ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИРОЗНИЧНЫХ РЫНКОВ НА ТЕРРИТОРИИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Содержание
Введение
1. Полномочия органов государственной власти архангельской областии органов местного самоуправления муниципальных образований архангельскойобласти в сфере организации розничных рынков на территории Архангельской области
2. Порядок осуществления отдельныхгосударственных полномочий архангельской области в сфере организации розничныхрынков на территории Архангельской области
3. Организация розничных рынков на территории Ленинградскойобласти
Заключение
Приложение №1 Договор о предоставлении торгового места (типоваяформа)
Приложение №2 Договор о предоставлении торгового места нарозничном рынке гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимсясадоводством, огородничеством, животноводством (упрощенная форма).
Источники
Введение
В данной работе будут рассмотреныполномочия органов государственной власти Архангельской области и органовместного самоуправления муниципальных образований Архангельской области в сфереорганизации розничных рынков (далее также – рынки), организации и осуществлениядеятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничныхрынках (далее – организация розничных рынков) на территории Архангельскойобласти.
Так же для сравнения будет рассмотреноправовое регулирование розничных рынков на территории Ленинградской области.
1. Полномочия органов государственной властиархангельской области и органов местного самоуправления муниципальныхобразований архангельской области в сфере организации розничных рынков натерритории Архангельской области
Правовую основу организации розничныхрынков на территории Архангельской области составляют Конституция РоссийскойФедерации[1],Федеральный закон от 30 декабря 2006 года №271-ФЗ «О розничных рынках и овнесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»[2] (далее – Федеральный закон орозничных рынках), иные федеральные законы и другие нормативные правовые актыРоссийской Федерации, Устав Архангельской области[3], Закон Архангельской области от23.05.2007 №259–18-ОЗ (ред. 31.10.2007) «О реализации государственныхполномочий Архангельской области по организации розничных рынков на территорииАрхангельской области»[4]и принимаемые в соответствии с ним иные областные законы, нормативные правовыеакты администрации Архангельской области.
Архангельское областное Собраниедепутатов:
1) принимает областные законы и иныенормативные правовые акты в сфере организации розничных рынков на территорииАрхангельской области;
2) осуществляет контроль за исполнениемобластных законов и иных нормативных правовых актов Архангельского областногоСобрания депутатов в сфере организации розничных рынков на территорииАрхангельской области.
Администрация Архангельской области:
1) разрабатывает проект планаорганизации розничных рынков на территории Архангельской области с учетомпредложений органов государственной власти Архангельской области, органовместного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, атакже данных, представленных уполномоченным исполнительным органом государственнойвласти Архангельской области в сфере архитектуры и градостроительства;
2) утверждает основные требования кпланировке, перепланировке и застройке розничных рынков на территорииАрхангельской области, реконструкции и модернизации зданий, строений,сооружений и находящихся в них помещений;
3) устанавливает порядок деятельностиярмарок по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг);
4) устанавливает порядок формирования иведения реестра розничных рынков на территории Архангельской области, формуреестра розничных рынков на территории Архангельской области;
5) утверждает формы разрешения на правоорганизации розничных рынков на территории Архангельской области (далее – разрешение),уведомления о выдаче разрешения (об отказе в выдаче разрешения), уведомления опринятии к рассмотрению заявления о выдаче разрешения, уведомления онеобходимости устранения нарушений в оформлении указанного заявления и (или)представления отсутствующих документов;
6) устанавливает дополнительныетребования, которым должно соответствовать торговое место на розничном рынке натерритории Архангельской области;
7) определяет уполномоченныйисполнительный орган государственной власти Архангельской области в сфереорганизации розничных рынков на территории Архангельской области;
8) осуществляет иные полномочия всоответствии с законодательством Российской Федерации и законодательствомАрхангельской области.
Уполномоченный исполнительный органгосударственной власти Архангельской области в сфере организации розничныхрынков на территории Архангельской области:
1) формирует и ведет реестр розничныхрынков на территории Архангельской области, организует размещение в сети «Интернет»на официальном сайте администрации Архангельской области сведений, содержащихсяв реестре розничных рынков на территории Архангельской области;
2) разрабатывает проект нормативногоправового акта администрации Архангельской области о количестве торговых местдля осуществления деятельности по продаже товаров товаропроизводителями насельскохозяйственном рынке на территории Архангельской области с учетомпредложений органов государственной власти Архангельской области, органовместного самоуправления муниципальных образований Архангельской области,организаций и граждан;
3) осуществляет иные полномочия всоответствии с законодательством Российской Федерации и законодательствомАрхангельской области.
Уполномоченный исполнительный органгосударственной власти Архангельской области в сфере архитектуры иградостроительства:
1) разрабатывает основные требования кпланировке, перепланировке и застройке розничных рынков на территорииАрхангельской области, реконструкции и модернизации зданий, строений,сооружений, расположенных на рынках, и находящихся в них помещений ипредставляет их на рассмотрение администрации Архангельской области;
2) представляет администрацииАрхангельской области в соответствии с архитектурными, градостроительными истроительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройстватерритории данные для разработки плана организации розничных рынков натерритории Архангельской области;
3) осуществляет иные полномочия всоответствии с законодательством Российской Федерации и законодательствомАрхангельской области.
