Государственные расходы: состав, структура, динамика и оценка их эффективности в современной России

Федеральноеагентство по образованию

Байкальскийгосударственный университет экономики и права

Финансово-экономическийфакультет

Кафедрафинансов

СпециальностьФинансы и кредит

КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Финансы»

Тема: Государственныерасходы: состав, структура, динамика и оценка их эффективности в современнойРоссии

Выполнил: Тютрин А.А.

Группа:                                

Руководитель: старшийпреподаватель
 

Иркутск2007Содержание

Стр.
Введение …………………………………………………………………

3
1. Состав и структура  Государственных расходов ………………….

5
2. Осуществление бюджетных расходов……….……………………..

9
2.1.Экономическое содержание системы расходов бюджета………..

9
2.2.Виды и методы предоставления средств из  бюджета……………

11
3. Динамика и оценка эффективности Государственных расходов в современной России…………………………………………………….

22
Заключение ……………………………………………………………..

27
Список использованной литературы ………………………………….

29
Приложение 1 …………………………………………………………..

31
Приложение 2 …………………………………………………………..

32
Приложение 3 …………………………………………………………..

33
Приложение 4 …………………………………………………………..

34
Приложение 5 …………………………………………………………..

38

ВВЕДЕНИЕ

Выбор темы«Государственные расходы: состав, структура, динамика и оценка их эффективностив современной России» обусловливается мной тем, что Государственные расходыявляются ведущим звеном финансовой системы государства, и играют важную рольв  экономической и политической жизнилюбого государства. Цель данной курсовой работы является раскрытие темы:Государственные расходы: состав, структура, динамика и оценка их эффективностив современной России. Понятие, состав и структура  Государственных расходов описывается в первойчасти курсовой работы, подробное описание этой темы, а также динамика и оценкаэффективности Государственных расходов в современной России во второй и третьейчастях работы.
Общепринятофинансовые отношения, складывающиеся у государства и субъектов экономики,называть бюджетными. Эти отношения чрезвычайно многообразны и охватывают всеуровни хозяйствования, а совокупность этих отношений по формированию ииспользованию бюджетного фонда страны составляет понятие федерального бюджета.Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредотачивать финансовыересурсы на решающих участках экономического и социального развития, практическииспользовать бюджет в качестве инструмента государственного регулированияэкономики, стимулировать производственные и социальные процессы [12]. Несомненно,что расходы федерального бюджета играют одну из ведущих ролей в регулированииэкономики государством.
На величину иструктуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то:государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общийуровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственногосектора в экономике и многие другие факторы. При переходе к рыночной экономикефедеральный бюджет в целом и его составляющая часть – расходы, не могут и недолжны утратить своей роли; должно произойти лишь изменение методов бюджетноговоздействия на общественное производство. Этому изменению призвана служитьрадикальная перестройка бюджетных отношений, построение принципиально иногобюджетного механизма, более рационального использования вложений бюджетныхсредств. Большое значение должны приобрести государственные инвестиции впрогрессивные отрасли экономики, в обеспечение стратегических направлений ееразвития, создание необходимой производственной инфраструктуры. С переходом крынку одним из важных факторов достижения рациональной структуры экономикидолжно стать достаточное финансирование конверсионных отраслей. Через такойфинансовый инструмент, как расходы бюджета, можно влиять на различные стороныхозяйствования, способствуя ускоренному обновлению производственных фондов,внедрению в производство научных достижений. Этому же должна служить отменабюджетного дотирования нерентабельных предприятий, их закрытие или перепрофилирование.Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования наукипризвано стимулировать научные открытия и достижения, т.е. служитькатализатором ускорения научно-технического прогресса.
Огромную рольрасходы федерального бюджета играют в решении социальных проблем, которыепринимали наиболее радикальные формы в нашей стране, а во времена перехода крынку вновь обострились. Повышению роли расходов федерального бюджета всоциальных процессах способствует кардинальное изменение бюджетного механизмафинансирования учреждений социальной сферы [11]. Известно, что за счетбюджетных средств финансируются многие необходимые отрасли социальногообслуживания населения – просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение.Растущие социально-культурные потребности граждан признано необходимым обеспечиватьдаже за счет дефицитного финансирования, ведь с ростом числа функций, которыеберет на себя государство, растут и государственные расходы.
1. состав и структура Государственных расходов

