права осуществлять правоохранительнуюдеятельность является недопустимым и при определенных условиях расцениваетсякак преступление;
— правоохранительныйорган — обособленная часть государственного механизма, имеющая собственнуюструктуру и круг обязанностей, в которых проявляется правоохранительная функциягосударства и охранительное назначение правовой системы;
— своюдеятельность правоохранительные органы реализуют в строгом соответствии спредписаниями закона или иного правового акта, в строго установленной для каждогоиз них процедуре;
— всерешения, действия, предпринимаемые этими органами, а также их бездействие могутбыть обжалованы в порядке подчиненности в вышестоящий орган, организацию,прокурору или в судебном порядке;
— нарушениязакона, допущенные служащими, сотрудниками в процессе правоохранительнойдеятельности, влекут за собой при наличии оснований дисциплинарную,материальную, административную или уголовную ответственность.[13]
Таким образомс учетом вышеуказанных признаков под правоохранительными органами следуетпонимать специально созданные государством в целях охраны и зашиты правграждан, правовых норм и юридических отношений органы, которые на основаниях ив порядке, предусмотренном законами, в соответствии со своей компетенциейосуществляют правоохранительную деятельность.
Глава 3.Место и роль правоохранительных органов в механизме современного государства
Принципыдеятельности правоохранительных органов:
— социально-правовые принципы определяют объективные закономерности организации идеятельности правоохранительных органов:
— законность— сознательное, творческое, точное, единообразное выполнение законов,осуществление правоохранительными органами таких действий, которыесоответствовали бы содержанию государственной воли, выраженной в законах;
— гласность —открытость деятельности правоохранительных органов, доступность се для граждан,средств массовой информации. Посредством реализации этого принципа обществоосуществляет контроль за деятельностью правоохранительных органов;
— принципуважения прав и свобод личности в значительной мере является категориейобщечеловеческой морали. Правоохранительные органы должны признаватьдостоинство каждого человека;
— независимость— осуществление правоохранительными органами своих функциональных решений идействий только на основе закона, материалов проверок и расследований,проводимых в соответствии с требованиями полноты, всесторонности, объективностиих проведения и внутреннего убеждения;
— подконтрольностьи подотчетность ~ разработка правоохранительными органами системы взаимносогласованных планов, организация их выполнения, налаживание учета и контроля иобеспечение на этой основе единства их действий. Формы контроля —парламентский, президентский, судебный, ведомственный;
— координациядеятельности правоохранительных органов, их взаимодействие с другими органами,учреждениями и организациями в целях повышения эффективности борьбы спреступностью путем разработки и осуществления согласованных действий посвоевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений,устранению причин и условий, способствующих их совершению;
— организационныепринципы отражают специфические начала в организации и деятельности отдельныхправоохранительных органов, позволяющие индивидуализировать их, выделить изсистемы правоохранительных органов.
Правоохранительныеорганы можно разделить на две группы: Государственные правоохранительныеорганы:
1. Суд
2. Прокуратура
3. Федеральнаяслужба безопасности
4. Федеральныеорганы государственной охраны
5. Органывнешней разведки
6. Органырасследования
7. Органывнутренних дел
8. Органыюстиции
9. Государственныйнотариат
10. Таможенные органы
11. Налоговые органы
Негосударственныеправоохранительные органы:
1. Адвокатура
2. Частныйнотариат
3. Третейскиесуды
4. Предприятиячастной детективной и охранной деятельности
Рассмотримнекоторые из них.
Суд.
Согласно ст.118 Конституции РФ правосудие в России осуществляется только судом.
Всоответствии с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» в Российской Федерациидействуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьисубъектов РФ, составляющие судебную систему РФ.[14]
К федеральнымсудам относятся: Конституционный Суд РФ; федеральные суды общей или ординарнойюрисдикции — Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областныесуды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономныхокругов, районные суды; военные и специализиро-нанные суды; федеральныеарбитражные суды — Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные судыокругов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ.[15]
Судебнаясистема России — Это упорядоченное построение судов, осуществляющих судебнуювласть путем отправления правосудия в соответствии с их компетенцией, имеющихобщие задачи, цели, организованных и действующих на единых демократическихпринципах.
