Государственный сектор экономики

Содержание
Введение. 2
Глава 1. Понятие и сущность государственного сектораэкономики. 4
1.1 Подходык определению госсектора и его структура. 4
1.2 Экономическиефункции государства. 6
1.3 Методыгосударственного регулирования госсектора. 15
Глава 2. Состояние государственного сектора в РФ… 19
2.1 Спецификагосударственного сектора в РФ… 19
2.2 Государственно-частноепартнерство. 25
Заключение. 34
Список используемой литературы… 36
/>Введение
/>/>/> 
Государственныйсектор возник с первых дней существования государственности. Уже с моментазарождения государства общество осознавало необходимость государственноговмешательства. Многие великие экономисты отстаивали теорию максимальногоневмешательства государства в экономику, но невозможно представить себегосударство которое не осуществляло бы налогово-бюджетную политику,регулирование социальных и экономических процессов в обществе.
/>/>/>На сегодняшний момент острой проблемой нашего государстваявляется его роль в экономической системе. Эта проблема определяетнеобходимость изучения функционирования государственного сектора экономики,влияние госсектора на протекания рыночных процессов в России. Актуальность темыподчеркивают современные тенденции увеличения государственного вмешательства вовсе сферы жизнедеятельности, особенно в экономическую сферу. В некоторой мереэто связано с мировым финансовым кризисом и неспособностью частного капиталаудовлетворить потребности жителей. Наблюдаемая сегодня централизациягосударственной власти находит свое проявление в поведении госкорпораций,монополизирующие основные сферы экономики страны. Многие инструментыэкономической политики российского государства находятся в состоянии становления.С развитием рыночных отношений и повышением уровня их зрелости, с более полнымприведением в действие движущих сил рыночного механизма будет претерпеватьизменения и государственное регулирование экономики.
Сегоднясправедливо подчеркивается необходимость совершенствования системыгосударственного регулирования рыночной экономики. Ныне действующая системасложилась в чрезвычайных обстоятельствах ломки отживших экономических исоциальных отношений. Проблемы бюрократизации и коррупции так и не вышли нановую стадию их решения.
Данныевопросы широко представлены как в отечественной, так и зарубежной литературе. Средиотечественных авторов стоит выделить Л.И. Якобсона, А.В. Пикулькина, А.Ю. Лившица,Г. В Атаманчук и др.
Средизарубежных авторов рассматривающих данную проблему назовем Дж. Стиглица, С. Фишера,Э. Аткинсона и многие другие
Целью даннойработы: сформулировать основные тенденции развития госсектора в экономикеРоссии.
Объектомданного исследования является государственный сектор, а предметом — измененияструктуры и объема государственного сектора экономики, а также основныенаправления его функционирования.
Всоответствии с поставленной целью необходимо решение следующих задач:
1. рассмотретьподходы к определению и структуру государственного сектора
2. определитьэкономические функции государства
3. определитьспецифику государственного сектора в РФ
4. определитьосновные тенденции развития государственно-частного партнерства в России.
Поставленныецель и задачи предопределили следующую структуру работы. В первой главерассматриваются основные теоретические положения государственного сектора, атакже определяются экономические функции государства. Во второй главеопределяется специфика государственного сектора в РФ, а также определяетсяосновные тенденции развития государственно-частного партнерства в России.
/>Глава 1. Понятие исущность государственного сектора экономики 1.1 Подходык определению госсектора и его структура
Современнаядействительность дает немало поводов для анализа места и роли государства вэкономике. Рыночная экономика и экономические функции государства неразрывно связанымежду собой. Принцип свободной конкуренции нельзя понимать абсолютно, т.е. какполное разгосударствление экономики, полное освобождение последней отгосударственной организации. Данный принцип говорит не о полной деэтатизацииэкономики, а об особой хозяйственной государственности, позволяющейсуществовать конкуренции и рынку и обеспечивающей их инфраструктуры. Действительно,есть мало оснований считать, что рынок мог бы функционировать в ситуациипредполагающей негосударственную экономику. Лишь описание такого общественногостроя, и, вероятно, весьма реалистичное описание, должно резюмироваться словом хаос[12, C.23].
Поэтомуосновной функцией государства в современной экономике становится обеспечениеусловий хозяйственной деятельности для экономических субъектов. Выполнениеданной функции реализуется посредством функционирования государства в следующихосновных сферах: управление макроэкономическими процессами; управлениегосударственной собственностью и непосредственная хозяйственная деятельность.
Припроведении анализа сущности, структуры, динамики, роли в экономикегосударственного сектора наблюдается отсутствие единой терминологии иразногласия в определении базовых понятий. Прежде всего, это относится ктрактовке соотношения понятий государственная собственность и государственныйсектор. К определению данных понятий существует несколько подходов, как вотечественной, так и зарубежной литературе.
В самомобщем виде государственный сектор можно представить как совокупность элементов,которые связаны между собой принадлежностью к государственной собственности,выполняющая свои функции для достижения установленных государством целей. Вряде случаев, чтобы очертить сферу деятельности государственного сектораэкономики, используются критерии общественной полезности, общественнойактивности. Однако содержание указанных критериев может меняться.
Некоторыеавторы под понятием государственной собственности подразумевают предприятия,принадлежащие государству полностью или частично (смешанная собственность), а подгосударственным сектором объем вмешательства государства в экономическую жизнь.В рамках данного подхода рассматривает расширенная трактовка государственногосектора, согласно которой он представляет собой совокупность ресурсовэкономики, находящихся в распоряжении государства. При этом ресурсы, которымираспоряжается государство — это не только организации, находящиеся в егособственности, но и финансовые ресурсы государства, необходимые для выполненияпредписанных ему функций. В первом случае речь идет о запасе ресурсов, вовтором — об их потоке [11, C.55].
Другиеавторы, понимают под государственной собственностью все материальное инематериальное имущество, находящееся в распоряжении государства, а подгосударственным сектором совокупность государственных организаций и учреждений,либо комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащихцентральным и местным государственным органам. Однако однозначно утверждатьистинность только одной из данных точек зрения достаточно сложно.
Из проведенногоанализа видно, что хотя категории государственный сектор и государственнаясобственность являются взаимопересекающимися, однако они не идентичны.
Вместе с темв научных публикациях встречается расширенная трактовка госсектора, помимохозяйственных систем, осуществляющих экономическую деятельность, включают всеуровни законодательной и исполнительной власти, занимающиеся управлением ирегулированием экономики, а также обеспечивающая их система финансов. В этомслучае функции государственного сектора в экономике отождествляется сгосударственными функциями регулирования экономики.
Всовременных условиях особо следует обратить внимание на принадлежность кгосударственному сектору информационных ресурсы, которые выступают всовременной экономике в качестве объекта собственности. Трудно переоценить рольданного ресурса в повышении эффективности всей экономической системы страны [21,C.120].
Государственныйсектор экономики представляет собой, таким образом, системно структурированноемножество взаимосвязанных элементов, выполняющих определенные функции винтересах достижения установленных государством целей. Их реализацияосуществляется посредством государственного регулирования, которое становитсясоставным элементом системы организации функционирования современной рыночнойэкономики и управления ею.
Итак, извсего выше перечисленного можно сделать вывод о том государственный секторявляется определяющим и необходимым звеном для всей страны в целом. Понятиегосударственного сектора носит сложный многоаспектный характер, ввидунеоднозначности определения структуры государственного сектора. Понятиегосударственного сектора включает в себя множество экономических, правовыхотношений. На сегодняшний день наиболее актуально применение расширеннойтрактовки госсектора, включающей в себя ресурсную базу, все уровнизаконодательной и исполнительной власти, систему финансов, госкомпании игоскорпорации, ФГУПы, госучреждения.
 
1.2 Экономическиефункции государства
Экономическиефункции государства интересовали исследователей, с давних времен. Великиеэкономисты признавали необходимость государственного вмешательство, определялиего границы и принципы.
