Государственный бюджет. Его структура и принципы формирования

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Университет им. Н.И.Лобачевского
Финансовый факультет
Кафедра «Коммерция»
Курсовая работа
по дисциплине «Экономика»
по теме «Государственный бюджет.
Его структура и принципы формирования»
НижнийНовгород
2007г

Содержание
 
Введение… 3
1. Социально-экономическая сущность и рольгосударственного бюджета 5
2. Роль бюджета в перераспределениинационального дохода… 9
3. Финансовое обеспечение социальнойполитики… 11
4. Роль бюджета в обеспечениимонопольной прибыли… 12
5. Структура государственного бюджетав странах рыночной экономики 14
6. Бюджетная классификация… 18
7.Государственные доходы… 21
8.Государственные расходы… 23
9.Бюджетное устройство ибюджетная система стран
рыночной экономики… 25
10.Бюджетный процесс… 27
11. Государственный бюджет РФ на 2008 г и на период до 2010г… 28
12.Заключение… 40
13.Список использованной литературы… 42

Введение
 Центральное место вфинансовой системе любого государства занимает государственный бюджет — имеющий силу законафинансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий(финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как«форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных дляфинансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средствомаккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможностьсодержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий,реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государствомприсущих ему функций.
Как правило, типгосударственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношениймежду членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странахсоциалистической модели экономики, в том числе и бывшем СССР, в силу монополиигосударственной собственности на средства производства и наличия мощногогосударственного аппарата основной ее задачей было обслуживание государственныхпотребностей. Государственные финансы подчиняли себе и финансы предприятий иобщественных организаций; даже сбережения населения, привлеченные системойсберкасс, рассматривались как доходы государства.
Кардинальные изменения вэкономике России, в ее политическом статусе, произошедшие на рубеже 80-90-хгг., вызвали серьезную трансформацию бюджетного механизма. Появление новых формсобственности, и, следовательно, новых субъектов хозяйствования, располагающихсобственными финансами, повлекло изменения в системе денежных доходов;финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами,прямое перераспределение денежных средств значительно сократило сферу своегоприменения. После устранения всеохватывающего господства КПСС возникла проблемаразделения полномочий между законодательной и исполнительной властями вотношении распоряжения финансовыми ресурсами общества и соответствующей регламентациибюджетного процесса. Другим важным направлением модернизации государственныхфинансов стало расчленение единого государственного бюджета времен развитогосоциализма на три самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектовФедерации и местные бюджеты, что явилось важным шагом к демократизациифинансовых отношений. В том же направлении действовали переход к налогам какглавному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнююторговлю и валютные отношения, разгосударствление промышленности и т.п. Все этопривело к принципиальным изменениям и в бюджетной системе России, и в еебюджетном устройстве.
Цель моей курсовой работысостоит в том, чтобы более подробно изучить Государственный бюджет РоссийскойФедерации, также рассмотреть Государственный бюджет Российской Федерации на 2008год и прогноз на 2009-2010гг сравнить его Государственным бюджетом за 2007 год;на основе проведенной работы сделать выводы.
Государственный бюджет. Социально-экономическая сущность и роль государственногобюджета
 
