–PAGE_BREAK–
Рис. 2.1. «Структура внутреннего государственного долга»
Источник: [4].
Следует отметить, что Национальный банк Республики Беларусь в рамках реализации денежно-кредитной политики выпускает свои ценные бумаги (краткосрочные облигации). Эмиссия начата банком с 1995 года. Ценные бумаги Национального банка не предназначены для кредитования бюджетного дефицита, а являются средством денежно-кредитного регулирования.
Целями развития рынка государственных ценных бумаг являются:
· закрепление положительных тенденций по стабилизации денежно-кредитных отношений;
· расширение безинфляционного покрытия денежного дефицита государственного бюджета за счет эмиссии высоколиквидных ценных бумаг;
· дальнейшее развитие вторичного рынка ценных бумаг. Операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами производятся также для управления ликвидностью банковской системы.
Ценные бумаги государства делятся на две группы:
· бумаги, которые могут обращаться на вторичном рынке;
· бумаги, не поступающие на вторичный рынок.
На вторичный рынок поступают казначейские векселя (обязательства) и облигации. Казначейские обязательства (векселя) государства – вид ценных бумаг, удовлетворяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на получение фиксированного дохода в течение срока владения ими.
Не обращаются на вторичном рынке сберегательные облигации; облигации (или другой вид ценной бумаги), оформляющие внешний долг; облигации органов власти.
Выпуск долгосрочных государственных облигаций Республики Беларусь осуществляется с целью снижения темпов инфляции и исполнения республиканского бюджета по расходам со сроком обращения один год и более. Министерство финансов определяет объем, дату выпуска облигаций, срок обращения и погашения, номинальную стоимость одной облигации, процентную ставку. Объемы эмиссии учитываются при формировании республиканского бюджета.
Долгосрочные облигации представляют собой источник не инфляционного финансирования дефицита государственного бюджета. С их помощью можно цивилизованным путем отсрочить выплаты по существующему государственному долгу, увеличить сроки государственных заимствований, снизить неплатежи в стране.
По состоянию на начало 2008 года в обращении находится облигаций Минфина, номинированных в белорусских рублях, на сумму 2845,3 млрд. рублей, Национального банка на сумму 232,9 млрд. рублей.
Объем средств, инвестируемых в государственные ценные бумаги, снизился на 43%, в краткосрочные облигации Национального банка — на 40%. Несмотря на положительную динамику номинальной доходности, реальная доходность по облигациям правительства снизилась на 0,33 процентных пункта, по облигациям Национального банка – на 0,17 процентных пункта.
Если проследить динамику изменения внутреннего государственного долга за период с 2004 года по 2007 год, можно отметить что наблюдается увеличение внутренней задолженности государства. По отношению к 2004 году внутренний государственный долг увеличился более чем в два раза, а по отношению к 2007 году вырос на 17%. Данная динамика отображена на рис. 2.2.
Рис. 2.2. «Динамика увеличения внутреннего государственного долга РБ за 2004-2007 года»
Источник: [4].
Таким образом, на начало 2008 года размер внутреннего государственного долга составил 4438 млрд. руб.
Внутренний государственный долг Беларуси за январь-июнь 2008 года сократился на 0,2% и составил на начало июля Br6234,9 млрд. В том числе задолженность, гарантированная правительством, уменьшилась на 1,2% до Br1785,6 млрд. и составила 28,6% всего внутреннего долга. Задолженность центрального правительства составила Br4449,3 млрд., увеличившись за полугодие на 0,2% [9].
Быстрый рост внутреннего государственного долга требует изыскания дополнительных доходных источников. Чтобы не допускать негативного воздействия государственного долга на экономику, необходимо грамотно управлять государственным кредитом и контролировать формирование и погашение государственного долга.
2.3. Анализ внешнего государственного долга
Внешний государственный долг – совокупность экономических отношений, возникающих в процессе совершения государственно-кредитных операций, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Эти экономические отношения принимают форму государственных внешних займов, которые предоставляются на принципах возвратности, срочности и платности.
