Государственный бюджет: формирование, использование и проблемы сбалансированности

Министерство образованияи науки Российской Федерации
Федеральное агентство пообразованию
ГОУ ВПО Тывинскийгосударственный университет
Экономический факультет
Кафедра экономики и менеджмента
Курсовая работа
по дисциплине: Экономическаятеория
Тема: «Государственныйбюджет: формирование, использование и
проблемысбалансированности»
Выполнил: студент 1 курса
518 группы
Доржу Аяс Алексеевич
Проверила: ст. преп.
Чульдум Аяна Эресооловна
Кызыл – 2009

Содержание
Введение
Глава1 Сущность государственного бюджета
1.1  Роль государственногобюджета в процессе общественного воспроизводства
1.2  Влияние государственногобюджетного механизма на регулирование объема совокупного спроса иэкономического роста
Глава 2 Структура доходов и расходовгосударственного бюджета Российской Федерации
2.1 Бюджетный дефицит и профицит, способы егофинансирования
2.2Доходы и расходы консолидированного бюджета Республики Тыва за 20062-008 гг.
Глава 3 Основные задачи и направления бюджетнойполитики Республики Тыва в современных российских экономических условиях
3.1 Проблемы и перспективы бюджетной политикиРеспублики Тыва
Заключение
Библиографический список

Введение
 
Государственный бюджет является основным рычагом регулированиярыночной экономики, так как в нем сосредотачиваются все денежные ресурсыстраны, которыми располагает и распоряжается правительство.
Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, вцельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов ониобращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования ииспользования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписьюдоходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, таки по срокам поступления и использования.
Госбюджет выполняет много функций, однако важнейших три:распределительная, контрольная и регулирующая. Через эти функции в совокупностигосбюджет становится регулирующим экономику рычагом в руках государства.
Государственный бюджет напрямую влияет на повышениеустойчивого экономического роста и благосостояния страны, и как следствие идуттакие положительные процессы как снижение уровня инфляции, валютного курса иснижение уровня процентных ставок.
Достижение всего этого,требует выполнение ряда задач, основные из которых это полноценноефинансирование экономической и социальной сферы, стимулирование инвестиционнойактивности, безусловным выполнением государством своих обязательств.
Государственный бюджет занимает важное место в составефинансовой системы. Он объединяет доходы и расходы государства. Бюджет естьединство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита,государственных расходов) в их действии. Посредством бюджета государствомосуществляются мобилизация денежных ресурсов и их расходование путемперераспределения национального дохода и ВВП. Через государственный бюджет внастоящее время в промышленно развитых странах перераспределя ется до 40 %национального дохода.
Вбюджете ежегодно централизуются поступления налогов с предприятий различныхформ собственности, организаций, учреждений и с населения. Они направляются нафинансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий,укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственногоуправления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашениегосударственного долга, создание государственных материальных и финансовыхрезервов и другие цели, определенные в расход ной части бюджета.
Централизация средств имеет важное экономическое иполитическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главныхинструментов претворения в жизнь экономической политики государства. В своюочередь, состояние бюджета, особенности его формирования и расходования служатважным показателем эффективности экономической политики, проводимойгосударством. В условиях рыночных реформ функции бюджета в значительной степенинаправлены на государственное регулирование и стимулирование экономики,финансовое обеспечение социальной политики, и на выполнение других функцийгосударства.
Основными функциями бюджета являются перераспределениенационального дохода, финансовое обеспечение социальной политики,государственное регулирование и стимулирование экономики, контроль над образованиеми использованием централизованного фонда денежных средств.
Цель курсовой работызаключается в следующем: раскрыть тему “Государственный бюджет как инструментмакроэкономического регулирования”. Для достижения поставленной цели необходиморешить ряд конкретных задач: показать роль госбюджета как инструмента макроэкономическогорегулирования, рассмотреть его с точки зрения структуры доходной и расходнойчасти, охарактеризовать основные принципы построения госбюджета, необходиморассмотреть причины порождающие дефицит и профицит, а также показать ихпоследствия для экономики, объяснить механизм действия мультипликаторовгосударственных расходов, налогового и сбалансированного бюджета, оценитьвозможность применения концепций балансирования бюджета в условиях России.

