Федеральное агентство по образованию
Томский политехнический университет
Кафедра экономики
Курсовая работа
Государственный внешний долг:
причины возникновения и способы погашения
Научный руководитель: к. э. н.
_________
Выполнил: студент
__________
Томск 2006
Содержание
1. Государственный внешний долг РФ
1.1 Понятие государственного долга
1.2 История возникновения государственного внешнего долгаРФ
2. Современное состояниегосударственного внешнего долга РФ
2.1 Структура государственного внешнего долга РФ
2.2 Государственный внешний долг РФ сегодня
2.3 Управление государственным внешним долгом РФ
Залючение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Практически все страны мира,проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникамфинансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов ипомощи способствует ускорению экономического развития, решениюсоциально-экономических проблем.
Проведение экономической и правовойреформ, обусловленных переходом от административно-командных к рыночным методамхозяйствования, породило множество проблем в финансовой политике российского государства.Проблема внешнего долга России является наиболее острой с точки зрения какперспектив достижения роста национальной экономики РФ, так и поддержаниястраной своих позиций в мировой экономической системе.
Актуальность темы обусловленатем, что в настоящее время проблема государственного долга это ключ кмакроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояниефедерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты,уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме того,принимая во внимание попытки наших международных кредиторов использоватьдолговую проблему для политического давления на Россию, грамотноеурегулирование государственного долга становится фактором национальнойбезопасности и условием проведения самостоятельной внешней, да и внутреннейполитики.
Цель настоящей курсовой работы — рассмотрение вопроса о возникновении и способах погашении внешнегогосударственного долга.
В соответствии с поставленнойцелью определены и решены следующие задачи: проведен анализ причин образованиягосударственной внешней задолженности России, охарактеризовано современноесостояние этого явления, а также методы управления внешним долгом.
Курсовая работа состоит извведения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.Общий объём работы ___ страницы, список использованной литературы включает всебя 14 источников.
1. Государственный внешний долг РФ1.1 Понятие государственного долга
Согласно п.1 статьи 97Бюджетного Кодекса РФ в понятие «государственный долг Российской Федерации»включены все виды не погашенных в течение прошлых лет и вновь возникшихдолговых (кредитных) обязательств РФ перед какими-либо кредиторами, в том числеобязательства РФ по предоставленным ею государственным гарантиям, выраженные ввалюте РФ (в рублях). Кроме того, в понятие «государственный долг» такжевключается общая сумма процентов, начисленных на сумму задолженности РФ. Привозникновении данного вида долгового обязательства должником в любом случаевыступает РФ, интересы которой представляют уполномоченные государственныеорганы исполнительной власти.
Основные формы долговыхобязательств РФ следующие:
кредитные соглашения и договора;
государственные ценные бумаги; договорао предоставлении гарантий РФ, договоров поручителей РФ переоформленные долговыеобязательства третьих лиц в госдолг РФ;
соглашения и договора РФ опролонгации и реструктуризации долговых обязательств.
Во временном разрезе выделяются:
краткосрочные (до 1 года);
среднесрочные (до 5 лет);
долгосрочные (до 30 лет) обязательства.[1]
Для финансирования бюджетногодефицита государство прибегает к внешним ивнутренним заимствованиям, врезультате чего и формируется государственный долг. Увеличение долга происходитв результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того,он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению,но по различным причинам, не профинансированным в срок.
В настоящее времягосударственный долг выдвинулся в центр экономических проблем страны, чтотребует самого пристального внимания к этой экономической категории ипроблемам, с ней связанным. В общей постановке в проблеме государственногодолга можно выделить следующие основные аспекты: структура и динамикагосударственного долга; механизм управления, обслуживания и реструктуризациидолга; влияние государственного долга на развитие экономики страны.
Очевидно, что государство можети должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях.Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к государству состороны кредиторов как физических, так и юридических лиц. Практически в эффективной,нормально развивающейся, стабильной экономике государственный долг не являетсяключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как правило,государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, имеяв виду, что развивающаяся экономика, модернизируемое производство требуютопределенных вложений, в том числе государственных. Однако государственный долгможет расти и в период упадка экономики, так как спад производства в течениедлительного времени предопределяет все динамические процессы развитиямакроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государстваявляются монетарные каналы финансирования возрастающего государственного долга,что мы и наблюдали в переходный период в экономике России.