Адам Смитвыделял три задачи, которые, по его мнению, призвано решать государство. Во-первых,это защита от внешней угрозы, покушений со стороны зарубежных государств. Во-вторых,это охрана законных прав индивидов от посягательств со стороны других членовобщества. В-третьих, А. Смит указывал, что существуют такие блага, частныевложения, в производство которых не способны окупаться, и поэтому производствотаких благ должно брать на себя государство. Д. Рикардо много занималсяпроблемами налогообложения. У Дж.С. Милля можно обнаружить попытку изучениятого, что впоследствии получило название изъянов рынка. Объясняя причины, покоторым свободное действие рыночных сил не всегда приводит к желательнымрезультатам, он указывал и в основном на недостаток информации. А. Маршаллисследовал некоторые варианты перемещения налогового бремени.
Однако внаибольшей степени предшественниками современной экономики государственногосектора можно считать работавших на рубеже XIX и XX вв. итальянских экономистовПантелеони, Маццолу и де Вити де Марко, а также шведского исследователя КнутаВикселя. Ими был предложен целостный взгляд, с одной стороны, на благосостояниеиндивидов, складывающееся под воздействием потребления, как частных, так иобщественных благ, а с другой стороны, на государство как хозяйствующий субъектсо своими доходами и расходами. Этот подход был впоследствии существенно развитучеником Викселя Эриком Лиидалем.
В первойполовине XX в. наиболее заметное продвижение имело место в теориигосударственных финансов, на базе которой впоследствии выросла экономикагосударственного сектора в своем нынешнем виде. Во-первых, следует указать натеорию налогов, вехами развития которой явились, в частности, концепции А. Пигу,увязывавшего налоги с экстерналиями, и Ф. Рамсея, заложившего основы теорииоптимального налогообложения. Во-вторых, кейнсианская революция дала мощныйимпульс изучению макроэкономической роли государства [20, C.81].
В результатетеория в целом существенно преобразилась. Становлению экономикигосударственного сектора способствовало также интенсивное развитие микроэкономики,что привело, в частности, к созданию стройной концепции общественных благ П. Самуэльсонаи многим другим достижениям.
Теориягосударственного сектора с одной стороны, исследует внутреннюю логику ифактические образцы экономического поведения государства и реагирующих на этоповедение звеньев хозяйства, а с другой — обосновываются эффективные решения,которые целесообразно принимать во внимание при разработке экономическойполитики государства.
Изучаяэкономику государственного сектора, её границы, необходимо сконцентрироватьвнимание на экономических функциях государства, которые реализуются с помощьюресурсов, сосредоточенных в этом секторе.
Стоитзаметить, что все экономические функции государства реализуются через главнуюособенность государства — способность к узаконенному принуждению (инымисловами, власть, право налагать обязательства). Так, государство обязываетучастников сделок выполнять принимаемые на себя обязательства. Гарантиисоблюдения условий сделки — частный случай выполнения государством функций пообеспечению прав собственности. Если права собственности четко не определены ине защищены принуждающей силой государства, регулярная экономическаядеятельность невозможна.
Государствопредставляет собой форму организации принуждения. Принуждение — это преждевсего ограничение доступа к некоторым экономическим возможностям, способным, впринципе, приносить выгоды тем или иным индивидам [16, C.118].
Использованиепринуждения оправданно, только когда отказ от одних возможностей открываетдоступ к другим, более значимым с точки зрения индивидуального илиобщественного благосостояния. Если принуждение необходимо, то его следуетминимизировать, во-первых, обеспечивая его недоступность для всех, кромезаконных носителей государственной власти, и, во-вторых, отсекая лишь тевозможности, которые непосредственно признаются неприемлемыми.
Переходя кфункциям государства, стоит начать с нейтрализацией провалов рынка.
Провал(несовершенство, изъян) рынка — это такая экономическая ситуация, в которойрациональное поведение людей, адекватно реагирующих на порождаемую рынкоминформацию, не обеспечивает достижения Парето-эффективной аллокации ресурсов [20,С.14].
Традиционнаяклассификация провалов рынка включает монополию (а также монопсонию),недостаток и асимметрию информации, а также внешние эффекты (экстерналии). Рассмотримподробней их особенности.
В условияхмонополии фирма не приспосабливается к стихийно складывающимся на рынке ценам,а выбирает наиболее выгодное для себя сочетание цены и объема выпуска (продаж).При прочих равных условиях монопольная цена превосходит цену совершеннойконкуренции, а объем продаж (выпуска) монополии не достигает уровня, которыйимел бы место при наличии совершенной конкуренции. В результате общество вцелом несет потери, поскольку суммарный излишек потребителей и производителей вконкурентной ситуации больше, чем когда цену диктует монополия. Приняторазличать ситуативную, естественную и легальную (правовую) монополии. Все онипредполагают ограничение на вхождение в отрасль. В первом случае ограничениезаключается в недоступности для конкурентов отдельных условий производства всилу концентрации собственности, во втором — в потенциальной неэффективностидействий конкурентов при формально свободном входе в отрасль, а в третьем — взапретах, налагаемых государством.
При наличииэтого, как и других провалов рынка, существуют только две альтернативы: либосмириться с потерями эффективности, либо принудительно исключить некоторые извариантов аллокации ресурсов, достижимых на основе добровольноговзаимодействия, что в свою очередь также может вызывать потери.
Имея дело смонополизированными рынками, в том числе с естественными монополиями,государство обычно прибегает к регулятивным мерам, в частности к регулированиюцен. Наряду с этим возможна принудительная корректировка условий доступа нарынок. В сущности, именно она имеет место при законодательном запретемонополизации. В результате такого запрета государство может само приниматьучастие в производстве.
Вместе с темвстречаются случаи, когда государство целенаправленно способствует установлениюмонополии. Примером служит монополия, достигаемая за счет патентованияизобретений. Патент позволяет извлекать выгоды из изобретения, и именно этивыгоды оправдывают затраты сил и средств на научно-исследовательские иопытно-конструкторские работы.
Ассиметрияинформации возникает тогда, когда потребитель вынужден доверять производителю,не имея полной информации о продукте или услуге.
Инымисловами, потребитель услуги не имеет возможности контролировать производителя. Асимметрияинформации дает о себе знать и во многих других областях экономическойдеятельности. Потребитель вынужден выбирать производителя прежде, чем реальнаяуслуга будет оказана, Точная оценка услуг, которые еще не оказаны, разумеется,не представляется возможной. Оценка строится на основе предположений,базирующихся на прежнем опыте. Проблема информационной асимметрии до некоторойстепени решается на основе учета репутации. Однако в наиболее сложных ситуацияхи жизненно-важных обстоятельствах полезным оказывается вмешательствогосударства. Оно может приобретать различные формы. Одна из форм — лицензированиекак обязательное условие занятия тем или иным видом деятельности. Для получениялицензии обычно требуется документальное подтверждение профессиональных навыкови выполнение других условий. Возможно также прямое участие государства впроизводстве продукции и оказании услуг, с которыми связана существеннаяинформационная асимметрия. Наконец, в ряде случаев действенными инструментами,позволяющими блокировать последствия информационной асимметрии, являютсяразнообразные виды государственного контроля за производством и сбытом такихтоваров и услуг. Не только асимметричное распределение, но и недостатокинформации у всех потенциальных участников сделок порождает неэффективность. Отсутствиедостаточной информации может блокировать взаимодействие, результатом чегостановится неполнота рынков, которая непосредственно проявляется в финансовойсфере.
Обычногосударство не в состоянии полностью преодолеть общий недостаток информации. Однакооно способно распределить риск между гражданами (налогоплательщиками) в такойстепени, которая недоступна частным инвесторам. Поэтому государство можетфинансировать и осуществлять сверхдолгосрочные проекты, страховать банковскиедепозиты и предпринимать другие действия, которые, в принципе, способныулучшать положение в экономике, но зачастую слишком рискованны с точки зрениячастных предпринимателей [27, C.15].