Местные администрации муниципальныхрайонов и городских округов Архангельской области в сфере организации розничныхрынков на территории Архангельской области:
1) выдают разрешения в порядке,установленном Правительством Российской Федерации;
2) направляют в уполномоченныйисполнительный орган государственной власти Архангельской области в сфереорганизации розничных рынков на территории Архангельской области информацию овыдаче разрешения, переоформлении, приостановлении, возобновлении, продлениисрока действия и аннулировании разрешения, а также иные сведения.
3) устанавливают количество торговыхмест для осуществления деятельности по продаже товаров товаропроизводителями насельскохозяйственном рынке на территории Архангельской области;
4) направляют в уполномоченныйисполнительный орган государственной власти Архангельской области в сфереорганизации розничных рынков на территории Архангельской области предложениядля формирования и изменения плана организации розничных рынков на территорииАрхангельской области;
5) осуществляют иные полномочия всоответствии с законодательством Российской Федерации и законодательствомАрхангельской области.
В целях координации деятельностиисполнительных органов государственной власти Архангельской области,территориальных органов федеральных органов государственной власти вАрхангельской области, органов местного самоуправления муниципальныхобразований Архангельской области при главе администрации Архангельской областисоздается координационный совет по организации розничных рынков на территорииАрхангельской области (далее – координационный совет).
Координационный совет является постояннодействующим коллегиальным совещательным органом, целью деятельности которогоявляется содействие реализации государственной политики в сфере организациирозничных рынков на территории Архангельской области.
Задачами координационного советаявляются:
1) рассмотрение проектов нормативныхправовых актов Архангельской области в сфере организации розничных рынков натерритории Архангельской области;
2) разработка мероприятий по реализациина территории Архангельской области Федерального закона о розничных рынках,настоящего закона;
3) обеспечение координации деятельностиисполнительных органов государственной власти Архангельской области,территориальных органов федеральных органов государственной власти в Архангельскойобласти, органов местного самоуправления муниципальных образованийАрхангельской области, направленной на усиление контрольно-надзорных мер иисполнение требований законодательства на розничных рынках в Архангельскойобласти;
4) разработка рекомендаций по созданиюблагоприятных условий функционирования розничных рынков и оказанию услугнаселению Архангельской области;
5) решение иных вопросов, связанных сразвитием розничных рынков на территории Архангельской области.
В состав координационного совета напаритетной основе входят с правом решающего голоса представители главыадминистрации Архангельской области и Архангельского областного Собраниядепутатов. Представители главы администрации Архангельской области в составекоординационного совета назначаются главой администрации Архангельской области.Представители Архангельского областного Собрания депутатов в составекоординационного совета назначаются председателем Архангельского областногоСобрания депутатов.
В состав координационного совета входятс правом совещательного голоса представители территориальных органовфедеральных органов государственной власти в Архангельской области, органовместного самоуправления муниципальных образований Архангельской области,заинтересованных организаций.
Положение о координационном советеутверждается главой администрации Архангельской области.
2. Порядок осуществления отдельныхгосударственных полномочий архангельской области в сфере организации розничныхрынков на территории Архангельской области
Розничные рынки на территорииАрхангельской области организуются в соответствии с планом организациирозничных рынков на территории Архангельской области (далее – план организациирынков).
План организации рынков утверждаетсяАрхангельским областным Собранием депутатов в соответствии с архитектурными,градостроительными и строительными нормами и правилами, проектами планировки иблагоустройства территории Архангельской области и территории муниципальногообразования Архангельской области и с учетом потребностей Архангельской областив рынках того или иного типа.
Потребности Архангельской области врынках того или иного типа определяются исходя из необходимости обеспечениянаселения муниципальных образований Архангельской области теми или инымитоварами.
Проект плана организации рынковразрабатывается администрацией Архангельской области с учетом предложенийорганов государственной власти Архангельской области, органов местногосамоуправления муниципальных образований Архангельской области, а также данных,представленных уполномоченным исполнительным органом государственной властиАрхангельской области в сфере архитектуры и градостроительства.
В соответствии с ПостановлениемАдминистрации Архангельской области от 02.04.2007 №61-па «Об утвержденииположения об управлении архитектуры и градостроительства Архангельской области»[5] управлениеархитектуры и градостроительства Архангельской области (далее – управление)является уполномоченным исполнительным органом государственной властиАрхангельской области в сфере градостроительной деятельности. Управление осуществляет полномочия уполномоченного органа поархитектуре и градостроительству, осуществлению контроля за соблюдениеморганами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельностии организации проведения государственной экспертизы проектов документовтерриториального планирования, проектной документации, результатов инженерныхизысканий, подлежащих государственной экспертизе на уровне субъекта РоссийскойФедерации. Управление осуществляет свою деятельность непосредственно и черезподведомственные учреждения Архангельской области во взаимодействии сфедеральными органами государственной власти, органами государственной властиАрхангельской области, иными государственными органами Архангельской области,государственными органами иных субъектов Российской Федерации, органамиместного самоуправления, должностными лицами, общественными объединениями,иными организациями и гражданами.
Проект плана организации рынков вноситсяглавой администрации Архангельской области в Архангельское областное Собраниедепутатов для рассмотрения и утверждения.
План организации рынков включает в себя:
1) место расположения розничного рынка;
2) тип рынка (универсальный розничныйрынок, специализированный розничный рынок, в том числе сельскохозяйственныйрозничный рынок и сельскохозяйственный кооперативный розничный рынок).