Получателями внешних займов в Республике Беларусь являются Правительство Республики Беларусь и местные органы власти. Кредиторами во внешнем государственном кредите выступают правительства и юридические лица иностранных государств, международные финансовые организации, а также частные лица-нерезиденты.
Внешний государственный долг нашей страны складывается из суммы основного долга Республики Беларусь и ее резидентов по внешним государственным займам по состоянию на определенный момент времени.
В соответствии с законодательством внешние государственные займы Беларуси могут привлекаться в виде:
· иностранных кредитов, предоставляемых республике;
· иностранных кредитов ее резидентам, выдаваемых под государственную гарантию;
· займов, получаемых от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств.
Расходы за счет финансовых ресурсов, дополнительно привлекаемых с помощью государственного кредита, увеличивают внутренний и внешний долг государства. Его абсолютная величина и динамика изменений характеризуют состояние экономики и результативность государственно-кредитных операций.
Главные задачи системы управления внешним долгом:
· обеспечение национальной экономики республики внешними источниками финансирования, достаточными для ее оптимального развития;
· осуществление контроля за эффективным использованием этих средств и за тем, чтобы их объем находился в соответствии с реальными возможностями страны обслуживать свой внешний долг.
Наиболее значимым источником внешнего финансирования в нашей стране являются иностранные кредиты под гарантии Правительства Республики Беларусь по межправительственным, межбанковским соглашениям, а также по линии международных финансовых организаций.
Основными источниками привлечения заимствований на государственном уровне или кредитов на уровне предприятий под гарантии правительства являются Россия, Китай, Иран и Венесуэла, а также ряд зарубежных компаний, с которыми сейчас ведутся переговоры – японская инвестиционная группа Nomura, российский банк ВТБ, голландский ABN Amro, австрийский Raiffeisen.
Кредиты правительства других государств представлены, как правило, кредитами правительства Российской Федерации вцелях обеспечения сбалансированности расчетов во взаимной торговле.
Проценты за пользование такими кредитами составляют: cтaвкa LIBOR для трехмесячных депозитов в долларах плюс маржа в размере 0,75% годовых.
Если любой платеж в погашение основного долга или уплату процентов не произведен в установленную дату платежа, эта задолженность объявляется просроченной и на нее начисляются проценты по ставке LIBOR для трехмесячных депозитов в долларах плюс маржа в размере 2 % годовых с момента возникновения просроченной задолженности до даты ее полного погашения включительно. Если просрочка платежей будет превышать 180 дней, Россия имеет право объявить всю оставшуюся непогашенной задолженность срочной к погашению.
Внешний государственный долг Республики Беларусь за 2007 год увеличился до 5000 млрд. руб. В 2006 году он составлял 1678 млрд. руб. В республиканском бюджете предельный лимит внешнего госдолга на конец 2006 года установлен в размере $2 млрд., т.е. не более 4300 млрд. руб. Динамика роста внешнего государственного кредита представлена на рис. 2.3.
Рис. 2.3. «Динамика изменения внешнего государственного долга РБ за период 2004-2007 года»
Источник: [4].
В 2008 году рекордные темпы роста заимствований могут сохраниться. Прямая или скрытая поддержка белорусской экономики со стороны России будет продолжаться, но, начиная с этого года, значительно сократится. По газу эта поддержка будет измеряться цифрой примерно 3,3 млрд. долл., а по нефти и нефтепродуктам эта цифра составит 2,5 млрд. долл.
Внешне государственный долг Республики Беларусь выглядит вполне приемлемо – республика показывает самые высокие темпы роста ВВП среди стран СНГ и вполне может позволить себе достаточно внушительные кредиты. Однако высоких экономических показателей страна добивается отнюдь не за счет успешности своей экономической модели.