Глава 1 Сущность государственногобюджета
 
Экономическаяструктура любого общества не может функционировать без нормальноорганизованного потока денежных средств между государством и производственнымиструктурами, государством и различными слоями населения, между регионами иотдельными государствами. Реализуются финансовые связи через финансовуюсистему, которая включает в себя бюджеты различных уровней, фонды страхования,валютные резервы государства, денежные фонд предприятий и фирм, и прочие денежныефонды.
Центральное место в финансовой системе любого государствазанимает государственный бюджет имеющий силу закона финансовый плангосударства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год, т.е.всесторонняя смета государственных доходов и расходов по источникам поступленияи основным каналам расходования. Бюджетный кодекс РФ определяет бюджеткак«форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных дляфинансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».Это крупнейший денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства.Совокупность входящих в него организационных структур образует бюджетнуюсистему. Она формируется с учетом совокупности социально-экономических,правовых, административных особенностей. Государственный бюджет, являясь длягосударства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственнойвласти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнениясоциальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е.выполнения государством присущих ему функций.
Бюджетная система РФсостоит из бюджетов трех уровней:
·  первый уровень  федеральныйбюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
·  второй уровень  бюджетысубъектов РФ (на 2007г. 84 бюджетов  21 республиканский бюджет, 55 краевых иобластных бюджетов, 7 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономнойЕврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, и бюджетытерриториальных государственных внебюджетных фондов);
·  третий уровень  местныебюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).
При этом бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входятсвоими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.
В российской статистике принято рассматривать государственныефинансы с использованием следующей терминологии:
§ консолидированный бюджет – бюджет,складывающийся из федерального, регионального и местных бюджетов;
§ расширенный бюджет (бюджет «расширенногоправительства») федеральный бюджет в совокупности с внебюджетными фондами(Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд занятостинаселения, Федеральный фонд обязательного страхования и т.д.)
Все что связано с государственным бюджетом образует бюджетнуюсистему. Бюджетный кодекс РФ дает ему следующее определение: «бюджетная система это основанная на экономических отношениях и государственном устройствеРоссийской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федеральногобюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетовгосударственных внебюджетных фондов» (БК РФ, ст.6). А под бюджетным устройствомпринято понимать организацию бюджетной системы и принципы её построения.
Бюджетный процесс регламентируемаянормами права деятельность органов государственной власти, органов местногосамоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрениюпроектов бюджеты, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов,утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетныхфондов, а также по контролю за их исполнением (БК РФ, ст.6). Бюджетный процессрегулируется Законом РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетногопроцесса в РФ», прочими законами РФ, законами республик в составе РФ, решениямигосударственных представительных органов власти субъектов Федерации, Правиламио порядке составления и исполнения бюджета, издаваемыми Министерством финансовРФ на основе бюджетного законодательства.
Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетнойдеятельности:
1.  составление проектовбюджетов;
2.  рассмотрение иутверждение бюджетов;
3.  исполнение бюджетов;
4.  составление отчетов обисполнении бюджетов и их утверждение.
Бюджетный процесс  не просто сложный, но и чрезвычайнодлительный процесс. Его составление и рассмотрение длится более года, год (с 1января по 31 декабря) продолжается его исполнение, около полугода занимаетсоставление отчета об исполнении бюджета и его утверждение. Для завершениеисполнения бюджета, кроме бюджетного периода (финансового года)предоставляетсяеще и льготный период, составляющий один месяц, в течение которогозаканчиваются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета.Заключительным этапом бюджетного процесса является составление отчета обисполнении бюджета и утверждение его в законодательных органах власти. Всяработа по составлению отчетов возложена на Министерство финансов РФ и егофинансовые органы, Государственную налоговую службу и налоговые инспекции,Государственный таможенный комитет и его органы. Эти отчеты направляютсясоответствующим органам государственной власти. Отчет о федеральном бюджете РФдокладывается Федеральному Собранию РФ, которое его утверждает. Дляосуществления контроля за исполнением федерального бюджета существует Счетнаяпалата, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом.
1.1 Роль государственногобюджета в процессе общественного воспроизводства
 