При наличиивнешних эффектов — экстерналий часть выгод или издержек, связанных с конкретнымвидом деятельности или фактором производства, достается посторонним лицам. Внешниеэффекты возникают, когда на значение функции полезности индивида илипроизводственной функции предприятия непосредственно влияет производственноеили потребительское поведение других лиц или организаций.
Приотрицательных экстерналиях индивид или фирма перекладывает на других частьиздержек. Наиболее очевидный пример — загрязнение атмосферы предприятиями илиавтомобилями, что представляет собой внешние издержки, поскольку снижаетблагосостояние окружающих. Если имеет место отрицательный внешний эффект,порождающее его производство товаров или услуг осуществляется в объемах,превышающих оптимальный уровень.
Приположительных экстерналиях посторонние лица бесплатно получают некоторые выгоды.Например, если человеку сделана профилактическая прививка от инфекционногозаболевания, вероятность заболеть снижается не только для него лично, но и длятех, с кем он контактирует. Если бы сферы, порождающие позитивные экстерналий,развивались исключительно под влиянием рынка, имело бы место недопроизводствосоответствующих товаров и услуг по сравнению с оптимальным уровнем.
Известно,что неэффективность, порождаемая экстерналиями, могла бы, в принципе,преодолеваться на основе добровольных соглашений между заинтересованнымисторонами. Однако согласно теореме Коуза для этого требуется предельно четкаяспецификация прав собственности и отсутствие транзакционных издержек посоответствующим сделкам. Поскольку в действительности транзакционные издержкине равны нулю и, более того, зачастую очень высоки, рынки, способныеобеспечивать интернализацию внешних эффектов, складываются сравнительно редко. Собственноговоря, в каждом отдельном случае само наличие внешнего эффекта свидетельствуетоб отсутствии подобного рынка.
Альтернативойрынку выступают действия государства. Нередко оно берет на себя миссиюинтернализации внешних эффектов. Естественно, государство способно добиватьсяэтого только с использованием присущего ему права принуждения, а также стимулирующиеи финансовые меры.
Формированиегосударственных финансов также относится к экономическим функциям государства.
Государственноевмешательство в ход экономической жизни, направляемой рынком, предполагаетналичие некоторых ресурсов. Государство должно располагать трудовыми,материальными и денежными ресурсами, необходимыми для производства ираспределения товаров и услуг которые на него возложены, и организовыватьэффективное использование этих ресурсов.
Во многихслучаях ресурсы могут быть получены за счет прямого участия государства врыночных сделках. Здесь возможно несколько вариантов, первый — это когдагосударство получают выручку, которая способна обеспечивать возмещение затрат ирасширение производства осуществляя, второй — когда государственные организациинамеренно используют цены, не покрывающие издержек для стимулирования спросасоциально незащищенных слоев населения, третий — когда некоторые видыэкономической активности государства вообще не направлены на производствопродукции, которую можно было бы реализовать на рынке.
Основнымисточником денежных средств для государства служит налогообложение. Государствообязывает лиц, на которых распространяется его юрисдикция, участвовать в финансированииего расходов. Государство выступает не просто в роли инстанции, обладающейрегулятивными полномочиями, а в качестве субъекта экономической деятельности,который сопоставляет расходы с доходами, стремится к эффективной аллокациисвоих ресурсов.
Проблеманалогообложения состоит в том, что нужно одновременно обеспечить необходимыйуровень государственных расходов, и с другой стороны стимулировать правдивостьналоговых и отчетных документов.
Следующейфункцией государства является производство общественных благ.
Общественноеблаго отличается двумя свойствами: несоперничеством в потреблении инеисключаемостью. Несоперничество означает, что благо доступно одновременномногим потребителям, и предельные издержки его предоставления индивидуальномупотребителю равны нулю. Под неисключаемостью подразумевается техническаяневозможность или запретительно-высокие издержки предотвращения доступа к благудополнительных потребителей. Блага, которым оба свойства присущи в высокойстепени, называются чистыми общественными благами. Если хотя бы одно изуказанных свойств проявляется в ограниченной степени, налицо смешанноеобщественное благо. Примером чистых общественных благ может служитьнациональная оборона или законодательство. Эти блага приносят выгоду каждому, причемразмер этих выгод не зависит от количества потребителей.
Созданиеобщественных благ предполагает согласованные коллективные действия. Они могутвыражаться либо в прямом участии в производстве, либо в совместномфинансировании.
В связи спроизводством общественных благ возникает проблема безбилетника. Еёсуществование обусловлено характерной для общественных благ неисключаемостью. Еслиобщественное благо будет создано, то пользу от него получат не только участникипроизводства и финансирования.
Еще однупроблему коллективного действия принято характеризовать с помощьютеоретико-игровой модели А. Таккера, которая называется дилемма заключенного. Смыслеё состоит в том, что поведение, отвечающие критерию индивидуальнойрациональности, может противоречить критерию коллективной рациональности. Поведение,направленное на сотрудничество с партнерами, может быть непосредственноневыгодным, с точки зрения индивида, если отсутствуют гарантии сотрудничества сдругой стороны [26, C.30].
Длясмешанных общественных благ существует теория клубов. Суть её в том, что дляданных благ характерно потенциальное переполнение. Переполнение означает, чтопри достаточно значительном числе пользователей этого блага дальнейшееувеличение их численности приводит к тому, что индивиды начинают друг другумешать. Иными словами, исчезает несоперничество в потреблении, издержкипредоставления данного блага дополнительному потребителю не равны нулю [26, C.33].
Итак,государственный сектор экономики представляет собой совокупность ресурсов, спомощью которых государство осуществляет своё функционирование. Эти ресурсыраспределены в обществе в соответствии с потребностями государственногорегулирования. Основные функции государства представлены именно в тех сферах, вкоторых рыночного регулирования оказывается недостаточно и оно не можетобеспечить необходимые потребности общества. Эти сферы и представляют собойпровалы рынка и производство общественных благ. Но для функционированиягосударства необходимо также материальное обеспечения, т. е формированиефинансов.
 1.3 Методыгосударственного регулирования госсектора
Методыгосударственного регулирования госсектора являются составной частью методовгосударственного вмешательства в экономику. Границы госсектора позволяютразбить совокупность методов регулирования госсектора на два блока: прямыеметоды государственного регулирования госсектора и косвенные.
Под прямымиметодами стоит понимать, такие методы, которые непосредственно влияют на объеми структуру госсектора, и обеспечены принуждающей силой государства. К нимотносятся:
Законодательныеметоды. Нормативно-правовые акты определяющие возможность или невозможность темили иным субъектам осуществлять хозяйственную и иные виды деятельности. Государствотакже организует барьеры для входа в отрасль, чтобы обеспечит возможность вестидеятельность только для надежных и ответственных организаций, регламентируетпорядок регистрации, ликвидации и банкротства. Антимонопольное законодательствоследит за состоянием конкуренции в экономике, при её отклонении от заданныхнормативов может регулировать положение монополиста на рынке, применять методыразукрупнения компании, а также влиять на ценовую политику и контролироватькачество продукции монополии.
Прямое (атакже долевое) участие государства в процессе производства товаров и услуг, наоснове госсобственности. Госкомпании призваны действовать в тех отраслях исферах, где рыночные методы создания, распределения и потребления благ неудовлетворяют общественные потребности в необходимом объеме. Цель деятельностигоссектора — это прежде всего не получение прибыли, а удовлетворениенеобходимых потребностей жителей страны. Госсектор способен мобилизоватьбольший объем финансовых и производственных ресурсов, для их дальнейшегонаправления на долгосрочные и сверхдолгосрочные проекты, чем частный сектор. Государствоучаствует также в тех сферах, которые не предполагают получение какого либодохода. Из всего выше перечисленного следует, что практически весь объемгоссектора не входит в интересы частного сектора на данном этапе развития. Помере развития рыночных отношений, роста благосостояния граждан, интеграции вмировое экономическое пространство, развития партнерских и корпоративныхотношений, развития технологий — появляется возможность вовлечения госсектора вте сферы, где ранее действовал только госсектор. Таким образом государстводелегирует часть своих полномочий окрепшему и надежному частному сектору.