Изменение плана организации рынковосуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Торговые места на розничном рынке натерритории Архангельской области (далее – торговые места) используютсяисключительно для розничной продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Торговые места должны размещаться всоответствии со схемой размещения торговых мест, разработанной и утвержденной впорядке, установленном Федеральным законом о розничных рынках.
Организация торгового места наавтотранспортных средствах не допускается, за исключением деятельности попродаже сельскохозяйственной продукции, не прошедшей промышленной переработки,на сельскохозяйственном рынке и сельскохозяйственном кооперативном рынке.
Площадь торгового места должна быть неменее шести квадратных метров, за исключением торговых мест, предоставляемыхсельхозтоваропроизводителям.
В соответствии с согласованным ассортиментнымперечнем реализуемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) торговоеместо должно быть оснащено необходимым торговым оборудованием,весоизмерительными приборами и другим инвентарем в целях сохранения качества ибезопасности товаров при их хранении и реализации, а именно должны бытьсоблюдены следующие условия:
1) количество принимаемыхскоропортящихся, замороженных и особо скоропортящихся пищевых продуктов должносоответствовать объему работающего холодильного оборудования;
2) хранение пищевых продуктов должноосуществляться в соответствии с нормативно-технической документацией присоответствующих параметрах температуры, влажности и светового режима длякаждого вида продукции;
3) при хранении пищевых продуктов должнысоблюдаться правила товарного соседства и нормы складирования. Не допускаетсяхранение сырых продуктов и полуфабрикатов вместе с готовыми пищевымипродуктами;
4) торговое место, оборудование,инвентарь, посуда должны содержаться в чистоте;
5) при использовании средств измерений(в том числе весов, гирь, мерных емкостей, метров) обязательно наличиеизмерительных приборов, соответствующих требованиям метрологических правил инорм.
Размещение торговых мест и оборудованиядолжно обеспечивать потребителям свободный доступ к местам торговли, соблюдениетребований пожарной безопасности и возможность экстренной эвакуации людей иматериальных ценностей в случае аварийных и чрезвычайных ситуаций.
Запрещается организация дополнительныхторговых мест, ограничивающих свободное передвижение по розничному рынку натерритории Архангельской области, в том числе в вестибюлях, тамбурах, впроходах между торговыми рядами, установленными в соответствии со схемойразмещения торговых мест.
Все рынки должны быть оборудованытуалетами и раковинами для мытья рук. Продавцы имеют право бесплатнопользоваться данными услугами. Администрация Архангельской области вправеустанавливать дополнительные требования, которым должно соответствоватьторговое место. Торговые места предоставляются управляющей рынком компанией наосновании договора о предоставлении торгового места. По одному договору опредоставлении торгового места может быть предоставлено несколько торговыхмест.
Торговые места предоставляютсяюридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным вустановленном законодательством Российской Федерации порядке, и гражданам (втом числе гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства и личныеподсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством,животноводством) с целью осуществления розничной торговли (выполнения работ,оказания услуг).
Для заключения договора о предоставленииторгового места лица подают в управляющую рынком компанию заявление. Сведения,представляемые при заключении договора о предоставлении торгового места, должныбыть подтверждены документально.
Управляющая рынком компаниярассматривает заявление и принимает одно из следующих решений:
1) о заключении договора опредоставлении торгового места;
2) об отказе в заключении договора опредоставлении торгового места.
Срок рассмотрения заявления управляющейрынком компанией не может быть более трех рабочих дней со дня его подачизаявителем.
Уведомление о принятом решениинаправляется заявителю управляющей рынком компанией в письменной форме втечение трех рабочих дней со дня его принятия. Отказ в заключении договора опредоставлении торгового места должен быть мотивирован. Основанием для отказа взаключении договора о предоставлении торгового места является:
1) представление неполных илинедостоверных сведений заявителем;
2) отсутствие свободных торговых мест.
Договор о предоставлении торгового местазаключается по типовой форме в срок не позднее семи рабочих дней со дняполучения уведомления о принятом управляющей рынком компанией решении.
В соответствии с типовой формой договоро предоставлении торгового места должен содержать: предмет договора, права иобязанности сторон, размер платы за пользование торговым местом, порядокосуществления платежей и расчетов по договору, ответственность сторон,основания и порядок досрочного расторжения договора. Договор о предоставленииторгового места заключается на срок, не превышающий срок действия разрешения.
После подписания договора опредоставлении торгового места торговое место предоставляется заявителюуправляющей рынком компанией в течение одного рабочего дня по актуприема-передачи торгового места, если иной порядок не установлен договором опредоставлении торгового места. Акт приема-передачи торгового местаподписывается уполномоченным представителем управляющей рынком компании изаявителем в двух экземплярах.
Составление акта приема-передачиторгового места является обязательным, за исключением случаев предоставленияторгового места в упрощенном порядке. В случае отказа заявителя от подписанияакта приема-передачи торгового места договор о предоставлении торгового местапрекращается, если иное не установлено указанным договором.
Договор о предоставлении торгового местарегистрируется управляющей рынком компанией в реестре договоров опредоставлении торговых мест. В случае, если при заключении договора опредоставлении торгового места возникли спорные вопросы, которые невозможнорешить путем переговоров, стороны разрешают их в порядке, установленномзаконодательством Российской Федерации.
Местные товаропроизводители имеютпреимущественное право на заключение договора о предоставлении торгового места.