Роль государственного бюджета в общественном воспроизводствеопределяется в первую очередь тем, что с помощью государственною бюджета(расходной части) распределяется и перераспределяется около 30% национальногодохода, 20%  валового внутреннего продукта, 10%  валового общественногопродукта. Он распределяет денежные средства между различными отрасляминационального хозяйства, секторами производства, сферами общественнойдеятельности, экономическими районами и территориями страны.
Государственный бюджет активно воздействует на экономику вцелом, так как он выступает в качестве бюджета всего национального хозяйства.Большую роль играет государственный бюджет в сфере материального производствавыступая в качестве стимулятора его роста. Средства бюджета используются дляобеспечения как индивидуального (в рамках отдельных предприятий), так и общественного(в масштабе всего национального хозяйства) кругооборота фондов. Бюджетноефинансирование капитальных вложений и оборотных средств на действующих и вновьвводимых предприятиях, обеспечение других расходов позволяет бюджету включатьсяв индивидуальный кругооборот фондов на отдельных предприятиях, способствуя егобесперебойности и равномерности.
Бюджетные ассигнования в производственной сфере являютсяосновным источником ее функционирования и дальнейшего развития. Основная частьучреждений и организаций этой сферы не имеет собственных источников доходов инаходится на бюджетном финансировании. Расходы государства на просвещение издравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, науку,культуру и искусство являются той финансовой базой, без которой невозможнопроведение социально-культурных мероприятий общегосударственного масштаба.Большое значение имеет бюджет в формировании рациональной структуры отраслейнепроизводственной сферы. Обеспечивая финансовыми ресурсами функционированиенепроизводственной сферы, государство через бюджет может формироватьокончательные размеры фонда потребления, влиять на территориальные пропорции вего использовании.
В бюджете страны аккумулируется значительная часть вновьсозданной стоимости национального дохода, распределяемого и используемого всоответствии с рыночными законами общественного развития (закона стоимости,закона спроса и предложения, закона повышающейся производительности труда,закона возрастания потребностей) для обеспечения расширенного воспроизводства иудовлетворения общегосударственных потребностей.
В условиях рыночных отношений распределение национальногодохода производится посредством образования, распределения и использованияденежных доходов и накоплений. К числу таких доходов относятся, прежде всего,государственные доходы, доходы предприятий и объединений, различныхкоммерческих структур, финансовых групп, банков, а также доходы населения.
Значительная часть национального дохода поступает в бюджетпутем прямого распределения налогообложения государственных, частных икоммерческих предприятий. Часть чистого дохода населения перечисляется в бюджетв порядке перераспределения.
Распределение части национального дохода черезгосударственный бюджет обусловлено необходимостью создания централизованногофонда денежных средств для расширенного воспроизводства и удовлетворения другихсовокупных потребностей общества, путем перераспределения средств междуотраслями производственной и непроизводственной сфер жизнедеятельностиобщества, а также между экономическими районами страны: государственногорегулирования денежных накоплений в отдельных отраслях народного хозяйства,отдельных предприятиях, объединениях и корпорациях, в сельскохозяйственномсекторе, в торговле и т.д.
Перераспределение национального дохода между отраслями,объединениями и фирмами через государственный бюджет обусловлено главнымобразом необходимостью передачи части чистого дохода из одной отрасли в другуюв соответствии с планами экономического и социального развития страны, спрограммами радикальных экономических преобразований общества, дляосуществления перестройки структуры общественного производства и т.д.
Такое перераспределение в значительной степени вызваноразличным уровнем технического оснащения, энерго- и фондовооруженностиобъединений, предприятий и отраслей; неравномерностью размещения и выявленияновых природных богатств; действующей системой ценообразования и тем, что припереходе к рыночным отношениям необходима поддержка со стороны государстваперспективных отраслей производства. Перераспределение национального дохода,как между отраслями, так и внутри отраслей происходит посредствомгосударственных инвестиций и приоритетного финансирования отдельных видовпроизводств, высоких технологий, инновационных процессов. Важным направлениемперераспределения национального дохода является выделение части средств, идущихна развитие непроизводственной сферы. В условиях рыночных отношений это, преждевсего, относится к поддержанию государством таких сфер жизнедеятельности общества,как здравоохранение, просвещение, наука и культура. Значительное место вструктуре перераспределяемой части национального дохода отводится содержаниюаппарата управления, правоохранительных органов и т.д.
Пропорции национального дохода, распределяемого черезгосударственный бюджет, не были постоянными, поскольку определялись достигнутымуровнем развития производительных сил, задачами, решаемыми государством наразных этапах общественного развития.
При переходе к рыночным отношениям существенно меняется рольбюджета в регулировании общественного производства и распределениинационального дохода. Основные направления этих преобразований сосредоточениеглавных ресурсов государственного бюджета на приоритетных отраслях экономики,определение наиболее общих пропорций развития общественного производства инеобходимых темпов развития экономики в целом. Основная логика такихтрансформаций состоит в том, что должна соблюдаться общая тенденция развитияэкономики в условиях рыночных отношения перенос центра тяжести сцентрализованных на децентрализованные финансы страны.
Производство, распределение и перераспределение совокупногообщественного продукта и национального дохода является предпосылкой и цельюразвития общества в целом и каждого человека в отдельности. В этой связи,рассматривая роль бюджета в распределении совокупного общественного продукта инационального дохода, важно отразить влияние бюджетной политики на процессвоспроизводства личностного элемента производства рабочей силы. Изучая первуюфазу этого воспроизводства производство личностного элемента производства (этафаза включает бюджетные расходы на здравоохранение, культуру,общеобразовательную подготовку, профессиональную подготовку и переподготовкукадров, повышение деловой квалификации и мастерства работников), необходимоотметить, что эта фаза воспроизводства рабочей силы органически связана срасходной частью бюджета. Сюда же относятся так называемые трансфертные платежитакие виды платежей, которые затем ни в какой форме не возвращаются в бюджет.Это платежи из бюджета в виде пенсий, пособий, стипендий и.т.д.