Приватизациягосимущества означает его передачу в частные руки. В результате приватизациичасть госимущества переходит в собственность отдельных немногочисленных людей. Приватизациянаправлена на максимальный финансовый результат, доходы от приватизациинаправляются в бюджет.
Инвестирование.Государство способно осуществлять инвестирование в те или иные сферы, тем самымстимулируя производителей на создание доступной и востребованной продукции. Темсамым удовлетворяя потребности потребителей. Благодаря госинвестициямпроисходит обновление материально-технической базы, реструктуризациязадолженностей, изменяется объем и структура производства, сохранение ведущихспециалистов. Нередко инвестирование принимает формы государственной поддержкипредприятий, целью которой является реструктуризация компании, недопущениеостановки предприятия, роспуска персонала.
Предоставлениегосударством кредитов, поручительств, гарантий.
К косвеннымметодам регулирования госсектора относится:
Налоговоерегулирование. Способствует регулированию отчислений в бюджет. Стимулируетперелив капитала в сферы с более низким налогообложением.
Стимулированиеспроса. Способствует увеличению спроса при его спаде. Например, увеличениедоходов физических лиц увеличивает спрос на те или иные товары и услуги,стимулирование производство которых необходимо в конкретный момент. Также какэлемент стимулирование спроса выступает государственное кредитование. Государство,изменяя учетную процентную ставку и норму обязательных резервов, определяетдоступность кредитов, как для предприятий, так и для населения.
Государственно-частноепартнерство (ГЧП). ГЧП — способ взаимодействия государства и частных компанийдля решения социально-экономических задач и достижения целей, интересных обеимсторонам. Практика показывает, что капитальные и операционные затраты частногосектора при использовании механизмов ГЧП существенно меньше, чем при реализациипроекта путем прямого выделения бюджетных средств. Повышается эффективностьвыполнения проектов ГЧП за счет разделения рисков между государством и частнойкомпанией. Частный инвестор берет на себя риски, которыми он может управлять, кпримеру риски превышения капитальных затрат, а государство — те, что находятсявне контроля частного сектора, например политические и законодательные. ПринципыГЧП применяются, прежде всего, по отношению к реализации инвестиционныхпроектов в капиталоемких отраслях национальной экономики, за развитие которыхдолжно отвечать государство. Однако, суть ГЧП — гораздо шире, также как имногогранно само сотрудничество государства и бизнеса.
В первойглаве мы исследовали основные теоретические положения возникновения ифункционирования государственного сектора экономики. Обозначены основныеподходы к определению понятия госсектора российскими и зарубежными учеными. Проведеныпараллели между сходными, но не идентичными понятиями госсектора игоссобственности. Обозначены основные границы функционирования госсектора черезфункции выполняемые государством. Но на данном этапе развития российскогообщества существует ряд проблем и ограничений, которые накладывают свойотпечаток на возможности реализации первостепенных и жизнеобеспечивающихфункций государства, тем самым искажая структуру и границы вмешательствагосударства в экономику. В конце главы определены основные методыгосударственного регулирования госсектора. Стоит заметить, что эти методы приводятсяв действие комплексно, поэтому сложно оценить значимость каждого. Однако насегодняшний день все больше развиваются методы государственно-частногопартнерства. Реализация ГЧП подробней будет рассмотрено во второй главе.
 
Глава 2. Состояние государственного сектора в РФ
 2.1 Спецификагосударственного сектора в РФ
Последнеевремя резко увеличилось государственное присутствие в экономике. Правда,привести конкретные цифр государственного участия, очень сложно ввиду объема иструктуры госсектора. Ведь до сих пор не произведена инвентаризациягоспредприятий, госимущества в стране и за рубежом. Статистика госсекторасводится поэтому к измерению некоторых показателей, таких как: среднегодоваячисленность занятых в экономике на государственных и муниципальных предприятиях- 21796000 чел. (32,1% от общей численности занятых в экономике), напредприятиях смешанной формы собственности — 459100 чел. (6,7%); числогосударственных и муниципальных предприятий — 413000 (8,6%), число предприятийсмешанной формы собственности — 215000 (4,3%); на государственных и смешанныхпредприятиях добывается 16,8% полезных ископаемых от общего объема добычи, втом числе 15,6% топливно-энергетических полезных ископаемых; в обрабатывающемпроизводстве на долю государственных, муниципальных, смешанных предприятийприходится 19% от общего объема производства, в том числе производство нефтепродуктов- 20%, обработка древесины 7%, химическое производство — 20%, металлургическоепроизводство — 11%, производство машин и оборудования — 16%; производство ираспределение электроэнергии, газа и воды — 70,2% [44].
Нобольшинство экспертов склоняются к тому, что если несколько лет назадэкономисты говорили, что доля госсектора в ВВП составляет 34%, то сегодня еслипросуммировать объемы производства всех госкомпаний и ФГУПов, эта цифрасоставит не менее 50% ВВП. Также эксперты считают, что в ближайшее времяприсутствие государства в экономике будет только увеличиваться.
Такимобразом, налицо по существу огромный государственный холдинг.
Рассмотримобщие параметры государственного сектора:
объемреализованной продукции 10 самых больших государственных корпораций составляетболее 20% российского ВВП;
в десяткенаиболее крупных по объемам реализации российских компаний шесть принадлежатгосударству;
«Газпром»,формирующий около 8% бюджета страны, по уровню капитализации вошел в тройкумировых лидеров;
долягоссектора в экономике страны оценивается, как уже отмечено выше, на уровне неменее 50% ВВП [30, C.4].
Крупнейшиегосударственные компании можно разделить на несколько групп предприятий,монопольно контролирующих определенные виды деятельности:
инфраструктура- транспортная (РЖД, «Газпром», «Транснефть», «Транснефтепродукт»,«Госкорпорация по организации воздушного движения»), коммуникационная(«Связьинвест», «Почта России», ФАПСИ,), энергетическая («ЕЭСРоссии», «Росэнергоатом», ТВЭЛ);
добыча и экспортсырья − «Роснефть», алмазная монополия «АЛРОСА», «Газпром»,«Газпромнефть». По данным Организации экономического сотрудничества иразвития (ОЭСР), госкомпании контролируют 33% добычи нефти и 80% газа в России;
оборонно-промышленныйкомплекс — «Росавиакосмос», судостроение, авиационная промышленность,ФПГУ по видам вооружений. Уже несколько лет государство пытается объединитьпредприятия ВПК в холдинги, специализирующиеся на производстве отдельных видоввооружения, это относится к таким госкорпорациям как Рособоронэкспорт,Ростехнологии;
финансовыйкомплекс — государственные банки и негосударственные, но так или иначеаффилированные с государством пенсионные фонды и страховые компании, преждевсего − Сбербанк, Внешторгбанк, Россельхозбанк, Газпромбанк,Внешэкономбанк, Еврофинанс-Моснарбанк, Росэкимбанк, Российский банк развития,НПФ «Газпром», «СОГАЗ» и т.д.
информационныйкомплекс — включает в себя ВГТРК с радио и телеканалами, холдинг «Газпроммедиа»,контролирующий многие средства массовой информации (НТВ, «Известия», «ЭхоМосквы» и др.), РАО «ЕЭС» (REN TV и др.), «Российскаягазета» и другие издания, включая издания Федерального собрания,министерств и ведомств [29, C.14].
