Государственный долг: содержание и основные формы

Минобрнауки россии
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экономическийфакультет
Кафедрафинансов и кредита
КУРСОВАЯРАБОТА
подисциплине «Финансы»
натему: «Государственный долг: содержание и основные формы»
Руководителькурсовой работы,
к.э.н.,доцент О.В. Качур
Курсовуюработу выполнил
студент3 курса 9 группы Т.З. Гулиев
Воронеж– 2010

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
1.1Дефицит бюджета и государственный долг
1.2Понятие внутреннего государственного долга
1.3Понятие внешнего государственного долга
2.МЕТОДЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
2.1Общие принципы обслуживания государственного долга
2.2Обслуживание внутреннего государственного долга
2.3Обслуживание внешнего государственного долга
3.ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
3.1Анализ государственного долга РФ на примере 2009 года
3.2Проблемы сокращения внутреннего государственного долга
3.3Проблемы сокращения внешнего государственного долга
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ
Дляфинансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутреннимзаимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг.Увеличение долга происходит также в результате капитализации процентов по ранееполученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств,принятых государством к исполнению, но по различным причинам непрофинансированных в срок.
Внастоящих условиях государственный долг находится в центре мировыхэкономических проблем наряду с другими, что требует самого пристальноговнимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным. В общейпостановке в проблеме государственного долга можно выделить следующие основныеаспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления,обслуживания и реструктуризации долга; влияние государственного долга наразвитие экономики страны.
Очевидно,что государство может и должно брать в долг на нормальных, естественных иразумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельствомдоверия к государству со стороны кредиторов — как физических, так и юридическихлиц.
Вопросо государственном долге связан с самим фактом непосредственного участиягосударства в экономической жизни общества. Участие это в современных условияхопределяется задачей создания антиинфляционного механизма экономического роста,суть которого состоит в обеспечении полной занятости и стабильного уровня цен.
Практическив эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственныйдолг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Какправило, государственный долг возрастает на этапах активного экономическогороста, так как развивающаяся экономика и модернизируемое производство требуютопределенных вложений, в том числе государственных.
Однакогосударственный долг растет и в стагнирующей экономике, в которой спадпроизводства в течение длительного времени предопределяет все динамическиепроцессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытиязатрат государства являются монетарные каналы финансирования государственногодолга.
Поэтомуцелью работы является раскрытие сущности государственного долга и основныхпроблем управления им, изучение процесса формирования и регулированиягосударственного долга в России.
Длядостижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
–  датьопределение понятиям «государственный долг», «дефицит бюджета»;
–  раскрытьосновные методы обслуживания государственного долга;
–  охарактеризоватьсистему управления государственным долгом РФ;
–  определитьпринципы управления государственным долгом;
–  проанализироватьсовременную ситуацию на рынке внешних и внутренних заимствований.
Актуальностьданной проблемы на сегодняшний день выражается и тем, что в современныхусловиях Россия и ее субъекты активно пользуются средствами привлеченных займовдля решения текущих проблем. Это особенно актуально и в условиях текущегофинансового кризиса.
Проблемегосударственного долга посвящены работы экономистов-классиков, среди которыхможно выделить Д. Рикардо, Ж.Б. Сей, Дж.С. Милль, У. Петти, Я.Ф. Мелон, А.Хамильтон и др. Среди отечественных исследователей можно выделить работы такихавторов как Вавилов Ю.Я., Кузнецов А.М., Романовский М.В., Врублевская О.В. идругие.

/>1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕГОСУДАРСТВЕННОГО
ДОЛГА/>
1.1Дефицит бюджета и государственный долг
Дляначала определимся, что же такое бюджет. Понятие «бюджет» имеет два толкования.С одной стороны, это совокупность финансовых ресурсов, средств, которымирасполагает любой экономический субъект, будь то государство, предприятие,семья. С другой стороны – это соотношение между доходами и расходамиэкономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующийсоответствие их поступлений и расходований за определенный период, чаще всегоза год. То есть бюджет определяет и содержимое «кошелька», наличие в немденежных средств или их отсутствие, и динамику его наполнения и опорожнения,каналы прихода и расхода денег, соотношение между доходами и расходами.
Втех случаях, когда имеющиеся у бюджета доходы недостаточны для осуществлениярасходов, говорят о возникновении бюджетного дефицита. Обычно он измеряется ввиде процента от ВНП.
Бюджетныйдефицит не обязательно свидетельствует о каком-то чрезвычайном положении вэкономике страны. Он может быть вызван, например, необходимостью осуществлениякрупных государственных вложений в развитие экономики, что отражает роствалового национального продукта, а не кризисное состояние государственного регулирования.Возможны чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами, стихийнымибедствиями, затраты на которые не могли быть заранее спланированы, но должныбыть обязательно осуществлены независимо от наличия средств в резервном фондебюджета. Иногда несбалансированный бюджет даже полезен.
Главнымпризнаком правильности проводимой государством бюджетной (и любой другойэкономической) политики является устойчивый экономический рост. Такой рост,однако, может оказаться несовместимым с достижением сбалансированности бюджетапо доходам и расходам. Обязательная сбалансированность бюджета сводит на нетдействия налога как автоматического стабилизатора (при спаде налогиуменьшаются, и наоборот). Сбалансированность, напротив, означает рост налогов впериод спада (чтобы погасить бюджетный дефицит), и снижение налогов при подъеме(чтобы избавиться от избытка). В результате, как спад, так и инфляционныйперегрев при подъеме только усилятся. В этой ситуации бюджетный дефицит, еслион не ведет к росту цен, может оказаться полезным для стимулированияэкономического роста.
СогласноБюджетному кодексу РФ «источниками финансирования дефицита федерального бюджетаявляются:
1)внутренние источники следующих видов:
— кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валютеРоссийской Федерации;
— государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имениРоссийской Федерации;
— бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системыРоссийской Федерации;
2)внешние источники следующих видов:
— государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценныхбумаг от имени Российской Федерации;
— кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международныхфинансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте».
Втеории финансов выделяются следующие основные виды бюджетных дефицитов[1]:
1.Циклический дефицит госбюджета – результат действия встроенных стабилизаторовэкономики. Под «встроенным» (автоматическим) стабилизатором понимаетсяэкономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебанийуровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономическойполитики. В качестве таких стабилизаторов в развитых странах обычно выступаютпрогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов исистема участия в прибылях.
2.Структурный дефицит госбюджета – разность между расходами и доходами бюджета вусловиях полной занятости. Оценки структурного дефицита используются в основномв развитых странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большейстепени циклическими колебаниями, а не бюджетной политикой государства.
3.Операционный дефицит госбюджета – общий дефицит госбюджета за вычетоминфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.
4.Первичный дефицит госбюджета – разность между величиной общего дефицита и всейсуммой выплат по долгу.
5.Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит госбюджета – существующий наряду сизмеряемым (официальным) скрытый дефицит госбюджета, обусловленныйквазифискальной деятельностью государства. Среди квазифискальных операцийследует упомянуть:
— финансирование государственными предприятиями избыточной занятости вгосударственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночныхза счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;
— накопление в коммерческих банках большого портфеля недействующих ссуд, которыев итоге выплачиваются в основном за счет льготных кредитов Центрального Банка;
— финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизацииобменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству;
— рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных ижилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.
Бюджетныйдефицит не относится к разряду чрезвычайных событий для государства. Еще Дж.Кейнс обосновал возможность допущения опережающего роста государственныхрасходов над доходами на определенных этапах развития общества[2].
