Государственный бюджет Казахстана проблемы формирования и использования

–PAGE_BREAK–

Если в ходе исполнения бюджета местными исполни­тельными органами принимаются нормативные акты, в соответствии с которыми увеличиваются расходы или уменьшаются доходы нижестоящих бюджетов, этим бюд­жетам возмещаются средства из вышестоящих бюджетов; при уменьшении расходов или увеличении доходов ниже­стоящих бюджетов соответствующие суммы передаются в вышестоящий бюджет или производится соответствующее уменьшение суммы субвенций. Аналогичный порядок действует и во взаимоотношениях республиканского бюд­жета с местными бюджетами.

Свободные остатки бюджетных средств, полученные на начало финансового года в результате перевыполнения доходов или экономии в расходах в истекшем году, а так­же сумм перевыполнения по доходам за истекший квар­тал в ходе исполнения бюджета текущего года, могут направляться по решению исполнительных органов на фи­нансирование дополнительных расходов, возникших в про­цессе исполнения бюджета.

Отчетность об исполнении бюджета, то есть составле­ние месячных, квартальных и годового отчетов по дохо­дам и расходам республиканского бюджета, обеспечивает Министерство финансов Республики Казахстан.

Правительство, либо по его поручению Министерство финансов, представляет годовой отчет об исполнении рес­публиканского бюджета за истекший финансовый год Парламенту, а также месячную и квартальную информа­цию о ходе исполнения республиканского бюджета.

Местные исполнительные органы ежемесячно представ­ляют отчет об исполнении бюджета вышестоящему ис­полнительному и представительным органам для утверж­дения в сроки, определенные для представления проекта решения исполнительного органа о местном бюджете на предстоящий год.

Министерство финансов республики ежемесячно со­ставляет сводный отчет об исполнении республиканского и местных бюджетов за отчетный период нарастающим итогом и представляет его Правительству.

Контроль за правильностью составления, утверждения и эффективным и целевым использованием бюджетных средств министерствами, государственными комитетами, ведомствами и организациями, вне зависимости от форм собственности, осуществляется Министерством финансов Республики Казахстан и его территориальными подраз­делениями.

Счетным комитетом по контролю за исполнением рес­публиканского бюджета осуществляется контроль за ис­полнением республиканского бюджета.

Контроль за формированием и исполнением местных бюджетов осуществляется ревизионными комиссиями представительных органов соответствующего уровня, а также Министерством финансов и его территориальными органами с обязательным информированием соответствующих местных исполнительных и представительных ор­ганов.

Порядок проведения ревизий и проверок планирова­ния и использования средств республиканского и мест­ных бюджетов определяется Министерством финансов Республики Казахстан [2. ст.109].
2.                 АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Порядок регулирования форм межбюджетных отношений в Республики Казахстан
Бюджет стал одним из глав­ных инструментов государ­ственного регулирования экономики, что свидетельствует о значительном прогрессе в созда­нии устойчивой и эффективной бюджетной системы.

Межбюджетными отношениями являются отношения между вышестоящими и нижестоящим: бюджетами в бюджетном про­цессе.

Межбюджетные отношения основаны на четком распределениифункций и полномочий между уровнями государственного управления, едином распределении поступлений и расходов между уровнями бюджетов, а так же на единстве и прозрачности методов определения межбюджетных отношений.

Вмешательство Правительства Республики Казахстан и цен­тральных государственных органов, местных исполнительных органов областей в бюджетный процесс соответственно областей, городов республиканского значения, столицы и районов (городов областного значения) не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:

1)                равенство бюджетов во взаимоотношениях с вышестоящим бюдже­том;

2)                эффективное распределение поступлений, учитывающее одновременное соблюдение критериев их разграничения, а именно:

a)            за нижестоящими бюджетами закрепляются налоговые и неналоговые поступления, имеющие стабильный характер, не зависящие от воздействия внешних факторов;

b)           налоговые и неналоговые поступления, представляющие плату за услу­ги, оказанные (удержанные) государственными учреждениями, поступают в доход бюджета, из которого финансируются указанные услуги;

c)           налоги, имеющие перераспределительный характер, а также неравно­мерное размещение налоговой базы, закрепляются за более высокими уровнями бюджетной системы;

d)           при закреплении налогов и других обязательных платежей в бюджет предпочтение отдается тому уровню бюджета, который обеспечит наиболее высокую степень их собираемости;

e)            налоги, взимаемые с налоговой базы, имеющей четкую территориаль­ную привязку, закрепляются за местными бюджетами;