В настоящеевремя происходит формирование новых государственных корпораций с использованиемкак ядра (по аналогии с «Газпромом»)«Рособоронэкспорта». Экспортервооружений ФГУП «Рособоронэкспорт» (РОЭ) продвинулся далеко запределы ВПК. Он приобрел контрольный пакет акций «АвтоВАЗа», за $700млн выкупил 66% корпорации «ВСМПО-Ависма», единственного в Россиипроизводителя титана. «Рособоронэкспорт» продолжал созданиевертолетостроительного холдинга на базе своей дочерней компании «Оборонпром».«Оборонпром» купил Электромашиностроительный завод «ЛЕПСЕ».В декабре 2006 г. «Оборонпром» начал оформлять сделку по выкупу более20% акций ОАО «Казанский вертолетный завод», после ее завершения «Оборонпром»получит контроль над одним из крупнейших вертолетных заводов России. Уже сейчас«Рособоронэкспорт» владеет несколькими десятками различных предприятий,а его представители входят в советы директоров всех значимых машиностроительныхкомпаний, что означает РОЭ прекращать экспансию в промышленность не намерен [29,C.8].
Значительноеукрупнение происходит также среди компаний с государственным участием. Газпром,приобретя долю в «НоваТЭКе» стал контролирующим акционером в проекте «Сахалин-2».Крупнейшая нефтяная компания страны — «Роснефть» не только успешноконсолидировала в рамках единой структуры свои многочисленные добывающие иперерабатывающие предприятия, став фактически полноценным концерном, но исмогла существенно расширить свою ресурсную базу за счет покупки в альянсе скитайскими инвесторами «Удмуртнефти» и приобретения более десяткановых лицензий на освоение месторождений в Красноярском крае и Иркутскойобласти. В результате «Газпром» и «Роснефть» прочно занялилидирующие позиции в рейтингах ведущих нефтегазовых корпораций мира смногомиллиардной капитализацией [33].
В 2007 годуучреждено создание «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК) скапитализацией почти 100 млрд. рублей, в которую вошли все отечественныеразработчики и производители самолетов. Костяк нового авиагиганта составилизнаменитые авиационные КБ и заводы, контролирующиеся государством, — АХК «Сухой»,РСК «МиГ», «Туполев» и «Ильюшин», а также двелизинговые компании и внешнеторговое объединение «Авиаэкспорт». Всумме эти активы обеспечили федеральному центру 90,1% акций ОАК. Таким образом,новый авиагигант с момента своего образования стал монополией [29, С.22].
Результатыанализа инвестиционной активности в промышленности в самый разгар мировогофинансового кризиса, таковы: примерно 40% всех заявленных инвестиционныхпроектов в промсекторе (общая сумма — 52 млрд долларов) резко увеличилипредполагаемые сроки выполнения. Это сигнал к остановке. Открыто озамораживании проекта мало кто заявит. На поддержку предприятий государствовыделило огромные средства, прежде всего это касается финансовой сферы (нарефинансирование западных долгов Внешэкономбанку выделено порядка 50 млрд.долларов), также снижены налоговые ставки налога на прибыль, предоставленыльготы по НДПИ [34].
Огромныефинансовые ресурсы выделяются не только в сфере ОПК и промышленности. В рамкахразличных целевых программ в области высоких технологий на 2008−2010 годыправительство выделит 600 млрд. рублей. Такие деньги на эти цели не выделялисьникогда. Столь масштабные вложения обусловлены разработкой и внедрением новойконцепции развития России до 2020. Один из важнейших пунктов концепции-2020предусматривает переход от сырьевой экономики к инновационной. Для этого будутобразованы пять-семь национальных исследовательских центров, а также будетподдержано формирование 10−15 исследовательских университетов [22, C.36].
Анализируютакое расширение объемов госсектора, при имеющихся рычагах управления, можносказать о создании системы, похожей на южнокорейские корпорации-чеболи. Такжеможно использовать термин «венесуэлизация», поскольку Венесуэла всвое время тоже национализировала нефтяную промышленность и довела свойгоссектор до 60%. Ряд экспертов объясняет это попыткой создать экономическуювертикаль власти [31, C.17].
Наличие вгоссекторе крупных государственных компаний повышает управляемость национальнойэкономики. Государство по отношению к субъектам госсектора может применять мерыпрямого административного регулирования в отличие от общих мермакроэкономического регулирования, относящихся преимущественно к косвеннымметодам.
Рядроссийских ученых считает, что государственный сектор не просто должен существоватьв стране в ограниченных размерах, но играть роль «локомотива» вэкономике: Управляя госсектором, государство осуществляет бенчмаркинговуюфункцию, в частности, формирует образцы управления и рыночного поведениясубъектов экономики. Эталонообразующая функция государства должна бытьреализована в первую очередь на предприятиях госсектора. Это относится и ккачеству производимой в нем продукции. Эффективное функционирование госсектораи его субъектов — одна из наиболее важных составляющих эффективной деятельностигосударства в целом. Госсектор должен стать и ареной формирования и воспитанияэкономической и политической элиты страны. Государственный сектор долженслужить источником и местом апробации прогрессивныхорганизационно-экономических инноваций, распространяемых на другие сектораэкономики.
Такимобразом, за последние годы параллельно с созданием «так называемой»суверенной демократии в России в экономике создается государственный сектор,занимающий особое, неприкосновенное положение. Он позволяет контролироватьразвитие российской экономики в целом за счет практической монополиивнешнеэкономической деятельности и занятия командных высот в экономике,управлять финансовыми потоками, перераспределяя прибыль организаций ипредприятий. Данная система не подконтрольна Федеральному Собранию или инойгосударственной или общественной организации. Российская экономика прибрелачерты мобилизационной. По существу образован государственный мегахолдинг подэгидой правительства Российской Федерации, похожий на «товарищества сограниченной ответственностью» высшей государственной бюрократии.
Даннаясистема породила массу проблем функционирования госсектора. Низкие стимулы кповышению эффективности ввиду господдержки. Цели формирования госкорпораций,особенно в отсутствие четко отработанной и правообеспеченной системыприоритетов народнохозяйственного развития, как правило, формулируются размыто.А когда на основе формирования госкомпаний происходит нерыночная консолидацияне связанных между собой активов, ее логика в ряде случаев вообще непрослеживается. Недостаточный контроль менеджмента со стороны государства, чтопорождает коррупцию, слабую ответственность государственных представителей за использованиегоссобственности. Во главе многих госкомпаний находятся бывшие чиновники,встает вопрос о компетентности высшего управления, необходимо проводитьконкурсы на основе профессионализма для принятия на подобные должности; этокасается не только топ менеджмента, но и более низших структур управления. Потеряуправляемости и прозрачности ввиду сложности структуры госсектора. Сложное инерациональное иерархическое строение размывает ответственность конкретныхуправляющих. Следует сформировать структуру штата с четкими обязанностями иправами, тем самым удастся избавится от неэффективных работников. Для улучшенияпрозрачности следует создать единое информационное пространство госсектора,которое позволит с одной стороны налаживать между организациями партнерскиеотношения, с другой контролировать обществу протекание процессов в госсекторе. Следуетобратить внимание на реализацию готового проекта — «ЭлектронногоГосударства». Пробелы в законодательстве является одной из ключевых. Следуетувеличить наказание за нерациональное использование целевых денежных фондов,хищение средств. Незавершенность многих реформ (административная, ЖКХ) тормозитпотенциальное развитие государственного и частного секторов. Антимонопольноезаконодательство скорее формально существует, чем развивает конкуренцию нарынках в условиях госмонополий. Предоставление госкорпорациям праваинвестировать многомиллиардные денежные средства в фондовый рынок чревато его «перегревом»и снижением привлекательности венчурного финансирования, весьма важного дляразвития рынка высоких технологий.