КонституционныйСуд РФ — единственное судебное учреждение, компетентное решать вопросы,указанные в ст. 125 Конституции РФ (разрешает дела о соответствии КонституцииРФ федеральных законов, нормативных актов органов государственной власти,конституций республик, уставов и др. нормативно-правовых актов органовгосударственной власти РФ и субъектов РФ; разрешает споры о компетенции междуфедеральными органами государственной власти; дает толкование Конституции РФ идр.).
Каких-либо другихсудов иного уровня с аналогичными функциями в России не существует.
Федеральныесуды общей юрисдикции представляют собой систему судов, возглавляемых ВерховнымСудом РФ, осуществляющих судопроизводство по уголовным, гражданским,административным и иным делам, относящимся к их подсудности.
К судам общейюрисдикции относятся также военные суды, которые осуществляют судебную власть вВооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формиронаниях и федеральныхорганах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотренавоенная служба. Их состав, компетенция, порядок образования, полномочиядолжностных лиц определяются Федеральным конституционным законом от 23 июня1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации».[16]
Арбитражныесуды, возглавляемые Высшим Арбитражным Судом РФ, осуществляют правосудие всфере предпринимательской и иной экономической деятельности и рассматриваютдругие дела, отнесенные к их компетенции федеральным законом.[17]
Федеральнымиконституционными законами предусматривается создание и других судовфедерального уровня. Так, Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» рассматривает всеарбитражные суды как федеральные и предусматривает учреждение межрегиональных федеральныхарбитражных судов округов.[18]
Таковымиявляются и арбитражные апелляционные суды, предусмотренные п. 16 ст. 1Федерального конституционного закона от 4 июля 2003 г. № 4-ФКЗ «О внесенииизменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражныхсудах в Российской Федерации».
К судамсубъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировыесудьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.
Конституционные(уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи включены в единую судебную системустраны. Правила судопроизводства в конституционных (уставных) судах устанавливаетсам субъект РФ. Финансирование названных судов осуществляется из бюджетасубъекта РФ.
Всоответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировыхсудьях в Российской Федерации» мировой судья рассматривает в первой инстанции:уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначеномаксимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы; дела о выдачесудебного приказа; дела о расторжении брака, если между супругами отсутствуетспор о детях; дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества и др.(ст. 3).[19]
Федеральныйзаконодатель установил и исчерпывающий перечень судов, которые могутсуществовать в стране. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренныхуказанными законами, не допускается. Вместе с тем Конституция РФ не исключаетвозможности создания специализированных судов (судов специальной юрисдикции), длякоторых характерно либо рассмотрение дел, судопроизводство по которым имеетсвою специфику, либо наличие особенностей в организации (например, суды поделам несовершеннолетних — ювенальные суды, суды административной юстиции,специализированные арбитражные и трудовые суды).
Специализированныесуды в России пока не созданы.
Прокуратура.
ПрокуратураРФ — это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих отимени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов,действующих на территории РФ. Целью прокурорской деятельности являетсяобеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прави свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества игосударства.
ПрокуратураРФ осуществляет;
— надзор заисполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами,службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными(законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации,органами местного самоуправления, органами военного управления, органамиконтроля, их должностными лицами, органами управления и руководителямикоммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законамиздаваемых ими правовых актов;
— надзор засоблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами,государственными комитетами, службами и иными федеральными органамиисполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительнымиорганами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, атакже органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческихорганизаций;
— надзор заисполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскнуюдеятельность, дознание и предварительное следствие;
— надзор заисполнением законов судебными приставами;
— надзор заисполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказаниеи применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациямимест содержания задержанных и заключенных под стражу;
— уголовноепреследование в соответствии с полномочиями, установленнымиуголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
— координациюдеятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.[20]
Органыюстиции.