Государственный долг являетсяхарактеристикой результативности всех совершенных государственных кредитныхопераций. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменений отражаютсостояние экономики и финансов страны, эффективность функционированиягосударственных структур. Однако для отражения реальной экономической ситуациичаще используют относительные величины, в частности, отношение государственногодолга к объему ВВП.
Существует несколькоклассификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного воснову данной классификации. Бюджетный кодекс Российской Федерациипредусматривает разделение государственного долга на внутренний и внешний. .
Внутренний государственныйдолг — это составная часть государственного долга по внутренним займам идругим долговым обязательствам перед кредиторами-резидентами. Наличиевнутреннего долга не является исключением в экономике, а скорее — правилом. Всеэкономически развитые страны, как правило, имеют значительный государственныйвнутренний долг.
Внутренний государственный долграссматривается как «заем нации сам себе» и не влияет на общиеразмеры совокупного богатства нации. Определенные отрицательные последствия поего управлению перекрываются положительными эффектами от мобилизациидополнительных финансовых ресурсов в инвестиции или развитие экономики страны.
Внешний государственный долг — это составная часть государственного долга по внешним займам и другимдолговым обязательствам перед кредиторами-нерезидентами. Внешний долг включаетв себя обязательства Правительства Российской Федерации в иностранной валюте.[2]
Наличие внешнего долга у страныявляется нормальной мировой практикой. Однако существуют границы, за пределамикоторых увеличение государственного внешнего долга становится опасным. Масштабноепривлечение займов может привести страну к зависимости от кредиторов. Дляотносительной характеристики величины государственного долга в мировой практикеиспользуются специальные показатели — относительные параметры внешнего долга. Онивключают отношение долговых платежей (по погашению и обслуживанию долга) кэкспорту товаров и услуг.
По классификации Международногобанка реконструкции и развития низким уровнем внешней задолженности считаетсяотношение меньше 18%; умеренным — 18-30%. Другими показателями являются:
отношение валового внешнегодолга к ВВП (менее 48% — низкая; 48-80% — умеренная задолженность);
отношение валового внешнегодолга к экспорту товаров и нефакторных услуг (менее 132% — низкая; 132-220% — умеренная);
отношение платежейвознаграждения к экспорту товаров и нефакторных услуг (менее 12% — низкая; 12-20%- умеренная).
По сути, наличие внешнего долгапредполагает передачу части созданного
продукта за пределы страны. Роствнешнего долга снижает международный авторитет страны и подрывает довериенаселения к политике ее правительства.
Основными кредиторами внешнегодолга, как правило, являются: другие государства; международные финансовыеорганизации (такие как Международный валютный фонд, Международный банкреконструкции и развития и др.); частные фонды — нерезиденты.1.2 История возникновения государственного внешнегодолга РФ
Внешняя задолженность Россииобразовалась в результате многофакторного процесса, и представляет значительнуюпроблему для национальной экономики. Что же привело к подобным результатам икак развивался процесс накопления задолженности?
Причины взрывного ростароссийского внешнего долга следует искать, исходя из особенностейэкономического развития страны за последние 20 лет. Отправной точкой следуетсчитать концепцию «ускорения» экономического развития, принятую какруководство к действию в 1985 году. Являясь, по сути, программой экономическогореформирования планово-административной системы, она предполагала кардинальнуюмодернизацию советской промышленности на основе закупки и внедрения западныхтехнологий.
Однако валютные ресурсы,необходимые для реализации этого замысла, оказались недостаточными. Связано этос внешними конъюнктурными факторами, вызвавшими очередное падение цен насырьевые товары (например, нефть подешевела более чем в два раза по сравнению сначалом 80-х годов) — основной источник валютной выручки СССР. Выход был найденв увеличении внешних заимствований.
Официальная советская статистикане предоставляла сведений, касающихся долговых обязательств Советского Союзаперед западными странами. Поэтому для изучения динамики внешнего долга СССРосновными источниками служат данные, приводимые в публикациях мировыхфинансовых организаций. Так, по оценкам Банка Международных расчетов внешняязадолженность СССР на конец 1984 года составляла около 25 млрд. долл., а посостоянию на 1 января 1992 года общая сумма внешнего долга Советского Союза оцениваласьуже в 105 млрд. долл. (Приложение, табл.1) [3].