Вторая фаза воспроизводства личностного элемента производствараспределение работников по отраслям производства и сферам деятельности, взначительной степени связана с расходной частью бюджетных средств. Речь идет осодержании за счет бюджетных средств бирж труда и центров занятости, содержаниевременно не работающих лиц, находящихся в статусе безработных, о расходах потрудоустройству незанятой рабочей силы и т.д.
Третья фаза  фаза потребления (использования) рабочей силынепосредственно связана с фазой производства общественного производства. Здесьпроисходит процесс создания материальных благ, совокупного общественногопродукта и национального дохода с одной стороны, и процесс потребления рабочейсилы с другой. Таким образом, фаза использования рабочей силы непосредственносвязана с доходной частью бюджета. Это выражается в том, что часть вновьсозданной работниками материального производства стоимости (прибыли,поступающей в бюджет в виде налогов, части необходимого продукта подоходныхналогов с населения) поступает в доходную часть бюджета для дальнейшегоперерапрседеления между отраслями, сферами общественного производства,различными группами и слоями населения и т.д. Рассмотрение проблем рациональнойвзаимосвязи воспроизводства рабочей силы с бюджетным процессом позволяет настадиях формирования и исполнения бюджета определять наиболее приоритетныенаправления расходования бюджетных средств с точки зрения качественноговоспроизводства рабочей силы.
1.2 Влияниегосударственного бюджетного механизма на регулирование объема совокупногоспроса и экономического роста
В условиях рыночной экономики государственные финансывыполняют свое общественно назначение перераспределение ограниченных финансовыхресурсов с помощью специфического государственного посредника– бюджетного фонда.
Это перераспределение играет важную роль в достиженииравновесного состояния экономики, обеспечении экономического роста исоциального мира. Другой вопрос: каковы должны быть границы и принципы этогоперераспреде ления? Как найти ту «критичесую» процентную долю перераспреджеленияВВП, превысив которую правительство будет угнетающе действовать на экономику инегативно влиять на уровень частных инвестиций, создаст социальнуюнапряженность. К сожалению, ответов на эти вопросы финансовая наука дать неможет, большинство решений принимается интуитивно или под влиянием отдельныхгрупп людей.
Важнейшими составляющимифискальной политики государства являются государственные расходы и налоги.Государственные расходы оказывают непосредственное влияние на объемынационального производства и занятость населения.
Мультипликаторгосударственных расходов показывает приращение ВНП в результате приращениягосударственных расходов, потраченных на закупку товаров и услуг:
KG= ∆ВНП/∆G,
где К  мультипликаторгосударственных расходов; ∆ВНП  приращение валового национальногопродукта; ∆G  приращение государственных расходов.
Мультипликаторгосударственных расходов можно также определить, используя предельнуюсклонность к потреблению  МРС. В результате мультипликатор государственныхрасходов будет равен:
KG=∆ВНП/∆G = 1/МРС.
Следовательно, ∆ВНП= 1/(1 – MPC) x ∆G= KG x ∆G.
Это означает, что еслигосударство повышает на определенную величину объем своих расходов, неувеличивая при этом статей дохода бюджета, то получается именно такой приростдохода. Таким образом, изменение величины государственных расходов вызываетизменение дохода, пропорциональное изменению величины расходов.
Налоги составляют основугосударственных регуляторов экономики. Бюджетноналоговая политика  этосовокупность мер правительства по изменению государственных расходов иналогообложения, направленных на обеспечение полной занятости и производстворавновесного ВНП.
Рассмотрим рис.1. Еслиналоговые отчисления снижаются на ∆T, то располагаемый доход Yd (Yd = YT) возрастает на величину ∆Т.Потребительские расходы соответственно увеличиваются на величину ∆T x b, что сдвигает вверхкривую планируемых расходов и увеличивает равновесный объем производства У1 доУ2 на величину (см. рис.1 )¹ :
∆Y/∆T =  b /(I  b)
/>
Рис.1. Мультипликатор налогов
Выражение ∆Y/∆T =  b /(I  b) есть мультипликаторналогов.
Из изложенного можносделать вывод о том, что налоговый мультипликатор оказывает гораздо большеевоздействие на уменьшение совокупного спроса, чем мультипликаторгосударственных расходов на его увеличение. Рост налогов ведет к сокращениюВНП, а снижение налогов  к росту ВНП. При этом следует учитывать временные лагимежду изменением налогов и изменением национального дохода, которые могутсоставлять от нескольких месяцев до нескольких лет.
Снижение налогов дляпотребителей ведет к росту их доходов, а соответственно расходов, чтовыражается в росте спроса на потребительские товары. Снижение налогов для фирмведет к росту доходов предпринимателей, что стимулирует их расходы на новыеинвестиции и ведет к росту спроса на инвестиционные товары.
Мультипликативный эффектот снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов, чтоалгебраически выражается в превышении мультипликатора расходов над налоговыммультипликатором на единицу. Это является следствием более сильного воздействиягосрасходов на величины дохода и потребления (по сравнению с изменениемналогов). Данное различие является определяющим при выборе инструментов фискальнойполитики.
Мультипликатор жесбалансированного бюджета показывает, что равные приросты правительственныхрасходов и налогов вызывают увеличения объема равновесного чистогонационального продукта (ЧНП) на величину их прироста. Например, государственныерасходы (G) и ставка налогов (T) на 20 млрд. долл. вызывает прирост чистогонационального продукта на 20 млрд. долл.
В то же время измененияправительственных расходов имеют более сильное воздействие на совокупныерасходы, чем изменения величины налогов такого же масштаба. Правительственныерасходы имеют прямое воздействие на совокупные расходы.
Изменения же налоговкосвенно воздействует на совокупные расходы, за счет изменения дохода послеуплаты налогов и через изменения потребления.
Рассмотрим, когда мультипликаторсбалансированного бюджета равен единице. Одинаковое увеличение налогов игосударственных расходов вызовет прирост чистого национального продукта (ЧНП)на величину, равную прироста объема государственных расходов и налогов. Припредельной склонности к потреблению (MPC), равный ¾, увеличение налоговна 20 млрд. долл. вызовет снижения дохода после уплаты налогов на 20 млрд.долл. и сокращения потребительских расходов на 15 млрд. долл… Посколькумультипликатор равен 4, ЧНП сократится на 60 млрд. долл. Приростгосударственных расходов на 20 млрд… долл., однако, вызовет более чемуравновешивающее увеличение ЧНП на 80 млрд. долл. Следовательно, чистый приростЧНП составит 20 млрд. долл., что равно величине прироста правительственныхрасходов и налогов.
Мультипликаторсбалансированного бюджета действует вне зависимости от величины предельныхсклонностей к потреблению и сбережению.