Архивы донесли до нассведения, что слово “бюджет” происходит от нормандского bouge, bougtte, что впереводе означает “карман”, “мешок”, “кожаный мешок”. Это слово началииспользовать англичане, произносившие его как [budget], называя им кожаныймешок, в котором приносили в парламент документы, где были сведения огосударственных доходах и расходах. Затем этим словом стали называть докладканцлера казны, с которым он выступал в парламенте.
Первые попыткисоставления бюджета зафиксированы во Франции во времена Филиппа Красивого (1302 г.). В дальнейшем эта практика была прекращена, так как глава государства, как правило,полновластно и бесконтрольно распоряжался всеми государственными средствами.Финансы государства не были отделены от королевских.
Возвратились ксоставлению смет доходов и расходов во времена министра финансов Сюлли (1599 –1611 гг.). Это введение продолжил министр финансов Франции Неккер (1777 – 1781гг. и 1788 – 1790 гг.), ему принадлежит идея публичности в народном хозяйстве.Именно Неккер создал финансовые основы, на которых позже базировались правиласоставления бюджета, которые существуют до наших дней.
Однако нарождавшийсяновый класс буржуазии был заинтересован в получении финансовой поддержки состороны государства и активно выступал против неограниченных финансовых правмонархов. Буржуазия требовала установления контроля над государственнымирасходами, правом учреждения и отмены налогов. Эти требования были воплощены вжизнь в результате буржуазных революций.
Борьба буржуазии вобласти финансов послужила исходной предпосылкой возникновения и развитиябюджета.
Финансовые отношения,складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями инаселением, называются бюджетными. Специфика этих отношений состоит в том, чтоони:
1)      возникают враспределительном процессе;
2)      связаны сформированием и использованием централизованного фонда денежных средств.
Бюджетные отношениямногообразны (между секторами экономики, сферами общественной деятельности,отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровнихозяйствования (государственный, местный).
Бюджетным отношениямприсущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в руках государстваежегодно должна концентрироваться определённая доля национального дохода,необходимая для удовлетворения социально-культурных потребностей граждан,решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственного управления.
В процессефункционирования бюджетные отношения получают соответствующее имматериально-вещественное воплощение; они материализуются (овеществляются) вбюджетном фонде страны, имеющем сложную организационную структуру. Конкретнаявеличина бюджетного фонда, отражающая степень централизации финансовых ресурсовв руках государства, зависит от ряда факторов: уровня развития экономики;методов хозяйствования на предприятиях, в организациях, учреждениях; решаемыхобществом экономических и социальных задач и т. п.
Совокупность бюджетныхотношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляетпонятие государственного бюджета. Иначе, государственный бюджет — основнойфинансовый план страны, имеющий силу закона, так как проект бюджета ежегоднообсуждается и принимается законодательным органом.
Государственный бюджет —ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. В нёмобъединяются главные доходы и расходы государства. Бюджет объединяет основныефинансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы)в их действии.
Государственный бюджетвсегда представляет собой компромисс между основными группами носителейразличных социально-экономических интересов в стране. Это компромисс междусобственниками и работающими по найму по вопросам налогообложения, собственности,доходов и заработной платы, по вопросу бюджетных расходов на социальные цели;компромисс между общегосударственными и местными интересами; компромисс междупромышленными и сельскохозяйственными районами в отношении распределенияналогов и бюджетных дотаций. Каждый такой компромисс сопровождается борьбой.
Будучи экономическойформой существования реальных, объективно обусловленных распределительныхотношений, выполняя специфическое общественное назначение (по удовлетворениюпотребностей общества и его государственно-территориальных структур), бюджетможет рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории. Этакатегория, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которыеприсущи финансам в целом, но одновременно имеет особенности, отличающие ее отдругих сфер и звеньев финансовых отношений. К числу особенностей относятсяследующие:
1)    государственный бюджет являетсяособой экономической формой перераспределительных отношений, связанной собособлением части национального дохода в руках государства и ее использованиемс целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных егогосударственно-территориальных формирований;
2)    область бюджетного распределениязанимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловленоключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями;
3)    с помощью бюджета происходитперераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства,территориями страны, сферами общественной деятельности;
4)    пропорции бюджетногоперераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов,определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами,стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития.
Сущность государственногобюджета как экономической категории реализуется через его функции:распределительную, перераспределительную и контрольную.
Содержаниераспределительной функции бюджета определяется процессами перераспределенияфинансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства.
Сфера действияраспределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступаютпочти все участники общественного производства.
Основным объектомбюджетного перераспределения является национальный доход, иногда частьнационального богатства. Национальный доход — часть валового общественногопродукта без материальных затрат на его производство. Выражает весь объемчистой продукции страны, то есть это вновь созданная стоимость обычно за год.Национальное богатство — совокупность материальных благ, созданных трудом инакопленных, которыми располагает общество.
Основные направленияраспределительной функции связаны с перераспределением национального дохода,вмешательством в процесс общественного воспроизводства, финансовым обеспечениемсоциальной политики, обеспечением монопольной прибыли.