По состоянию на начало 1995 годавнешний долг Российской Федерации, принятый от бывшего СССР, составлял 108,6млрд. долларов США, или 90,6% от общего объема государственного внешнего долга(с учетом пеней за просроченные выплаты, непогашенных процентов и долга передфизическими и юридическими лицами по замороженным валютным счетам воВнешэкономбанке СССР). Таким образом, можно отметить более чем четырехкратныйрост внешнего долга за семилетний период.
Оценить эффективность вложенияполученных средств довольно сложно по объективным причинам, главная из которых- распад СССР в 1991 году, приведший к разделу производственной базы Союза. Темне менее очевидно, что не все средства были использованы на модернизациюпроизводства. Часть из них пошла на закупку импортных потребительских товаров,другая часть — на обслуживание и погашение ранее привлеченных кредитов. Следовательно,советской экономике не удалось создать предпосылок для быстрого роста на основезападных промышленных технологий.
Спорным моментом, вызывающимпротиворечивые оценки со стороны экономистов и официальных властей, являетсянаследование долга СССР Россией. Вначале предполагалось, что бремя долга будетразделено поровну между суверенными государствами, образовавшимися послераспада Советского Союза. Такой раздел основывался на историческом опыте имеждународном праве.
При распаде таких государств,как Османская и Австро-Венгерская империи в начале XX века, при послевоенномразделе Германии в 1945 году (из более свежих примеров можно привести недавнееразделение Чехословакии и Югославии на несколько независимых государств), воснову урегулирования проблемы внешних долгов был положен принципотносительного долевого деления задолженности.
Правовой базой служит Венскаяконвенция 1983 году «О правопреемстве государств в отношениигосударственной собственности, государственных архивов и государственных долгов».Критерием выступают доли населения, ВВП и экспорта каждого из вновьобразованных государств в бывшем едином государстве.
Аналогичный подход был вначалеиспользован и в случае с советским долгом. Суммы долгов и активов бывшего СССРбыли поделены пропорционально вкладу республик в ВВП СССР (причем прибалтийскиегосударства отказались нести бремя внешней задолженности по политическиммотивам). Доля России составила около 61%, на втором месте по сумме долгаоказалась Украина — около 16%.
Однако, как показала практика,ни одно из молодых государств — правопреемников, кроме России, не оказалось всостоянии выполнить взятые на себя обязательства. В результате политическогодавления со стороны западных стран — кредиторов был принят так называемый«нулевой вариант», согласно которому в течение 1992-1993 гг. бывшиереспублики СССР передали Российской Федерации не только все зарубежные активы,но и обязательства Советского Союза по внешним долгам.
В итоге только за 1992-1993 гг.,по данным платежного баланса, сумма выплаченных процентов и просроченнойзадолженности составила порядка 15 млрд. долл., что превысило активное сальдопо экспорту товаров и услуг (около 14 млрд. долл. за тот же период)
Таким образом, Россия сталаплательщиком по долгам СССР, а в качестве компенсации российское государствополучило право требования по кредитам, предоставленным Советским Союзамнекоторым развивающимся странам, а также другие зарубежные советские активы (недвижимость,доли в уставном капитале коммерческих фирм).
Последствия «нулевоговарианта» для России можно оценить как негативные. В настоящее времяочевидно, что бремя внешней задолженности, унаследованной от Советского Союза,оказалось непосильным для российской экономики. Подтверждением этому служатдефолты, объявленные по всем обязательствам бывшего СССР в 1998 году.
Что касается долгов развивающихсястран СССР, то ситуация с ними тоже не внушает оптимизма. В 1993-96 гг. былипроведены выверки и на их основании была определена сумма задолженности порядка150 млрд. долл. Однако большая часть приходится на беднейшие и слаборазвитыестраны. Кроме того, при вступлении России в Парижский клуб в 1997 году вкачестве страны-кредитора значительная часть долга была списана (до 80%). Единственными«перспективными» должниками остались Индия (исправно погашающая свойдолг товарными поставками), Ирак, Сирия.
Следующим этапом в возникновениивнешней задолженности можно считать образование собственно российских долгов (Приложение,табл.2) [4].За период существования Россия, как независимое государство, произвеласобственные внешние заимствования на сумму 77,1 млрд. долл. Такая активнаяполитика на рынке внешних заимствований была обусловлена проводимой в этотпериод жесткой денежно-кредитной политикой, в соответствии с которой объемденежной массы в экономике сохранялся неизменным, и поэтому использовалисьтолько не эмиссионные источники финансирования бюджетного дефицита.