Следуетотметить, что дефицит государственного бюджета не всегда покрывается только засчет увеличения абсолютного размера государственного долга. Существует триосновных способа финансирования дефицита бюджета в экономике рыночного типа:монетизация дефицита, внешнее и внутреннее долговое финансирование. Кроме того,мировая практика регулирования бюджетного дефицита в качестве одного из методоврешения данной проблемы предлагает увеличение доходной или снижение расходнойчастей бюджета.
Государственныйдолг – это сумма задолженности государства по кредитным операциям. Приосуществлении кредитных операций внутри страны государство является обычнозаемщиком средств, а население, предприятия и организации – кредиторами. Всфере международных отношений государство выступает как в роли заемщика, так икредитора.
Согласноп.1 ст. 97 Бюджетного кодекса РФ «государственным долгом Российской Федерацииявляются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими июридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями ииными субъектами международного права».
Государственныйдолг РФ полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственностиимуществом, составляющим государственную казну.
Долговыеобязательства Российской Федерации могут существовать в форме:
–  кредитныхсоглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитнымиорганизациями, иностранными государствами и международными финансовымиорганизациями, в пользу указанных кредиторов;
–  государственныхценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации;
–  договорово предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, договоровпоручительства Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательствтретьими лицами;
–  переоформлениядолговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерациина основе принятых федеральных законов;
–  соглашенийи договоров, в том числе международных, заключенных от имени РоссийскойФедерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РоссийскойФедерации прошлых лет.
Основнойпри анализе государственного долга является разбивка его на внутренний ивнешний. Государственный долг возникает, прежде всего, вследствиесистематического выпуска государственных займов и привлечения кредитныхресурсов для покрытия бюджетного дефицита. Государственный долг также необходимдля содержания государства, как и налоги. Государственный долг являетсянепосредственным итогом дефицитов бюджета и представляет собой суммунакопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетомимевшихся за это время положительных сальдо бюджета.
1.2 Понятие внутреннего государственного долга
Посвоей сущности государственный внутренний долг представляет собой совокупностькредитно-финансовых отношений, возникающих в связи с перемещением капиталов изнационального частного сектора в государственный бюджет на основе ихзаимствования. С помощью государственного долга преодолевается ограниченностьналоговых поступлений в госбюджет, ограничивается рост наличной денежной массы,государственные займы играют существенную роль в обеспечении бюджетногоравновесия.
Встатье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации приводится определениегосударственного или муниципального долга, которым являются обязательства,возникающие из государственных или муниципальных займов (заимствований),принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации илимуниципальным образованием гарантий по обязательствам третьих лиц, другиеобязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, субъектомРоссийской Федерации или муниципальным образованием обязательства третьих лиц.
Вэтой же статье дается более узкое понятие — внутренним государственным долгомпризнаются обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации.
Всоответствии с пунктом 3 этой же статьи в объем государственного внутреннегодолга Российской Федерации включаются:
–  основнаяноминальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации;
–  объемосновного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;
–  объемосновного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным РоссийскойФедерацией от бюджетов других уровней;
–  объемобязательств по государственным гарантиям, предоставленным РоссийскойФедерацией.
Долговыеобязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года),среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти летдо 30 лет).
Долговыеобязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяютсяконкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.
Изменениеусловий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроковвыплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.
Статьей119 Бюджетного кодекса Российской Федерации продекларирован порядокобслуживания государственного внутреннего долга Российской Федерации,государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации,муниципального долга.
Затратыпо размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств РоссийскойФедерации осуществляются за счет средств федерального бюджета.
Обслуживаниегосударственного внутреннего долга Российской Федерации производится БанкомРоссии и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством РоссийскойФедерации, путем осуществления операций по размещению долговых обязательствРоссийской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по нимили в иной форме.
ВыполнениеБанком России, другим специализированным финансовым институтом функцийгенерального агента Правительства Российской Федерации по размещению долговыхобязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в видепроцентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых сфедеральным органом исполнительной власти, уполномоченным ПравительствомРоссийской Федерации выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг.
БанкРоссии осуществляет функции генерального агента (агента) по обслуживаниюгосударственного внутреннего долга безвозмездно.
Обслуживаниегосударственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации,муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами,законами субъекта Российской Федерации и правовыми актами органов местногосамоуправления.
Федеральнымзаконом «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012годов» от 25.11.2009 г. № 308-ФЗ установлен верхний предел государственноговнутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2011 года по долговымобязательствам Российской Федерации в сумме 3 301 795 464 тыс. рублей[3].
ПравительствоРоссийской Федерации вправе определять объемы выпуска, формы и методы эмиссиигосударственных ценных бумаг, являющихся долговыми обязательствами РоссийскойФедерации, и осуществлять их эмиссию в объеме, не приводящем к превышениюверхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации.
ОднакоБюджетный кодекс Российской Федерации (п. 3 ст. 106) предоставляетПравительству Российской Федерации право осуществлять внутренние заимствованияс превышением установленного федеральным законом о федеральном бюджете наочередной финансовый год предельного объема государственного внутреннего долга,но вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживаниегосударственного долга в рамках установленного федеральным законом офедеральном бюджете на очередной финансовый год объема государственного долга(суммы внутреннего и внешнего долга).
Обобщаяизложенное, можно дать краткое определение внутреннего государственного долга — это общая сумма всех выпущенных, но еще не погашенных займов государственных ине выплаченных по ним процентов.
Государственныйдолг образуется вследствие возникновения дефицитов бюджета государства, т.е.вследствие превышения расходов правительства над его доходами. Основнымиспособами покрытия бюджетного дефицита являются эмиссия денег и государственныезаймы. Последние осуществляются путем выпуска и размещения среди населения икредитно-финансовых учреждений различного рода государственных ценных бумаг(прежде всего казначейских векселей и облигации), являющихся долговымиобязательствами государства по отношению к купившим их физическим и юридическимлицам — это и есть приблизительное определение внутреннего долга.
Еслипользоваться более «сухими» терминами, внутренний долг по одной изклассификаций — это способ пополнения государственной казны за счет займасредств у населения и юридических лиц, зарегистрированных на территориигосударства, и платящих налоги в казну данного государства, под государственныегарантии путем выпуска государственных ценных бумаг.
Процентыпо государственному долгу зависят от общего уровня процентных ставок в стране,темпов инфляции, величины дефицита государственного бюджета и др. Обычно,говоря о государственном долге, не подразумевают финансы местных органоввласти, так как последние могут работать с положительным сальдо при постоянномросте дефицита государственного бюджета.
Отрицательныепоследствия государственного долга связаны с тем, что выплаты процентов повнутреннему долгу увеличивают неравенство в доходах и требуют повышенияналогов, что подрывает экономические стимулы развития производства, а такжемогут повышать общий уровень процентных ставок и вытеснять частноеинвестиционное финансирование.
1.3 Понятие внешнего государственного долга
Внешнийдолг (External Debt) – это задолженность правительства страны перединостранными кредиторами.
Государственныйвнешний долг в РФ — это задолженность РФ и ее субъектов физическим июридическим лицам, иностранным государствам, международным финансовыморганизациям, выраженная в иностранной валюте. Государственные внешниезаимствования РФ используются для покрытия дефицита федерального бюджета, атакже для погашения государственных долговых обязательств РФ. Программагосударственных внешних заимствований РФ включает перечень внешнихзаимствований РФ на очередной финансовый год с разделением на несвязанные(финансовые) и целевые иностранные заимствования.