Насегодняшний день наблюдается тенденция как на укрупнение госсектора, так и наего уменьшения в некоторых сферах экономики страны. Это проявляется в усилениикосвенного воздействия на экономику, развитии государственно-частногопартнерство. Подробней данный вопрос будет рассмотрен в следующем параграфе.
 2.2 Государственно-частноепартнерство
В мировойпрактике ГЧП — финансово-юридический институт с четко определенными взаконодательстве и договоре обязанностями сторон и разделением рисков, т.е. сложныйинвестиционный контракт.
В Россииосновными инструментами ГЧП на текущий момент являются: инвестиционный фонд; особыеэкономические зоны; венчурные фонды; технопарки; концессионные соглашения; доверительноеуправление государственной собственностью; аренда госсобственности.
При ГЧПгосударство — сторона договора, инвестор, гарант успешной реализацииинвестиционного проекта и получения прибыли частной компанией. Для частнойкомпании такая политика является привлекательной, особенно если присутствуют: четкаясхема и тендерная основа выбора партнера, открытость и прозрачностьфинансирования и хозяйственной деятельности, прибыльность проекта,распределение рисков, наличие четкого механизма разрешения споров, установлениеточных пределов ответственности. Вместе с тем, взаимодействие государства ичастных компаний в рамках ГЧП имеют более высокие транзакционные издержки, чемпри приватизации или аренде государственного имущества. Значительные средстваинициаторов проектов уходят на подготовку ТЭО, бизнес планов, процедурныевопросы.
С конца 80−хгодов институт государственно-частного партнерства в мире уверенно развивается.Так, в Великобритании за последнее десятилетие с помощью специальной программыPrivate Finance Initiative (PFI) были реализованы программыгосударственно-частного партнерства на сумму свыше 40 млрд. фунтов стерлингов. Сиспользованием этого механизма были завершены такие серьезные проекты, какстроительство Евротоннеля под проливом Ла-Манш, Сиднейского портового тоннеля, мостаКонфедерации в Канаде, национальных аэропортов в Гамбурге и Варшаве,Центрального парка в Нью-Йорке, отдельных веток лондонского метро [33].
Первый шагна пути развития ГЧП уже сделан. В 2006 год Минэкономразвития создаетинвестиционный фонд, из которого выделяется 70 млрд. рублей на инфраструктурныеобъекты национального значения, в 2007 г. — 72,9 млрд. рублей, 2008 г. — 73,2млрд. рублей. Компании, претендующие на средства фонда, должны предложитьпроект на сумму не меньше 5 млрд. рублей (Постановлением №468 от 23 июня 2008года «О внесении изменений в постановление Правительства РоссийскойФедерации от 1 марта 2008 г. №134» предусматривается возможность получениябюджетных средств для региональных инвестиционных проектов стоимостью от 500млн. рублей [2]) и обязаться профинансировать не меньше четверти их стоимости. Размерпредоставляемых государственных гарантий может составлять до 60% от объемавзятых частным инвестором кредитов. Срок предоставления гарантии — не более 5лет. Деньги из инвестфонда выделяются на безвозмездной основе. Проекты, накоторые пойдут деньги фонда, должны быть безубыточными. Представленные проектыдолжны получить положительное заключение инвестиционного консультанта. Такимконсультантом по положению может быть только авторитетное зарубежное агентство,которое за последние семь лет обслужило проекты на сумму не мене 5 млрд. долларови имеет рейтинг не более чем на четыре уровня ниже высшего уровня от Standard& Poor,s, (AA) Moody,s (Aa2) или Fitch (AA) [35].
Капиталмгновенно отреагировал на появление инвестиционного фонда. «Русал» и «Базовыйэлемент» предлагает проект достройки Богучанской ГЭС. «Базэл»договорился с РАО ЕЭС о совместном участии в нем. Речь идет не только остроительстве станций и линий, которые свяжутся с единой энергосистемой, но и оразвитии инфраструктуры региона. По предварительным расчетам строительствоинфраструктуры может стоить $2-2,5 млрд., исходя из инвестиций в размере $500млн. в течение 4-5 лет [35].
Это не будетпросто помощью частным фирмам. Вся инфраструктура отойдет или самомугосударству, или госкомпаниям.
За 2006 — 2007год число проектов Инвестфонда достигло 24. В 2008 году не было одобрено ниодного проекта, хотя, по признанию главы Минрегиона РФ Дмитрия Козака, наначало апреля в Инвестфонд поступило 75 заявок. Сегодня общая стоимостьотобранных проектов составляет около 2,5 трлн. рублей, из которых 800 млрд. долженпрофинансировать Инвестиционный фонд [35].
Однако всеколичественные характеристики — число заявок, объем финансирования, декларируемыйИнвестфондом, — представляются несущественными, поскольку работа фондапрактически заморожена. За весь прошлый год из 265 млрд. аккумулированных здесьрублей было потрачено лишь 28,3 млрд., большая часть которых — 25 млрд. — пошлана формирование уставного капитала Российской венчурной компании [34].
Проблемысвязанные с реализацией проектов обусловлены тем, что механизм работы самогоИнвестфонда и его основных инструментов конфликтует с Бюджетным,Градостроительным, Налоговым кодексами, с земельным законодательством [29, С.11].
Другойинструмент ГЧП — концессия в России не прижился, так как сама сутьконцессионных соглашений предполагает, что инвестор обязуется создать илиреконструировать недвижимое имущество, право собственности на которое уже принадлежитили будет принадлежать государству или муниципалитету. Естественно частныйкапитал не согласен вкладывать значительные средства в реализацию проектасобственником которого он не будет являться. Более того низкое доверие к властии государству не добавляет интерес к данному виду соглашений. Одно из первыхподобных соглашений строительство платной скоростной автомагистрали «Западныйскоростной диаметр» в Санкт-Петербурге. Планируемое окончание проекта 2011г., стоимость проекта 80 млрд. руб. [36]. Сам закон требует доработки, так, какотсутствует механизм разделения большей части возможных рисков междуКонцессионером и Концедентом; не урегулированы исключительные коммерческиеправа Концессионера на объект концессии, а также права третьих лиц на ведениебизнеса на территории объекта концессии; не предусмотрена возможностьзаключения концессионных соглашений с целью привлечения для управлениягосударственным имуществом частных нематериальных инвестиций (к примеру, в видеуправленческих технологий) [39].
В настоящеевремя перед Россией стоят экономические проблемы, которые связаны с отсутствиемв стране налаженной системы финансирования инновационной деятельности. В этойсвязи выделяют следующие: венчурный капитал, создание технопарков. Главнойпроблемой для развития венчурного фонда является: создание правовой основы длядеятельности венчурных фондов, так как до сих пор не принято нормативных актов,регламентирующих их; оценка возможности реализации проекта, его ликвидность. Необходиморазвитие информационной среды, позволяющей малым инновационным предприятиям иинвесторам находить друг друга, а также стимулировать кооперационные связимежду малыми и крупными предприятиями [36].
Насегодняшний день существует 40 — 60 технопарков, все они преимущественно существуютпри ВУЗах и ввиду недостаточности финансирования их объем очень мал. Несмотряна обилие проектов в области организации технопарков, инициированнымироссийскими ВУЗами и отраслевыми НИИ, лишь единицам удалось добиться реальногопрогресса. И в обозримой перспективе серьезных сдвигов в этой сфере ожидатьнельзя. За последние 15 лет отечественная наука потеряла большой потенциал кразвитию. Скудное финансирование подавляющего большинства научных организацийпоставило их на грань выживания. Частный бизнес неохотно встраивается в научнуюи инновационную среду. Поддержку технопарков на сегодняшний день способныоказать лишь крупные предприятия, но осознания необходимости развития наукипридет в бизнес еще не скоро [38].
