Астраханский Государственный технический университет.
Кафедра “Экономическая теория”.
Курсовая работа
по экономической теории на тему:
“Государственный бюджет: структура, значение, особенностив переходной экономике”.
Научный руководитель: ст. пр. к. “Экономическая теория”
Гришина О.А.
Исполнитель: студент гр. ДФФ-24
Галимов Д.Р.
Астрахань
2003
ПЛАН.
Аннотация.
Введение.
1. Государственныйбюджет 4.
1.1. Сущностьгосударственного бюджета 4.
1.2. Доходыбюджета 6.
1.3. Расходыбюджета 7.
1.4. Внебюджетные ицелевые бюджетные фонды 9.
1.5. Регулированиедефицита бюджета. 10.
1.6. Регулированиебюджетных потоков. 11.
1.7. Основыорганизации бюджетного процесса. 12.
1.8. Экономические функции государства в переходнойэкономике. 13.
Выводы. 16.
2. Бюджет РоссийскойФедерации и США. 17.
2.1. Бюджетная системаРоссийской Федерации. 17.
2.2. Доходы бюджетаРФ. 20.
2.3. Расходы бюджетаРФ. 22.
2.4. Внебюджетные ицелевые бюджетные фонды РФ. 23.
2.5. Регулированиедефицита бюджета РФ и США. 25.
Выводы. 27.
2.6. Основыорганизации бюджетного процесса РФ. 28.
Выводы 32.
3. Структура бюджетаРФ и Астраханской области. 34.
3.1. Бюджет РФ. 34.
3.1.1. Структурадоходов. 34.
3.1.2. Структурарасходов. 37.
Выводы. 40.
3.2. Бюджет Астраханскойобласти. 41.
Выводы. 42.
3.3. Проблемы бюджетаРФ и предложения по их урегулированию. 43.
Заключение.
Список используемойлитературы.
Annotation.
Thepurposeofcourseworkisconsiderationofconcept the State budget: its essence, incomes and charges, deficiency,budgetary procedures, and other most important categories.
Also in this workthe analysis of the state budget as major element of a financial system of a society, basic features ofbudgetary system and budgetary process, revealing of the most significantproblems in functioning the budgetary mechanism and consideration of possibleways of their decision on an example of the state budget (budgetary system andbudgetary process) Russian Federation will be carried out.Введение.
Государственный бюджет неотъемлемый атрибут любогогосударства. Без него государство не смогло бы существовать. Целью курсовойработы является рассмотрение понятия Государственный бюджет: его сущности,доходов и расходов, дефицита, бюджетных процедур, и других наиболее важныхкатегорий.
Ведущую, определяющую роль в формированиии развитии экономической структуры любого современного общества играетгосударственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властьюэкономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющихгосударству осуществлять экономическое и социальное регулирование, являетсяфинансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которойявляется государственный бюджет. Именно посредством финансовой системыгосударство образует централизованные и воздействует на формированиедецентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнениявозложенных на государственные органы функций.
Экономические и политические реформы,проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронутьсферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственныйбюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсовгосударства, дает политической власти реальную возможность воздействовать наэкономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитиеприоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименеезащищенным слоям населения.
Очевидно, что успех экономического реформирования внашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдетпреобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государствабудет отвечать требованиям времени.
Целью настоящей работы является анализгосударственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества,основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболеезначительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрениевозможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетнойсистемы и бюджетного процесса) Российской Федерации.1. Государственный бюджет.1.1. Сущность государственного бюджета.
В качестве более точного определения,согласно которому будет раскрываться содержание понятия “государственныйбюджет”, я приведу следующее “Государственный бюджет представляет собой нетолько бюджет центрального федерального правительства, но и совокупностьбюджетов всех уровней государственных и административно-территориальныхвластей…к бюджету относятся также внебюджетные фонды или денежные средства,имеющие целевое назначение.”[1].
“Следует обратить особое внимание на применениетермина “бюджет” в экономической литературе: законах, монографиях, учебниках,научных статьях. Он одновременно используется для обозначения различных посвоей природе определяемых объектов “форма образования и расходования денежныхсредств для обеспечения функций органов власти”[2]; “основной централизованный фонд денежных средств”[3]; “…совокупность … денежных отношений … как основнойфинансовый план… как важнейший финансовый регулятор…”[4] Каквидно, авторы не соблюдают формальной логики: каждому определяемому объекту(отношению, объекту, документу) свое собственное, только ему присущее определениеи соответственно, – “термин”. При этом, никто не называет “финансами”одновременно и финансовый документ, и финансовые ресурсы.”[5]
Главным звеном финансовой системы являетсягосударственный бюджет. Это крупнейший централизованный денежный фонд,находящийся в распоряжении правительства. Совокупность входящих в негоорганизационных структур образуют бюджетнуюсистему. Она формируется с учетомсовокупности социально-экономических, правовых, административных особенностей.