Наличиенекоторого внешнего долга у каждой страны – это весьма заурядное явлениесовременной экономической жизни, так как активное участие правительства страныв процессе производства и распределения требует привлечения заемных средств дляфинансирования своих расходов. Возможность займа за рубежом позволяет расширитьвозможности правительства по стимулированию спроса в экономике[4].
Однаков некоторых случаях это заурядное явление начинает создавать незаурядныепроблемы государству и его кредиторам. Такие проблемы возникают, когда суммы,которые приходится тратить из бюджета страны на обслуживание внешнего долга,становятся слишком большими, собственных источников становится не достаточнодля продолжения обслуживания долга, а возможность рефинансирования долга навнутреннем и внешнем рынках пропадает. В этом случае правительству страныничего не остается, как объявить о приостановлении обслуживания своих внешнихобязательств, то есть объявить дефолт по внешнему долгу (внешний дефолт).
Внешнийдефолт создает серьезные проблемы для страны: национальная валютаобесценивается, фондовые индексы падают, в стране снижается заработная плата,люди теряют работу и стремительно беднеют.
Всовременной истории иногда случается так, что если происходит внешний дефолт уодной страны, то велика вероятность, что та же участь постигнет и соседей сосходной структурой экономики и долгов. Действительно, если инвестор видитпроблемы с обслуживанием долга, например, у Аргентины, то для страховки он,скорее всего, предпочтет избавиться от ценных бумаг стран всего регионаЛатинской Америки: в итоге возможности рефинансирования долга пропадут и уостальных соседей по несчастью, что может подтолкнуть их к внешнему дефолту.Крупные совместные дефолты за последние 30 лет произошли, например, в Мексике иЛатинской Америке (1982), Восточной Азии (1997), Эквадор (2008)[5].
Рассмотримпричины того, что внешний долг страны возрастает до угрожающих величин:
1.Высокий первичный дефицит бюджета страны приводит к тому, что стране приходитсязанимать на внутреннем и/или внешнем рынках. Если данное явление становитсяструктурной проблемой, решение которой все время откладывается на потом, этонеизбежно приведет к долговому кризису. Например, после Второй мировой войныразвитые страны выдали очень много кредитов развивающимся странам для покрытиядефицита бюджета.
2.Высокая ставка процента обслуживания долга. Когда сам внешний долг вырастает дотех величин, которые кажутся опасными для иностранных инвесторов, вложившихсредства в активы данной страны, ставка процента повышается. Это приводит ктому, что правительству приходится выплачивать из бюджета все большие средствана обслуживание долга, или рефинансировать долг, беря взаймы все большие суммы.Так долг начинает расти в геометрической прогрессии.
3.Рост валютного курса вызывает рост суммы долга в пересчете в отечественнуювалюту. Так как выплата долга правительством, ведется из собранных налогов, томожно говорить об увеличении бремени долга страны.
4.Проблемы с внутренним рынком заимствований. Если ставка процента на внутреннемрынке велика, и правительство вынуждено сокращать объем внутреннего долга, частооно прибегает к дополнительным заимствованиям на внешнем рынке, переводя частьвнутреннего долга во внешний долг.
Проблемавнешнего дефолта доставляет не меньшие неприятности и кредиторам, которые могутиз-за дефолта страны должника попросту обанкротиться. Не удивительно, что былисозданы специальные организации кредиторов: Парижский клуб кредиторов,объединивший основные страны – кредиторы (в их число вошла и Россия) иЛондонский клуб, объединивший банкиров для решения проблем с внешним долгом.
Каковаже основная стратегия поведения кредиторов с должниками, близкими к внешнемудефолту? В 1980-х годах существовало 2 мнения по поводу разрешения проблемкредиторов:
ПланБейкера (Baker plan, 1985-1988) предполагал решить проблему с помощью выдачиновых кредитов странам должникам для того, что бы они могли выиграть время иувеличить свой экспорт и производство, чтобы выплатить и новые и старые долги.План предполагал обязательное осуществление структурных реформ встранах-должниках. Был признан неудачным, и был заменен на план Брэди.
ПланБрэди (Brady plan, 1989) предполагал прощение части долга странам должникам.Кредиторам предлагалось списать часть долга, перевести его в более длинныебумаги с меньшей доходностью. МВФ должен активно участвовать в помощи станам,остро нуждающимся во внешних займах, а не ждать того, как разрешатся переговорыс кредиторами. Оказался более успешным.
Успешностьплана Брэди сделала практику списания части долгов кредиторами правилом вмировых финансах и сейчас вместе со структурными реформами экономикистраны-должника является основным рецептом выхода из долгового кризиса. Мировойбанк идентифицировал 25 стран с низким уровнем дохода как сильно обремененнымивнешним долгом.
Программавнешних заимствований, разработанная Минфином РФ, устанавливает предельныйразмер государственных внешних займов РФ, а также максимальный объемиспользования кредитов на предстоящий финансовый год, ежегодно утверждаемый вформе федерального закона. Как правило, он не должен превышать годового объемаплатежей по обслуживанию и выплате основной суммы государственного внешнегодолга. По оценкам экономистов, Россия может относительно безопасно осуществлятьплатежи при ежегодном росте экономики на уровне 7–10%.
дефицит бюджет долг государственный

2. МЕТОДЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА/>
2.1Общие принципы обслуживания государственного долга
Выплатыпроцентов по долгу и постепенное погашение основной суммы долга называетсяобслуживанием долга.
Системаобслуживания государственного долга представляет собой мощный инструментперераспределения доходов производственного сектора в пользу финансовогосектора. Данный вывод относится как к добровольной, так и к принудительнойформам заимствования. В первом случае используется опосредованный способперераспределения через аномальный уровень доходности инструментов. Во втором —практикуется непосредственный способ перераспределения через неэквивалентные,монопольно низкие цены покупки инструментов государственного долга финансовымипосредниками у первичных владельцев, представляющих главным образомпроизводственный сектор. Очевидным результатом такого перераспределенияявляется относительное сокращение доходов у производственного сектора и ростдоходов у финансового сектора. При этом часть сверхдоходов используетсяфинансовым сектором откровенно непроизводительно. Часть сверхдоходовиспользуется «производительно», т.е. вкладывается в развитие экономики, однаков те ее отрасли, которые не способны обеспечить формирование фундамента длясбалансированной и высокоорганизованной экономики (импорт потребительскихтоваров, экспорт сырья). Лишь несущественная часть таких доходов расходуется вцелях действительного развития экономики через участие в капитале предприятий ипредоставление средств на модернизацию технологии.
Экономическимитогом функционирования рыночной системы государственного долга выступает общеесущественное сужение инвестиционных возможностей экономики.
Расходыпо обслуживанию государственного долга РФ приведены в табл. 2.1.
Таблица2.1 Расходы по обслуживанию государственного долга РФГоды Все расходы Федерального бюджета (млрд. руб.) В том числе на обслуживание государственного долга млрд. руб. Удельный вес во всех расходах (%) 1996 356,2 44,6 12,5 1997 436,6 44,4 10,2 1998 472,2 148,7 31,5 1999 667,6 162,9 24,4 2000 855,1 220,1 25,7 2001 1193,5 239,8 20,1 2002 1947,3 285,0 14,6 2003 2345,6 277,7 11,8 2004 2659,4 287,6 10,8 2005 3047,9 205,5 6,7 2006 4270,1 198,5 4,6 2007 5463,5 143,0 2,6 2008 6729,8 153,4 2,3 2009 9 845,4 202,8 2,0
2010[6] 9 887,0 280,3 2,8
Источник:составлено автором.