Местная администрация муниципальногорайона или городского округа Архангельской области в срок не позднее 30календарных дней со дня включения в план организации рынков сельскохозяйственногорынка определяет количество торговых мест для осуществления деятельности попродаже товаров товаропроизводителями на сельскохозяйственном рынке. Информацияо включении сельскохозяйственного рынка в план организации рынков направляетсяв течение пяти рабочих дней со дня принятия решения администрациейАрхангельской области.
Количество торговых мест дляосуществления деятельности по продаже товаров товаропроизводителями насельскохозяйственном рынке не может быть менее 50 процентов от общего количестваторговых мест.
Торговое место на сельскохозяйственномрынке предоставляется в упрощенном порядке. Торговое место насельскохозяйственном рынке предоставляется на основании договора опредоставлении торгового места на сельскохозяйственном рынке. По одномудоговору о предоставлении торгового места на сельскохозяйственном рынке можетбыть предоставлено несколько торговых мест.
Для заключения договора о предоставленииторгового места на сельскохозяйственном рынке заявитель подает заявление вуправляющую сельскохозяйственным рынком компанию. Сведения, представляемые призаключении договора о предоставлении торгового места, должны быть подтвержденыдокументально.
Срок рассмотрения заявления управляющейсельскохозяйственным рынком компанией составляет не более двух рабочих дней содня его подачи заявителем. Договор о предоставлении торгового места насельскохозяйственном рынке может быть заключен на основании коллективногообращения граждан (в том числе граждан, ведущих крестьянские (фермерские)хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающихся садоводством,огородничеством, животноводством), а также юридических лиц.
Коллективное обращение подается от именине менее двух и не более чем десяти лиц. В коллективном обращении указываютсясведения о каждом включенном в коллективное обращение лице. Договор опредоставлении торгового места на сельскохозяйственном рынке заключается вписьменной форме в виде единого документа или обмена документами.
Заключение договора о предоставленииторгового места на сельскохозяйственном рынке возможно путем обменадокументами.
Управляющая сельскохозяйственным рынкомкомпания рассматривает заявление о предоставлении торгового места насельскохозяйственном рынке и принимает одно из следующих решений:
1) о заключении договора опредоставлении торгового места на сельскохозяйственном рынке;
2) об отказе в заключении договора опредоставлении торгового места на сельскохозяйственном рынке.
Уведомление заявителю о принятом решениинаправляется управляющей сельскохозяйственным рынком компанией в письменнойформе в течение одного рабочего дня со дня принятия решения.
Отказ в заключении договора опредоставлении торгового места на сельскохозяйственном рынке должен бытьмотивирован. Основанием для отказа в заключении договора о предоставленииторгового места на сельскохозяйственном рынке является:
1) представление заявителем неполных илинедостоверных сведений;
2) отсутствие свободных торговых мест насельскохозяйственном рынке.
В решении управляющейсельскохозяйственным рынком компании о заключении договора о предоставленииторгового места на сельскохозяйственном рынке указываются следующие сведения:
1) номер торгового места насельскохозяйственном рынке;
2) срок, на который предоставляетсяторговое место на сельскохозяйственном рынке;
3) размер платы за пользование торговымместом на сельскохозяйственном рынке.
Договор о предоставлении торгового местана сельскохозяйственном рынке, заключаемый путем обмена документами, считаетсязаключенным со дня получения заявителем извещения управляющейсельскохозяйственным рынком компании о предоставлении торгового места насельскохозяйственном рынке.
Торговое место на сельскохозяйственномрынке предоставляется заявителю в течение одного рабочего дня со дня заключениядоговора о предоставлении торгового места на сельскохозяйственном рынке припредставлении заявителем в управляющую сельскохозяйственным рынком компаниюследующих документов:
1) уведомления управляющейсельскохозяйственным рынком компании о предоставлении торгового места насельскохозяйственном рынке;
2) документа об оплате пользованияторговым местом на сельскохозяйственном рынке.
Управляющая сельскохозяйственным рынкомкомпания в случае заключения договора о предоставлении торгового места насельскохозяйственном рынке делает отметку в реестре договоров о предоставленииторговых мест с указанием реквизитов уведомления, направленного (выданного)заявителю, и документа, подтверждающего оплату пользования торговым местом насельскохозяйственном рынке.
Срок действия договора о предоставленииторгового места на сельскохозяйственном рынке не может превышать трех месяцев.
Местные товаропроизводители имеютпреимущественное право на заключение договора о предоставлении торгового местана сельскохозяйственном рынке.
Торговое место на сельскохозяйственномкооперативном рынке предоставляется следующим лицам:
1) членам сельскохозяйственногопотребительского кооператива, управляющего сельскохозяйственным кооперативнымрынком;
2) гражданам, в том числе гражданам,ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства илизанимающимся садоводством, огородничеством, животноводством, на срок, непревышающий трех календарных дней.
В реестр розничных рынков на территорииАрхангельской области включается информация о розничных рынках, на которые выданыразрешения.