Глава 2 Структура доходови расходов государственного бюджета Российской Федерации
В государственном бюджете страны (с любым государственнымустройством) находит свое отражение структура доходов и расходовгосударства.Классификация доходов основывается на законодательных актах РФ, определяющихисточники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят изстатей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способамих получения.
Доходы бюджета это денежные средства, поступающие вбезвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством враспоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.
Доходная часть бюджета составляют: налоговые(федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени),неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходыцелевых бюджетных фондов.
Так, в бюджетной классификации выделяютсяследующие основные виды налоговых доходов:
· налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
· налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
· налоги на совокупный доход;
· налоги на имущество;
· платежи за пользование природными ресурсами;
· налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.
Из неналоговых жедоходов основными являются следующие виды:
– доходы от имущества, находящегося в государственной имуниципальной собственности, или от деятельности;
– доходы от продажи имущества, находящегося в государственной имуниципальной собственности;
– доходы от реализации государственных запасов;
– доходы от продажи земли и нематериальных активов;
– поступления капитальных трансфертов из негосударственныхисточников;
– административные платежи и сборы;
– штрафные санкции, возмещение ущерба;
– доходы от внешнеэкономической деятельности.
Доходная часть бюджета образуется за счет следующих основныхвидов поступлений: подоходного налога, налога на корпорации, взносов насоциальное страхование, акцизов, налогов на предметы потребления.
Среди этих поступлений ведущее место занимает индивидуальныйподходный налог. При этом личные доходы граждан облагаются независимо отисточников получения (заработная плата, жалованье, предпринимательская прибыль,процент, дивиденд, рента, гонорары и т.п.), которые уменьшаются на суммузаконодательно разрешенных скидок и вычетов.
В последние годы возрастает значение взносов на социальноестрахование. Их выплачивают лица, нанятые на работу (в процентах к валовомузаработку), и предприятия (в процентах к общему фонду заработной платы).Поступления от компаний обычно превышают взносы трудящихся. Вместе с темзатраты фирм на эти цели включаются в производственные издержки, вследствиечего через механизм цен они перекладываются на покупателей.
Существенную фискальную роль играет косвенные налоги, которыевключаются в цену товара и целиком оплачиваются покупателями. К косвеннымналогам относятся также акцизы. Ими облагаются главным образом алкогольныенапитки, табачные изделия и бензин. Особой разновидностью косвенных налоговявляются таможенные пошлины – государственные денежные сборы, взимаемые черезпограничные таможенные учреждения с товаров, ценностей и имущества, провозимыхчерез границу страны. Размер пошлины устанавливается таможенными тарифами(размерами платы), которые указываются в списках товаров, облагаемых пошлиной.
В современных условиях продолжает действовать рядтрадиционных налогов: а) с наследства и дарений; б) поимущественный, которыйвзимается с оценочной стоимости земли, зданий, сооружений, индивидуальныхдомовладений. Такие специфические налоги не вносят существенного вклада вдоходную часть бюджета.
 