К внутренним факторам, повлекшимразрастание внешней задолженности, относится общеэкономическое состояние Россиина этапе перехода к рыночной экономике. Среди внутренних факторов, повлекшихрост российского внешнего долга в переходный период, следует отметитьмероприятия по достижению макроэкономической стабилизации.
При проведении данной политики вкачестве «номинального якоря» был принят рыночный курс рубля поотношению к американскому доллару. Стабильность обменного курса вела кподавлению инфляции, росту производства, возрастанию инвестиций. Оборотнойстороной такой политики стало повышение реального курса рубля, ухудшениеплатежного баланса путем стимулирования импорта и, как следствие, ростгосударственного внешнего долга в части, связанной с поддержанием искусственнозавышенного курса рубля.
Таким образом, образование ирост российской внешней задолженности в большей степени следует рассматриватькак результат внутренних экономических дисбалансов, выразившихся в бюджетномдефиците и завышенном курсе национальной валюты.
В последние годы наметиласьтенденция к сокращению внешнего долга Российской Федерации. В 2000 году онсоставил 139 млрд. долларов США. В начале 2004 года внешний долг РоссийскойФедерации оценивался суммой, эквивалентной 120 млрд. долларов США. По состояниюна 1 января 2005 года объем внешнего долга запланирован в размере до 115 млрд. долларовСША. [5]
Доля государственного внешнегодолга в процентах к величине валового внутреннего продукта (ВВП) за последниегоды существенно сократилась. Так, в 2000 году она составляла немногим менее54%, в 2003 году — 32 процента. В 2004 году максимальное соотношение величинывнешнего долга к ВВП ожидается в размере 24 процентов. [6]Однако, несмотря на постоянное снижение объема внешнего долга и его доли к ВВП,структура его в настоящее время не является оптимальной. Около 46% внешнихобязательств приходится на долговые обязательства бывшего СССР передстранами-членами Парижского клуба, другими странами — официальными кредиторами.Данные обязательства не являются рыночными. В связи с этим при управлении этойчастью долга невозможно использование преимуществ текущей ситуации нафинансовых рынках.
В структуре государственноговнешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2005 года основнойпроцент обязательств приходится на рыночные инструменты, т.е. ценные бумаги,номинированные в иностранной валюте. К ним относятся еврооблигации и облигациивнутреннего государственного валютного займа[7].
2. Современное состояние государственного внешнего долгаРФ2.1 Структура государственного внешнего долга РФ
Внешняя задолженность Россииимеет неоднородную структуру и состоит из нескольких видов долга, поэтому,представляется необходимым привести структуру внешнего долга России посостоянию на 01 апреля 2005 года (Приложение, табл.3) [8].
По своему происхождению государственныйвнешний долг России делится на 2 части: долговые обязательства бывшего СССРперед иностранными правительствами, банками и компаниями (относятся все кредитыи займы, привлеченные нашей страной до 1 января 1992 года) и долговыеобязательства собственно Российской Федерации, образовавшиеся в период после 1января 1992 года. Однако с 1 января 2000 года в связи с изменением бюджетнойклассификации в структуре государственного внешнего долга долговыеобязательства бывшего СССР не выделяются.
Нам представляется необходимымвсе же рассмотреть структуру внешнего долга РФ с разделением его на долгбывшего СССР и собственно России.
В общем объеме долговыхобязательств по кредитам, полученным от правительств иностранных государств,основной объем долга составляют обязательства перед странами-членами Парижскогоклуба кредиторов. К обязательствам Российской Федерации перед Парижским клубомкредиторов относится задолженность по кредитам, предоставленным иностраннымибанками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своихправительств или застрахованными правительственными страховыми организациями.
Парижский клуб являетсянеофициальной организацией крупнейших стран — кредиторов. Клуб был создан вконце 50-х годов с целью содействия урегулированию долговой проблемы бывшихколоний, получивших независимость. Стандартная процедура предусматриваетпроведение много-сторонних переговоров с участием представителей страны — должникаи стран — кредиторов. По результатам переговоров принимается решение об общихпринципах реструктуризации задолженности. Далее происходит подписаниедвусторонних договоров с каждой из стран — кредиторов в соответствии сдостигнутыми договоренностями.