Роль бюджета вперераспределении национального дохода
В рыночной экономикеполитическая, экономическая, социальная и другие формы деятельности государстванеразрывно связаны с перераспределением национального дохода как части валовоговнутреннего продукта.
Важнейшее значение вперераспределении национального дохода принадлежит государственному бюджету.Это его основная функция. Развитие этой функции определяется эволюциейкапитализма, повышением роли буржуазного государства. В настоящее времягосударственные бюджеты перераспределяют до 40 % (а в отдельных странах иболее) вновь созданной стоимости. Ещё выше эта доля, если взять бюджетнуюсистему государства в целом.
Перераспределениенационального дохода, непосредственно затрагивающее интересы общественныхклассов, имеет важное социально-политическое значение и выражает степеньдополнительной эксплуатации широких народных масс. Используя бюджетную систему,государство вносит глубокие изменения в пропорции, складывающиеся на стадияхпроизводства и первичного распределения национального дохода. Долянационального дохода, получаемая трудящимися, все больше падает. Одновременнобыстрыми темпами растут прибыли монополий, усиливается концентрация богатства.Перераспределение национального дохода посредством бюджета — яркое проявлениеего классового характера.
Перераспределениенационального дохода наряду с социальным имеет также экономическое значение.Бюджет служит важным инструментом централизации в руках государства совокупногообщественного капитала, мобилизации через налоги и займы средств трудящихся идоходов других слоев общества.
Сосредотачиваемые угосударства крупные финансовые ресурсы являются материальной основой егоэкономической деятельности и создают широкие возможности активноговмешательства в общественное воспроизводство.
В странах рыночнойэкономики бюджет широко используется государством для воздействия на различныестороны жизни: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономическогороста, стимулирование научно-технического прогресса, развитие отдельныхнаиболее перспективных отраслей хозяйства, регулирование темпов обновления ирасширения основного капитала, на выравнивание в условиях стихийного развитиякапиталистического производства отраслевых пропорций.
Вмешательство в экономикупревратилось в одну из основных функций государственного бюджета. Формы такоговмешательства различны. В условиях политики “экономики предложения” наряду спрямыми методами вмешательства широкое развитие получали косвенные. Среди них:государственные капиталовложения, развитие производственной и социальнойинфраструктуры, стимулирование темпов ускорения научно-технического прогресса,расширение государственного потребления, рост накопления капитала путём прямогофинансирования крупного монополистического производства. Это осуществляется вформе субсидий, кредитов, государственных гарантий, поручительств, а такжедругих форм помощи крупному капиталу в целях обеспечения роста монопольнойприбыли. Государственное финансирование содействует дальнейшей концентрациипроизводства и капитала, укреплению господствующих позиций монополий.
 
Финансовое обеспечениесоциальной политики
 
Трудовые ресурсы — одиниз основных факторов производства. Научно-техническая революция резко повысилароль человеческого фактора, превратила его в основную движущую силу развития.Современный уровень развития производительных сил потребовал нового подхода кего главному элементу — производственному процессу. Быстрые темпынаучно-технического прогресса выдвигают все более высокие требования к качествурабочей силы, к ее профессиональной подготовленности, физической выносливости.Происходит ориентация на более полное удовлетворение потребностей трудящихсямасс, так как на основе их трудоспособности, личностного развития создаетсяпотенциал общественного производства.
Через государственныйбюджет и другие звенья бюджетной системы страны рыночной экономики осуществляютсвою социальную политику, вмешательство в сферу социальных отношений,финансируя важнейшие элементы в социальной области:
1)      просвещение(начальное и среднее образование, а также профессиональную переподготовкукадров);
2)      здравоохранение;
3)      социальноеобеспечение.
Значительная часть расходовна социальные нужды проходит по местным бюджетам, а в федеративных государствахтакже по бюджетам членов федерации. В развитых государствах на эти целизатрачивается от 30 до 40 % бюджетных средств.
 
