Государственный экзамен по психологии

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО ПСИХОЛОГИИ.
1.      Аддиктивные состояния. Психологическиемеханизмы формирования аддикций.
Зависимость–когда говорят, что у человека имеются призраки зависимости, то имеется в виду,что жизнь этого человека, состояние здоровья (соматического или психического),начинает зависеть от присутствия или отсутствия а его организме какого – либовещества, которое может быть вызвано или наркотическим или токсикоманическимсредством.
Зависимостьможет быть:1) психическая 2)  физическая.
Психическаязависимостьхарактеризуется овладеющим желанием или непреодолимым влечением к употреблениюпсихоактивного вещества, тенденцией к увеличению его дозы для достиженияжелаемого эффекта и возникновения вызванных употреблением индивидуальных исоциальных проблем, разрешаемых через повторное употребление; отнятие веществавызывает психический дискомфорт и тревогу. Психическая зависимость формируетсяиз:
1.Потребности человека в изменении своегопсихического состояния.
2.      Способности достичь психического комфорта при опьянении,который становится исключительным состоянием.
3.      Функционирование психических процессов зависит от этоговещества.
4.      Психическое (обсессивное) влечение = навязчивость влечения.
Физическаязависимость – состояние, когда употребляемоевещество становится постоянно необходимым для поддержания нормальногофункционирования организма, включается в схему его жизнеобеспечения, приотнятии возникает проявляющийся на всех уровнях функционирования синдромотнятия (абстинетный синдром), заявляющий о себе соматическими,неврологическими и психическими расстройствами.
Физическая зависимость формируется позже психическойи зависит от  наркогенности препарата.Характеризуется:
1-Потребностьюв изменении  физического состояния, т.е.имеется физический дискомфорт вне этого вещества. 2-Способностью достигнутьфизического комфортного состояния, и этот комфорт предпочтительнее всех другихвидов. 3-Зависимость чисто физических и физиологических параметров организма отэтого вещества. 4-Абстинентный синдром — синдром отнятия, лишения (вплоть досмерти). 5-К физическому комфорту имеется компульсивное (подобно голоду, жажде)влечение.
В психологической литературетермин аддиктивное поведениеиспользуется для обозначения психической зависимости от психоактивного веществаили от какого – либо рода особой деятельности. Аддикции бывают:
1.      Пищевое аддиктивноеповедение– нервная анорексия (ограничение приёма пищи или отказ); булимия (быстрое и обильное поглощение);гипералиментация (хроническое переедание).
2.      Сексуальные аддикции-  партнёр как сексуальный объект, средство дляудовлетворения (нимфомания, фетишизм).
3.      Госпитализм.Стремление больногоуклониться от вступления в ролевые функции здорового человека из – за неприятиятрудных для него условий жизни и межличностных отношений за пределами лечебногоучреждения. Человек сливается с детской зависимой ролью больного и чемвыраженнее болезнь, тем больше поводов для отказа от самостоятельности и опорына себя.
4.      Игровые аддикции.Азартные(гэмблинг) – признаки: 1)постояннаявовлечённость 2)изменение круга интересов, постоянные мысли об игре 3) “потеряконтроля” 4) между играми – дискомфорт, раздражение, беспокойство 5) снижениеспособности сопротивляться соблазну. Компьютерные.
5.      Работоголизм– люди не видят ничегокроме работы, забывая о семье, обществе.
6.      Фанатическое  поведение– сектантство.
7.      Фармакологические аддикции:
Психологическиеособенности лиц, с аддиктивными формами поведения (B. Segal):
1.                           сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, наряду с хорошейпереносимостью кризисных ситуаций;
2.                           скрытый комплекс неполноценности, сочетающейся с внешне проявляемымпревосходством;
3.                           внешняя стабильность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональнымиконтактами;
4.                           стремление говорить неправду;
5.                           стремление обвинять других, зная, что они невиновны;
6.                           стремление уходить от ответственности в принятии решений;
7.                           стереотипность, повторяемость поведения;
8.                           зависимость;
9.                           тревожность.