Доверительноеуправление госсобственностью широко известно в применении за рубежом. Например,в Германии малым компаниям доверяется управление госпиталями, детскими садами,музеями и даже театрами. Управление социальными объектами частными структурамиобуславливается тем, что мелкому бизнесу для того чтобы выжить приходитсястановиться профессионалами, либо погибать, именно поэтому малый бизнесспособен управлять собственностью намного эффективней, чем государство.
В Россиичтобы стать доверительным управляющим, которыми могут быть как юридическиелица, так и предприниматели, должен быть уставный капитал определенного уровня,необходимо наличие опыта по управлению активами, в том числе объектаминедвижимости, деятельность управляющего, его гражданская ответственность должнабыть застрахована. Барьером развития является неактивность государства впредложении интересных для частных лиц проекты, и низкий уровень доверия квласти [37].
Насегодняшний день, наиболее проработанным и эффективным инструментом ГЧПявляется создание особых экономических зон для привлечения отечественного ииностранного капитала в реализации инновационных проектов на льготных условиях.Опыт создания и функционирования особых экономических зон, известен мировойпрактике еще с 1970. Тогда в развивающихся странах, широкое распространениеполучили экспортно-производственные зоны. Быстрый рост этих зон способствовалрезкому увеличению экспорта продукции обрабатывающей промышленности и подъемуэкономики в первую очередь в новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии,что позволило многим из них стать крупнейшими экспортерами мира.
Всоответствии с положениями Федерального закона № 116-ФЗ с изменениями от 3 июня2006 г. в Российской Федерации могут создаваться особые экономические зонычетырех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие,туристско-рекреационные и портовые. ОЭЗ создаются сроком на 20 лет (заисключением портовых — 49 лет).
Основнымицелями создания ОЭЗ являются: развитие обрабатывающих и высокотехнологичныхотраслей экономики; производство новых видов продукции; развитиеимпортозамещающих производств; развитие транспортной инфраструктуры; развитиетуризма и санаторно-курортной сферы.
Такимобразом в России на сегодняшний момент существуют следующие экономические зоны:ОЭЗ «Алабуга» (Республика Татарстан), ОЭЗ «Дубна»Московская область, ОЭЗ в г. Санкт-Петербурге, ОЭЗ в г. Томске, ОЭЗ вКалининградской области, ОЭЗ в Магаданской области, ОЭЗ «Липецк»(Липецкая область), ОЭЗ в г. Москве (Зеленоград), ОЭЗ на Кавказких МинеральныхВодах, ОЭЗ в Республике Алтай, ОЭЗ в Алтайском Крае, ОЭЗ в Ульяновской области(портового типа), ОЭЗ в Хабаровском Крае (портового типа), ОЭЗ в КрасноярскомКрае (портового типа) [36].
Главнымичертами особых экономических зон является:
таможенныельготы — снижение или отмена экспортно-импортных таможенных пошлин, упрощенныйпорядок внешнеторговых операций;
фискальныельготы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности;
финансовыепреференции, включающие различные формы государственных субсидий, предоставляемыхкак в прямом виде — за счет бюджетных средств и преференциальныхгосударственных кредитов, так и косвенно — в виде установления низких цен накоммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельнымиучастками, средствами инфраструктуры особой зоны и т.д.;
административныельготы, упрощающие процедуры регистрации предприятий и лицензирования натерритории особой экономической зоны.
Приоритетноенаправление деятельности ОЭЗ носит инновационный характер, при этомакцентируется внимание на отрасли с высокой добавленной стоимостью, экспортнойнаправленностью и мультипликативностью. Создание особых экономических зонпредставляет собой перспективное направление развития экономики России. Особыеэкономические зоны являются институтом, который способствует привлечениюинвестиций, укреплению экономического и научного потенциала государства, атакже развитию экспортно-ориентированных производств.
Насегодняшний день уже можно подвести некоторые итоги рентабельности ОЭЗ. К 2012году налоговые поступления сегодняшних резидентов двухпромышленно-производственных ОЭЗ (ОЭЗ «Алабуга», ОЭЗ«Липецк») полностью окупят затраты государства на созданиеинфраструктуры и должны превысить 12 млрд. рублей. Таким образом, особыеэкономические зоны представляют собой эффективный механизм, который можетстимулировать как промышленное производство, так и инновационную экономику [38].
Стоитзаметить, что большинство ОЭЗ находятся в стадии строительства и еще раноговорить об абсолютной эффективности функционирования ОЭЗ. Отсутствие опыта истратегического планирования повышают риски как инвесторов, так и государства. Крометого 90% финансирования осуществляют банки и только 10% — инвестор. Поэтому, невсе банки хотят финансировать проекты ГЧП из-за рисков, связанных с ними. Внынешних условиях многие банки неспособны в короткие сроки оперировать крупнымисуммами, достаточными для непрерывного хода работ.
СтроительствоОЭЗ столкнулось с проблемой отношений между строителями и профильнымичиновниками. Выделение земли под застройку, оформление документов на участок,процедура сноса ветхого жилья и подведения коммуникаций, согласование проектови ввод объектов в эксплуатацию коррумпированы и взяткоемки. Стоимостьсогласований и подготовки документов, по разным оценкам, составляет примерно от15 до 30% от строительных смет. И, что самое удивительное в период кризиса этиставки еще увеличились.
В последниегоды пришло осознание того, что общий режим регулирования хозяйственнойдеятельности в России (сохраняющаяся неопределенность прав собственности,недоступность или высокая цена долгосрочных финансовых средств для большинствакомпаний, высокое налоговое бремя в секторах, производящих несырьевуюпродукцию, а также неразвитость производственной инфраструктуры изабюрократизорованность многих сфер деятельности) настолько неблагоприятен дляинноваций и развития сложных видов услуг, что отдельными мерами их поддержкиобойтись нельзя. Необходимы комплексные улучшения в законодательной,административной и регулятивной сферах, которые на сегодняшний день могут бытьв полном объеме реализованы в рамках зон с особым экономическим режимом.
Во второйглаве были рассмотрены реальные условия и особенности в которых происходитразвитие и изменение государственного сектора экономики. К ним относится государственнаямонополизация структурообразующих предприятий в промышленности, нефте — газо — добычи,в транспортной сфере. Финансовый комплекс также приобретает государственныеочертания. Информационный комплекс принадлежит крупным госкомпаниям, т.е. о независимостиСМИ уже не приходится говорить. Происходит формирования концернов на основегосударственной собственности, контролирующих большое число предприятий,имеющих весомое значение во всех сферах промышленности. Государственноефинансирование данных проектов приобретает огромный масштаб, и не прекращаетсяв условиях мирового финансового кризиса. Государство пытается привлечь частныйкапитал на долгосрочное инвестирование в создание инновационно-направленныхтехнопарков и особых экономических зон, с помощью инструментовгосударственно-частного партнерства. С помощью этих инструментов государстводелает первые шаги на пути к новой концепции развития страны к 2020 году. Орезультатах ГЧП говорить еще рано, так, как инвестирование направлено надолгосрочный период. Но российские инвесторы уже столкнулись с несоответствиемзаконодательства программе и неэффективностью всеобъемлющего бюрократическогоаппарата.
/>Заключение
Итак,государственный сектор экономики занимает существенное место в экономическойсистеме страны. Он включает в себя госкорпорации, компании с долевым участиемгосударства, финансы государства и муниципальных образований, властные иисполнительные полномочия государственных и муниципальных органов власти. Результатыдеятельности госсектора носят сложный, многофункциональный и разнообразныйхарактер (политический, экономический, социальный, экологический и др.) ипроявляется на макро — и микроуровнях. При этом государство выполняет следующиефункции: Нейтрализует провалы рынка, такие как монополия, ассиметричностьинформации, действие внешних эффектов; формирование государственных финансов; производствообщественных благ; перераспределение отдельных благ.
