Государственный долг Российской Федерации. Внутренний и внешний долг РФ

Великолукскаягосударственная сельскохозяйственная академия
Кафедрафинансов и кредита
Курсоваяработа
по курсу:«Финансы»
на тему:  « Государственныйдолг Российской Федерации. Внутренний и внешний долг РФ»
Выполнилстудент 3 курса
экономическогофакультета
Ф1 группы
НиколаенковЕвгений Павлович
Провериластарший
преподаватель,к.э.н.
БанноваНаталья Сергеевна
Великие Луки2006

Содержание
 
Введение.
Глава 1.Государственный долг
 Сущность ипонятие
 Формы и виды
 Управлениегосударственным долгом
Глава 2. Роль государственного долгав рыночной экономике
2.1 Классический подход
2.2 Альтернативный подход копределению роли госдолга
Глава 3. Управление государственнымдолгом в царской России
     3.1 Первые государственные займы, планы их погашения
 3.2Первое государственное долговое агентство
 3.3Политика в области выпуска и размещения госзаймов
 3.4Особенности долговой политики царской России
Глава 4. Состояние и динамика государственногодолга.
 4.1 Советский долг: структура ираспределение внешнего долга, наследие внутренних заимствований
 4.2 Российский  долг: формирование современной структуры
     Глава 5. Анализ состояния и динамики госдолга России        5.1 Анализ динамики и структуры внешнего долга
       5.2 Анализ динамики иструктуры внутреннего долга
Глава6.  Проблемы управления  российским долгом и пути их решения
       6.1 Основные проблемы и задачипо управлению госдолгом
        6.2Пути преодоления
Заключение.
Список использованной литературы

Введение
Единой научно-теоретическойплатформы по проблеме государственного долга, приемлемой для всех стран, кнастоящему времени не сло­жилось. Политика в областигосударственных заимствований, управле­ния суверенными долгами длябольшинства стран является важной составляющейгосударственной финансовой политики. От ее эффек­тивности зависятмеждународный имидж государства, отношение по­литиков, инвесторов,потенциальных партнеров по совместным крупным международнымбизнес-проектам, международных финан­совых организаций, а такжемеждународный суверенный рейтинг.
Пристальное внимание к проблемам внешней задолженности Россиисохраняется на протяжении всего периода рыночных ре­форм.Апогея оно достигло во время кризиса 1998г. в связи с объяв­лениемдефолта по долговым обязательствам. Финансовый кризис 1998 года обусловил переход вопросовуправления госдолгом России в разряд первостепенных. Зарубежные инвесторы резкоизменили свои мнения о платежеспособности Российской Федерации. Для понимания сущности госдолга важноопределить основные причиныего возникновения в экономике.
Всеобщими причинамиобразования госдолга принято считать: войны, стихийные бедствия,государствен­ное предпринимательство, рост иностранных капиталов, со­циальнуюполитику государства. Военное происхождениегосдолгов известно испо­кон веков. Война и приготовления к войне,содержание армии в свя­зи с ростом ее размера и совершенствованиемвооружения требуют таких расходов, которые не позволяют покрыть их за счеттекущих бюджетныхдоходов.
Со становлением рыночных отношенийгосударст­во превращается в хозяйствующий субъект. На сменунасильствен­ным рычагам привлечения средств (увеличению налогов)приходит использование кредита. Власть создает государственныепредприятия в отраслях, которые недоступны и непривлекательны длячастного предпринимателя (из-за долгих сроков окупаемости инве­стиций)или социально значимы. Возникает необходимость заимст­вований для ихфинансирования.
Внешний долг возникает ипри переливе капи­тала из одной страны в другую. Капиталстремится туда, где устойчи­вы прибыли, ниже риски инвестиций.Речь идет о выпусках внешних ценных бумаг государства длянерезидентов. Для иностранных инвесторов такие вложения менеерискованны, чем приобретение корпоративных цен­ных бумаг. Но рискприсутствует всегда. Так, в 1917г. в России были аннулированы долговыеобязательства царского правительства. [26;108].
Социальная политика государствасвязана с его дополнительны­ми расходами. Социально-экономическиепреобразования, реформы государственного управления, экономического,политического уст­ройства являются дорогостоящими. Для ихреализа­ции государство вынуждено осуществлять заимствования. Для долговой политики России характерно сочета­ние внешних и внутреннихзаимствований. Основными формами внутренних заимствований были выпуск облигаций, бумажных ассиг­наций, эмиссия процентных кредитных,доходных банковских биле­тов государственными банками.
Бюджетная, долговая и валютная политика государства неразрывно связанымежду собой: государственный долг влияет на экономический рост, денежноеобращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объемаинвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит ксокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизвод­ственныхпроцессов, снижению экономического роста. Рано или поздно заимство­ваниявыходят за рамки возможностей государства, что вызывает необходимостьсокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связан­ныес погашением и обслуживанием долга. Необоснованная бюджетная, денежно-кредитнаяи курсовая политика государства вызывает неуверенность на финансо­вых рынках вотношении инвестиционного климата, побуждая инвесторов к выдвижению требованийболее высокой премии за риск. Это особенно касается стран, развивающих иформирующих рынки ценных бумаг, где заемщики и креди­торы могут воздержаться отпринятия долгосрочных обязательств, что может негативно отразиться на развитиифинансовых рынков и экономическом росте. Чрезмер­ный рост государственногодолга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильностибюджетной системы [10, 58].
Для урегулированиязадолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализструктуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразностиведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы госдолганеобходимо активно использовать теоретические наработки в этой области.
Цель курсовой работы – исследование сущности и понятиявнешнего и внутреннего государственного долга России, экскурс в историювопроса, анализ динамики  и структуры внешнего и внутреннего долга иопределение методов по его управлению.
Основные задачи исследования:
– раскрытиеэкономической сущности госдолга и его составляющих;
– проведениеисследований в области истории заимствований России;
– анализсовременного состояния внешнего и внутреннего долга РФ;
– оценка влияниягосударственного долга на экономику России;
– исследованиепутей совершенствования управления госдолгом
Для написания данной работыиспользовались следующие методы: исторический, аналитический, статистический,монографический.
Глава1. Государственный долг
 