/>
Структура доходной частибюджета Российской Федерации на 2007г.
 
Табл.2. Статьи доходовбюджета государственного бюджета 2007г.
 №
п/п
Статьи доходов государственного бюджета 2007г
Сумма, млн. руб.
 % от
«всего»
1 Доходы от внешнеэкономической деятельности 2455079,8 35,25
2
Налоги на товары (работы, услуги),
 реализуемые на территории Российской Федерации 1485042,9 21,32
3
Налоги, сборы и регулярные платежи
пользование природными ресурсами 1068990,2 15,35
4
Налоги на товары, ввозимые на
территорию Российской Федерации 713432,8 10,24
5 Налоги на прибыль, доходы 580408,8 8,33
6 Налоги и взносы на социальные нужды 368773,9 5,29
7
Доходы от оказания платных услуг и
компенсации затрат государства 118694,6 1,7
8
Доходы от использования имущества
находящегося в государственной и му
ниципальной собственности 99780,6 1,43
9
Платежи при пользовании природными
ресурсами 37373,2 0,54
10 Государственная пошлина 26314,4 0,38
11 Административные платежи и сборы 3782,2 0,05
12 Прочие неналоговые платежи 2758,4 0,04
13
Доходы от продажи материальных и
нематериальных активов 2231,3 0,05
 
Всего 6962663,1 100
 
Расходы бюджета денежные средства, направляемые на финансовоеобеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Формы расходов бюджетов:
·  ассигнования насодержание бюджетных учреждений;
·  оплата по государственным(муниципальным) контрактам;
·  трансферты населению;
·  ассигнования наосуществление полномочий, передаваемых на другие уровни власти и на компенсациюдополнительных расходов, возникающих из-за решений вышестоящих органов власти;
·  бюджетные кредитыюридическим лицам;
·  субвенции и субсидии,юридическим и физическим лицам;
·  инвестиции в уставныекапиталы юридических лиц;
·  бюджетные ссуды, дотации,субвенции и субсидии бюджетам других уровней, внебюджетным фондам;
·  кредиты иностраннымгосударствам;
·  средства на обслуживаниеи погашение долговых обязательств.
При этом под дотацией понимается средства,предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основедля покрытия текущих расходов, субвенция  средства, предоставляемые натой же основе бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществлениецелевых расходов, субсидия  средства, предоставляемые бюджету другогоуровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансированияцелевых расходов.
Экономическая сущностьрасходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладаеткачественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика,отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначениебюджетных расходов, количественная их величину.
Многообразие конкретныхвидов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциямигосударства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностьюсвязей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальнымустройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п.Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любогогосударства на определенном этапе социально-экономического развития.
В зависимости от ориентации государственногорегулирования структура расходной части может меняться. Для выяснения роли изначения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют поопределенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаковклассификации расходов бюджета.
В первую очередьрасходы бюджета подразделяются по их влиянию напроцесс расширенноговоспроизводства на следующие виды:
а) Текущие расходысвязаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержаниеи покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты нагосударственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры,государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуггражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений),текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям,транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другиерасходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженнымв обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.
б) Капитальные расходыпредставляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал иприрост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета вразличные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочныебюджетные кредиты государственным и частным предприятиям местным органамвласти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов идоходов государства.
Важный признак классификациирасходов бюджета  предметный. При этом все расходы подразделяются нанесколько крупных групп. Как правило, выделяются следующие группы расходов:
· финансирование промышленного производства;
· финансирование социально-культурных мероприятий;
· финансирование науки;
· финансирование обороны;
· содержание правоохранительных органов и органов государственнойвласти и управления;
· расходы по внешнеэкономической деятельности;
· создание резервных фондов;
· расходы по обслуживанию государственного долга;
· прочие расходы и выплаты.
Здесь хорошо видна рольгосударства в разных областях общественной жизни. Дополнительно к указаннымгруппам расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетныхобщегосударственных программ. Так, в Российской Федерации самостоятельно врасходах республиканского бюджета отражаются расходы на целевые региональныепрограммы по развитию промышленного сектора экономики, расходы по ликвидациипоследствий ядерного взрыва в Челябинской области и ядерных испытаний наСемипалатинском полигоне, расходы на государственную программу развития экономикии культуры малочисленных народов Севера, расходы на программу развитиягражданской авиации, расходы на Российскую государственную космическую программуи др. Выделение средств по отдельным видам целевых программ обеспечивает приоритетв концентрации средств бюджета и в их использовании по главным направлениям,предусмотренным органами государственной власти.
Каждая из названныхгрупп расходов делится в свою очередь по ведомственному и целевому признакам.
1. Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходовсоответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическоелицо, получающее бюджетные ассигнования. Этот признак классификации расходовбюджета отражает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные сизменением системы управления.
2. Целевой признак позволяет рассмотреть расходы подразделяющиеся наконкретные виды затрат. Классификация расходов по целевому назначению создаетпредпосылки для рационального использования бюджетных средств, являетсянеобходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля заиспользованием бюджетных ассигнований. В настоящее время в Российской Федерацииприменяется классификация расходов по 19 целевых направлениям:
· заработная плата;
· начисления на заработную плату;
· канцелярские и хозяйственные расходы;
· командировки и служебные разъезды;
· стипендии;
· расходы на питание;
· приобретение медикаментов и перевязочных средств;
· приобретение оборудования и инвентаря;
· приобретение мягкого инвентаря и обмундирования;
· государственные капитальные вложения;
· капитальный ремонт;
· содержание сооружений благоустройства;
· геологоразведочные работы;
· проектирование;
· государственная дотация;
· операционные расходы;
· платежи по ссудам;
· возмещение разницы в ценах;
· прочие расходы.
Кроме того, поотдельным группам расходов (в частности, по расходам на оборону) применяетсяклассификация, отличная от общей по целевому признаку. Важной проблемойосуществления целевых бюджетных расходов является их защищенность отобесценения в условиях высоких темпов инфляции на современном этапе развития экономикинашей страны. Принцип защищенности предполагает финансирование ряда статейрасходов бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения. Осуществлениефинансирования отдельных статей расходов бюджета в соответствии с ихинфляционным увеличением, с одной стороны, обеспечивает защиту получателей бюджетныхассигнований в обеспечении намеченных ими мероприятий, а с другой стороны,является инфляционным фактором, увеличивающим совокупный спрос на продукцию иуслуги и в дальнейшем провоцирующим развитие инфляции издержек производства.
Последним признакомклассификации расходов является территориальный. В соответствии суровнем государственного управления в Российской Федерации расходы бюджетаподразделяются на:
– расходы республиканского бюджета;
– расходы бюджетов членов федерации;
– расходы местных бюджетов.
Осуществление расходовбюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимаетсясистема предоставления денежных средств предприятиям, организациям иучреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетноефинансирование базируется на определенных принципах, характеризуетсяспецифическими формами и методами предоставления средств. Принцип, форма иметоды бюджетного финансирования выступают составными элементами самой системы,влияют на результативность ее функционирования.
Однако помимобезвозвратного бюджетного финансирования в настоящее время все шире применяетсякредитование предприятий путем выдачи бюджетных ссуд. Проценты по таким ссудамлибо не взимаются, либо взимаются по низким ставкам. Бюджетные ссуды выдаютсяпо специальным распоряжениям Правительства Р.Ф. на выполнение целевых программразвития.
Табл.3. Статьи расходов государственного бюджета 2007г.