У аддиктивныхличностей отмечается феномен «жажды острых ощущений», характеризующейся побуждениемк риску, обусловленным опытом преодоления опасности.
2.      Биологические и социокультурные предпосылкигендерных различий.
Врезультате недавних научных дискуссий было проведено четкое разгра­ничениепонятий пол и гендер. Пол указывает на биологический статус чело­века, говоря отом, кем является данный человек — мужчиной или женщиной. Гендер, со своейстороны, указывает на социально-психологический статус человека с точки зрениямаскулинности или фемининности. Поэтому культур­ные ожидания и стереотипы,относящиеся к маскулинному и фемининному поведению, называются гендерными (а не половыми) ролями. Такоеразгра­ничение понятий не является жестким правилом, поскольку допускается пе­ресечениекатегорий — ведь многие половые различия возникают за счет со­четаниясоциальных и биологических факторов. Тем не менее это разграни­чение позволяетнам рассматривать социальные и биологические факторы отдельно и независимо другот друга, а не обязательно в тесном переплете­нии. Быть женщиной еще не значитавтоматически обладать фемининными характеристиками, точно так же ипринадлежность к мужскому полу не тож­дественна маскулинности.
Наблюдения показывают, что уже на первом годужизни ребенка его взаимодействия с родителями дифференцированы по половомупризна­ку. Родители мальчиков и родители девочек отличаются друг от друга потакому характерному показателю, как частота условных реакций на по­веденческиесигналы ребенка. Согласно наблюдениям, при кормлении грудного ребенка материреагируют на сигналы мальчиков более чутко и внимательно, чем на сигналыдевочек. Как матери, так и отцы в ответ на голосовые сигналы мальчиков сбольшей вероятностью вступят с ре­бенком в контакт, чем в ответ на голосовыесигналы девочек. Эти явные различия в условном реагировании, замеченные вмладенческом возрас­те, продолжают существовать и в детстве. Многочисленныеисследова­ния, проведенные на различных возрастных уровнях, показывают, чтомальчики получают от родителей не только больше негативных ответ­ных реакций, втом числе и телесных наказаний, но также больше пози­тивных ответных реакций.
К различиям в дополнительном опыте вмежличностной сфере добав­ляются различия в дополнительных возможностях,которые предостав­ляют игрушки, предлагаемые родителями мальчикам и девочкам.Маль­чики получают более разнообразные игрушки, чем девочки, и виды иг­рушек,предлагаемых родителями мальчикам и девочкам, существенно различаются. Игрушкидля мальчиков в большей степени позволяют проявить изобретательность, даютбольше возможностей манипулиро­вать различными предметами и позволяютподдерживать более явную обратную связь с материальным миром, чем игрушки длядевочек. С дру­гой стороны, игрушки для девочек, как правило, таковы, чтодевочки в своих играх больше подражают окружающим, чаще играют в непосред­ственнойблизости от своих воспитателей и имеют меньше возможнос­тей для разнообразной иноваторской деятельности. Различия между видами игрушек, которым отдают предпочтениемальчики и девочки, за­фиксированы в многочисленных исследованиях. Однакоученые лишь недавно начали изучать вопрос о том, как различия в видах игрушек,кото­рым мальчики и девочки оказывают предпочтение и которые им доступ­ны,влияют на их развитие. Дифференцированный доступ к игрушкам, имеющим различныехарактеристики, предрасполагает к тому, что маль­чики и девочки получаютразличный опыт в области игр и решения про­блем, а подобный опыт может бытьсвязан с когнитивным развитием в дальнейшем.