Роль бюджета вобеспечении монопольной прибыли
 
Высокие сверхприбыличерез государственный бюджет обеспечиваются монополиями различными путями.Главным является система государственных закупок и заказов, т. е. системагосударственного потребления. Цены на приобретаемые государственные товары,значительную часть которых составляет военная продукция, включают высокуюмонопольную прибыль. Использование бюджета как источника высоких сверхприбылейприводит к острой борьбе между военно-промышленными монополиями, стремящимисявключить в бюджет наиболее выгодные для них стратегические программы, ведущие кпроизводству новых типов и систем оружия и к получению новых огромных прибылей.
Бюджет обеспечиваетфинансовой олигархии значительную прибыль и по линии государственного кредита.
Контрольная функциязаключается в том, что бюджет объективно отображает экономические процессы,протекающие в структурных звеньях экономики.
Основу контрольнойфункции составляет движение бюджетных ресурсов, которое отражается всоответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.
Буржуазия, борясь завласть и стремясь подчинить своим целям правительство, выдвинула специальныепринципы построения бюджета, которые используются и в настоящее время.Важнейшие из них: единство бюджета, его полнота, реальность и гласность.
Принцип единства бюджетаозначает сосредоточение в нем всех собираемых доходов и производимых расходов.Он предполагает наличие одного бюджета в государстве, составленного по единойбюджетной классификации и по единым документам. Единство бюджета выражается всуществовании единой бюджетной системы в государстве. Задача этого принципа —установление более эффективного контроля над финансовыми ресурсами государства.
Принцип полноты дополняетпринцип единства и означает более детальную расшифровку по каждой статье затрати поступлений. Выполнение этого принципа позволяет вести контроль надотчетностью по исполненным расходам.
Принцип реальности илиправдивости бюджета предполагает правдивое отражение в бюджете финансовыхопераций, соответствие учрежденных бюджетных сумм их исполнению. Он направленпротив фальсификации бюджетных средств. Принцип гласности обязываетправительство публиковать бюджет. Проявление присущих бюджету свойств, егоиспользование в качестве инструмента распределения и контроля находят своёотражение в создаваемом государством бюджетном механизме.
Бюджетный механизм — этосовокупность способов организации бюджетных отношений, применяемых обществомдля решения экономических и социальных задач. Это инструмент государственногорегулирования экономики.
Использование бюджетногомеханизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрированияпоступающими в распоряжение государства денежными ресурсами. Маневрированиевозможно потому, что в государственном бюджете отсутствует принцип закреплениядоходов за конкретными видами и направлениями расходов, поэтому средства,поступающие в распоряжение государства, обезличиваются и могут бытьиспользованы по любому направлению.
Бюджетный механизмявляется активным инструментом реализации бюджетной политики государства.Существенное влияние на него оказывают задачи, решаемые обществом на том илиином этапе развития. Меняются задачи — должен изменяться и бюджетный механизм.
 