п/п
Статьи расходов государственного бюджета 2007г.
Сумма, млн. руб.
% от «всего»
1 Межбюджетные трансферты 1844346,5 33,76
2 Национальная оборона 822035,9 15,05
3 Общегосударственные вопросы 808196,5 14,79
4 Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 662867,2 12,13
5 Национальная экономика 497229,5 9,1
6 Образование 277939,3 5,09
7 Социальная политика 215565,8 3,95
8 Здравоохранение и спорт 206373,5 3,78
9 Культура, кинематография и средства массовой информации 67804,7 1,24
10 Жилищно-коммунальное хозяйство 53024,5 0,97
11 Охрана окружающей среды 8096,5 0,15
 
Всего 5463479,9 100
2.1 Бюджетный дефицит ипрофицит и способы его финансирования
В любом бюджете доходы и расходы должны бытьсбалансированы. Государственный бюджет вынужден отражать циклическое движениеэкономики и поэтому он не может быть сбалансированным. Государственный бюджетцелесообразно балансировать с положительным сальдо ( от итал. Saldo – расчет) при подъеме иотрицательным – при спаде производства. Между тем типичен бюджет сотрицательным сальдо. Объясняется это прежде всего усилением роли государства вразных сферах жизни общества, увеличением численности государственных служащих,умножением расходов на военно-промышленный комплекс и др. В результате темпы затратгосударства зачастую значительно превышают скорость увеличения ВНП.
Если расходы больше доходов бюджета, топравительство сталкивается с бюджетным дефицитом. Принято различатьследующие виды дефицита государственного бюджета:
§фактический– это отрицательная разница между фактическими (действительными) доходами ирасходами правительства;
§структурный– разность между доходами расходами государственного бюджета, которые имели быместо, если экономика функционировала на уровне потенциального выпуска илиполной занятости. Размеры структурной части бюджета определяются под действиемдискреционных мероприятий, например, установлением налоговых ставок;
§циклический– это разница между фактическим и структурным дефицитом государственногобюджета. Размеры циклической части бюджета зависят от колебаний деловойактивности.
Разграничение структурного и циклическогодефицита необходимо для оценки эффективности проводимой фискальной политики.
При дефиците бюджета должны быть указаныисточники финансирования дефицита (перечень источников финансирования различендля разных уровней бюджетной системы РФ). Законодательством РФ установленыпредельные размеры дефицита бюджета. Например, в БК РФ на 2007г.устанавливается предельное значение дефицита федерального бюджета  он не можетпревышать 2% ВВП, прогнозируемого в соответствующем финансовом году и не можетпревышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживаниегосударственного долга РФ.
Государство имеет несколько источников покрытиясвоего дефицита. К ним относятся:
а) Выпуск новых денег(монетизация) или эмиссионный способ финансирования  осуществляется в формеэмиссии наличных денег, предоставлении кредитов центральным банкомгосударственным предприятиям на льготных условиях, отсрочки платежей государстваза приобретенные товары и услуги. В целом монетизация дефицита государственногобюджета ведет к превышению темпов роста денежной массы над темпами ростареального ВНП, следствием чего является усиление инфляционных процессов.
б) Займы (внутренние иливнешние) или неэмиссионный способ финансирования бюджетного дефицита.Вследствие чего возникнет государственный долг  долговые обязательстваРФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками передфизическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международнымиорганизациями и иными субъектами международного права, накопившиеся врезультате заимствования денег для финансирования предшествующих бюджетныхдефицитов, выраженные в иностранной (внешние) или российской валюте (внутренние).Государственный долг равен сумме прошлых бюджетных дефицитов минус бюджетныеизлишки.
Долг может быть: внутренним (задолженностьстраны перед своими гражданами  резидентами) и внешним (задолженностьперед иностранцами  нерезидентами). Большой государственный долг негативновоздействует на состояние экономики в долгосрочном периоде, т.к. происходит:
 усиление налоговогопресса для обслуживания государственного долга подавляет стимулы к труду;
 утечка финансовыхресурсов из страны, что сокращает потребление и инвестиции в национальнуюэкономику;
 частичное вымываниечастного капитала, что ведет к замедлению темпов роста потенциального выпускапродукции, замедлению экономического роста и благосостояния в будущем.
Управление государственным долгом осуществляетсяпосредством эффективного использования средств государственного заимствования,привлечения средств для выплаты долга, а также нейтрализации его негативноговоздействия на экономику страны.
в) Рост налоговыхпоступлений и неналоговых поступлений (например, доходы от иностранноготуризма), при этом финансирование дефицита государственного бюджета предполагает,обычно, снижение ставок налогообложения, что позволяет в перспективе расширитьбазу налогообложения (эффект Лаффера). Кроме того, снижение налоговых ставокприведет к повышению спроса на деньги и при неизменном предложении произойдетповышение процентных ставок, следствием чего будет усиление эффекта вытеснениянегосударственного сектора.
А при превышении доходов над расходами возникает бюджетныйпрофицит. Бюджетный профицит может использоваться для стимулированияразвития приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержкунаименее защищенным слоям населения и поддерживать дальнейший экономическийрост страны, развитие экономики.
2.2  Доходы и расходыконсолидированного бюджета Республики Тыва за 20062008 гг.
 
Табл.4. Доходы и расходыгосбюджета Республики Тыва 2005¹ 2006¹ 2007¹ 2008¹ Доходы всего 7281,8 8300,6 11552,2 11146,6  из них: налог на прибыль 59,6 58,7 95,7 110,9 подоходный налог с физических лиц 736,6 970,9 1245,7 1114,7
 акцизы с подакцизным товаром
(продукции), производимым
на территории Российской Федерации 176,6 178,3 193,2 144,0  налоги на имущество 61,0 145,2 156,8 138,1
 налоги и сборы, и регулярные платежи
за пользование природными ресурсами 27,4 37,8 41,1 10,4
 доходы от использования имущества
находящегося в государственной и
муниципальной собственности 47,6 63,0 76,6 65,1  безвозмездные перечисления 5639,8 6163,9 8308,6 8986,6
 доходы от предпринимательской
деятельности и иной приносящей
доход деятельности 162,5 170,2 243,9 211,4 Расходы  всего 7165,0 8351,4 11457,4 9493,3  из них:  общегосударственные вопросы 1029,8 666,5 870,5 857,5
 национальную безопасность и
правоохранительную деятельность 270,3 307,9 541,6 411,5  национальную экономику 601,8 687,9 901,8 1011,0  образование 2497,8 2888,3 3440,9 3242,9
 культуру, кинематография и
средства массовой информации 224,5 301,9 377,0 338,4  здравоохранение и спорт 1362,4 2229,2 3300,6 2051,9  социальную политику 581,6 1247,7 1955,6 1241,6 дефицит (), профицит (+) 116,8 50,8 94,8 1653,3

 
/> 

Структура расходов идоходов бюджета Республики Тыва за 20052008 гг.
/> 

Структура расходовбюджета Республики Тыва за 20052008 гг.
 

Глава 3 Основные задачи инаправления бюджетной политики Республики Тыва в современных российскихэкономических условиях
 
Главным содержанием экономической политики республикиявляется снижение дотационности бюджета, привлечение крупных инвестиций, длясоздания локальных экономических зон, повышение эффективности производства,структурная перестройка экономики и формирование финансовых ресурсов,обеспечивающих достойный уровень жизни.
Основными являются следующие приоритеты развития  переработкапродовольственного сырья и даров природы, переход на новую технологическую базупищевой промышленности; глубокая переработка шерсти и кожевенногосырья,развитие на этой базе легкой промышленности; переработка древесины, выпускконкурентноспособной продукции из нее; освоение полезных ископаемых, развитиегорнодобывающей промышленности.
Тыва имеет высокий рейтинг в России и мире как экологическичистой территории, имеющей уникальные природные и климатические условия. Наоснове использования природного потенциала нужно создать новую самостоятельнуюотрасль – туризм.
В результате реализации этой политики будут созданы условиядля достижения достойного уровня жизни всех слоев населения, обеспечениеполитической и социальной стабильности на базе устойчивого развитияхозяйственного комплекса, его интеграции в российскую и мировую экономику.
 