Чтобы обозначитоптимальные границы госсектора, необходимо определить функции, которые должновыполнять государство для эффективного управления страной. Так госсектордействует в сфере ОПК, производства общественных благ, страховании банковскихвкладов и др. Но ввиду того, что в России происходит явная централизациявласти, более того, страна на данный момент все еще развивается по сырьевойконцепции, есть еще много других проблем (коррупция, бюрократия, отсутствиеопыта) из-за которых в России произошло отклонение границ госсектора отоптимальных размеров в сторону увеличения.
Тенденция кукрупнению госсектора привела к тому, что сейчас государство сосредоточило всвоих руках огромный объем управляемой собственности. Данная проблема вызываетеще ряд сопутствующих: низкая квалификация управленческих кадров,неэффективность использования целевых денежных фондов, низкая конкуренциявследствие монополизации рынков, и др. Однако, для решения этих и не толькопроблем, государство ищет пути привлечения частного капитала, способного креализации инновационных долгосрочных проектов, с помощью инструментовгосударственно-частного партнерства.
Россия ещенаходится только на первых ступеньках развития и внедрения ГЧП, поэтомусуществуют определенные трудности. Эти трудности прежде всего связаны свзаимодействием чиновников и инвесторов, чиновники привыкли работать по схемедолгих процедур и 20% «откатах». Также существуют заметные пробелы взаконодательстве, противоречие программ проектов застройки и земельного,налогового законодательства.
Устранениеданных проблем следует проводить комплексно. Законодательство и чиновникидолжны обеспечивать нормальные условия для реализации взаимовыгодных проектов. Такжев ходе реализации проекта требуется утвердить независимую комиссию для контроляза ходом работ, и предоставление отчетов, как государству, так и инвесторам. Необходимоувеличить санкции за нецелевое расходование средств, за несоблюдении сроковсдачи объектов.
Такимобразом, эффективное управление государственным сектором, его оптимальныеразмеры, имеет ключевое значения для направления развития экономическихотношений и страны в целом.
Список используемой литературы
Законодательныеакты
1.        Федеральный закон от 21 июля 2005 года №115-ФЗ «О концессионныхсоглашениях» // Правовая справочно-информационная система «КонсультантПлюс».
2.        Постановление Правительства РФ от 1 марта 2008 г. N 134 «Обутверждении правил формирования и использования бюджетных ассигнованийинвестиционного фонда Российской Федерации» ” // Правоваясправочно-информационная система «Консультант Плюс».
3.        Постановлением №468 от 23 июня 2008 года «О внесении изменений впостановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 2008 г. №134»// Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».
4.        Федеральный Закон от 17.08. 1995 N 147-ФЗ (ред. от 04.05. 2006)«Оестественных монополиях» // Правовая справочно-информационная система «КонсультантПлюс».
5.        Федеральный закон от 22 июля 2005 года №116 — ФЗ «Об особыхэкономических зонах в Российской Федерации» // Правоваясправочно-информационная система «Консультант Плюс».
Учебники,учебные пособия
6.        Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация,процесс: Учебник. — М.: Издательство Московского университета, 1995. — 352 с.
7.        Государственное регулирование экономики: Учебное пособие для ВУЗов. / Подред. Морозовой Т.Г. — М.: ЮНИТИ, 2004. — 253 с.
8.        Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики: Учебноепособие — МГУ им.М.Ю. Ломоносова — М.: ИНФРА — М, 2005. — 122 с.
9.        Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник. — М.: Закони право, 1997. — 154 с.
Монографии
10.     Алиев Б.Х. Промышленная политика и экономика. — М.: Экономика, 2005. — 103 с.
11.     Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекий. — М.: Юридическаялитература, 2002. — 118 с.
12.     Аткинсон Эн.Б., Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теориигосударственного сектора. — М.: Аспект Пресс, 1995. — 342 с.
13.     Бартлинг Г., Луциус Г. Основы учения о рыночной экономике. / Под ред.И. И.Столярова. — М.: Агент, 1997. — 230 с.
14.     Коуз Р. Фирма, рынок и право. — М.: Дело, 1993. — 145 с.
15.     Логуа Р.А. Проблемы формирования рыночной экономики России. — М.: 1999.- 272 с.
16.     Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономическийсловарь.5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 554 с.
17.     Стиглиц Дж.Э. Экономика государственного сектора. — М.: МГУ, 1997. — 750с.
18.     Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: пер. с англ. — М.: Дело ЛТД,1998. — 356 с.
19.     Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики. — М.: Наука, 2003. — 370с.
Научные статьи
20.     Андрианов В. Государственное управление: Мировой опыт и российскиереалии // Общество и экономика. 2001 — № 11-12, с.117 — 129
21.     Асаул А.Н. Роль государства в смешанной системе хозяйствования // Регион:политика, экономика, социология. 2006, № 1-2
22.     Бирюков В. Госсобственность и госсектор в рыночной экономике // Мироваяэкономика и международные отношения. 2005 — № 12, с.57 — 64
23.     В. Варга Роль государства в рыночном хозяйстве // МЭиМО. 2002 — №10-11 с.11-14
24.     Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: теория ипрактика // Мировая экономика и международные отношения. 2006 — № 7, с.28 — 37
25.     Дробот Р.А. Меняющаяся роль государства в мировой экономике 20 века // Социологияи политология. 2005 — №3, с.25 — 38
26.     Копейкин М.Ю. Роль государства в регулировании экономики // Реформированиеэкономики в России. 2000 — №3, с.15 — 17
27.     Лившиц А.Ю. Экономика реформ в России и её цена // Экономика. 2002 — №2.с.12 — 43
28.     Нещадин А., Кузнецов О., Кашин В. Государственный сектор экономики: нынешняяроссийская специфика // Экономика. 2008 — №1, с.8 — 23
29.     Чеберко Е.Ф., Бобров А.В. Государственный сектор экономики страны иперспективы его развития // Экономика. 2008 — №2, с.1 — 27
30.     Симонян Н. О роли государства в общественном развитии: Запад vs. незападные модели // Общество и экономика. — 2006 — № 3 -4,с.4 — 17
31.     Танци В. Роль государства в экономике: эволюция концепций // Международныеотношения и мировая экономика. 2005 — № 10, с.51 — 62
32.     Штиль Х. -П. Государство и экономика: сотрудничество и конкуренция // Проблемытеории и практики управления. 2000 — №5, с.36-39
Интернет
33.     Эффективность и дисциплина(опубликовано 3 декабря 2007) www.expert.ru/printissues/ural/2007/45/qa_erofeev/
34.     Воздушные замки (опубликовано17.11.2008) www.expert.ru/printissues/volga/2008/45/stroitelstvo/
35.     Государственный сектор экономики:нынешняя российская специфика (опубликовано 08.06.2008) www.sibai.ru/content/view/1542/1699/
36.     Оценка применимости закона «Оконцессионных соглашениях» (опубликовано 31.08.2005) www.aviaport.ru/digest/2005/08/31/94466
37.     Малому бизнесу можно доверитьуправление госсобственностью (опубликовано18.05.2009) allmedia.ru/newsitem.asp?id=849713
38.     Технопарки как инструментинтенсификации развития производства () www.raexpert.ru/researches/technopark/
39.     Концессия станет реальностью(опубликовано 10.10.2006) www.expert.ru/news/2006/11/09/zsdpiter/
40.     Информация сайта Венчурный капитал вРоссии www.venture-money-russia.ru/promo
41.     Инфраструктура корпоративногоуправления (опубликовано18.12.2009) www.corp-gov.ru/upload/file/CG%20in%20Russia%202008%20-%20Rus%20-%204.pdf
42.     Официальный сайт Федеральное агентствопо управлению особыми экономическими зонами www.rosoez.ru/oez/oez_types
43.     Официальный сайт Федеральное агентствопо управлению особыми экономическими зонами www.rosoez.ru/residents/inf
44.     Российский статистический ежегодник2008 (опубликовано29.10.2008) financepro.ru/business/3414-rossijjskijj-statisticheskijj-ezhegodnik.html