Структурагосударственного бюджета в странах рыночной экономики
 
В каждой стране структурагосударственного бюджета имеет свои национальные особенности. Она зависит отхарактера административной системы, структурных особенностей экономики и другихфакторов.
США
Организационноеустройство государства — федеративное. Федеральный бюджет устроен по принципу“полного” бюджета и состоит из двух частей: собственно правительственногобюджета (федеральных фондов) и доверительных фондов.
Собственноправительственный бюджет охватывает и финансирует общенародные программы, которыесвязаны с политическими, экономическими и социальными функциями государства.Расходы бюджета используются на: военные цели (занимающие центральное место),аппарат управления, экономические, внешнеэкономические, внешнеполитические исоциальные нужды, выплату процентов по федеральному долгу.
Доходная часть бюджета восновном формируется за счёт налогов.
Федеральные фондысоставляют около 70 процентов всего федерального бюджета. На них приходится всясумма бюджетного дефицита.
Вторая часть федеральногобюджета — доверительные фонды, которые носят целевой характер. Их деятельностьсвязана с отдельными видами государственной производственной инфраструктуры(содержание и строительство автодорог, железных дорог, портов, аэропортов,электростанций и др.). Крупнейшими фондами являются фонды социальногострахования, которые охватывают различные виды пенсионного обеспечения, а такжепособия по безработице.
Фонды социальногострахования в частном секторе создаются за счёт взносов работающих ипредпринимателей, а для государственных служащих — из взносов самих служащих ифедерального правительства.
Объём доверительныхфондов систематически возрастает. Эти фонды, как правило, имеют положительноесальдо. За счёт этого остатка дефицит федерального бюджета обычно показываетсяв заниженном размере.
Великобритания
Государственный бюджетсостоит из двух частей: из обычного бюджета и национального фонда займов.
Обычный бюджетпредназначен для финансирования текущих затрат государства. Его расходыподразделяются на расходы, ежегодно утверждённые парламентом, иконсолидированный фонд постоянных затрат.
К ежегодно утверждённымотносят затраты на оборону, экономические и социальные цели, субсидии местныморганам власти, помощь развивающимся странам, на управление.
Расходы консолидированногофонда не рассматриваются парламентом, к ним относят: выплаты погосударственному долгу (они передаются в фонд займов и выплачиваются из него),взносы в бюджет и другие фонды ЕЭС, расходы по “цивилизованному листу”(содержание королевы и двора).
Доходная часть бюджета восновном формируется за счёт налоговых поступлений (свыше 90 %). Удельный веспрямых и косвенных налогов примерно равный. Обычные бюджеты чаще всегодефицитны и “покрываются” ссудой из национального фонда займов.
Национальный фонда займовпредставляет собой бюджет капиталовложений. Из него осуществляются платежи погосударственному долгу, выдаются долгосрочные кредиты на капиталовложениягосударственным предприятиям и местным органам власти.
Доходы формируются засчёт следующих поступлений: процентов по долгосрочным кредитам, прибылиэмиссионного департамента Банка Англии, а также средств, поступивших изобычного бюджета при образовании положительного сальдо.
Франция
Во Франции центральныйбюджет содержит три части: обычный общий (государственный) бюджет,присоединённые бюджеты различных государственных организаций, специальные счетаказначейства.
Центральный бюджетподразделяется на два вида операций: на операции окончательного характера —безотзывное финансирование, на которое приходится около 90 % всех бюджетныхсредств, и взаимного характера — кредиты.
На долю общего бюджетаприходится более 70 % средств центрального бюджета. Общий бюджет в своейрасходной части делится на функциональный и институционный (ведомственный).Первый группирует расходы по их функциям (содержание административных служб,обслуживание государственного долга, капиталовложения, затраты, сопутствующиекапитальным вложениям, трансферты и расходы подразделяются на текущие икапитальные). Институционный бюджет группирует расходы по ведомствам,исполняющим бюджет, и направляет их на оборону, уплату процентов и погашениегосударственного долга, оказание помощи развивающимся странам и т. д.
Основными видами доходовобщего бюджета являются прямые и косвенные налоги и поступления отпредпринимательской деятельности государства. Около 40 % всех налоговыхпоступлений дают индивидуальный подоходный налог и налог на прибыль корпораций.
Присоединённые бюджетывведены для организаций, не имеющих статуса юридического лица, ноосуществляющих торгово-промышленную деятельность и обладающих финансовойавтономией (бюджеты почты, телеграфа, телефона, национальной типографии,монетного двора и т. д.).
Специальные счетаказначейства охватывают различные фонды (инвестиционно-дорожный,национально-спортивный, различные торговые счета казначейства).
Центральный бюджетхронически дефицитен, однако значительная часть дефицита приходится наприсоединённые бюджеты и специальные счета казначейства.
В разных государствахначало бюджетного года различно. Так, во Франции, Германии, Италии, Бельгии,Голландии, Швейцарии оно совпадает с календарным годом. В Великобритании,Японии. Канаде бюджетный год начинается с 1 апреля и заканчивается 31 марта, вШвеции, Норвегии — с 1 июля по 30 июня, в США — с 1 октября по 30 сентября. Этообъясняется историческими причинами, традициями, связанными со сроками созывасессий законодательных органов.
Льготный срок — время,предоставляемое для завершения финансирования отдельных объектов, закрытия финансовыхсчетов.
Этот период колеблется постранам от одного до пяти месяцев. В течение этого времени правительство имеетправо производить финансирование за счет средств, предусмотренных по ужезакончившемуся бюджетному году, не испрашивая новых разрешений. Бюджетный год свключением льготного срока образует счетный период, под которым понимаетсяфактический период исполнения бюджета с добавлением льготного срока.
 