По данным наблюдений, кроме того, что родителис большей готовно­стью реагируют на действия мальчиков, чем девочек, они такжефизи­чески стимулируют мальчиков больше, чем девочек. Грудных детей муж­скогопола дольше держат на руках и больше тормошат, а также больше стимулируют у нихбуйную моторную активность. В проведенном Ярроу (Yarrow, 1975) исследованиивзаимодействий между матерями и груд­ными детьми показано, что матери мальчиковчаще взаимодействовали со своими младенцами, взаимодействия были болееинтенсивными и в них присутствовали более богатые и разнообразные формыповедения. Эти обсервационные исследования, демонстрирующие, что в грудномвозрасте мальчиков стимулируют больше, чем девочек, согласуются с половымиразличиями в интенсивности поощрения исследовательского поведения, которыеобнаруживаются при социализации позднее в дет­стве.
Исследования поведения родителей в процессесоциализации детей обычно показывают, что оно дифференцировано по половому признаку:мальчикам предоставляют больше свободы для исследования мира, чем девочкам. Порезультатам наблюдений девочки во время игр находятся ближе к своим матерям; имреже разрешают самостоятельные поездки и прогулки вне дома; поощряется, еслидома девочка всюду следует за матерью; и активность девочек находится под болеевнимательным кон­тролем. Дифференцированное распределение домашних обязанностеймежду мальчиками и девочками также отражает различия в свободе пе­редвижения:на мальчиков чаще, чем на девочек, возлагают обязаннос­ти, требующие ухода запределы дома и/или дальше от дома, в то время как на девочек возлагаются работывнутри дома, такие как уборка, по­мощь по хозяйству, присмотр за маленькимидетьми, работы, подчерки­вающие значение домашней среды. Чодороу (Chodorow,1974) утвержда­ет, что различия между социальными контекстами, в которыхпроходит детство мальчиков и девочек, являются причиной многих психологиче­скихполовых различий, в особенности различий, отражающих большую включенность женщинв социальные сети в отличие от более индивиду­алистической, подчеркивающей ихпревосходство активности мужчин.
Хотя у мужчин и женщин много общего, ониотличаются друг от друга по ряду важных характери­стик — психологических ифизиологических. Психологи доволь­но хорошо изучили гендерные различия вразвитии личности и когнитивной сферы, но не всегда полностью понимают их проис­хождение.В данной статье Дж. Блок выдвигает предположение о том, что эти различияформируются в результате воспитания мальчиков и девочек в различных социальныхконтекстах. Суще­ствует целый ряд способов (как очевидных, так и неявных), с по­мощьюкоторых мальчикам предоставляется больше возможнос­тей для самостоятельногорешения проблем и познания действи­тельности, в то время как над девочкамиосуществляется более строгий контроль, и их опыт ограничивается. По мнению Дж.Блок мальчики и девочки испытывают серьезное влияние этих соци­альныхконтекстов, из-за чего они по-разному осмысливают окру­жающий мир и пользуютсяразными стратегиями при взаимодей­ствии с этим миром.
Мужчины и женщины, какпредставители различных полов, имеют некоторые психологические особенности. Преждевсего, в аспекте понимания взаимоотношений партнёров в браке, это проявляется вразличии базовых потребностей мужчин и женщин.
Для мужчин основополагающейбазовой потребностью является потребностьв самоутверждении ( в семье, в профессиональной деятельности и т.д.).Представители сильного пола всегда стремятся реализовать эту потребность либо вдеятельности, либо в отношениях. Если активной деятельности не получается, тоим может оказаться достаточной кажущаяся (представленная) реализация потребностив самоутверждении, для этого они собираются в клубы, группы, где хвалят другдруга, строят планы, но к действиям чаще так и не приходят.
Если мужчина не реализует потребность всамоутверждении в семье, у него возникает внутренний конфликт неприятия.Сильная личность будет «воевать» с конфликтом, точнее с носителем его- женой, либо искать реализацию данной потребности «на стороне».Слабая личность, как правило, будет выдавать защитные реакции типа алкоголизма.Если женщина хочет, чтобы мужчина был только с ней, она должна поддерживать егопотребность в самоутверждении.
Для женщин основополагающимиявляются три базовые потребности:
— потребность в продлении рода (потребность иметь детей);
— потребность в безопасности (стабильности, уверенности в завтрашнемдне);
— потребность в контролируемом пространстве.