Расходыбюджета представляют собой затраты, возникающие
в связи с выполнением государством своих задач и функций.
Эти затраты выражают экономические отношения, на основе
которых происходит процесс использования средств централизованного фондаденежных средств государства по различным направлениям.
Экономическаясущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходовобладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественнаяхарактеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначениебюджетных расходов, количественная — их величину [10].
Многообразиеконкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природойи функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны,разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальнымустройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п.Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любогогосударства на определенном этапе социально-экономического развития.
Длявыяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества ихклассифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансовсуществуют несколько признаков классификации расходов бюджета.
Впервую очередь расходы бюджета подразделяются по их влиянию на процессрасширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальныебюджетные расходы.
Текущиерасходы  связаны с предоставлениембюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущихпотребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление(содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслейнародного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера,текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящиморганам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи,выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, этирасходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете илибюджете текущих расходов и доходов [12].
Капитальныерасходы  представляют собой денежные затраты, связанныес вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себякапиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства,инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным ичастным предприятиям местным органам власти. Данная группа расходов отражаетсяв бюджете капитальных расходов и доходов государства.
Важныйпризнак классификации расходов бюджета — предметный. При этом все расходыподразделяются на несколько крупных групп. Как правило, выделяются следующиегруппы расходов:
1.    финансированиепромышленного производства;
2.    финансированиесоциально-культурных мероприятий;
3.    финансирование науки;
4.    финансирование обороны;
5.    содержаниеправоохранительных органов и органов государственной власти и управления;
6.    расходы повнешнеэкономической деятельности;
7.    создание резервныхфондов;
8.    расходы по обслуживаниюгосударственного долга;
9.    прочие расходы ивыплаты.
 Здесь хорошо видна роль государства в разныхобластях общественной жизни. Дополнительно к указанным группам расходов могутвыделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ.
Выделениесредств по отдельным видам целевых программ обеспечивает приоритет в концентрациисредств бюджета и в их использовании по главным направлениям, предусмотренныморганами государственной власти.
Каждаяиз названных групп расходов делится в свою очередь по ведомственному и целевомупризнакам.
Ведомственныйпризнак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующееминистерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо,получающее бюджетные ассигнования [7]. Этот признак классификации расходовбюджета отражает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные сизменением системы управления.
Целевойпризнак позволяет рассмотреть расходы, подразделяющиеся на конкретные видызатрат. Классификация расходов по целевому назначению создает предпосылки длярационального использования бюджетных средств, является необходимой базой дляосуществления эффективного и действенного контроля за использованием бюджетныхассигнований. В настоящее время в Российской Федерации применяетсяклассификация расходов по 19 целевых направлениям:
1.    заработная плата; 
2.    начисления назаработную плату;
3.    канцелярские ихозяйственные расходы;
4.    командировки ислужебные разъезды;
5.    стипендии;
6.    расходы на питание;
7.    приобретениемедикаментов и перевязочных средств;
8.    приобретениеоборудования и инвентаря;
9.    приобретение мягкогоинвентаря и обмундирования;
10.капитальныегосударственные вложения;
11.капитальныйремонт;
12.содержаниесооружений благоустройства;
13.геологоразведочныеработы;
14.проектирование;
15.государственнаядотация;
16.операционныерасходы;
17.платежи поссудам;
18.возмещениеразницы в ценах;
19.прочие расходы.
Крометого, по отдельным группам расходов (в частности, по расходам на оборону)применяется классификация, отличная от общей классификации по целевомупризнаку.
Важнойпроблемой осуществления целевых бюджетных расходов является их защищенность отобесценения в условиях высоких темпов инфляции на современном этапе развитияэкономики нашей страны. Принцип защищенности предполагает финансирование рядастатей расходов бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения.
Осуществлениефинансирования отдельных статей расходов бюджета в соответствии с ихинфляционным увеличением, с одной стороны, обеспечивает защиту получателейбюджетных ассигнований в обеспечении намеченных ими мероприятий, а с другойстороны, является инфляционным фактором, увеличивающим совокупный спрос напродукцию и услуги и в дальнейшем провоцирующим развитие инфляции издержекпроизводства.
Последнимпризнаком классификации расходов является территориальный. В соответствии суровнем государственного управления в Российской Федерации расходы бюджетаподразделяются на расходы республиканского бюджета, расходы бюджетов членов федерациии расходы местных бюджетов.