Бюджетнаяклассификация
 
Бюджеты всех уровнейисполняются и формируются согласно бюджетной классификации. Правильнопостроенная, она раскрывает классовый характер бюджета, позволяет определитьцели расходования бюджетных средств, установить задачи и курс финансовойполитики правительства.
Бюджетная классификация —это единая международная система функционального объединения доходов и расходовбюджета по однородным признакам; она обеспечивает возможность сравнениябюджетных данных разных бюджетов, даёт возможность определить характеррегулирующих действий государства по формированию денежных средств и ихиспользованию.
В мировой практикеиспользуются различные виды классификаций расходов, такие как: министериальная(ведомственная), предметная (отраслевая), экономическая, смешанная(комбинированная).
При министериальнойклассификации расходы группируются по министерствам (ведомствам), а затемвнутри министерств разносятся по управлениям, отделам, секторам и другимадминистративным подразделениям. Такая классификация позволяет скрыватьподлинное направление ассигнуемых средств, характер расходов.
В случае Предметнойклассификации расходы распределяются по отраслям хозяйства и управления. Ониделятся на разделы, параграфы, соответствующие их отраслевому характеру(например, просвещение: школы начальные, школы второй ступени, высшие учебныезаведения и т. д.). Предметная классификация намного реальнее отражает целирасходов, поэтому она почти не встречается в чистой форме, а сочетается сдругими видами.
Экономическаяклассификация предполагает дифференциацию расходов по хозяйственным признакамили производственным элементам (капитальные вложения, заработная плата,субсидии, дотации и т. д.).
Смешанная классификациястроится на определённом сочетании ведомственных и предметных признаков.Наиболее распространено составление окончательного свода расходов поминистерствам, а в пределах каждой из административных единиц — по предметамрасходов. Возможна и группировка бюджетных расходов по предметам, а затем посметам отдельных ведомств. Наконец, расходы могут быть сгруппированы вшахматном порядке с использованием ведомственного и предметного принципов ввертикальном и горизонтальном направлениях. Как показывает практика, смешаннаяклассификация наиболее популярна.
Все вышеперечисленныевиды классификаций расходов являются классическими, в последнее время вбюджетной практике возникли новые классификации, такие как: целеваяклассификация, классификация по функциональным признакам, по финансовымпризнакам, по политическим признакам.
Целевая классификацияосновывается на разделении расходов в соответствии с имеющимисяобщенациональными, политическими, экономическими и социальными целями илипрограммами.
Классификация пофункциональным признакам основывается на концепции государственных финансов,которая рассматривает государственные средства как инструмент политикиправительства. Группировка расходов производится в соответствии с основнымифункциями государства (социальные расходы, здравоохранение, обеспечениезанятости, развитие и содержание транспорта и связи, внутренние дела иоборона). Эти расходы подразделяются по отдельным категориям затрат: зарплата,текущие расходы, оборудование и т. д.
Классификация пофинансовым признакам предполагает, что расходы подразделяются на безвозвратные,временные, условные.
Классификация пополитическим признакам делит расходы на нейтральные и активные.
Доходы государственногобюджета формируются также согласно классификации. Существуют следующие видыклассификации доходов: по источникам, по видам поступлений, юридическаяклассификация, финансовая, экономическая.
Классификация доходов поисточникам используется в большинстве стран рыночной экономики, подразделяетвсе поступления на поступления от налогов и сборов, от государственныхпредприятий, от займов. Налоговые доходы далее классифицируются по видам(подоходный налог, налог на прибыль, налог с наследства и дарений, налог надобавленную стоимость и т. д.).
Юридическая классификациядоходов исходит из признака образования дохода (используется для этого силагосударственной власти или нет).
Финансовая классификация основываетсяна делении доходов на безвозвратные, постоянные (налоги), и временные (займы).
Экономическаяклассификация имеет в своей основе характер источника дохода или характерэкономических последствий в результате получения доходов.
Различные виды бюджетнойклассификации не дают достаточно ясную и полную картину финансовой политики,содержания бюджета. Этому способствует отсутствие единой системы бюджетныхподразделений, громоздкость, раздутость бюджетных документов.
 
Государственные доходы
 
Бюджетные доходы понятиеболее узкое, чем доходы государства, которые включают помимо средств бюджетавсех уровней власти денежные средства внебюджетных фондов и прочие ресурсы.
Доходы бюджета —экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями (объединениями),учреждениями, организациями и гражданами в процессе формирования фондовденежных средств. Они необходимы для выполнения целей и задач государства.
Форма проявления этихэкономических отношений — различные виды платежей предприятий, организаций инаселения в государственный бюджет, а их материально-вещественное воплощение —денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд, государственное устройствостраны, методы хозяйствования, а также экономические и социальные задачи,решаемые обществом, влияют на состав бюджетных доходов, форму мобилизацииденежных средств в бюджет.
Основным материальнымисточником формирования доходов бюджета является национальный доход. Когданационального дохода не хватает для покрытия финансовых нужд, государство привлекаетнациональное богатство. Основными методами, используемыми государством дляперераспределения национального дохода и образования бюджетных доходов,являются налоги, займы и эмиссия денег. Соотношение между ними различно,определяется экономической ситуацией в стране, степенью противоречий(политических, социальных), состоянием финансов.
Налоги — главный методперераспределения национального дохода. Их доля составляет до 90 процентовобщей доходной части государственного бюджета.
Налоги, поступающие всоответствующие бюджеты, называются закрепленными доходами. Кроме того,нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета могутперечисляться дополнительные средства в различных формах. Они получили названиерегулирующих доходов.
К доходам бюджета относятгосударственные займы, к которым государство прибегает в случае бюджетногодефицита. Погашение займов и выплата по ним процентов осуществляются за счетдополнительных налоговых платежей либо выпускаемых займов.
Третий метод самыйнепопулярный: к нему прибегают при чрезвычайных обстоятельствах, применяяэмиссию бумажных денег. Начинается инфляция, которая может привести к тяжелымсоциально-экономических последствиям.
Также к источникамформирования доходов бюджета относят поступления: от внешнеэкономическойдеятельности, от эксплуатации государственной собственности, от реализацииоблигаций государственных займов и других ценных бумаг, от инвестированиягосударственных средств в акции высокодоходных фирм и другие ценные бумаги (процентыи дивиденды).
Государственныерасходы
 