3)выравнивание уровней бюджетной обеспеченности административно-территориальных единиц Республики Казахстан;

4)обеспечение предоставления местными исполнительными органами
одинакового уровня государственных услуг;   

5)максимальные эффективность и результативность предоставления государственных услуг — закрепление государственных услуг за тем уровнем госу­дарственного управления, который может обеспечить наиболее эффективное и результативное производство и предоставление государственных услуг,

6)максимальное приближение уровня предоставления государственной
услуги к ее получателям — передача исполнения услуг на возможно более
низкий уровень бюджетной системы с целью лучшего учета потребностей
их получателей и повышения качества государственных услуг;

7)ответственность каждого уровня бюджета за эффективное и целевое
использование полученных официальных трансфертов и кредитов.

Межбюджетные отношения регулируются:

1)      между республиканским и областным бюджетом, бюджетом
города республиканского значения, столицы:

официальными трансфертами;

бюджетными кредитами;             

2)       между областным и районными (городов областного значе­ния) бюджетами:

официальными трансфертами; бюджетными  кредитами;

нормативами распредели я доходов.

Официальные подразделяются на трансфер­ты общего характера, текущие трансферты, целевые трансферты на развитие.

При определении форм регулирования межбюджетных отно­шений учитываются налоговый потенциал каждого из уровней бюджетов, результаты оценки объективных бюджетных потреб­ностей регионов, утвержденные натуральные нормы. Формы ре­гулирования межбюджетных отношений устанавливаются в соот­ветствии со среднесрочной фискальной политикой.

Официальными трансфертами общего характера являются бюджетные субвенции и бюджетные изъятия.

Бюджетными субвенциями являются официальные транс­ферты, передаваемый из бюджетов и нижестоящие бюджеты в пределах сумм. Бюджетными изъятиями являются офици­альные трансферты, передаваемые из нижестоящих бюджетов в вышестоящие бюджеты в пределах сумм, утвержденных в респу­бликанском или областном бюджете.

Объемы официальных трансфертов общего характера опреде­ляются как разница между объемами доходов и затрат соответ­ствующего местного бюджета. При превышении прогнозного объема доходов над объемом затрат местного бюд­жета устанавливаются бюджетные изъятия из местного бюджета в вышестоящий бюджет. Превышении прогнозного объема затрат над прогнозным объемом доходов местного бюджета уста­навливаются бюджетные в местный бюджет из выше­стоящего бюджета. Прогнозные объемы доходов рассчитываются с учетом налогового потенциала региона и на основе распределения, поступлений между уровнями бюджетов… Прогнозные объемы затрат местных бюджетов рассчитываются с учетом их разделения на текущие бюджетные программы и бюджетные про­граммы развития, бюджет) ой обеспеченности, установленных натуральных норм и на ocнове распределения расходов между уровнями бюджетов.

Целевыми текущими трансфертами являются официальные трансферты, передаваемые вышестоящими бюджетами в ниже­стоящие, в пределах сумм, у повержденных в республиканском или областном бюджете, для peaлизации отдельных текущих бюджет­ных программ, не учитываемых при расчете бюджетных изъятий  бюджетных субвенций). Целевые текущие трансферты предо­ставляются только на выполнение мероприятий государственных, отраслевых (секторальных) или региональных программ, а также по ходатайству акимов в течение финансового года только на ме­роприятия, финансируемые из резерва Правительства Республи­ки Казахстан или местного исполнительного органа области.

Целевыми трансфертами на развитие являются официаль­ные трансферты передаваемые из:

— республиканского бюджета в областной бюджет, бюджет горо­да республиканского значения, столицы в пределах сумм, утверж­денных в республиканском бюджете для реализации цветных бюджетных инвестиционных проектов (программ), предусмо­тренных государственными, отраслевыми (секторальными) про­граммами;

— областного бюджета в бюджет района (города областного зна­чения) в пределах сумм, утвержденных в областном бюджете, для реализации местных бюджетных инвестиционных проектов (программ), предусмотренных региональными программами.