В реестре розничных рынков на территорииАрхангельской области содержится следующая информация:
1) наименование органа местногосамоуправления муниципального района или городского округа Архангельскойобласти, выдавшего разрешение;
2) полное и (в случае, если имеется)сокращенное наименования, в том числе фирменное наименование, иорганизационно-правовая форма юридического лица – управляющей розничным рынкомкомпании, место его нахождения;
3) идентификационный номерналогоплательщика – управляющей розничным рынком компании;
4) дата принятия решения опредоставлении разрешения, срок действия разрешения, номер разрешения;
5) место расположения розничного рынка;
6) тип розничного рынка;
7) площадь розничного рынка;
8) количество торговых мест на розничномрынке;
9) основание и срок приостановления ивозобновления действия разрешения;
10) основание и дата аннулированияразрешения;
11) основание и дата продления срокадействия разрешения;
12) основание и дата прекращениядействия разрешения;
13) иная информация, определенная всоответствии с порядком формирования и ведения реестра розничных рынков натерритории Архангельской области.
Органы местного самоуправлениямуниципальных районов и городских округов Архангельской области впятнадцатидневный срок со дня принятия решения направляют в уполномоченныйисполнительный орган государственной власти Архангельской области в сфереорганизации розничных рынков на территории Архангельской области информацию овыдаче разрешения, переоформлении, приостановлении, возобновлении, продлениисрока действия и аннулировании разрешения, а также иные сведения.
Содержащиеся в реестре розничных рынковна территории Архангельской области сведения являются открытыми иобщедоступными. Сведения, содержащиеся в указанном реестре, размещаются в сети «Интернет»на официальном сайте администрации Архангельской области в порядке,предусмотренном администрацией Архангельской области.
3. Организация розничных рынков натерритории Ленинградской области
В данной главе для сравнения будетприведено правовое регулирование розничных рынков на территории Ленинградскойобласти.
Областной закон Ленинградской области от04.05.2007 №80-оз «Об организации розничных рынков на территории Ленинградскойобласти»[6]принят в целях реализации полномочий органов государственной властиЛенинградской области, установленных Федеральным законом от 30 декабря 2006года №271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РоссийскойФедерации».
В областной законе Ленинградской областиот 04.05.2007 №80-оз «Об организации розничных рынков на территорииЛенинградской области» используются основные понятия, установленные Федеральнымзаконом от 30 декабря 2006 года №271-ФЗ «О розничных рынках и о внесенииизменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».
Разрешение на право организацииюридическим лицом розничного рынка выдается администрацией городского,сельского поселения, городского округа Ленинградской области.
При формировании и утверждении схемыразмещения торговых мест на сельскохозяйственном рынке управляющая рынкомкомпания должна предусматривать и предоставлять торговые места дляосуществления деятельности по продаже товаров товаропроизводителями вколичестве, установленном администрацией городского, сельского поселения,городского округа Ленинградской области, но не менее чем в количестве 50процентов торговых мест от их общего количества.
План, предусматривающий организациюрозничных рынков на территории Ленинградской области, утверждаетсяПравительством Ленинградской области с учетом требований Федерального закона от30 декабря 2006 года №271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений вТрудовой кодекс Российской Федерации».
Порядок ведения реестра розничных рынковна территории Ленинградской области, порядок заключения договора опредоставлении места на розничном рынке и его типовая форма, упрощенный порядокпредоставления торговых мест на сельскохозяйственном рынке, упрощенный порядокпредоставления торговых мест на сельскохозяйственном кооперативном рынке дляопределенной категории лиц, требования к торговому месту на розничных рынкахустанавливаются Правительством Ленинградской области.
Заключение
В условиях кризиса, когда многиепотеряли работу или же когда снизился размер заработной платы способомвосполнения утраченных доходов может являться торговля. Однако для полученияразрешения на торговлю на рынке необходимо пройти определенную процедуруполучения данного разрешения. В данной работе было изложен порядок полученияданного разрешения на территории Архангельской области.
Заимствование чужого опыта полезно еслиэто влечет сокращение временных и финансовых потерь поэтому некоторые моментыпо организации торговли на розничных ранках могут быть заимствованы законодательными(представительными) органами других субъектов Российской Федерации. Например,рассмотренное правовое регулирование организации розничных рынков на территорииЛенинградской области довольно коротко.
Приложение №1
Договор
о предоставлении торгового места
(типовая форма)
_________________________________ «__»__________ 20__года
(наименование населенного пункта)
Управляющая рынком компания____________________, именуемая в дальнейшем «Арендодатель», в лице____________________, действующего на основании ____________________, с однойстороны, и ____________________, именуемый в дальнейшем «Арендатор»,действующий на основании ____________________, с другой стороны, при совместномупоминании именуемые «Стороны», заключили настоящий договор о нижеследующем:
1. Предмет договора
1.1. Арендодатель обязуется предоставитьза плату во временное пользование, а Арендатор принимает торговое место(торговые места) N ___ в соответствии со схемой размещения торговых мест,находящееся (находящиеся) ____________________ (в здании рынка, на территориирынка – нужное указать), расположенного по адресу: ____________________, дляосуществления розничной торговли, выполнения работ, оказания услуг (нужноеподчеркнуть).
2. Права и обязанности Сторон
2.1. Арендодатель обязуется:
2.1.1. Передать Арендатору торговоеместо (торговые места) в течение одного рабочего дня с даты подписаниянастоящего договора по акту приема-передачи торгового места (торговых мест).
2.1.2. Осуществлять контроль заиспользованием Арендатором предоставленного торгового места (предоставленныхторговых мест), не вмешиваясь в его предпринимательскую деятельность.
2.1.3. Не позднее чем за два календарныхдня извещать Арендатора о санитарных днях и других изменениях режима работырынка.