Основныепринципы обслуживания и погашения долга определяют требования к структуредолгового портфеля, процедурам управления[7].
Принцип1. Долгосрочные заемные средства составляют основу портфеля заимствований.
Инвестиционныепроекты по развитию инфраструктуры могут иметь достаточно длительные срокиокупаемости или вообще не достигать порога рентабельности. Такие проекты должныфинансироваться за счет долгосрочных заимствований. Наращивание краткосрочныхдолговых обязательств создает угрозу для финансовой стабильности бюджетнойсистемы.
Принцип2. Структура долгового портфеля обеспечивает равномерный график совокупныхежегодных выплат по обслуживанию и погашению долговых обязательств.
Наличие«пиков» выплат по долговым обязательствам негативно сказывается на текущейликвидности и требует заблаговременного создания крупных резервов, что, в своюочередь, снижает эффективность использования финансовых ресурсов. Равномерныйграфик погашения и обслуживания долговых обязательств позволяет повыситьфинансовую стабильность и эффективность использования финансовых ресурсов принеизменном уровне долговой нагрузки.
Принцип3. Портфель заимствований субъектов Российской Федерации максимальнодиверсифицирован по видам обязательств и кредиторам.
Присущественной роли заемных средств органы власти субъекта Российской Федерации всвоей финансовой деятельности стремятся к максимальной диверсификации структурыпортфеля заимствований с целью снижения зависимости от одного кредитора илиодного долгового инструмента. Доступ к различным рынкам заимствований позволяетповышать финансовую гибкость и подбирать оптимальные условия для новыхзаимствований в зависимости от текущей конъюнктуры.
Принцип4. Приоритетное обслуживание одних долговых обязательств по отношению к другимосуществляется только в случае, если это оговорено в условиях заимствований.
Приоритетноеположение одних кредиторов по отношению к другим может быть установленосоответствующими документами при выпуске долговых обязательств. Информация оналичии приоритетных обязательств доступна для всех кредиторов. Дискриминациятех или иных держателей равных по приоритету долговых обязательств недопускается.
Принцип5. Составляется план (прогноз) обслуживания и погашения долга.
План(прогноз) обслуживания погашения долга отражает текущую структуру долга,потребность в заимствованиях, предполагаемые параметры новых заимствований,динамику процентных ставок и курсов валют и долговые параметры среднесрочногофинансового плана субъекта Российской Федерации.
Принцип6. Просроченная кредиторская задолженность подлежит погашению в рамках бюджетатекущего года или реструктуризации в долговые обязательства.
Просроченнаякредиторская задолженность, не являясь частью государственного долга, по своейприроде очень к нему близка — наращивание кредиторской задолженности можетиспользоваться в качестве альтернативы привлечению заемных средств. Необходимо,чтобы просроченная кредиторская задолженность по результатам сверки сдебиторами была признана регионом или муниципальным образованием. После этогоона может быть погашена в рамках бюджета текущего года или реструктуризирована.Под реструктуризацией понимается основанное на соглашении прекращениеобязательств с заменой их долговыми обязательствами, например кредитнымисоглашениями./>
2.2Обслуживание внутреннего государственного долга
Обслуживаниегосударственного внутреннего долга РФ производится Банком России и егоучреждениями путем осуществления операций по размещению долговых обязательствРФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
ВыполнениеБанком России функций генерального агента Правительства РФ по размещениюдолговых обязательств, их погашению и выплате доходов в виде процентов по нимосуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральныморганом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ выполнятьфункции эмитента государственных ценных бумаг.
БанкРоссии осуществляет функции генерального агента по обслуживаниюгосударственного внутреннего долга безвозмездно.
Оплатауслуг агентов по размещению и обслуживанию государственного долгаосуществляется за счет средств федерального бюджета, выделенных на обслуживаниегосударственного долга.
Обслуживаниегосударственного внутреннего долга субъекта РФ, муниципального долгапроизводится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта РФ иправовыми актами органов местного самоуправления.
Информацияо долговых обязательствах вносится уполномоченными органами в Государственнуюдолговую книгу РФ, государственную долговую книгу субъекта РФ или муниципальнуюдолговую книгу в срок, не превышающий 3 дня с момента возникновенияобязательства.
Информация,внесенная в муниципальную долговую книгу, подлежит обязательной передачеоргану, ведущему государственную долговую книгу соответствующего субъекта РФ,затем данная информация передается органу, ведущему Государственную долговуюкнигу РФ, в порядке и в сроки, которые установлены этим органом. ВГосударственную долговую книгу РФ вносятся сведения об объеме долговыхобязательств РФ, о дате возникновения обязательств, формах обеспеченияобязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично идругая информация[8].
Вгосударственную долговую книгу субъекта РФ вносятся сведения об объеме долговыхобязательств субъекта РФ по всем государственным заимствованиям субъекта РФ, одате осуществления заимствований, формах обеспечения обязательств, обисполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другаяинформация, состав которой устанавливается органом исполнительной властисубъекта РФ.
Таблица2.2 Внутренний долг Российской ФедерацииПоказатель По состоянию на 01.12.10 (млн. руб.) Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации, в том числе: 2 579 128,221 Государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации 280 639,747 Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах (ОФЗ-ГСО) 2 292 076,637
Источник:данные Министерства Финансов РФ.
Долговыеобязательства различаются по срокам на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные(от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет).
Основныегосударственные долговые обязательства, обеспеченные Правительством РФ,включают:
–  государственныекраткосрочные облигации ГКО;
–  государственныедолгосрочные облигации;
–  облигациигосударственного сберегательного займа;
–  облигациивнутреннего государственного валютного займа;
–  казначейскиевекселя и обязательства: золотые сертификаты Министерства финансов РФ.Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан РоссийскойФедерации» обесцененные после 1991 года вклады граждан признаны внутреннимдолгом государства.

Таблица2.3 Структура и динамика государственного внутреннего долга (в частигосударственных ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации) впериод с 01.10.10 г. по 31.10.10 г. (млрд. руб.)Виды государственных ценных бумаг По состоянию на 01.10.10 Изменение госдолга с 01.10.10 по 31.10.10 По состоянию на 01.11.10 ОФЗ-ПД 1 053,068 + 84,906 1 137,974 ОФЗ-АД 815,584 815,584 ГСО-ППС 170,415 — 30,000 140,415 ГСО-ФПС 132,000 132,000 Итого 2 171,067 + 54,906 2 225,973
Источник:данные Министерства Финансов РФ.
В первом полугодии 2010 г. продолжилось восстановление рынкаоблигаций федеральных займов (ОФЗ). Наблюдался рост интереса участников рынка кОФЗ в условиях наличия значительных объемов ликвидных рублевых ресурсов истабилизации на большинстве сегментов российского финансового рынка. Объемспроса на гособлигации на первичном и вторичном рынках превышал объемпредложения (за исключением апреля-мая).
Таким образом, в первом полугодии 2010 г. наблюдалось умеренноеувеличение объема рыночного портфеля гособлигаций и незначительное сокращениеего дюрации. Эмитент осуществлял размещение и доразмещение крупных объемовсреднесрочных выпусков ОФЗ, постепенно снижая стоимость привлечениязаимствований и задавая новый, более низкий уровень доходности гособлигаций навторичных торгах. Увеличение оборачиваемости ОФЗ и сокращение волатильностидоходности на вторичном рынке свидетельствуют о некотором росте ликвидностирынка государственного внутреннего облигационного долга. В условиях исполненияфедерального бюджета с дефицитом в 2010 г. и на протяжении ряда последующих летс учетом ограниченности средств Резервного фонда и Фонда национального благосостоянияроль эффективно функционирующего рынка ОФЗ как альтернативно го источникафинансирования дефицита федерального бюджета Российской Федерации приобретаетособую значимость, что создает благоприятные условия для дальнейшего развитиярынка ОФЗ[9].