1.1 Сущность и понятие
В научной литературегосударственный долг определяется сложившейся к данной дате суммой дефицитафедерального бюджета за вычетом положительного сальдо(профицита) этого бюд­жета. На практике, госдолгомсчитаются долговые обязательства России перед физическими и юри­дическимилицами, иностранными государства­ми, международнымиорганизациями и иными субъектами международного права, включая обя­зательствапо государственным гарантиям, пре­доставленным РФ [1; ст. 97].
В Бюджетном кодексе даныследующие опре­деления: внешний долг — обязательства, возника­ющиев иностранной валюте; внутренний долг — обязательства, возникающие ввалюте России. Следующая формулировка в большей степенисоответствует принятым в международной практике определениям внешнего долга: «Государственными внешними заимствования­ми Российской Федерации являютсяпривлекае­мые изиностранных источников (иностранных государств, их юридических лиц и международ­ных организаций) кредиты (займы), покоторым возникаютгосударственные финансовые обяза­тельства Российской Федерации как заемщика финансовых средств илигаранта погашения та­кихкредитов (займов) другими заемщиками. Го­сударственные внешние заимствования Россий­ской Федерации формируютгосударственный внешнийдолг РФ».
При определении всего (внутреннего ивнеш­него)госдолга используется следу­ющаятерминология. Капитальный долг — это суммавыпущенных и непогашенных государст­вомдолговых обязательств и гарантированных им обязательств других лиц, включая начислен­ные проценты по этим обязательствам. Основной долг — это номинальная стоимость всех долговыхобязательств государства и гарантированных им заимствований. [2; 26]
В соответствии с Бюджетным кодексом вобъ­ем государственного внутреннего долга России включаетсяосновной долг, то есть номинальные