2.2. Арендатор обязуется:
2.2.1. Принять торговое место (торговыеместа) в течение одного рабочего дня с даты подписания настоящего договора поакту приема-передачи торгового места (торговых мест).
2.2.2. Использовать торговое место(торговые места) исключительно по назначению, указанному в пункте 1.1настоящего договора.
2.2.3. Содержать предоставленноеторговое место (предоставленные торговые места) в соответствии с требованиями,предусмотренными законодательством в области обеспечениясанитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды,обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, защиты правпотребителей, ветеринарии, пожарной безопасности, а также правилами продажиотдельных видов товаров, утвержденными Правительством Российской Федерации, идругими предусмотренными законодательством Российской Федерации изаконодательством Архангельской области требованиями.
2.2.4. Вносить плату за пользованиепредоставленным торговым местом (предоставленными торговыми местами) в размереи сроки, которые установлены настоящим договором.
2.2.5. Не заключать договоры субарендыбез письменного согласия Арендодателя.
2.2.6. По истечении срока действиянастоящего договора либо при его досрочном расторжении в течение трехкалендарных дней освободить торговое место (торговые места) и передать его (их)Арендодателю по акту приема-передачи торгового места (торговых мест) в томсостоянии, в котором он его (их) получил, с учетом нормального износа ипроизведенных неотделимых улучшений его (их) состояния, если таковые былипроизведены.
2.2.7. Не менее чем за пять календарныхдней до истечения срока действия настоящего договора предупредить Арендодателяо своем намерении заключить договор на новый срок.
2.2.8. В случаях, установленныхзаконодательством Российской Федерации, использовать контрольно-кассовуютехнику.
2.3. Арендатор:
2.3.1. По согласованию с Арендодателемвправе устанавливать на торговом месте (торговых местах) оборудование,соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации.
2.3.2. В случае надлежащего исполненияобязательств по настоящему договору имеет преимущественное право на заключениедоговора о предоставлении торгового места (торговых мест) на новый срок.
2.3.3. Арендатор обязуется проводитьтекущий ремонт торгового места (торговых мест) за свой счет.
2.4. Арендатор обязуется производитьнеотделимые улучшения торгового места (торговых мест) с письменного согласияАрендодателя. Стоимость неотделимых улучшений торгового места (торговых мест),произведенных без согласия Арендодателя, возмещению не подлежит.
3. Платежи и расчеты по договору
3.1. Арендатор своевременно вносит платуза пользование предоставленным торговым местом (торговыми местами) в сумме____________________ рублей.
3.2. Арендатор вносит плату запользование торговым местом (торговыми местами) на расчетный счет или в кассуАрендодателя.
3.3. Плата за пользование торговымместом (торговыми местами) устанавливается ____________________ (ежемесячнаяили ежедневная – нужное указать).
3.3.1. Ежемесячная плата за пользованиеторговым местом (торговыми местами) вносится не позднее __________ числатекущего месяца (указать с учетом пункта 3.3 настоящего договора).
3.3.2. Ежедневная плата за пользованиеторговым местом (торговыми местами) вносится не позднее _____ часов за каждыйкалендарный день работы рынка (указать с учетом пункта 3.3 настоящегодоговора).
3.4. В стоимость платы входит плата заэлектроснабжение и теплоснабжение арендуемых торговых мест на территориирозничного рынка.
3.5. При установке на торговом месте (торговыхместах) дополнительных электроприборов плата за электроэнергию производитсяАрендатором Арендодателю по действующим тарифам электроснабжающей организации,а при наличии контрольно-измерительных приборов – по показаниям счетчиков.Данная плата производится Арендатором дополнительно к плате, установленнойпунктом 3.3 настоящего договора, в сроки, предусмотренные пунктом 3.3.1настоящего договора.
3.6. При изменении цен на энергетическиересурсы, сырье, материалы, тарифов, а также других факторов, оказывающихвлияние на оценочную стоимость в составе, характеристике и стоимости торговогоместа (торговых мест), влияющих на расходы Арендодателя по его (их) содержанию,в том числе и инфляционных процессов, Арендодатель вправе в одностороннемпорядке изменить плату за предоставление торгового места (торговых мест).
3.7. Пересмотр платы за предоставлениеторгового места (торговых мест) не может производиться чаще чем один раз в год.
3.8. Об изменениях платы запредоставление торгового места (торговых мест) Арендодатель письменноуведомляет Арендатора не менее чем за месяц.
4. Обстоятельства непреодолимой силы
4.1. Ни одна из Сторон не несетответственности перед другой Стороной за невыполнение обязательств,обусловленных обстоятельствами, возникшими помимо воли и желания Сторон икоторые нельзя предвидеть или избежать, включая объявленную или фактическуювойну, гражданские волнения, эпидемии, блокаду, эмбарго, землетрясения,наводнения, пожары и другие стихийные бедствия.
4.2. Сторона, которая не может исполнитьсвоего обязательства из-за обстоятельств, указанных в пункте 4.1 настоящегодоговора, должна известить другую Сторону о препятствии и его влиянии наисполнение обязательств по настоящему договору в разумный срок.
5. Ответственность Сторон
5.1. Стороны несут друг перед другомответственность согласно законодательству Российской Федерации.
5.2. За просрочку платежа по настоящемудоговору Арендатор уплачивает Арендодателю пени в размере ___% от платы,установленной в пунктах 3.1 и 3.5 настоящего договора, за каждый деньпросрочки.