Рост ВВП республики, в первую очередь, обусловлен дешевыми энергоносителями, которые предоставляет Россия. 5,8 млрд. долл., которые теряют в результате таких «дружественных поставок» российские компании, – это больше трети всего бюджета Республики Беларусь – порядка 14 млрд. долл., что весьма существенно.
Кроме того, Минск получает дотации за счет беспошлинного ввоза своих товаров в Россию, которая является основным рынком сбыта для Республики Беларусь. Конечно, по сравнению с дешевыми энергоносителями выгоды от ввоза товаров в Россию гораздо меньше, однако для сельскохозяйственных отраслей страны это немаловажно.
Быстрый рост внешнего государственного долга может угрожать экономической безопасности страны. Так, если расходы по его обслуживанию превышают так называемую «красную черту» (2,5% — соотношение платежей на погашение кредитов и валютных поступлений от экспорта), то при определенной величине государственного долга практически вся выручка от экспорта в свободно конвертируемой валюте направляется на погашение ранее полученных кредитов и процентов по ним, а оплата текущего импорта требует привлечения новых займов.
Размер государственного долга изменяется в результате ежегодных операций по получению новых займов (кредитов), изменения условий их предоставления, а также погашения ранее полученных средств, уплаты дохода (процентов) по долговым обязательствам. В последние годы наблюдается снижение внешнего государственного долга.
На протяжении ряда лет почти половина государственного внешнего долга Республики Беларусь формируется за счет кредитов, полученных под гарантии Правительства. Данный материал отражает сегмент внешней задолженности страны с точки зрения целесообразности предоставления государственных гарантий по кредитам, получаемым предприятиями.
Таким образом, государственные гарантии по кредитам – это условные обязательства правительства, возникающие только в том случае, если непосредственный заемщик не выполняет своих обязательств по обслуживанию и погашению внешнего займа.
Условные обязательства – обязательства, вытекающие из частных, случайных событий, которые могут произойти (а могут и не произойти). Они характеризуются тем, что в отличие от текущих финансовых обязательств, формирующих внешний долг, они возникают при выполнении одного или нескольких условий.
Большое практическое значение имеет предварительная оценка предстоящих выплат по условным обязательствам. Существует несколько альтернативных методов такой оценки начиная от простых техник, базирующихся на исторических данных, и заканчивая сложными, основывающимися на комплексном анализе, например, опционных цен с использованием дисконтирования.
Точная оценка требует детальной информации о состоянии и тенденциях рынка, что не всегда возможно. Одновременно оценка на базе информации с открытых рынков неприемлема для ссуд, кредитов, гарантий. Для гарантии можно применять следующий метод: ее оценка (стоимость) зависит от разницы в цене инструмента с нею и без нее.
Таким образом, первый проблемный вопрос, связанный с гарантиями правительства по внешним займам, — это учет и оценка внешних государственных займов. Существующий в нашей стране порядок предполагает централизованный учет всех внешних обязательств Республики Беларусь Минфином Республики Беларусь по полной номинальной сумме существующих обязательств.
У Республики Беларусь очень низкие коэффициенты внешнего долга, что позволяет пока безболезненно привлекать внешние заимствования на фоне сохраняющегося низкого бремени долговых выплат. Правительство Республики Беларусь имеет официальную коммерческую долговую историю — в 2005 и 2006 годах Минфин привлекал синдицированные кредиты от международных банковских консорциумов на сумму 32 млн. долл. США и 65 млн. евро соответственно. И все же нужно отметить, что основным инструментом суверенных заимствований в современной практике служит выпуск ценных бумаг (прежде всего, конечно, еврооблигаций). Это принципиально иные объемы (от 100 млн. долл. США), и гибкое управление долгом (возможности дополнительных эмиссий в уже имеющихся выпусках и выкупа с рынка части облигаций), и более широкая база инвесторов (не только банки, но и инвестиционные фонды, крупные частные инвесторы), а главное, несколько меньшая стоимость привлечения.
Управление внешним государственным долгом Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О внешнем государственном долге Республики Беларусь» от 22 июня 1998 года, Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)», и Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год».