Так как все общественноепроизводство можно разделить на две части, то и расходы государственногобюджета подразделяются на две части: одна связана с развитием материальногопроизводства, совершенствованием его материальной структуры, другаяиспользуется на содержание и развитие непроизводственной сферы. Поэтомувыделяются текущие и капитальные расходы. Текущие расходы связаны спредоставлением бюджетных средств для покрытия затрат на государственноепотребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры,государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров гражданского ивоенного характера).
Капитальные затраты — этоденежные средства, вложенные в основной капитал и прирост запасов. К ним относяткапиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства,инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты.
В соответствии собщественным назначением расходы бюджета подразделяются на несколько наружныхгрупп. Как правило, выделяются группы расходов, направленные на финансированиенародного хозяйства, социально-культурных мероприятий, науки, обороны,правоохранительных органов, органов государственной власти и управления,внешнеэкономической деятельности, на создание резервных фондов, на расходы пообслуживанию государственного долга и пр.
Каждая извышеперечисленных групп расходов делится по ведомственному и целевомупризнакам.
Осуществление расходовбюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимаетсясистема предоставления денежных средств предприятиям, организациям иучреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.
Бюджетное финансированиебазируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами иметодами предоставления средств.
Важную роль в организациирациональной системы бюджетного финансирования играют принципы финансирования,а именно:
1)      принцип получениямаксимального эффекта при минимизации затрат;
2)      целевой характериспользования бюджетных ассигнований. Строгое соблюдение этого принципапрепятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований;
3)      предоставлениебюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и сучетом использования ранее отпущенных средств;
4)      безвозвратность ибесплатность бюджетных ассигнований.
Бюджетное финансированиеможет выполняться в двух формах. Первая форма — это финансирование по системе“нетто-бюджет”. В этом случае бюджетные средства выделяются на ограниченныйкруг затрат, предусмотренных утвержденным бюджетом.
Вторая форма —финансирование по системе “брутто-бюджет”. Применяется для предприятий,учреждений и организаций, полностью состоящих на бюджетном финансировании. Вэтом случае бюджетные ассигнования выделяются как на текущие, так и накапитальные расходы.
Важным элементомбюджетного финансирования являются методы предоставления бюджетных средств. Сих помощью финансовые органы обеспечивают денежными средствами предусмотренныебюджетом мероприятия, осуществляют переброску средств в целях достижения лучшихрезультатов их использования, регулируют складывающиеся пропорции враспределении финансовых ресурсов.
При разработке бюджетаиспользуют системный анализ, экономические модели, электронно-вычислительнуютехнику, которая позволяет разрабатывать многовариантный бюджет.
Основой составления почтивсех бюджетов в настоящее время является программно-целевой метод.
Бюджетное устройство ибюджетная система стран рыночной экономики
 