Бюджетным кодексом определена схема конкретного распре­деления поступлений и расходов между уровнями бюджетов.

Поступления в республиканский бюджет. Из налоговых по­ступлений в республиканский бюджет направляются: корпора­тивный подоходный налог; налог на добавленную стоимость; акцизы и импортируемые товары, на сырую нефть; налоги и специальные платежи недропользователей; таможенные пошли­ны на ввозимые и вывозимые товары; ряд сборов, плат и по­шлин;

Поступлениями от продажи основного капитала в республи­канский бюджет являются денежные средства:

1)    от продажи государственного имущества, закрепленного за государственными учреждениях и, финансируемыми из республиканского бюджета;

2) от продажи товаров из государственного материального ре­зерва; 

3)    от продажи нематериальных активов, принадлежащих государству.

Поступления официальных   трансфертов в республиканский бюджет:

1)    официальные трансферты из областных бюджетов, бюдже­тов городов республиканского значения, столицы;

2)    целевые трансферты в peспубликанский бюджет из нацио­нального фонда Республики Казахстан.

В республиканский бюджет   начисляются от по­гашения выданных из республиканского бюджета кредитов, продажи финансовых активов государства, находящихся в республи­канской собственности, правительственных займов.

Поступления в областной бюджет, в бюджет города респу­бликанского значения, столицы, в бюджет района (города об­ластного значения).

Распределение расходов бюджетов соответствует уровням государственного управления.

На республиканском уровне — это обеспечение функциони­рования высших органов государственной власти и управления, обороны, обеспечение общественного порядка, безопасности, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность, часть мероприятий по образованию и здравоохранению, соци­альная помощь и социальное обеспечение (пенсионные выплаты, основные виды пособий, разные социальные выплаты, в том чис­ле семьям военнослужащих, работникам правоохранительных органов), часть мероприятий в области культуры, спорта, туризма и информационного пространства, экономической деятельности, официальные трансферты областным бюджетам, бюджетам горо­дов республиканского значения, столицы; официальные транс­ферты в Национальный фонд Республики Казахстан; обслуживание и погашение правительственного долга; выпол­нение обязательств по государственным гарантиям.
2.2 Анализ формирования доходной и  расходной части государственного бюджета за период 2008-2009 гг.
За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах, экономическое содержание налогов выражает, таким образом, взаимоотношения хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства — с другой, по поводу формирования государственных финансов.

Источником налоговых платежей (взносов) независимо от объекта налогообложения является валовой национальный доход. Валовой национальный доход образует первичные денежные доходы основных участников общественного производства и государства как организатора хозяйственной жизни в национальном масштабе. Образованием первичных денежных доходов не ограничивается процесс стоимостного распределения валового продукта. Он продолжается в перераспределении денежных доходов основных участников общественного производства в пользу государства: от работников — в форме подоходного налога и отчислений в пенсионные и страховые фонды (если данные фонды принадлежат государству), а от хозяйствующих субъектов — в форме налога на прибыль и других налоговых платежей и сборов.

Денежные накопления предприятий представляют собой чистый доход общества, созданный в процессе материального производства. Денежные накопления непосредственно связаны с товарным производством и действием закона стоимости. Товарно-денежные отношения позволяют реализовать чистый доход в денежной форме и обособить его в самостоятельную категорию — денежные накопления.

Источником денежных накоплений является труд, в результате которого в процессе материального производства создается прибавочный продукт. Прибавочный продукт в стоимостном выражении выступает в виде чистого дохода. Денежные накопления служат основным источником доходов государственного бюджета. Часть денежных доходов остается в распоряжении предприятий после выполнения ими финансовых обязательств перед бюджетом.

Таким образом, предприятия уплачивают все налоги из прибыли с капитала или ренты с земли, а физические лица — из своих доходов. Других источников для выплат налогов в природе нет.

Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (предприятий, организаций, учреждений), численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и численностью граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.