2.3 Обслуживание внешнего государственного долга
Подвнешним государственным долгом понимаются обязательства, возникающие виностранной валюте.
Обслуживаниегосударственного внешнего долга РФ производится Банком России и егоучреждениями, если иное не предусмотрено Правительством РФ. Банк Россииосуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного долгабезвозмездно. Оплата услуг агентов по размещению и обслуживаниюгосударственного долга осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Управлениегосударственным внешним долгом осуществляется правительством РФ илиуполномоченным им Министерством финансов РФ.
Всостав государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
1)номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации,обязательства по которым выражены в иностранной валюте;
2)объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией иобязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевыминостранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственныегарантии Российской Федерации;
3)объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации,выраженным в иностранной валюте.
Государственныевнешние заимствования — займы, привлекаемые от физических и юридических лиц,иностранных государств, международных финансовых организаций, по которымвозникают договорные обязательства государства как заемщика или как гарантапогашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте. Правоосуществления таких заимствований и заключения договоров о предоставлении государственныхгарантий и договоров поручительства другим заемщикам для привлечения внешнихкредитов (займов) принадлежит России в лице Правительства РФ либоуполномоченного им федерального органа исполнительной власти.
Стратегияуправления государственным внешним долгом России – изменение долговой стратегиии переход от курса на отсрочку платежей к курсу на сокращение долгафункционировала в период с 2000 по 2008 гг. Основная задача в рассмотренииданного вопроса – предложение разумной долгосрочной политики государства вобласти управления государственным долгом. В силу сложившихся обстоятельств внаибольшей степени это относится к внешнему долгу. И здесь целесообразнообратиться к современному мировому опыту конверсионных финансовых методовурегулирования внешней задолженности, как наиболее гибких и адекватныхсовременному состоянию и кредитным возможностям России.
Финансовыймеханизм конверсионной схемы состоит в ликвидации части внешней задолженностипутем его обмена на национальные активы – национальную валюту, облигации,акции, товары, финансовые активы и т.п. Наиболее приемлемым для России могутбыть следующие варианты[10]:
–  долгв обмен на экспорт. Имеется к виду не сырьевой экспорт, а экспорт готовойпродукции. Этот вариант позволяет поддержать конкурентоспособные производства встране, развивать экспорт, осваивать новые рынки сбыта, а следовательно,сохранять рабочие места, обеспечивать поступление налогов и погашение долгов, атакже финансирование инвестиций. Важно поддерживать отрасли, имеющиезначительный экспортный потенциал (космическая, алюминиевая, авиационнаяпромышленность и другие), которые уже сейчас выпускают продукцию,соответствующую мировым стандартам и могут способствовать росту экономики вцелом.
–  долгв обмен на собственность. Этот вариант проводится в рамках программыприватизации, а также предполагает обмен долговых обязательств на акцииприватизируемых предприятии и привлечение стратегических инвесторов. В этомслучае важно провести оценку стоимости отечественных предприятий в соответствиисо стандартами мирового рынка, а обмен долговых обязательств на акции долженосуществляться по выгодному для России курсу. Важно определить также доли акций(компаний) в собственности в собственности при конверсии долга.
–  долгв обмен на налоги. В этом случае предполагается законодательное установлениетаких налоговых льгот для инвесторов – держателей внешнего долга, которыепобудили бы их к инвестициям.
Разрешениена конверсию должно предоставляться только при осуществлении инвестиций, важныхдля экономики России. В этом случае внешний долг будет погашаться за счетбудущих доходов.
–  выплатапроцентных платежей по внешнему государственному долгу в местной валюте. Этотвариант используется в мировой практике в следующих случаях. Выплатыосуществляются по привлекательному для кредиторов курсу, но перевод денег всчет процентных платежей осуществляется на специальные инвестиционные счета вотечественных банках, причем средства с этих счетов могут быть направленытолько для осуществления прямых инвестиций в экономику должника. Все иныеманипуляции с такого рода средствами и доходами могут осуществляться лишь поистечении установленного в договоре конверсии срока (как минимум – через год).
–  долгв обмен на наличные. Предполагает выкуп долга с дисконтом на вторичном рынкевнешних долговых обязательств. В этом случае уменьшается номинальный долг иимеет место экономия на будущих процентных выплатах. Процедура этой операциитакова: правительство назначает агента, обладающего достаточным опытом покупле-продаже внешних долгов (как правило, это крупный коммерческий банк) иустанавливает дисконт к номиналу долга, согласно которому оно готово выкупить уагента купленные им долги.
–  реструктуризациядолга. Этот способ регулирования задолженности весьма распространен всовременных условиях. Под реструктуризацией понимается погашение долговыхобязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себядругих долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств сустановлением иных условий обслуживания долгов и сроков их погашения.Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением)суммы основного долга.
Дляоценки государственного внешнего долга также применяются показатели процентногосоотношения суммы внешнего долга и объема экспорта в денежном выражении, долирасходов на погашение и обслуживание государственного внешнего долга вэкспортной выручке, характеризующие уровень долгового бремени для национальнойэкономики[11].
Таблица2.4 Динамика государственного внешнего долга РоссииДата Сумма, млрд. долл. США 1991, 25 декабря 95,0 1997, 31 декабря 123,5 2000, 1 января 158,7 2001, 1 января 143,7 2002, 1 января 133,5 2003, 1 января 125,7 2004, 1 января 121,7 2005, 1 января 114,1 2006, 1 января 76,5 2007, 1 января 52,0 2008, 1 января 44,9 2009, 1 января 40,6 2010, 1 января 37,6
Источник:данные Федеральной службы государственнойстатистики РФ.

3. ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА/>
3.1Анализ государственного долга РФ на примере 2009 года
Структурароссийского внешнего долга за последние годы претерпела существенноеположительное изменение. Данные анализа (табл. 3.1.)показывают, что доля государственного долга резко сократилась — если надолю правительства и ЦБ в 2000 году приходилось 80% всего внешнего привлечения,то в 2004 году эта доля упала до 49%, а в 2009 году до 7%. Зато банки икомпании воспользовались доступностью внешних рынков и за предыдущие годысерьезно увеличили свои внешние займы. Долг российских компаний за период с2004 по 2008 год вырос на 205 млрд. долларов, а долг российских банков за этотже период возрос на 134 млрд. долларов[12].
Таблица3.1 Структура внешнего долга России, 2000–2008 годы 2000 2004 2008 2000 2004 2008 млрд. долл. США % Всего 160,0 213,5 480,5 100 100 100 Государство 128,6 105,5 32,8 80 49 7 Банки 9,0 32,3 166,3 6 15 35 Компании 22,4 75,7 281,4 14 35 59
Источник:данные ЦБ РФ и Альфа-Банка.
Текущаяситуация в области государственных заимствований характеризуется проведениемдостаточно взвешенной политики в области внешних и внутренних заимствований, атакже переходом к применению методов активного управления долгом с цельюсокращения расходов на его обслуживание.