3.1 Проблемы иперспективы бюджетной политики Республики Тыва
 
Как видно из выступлений премьера Республики Тыва, Ш.В.Караоола, приоритетным направлением развития бюджетной политики в настоящеевремя является стимулирование частного предпринимательства. По замыслу нашегоглавы путем кредитования частного сектора бюджет республики может получитьсверхдоходы в будущем так, как стимулирование внутреннего рынка порождает ростэкономики, создание новых рабочих мест, расширение налоговой базы республики исоответственно позволяют решить социальные вопросы.
Однако не все так же легко как в теории, существуютобъективные причины, по которым развитие экономики не происходит  это, преждевсего, транспортная изолированность республики «от внешнего мира»; дотации,которые постоянно приходится «выбивать» из федерального центра.
Главной сферой направления инвестиций определено сельскоехозяйство –производство, переработка и реализация продукции животноводства.Тыва – крупный производитель экологически чистого мяса (баранины, говядины, конины,оленины и т.д.), речных и озерных рыб. Реконструкция действующихмясокомбинатов, создание сети мини-предприятий по переработке зерна, молока,мяса, картофеля и овощей.
Тыва – крупный район производства овечьей шерсти и пуха, шкуркрупного и мелкого кожевенного сырья.
Большие запасы древесины способствуют организациипроизводства продукции дубильных экстрактов из лиственничной коры, облицовочныхДСП, фанеры, шпона и мебели.
Освоение месторождений цветных и редких металлов, золота,каменного и коксующего угля, железа, асбеста, цементного сырья, строительных материалов,минеральных вод является желаемым. Освоение месторождений полезных ископаемых –один из реальных путей подъема экономики республики.
Богатство и разнообразие животного и растительного мира Тувы,наличие большого числа природных и археологических памятников, целебныхгрязевых озер, минеральных и пресных источников, гор и прозрачных рек, чистотаи красота природы служат основой для развития туризма, многих видов санаторно-курортноголечения и отдыха на территории Тывы.
Структурная перестройка экономики республики требует развитиятранспортной системы и связи. Планируется строительство железной дорогиКурагино-Кызыл. Именно с введением в строй железнодорожного полотна связанобудущее нашей республики, ведь именно транспортная изолированность тормозитразвитие и процветание края.

Заключение
Государственный бюджет,являясь основным финансовым планом государства и главным средствомаккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальнуювозможность осуществления властных полномочий, дает государству реальнуюэкономическую и политическую власть.
С одной стороны, бюджет,являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти иутверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию  фиксирует избранныйгосударством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению косуществляемой властью экономической политике является производным продуктом,он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельнойроли не играет.
Однако именно бюджет, показывая размеры необходимыхгосударству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяетналоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направлениярасходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям итерриториям, является конкретным выражением экономической политики государства.Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннеговалового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулированияэкономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства,именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Для укрепления денежного обращения и финансового положениястраны необходимо совершенствовать бюджетный механизм, обеспечить государственноерегулирование денежной массы, совершенствование деятельности банковскойсистемы; стимулировать инвестиционную активность, добиваться увеличения долинакопления в национальном доходе; укрепить доходную базу бюджета за счетсовершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплатыналогов; создать систему действенного финансового контроля за эффективным ицеленаправленным использованием государственных расходов; усилить контроль завеличиной государственного долга. Основными задачами бюджетной политики вРоссии являются: обеспечение полноценного финансирования социальной сферы,стимулирования инвестиционной активности, безусловного выполнения государствомсвоих финансовых обязательств
Государственный бюджет, являясь главным средствоммобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической властиреальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурнуюперестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики,обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основныефинансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы),является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет какважную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Библиографический список
 
1. Е.Б.Коровкина «О доходах и расходах Федерального бюджета», журнал «Финансы» //2007год. № 8 (с.2729).
2. Статистическийсборник «Финансы», Федеральная служба государственной статистики по РеспубликеТыва// Кызыл, 2008(с.23).
3. Статистическийсборник «Финансы в Республике Тыва», Федеральная служба государственнойстатистики по Республике Тыва// Кызыл, 2008(с.715).
4. НосоваС.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,1999. – 520с.
5. ОкеановаЗ.К. Экономическая теория: Учебник.2е изд., перераб. и доп. – М.:Издательскоторговая корпорация “Дашко и К0”, 2005. 634с.
6. Экономическаятеория: Учебник для студентов высших учебных заведений/ Под ред.В.Д. Камаева. –7е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. 640с.
7. Экономическаятеория (для эконом. вузов) Учебник/ Под ред.О.С. Белокрыловой. – Ростов н/дону:Феникс, 2006. 448с.
8. Экономическаятеория: Учебник/ Под общ. ред. акад.В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, П.П.Журавлевой, Л.С. Тарасевича – М.: ИНФРА – М, 2002 – 714с.
9. БутаковаО.В. Бюджетное регулирование в Российской Федерации // Сибирская финансоваяшкола. 2005. №2. С.1416.
10.  Селезнев А. Проблемыбюджетной политики в 2005г. // Экономист. 2004. №12. С.313.
11.  Иохин В. Я. Экономическаятеория: Учебник – М: Юристъ, 2000.
/>12. ЛюбимовЛ. М. Введение в экономическую теорию: В 2 кн. – М.: “Вита – Пресс”, 1999.
13. БорисофЕ.Ф. «Экономическая теория»  М.: Юрайт – Издат, 2005 г.
14. Подред. Заслуженных деятелей науки РФ, профессоров В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой«Экономическая теория (политэкономия)»– М.: издво Российская экономическаяакадемия, 2000г.
15. Л.А.Дробозина «Общая теория финансов»– М.: «Высшая школа», 2000г.
16. Подобщей редакцией проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А «Курс экономическойтеории»– Киров: «Аса», 1999 год.
17. www.fip.ru/.