2.осуществление бюджетных расходов

2.1.Экономическое содержание системы расходов бюджета

Осуществлениерасходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Под нимпонимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям иучреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетноефинансирование базируется на определенных принципах, характеризуетсяспецифическими формами и методами предоставления средств. Принцип, форма иметоды бюджетного финансирования выступают составными элементами самой системы,влияют на результативность ее функционирования [16].
Важнуюроль в организации рациональной системы бюджетного финансирования играют преждевсего принципы финансирования. К числу этих принципов относятся:
·       получение максимальногоэффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства должны предоставляться лишь приусловии обеспечения наибольшей результативности от их использования. Этотэффект может выражаться, с одной стороны, в решении различных задачсоциально-экономического развития страны, а с другой — в обратном притоке вбюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетныхассигнований;
·       целевой характериспользования бюджетных ассигнований. Юридические лица получают средства избюджета только на основе утвержденного бюджета, причем на заранее обусловленныецели. Строгое соблюдение этого принципа препятствует неэффективномуиспользованию бюджетных ассигнований;
·       предоставлениебюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и сучетом использования ранее отпущенных ассигнований. Зависимость бюджетного финансированияот выполнения показателей позволяет финансовым органам осуществлять действенныйи эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций и учреждений;
·       безвозвратностьбюджетных ассигнований. Предоставление средств без условия их обязательноговозврата в государственный бюджет.
Однако помимо безвозвратного бюджетногофинансирования в настоящее время все шире применяется кредитование предприятийпутем выдачи бюджетных ссуд. Проценты по таким ссудам либо не взимаются, либовзимаются по низким ставкам. Бюджетные ссуды выдаются по специальнымраспоряжениям Правительства Р.Ф. на выполнение целевых программ развития(Приложение 5). Предоставление средств на финансирование:
·       расходов наформирование федеральных продовольственных фондов;
·       расходов на обеспечениеагропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и приобретениеплеменного скота на основе долгосрочной аренды (лизинга);
·       части расходов наинвестиционные программы конверсии оборонной промышленности.
Вобласти расходов бюджета до сих пор имеют место существенные недостатки:бюджетные средства используются недостаточно эффективно, широко распространенапрактика нецелевого расходования бюджетных средств. Бюджетные расходы не решаютмногих насущных проблем социальной политики. Не организовано на должном уровнеперераспределение расходов в пользу социально незащищенных слоев населения.Продолжается списание долгов в аграрном секторе.
Основныезадачи в области бюджетных расходов:
·       сократить числофедеральных целевых программ, обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболееэффективных и социально значимых проектах;
·       снизить расходы насодержание государственного аппарата;
·       продолжитьдецентрализацию инвестиционного процесса, расширив практикугосударственно-коммерческого финансирования проектов;
·       повысить эффективностьиспользования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс,концентрируя их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательскихработах;
·       снизить уровень дотацийотдельным отраслям;
·       усилить контроль заиспользованием бюджетных средств;
·       обеспечить приоритетноефинансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание,образование.