Структура бюджетной системы той или иной странызависит, прежде всего, от его государственного устройства. В странах, имеющихунитарное устройство, бюджетная система имеет двухъярусное построение –государственный и местный бюджет. В странах с федеральным государственнымустройством (Российская Федерация, США, ФРГ) имеются промежуточные звенья –бюджеты субъектов федерации, штатов, земель.
Через бюджетную системуреализуются функции бюджета:
1.Образование бюджетного фонда (бюджетные доходы);
2.Использование бюджетного фонда (бюджетные расходы);
3.Контрольная;
Первую функцию выполняют бюджетные доходы, включающие:налоги с доходов хозяйствующих субъектов (участников процесса общественногопроизводства – физических и юридических лиц); займы; доходы от государственнойсобственности (предприятий); доходы от эмиссии бумажных денег. Основнойисточник бюджетных доходов – получение в результате первичного распределениячистого национального продукта доходы хозяйствующих субъектов, а именно:
· заработная плата работников;
· доходы лиц, работающих не по найму;
· предпринимательская прибыль (промышленности, сельскогохозяйства, торговли и других отраслей);
· рента собственников земли;
· ссудный процент (прибыль банков и вкладчиков).
Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависитот конкретных экономических условий развития данной страны. Изменение структурыбюджетных доходов отражает изменения связанные с экономическими процессами.Так, например, изменение соотношения между налогами и займами в сторону увеличениядоли последних отражает явный спад производства, изменение соотношения междупотреблением и накоплением.
Вторая функция бюджета принадлежит конкретным целевымбюджетным расходах. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект,учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственногопроцесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают всю экономику. Потребностьсоблюдения макроэкономических пропорций в народном хозяйстве требует бюджетногофинансирования отдельных отраслей хозяйства, учреждений непроизводственнойсферы, экономических районов (административных территориальных образований),различных форм собственности, отдельных хозяйствующих субъектов.
Структура бюджетных расходов подвержена ещё болеечастым изменениям, чем структура бюджетных фондов. Изменение соотношения междурасходами на военные и социальные нужды в пользу первых отчетливосвидетельствует о тенденции спада экономического производства.
Контрольная функция бюджета предполагает созданиеусловий для осуществления контроля. Эта функция сосуществует одновременно либос первой функцией, либо со второй. Контрольная функция обуславливает возможностьэффективного воздействия государства на все экономические процессы. При этомконтроль и контрольная функция не идентичны (хотя и взаимосвязанные) понятия:первое отражает одну из важных сторон деятельности финансовых органов, второе –присущее финансам свойство, создающее объективную основу для осуществленияконтроля.
Бюджет играет важную экономическую, социальную иполитическую роль в воспроизводственном процессе. Используя средства бюджетногофонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народногохозяйства, бюджет играет большую роль в перераспределении национального доходамежду отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслейперераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью (например, изпромышленности в сельское хозяйство). Содержание за счет бюджетного фондаучреждений и организаций непроизводственной сферы играет большую роль в воспроизводстверабочей силы.
Кроме того, через бюджет перераспределяются доходымежду административными территориями.
И наконец, различные хозяйствующие субъекты могутполучить бюджетное финансирование. Таким образом, через бюджетперераспределяется 30-40% национального дохода.
Графическиэти процессы можно проиллюстрировать следующим образом (см. рис. 1).
Валовый национальный продукт
Амортизационный фонд
Бюджетные
доходы
налоги
сборы
пошлины
займы
Бюджетный фонд
Бюджетные расходы
финансирование
финансирование
субсидии,
трансферты
отраслей
хозяйства
непроизводственной сферы
администра-тивным и экономическим территориям
Просвещение
Здравоохранение
соц. обеспечение
управление
оборона
Чистый национальный продукт:
заработная плата работников;
доходы лиц, работающих по найму;
прибыль предпринимателей;
ренты землевладельцев;
ссудный (банковский) процент предпринимателей и вкладчиков
Рис.1.Роль бюджета в перераспределении
валового национального продукта
Бюджетные доходы, сокращая долю денежных средств,остающихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, сдерживают экономическуюактивность определенных отраслей. И наоборот, бюджетное финансирование,субсидирование предоставляют дополнительные возможности для развитияприоритетных отраслей в соответствии с потребностями общества. Субвенции,трансферты играют большую роль в перераспределении валового национальногопродукта между территориями, способствуют выравниванию уровней ихэкономического и социального развития.1.2. Доходы бюджета.