5.3. Уплата пени, установленнойнастоящим договором, не освобождает Арендатора от выполнения возложенных нанего обязательств.
5.4. При использовании торгового места(торговых мест) не в соответствии с условиями настоящего договора или не поназначению Арендодатель имеет право потребовать от Арендатора возмещенияубытков.
6. Досрочное расторжение договора
6.1. Настоящий договор может бытьрасторгнут по соглашению Сторон. Сторона, желающая досрочно расторгнутьнастоящий договор, обязана предупредить другую Сторону о расторжении договораза пять календарных дней до предполагаемой даты расторжения настоящегодоговора.
6.2. Настоящий договор может бытьдосрочно расторгнут по требованию Арендодателя в случае:
6.2.1. Невыполнения Арендатором своихобязательств по настоящему договору.
6.2.2. Невнесения Арендатором платы втечение __________ (указать срок) более двух раз подряд по истеченииустановленного настоящим договором срока платежа.
6.2.3. Порчи или уничтожения по винеАрендатора торгового места (торговых мест).
6.3. Настоящий договор может бытьдосрочно расторгнут по требованию Арендатора в случае, если:
6.3.1. Арендодатель не предоставляетторговое место (торговые места) в пользование Арендатору в срок, установленныйпунктом 2.1.1 настоящего договора, либо создает иные препятствия пользованиюторговым местом (торговыми местами) в соответствии с условиями настоящегодоговора.
6.3.2. Переданное Арендатору торговоеместо (переданные торговые места) имеет (имеют) препятствующие пользованию им(ими) недостатки, которые не были оговорены Арендодателем при заключениинастоящего договора, не были заранее известны Арендатору и не должны были бытьобнаружены Арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправностипри заключении настоящего договора.
6.3.3. Торговое место (торговые места) всилу обстоятельств, за которые Арендатор не отвечает, окажется (окажутся) всостоянии, непригодном для использования.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящий договор вступает в силусо дня его подписания и действует до «__» __________ 20__года.
7.2. Вопросы, не урегулированныенастоящим договором, регулируются гражданским законодательством РоссийскойФедерации.
7.3. Споры, возникающие при исполнениинастоящего договора, Стороны разрешают путем переговоров.
7.4. При невозможности решения спорныхвопросов путем переговоров Стороны разрешают их в судебном порядке.
7.5. Настоящий договор составлен в двухэкземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру длякаждой из Сторон.
7.6. Любые изменения и дополнения кнастоящему договору действительны и являются неотъемлемой частью настоящегодоговора только в том случае, если они составлены в письменном виде и подписаныСторонами.
8. Адреса, реквизиты и подписи Сторон
Арендодатель: Арендатор:
_________________________ _________________________
_________________________ _________________________
_________________________ _________________________
_________________________ _________________________
Приложение №2
Договор
о предоставлении торгового места нарозничном рынке
гражданам, ведущим личные подсобныехозяйства
или занимающимся садоводством,огородничеством,
животноводством (упрощенная форма)
(наименование населенного пункта)«__» __________ 200__года
Управляющая рынком компания ____________________,именуемая в дальнейшем «Арендодатель», в лице ____________________,действующего на основании ____________________, с одной стороны, и____________________, именуемый в дальнейшем «Арендатор», действующий наосновании ____________________, с другой стороны, при совместном упоминанииименуемые «Стороны», заключили настоящий договор о нижеследующем:
1. Общие условия
1.1. Арендодатель передает в арендуАрендатору торговое место (торговые места) на срок с __________ по __________включительно, в том числе:N п/п Регистрационный номер торгового места Наименование (прилавок, палатка, лоток и т.д.) Специализация
1.2. За аренду торгового места (торговыхмест) Арендатор уплачивает Арендодателю плату в размере ____________________рублей.
1.3. Оплата по настоящему договорупроизводится на расчетный счет или в кассу Арендодателя.
1.4. Плата за пользование торговымместом (торговыми местами) устанавливается ____________________ (ежемесячнаяили ежедневная – нужное указать).
1.5. Ежемесячная плата за пользованиеторговым местом (торговыми местами) вносится не позднее __________ числатекущего месяца (указать с учетом пункта 1.4 настоящего договора).
1.6. Ежедневная плата за пользованиеторговым местом (торговыми местами) вносится не позднее _____ часов за каждыйкалендарный день работы рынка (указать с учетом пункта 1.4 настоящегодоговора).
1.7. Пересмотр платы за предоставлениеторгового места (торговых мест) допускается в случае, если срок действиядоговора превышает три месяца, но не может производиться чаще чем один раз вгод.
1.8. Об изменениях платы запредоставление торгового места (торговых мест) Арендодатель письменноуведомляет Арендатора не менее чем за месяц.
2. Обязательства Сторон
2.1. Арендодатель обязуется предоставитьторговое место (торговые места), отвечающее (отвечающие) требованиям,установленным Федеральным законом от 30 декабря 2006 года №271‑ФЗ «Орозничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»,и иным правилам и нормам, предусмотренным законодательством РоссийскойФедерации и нормативными правовыми актами Архангельской области.
2.2. Арендатор обязуется:
2.2.1. Использовать торговое место(торговые места) исключительно по назначению (с учетом специализации), указанномув пункте 1.1 настоящего договора.
2.2.2. Поддерживать торговое место(торговые места) в надлежащем санитарно-техническом состоянии, а торговыйинвентарь и оборудование – в исправном состоянии.
