Великолукскаягосударственная сельскохозяйственная академия
Кафедрафинансов и кредита
Курсоваяработа
по курсу:«Финансы»
на тему: « Государственныйдолг Российской Федерации. Внутренний и внешний долг РФ»
Выполнилстудент 3 курса
экономическогофакультета
Ф1 группы
НиколаенковЕвгений Павлович
Провериластарший
преподаватель,к.э.н.
БанноваНаталья Сергеевна
Великие Луки2006
Содержание
Введение.
Глава 1.Государственный долг
Сущность ипонятие
Формы и виды
Управлениегосударственным долгом
Глава 2. Роль государственного долгав рыночной экономике
2.1 Классический подход
2.2 Альтернативный подход копределению роли госдолга
Глава 3. Управление государственнымдолгом в царской России
3.1 Первые государственные займы, планы их погашения
3.2Первое государственное долговое агентство
3.3Политика в области выпуска и размещения госзаймов
3.4Особенности долговой политики царской России
Глава 4. Состояние и динамика государственногодолга.
4.1 Советский долг: структура ираспределение внешнего долга, наследие внутренних заимствований
4.2 Российский долг: формирование современной структуры
Глава 5. Анализ состояния и динамики госдолга России 5.1 Анализ динамики и структуры внешнего долга
5.2 Анализ динамики иструктуры внутреннего долга
Глава6. Проблемы управления российским долгом и пути их решения
6.1 Основные проблемы и задачипо управлению госдолгом
6.2Пути преодоления
Заключение.
Список использованной литературы
Введение
Единой научно-теоретическойплатформы по проблеме государственного долга, приемлемой для всех стран, кнастоящему времени не сложилось. Политика в областигосударственных заимствований, управления суверенными долгами длябольшинства стран является важной составляющейгосударственной финансовой политики. От ее эффективности зависятмеждународный имидж государства, отношение политиков, инвесторов,потенциальных партнеров по совместным крупным международнымбизнес-проектам, международных финансовых организаций, а такжемеждународный суверенный рейтинг.
Пристальное внимание к проблемам внешней задолженности Россиисохраняется на протяжении всего периода рыночных реформ.Апогея оно достигло во время кризиса 1998г. в связи с объявлениемдефолта по долговым обязательствам. Финансовый кризис 1998 года обусловил переход вопросовуправления госдолгом России в разряд первостепенных. Зарубежные инвесторы резкоизменили свои мнения о платежеспособности Российской Федерации. Для понимания сущности госдолга важноопределить основные причиныего возникновения в экономике.
Всеобщими причинамиобразования госдолга принято считать: войны, стихийные бедствия,государственное предпринимательство, рост иностранных капиталов, социальнуюполитику государства. Военное происхождениегосдолгов известно испокон веков. Война и приготовления к войне,содержание армии в связи с ростом ее размера и совершенствованиемвооружения требуют таких расходов, которые не позволяют покрыть их за счеттекущих бюджетныхдоходов.
Со становлением рыночных отношенийгосударство превращается в хозяйствующий субъект. На сменунасильственным рычагам привлечения средств (увеличению налогов)приходит использование кредита. Власть создает государственныепредприятия в отраслях, которые недоступны и непривлекательны длячастного предпринимателя (из-за долгих сроков окупаемости инвестиций)или социально значимы. Возникает необходимость заимствований для ихфинансирования.
Внешний долг возникает ипри переливе капитала из одной страны в другую. Капиталстремится туда, где устойчивы прибыли, ниже риски инвестиций.Речь идет о выпусках внешних ценных бумаг государства длянерезидентов. Для иностранных инвесторов такие вложения менеерискованны, чем приобретение корпоративных ценных бумаг. Но рискприсутствует всегда. Так, в 1917г. в России были аннулированы долговыеобязательства царского правительства. [26;108].
Социальная политика государствасвязана с его дополнительными расходами. Социально-экономическиепреобразования, реформы государственного управления, экономического,политического устройства являются дорогостоящими. Для ихреализации государство вынуждено осуществлять заимствования. Для долговой политики России характерно сочетание внешних и внутреннихзаимствований. Основными формами внутренних заимствований были выпуск облигаций, бумажных ассигнаций, эмиссия процентных кредитных,доходных банковских билетов государственными банками.
Бюджетная, долговая и валютная политика государства неразрывно связанымежду собой: государственный долг влияет на экономический рост, денежноеобращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объемаинвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит ксокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственныхпроцессов, снижению экономического роста. Рано или поздно заимствованиявыходят за рамки возможностей государства, что вызывает необходимостьсокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связанныес погашением и обслуживанием долга. Необоснованная бюджетная, денежно-кредитнаяи курсовая политика государства вызывает неуверенность на финансовых рынках вотношении инвестиционного климата, побуждая инвесторов к выдвижению требованийболее высокой премии за риск. Это особенно касается стран, развивающих иформирующих рынки ценных бумаг, где заемщики и кредиторы могут воздержаться отпринятия долгосрочных обязательств, что может негативно отразиться на развитиифинансовых рынков и экономическом росте. Чрезмерный рост государственногодолга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильностибюджетной системы [10, 58].
Для урегулированиязадолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализструктуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразностиведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы госдолганеобходимо активно использовать теоретические наработки в этой области.
Цель курсовой работы – исследование сущности и понятиявнешнего и внутреннего государственного долга России, экскурс в историювопроса, анализ динамики и структуры внешнего и внутреннего долга иопределение методов по его управлению.
Основные задачи исследования:
– раскрытиеэкономической сущности госдолга и его составляющих;
– проведениеисследований в области истории заимствований России;
– анализсовременного состояния внешнего и внутреннего долга РФ;
– оценка влияниягосударственного долга на экономику России;
– исследованиепутей совершенствования управления госдолгом
Для написания данной работыиспользовались следующие методы: исторический, аналитический, статистический,монографический.
Глава1. Государственный долг
1.1 Сущность и понятие
В научной литературегосударственный долг определяется сложившейся к данной дате суммой дефицитафедерального бюджета за вычетом положительного сальдо(профицита) этого бюджета. На практике, госдолгомсчитаются долговые обязательства России перед физическими и юридическимилицами, иностранными государствами, международнымиорганизациями и иными субъектами международного права, включая обязательствапо государственным гарантиям, предоставленным РФ [1; ст. 97].
В Бюджетном кодексе даныследующие определения: внешний долг — обязательства, возникающиев иностранной валюте; внутренний долг — обязательства, возникающие ввалюте России. Следующая формулировка в большей степенисоответствует принятым в международной практике определениям внешнего долга: «Государственными внешними заимствованиями Российской Федерации являютсяпривлекаемые изиностранных источников (иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций) кредиты (займы), покоторым возникаютгосударственные финансовые обязательства Российской Федерации как заемщика финансовых средств илигаранта погашения такихкредитов (займов) другими заемщиками. Государственные внешние заимствования Российской Федерации формируютгосударственный внешнийдолг РФ».
При определении всего (внутреннего ивнешнего)госдолга используется следующаятерминология. Капитальный долг — это суммавыпущенных и непогашенных государствомдолговых обязательств и гарантированных им обязательств других лиц, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Основной долг — это номинальная стоимость всех долговыхобязательств государства и гарантированных им заимствований. [2; 26]
В соответствии с Бюджетным кодексом вобъем государственного внутреннего долга России включаетсяосновной долг, то есть номинальные