Женщина подсознательно ищетпартнёра, с которым наиболее полно может эти потребности реализовать. Онасклонна ощущать партнёров по общению, задействуя чувства, эмоции и все ресурсысвоего организма. При фрустрации любой из трёх базовых потребностей у женщинвозникают достаточно серьёзные невротические нарушения.
Закономерным следствиемперечисленных потребностей является то, что мужчины, в большинстве своём, болееориентированы на будущее, склонны к прогнозированию, планированию и, приопределённой способности, к реализации своих планов. Женщины же, как правило,более ориентированы на настоящее, их больше интересуют проблемы«сегодняшнего» дня.
3.      Бихевиоризм в 20 столетии.
Бихевиоризм возник в США и явился реакцией наструктурализм В.Вундта и Э.Титченера и на американский функционализм. Егоосново­положником был Дж-Уотсои (1878-1958). В статье «Психология с точкизрения бихевиориста» (1913) он критиковал психологию за субъективизм ипрактическую бесполезность. Предметом бихевиоризма он провозгласил изучениеповедения объективным путем и с целью служения практике.
Философскую основу бихевиоризма составилипозитивизм и прагматизм. В качестве научных предпосылок Дж.Уотсон называлисследования по психологии животных, школу объективной психологии, влияниеработ И.П.Павлова и В.М.Бехтерева.
Повелениечеловека как предмет бихевиоризма — это все поступки и слова, какприобретенные, так и врожденные, то, что люда делают от рож­дения и до смерти.Поведение — это всякая реакция (R) в ответ на внешний стимул (S),посредством которой индивид приспосабливается. Поведение человека трактуетсячрезвычайно широко: оно включает любую реакцию, в том числе и чистофизиологическую. В то же время это определение чрезвычайно узко, т.к.ограничивается только внешне наблюдаемым: из анализа исключаются, какненаблюдаемые, физиологические механизмы и психические процессы. В результатеповедение трактуется механистиче­ски, сводится лишь к его внешним проявлениям.Две проблемы бихевио­ризма: по заданной ситуации предугадать реакцию, и пореакции судить, какой ситуацией она вызвана.
Уотсон производит классификацию реакций подвум основаниям: яв­ляются ли они приобретенными или наследственными;внутренними (скрытыми) или внешними (наружными).
Поведение рассматрива­ется как результатобучения. Навык и научение становятся главными про­блемами бихевиоризма. Речь,мышление рассматриваются как виды навы­ков. Навык — это индивидуальноприобретенное или заученное действие. Его основу составляют элементарныедвижения, которые являются врож­денными. Новый или выученный элемент в навыке — это связывание во­едино или объединение отдельных движений так, чтобыпроизвести новую деятельность. Уотсон описал процесс выработки навыка, построилкривую научения.
Удерживание навыков составляет память. Уотсонвыдвигает гипотезу обусловливания. Называя все наследственные реакциибезусловными реф­лексами, а приобретенные — условными, Дж.Уотсон утверждает,что важ­нейшим условием образования связи между ними является одновремен­ностьв действии безусловного и условного стимула, так что стимулы, пер­воначально невызывавшие никакой реакции, теперь начинают ее вызы­вать.
В бихевиоризме процесс образования навыков инаучения трактуется механистически. Навыки образуются путем слепых проб иошибок и представляют собой неуправляемый процесс. Несмотря на некоторую ограни­ченность,концепция Уотсона положила начало научной теории процесса формированиядвигательного навыка и научения в целом.
К середине 20-х г.г. бихевиоризм получилширокое распространение в Америке. В то же время, исследователям становится всеболее ясно, что исключение из рассмотрения психики приводит к неадекватнойтрактовке поведения. Если исключить из поведения егомотивационно-познавагельные компоненты, невозможно объяснить интетрирование от­дельныхреакций в тот или иной поступок или деятельность. В механисти­ческой трактовкеповедения игнорируется активная сознательная деятель­ность субъекта, неучитываются качественные изменения, наступающие в поведении человека посравнению с животным.