2.2.3. Соблюдать законодательство,регулирующее торговую деятельность.
3. Прочие условия
3.1. Вопросы, не урегулированныенастоящим договором, разрешаются в соответствии с законодательством.
3.2. Настоящий договор составлен в двухэкземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждойиз Сторон.
4. Адреса, реквизиты и подписи Сторон
Арендодатель: Арендатор:
____________________ ____________________
Источники
Нормативно-правовые акты
1) «КОНСТИТУЦИЯРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
2) ФЕДЕРАЛЬНЫЙЗАКОН от 30.12.2006 №271-ФЗ (ред. от 02.06.2007) «О РОЗНИЧНЫХ РЫНКАХ И ОВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(принят ГДФС РФ 22.12.2006)
3) ФЕДЕРАЛЬНЫЙЗАКОН от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 15.06.2007) «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИМЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 16.09.2003)
4) ФЕДЕРАЛЬНЫЙЗАКОН от 06.10.1999 №184-ФЗ (ред. от 10.05.2007) «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ22.09.1999)
5) ФЕДЕРАЛЬНЫЙЗАКОН от 25.09.1997 №126-ФЗ (ред. от 28.12.2004) «О ФИНАНСОВЫХ ОСНОВАХ МЕСТНОГОСАМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 10.09.1997)
6) ЗАКОН РФот 06.07.1991 №1550–1 (ред. от 26.06.2007) «О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ ВРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
7) «УСТАВАРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ» (ред. от 26.06.2008) (принят Архангельским областнымСобранием депутатов 23.05.1995)
8) ЗАКОНАрхангельской области от 23.05.2007 №359–18-ОЗ (ред. от 31.10.2007) «ОРЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИРОЗНИЧНЫХ РЫНКОВ НА ТЕРРИТОРИИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ» (принят Архангельскимобластным Собранием депутатов 23.05.2007)
9) ПОСТАНОВЛЕНИЕГлавы админ. Архангельской обл. от 11.03.2008 №11 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОКООРДИНАЦИОННОМ СОВЕТЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНЫХ РЫНКОВ НА ТЕРРИТОРИИАРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ»
10) ПОСТАНОВЛЕНИЕАдминистрации Архангельской области от 10.12.2007 №205-па (ред. от 23.03.2009)«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ПЛАНИРОВКЕ, ПЕРЕПЛАНИРОВКЕ И ЗАСТРОЙКЕРОЗНИЧНЫХ РЫНКОВ НА ТЕРРИТОРИИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ, РЕКОНСТРУКЦИИ ИМОДЕРНИЗАЦИИ ЗДАНИЙ, СТРОЕНИЙ, СООРУЖЕНИЙ И НАХОДЯЩИХСЯ В НИХ ПОМЕЩЕНИЙ» ПОСТАНОВЛЕНИЕАдминистрации Архангельской области от 27.08.2007 №155-па
«ОБУТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯРМАРОК ПО ПРОДАЖЕ ТОВАРОВ(ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТ, ОКАЗАНИЮ УСЛУГ) НА ТЕРРИТОРИИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ»
11) ЗАКОНАрхангельской области от 31.10.2007 №433–21-ОЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЙВ ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН «О РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ АРХАНГЕЛЬСКОЙОБЛАСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНЫХ РЫНКОВ НА ТЕРРИТОРИИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ» (принятАрхангельским областным Собранием депутатов 31.10.2007)
12) ПОСТАНОВЛЕНИЕАдминистрации Архангельской области от 02.04.2007 №61-па (ред. от 29.12.2008) «ОБУТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ УПРАВЛЕНИИ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВААРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ»
13) ОБЛАСТНОЙЗАКОН Ленинградской области от 04.05.2007 №80-оз «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНЫХРЫНКОВ НА ТЕРРИТОРИИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ» (принят ЗС ЛО 25.04.2007)
14) РАСПОРЯЖЕНИЕмэра г. Архангельска от 05.03.2009 №235 р «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЯРМАРОКВЫХОДНОГО ДНЯ»
15) РАСПОРЯЖЕНИЕмэра г. Архангельска от 06.02.2009 №118 р «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЯРМАРКИ»
16) РАСПОРЯЖЕНИЕмэра г. Архангельска от 12.01.2009 №18 р «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЯРМАРКИ»
17) РАСПОРЯЖЕНИЕмэра г. Архангельска от 13.11.2008 №866 р «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЯРМАРКИ»
Учебная литература
1) Статья:Неправильная организация работы рынка грозит административной ответственностью («Торговля:бухгалтерский учет и налогообложение», 2007, №9)
2) Статья:Рынок в законе («Малая бухгалтерия», 2007, №3)
3) Статья:Что нового ждет организации в 2009 году? («ЭЖ Вопрос-Ответ», 2008, №12)
4) Статья: («Вмененка», 2008, №9)
5) Статья:Деятельность авторынков («Единый налог на вмененный доход: бухгалтерский учет иналогообложение», 2008, №4)
6) «Комментарийк последним изменениям в Налоговый кодекс Российской Федерации» (Феоктистов И.А.,Нечипорчук Н.А., Красноперова О.А.) («ГроссМедиа», «РОСБУХ», 2009)
7) Статья:Новые «правила поведения» на розничных рынках («Предприниматель без образованияюридического лица. ПБОЮЛ», 2007, №4)