Крометого, в августе 2009 г Россия полностью досрочно погасила долг перед Парижскимклубом кредиторов на 23,7 млрд. долл., и таким образом, может считать себясвободной от долгов бывшего Союза. При этом растут российские рейтинги, чтотакже является хорошим подспорьем при выходе на внешние рынки. В январеМеждународное рейтинговое агентство Fitch изменило прогноз рейтинга России на«стабильный» с «негативного», подтвердив рейтинг на уровне «ВВВ». В декабретоже самое сделало агентство Standard & Poor`s.
Всеэто на руку России, ведь, как известно со слов главы российского финансовоговедомства Алексея Кудрина, в 2010 году, несмотря на то, что текущий уровень ценна «черное золото» способен снизить уровень бюджетного дефицита, РФ займет зарубежом 17 млрд. долларов, что повысит долг РФ до 10 % ВВП.
Россия«будет находиться в уверенной зоне заимствований» ближайшие 5-7 лет», — уточнилминистр. А высокие нефтяные цены – 70 долл. за баррель, лишь помогутдоговариваться с кредиторами, отмечают аналитики.
«Россияработает на имидж надежного заемщика, соглашается главный экономист УК«Финансовый Менеджмент» Александр Осин. — На начало 2009 года государственныйдолг России был, с точки зрения мировой практики, очень невысок: 35 млрд.долларов в валюте и 40 млрд. долл. в рублях, что в сумме составляет 7 % ВВП».
Темне менее, погашение части внешнего государственного долга, вследствие егоразмера, очевидно, не решает проблемы общего внешнего долга РФ, корпоративногои государственного, размер которого составляет порядка 500 млрд. долл. или 30 %от ВВП, отмечает он. Величина существенно превышает аналогичные показателистран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), указывает А.Осин. К примеру, дляИндии и Бразилии этот показатель составлял по последним данным около 12 %[13].
Таблица 3.2 Относительные индикаторы изменениягосударственного долга России[14]Показатель 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Государственный долг (млрд.руб.),
в том числе: 4190,2 3944,8 3076,8 2435,3 2648,6 2717,9 — внутренний 682,0 778,5 875,4 1064,8 1301,2 1499,8 — внешний 3508,2 3166,3 2201,4 1370,5 1347,4 1218,1
Государственный долг (% к ВВП),
в том числе: 31,6 23,3 14,2 9,1 9,1 8,7 — внутренний 5,1 4,6 1,1 4,0 4,5 4,9 — внешний 26,5 18,7 10,1 5,1 4,6 3,8
Источник:составлено автором.
Присохранении доминировавшей в 2002-2009 гг. тенденции сокращения внешних займовРФ рынок уже в ближайшие годы может начать переоценивать российские суверенные,корпоративные инвестиционные риски, что упростит процесс притока в российскуюэкономику инвестиций, прежде всего, прямых инвестиций.
«ДляРоссии, с точки зрения перспективы ближайших лет, существует необходимостьзаконодательного ограничения внешних займов и нивелирования данных мер дляэкономики за счет роста государственных инвестиций, увеличения объемагосгарантий, кредитных субсидий, — говорит А.Осин. — Существенно возрастает вданном случае и актуальность проблемы сокращения инфляционного давления вэкономике России».

3.2 Проблемы сокращения внутреннего государственногодолга
Длятого чтобы последствия роста внутреннего долга для страны не стали слишкомтяжелыми правительство должно предпринимать определенные меры по управлениюдолгом.
Этомогут быть, во-первых, инфляция, во-вторых, введение специальных налогов и, в-третьих,секвестирование бюджета. Если государство финансирует дефицит бюджета путемвыпуска денег, то это приводит к инфляции. Она обесценивает номинальныйвнутренний долг и процентные выплаты по нему. Более того, высокие темпыинфляции могут сделать процентные ставки по государственным ценным бумагам дажеотрицательными. Однако такой ход событий может привести к гиперинфляции,которая разрушительная для экономики страны. Следует учитывать также, чтозначительная доля государственного долга сейчас представлена краткосрочнымигосударственными бумагами, а в условиях инфляции при каждом новом выпускегосударственных бумаг ставка дохода будет возрастать. Получили распространениетакже ценные бумаги с плавающей процентной ставкой, которая изменяется приизменении ставки ссудного процента или учетной ставки. Это ограничиваетвозможности инфляции.
Введениеспециальных налогов или повышение налоговых ставок позволит в краткосрочномпериоде увеличить доходы бюджета, а значит, уменьшить государственный долг. Вдолгосрочном временном интервале это может привести к сокращению производства,сужению базы налогообложения и, следовательно, к уменьшению налоговыхпоступлений в казну.
Вцелом приоритет государственных внутренних заимствований над внешними в целяхрефинансирования государственного долга в сложившихся условиях представляетсяоправданным. Сложившиеся позитивные изменения на рынке государственныхвнутренних заимствований в условиях сохранения устойчивого платежного балансапозволили правительству РФ в 2005 г. планировать привлечение финансовыхресурсов на внутреннем рынке заимствований в объеме 210,8 млрд. руб. При этомпогашение ранее размещенных государственных бумаг составит 122 млрд. руб.Соответственно чистое привлечение финансовых ресурсов с внутреннего рынка заимствованийв 2005 г. составило 88,8 млрд. руб., что не повлияло на увеличение процентнойставки на внутреннем кредитном рынке. Положительным фактом является то, чтоданные заимствования носят среднесрочный и долгосрочный характер от 3 до 15лет.
Таблица№ 3.3 Объем государственного внутреннего долга Российской ФедерацииПо состоянию на Объем государственного внутреннего долга РФ, млрд. руб. всего в т.ч. государственные гарантии в валюте Российской Федерации 01.01.1993 3,57 0,08 01.01.1994 15,64 0,33 01.01.1995 88,06 2,14 01.01.1996 187,74 7,46 01.01.1997 364,46 17,24 01.01.1998 490,92 3,47 01.01.1999 529,94 0,88 01.01.2000 578,23 0,82 01.01.2001 557,42 1,02 01.01.2002 533,51 0,02 01.01.2003 679,91 8,62 01.01.2004 682,02 5,58 01.01.2005 778,47 12,93 01.01.2006 875,43 18,86 01.01.2007 1064,88 31,23 01.01.2008 1301,15 46,68 01.01.2009 1499,82 72,49 01.01.2010 2094,73 251,36
Источник:данные Министерства Финансов РФ.

Вцелом анализ показывает, что рынок государственного внутреннего долгафактически способен выполнять функции аккумулирования источников бюджетногодефицита, стабилизации денежного оборота и способа регулирования ликвидностибанковской системы. Вместе с тем он пока не стал инструментом поддержкиэкономического роста и инвестиционной активности.
Посостоянию на 01.12.2010 объем государственного внутреннего долга РоссийскойФедерации[15] составил 2579,1 млрд.руб.
Расширениеобъемов государственных внутренних заимствований должно осуществляться с учетоммер по минимизации финансовых рисков. Это предусматривает увеличение среднихсроков обращения размещаемых долговых инструментов и сокращения спекулятивнойсоставляющей, расширение спектра применяемых долговых инструментов, а такжеудержанием процентных ставок на уровне, близком к показателю инфляции, в целяхдальнейшего сокращения доли расходов на обслуживание государственноговнутреннего долга в общих расходах федерального бюджета и объеме ВВП.
Государственныйвнутренний долг РФ, выраженный в ценных бумагах, за 11 месяцев 2010 г.увеличился на 24,76% до 454,913 млрд. руб. Об этом свидетельствует информацияДепартамента международных финансовых отношений, государственного долга игосударственный финансовых активов Министерства РФ.