По состоянию на 1 января 2004года объем обязательств РФ составил 44,7 млрд. долларов США, или 39,8% отобщего объема государственного внешнего долга РФ. После долгих и трудныхпереговоров, в мае 2005 года в Париже было подписано соглашение о досрочномпогашении $15 миллиардов российского долга перед Парижским клубом, чтосоставляет почти треть от общего объема задолженности. [9]
По словам председателяКоординационного совета предпринимательских союзов России Александра Шохина:«Этот факт выглядит очень позитивно, поскольку показывает способностьРоссии не только обслуживать свои долги, но и досрочно погашать их. Этоподтверждает высокий инвестиционный рейтинг России». [10]Он назвал успех на переговорах с кредиторами Парижского клуба «двойнойпобедой Минфина», т.к это уменьшает расходы по обслуживанию долга, чтодает экономию для бюджета. Платежи произведены из средств Стабилизационногофонда РФ.
В 2005 году экономия попроцентным выплатам Парижскому клубу за счет досрочного погашения составилаоколо $400 миллионов, а в 2006 планируется экономия почти $800 миллионов. [11]
Следующая составляющая долга,унаследованная от СССР — задолженность Лондонскому клубу кредиторов,объединяющему около 1000 крупных зарубежных коммерческих банков. В отличие отПарижского клуба кредиторов Лондонский клуб занимается вопросами задолженностиперед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитойгарантии или страхования. Обязательства России перед этим клубом составляютмежбанковские кредиты, предоставленные Внешэкономбанку в советское время, атакже векселя, использовавшиеся во внешнеторговых расчетах и изначальнопредназначавшиеся для операций а-форфэ (покупка без права оборота). Именно наданном рынке производились достаточно активные спекулятивные операции. Онизаключались в скупке российскими коммерческими банками задолженности посниженным ценам и последующему резкому сбросу долгов.
Долг оформлен в виде ценныхбумаг, зарегистрированных на Люксембургской фондовой бирже и свободнообращающихся на рынке: облигации PRIN, выпущенные на основную сумму задолженности,и облигации IAN, в которые оформлены просроченные проценты по основной суммедолга.
В начале 2000 года была достигнутадоговоренность о полномасштабной реструктуризации российского коммерческогодолга Лондонскому клубу кредиторов с частичным его списанием.
Вторая глобальная составляющаягосударственной внешней задолженности России — собственному российскому долгу,накопленному за период осуществления реформ. Размеры его относительно невелики — новый российский долг странам нерезидентам составляет 35,9 млрд. долл.
Основная доля приходилась накредиты международных финансовых организаций (МВФ и группа Всемирного Банка). Данныеорганизации относятся к специализированным учреждениям ООН так называемойБреттон-Вудской группы. Они были созданы в 1944 году. Россия вступила вМеждународный валютный фонд и Всемирный банк в 1992 году.
Основными типами займов являются(финансовые) бюджетозамещающие, инвестиционные (нефинансовые) и авансовые.
Финансовые займы предназначеныдля покрытия дефицита бюджетов государств-членов в ответ на обязательствапоследних осуществлять согласованные, например, с МБРР, экономические реформы. Обычнозаемные средства выделяются в виде серии траншей по мере выполнения странамиэтапов этих реформ. Средства займов могут использоваться также дляфинансирования импорта по упрощенной схеме.
Инвестиционные займы, обычноменее крупные, чем финансовые, предоставляются для финансирования проектов втаких областях как энергетика, транспорт, коммунальное хозяйство, дорожноестроительство, образование, здравоохранение, требующих закупок особых товаров иуслуг.
Авансовые займы используются дляфинансирования консультационно-технической и другой помощи в подготовке новыхпроектов и выделяются в тех случаях, если страна не может сама финансироватьэти работы.
В настоящее время долг МФВ погашенполностью, а на долю Всемирного банка приходится около 5,5 млрд. долл. Следуетотметить, что данные виды кредитов характеризуются низкими процентными ставкамии жесткими требованиями к заемщику, поэтому они наиболее благоприятны с точкизрения прозрачности и эффективности использования.
Следующая категория российскогодолга — еврооблигации — долговые обязательства, размещенные на мировомфинансовом рынке по конкурентным ценам. Российская Федерация за период с 1996года по 2002 год произвела 12 выпусков облигаций внешних облигационных займовРоссийской Федерации (ВОЗ) на общую сумму 37 млрд. долларов США.
Средства, привлеченные с помощьюеврозаймов, использовались для финансирования бюджетного дефицита, поэтому поцелевому назначению еврооблигации аналогичны ГКО.