К участию в государственных расходах, через уплату налогов привлекаются все граждане и предприятия, а в случаях, предусмотренных налоговым законодательством, и иностранные граждане и иностранные предприятия независимо от их желания.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда финансовых ресурсов государства по различным направлениям.

Функционирование бюджета, связанное с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства, происходит посредством особых экономических форм — доходов и расходов бюджета. Они выражают отдельные этапы стоимостного распределения. Состав и структура расходов государственного бюджета зависят от направлений осуществления бюджетной и налоговой политики государства, осуществляемого в конкретных социально-экономических и исторических условиях. При этом государство использует приемлемые в определенных условиях формы и методы финансирования расходов.

Социально-экономическая направленность расходной части бюджета проявляется в том, что 81,3% средств бюджета направлены на финансирование социально-культурных мероприятий.

Расходы государственного бюджета классифицируются по следующим признакам:

1)                по территориальному признаку расходы государственного бюджета делятся в зависимости от направления бюджетных ассигнований по экономическим регионам. Каждая территориальная единица (район, область) имеет свой собственный бюджет. Такая классификация позволяет активно содействовать равномерному размещению производственных сил и совершенствованию пропорций в общественном производстве;

2)                по   отраслевому   признаку   расходы   государственного бюджета делятся на расходы бюджета, направленные на развитие транспорта и связи, промышленности, строительства.   В   социальной   инфраструктуре   бюджетные средства идут на финансирование образования, здравоохранения, культуры, спорта и информационного пространства, социальной помощи и социального обеспечения, государственных услуг общего характера, обороны, бюджетного порядка и безопасности и др.

Расходы государственного бюджета, в зависимости от роли в общественном воспроизводстве, можно подразделить на затраты по обеспечению непрерывного процесса производства, увеличение производственных фондов и на расходы по удовлетворению социально-культурных потребностей членов общества. К первой группе относятся расходы государственного бюджета, направленные на финансирование основных фондов отраслей экономики, обеспечение их непрерывного финансирования. Ко второй группе относятся затраты бюджета на финансирование социально-культурных мероприятий, науки, здравоохранения, образования и др.

Соотношение между этими группами расходов показывает эффективность бюджета. Чем выше уровень затрат, направляемых на развитие отраслей экономики, и соответственно ниже уровень потребительских затрат бюджета, тем эффективнее использование бюджетных средств. Эффективность расходования бюджетных средств зависит от методики формирования общественных фондов потребления.

Расходы по функциональной группе «Государственные услуги общего характера» имеют тенденцию к снижению от 10% общих расходов государственного бюджета до 7%. Уменьшение расходов по этой группе было вызвано процессом реформирования и оптимизации структур органов государственного управления. Происходило значительное сокращение численности работников центрального аппарата министерств, государственных комитетов и иных центральных исполнительных органов. По данной функциональной группе учитываются расходы на содержание аппарата республиканского и местного уровней управления, расходы на проведение фундаментальных научных исследований, расходы государства по обеспечению политических, торгово-экономических интересов страны, участие в международных организациях, содержание центральной избирательной комиссии и др.

Удельный вес расходов по функциональной группе «Оборона» составляет 4 — 5% к общим расходам государственного бюджета. По данной функциональной группе учитываются расходы на содержание воинских частей по линии Министерства обороны. По этой группе расходы идут на содержание: органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, органов национальной безопасности, пограничных войск и органов юстиции, судов и прокуратуры.

Удельный вес расходов государственного бюджета по функциональной группе «Образование» составляет 14 — 19%. Уменьшение расходов по данной функциональной группе обусловлено в основном реформой системы образования.

Ассигнования на подготовку кадров на основе государственного заказа в высших и средних специальных учебных заведениях рассчитаны исходя из расчетов на одного студента и учащегося по дневной форме обучения. Подготовка кадров в вузах проводится с переориентацией их подготовки на договорной основе в зависимости от потребности хозяйствующих субъектов.

Для сохранения приоритетности реализации программ здравоохранения и принимая во внимание изменения финансовых потоков финансирования здравоохранения, расходы государственного бюджета по функциональной группе «Здравоохранение» увеличены на 4%, и составляют 7-11%.    продолжение
–PAGE_BREAK–