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь «О внешнем государственном долге Республики Беларусь», внешним государственным долгом является общая сумма основного долга Республики Беларусь и её резидентов по внешним государственным займам на определенный момент времени.
Согласно статьи 31 Закона Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год», лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь на конец 2008 года установлен в размере 6 млрд. долларов США [3].
Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2009 года составил 3718,9 млн. долларов США.
Таблица 2.1
Внешний государственный долг Республики Беларусь (млн. долл. США)
01.01.2008 г.
01.01.2009 г.
Кредиты, привлеченные Республикой Беларусь (Правительством Республики Беларусь)
2025,7
3588,8
Кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства Республики Беларусь
311,0
130,1
Всего
2336,7
3718,9
Источник: [3].
Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР), свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности.
Таблица 2.2
Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь
Показатели кредитоспособности
01.01.2008 г.
01.01.2009 г.
Отношение внешнего государственного долга к экспорту товаров и услуг, %
8,4
Отношение внешнего государственного долга к валовому внутреннему продукту, %
5,2
6,2
Отношение платежей по внешнему государственному долгу к экспорту товаров и услуг, %
1,1
Источник: [3].
Таким образом, размер внешнего государственного долга на начало 2008 года составил около 5000 млрд. руб. Стремительный рост внешнего государственного долга Республики Беларусь связан с резким ростом цен на энергоносители. По сравнению с внутренним государственным долгом внешний долг увеличивается в большем темпе, что указывает на значительные внешние заимствования государства для поддержания сбалансированности экономической ситуации в стране.
3. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1. Преимущества государственного кредита перед другими источниками бюджетного финансирования
Кредитные отношения представляют собой сложный процесс, требующий тщательного анализа и детальной разработки. Поэтому государственный кредит на пути своего развития сталкивается с множеством проблем, требующих незамедлительного разрешения. Несмотря на это государственный кредит обладает множеством преимуществ, что выделяет его среди других источников финансирования государственного бюджета.
Государственный кредит является одним из источников финансирования государственного бюджета. С его помощью формируется денежный фонд государства, средства которого идут на благоустройство городских и сельских районов, строительство, реконструкцию объектов здравоохранения, культурного, просветительского, жилищно-бытового назначения
В целом государственный кредит при правильной его организации оказывает позитивное воздействие на экономику. Мобилизация государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций способствует нормализации и укреплению денежного обращения в стране и одновременно служит источником доходов для держателей государственных ценных бумаг.
Рынок государственных ценных бумаг позволяет регулировать движение финансовых (денежных) потоков. Выкупая или предлагая к продаже государственные ценные бумаги, государственные институты имеют возможность освобождать или связывать дополнительные инвестиционные ресурсы и изменять направление размещения временно свободных денежных ресурсов.
Средства, поступающие от продажи государственных облигаций, направляются на пополнение бюджета или выполнение иных государственных задач.
Международный государственный кредит способствует ускорению социально-экономического развития и укреплению финансового положения страны — получателя средств, позитивно влияет на международное сотрудничество и взаимопонимание между странами. Иностранные заимствования позволяют странам превышать в процессе инвестирования и потребления пределы, определяемые текущим внутренним производством, и финансировать капитальные вложения за счет внутренних сбережений и сбережений стран, обладающих избытком капитала. Таким образом, иностранные заимствования способствуют ускорению темпов экономического роста.
Кредиты иностранных государств направляются на закупку сельскохозяйственной техники, продовольственного и фуражного зерна, нефти и газа, реконструкцию предприятий химической, нефтеперерабатывающей, металлургической, легкой и пищевой промышленности.
Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, использование государственного кредита для покрытия дефицита бюджета — более эффективное и разумное средство по сравнению с монетарными приемами (например, эмиссией денег). Объясняется это тем, что спрос на денежные ресурсы перемещается от юридических и физических лиц к правительственным структу продолжение
–PAGE_BREAK–