2.2.Виды и методы предоставления средств из бюджета

Система расходов  федерального бюджета учитывает все общегосударственныепотребности финансирования которых является исключительной прерогативой государства.
Расходы, производимые государствомв сфере материального производства, жилищно-коммунальном хозяйстве относятся красходам на финансирование народного хозяйства [15].
Бюджетные средства предоставляютминистерством, ведомства и предприятиям на затраты по расширению производства,на обеспечение простого воспроизводства, на операционные и прочие расходы.
Расходы на финансирование народногохозяйства планируются по министерствам, ведомствам и предприятиям иодновременно предусматриваются по целевому назначению.
Основная часть бюджетных средстввыделяется приоритетным отраслям народного хозяйства, к которым относятсятопливная промышленность, энергетика, сельское хозяйство и транспорт. Крометого, часть расходов в процессе их планирования и финансирования выделяются вспециальные группы. Появление таких расходов, как правило, связано сразработкой государством целевых программ. Наиболее крупной группой такихрасходов являются затраты на финансирование конверсии военного производства ивоспроизводство минерально-сырьевой базы.
Второй по значению и первой поразмеру статьей расходов бюджета на финансирование народного хозяйства являетсявыплата различных видов дотаций предприятиям.  
Необходимое существованиефинансовой помощи вытекает из сохранения государственного регулирования цен,сохраняются дотации на отдельные виды энергоресурсов и продовольственных товаров,а также отдельным отраслям, нерентабельность которых явилась результатомиспользования регулируемых цен и тарифов, это жилищно-коммунальное хозяйство,транспорт.
Постепенный отпуск цен наэнергоресурсы дотируемые из бюджета, позволяет снижать долю бюджетных средств,направляемых на возмещение разницы в ценах. Выделение дотации товаропроизводителям,жестко увязывается с государственным урегулированием механизма ценообразования.
Основныетипы бюджетных дотаций:
·       угольнаяпромышленность, дотируется разница в ценах и отчисления на НИОКР;
·       выплата разницы натопливо отпускаемое населению (газовая промышленность);
·       жилищно-коммунальноехозяйство;
·       транспортныеорганизации.
Нафинансирование производства направляется около 20% расходов бюджета, основнойобъем занимают дотации и инвестиционные кредиты на конкурсной основе.
Нарядус безвозмездным бюджетным финансированием в настоящее время начало развиватьсякредитование предприятий посредством выдачи бюджетных ссуд.
Бюджетныессуды занимают промежуточное положение между кредитами коммерческих банков ибюджетными ассигнованиями. С одной стороны эти ссуды выдаются с условиемвозвратности и в ряде случаев они бывают платными, а с другой стороны, процентыпо этим ссудам либо не взимаются, либо значительно ниже, чем кредиты банков.Выдаются такие ссуды в основном по специальным распоряжениям Правительства Р.Ф.на выполнение целевых программ развития.
Другоенаправление расходования это привлечение иностранных инвестиций, но всовременных условиях этот процесс затруднен, в связи с экономическойнестабильностью и несовершенством налогового законодательства [16].
Бюджетныеассигнования направляются на решение узкого круга задач общегосударственногозначения, реализацию которых невозможно обеспечить за счет других источниковфинансирования. Финансовые ресурсы концентрируются на вводе крупнейших мощностейи объектов определяющих решение основных социально-экономических задач ипозволяющих предупредить опасные последствия кризиса в социальной сфере и спадапроизводства промышленной продукции необходимой для жизнеобеспечения экономикиболее 40% бюджетных ассигнований направляются на обеспечение социальныхпрограмм, включая программу — жилья, развития культуры и здравоохранения.
Развитиеагропромышленного комплекса приоритетное направление экономики любого типа, впоследние годы в связи с либерализацией цен и ужесточением кредитной политики,произошло ухудшение финансового положения агропромышленного комплекса. Былиприостановлены процессы укрепления материально-технической базы, поддержанияплодородия почв, развития социальной инфраструктуры на селе. Поэтому былиприняты решения направленные на увеличение государственной поддержки агропромышленногокомплекса, основными положениями бюджетной поддержки АПК являются:
·       финансированиепроведения земельной реформы;
·       финансированиеподдержки развития фермерства;
·       создание рыночныхотношений в агропромышленном комплексе;
·       поддержка социальнойинфраструктуры села;
·       мелиорация земель  и поддержание мелиоративных систем;
·       улучшение земельсвязанное с повышением плодородия;
·       поддержка развитияместных баз строительной индустрии и строительных материалов;
·       строительство иреконструкция предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности;