Юстиция (лаг.justitia — справедливость) — термин, означающий всю совокупность судебныхучреждений, их деятельность по осуществлению правосудия, а также судебноеведомство.[21]
Насовременном этапе в Российской Федерации к сфере юстиции относятся органыфедеральной исполнительной власти, в состав которых входят Министерство юстицииРФ (Минюст России) и подведомственные ему:
• Федеральнаяслужба исполнения наказаний;
• Федеральнаяслужба судебных приставов.
Правовойбазой организации и деятельности Министерства юстиции РФ являются КонституцияРФ, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от17 декабря 1997 г.[22] Положение оМинистерстве юстиции РФ, утвержденное Указом Президента РФ № 1313 от 13 октября2004 г.[23], а такжемеждународные договоры РФ, иные нормативные акты.
Минюст Россииявляется федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственнуюправовую политику и нормативно-правовое регулирование в сфере деятельности, и всоответствии с Положением о Минюсте России:
Основнаязадача Минюста России — реализация государственной политики в сферах.
— юстиции иобеспечения прав и законных интересов личности и государства;
— правовойзащиты интеллектуальной собственности;
— установленногопорядка деятельности судов;
— исполненияактов судебных и других органов;
— исполненияуголовных наказаний.
Органы юстицииосуществляют ряд полномочий правоприменительного характера в сферерегулирования отношений государства с общественными организациями, физическимии юридическими лицами, учреждениями, способствующими охране прав граждан иоказывающими юридическую помощь населению.
Органыобеспечения государственной безопасности Российской Федерации
Системаорганов безопасности Российской Федерации:
1. Органыфедеральной службы безопасности[24]
2. Федеральныеорганы государственной охраны.[25]
3. Органывнешней разведки.[26]
4. СоветБезопасности Российской Федерации.[27]
Одним изосновных условий позитивного развития личности, общества и государства являетсябезопасность. Под безопасностью, как одним из условий позитивного развитиячеловека и общества, следует понимать защищенность качественного состоянияобщественных отношений, обеспечивающих прогрессивное развитие человека иобщества в конкретных исторических и природных условиях от опасностей,источником возникновения которых являются внутренние и внешние противоречия.
В широкомсмысле понятие «безопасность» употребляется применительно ко многим явлениям.Оно отражает не только присущие конкретному случаю специфические признакибезопасности субъекта, но и включает в себя нечто общее, что позволяетиспользовать этот термин в различных областях жизнедеятельности человека иобщества.
5 марта 1992г. был принят Закон РФ «О безопасности». Согласно ст. 1 Закона безопасность —состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества игосударства от внутренних и внешних угроз6.
Согласно ст.71 п. «м» Конституции РФ обеспечение безопасности относится к ведениюРоссийской Федерации, за исключением общественной безопасности (п. «б» ч. 1 ст.72) и экологической безопасности (п. «д» ч. 1 ст. 72), которые находятся всовместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Конституция РоссийскойФедерации выделяет безопасность государства (ч. 5 ст. 13), безопасность граждан(ч. 1 ст. 56)
Безопасностьгосударства достигается наличием эффективного механизма управления икоординации деятельности политических сил и общественных групп, а такжедейственных институтов их защиты.
Всодержательном плане в безопасности вычленяются различные области, структурныеэлементы, к которым в первую очередь относятся: политическая, экономическая,военная, экологическая, информационная безопасность и другие.
Безопасностьдостигается проведением единой государственной политики в области обеспечениябезопасности, системой мер экономического, политического, организационного ииного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности,общества и государства.
Для созданияи поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности вРоссийской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующихотношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельностиорганов государственной власти и управления в данной области, формируются илипреобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора заих деятельностью.
Длянепосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности,общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с закономобразуются государственные органы обеспечения безопасности (ст. 4 Закона «Обезопасности»).