Доходы бюджета –это денежные средства, поступающие в безвозмездном ибезвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжениеорганов государственной власти соответствующего уровня.
Виды доходов бюджетов: налоговые (федеральные,региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые,безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевыхбюджетных фондов.
Налоги—императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд,без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента. Первый сущностныйпризнак налога— императивность.Императивность предполагает отношение власти и подчинения. Применительно кналогам это означает, что субъект налога не вправе отказаться от выполнениявозложенной на него обязанности— внесенияоклада налога в бюджетный фонд. При невыполнении обязательств применяютсясоответствующие санкции.
Смена собственника–второй признак налогов. Посредством налогов доля частной собственности (вденежной форме) становится государственной, при этом образуетсяцентрализованный денежный фонд– бюджетныйфонд. Налоги поступают только в бюджетный фонд, в которомобезличиваются. Поэтому налоги-, отношенияне целевые. Этим налоги отличаются от сборов— денежных отношений, в процессе которых образуются целевые денежныефонды. Это, например, сбор на содержание правоохранительных органов, сбор нанужды образовательных учреждений, курортный сбор.
Важный отличительный признак налогов– безвозвратность и безвозмездность, инымисловами, налог никогда не возвращаюся плательщику налога, и последний при этомне получает ничего взамен: ниправа участия в каких-либо хозяйственных операциях, ни права пользованияматериальными и нематериальными объектами, ни права какого-либо действия(ввоза, вывоза товаров), ни документа. Этот признак различает налоги и пошлины(денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, при этомсубъект пошлины получает право на осуществление каких-либо хозяйственныхопераций (вывоз, ввоз товаров), получает какое-либо свидетельство, документ).
Взносы в государственные внебюджетные фонды(Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинскогострахования и Фонд занятости) не относятся к налогам, так как не обладаютуказанными выше признаками. Взносы вносятся на определенные цели; возвратны ипри этом не поступают в бюджетный фонд.
Роль налогов(т.е. результат их практического использования) значительно шире,многообразнее. Прежде всего, налоги играют важную роль в перераспределениичистого национального продукта (ЧНП) между хозяйствующими субъектами(физическими и юридическими лицами) и государством, в распоряжении которогоконцентрируется более одной трети ЧНП.
Существенна регулирующая роль налогов. Так,например, снижение ставок налогов, предоставление налоговых льгот, налоговыхкредитов способствует повышению деловой активности хозяйствующих субъектов,трансформации сбережений в инвестиции, со всеми сопутствующими экономическимипроцессами. При повышении налоговых ставок, а, следовательно, сокращении долиденежных средств, находящихся в распоряжении частного сектора, снижаются темпыэкономического роста.
Известно, что для того чтобы переложить налог напотребителя, производитель включает его в цену товара. Но налог будет переложентолько в результате реализации товара. Однако продажа товара по более высокойцене (с налогом) требует и более высокого качества товара. Так, налоги играютопределенную роль и в повышении качества производимых товаров.
Таким образом, налоги могут способствовать ускоренномуразвитию приоритетных отраслей хозяйства, отдельных экономических территорий,или замедлять их развитие; играть антимонопольную и антиинфляционную роль;регулировать доходы отдельных групп населения; стимулировать определенную экономическуюДеятельность или заставляют отказаться от нее.1.3. Расходы бюджета.
Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовойкатегории — бюджета — представляют собой затраты, возникающие в связи свыполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономическиеотношения, на основе которых происходит процесс использования средствцентрализованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.
Правительство ведет интенсивную работу по реализацииконцепции совершенствования системы управления бюджетными средствами. В основуконцепции закладываются три основных блока задач:
nсформироватьчеткие правила разработки и исполнения бюджета с максимально возможной детализациейструктуры бюджетных затрат и внедрением элементов казначейского методаисполнения бюджета;
nопределитьнаиболее приемлемые для национальных и региональных условий формы привлечения нетрадиционныхфинансовых источников в оборот;
nсоздатьполноценный информационно-аналитический комплекс в бюджетно-финансовой системе,чтобы иметь широкую информационную базу для оптимизации прогнозирования доходови расходов бюджета, повысить оперативность бюджетной отчетности, позволяющейпринимать действенные финансовые решения по эффективному маневрированиюбюджетными ресурсами в существующих инфляционных условиях.
Первая группа задач реализуется уже сейчас. Одним изважнейших и сложнейших направлений совершенствования управления бюджетнымиресурсами является внедрение элементов казначейского метода исполнения бюджета.Основу задач формируемых по территориям России федеральных казначейских учреждений составляют функции поразассигнованию средств, предназначенных для учреждений, расположенных насоответствующей территории и финансируемых за счет средств федеральногобюджета; по организации и контролю за целевым и эффективным расходованиемвыделенных бюджетных ресурсов.