Бюджетное устройствопредставляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ееструктуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов.
Бюджетная система — этооснованная на экономических и юридических нормах совокупность всех бюджетов,действующих на территории страны.
Организационно бюджетнаясистема строится в соответствии с установленными принципами. Организациябюджетной системы (бюджетное устройство) определяется государственнымустройством страны.
В зависимости оторганизационной структуры различаются унитарные (единые), федеративные иконфедеративные государства.
В унитарных государствахбюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленныеместные бюджеты.
В федерациях иконфедерациях бюджетная система содержит три звена:
1)      государственныйбюджет (федеральный бюджет или бюджет центрального правительства);
2)      бюджеты членовфедераций (штатов в США, земель (ландов) в ФРГ, провинций в Канаде);
3)      местные бюджеты.Они не включаются в бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых невходят в федеральный бюджет.
На первых этапах развитиябуржуазного государства бюджетная система ряда стран характеризоваласьзависимостью государственного бюджета от местных финансов. Например,правительство США до принятия Конституции 1787 г. не имело собственных источников доходов и покрывало свои расходы за счет взносов отдельныхштатов. С усилением центральной власти значение государственного бюджета сталовозрастать.
После Второй мировойвойны процесс централизации бюджетной системы во всех государствах резкоусилился. Существенно возрос удельный вес государственного бюджета в общемобъеме ресурсов бюджетной системы (в США — более 50 %, в Великобритании — более70 %).
В государственный бюджетнаправляются крупнейшие доходы: подоходный налог с физических лиц, налог наприбыль корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость (в США НДС неприменяется), таможенные пошлины, доход от государственных займов, выпускаемыхцентральным правительством.
По расходам, напротив,наблюдается другая тенденция: увеличение удельного веса в общей сумме расходовбюджетной системы местных бюджетов, на которые правительство перекладываетзначительную часть затрат на развитие экономической и социальнойинфраструктуры, а также часть расходов на воспроизводство квалифицированнойрабочей силы.
Система местных бюджетовтакже определяется государственным устройством и соответствующимадминистративным делением. В 1960 – 1970 гг. во всех западных странах произошелпроцесс укрупнения местных административных единиц и, следовательно, усиленияцентрализации местных финансов.
В Великобритании (1973 –1975 гг.) была проведена реформа мелких органов власти, в результате которойбыла введена двухзвенная система управления местными органами (деление награфства и округа); были упразднены мелкие административные единицы (сельскиеокруга и приходы). Это вызвало сокращение числа местных бюджетов и увеличениеих объема. Финансовые взаимоотношения центральных и местных органов стали болеетесными, усилились регулирующая роль местных финансов и их воздействие напроцесс воспроизводства и сферу социальных отношений.
 
Бюджетныйпроцесс
 
Бюджетный процесс —регламентированный законодательством порядок создания, рассмотрения,утверждения бюджетов, их исполнение и контроль над их исполнением, утверждениесчетов об исполнении бюджетов, которые входят в бюджетную систему Украины.
Бюджетный процесс состоитиз трех стадий:
1)      планирование,составление проекта бюджета представляет собой деятельность по разработке планадокументов (проекта бюджета) либо принятию соответствующих правовых актов;
2)      рассмотрение иутверждение начинается с момента предоставления проекта бюджета на рассмотрениев Верховный совет или местные советы и завершается принятием Закона огосударственном бюджете либо Решением сессии Местного совета на планируемыйгод;
3)      исполнение исоставление отчета об исполнении начинается с 1 января планируемого года изавершается утверждением отчета об исполнении бюджета.
Государственный бюджет Российской Федерации на 2008 год и на периоддо 2010 года
В июле 2007года правительство Российской Федерации утвердило основные характеристикифедерального бюджета на 2008 год, определенные исходя из прогнозируемого объемавалового внутреннего продукта в размере 35 000,0 млрд. рублей и уровняинфляции, не превышающего 7,0 процента (декабрь 2008 года к декабрю 2007 года)и основные характеристики федерального бюджета на 2009 год и на 2010 год,определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта вразмере соответственно 39 690,0 млрд. рублей и 44 800,0 млрд. рублей и уровняинфляции, не превышающего соответственно 6,5 процента (декабрь 2009 года кдекабрю 2008 года) и 6,0 процента (декабрь 2010 года к декабрю 2009 года).
СогласноЗакону «О Федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009и 2010 годов» прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2008год составляет 6 644 447 448,0 тыс. рублей; общий объем расходов федеральногобюджета — 6 570 297 744,0 тыс. рублей; прогнозируемый профицит федеральногобюджета — 74 149 704,0 тыс. рублей.
 Прогнозируемыйобщий объем доходов федерального бюджета на 2009 год составляет 7 465 446 753,0тыс. рублей и на 2010 год — 8 089 965 207,0 тыс. рублей. Общий объем расходовфедерального бюджета на 2009 год прогнозируется в сумме 7 451 153 801,8 тыс.рублей и на 2010 год — в сумме 8 089 965 207,0 тыс. рублей. Прогнозируемыйпрофицит федерального бюджета на 2009 год составляет 14 292 951,2 тыс. рублей,кроме того прогнозируется равенство прогнозируемого общего объема доходов иобщего объема расходов федерального бюджета в 2010 году.