Кроме того, еврооблигацииявляются «дорогим» долговым инструментом, процентные ставки повыпускам весны-лета 1998 года доходят почти до 13% годовых, что чрезмерновысоко для суверенного заемщика и свидетельствует о высокой рискованностиданных инструментов как объекта для инвестиций.
Наконец, оставшиеся 0,4 млрд. долл.приходятся на гарантии правительства по различным коммерческим сделкам игосударственные кредиты, полученные на двусторонней основе.
2.2 Государственный внешний долг РФ сегодня
Внешний долг РоссийскойФедерации на 1 октября 2005 года перед нерезидентами составил 228,3 млрд. долларовСША (Приложение, диаграмма 1). [12]
Февраль 2006 года: в структуревнешнего долга по сравнению с началом 2005 года произошли кардинальныеизменения. Досрочное погашение значительной части задолженности органовгосударственного управления, прежде всего перед Парижским клубом кредиторов,оказало решающее влияние на существенное снижение государственных обязательствперед нерезидентами. В целом за период с января по сентябрь 2005 года онисократились на $25,2 млрд., а с учетом органов денежно-кредитного регулирования- на $24,2 млрд.
Удельный вес государственноговнешнего долга РФ, сократившегося до $72,2 млрд., не превышал к концу отчетногопериода 32% по сравнению с 45% на начало 2005 года. Задолженность органовденежно-кредитного регулирования составляла $9,2 млрд.
Государственный долг Россиизначительно сократился за счет осуществления в июле-августе 2005 года досрочныхвыплат. По сравнению с началом года удельный вес задолженности, принятойРоссией в качестве правопреемницы бывшего СССР, снизился с 58% до 48% — с $56,1млрд. до $34,9 млрд.
К середине лета 2006 года Россияпланирует полностью урегулировать задолженность СССР, объявив обмен второготранша коммерческой задолженности на сумму примерно $500 млн. Изначально РФпланировала завершить обмен коммерческой задолженности осенью 2005 года, затем- в начале 2006 года. Задержка с обменом объясняется большим объемомтехнической работы с мелкими долгами. Правительство надеется, что долги,доставшиеся от СССР, будут урегулированы к саммиту «Большой восьмерки»,который состоится в середине июля 2006 года в Санкт-Петербурге.
Напомним, Россия в 2002 годупровела первый транш обмена коммерческой задолженности на еврооблигации 2010 и2030 годов на сумму $1,28 млрд. В 2004 году РФ переоформила в еврооблигации всюзадолженность перед Международным банком экономического сотрудничества (МБЭС) насумму $899,8 млн. Обмен оставшейся части задолженности перед МБЭС, котораясоставляет $165 млн., Минфин планирует завершить одновременно с обменом второготранша коммерческой задолженности. [13]
2.3 Управление государственным внешним долгом РФ
Под управлением государственнымдолгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходовкредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определениюусловий и выпуску новых государственных ценных бумаг.
Схемы расчетов, применяемые вотношении государственного долга Российской Федерации, можно выделить следующие:
реструктуризация задолженностиперед Парижским и Лондонским клубами кредиторов с консолидацией в основной долгчасти процентных платежей;
операции по обмену ГКО наевробонды;
посткризисная новация ГКО-ОФЗ;
операции по обмену ОВГВЗ на ОГВЗ;
обмен коммерческой задолженностина еврооблигационные займы.
Большинство указанных вышеопераций связано в первую очередь с невозможностью проведения в срок расчетов иурегулированием просроченной задолженности по долговым обязательствам. Вместе стем существует ряд «нестандартных» схем проведения расчетов подолговым обязательствам, экономическая эффективность которых либо вызываетопределенные сомнения, либо не может быть рассчитана в силу ряда причин. Ктаким операциям относятся, например, операции по погашению внешнейзадолженности экспортом и досрочное погашение внешней задолженности.
Первый тип «нестандартных»операций проводится на основе соответствующих соглашений, по которым МинфинРоссии осуществляет финансирование экспортеров, поставляющих продукцию за рубежв счет погашения внешней задолженности. Очевидно, что все финансированиеэкспортных поставок является по сути своей беспроцентными бюджетными ссудами,которые можно расценивать как погашенные в случае осуществления экспорта.
Товарная схема погашенияприменялась в отношении государственного внешнего долга РФ перед странами: Чехией,Словакией, Венгрией, Румынией, Китаем, Польшей, Францией, Финляндией, Италией,Южной Кореей и Уругваем.