Основнымифункциями системы безопасности являются:
• выявление ипрогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектовбезопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по ихпредупреждению и нейтрализации;
• создание иподдержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;
• управлениесилами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и причрезвычайных ситуациях;
• осуществлениесистемы мер по восстановлению нормального функционирования объектовбезопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайнойситуации;
• участие вмероприятиях по обеспечению безопасности за пределами РФ в соответствии смеждународными договорами и соглашениями, заключенными или признанными РФ (ст.9 Закона «О безопасности»).
Органывнутренних дел Российской федерации
Одно изцентральных мест в системе правоохранительных органов РФ занимают органывнутренних дел. Они создаются и функционируют в качестве государственныхорганов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в сфере внутреннихдел. Место органов внутренних дел в системе органов исполнительной власти и ихспецифика определяются установленной законодательством компетенцией, котораяхарактеризуется совокупностью возложенных на них задач и функций управления, атакже объемом конкретных обязанностей и прав того или иного органа внутреннихдел.
Системуорганов внутренних дел возглавляет Министерство внутренних дел РоссийскойФедерации. Согласно Положению о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденномуУказом Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 9272, данное министерство являетсяфедеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработкеи реализации государственной политики и нормативно-правовом у регулированию всфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции.
Правовуюоснову деятельности МВД России составляют: Конституция Российской Федерации,Закон РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции», ФЗ от 5 июля 1995 г. «Обоперативно-розыскной деятельности», ФЗ от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «Овнутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», иные актыГосударственной Думы и Совета Федерации, указы и распоряжения Президента РФ,постановления и распоряжения Правительства РФ, общепризнанные нормымеждународною права, международные договоры РФ, а также приказы, положения иинструкции МВД России.
Положением оМинистерстве внутренних дел РФ утверждены принципы, лежащие в основе егодеятельности. К ним относятся принципы уважения и соблюдения прав и свободчеловека и гражданина, законности, гуманизма, сочетания гласных и негласныхметодов и средств деятельности, взаимодействия с органами государственнойвласти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местногосамоуправления, общественными объединениями, а также соответствующими органамииностранных государств.
Основнымизадачами МВД России являются:
• разработкаобщей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;
• совершенствованиенормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
• обеспечениев пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;
• организацияв пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия ирасследования преступлений, а также предупреждения и пресеченияадминистративных правонарушений;
• обеспечениеохраны общественного порядка;
• обеспечениебезопасности дорожного движения;
• организацияи осуществление государственного контроля за оборотом оружия;
• организацияв соответствии с законодательством Российской Федерации государственной охраныимущества и организаций;
• управлениеорганами внутренних дел Российской Федерации и внутренними войскамиМинистерства внутренних дел Российской Федерации, организация их деятельности.
Таможенныеорганы Российской Федерации
Таможеннаядеятельность — это политика, проводимая государством в установлении порядка иусловий перемещения через границу товаров и транспортных средств, порядка иразмеров взимания таможенных платежей, вопросы таможенного оформления итаможенного контроля.
Таможенноедело в РФ составляют таможенная политика Российской Федерации, а также порядоки условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортныхсредств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенныйконтроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.
Таможенноерегулирование относится к ведению РФ (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ).
Правовые,социально-экономические и организационные отношения таможенного деларегламентированы Таможенным кодексом РФ, принятым 28 мая 2003 г.
В РоссийскойФедерации осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составнойчастью внутренней и внешней политики РФ.
Основные целитаможенной политики:
• обеспечениенаиболее эффективного использования средств и методов таможенного контроля ирегулирования товарообмена па территории России;
• участие вреализации торговых и социально-политических задач по защите внутреннего рынка;
• стимулированиеразвития национальной экономики и др. Российская Федерация стремится к активномуучастию в международном сотрудничестве в области таможенного дела. Таможенноедело в РФ развивается в направлении гармонизации и унификации с общепринятымимеждународными нормами и практикой.
Своюдеятельность таможенные органы осуществляют в пределах таможенной территории итаможенной границы России. Территория РФ составляет единую таможенную территориюРФ.
Нотариат.
Нотариат — единая система государственных и негосударственных публично-правовых органов,наделенных законом правом совершать нотариальные действия, направленные наюридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения.