Исторической заслугой Уотсона являетсязаострение проблемы объ­ективного подхода в психологии и исследованиеповедения, способов управления им.
В1913 г.У.Хантер в экспериментах с отсроченными реакциями пока­зал, что животноереагирует не только непосредственно на стимул, пове­дение предполагаетпереработку стимула в организме. -Этим была постав­лена новая проблема. Попыткипреодолеть упрощенную трактовку поведе­ния по схеме «стимул — реакция» за счетвведения внутренних процессов, развертывающихся в организме под влияниемстимула и обеспечивающих реакцию, составили различные варианты необихевиоризма.
Крупный вклад в развитие необихевиоризма внесК.Халл (1884-1952) Его гнпотетнко-дедуктивная теория поведения складывалась подвлиянием идей Павлова. Торндайка, Уотсона. Как и Уотсон. Халл не учитывал фак­торасознания, но вместо схемы «стимул — реакция» Халл вводит формулу, предложеннуюв 1929 г.Вудвортсом, «стимул — организм — реакция», где организм — некоторые протекающиевнутри невидимые процессы. Приме­няя логический и математический анализ. Халлстарался выявить связь между этими внутренними переменными, стимулами иповедением. Им были выведены законы поведения. Основной детерминантой поведенияХалл считал потребность, которая вызывает активность организма, его по­ведение.От силы потребности зависит сила реакции. Потребность опреде­ляет характерповедения. Халл подчеркивает роль полкрепления в образо­вании поведенческихсвязей. Он разработал математический расчет зави­симости реакции от характераподкрепления (частичное, прерывистое, по­стоянное), от времени егопредъявления.
Отдельную линию в развитии бихевиоризмапредставляет теория one-рентного научения Б.Скиннера (1904-1990).Основываясь на эксперимен­тальных исследованиях и теоретическом анализе,Окиниер формулирует положение о трех видах поведения: безусловнорефлекторном.условно-рефлекторном и операитном. Первые два типа поведения называютсяСкиннером респондентным поведением.
Респондентноеповедение — это скиннеровская версия павловского. или классическогообусловливания. Он также называл его обусловливани­ем типа S, чтобыподчеркнуть важность стимула, который появляется до реакции и выявляет ее.Однако Скиннер полагал, что в целом поведение животных и человека нельзяобъяснять только в терминах классического обусловливания. Напротив, он делалакцент на поведении, не связанном с
какими-либоизвестными стимулами. Оперантное поведение (вызванное онерантным научением)определя­ется событиями, которые следуют за реакцией. То есть за поведениемидет следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма по­вторятьданное поведение в будущем. Скиннер понимал, что бессмыслен­но рассуждать опроисхождении оперантного поведения, так как нам неиз­вестны стимул иливнутренняя причина, ответственная за его появление. Оно происходит спонтанно.
Следуя установке уотсоновского бихевиоризма,Б.Скиннер исключает внутренний мир человека из поведения. На основе своейтеории он предла­гает вариант программированного обучения, предполагающийрасчлене­ние материала на мелкие порции и немедленное подкрепление каждогошага. В целом, в его теории психические процессы описываются в терми­нахреакций, а человек — как реактивное существо, подвергающееся воз­действиямвнешних объектов. Это приводит к трансформации понятий свободы,ответственности, достоинства. В крайней своей трансформации теория Скиннераспособствует решению социальных проблем путем кон­троля одних людей наддругими.
Оценивая необихевиоризм в целом, следуетпризнать, что он продолжает занимать значительное место в современнойпсихологии. Наука о по­ведении способствовала утверждению объективного метода впсихологии
4.      Большие социальные группы.
Большаясоциальная группа— количественно неограни­ченная общность людей, выделяемая на основеразличных со­циальных признаков — демографических, классовых, нацио­нальных,партийных. В больших группах формируются куль­турные ценности, вырабатываютсятрадиции, базовые ценно­сти — идеология. Социальная связь в больших социальныхгруппах осуществляется средствами массовой коммуникации.