Следует отметить, что в соответствии с действующимзаконодательством экономическую основу регионов составляет их собственность,например, экономическую базу местного самоуправления составляют её природныересурсы: земля, недра и т.д.
Сложившаяся в нашей стране экономическая, в том числеи финансовая, ситуация не позволяет местным органам власти и управления прибюджетном дефиците всерьез рассчитывать на пополнение доходной части бюджетовтерриторий путем введения дополнительных местных налогов и сборов.
Следуетпомнить, что расходы любого бюджета осуществляются за счет средствналогоплательщиков и, следовательно, государство взяло на себя ответственностьперед ними за выполнение определенных функциональных обязательств.
Экономическая сущность расходов бюджета проявляется вомногих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественнойхарактеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическуюприроду явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов,количественная – их величину.
Многообразиеконкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природойи функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны,разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством,административно-территориальным устройством государства, формами предоставлениябюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную системурасходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономическогоразвития.
Для выясненияроли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируютпо определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколькопризнаков классификации расходов бюджета.
В первуюочередь расходы бюджета подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства.В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.
Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средствюридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходывключают затраты на государственное потребление (содержание экономической исоциальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства,закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходыгосударственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти,государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентовпо государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы в основномсоответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходови доходов.
Капитальныерасходы представляют собой денежныезатраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Онивключают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народногохозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредитыгосударственным и частным предприятиям местным органам власти. Данная группарасходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.
Важный признак классификации расходов бюджета – предметный.
При этом все расходы подразделяются на несколькокрупных групп. Как правило, выделяются следующие группы расходов:
1. расходы пообслуживанию государственного долга;
2. финансированиепромышленного производства;
3. финансированиеобороны;
4. содержаниеправоохранительных органов и органов государственной власти и управления;
5. финансированиесоциально-культурных мероприятий;
6. финансированиенауки;
7. расходы повнешнеэкономической деятельности;
8. созданиерезервных фондов;
9. прочие расходы ивыплаты.
Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходовсоответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическоелицо, получающее бюджетные ассигнования. Этот признак классификации расходовбюджета отражает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные сизменением системы управления.
Целевой признак позволяет рассмотреть расходы, подразделяющиеся на конкретные видызатрат. Классификация расходов по целевому назначению создает предпосылки длярационального использования бюджетных средств, является необходимой базой дляосуществления эффективного и действенного контроля за использованием бюджетныхассигнований. 1.4. Внебюджетные и целевые бюджетные фонды.
Переход к рыночной экономике сопровождаетсямодернизацией всей финансовой системы России. В наибольшей степени этоотносится к ее центральному звену—бюджету. “Из недр” бюджета появились внебюджетные фонды, среди них ведущееместо заняли социальные фонды. Внебюджетные фонды представляют собой одно иззвеньев системы финансов: с их помощью осуществляется перераспределение национальногодохода по инициативе и в интересах органов государственной власти. Специфика внебюджетныхсоциальных фондов— четкое закрепление заними доходных источников и, чаще всего, строго целевое использование ихсредств.
История возникновения внебюджетных государственных фондовсвязана с развитием специальных видов правительственной деятельности, длякоторой была нежелательна огласка. Как правило, это были операции временногохарактера, которые покрывались за короткий срок специальными доходами. Специальныефонды или счета появились задолго до возникновения единого государственногобюджета. Количество и перечень специальных фондов и счетов не были постоянными:одни открывались, другие аннулировались. Поскольку они не утверждалисьпарламентом, правительство могло использовать такие средства бесконтрольно.Создание специальных фондов позволяло привлекать дополнительные средства длярасширения сферы деятельности правительства в области военных расходов, научныхисследований, регулирования экономического развития страны,внешнеэкономической деятельности и социальных выплат населению. Правительствоимело возможность за счет временно свободных средств, аккумулированных в специальныхфондах, покрывать кассовые разрывы и дефицит бюджета, осуществлять непредвиденныерасходы.
Расширение деятельности государства привело к созданиюбольшого количества специальных фондов, названия которых, как правило,объясняли и цель расходования средств. Такая множественность фондов усложняладеятельность государства, поэтому на основе объединения различных фондов и былсоздан государственный бюджет. Однако многие внебюджетные фонды сохранили своезначение и продолжали существовать наряду с государственным бюджетом.Специальные фонды или счета существуют в Германии, во Франции, в Англии, вЯпонии, в США и целом ряде других государств. “Так, в рамках федеральногобюджета США насчитывается более 800 подобных фондов”[6]