Всоответствии с Основами законодательства РФ о нотариате, нотариат призванобеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путемсовершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальныхдействий от имени Российской Федерации.
Характеризуясовременный российский нотариат, исследователи укалывают, что он имеетуникальную двойственную правовую природу, функционируя на грани публичных ичастных интересов, а потому является связующим звеном между государством игражданским обществом. С одной стороны, нотариус — это лицо, уполномоченноегосударством на выполнение государственной функции по защите прав и свободграждан, и действующее при этом от имени государства, с другой, нотариус — представитель свободной профессии, выступающий при совершении нотариальныхдействий в качестве независимого консультанта.
В рамкахправоохранительной функции нотариат с помощью присущих ему правовых средстврешает целый ряд задач: во-первых, значительно сокращает количество правонарушенийв гражданском обороте, особенно в сфере собственности; во-вторых, облегчаетраскрытие преступлений; в-третьих, способствует снижению уровня преступности,обеспечивает юридическую безопасность граждан и организаций.
Всоответствии с Основами законодательства о нотариате нотариальные действиясовершают нотариусы государственных нотариальных контор и частнопрактикующиенотариусы.[28] Кроме того,в некоторых случаях право совершения отдельных нотариальных действийпредоставляется органам исполнительной власти и консульским учреждениям РФ.[29]
Организационнаяструктура государственных нотариальных органов определяется Министерствомюстиции РФ и включает подразделения по руководству нотариатом в аппаратеМинистерства юстиции РФ и соответствующие подразделения в органах юстициисубъектов РФ, которые непосредственно и решают вопросы, связанные сорганизацией кадрового, финансового и организационно-методического обеспечениядеятельности государственных нотариальных контор в городах и районахсоответствующих территорий.
Системаорганов нотариата состоит из нотариальной палаты (собрание членов нотариальнойпалаты, правление и президент нотариальной палаты), Федеральной нотариальнойпалаты (собрание представителей нотариальных палат, правление и президентФедеральной нотариальной палаты) и нотариальной палаты субъектов РФ.
В качествевывода можно сказать, что свою деятельность правоохранительные органы строят всоответствии с определенными принципами, под которыми понимаются закрепленные вКонституции Российской Федерации и конституциях республик в составе РФ, иныхфедеральных законах и законах субъектов РФ основополагающие идеи, основныеисходные положения.
Заключение
Механизмгосударства выступает основным субъектом осуществления государственной власти.Осуществляя возложенные на него задачи государство через государственныйаппарат, его органы оказывает заметное влияние на стабильность и развитиеобщественной жизни, способствует углублению демократии и организованности встране, процветанию и благополучию населения.
Одним изтаких органов и являются правоохранительные органы
Кправоохранительным органам можно отнести:
1. Суд
2. Прокуратура
3. Федеральная службабезопасности
4. Федеральные органыгосударственной охраны
5. Органы внешней разведки
6. Органы расследования
7. Органы внутренних дел
8. Органы юстиции
9. Государственный нотариат
10. Таможенные органы
11. Налоговые органы
12. Адвокатура
13. Частный нотариат
14. Третейские суды
15. Предприятия частнойдетективной и охранной деятельности
Это теорганы, которые составляют определенным образом обособленную по признакупрофессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства,имеющих свои четко определенные задачи.
Эти задачисостоят либо в восстановлении нарушенного права, например в области гражданскихправоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенноеправо невозможно (при совершении некоторых преступлений, например приубийстве), либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно,когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушительзаслуживает еще и наказания.
Решая этизадачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан,их собственность, собственность государства, государственных, общественных ичастных организаций, защищают государство и его институты, природу, животныймир и т. д.
Списокиспользуемой литературы
Нормативно-правовые акты
1. КонституцияРоссийской Федерации, 1993 // СПС КонсультантПлюс, 2010.
2. Федеральныйконституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) «Осудебной системе Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996) (сизм. и доп., вступающими в силу с 12.03.2010)
3. Федеральныйконституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) «Овоенных судах Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 09.06.1999)
4. Федеральныйконституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 29.01.2010) «ОПравительстве Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997)
5. Федеральныйконституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2009) «Обарбитражных судах в Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 12.04.1995)
6. Федеральный закон от17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 28.11.2009) «О прокуратуре РоссийскойФедерации»
7. Федеральный закон от17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 11.02.2010) «О мировых судьях в РоссийскойФедерации» (принят ГД ФС РФ 11.11.1998)
8. ” Федеральный законот 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 25.12.2008) «О Федеральной службебезопасности» (принят ГД ФС РФ 22.02.1995)
9. Федеральный закон от27.05.1996 N 57-ФЗ (ред. от 14.07.2008) «О государственной охране»(принят ГД ФС РФ 24.04.1996)
10. Указ Президента РФ от07.08.2004 N 1013 (ред. от 30.01.2010) «Вопросы Федеральной службы охраныРоссийской Федерации»
11. Федеральный закон от10.01.1996 N 5-ФЗ (ред. от 14.02.2007) «О внешней разведке» (принятГД ФС РФ 08.12.1995)
12. Указ Президента РФ от07.10.1992 N 1185 «Вопрос Службы внешней разведки РоссийскойФедерации»
13. Федеральный закон от12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 26.12.2008) «Об оперативно-розыскнойдеятельности» (принят ГД ФС РФ 05.07.1995) (с изм. и доп., вступающими всилу с 01.01.2010)
14. Федеральный закон от06.02.1997 N 27-ФЗ (ред. от 25.11.2009) «О внутренних войсках Министерствавнутренних дел Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 25.12.1996)
15. «Таможенный кодексРоссийской Федерации» от 28.05.2003 N 61-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003)(ред. от 28.11.2009)
16. Закон РФ от 05.03.1992 N2446-1 (ред. от 26.06.2008) «О безопасности»
17. Основы законодательстваРоссийской Федерации о нотариате” (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред.от 19.07.2009)
18. Указ Президента РФ от13.10.2004 N 1313 (ред. от 18.01.2010) «Вопросы Министерства юстицииРоссийской Федерации»
19. Положение о Министерствеюстиции Российской Федерации
20. Указ Президента РФ от25.05.2008 N 836 (ред. от 06.02.2010) «Об утверждении состава СоветаБезопасности Российской Федерации»
21. Указ Президента РФ от19.07.2004 N 927 (ред. от 18.02.2010) «Вопросы Министерства внутренних делРоссийской Федерации»
22. Закон РФ от 18.04.1991 N1026-1 (ред. от 29.12.2009) «О милиции»
Литература
1. Бураков Л.В. Российскаясистема разделения властей: традиции и новации // Изв. вузов. Правоведение.1997. N 2.
2. Вельский К.С. О функцияхисполнительной власти // Государство и право. 1997. № 3.
3. Головистикова А.Н.,Дмитриев Ю.А. Терия государства и права: Учебник. – М.: Эксмо, 2007. — 592 с.
4. Горобец В.Д. Доктринаразделения властей и права человека // Журнал российского права. 1998. № 4-5.
5. Дмитриев Ю.А., ШапкинМ.А. Правоохранительные органы Российской Федерации. М., 2004.
6. ЛазаревВ.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник — М.: НОРМА, 2009.
7. МироновА.Н., Павинский Н.М. Правоохранительные органы: Учебное пособие. – М.: Форум,2006. – 304 с.
8. МонтескьеШ. Избранные произведения. М., 2006.
9. Общаятеория государства и права: Учебник / Под ред. Лазарева В.В. — М., Инфра-М, 2008.
10. Теория государства иправа. Учебник / Под ред. М.Н. Марченко -М., Юрист, 2009.
11. Правоохранительные органы(конспект лекций) / Сост. Р.А. Беленков. М., Норма, 2007.
12. Правоохранительные органыРоссийской Федерации: Учебник / Под ред. В.П. Божьева. 4-е изд., испр. и доп.М., Норма 2008.
13. Савюк Л.К.Правоохранительные органы: Учебник. М., 2008.