Соотношениерасходов на обслуживание государственного долга к доходам федерального бюджетау Российской Федерации является высоким по сравнению со странами с сопоставимымуровнем экономического развития.
Динамикаизменения объема и структуры государственного долга за последние годы повлиялана объем ассигнований федерального бюджета по его обслуживанию[16].
Снижениеобъемов расходов федерального бюджета в 2009 г. по обслуживаниюгосударственного долга обусловлено существенным сокращением размера внешнегогосударственного долга Российской Федерации за последние годы.
Законопроектомпредусматривается рост расходов на обслуживание внешнего долга, которые в 2010году составят 110,0 млрд. руб., или 3,2 млрд. долл. США, что на 8,7 млрд. руб.(0,2 млрд. долл. США) больше по сравнению с 2009 годом. По расчетам Счетнойпалаты, указанные расходы увеличатся и составят в 2011 году 159,0 млрд. рублей(4,6 млрд. долларов США), что на 49,0 млрд. руб., или на 44,5 %, больше посравнению с предыдущим годом, и в 2012 году — 209,0 млрд. руб. (5,7 млрд. долл.США), или больше соответственно на 50,0 млрд. руб., или на 31,4 %.
Рострасходов в 2012 году по сравнению с 2009 годом составит 107,7 млрд. руб. (в 2,6раза).
Рострасходов на обслуживание внешнего долга в 2010-2012 годах обусловлен преждевсего увеличением объемов заимствований (выпуск и размещение еврооблигационныхзаймов Российской Федерации на международных финансовых рынках), ослаблениемкурса рубля по отношению к доллару США и евро, а также повышениемпрогнозируемых значений плавающих процентных ставок по обслуживанию кредитов втечение планового периода./>
3.3Проблемы сокращения внешнего государственного долга
Абсолютнаявеличина государственного внешнего долга Российской Федерации за последние годыстала снижаться, и на сегодняшний день основная проблема заключается не в самойвеличине внешнего долга, а в непомерной тяжести его обслуживания (уплатыпроцентов и сумм погашения, которые по оригинальному графику платежейприходятся на данный календарный год) за счет расходов федерального бюджета.
Расходыпо обслуживанию государственного долга становятся фактором торможенияреализации политики преодоления опасности техногенных катастроф, запредельногоизноса фондов и, в целом, обеспечения перевода экономики на уровень развитиявысоких технологий. В сочетании с продолжающемся процессом утечки капитала изфинансового оборота национальной экономики выведение финансовых ресурсов избюджетной системы резко снижает потенциал развития экономики — отсутствиесредств на:
1)развитие производств с нанотехнологиями;
2)разведку новых месторождений;
3)реконструкцию и модернизацию предприятий авиатранспорта;
4)финансирование сельскохозяйственной отрасли и т.д.
Донедавнего времени рынки облигаций в России показывали значительный рост по всемсегментам, что было связано с улучшением кредитного качества национальныхкомпаний, с увеличением количества инвесторов и с благоприятным общим фонов надолговых рынках. Однако, мировой кредитный кризис, разразившийся во второмполугодии 2007 года, внес серьезные коррективы в данный сегмент экономики. Непомогли даже рекордно высокие цены на нефть и активная поддержка государства.Иностранные инвесторы сбавили темпы покупки российского долга и пересталиактивно участвовать в новых размещениях, некоторые из них закрыли лимиты науровень долга ниже суверенного. Для российских корпораций резко снизилоськоличество возможностей по рефинансированию, это не замедлило отразиться нарынке первых технических дефолтов из-за невозможности рассчитаться по офертеили даже выплатить купоны. Подлили масла в огонь крупные кредитыгосударственных заемщиков со значительной премией к рынку. Это в совокупности ссокращением количества рыночных выпусков привело к существенной переоценкериска на рынке и повышению стоимости заимствований.
Норынок не закрылся окончательно, уже начиная с февраля-марта 2008 года объемыпервичных размещений начали соответствовать докризисным. Предполагалось, чтонесмотря на возросшую инфляцию, размещения будут сохранять свои объемы, либовозможно их незначительное уменьшение, а ставки привлечения будут выше, но ненамного. При достаточной общей ликвидности на рынке мало кто прогнозировалкризисную ситуацию. Более того, некоторые аналитики считали, что сектороблигационных займов будет только укрепляться. Однако в возникших условияхнестабильности ставки привлечения средств значительно выросли. Ставки повысококачественным облигациям выросли на 1,5 процента. В связи с ухудшениемобщей ситуации на рынке заимствований складываются негативные условия, когда упредприятий появляются кассовые разрывы, эмитенты не способны выплачивать поофертам, возникают технические дефолты. Как следствие кредитные организациистали давать взаймы только надежным эмитентам, причем под более высокие ставки.Таким образом, в условиях кризиса произошел сдвиг в сторону высококачественныхбумаг с государственным участием, с рейтингами от международных рейтинговыхагентств. Однако в условиях кредитного кризиса появляются инвесторы-спекулянтыи фонды, пытающиеся сыграть на скупке высокодоходных рискованных инструментов.Инвесторам не имеет смысла покупать бумаги с низкой доходностью, еслидоходность банковских депозитов будет выше.
Общийвнешний долг России за 2007 г. вырос на 48% — до 459,6 млрд. долл., говорится вматериалах ЦБ РФ. Задолженность органов госуправления за год уменьшилась на16,2% до 37,4 млрд.долл., а долг российских банков перед нерезидентами,напротив, увеличился сразу на 618% до 163,7 млрд. долл[17].
Общийобъем внешнего долга России на 1 апреля 2010 года составил 473,7 млрд. долл. Обэтом сообщается на официальном сайте Банка России. В абсолютном выражениироссийский внешний государственный долг на 1 января 2010 года составил 37,6млрд. долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. Поотносительным показателям, российский внешний государственный долг составляет 3% от объема ВВП страны. По состоянию на апрель 2010 года объем внешнего долгаснизился, составив $31,1 млрд., или 2,5% ВВП.
Таблица3.4 Структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 января 2010годаНаименование
Сумма,
млн. долл. США
Сумма,
млн. евро Задолженность перед официальными кредиторами — членами Парижского клуба 999,8 696,9 Задолженность перед официальными кредиторами — не членами Парижского клуба 1 820,4 1 268,9 Задолженность бывшим странам СЭВ 1 300,1 906,2 Коммерческая задолженность бывшего СССР 830,5 578,9 Задолженность перед международными финансовыми организациями 3 793,9 2 644,6 Задолженность по еврооблигационным займам 26 239,6 18 290,5 Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) 1 775,3 1 237,5 Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте 881,4 614,4 Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией) 37 641,0 26 237,9
Источник:данные Министерства Финансов РФ.
Всеэто говорит о необходимости продолжения переговорного процесса пореструктуризации внешнего долга. Надо не только стремиться к избавлению отвнешнего долга, но главное — уметь эффективно его использовать на благоотечественной экономики. Для этого нужны глобальные и эффективныеинвестиционные проекты и надежная кредитно-банковская система.
Приэтом акцент в политике государственного заимствования на неуклонное снижение внешнегодолга (вне зависимости от реального финансового состояния и потребностейразвития) снижает потенциал этого важнейшего института развития национальнойэкономики, особенно важного в условиях активной ее интеграции в мировоеэкономическое сообщество.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кредитноефинансирование бюджетных дефицитов уже не одно десятилетие является наиболеепопулярным инструментом экономической политики государств в силу того, что онопозволяет в краткосрочной перспективе снизить политические издержки, связанныес наращиванием государственных расходов без повышения налоговой нагрузки.