·       финансовая помощь поземлеустройству.
Государственнуюподдержку селу предполагается обеспечивать, через проведение льготной налоговойполитики для агропромышленного комплекса. Сохраняется датирование из бюджетасредств направленных на капитальные вложения и средств производства, какспособа регулирования розничных цен на сельскохозяйственную продукцию, при этомдатирование осуществляется на конечной стадии производственного цикла [16].
Осуществлениемероприятий по агропромышленному комплексу зависит от социально-экономическихусловий  складывающихся в различныхрегионах России, действенности контроля местной администрации за проведение земельнойреформы и эффективного использования выделенных средств.
Расходына социально-культурные мероприятия связаны с выполнением государством егосоциальных функций.
Этисредства подразделяются на следующие основные группы:
·       народное образование ипрофессиональная подготовка кадров;
·       культура, искусство исредства массовой информации;
·       здравоохранение;
·       физическая культура испорт;
·       социальное обеспечение(включая средства, передаваемые в Пенсионный фонд Р.Ф.).
Расходына социально-культурные мероприятия определяются на основе принципов сметногопорядка планирования. Финансируются эти расходы по конкретным мероприятиям ивидам затрат. Объем расходов определяется на основе взаимосвязанных друг сдругом смет, разрабатываемых в учреждениях непроизводственной сферы и расчетовассигнований, составляемых в финансовых органах. В основу расчетов кладутсяпоказатели деятельности учреждений, характеризующие обслуживающие контингенты(количество учащихся, учетных групп, классов, число коек, проведенных операцийи т.д.). При этом учитывается время функционирования в течение года. Этипоказатели служат расчетными единицами. Денежный расход на расчетную единицуустанавливается по норме, обеспечивающей функционирование и развитие бюджетногоучреждения.
Основнойпринцип расходования бюджетных средств — строгое их регламентирование поназначению и времени. Учреждение не вправе расходовать денежные средства нацели, не предусмотренные сметой.
Составнымэлементом планирования и финансирования расходов на социально-культурныемероприятия является денежная норма расхода, выраженная в определенной суммеденежных средств, мера удовлетворения конкретной потребности.
Всовременных условиях все большее значение приобретают укрупненные нормырасходов, охватывающие все виды затрат учреждений социально-культурной сферы.Использование таких норм позволяет ориентировать работу этих учреждений надостижение конечных результатов: обучение детей, подготовку специалистов, оказаниепомощи больным. Кроме того, применение укрупненных норм расширяет самостоятельностьучреждений по использованию бюджетных средств на различные направления расходови повышает их заинтересованность в рациональном и законном использовании ресурсов.
Бюджетныенормы подвергаются изменениям под влиянием многих факторов. Увеличение нормсвязано с изменением системы цен и тарифов, ростом заработной платы в народномхозяйстве, с появлением дополнительных возможностей по финансированию расходовв местных бюджетах.
Всоответствии с законодательством Р.Ф. сфера образования признана приоритетной.
Компетенциейсубъектов федерации является формирование их бюджетов в части расходов наобразование и установление региональных нормативов финансирования образования.В компетенции местных органов самоуправления находится формирование местныхбюджетов и фондов развития образования, разработка и принятие нормативовместного финансирования образования [15].
Схемафинансирования государственного и муниципального образовательного учрежденияопределяется типовым положением о типе и виде общеобразовательного учреждения.Нормативы финансирования негосударственных учреждений не могут быть ниже аналогичныхгосударственных, расположенных на данной территории. Могут привлекатьсядополнительные финансовые ресурсы за счет предоставления платных услуг. Такоепривлечение не ведет к снижению нормативов и размеров финансирования из бюджетаучредителя. Деятельность образовательного учреждения в рамках оказания платныхуслуг не относится к предпринимательской, так как эти услуги не могут бытьоказаны в замен основной деятельности. Образовательные учреждения вправе вестипредпринимательскую деятельность: по сдаче в аренду имущества, по торговлеоборудованием, по оказанию посреднических услуг, по долевому участию в деятельностидругих учреждений, по приобретению ценных бумаг и доходов по ним, по ведениюдругих операций приносящих доход.
Расходыбюджетной системы на образование и профессиональную подготовку кадров включаютзатраты на детские дошкольные учреждения,  детские дома, профтехучилища, средние — специальные и высшие учебныезаведения, а также курсовые мероприятия и институты повышения квалификации.
Расходыбюджетн