Социально-психологическиерегуляторы жизнедеятельности больших групп – групповое сознание, обычаи итрадиции. Большая группа характеризуется определенным психическимскладом, имеет групповую психологию.
В каждой большой группе формируются групповоесозна­ние (партийное, классовое, национальное), система групповых идеалов,ценностных ориентации, эмоциональных предпочте­ний. Отдельныестереотипизированные элементы сознания пе­реходят в сферу группового подсознания(«классовое чутье»). Эти групповые факторы существенно влияют наформирова­ние соответствующего типа личности — типичных представи­телей класса,партии, нации и т. п. Эти личности становятся носителями групповых установок истереотипов, внушенных образцов поведения.
Средства массовой коммуникации больших группформи­руют общественное мнение — групповые устремления и чув­ства; ведутпропаганду, побуждая членов группы к определен­ным ценностным ориентациям идействиям.
Основной социальной ценностью являетсяобщественное благо. Понятие общественного блага введено Аристотелем («По­литика»);оно состоит из идеи справедливости, социального единения в достижении наиболеезначимых общественных целей, обеспечивающих благополучие общества.
Среди многообразия больших социальных группдве из них являются субъектами исторического процесса — этнические группы иклассы.
Этническая группа, или этнос (от греч. etnos—племя, народ) — исторически сформировавшаяся на определенной территорииустойчивая социальная общность, обладающая стабильными особенностями культуры,языка, психического склада, поведенческих особенностей, сознанием своего един­стваи отличия от других подобных образований. В процессе исторического развитияэтносы могут утратить единство тер­ритории, но сохраняют язык, нормы поведения,обычаи, при­вычки, культуру. Этнические группы отличаются культурнойцелостностью; обладают этническим самосознанием, основа ко­торого —представление об общности происхождения всех пред­ставителей данного этноса, осовместном историческом опыте предков. На высшей стадии развития многие этносыобразуют устойчивую социально-экономическую целостность — нацию (от лат. natio—народ).
В психологии этнических общностей выделяютсяпсихи­ческий склад этноса, его характер, темперамент, нравы, обы­чаи,устойчивые этнические (национальные) чувства.
Длямежэтнического взаимодействия характерны стерео­типы восприятия, обусловленныеисторическим прошлым. Оцен­ки достоинств этнических групп, основанные нарасхожих сте­реотипах, обычно крайне поверхностны. Часто они обусловли­ваютсяэтноцентризмом — приданием своему этносу эталон­ных качеств.
Всознании этноса формируется этническая картина мира — особая мировоззренческаяориентация, определяющая особенности его взаимодействия со средой, готовностьвоспри­нимать явления этнической и межэтнической жизни опреде­ленным образом,стереотипизированно, в свете предвзятых представлений о психических качествахдругих этнических общностей. На основе этих представлений возникают импуль­сивныеповеденческие реакции, ведущие в некоторых случа­ях к межэтническим конфликтам,поляризации социальных общностей по этническому признаку.
Поместу больших социальных общностей в системе обще­ственного производстваразличаются общественные классы (от лат. classis— разряд). Существованиеобщественных классов обусловлено общественным разделением труда, дифференци­ациейсоциальных функций, вычленением организаторской и исполнительской деятельности.
Различиемежду классами проявляется в их образе жиз­ни, социально-психологическомскладе, типичных эталонах по­ведения. Наряду с этим большие группы входят вединый соци­ум и несут в себе общие особенности того или иного общества,функционирующего на принципе социального партнерства всех социальных структур.
Субъектамимассового внегруппового поведения являются публика и масса.
Публика— большая группа людей, имеющая общие эпи­зодические интересы, подверженнаяединой эмоционально-со­знательной регуляции на основе общих общезначимых объек­товвнимания (участники митинга, демонстрации, слушатели лекции, члены культурныхобществ). Различные экстремаль­ные явления могут вызвать ееэмоционально-импульсивную ре­гуляцию на основе психического заражения.
