Государственные преобразования по планам М.М. Сперанского

Государственные
преобразования по планам М.М. Сперанского.

Россия, по
мнению Сперанского, в своем историческом развитии  прошла три ступени: в Средние века — удельщина; в Новое  время — абсолютная монархия, а в настоящий
период — промышленное состояние, которое требует конституционного ограничения
верховной власти и предоставления политических и гражданских прав всем
подданным (безопасность личности, сохранность собственности и обеспечение
личных политических прав). Россия, полагал он, ждет перемен, но не
революционным путем, как в странах Запада, а исключительно эволюционным, “через
правильные законы”, жалованные императором народу. “Реформация государства
производится десятилетиями и веками,  а
не в два-три года” (“О постепенности усовершенствования Российского”).

В своих
проектах государственных преобразований Сперанский  мечтал о конституционной монархии, которая бы позволила “
правление доселе самодержавное учредить на непременном законе”. Законность форм
осуществления власти Сперанский связывал с необходимостью  разделения властей. Законодательная власть
должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает  законы, для чего собирается сессионно. Глава
исполнительной  власти — монарх —
участвует в деятельности Думы, но “никакой новый закон не может быть издан без
уважения Думы. Установление новых податей, налогов и повинностей уважается в
Думе”. Мнение Думы свободно, и поэтому монарх не может “ни уничтожить законов,
ни обезобразить их”.

Судебная власть
реализуется судебной системой, включающей 
суд присяжных и завершающейся высшим судебным органом — Сенатом. Три
власти управляют государством подобно 
тому, как человек — своим организмом: обращаясь к закону, воле и
исполнению.

Сперанский
предусмотрел и возможность объединения усилий 
различных властей для согласного их действия в Государственном  совете, состоящем частично из лиц,
назначаемых монархом, а частично избранных по избирательным законам. Государственный
совет заседает под председательством царя, он обладает правом законодательной
инициативы, но законы, “конам вводится какая-либо перемена в отношении сил
государственных  или в отношении частных
лиц между собой”, утверждаются 
непременно и исключительно Государственной думой. Таким образом.
Государственная дума имеет законодательный статус.

Организация
местной власти предполагает введение коллегиального  управления сверху донизу через систему представительных  органов — дум: губернских, уездных и
волостных, избираемых на многоступенчатой основе.

Он полагал, что
в преобразованном по его проектам государстве 
возможно наилучшим способом обеспечить права подданных.  В духе положений Ш. Монтескье о правах
гражданских и политических Сперанский анализирует понятия: рабство
политическое  и свобода политическая,
рабство гражданское и свобода 
гражданская.

Под
политическим рабством он понимал такое состояние, “когда воля одного — закон
для всех”, а политическую свободу определял как подчинение всех и каждого
законам, а также предоставление избирательного права.

Под гражданским
рабством он понимал подчинение одного класса (“в повинностях личных или
вещественных”) другому, а гражданская свобода, по его мнению, выражается в
основанной на законе независимости друг от друга всех сословий и групп в
обществе.

Анализируя
связи между этими понятиями, Сперанский отметил, что политическая свобода имеет
больший объем по своему содержанию и поэтому является фундаментом для свободы
гражданской. “Никакая сила в обществе не может родить в государстве свободы
гражданской, не установив свободы 
политической”, и напротив, если в государстве учреждается политическая
свобода, то гражданское рабство умирает само собой. “Права гражданские должны
быть основаны на правах политических, закон гражданский не может быть без
закона политического”. Но законодательство не самоцель и само по себе не
является гарантом против произвола. “К чему гражданские законы,– восклицает
Сперанский,– когда скрижали их могут быть разбиты о камень самовластья!”
Гарантом всех свобод в государстве является конституция и основанное на ней
разделение  властей. Для России настало
время переменить существующее  положение
вещей и установить новый порядок; имея в виду движение России к свободе, он
отмечал, что “темпы развития ее идут несравненно быстрее, чем в других
государствах”.

Конституционная
монархия, основанная на законе, должна опираться на квалифицированный
чиновничий аппарат, обеспечивающий  ее
функциональную деятельность. Для осуществления 
такого проекта Сперанский предложил и провел два закона о чиновниках: “О
придворных званиях” (3 апреля 1809 г.) и “Об экзаменах на чин” (6 августа 1809
г.). Этими узаконениями вводились необходимые условия для занятия должностей и
получения служебных чинов: наличие диплома о высшем образовании  или сдача экзаменов на чин по весьма
обширному списку предметов. Придворные звания не являлись более основанием  для получения чинов и продвижения по службе,
а сделать карьеру, не служа, стало для дворян невозможно.

На сословный
строй общества Сперанский в целом не покушался,  но предлагал произвести его правовое оформление с закреплением
прав и обязанностей сословий.

Однако
немедленной отмены крепостного права Сперанский опасался, полагая, что
россияне, получив свободу, обратятся “к кочевому образу жизни”. Он предложил
двухэтапную схему: вначале ограничиваются крестьянские повинности,
производится  личное освобождение
крестьян от помещиков, а затем к крестьянам возвращается “древнее право
перехода” (Юрьев день). Землю предполагалось оставить за помещиками, но с
предоставлением крестьянам права ее приобретения.

Проекты
Сперанского вызывали резкую критику в адрес реформатора со стороны дворян,
которые были весьма недовольны  указами
о чиновниках, ущемлявших их привилегии, а в социальных проектах Сперанского
усматривали ущемление своих земельных прав (не без основания). На него
посыпались обвинения в “возжигании бунтов” и даже в “способствовании
истребления дворянства”. В конечном итоге судьба “великого чиновника” была
решена и он был отстранен от службы и отправлен в ссылку.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/