Государственныйдолг является характеристикой результативности всех совершенных операций всфере государственного кредита. Его абсолютная величина, динамика и темпыизменений отражают состояние экономики и финансов страны, эффективностьфункционирования государственных структур. Государственный долг может бытьпредставлен также как общая сумма всех выпущенных, но еще не погашенныхгосударственных займов и не выплаченных по ним процентов.
Превышениерасходов государственного бюджета над его доходами составляет бюджетныйдефицит. Непосредственным итогом бюджетных дефицитов является их накопленнаясумма – государственный долг. Обслуживание государственного долга – это выплатапроцентов по нему и выплаты основной суммы долга. Обслуживание долга – одна изформ расходов государственного бюджета, и поэтому оно существенно влияет наразмер текущего дефицита. Дефицит бюджета без учета расходов по обслуживаниюгосударственного долга называется первичным дефицитом.
Такимобразом, бюджетный дефицит является важнейшим обобщающим показателембюджетно-налоговой политики в краткосрочном периоде, а государственный долг – вдолгосрочном периоде.
Абсолютныйразмер дефицита и долга связан с масштабом экономики той или иной страны,поэтому для описания бюджетно-налоговой ситуации используются относительныевеличины – отношение бюджетного дефицита и государственного долга к объему ВВП.
Какправило, из текущих бюджетных доходов не удается полностью выплачивать процентыи в срок погашать государственные займы. Поэтому развивается тенденциясамовоспроизводства внешней задолженности, когда все больше новых заимствованийиспользуется на обслуживание старых долгов.
Существуеттри основных способа финансирования дефицита бюджета в экономике рыночноготипа: монетизация дефицита, внешнее и внутреннее долговое финансирование. Крометого, мировая практика регулирования бюджетного дефицита в качестве одного изметодов решения данной проблемы предлагает увеличение доходной или снижениерасходной частей бюджета.
Всеменьшую значимость имеет деление государственного долга на внутренний ивнешний. Взаимосвязь и взаимозависимость внешнего и внутреннего долгапредопределяется общностью назначения привлекаемых государством заимствований.
Подуправлением государственным долгом в теории финансов понимается «совокупностьмероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов,изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новыхгосударственных ценных бумаг».
Решивв области управления государственным долгом одни проблемы, Россия сегоднясталкивается с другими. Государственный долг был снижен до приемлемого уровня,но вместе с тем власти допустили, что стал сокращаться внутренний рынокгосударственных ценных бумаг. В условиях ограниченности внутренней налоговойбазы государство посчитало необходимым развивать внутренний рынок ценных бумаг(пусть даже не для финансирования наметившегося бюджетного дефицита, а для того,чтобы создать инструментарий управления процентными ставками).
Проблемыразвития рынка внутренних заимствований этим не ограничиваются. Сравнение синостранными внутренними рынками государственного долга показывает, что и подругим признакам российский рынок внутренних государственных ценных бумаг тожевыглядит слабым. Сейчас внутренний рынок российских государственных ценныхбумаг по большому счету представляет собой рынок одного инструмента — ГКО-ОФЗ.Созданный более 10 лет назад технологически вполне совершенный рынок ГКО за всеэто время серьезно не модернизировали. Прочие инструменты только начинаютпоявляться на рынке.
Другиестраны в последние годы, напротив, энергично расширяют инструментную структурувнутреннего долгового рынка и инвестиционную базу, привлекая на рынокгосударственных ценных бумаг мелких частных инвесторов.
Россиясегодня практически игнорирует тенденции последнего десятилетия в интересующейнас сфере, хотя такие меры, как создание сектора индексируемых (то естьпривязанных к курсу иностранной валюты или к темпу инфляции) государственныхценных бумаг, развитие рынка гарантированных государством ипотечных ценныхбумаг, выпуск государственных ценных бумаг для населения с созданиеминфраструктуры, необходимой для размещения этих бумаг среди многочисленныхмелких инвесторов, чрезвычайно актуальны и полезны в условиях современнойРоссии. Такого рода меры способны сильно повысить эффективность государственныхзаимствований и придать внутреннему рынку государственного долга необходимую устойчивость.
Такимобразом, проблема государственного долга на сегодняшний день по-прежнемуостается одной из главнейших стратегических задач обеспечения устойчивогоэкономического развития.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. БелоглазоваГ.Н. Финансы и кредит: учеб. пособие /Г.Н. Белоглазова. – М.: Высшееобразование, 2006. – С. 241.
2. Бюджетныйкодекс Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 2010 год. –М.: Эксмо, 2010. – 234 с.
3. Васильев К.И.Мировой кризис и российский долговой рынок / К.И. Васильев // Консультант. –2008. — № 17. – С. 20-26.
4. Ворожцов П.А.О принципах политики России в области управления государственным долгом //Рынок ценных бумаг. – 2005. – № 18. – (http://www.rcb.ru/rcb/2005-18/7102).
5. Государственныеи муниципальные финансы: учеб. пособие / [под ред. Г.Б. Поляка]. – 2-е изд.,перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 319 с.
6. Государственныеи муниципальные ценные бумаги: учебник / В.Д. Никифорова, В.Ю. Островская. –СПб.: Питер, 2004. — 336 с.
7. Макроэкономика:учебник / Е.А. Туманова, Н.Л. Шагас. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 400 с.
8. Макроэкономика-2: учеб. пособие / В.В. Матершева, С.П. Клинова, Б.А. Соловьёв. – Воронеж:Изд-во ВГУ, 2008. – 374 с.
9. О федеральномбюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов: федер. закон от 2дек. 2009 г. № 308-ФЗ. – (http://www1.minfin.ru/ru/ budget /federal_budget).
10. Орлова Н.И.Внешний долг: бремя или возможность? / Н.И. Орлова // Банковское обозрение. –2010. – № 2 (133). – С. 14-17.
11. Селезнев А.И.Совокупный государственный долг, его регулирование / А.И. Селезнёв //Экономист. – 2008. – № 8. – С. 14.
12. СеменковаЕ.В., Алексанян В.М. Реструктуризация государственной задолженности/ Е.В.Семенков, В.М. Алексанян // Финансы. — 2008. — №5. – С. 12.
13.  УльянецкийМ.М. Государственный долг: рассуждения в защиту / М.М. Ульянецкий // Финансы икредит. – 2009. – № 33 (369). – С. 10-16.
14. Финансы:учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.В. Ковалева. – М.: ТК Велби,Изд-во Проспект, 2006. – 640 с.
15.  Финансы,денежное обращение и кредит: учебник / В.К. Сенчагов, А.И. Архипов [и др.] –М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 720 с.
16. Финансы,денежное обращение, кредит: учебник / [под ред. М.В. Романовского, О.В.Врублевской.] – М.: Юрайт-Издат, 2006. – С.235.
17. ЧернышеваТ.Ю. Модели управления государственным долгом / Т.Ю. Чернышева // Финансы икредит. – 2007. – № 24 (264). – С. 17-24.
18. ШульгинА.Г. Монетарная политика при адаптивном обучении ожиданий в период переходноймакроэкономической динамики. Сценарий: Россия 1998-2008 / А.Г. Шульгин, Е.Н.Солдатова, А.В. Дементьев // Х Международная научная конференция по проблемамразвития экономики и общества. – М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2009. – С.197 – 210.
19. Российскийрынок капитала 2010. Департамент исследований и информации БанкаРоссии: Обзор финансового рынка. – 2010. — № 2 (69). – С.12 – 16.