Масса— совокупность большого количества людей, со­ставляющих аморфное образование,не имеющих обычно не­посредственных контактов, но объединенных общимиустойчивыми интересами. В массе возникают специфические соци­ально-психологическиеявления: мода, субкультура, массовый ажиотаж и др. Масса выступает в качествесубъекта широких политических и социокультурных движений, аудиторией раз­личныхсредств массовой коммуникации, потребителем произ­ведений массовой культуры.Массовые общности образуются на всех уровнях общественной иерархии и отличаютсязначи­тельным разнообразием (массы большие и малые, устойчивые и ситуативные,контактные и дисперсионные).
5.     Влияние семейныхотношений на психическое развитие детей.
Традиционноглавным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годыприобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важностьсемьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится втечение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия наличность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В нейзакладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чемнаполовину сформировался как личность.
Семья можетвыступать в качестве как положительного, так и отрицательного факторавоспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, чтоникто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки,дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и незаботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт неможет потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько можетсделать семья.
Первая задача  родителей – найти общее решение, убедить другдруга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основныетребования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, онобязательно должен помнить о позиции второго.
 Вторая задача –  сделать так, чтобы ребенок невидел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше безнего.
Дети быстро «схватывают»сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутныхвыгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).
Родители, принимая решение,должны на первое место ставить  несобственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.
В общении у взрослых идетей  вырабатываются принципы общения:
1)       Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть.
2)       Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы,принимает его позицию.
3)       Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослогочеловека к происходящему.
Остановимся на наиболеераспространенных стилях семейного воспитания, определяющего особенностиотношений подростка с родителями и его личностное развитие.
Демократичныеродители ценят в поведении полростка и самостоятельность, идисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным вкаких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно  требуют выполнения обязанностей. Контроль,основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражаетподростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одногои стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходитбез особых переживаний и конфликтов.
                Авторитарные родители требуют от подросткабеспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причинысвоих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причеммогут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются,и их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт, ночаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений истановятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.
Ситуация осложняется,если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным,отвергающим отношению к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Ещеболее тяжелый случай – равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семейредко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто самижестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.
Сочетаниебезразличного родительского отношения с отсутствие контроля – гипоопека – тоженеблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все,что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становитсянеконтролируемым. А подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются вродителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственногоповедения, на который можно было бы ориентироваться.
Гиперопека –излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанныйна тесном эмоциональном контакте, — приводит к пассивности,несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.
Трудностивозникают и при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребенок не всостоянии. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачиваетсядуховная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует,отвергая чуждые ему требования.
6.      Внимание и память как общепсихологическиекатегории.
Внимание— особая форма психическойактив­ности, которая проявляется в направленности и сосредоточеннос­ти сознанияна значимых для человека предметах, явлениях ок­ружающей действительности илисобственных переживаниях.
Важнойзакономерностью внимания является его избира­тельность, которая проявляется втом, что человек, сосредото­чиваясь на чем-то одном, не замечает другого.Внимательно вслушиваясь или всматриваясь во что-то, он не слышит, что егозовут, не замечает препятствий на пути.
Избирательностьвнимания объясняется более выраженным тормозным действием значимых для человекапредметов и пе­реживаний, нежели менее значимых. При таком состоянии предметывнимания ярче отображаются в сознании.
Вниманиенеобходимо во всех видах сенсорной, интеллек­туальной и двигательнойдеятельности.
                Память – интегрированное психическоеотражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационныйфонд его жизнедеятельности.
Память человека – ценностно-интегрированное хранениеинформации. Накопление материала в  памяти (архивация) осуществляется в двух блоках: в блоке эпизодической ив блоке семантической (смысловой) памяти.
Успешность памяти  зависит:
·         от степени завершенности действий запоминания;
·         от интересов и склонностей личности;
·         от отношения личности к той или иной деятельности;
·         от эмоционального настроя; от волевого усилия;
В памяти людей наблюдаются большие индивидуальные различия. Это обнаруживается:
·      &nbsp