Второй «нестандартный»способ проведения расчетов связан с досрочным погашением долговых обязательствс дисконтированием. Следует отметить, что оценить реальный эффект от проведениятаких операций практически невозможно. Это связано с тем, что, например, до2020 года никто не прогнозировал ни показатели инфляции, ни курсы валют, нидругие макроэкономические и бюджетные показатели, необходимые для оценки того,выгодно ли погашать долг сегодня с дисконтом или лучше осуществлять по немурасчеты до 2020 года.
В настоящее время для досрочногопогашения внешнего долга используется Стабилизационный фонд РФ,[14]формируемый за счет дополнительных доходов от высоких цен на нефть. Погашениедолга за счет средств стабилизационного, по мнению экспертов, наиболееэффективный способ расходования этих средств.
Начиная с 2006 года средстваСтабилизационного фонда РФ полностью предлагается накапливать и направлять на досрочноепогашение государственного внешнего долга. При этом базовый, не подлежащийрасходованию, объем Стабилизационного фонда предлагается на ближайшие 3-4 годасохранить на текущем уровне 500 млрд. рублей, погашая внешние долги за счетсредств фонда сверх базового уровня.
Досрочное погашение долгов,считают эксперты, пойдет на пользу России и позволит ей освобождать около 1миллиарда долларов на экономии процентов с долга. Эти деньги будут направлены вИнвестиционный фонд на финансирование совместных с бизнесом проектов винфраструктурных областях экономики. Например, в строительстве дорог,транспортных узлов.
Заключение
В результате проведенного вкурсовой работе исследования на тему «Государственный долг: причины возникновенияи способы погашения» можно сделать следующие выводы:
обзор литературы по данной темевыделяет несколько классификаций государственного долга в зависимости отпризнака, положенного в основу данной классификации, но основополагающим длявсех классификаций является деление его на внутренний и внешний долг;
государственный внешний долг этосумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включаяначисленные проценты) в иностранной валюте;
основной причиной возникновениябольшей части российского государственного внешнего долга является долг СССР;
долг России образовался врезультате привлечения дополнительных ресурсов из внешних источников, которые потребовалисьв связи с трудностями перехода от планово-административной системы хозяйствованияк рыночной;
внешняя задолженность Россииимеет неоднородную структуру и состоит из нескольких видов долга: больше всеговнешних обязательств приходится на долговые обязательства бывшего СССР передстранами-членами Парижского клуба, другими странами — официальными кредиторами;
в структуре современного государственноговнешнего долга России основной объем обязательств приходится на ценные бумаги виностранной валюте;
в связи с досрочным погашениемзначительной части задолженности перед Парижским клубом кредиторов в структуревнешнего долга РФ произошли кардинальные изменения, в результате чего удельныйвес государственного внешнего долга РФ сократился до $72,2 млрд.
Проблема внешней задолженноститребует постоянного контроля, поскольку может оказывать очень серьезноенегативное влияние на развитие страны в долгосрочной перспективе.
Схемы расчетов, применяемые вотношении государственного долга Российской Федерации, выделяют следующие:
реструктуризация задолженностиперед Парижским и Лондонским клубами кредиторов с консолидацией в основной долгчасти процентных платежей;
операции по обмену ГКО наевробонды;
посткризисная новация ГКО-ОФЗ;
операции по обмену ОВГВЗ на ОГВЗ;
обмен коммерческой задолженностина еврооблигационные займы;
а также «нестандартные»схемы, к которым относят погашение внешней задолженности экспортом и досрочноепогашение внешней задолженности (в частности из фондов Стабилизационного фондаРФ).
При последовательном проведении соответствующихмероприятий в течение предстоящего десятилетия угроза долгового кризиса будетустранена, долговая проблема в ее нынешнем виде перестанет существовать, атемпы экономического роста будут высокими.
Таким образом, государственныйвнешний долг России является сложной и многофакторной проблемой, решениекоторой, исходя из мирового опыта, требует значительных усилий.
Список использованных источников
1. Бюджетный кодекс РФ (ст.97, ст.98).
2. Бюллетень Счетной палаты РФ. // Анализ состояниягосударственного внешнего долга Российской Федерации. — 2004-2005 гг.
3. Бюллетень Счетной палаты РФ. // Отчет о результатахпроверки погашения государственного внешнего долга Российской Федерации в 2004г.
4. Бескова И.А. Управление государственным долгом // Банковские услуги. — 2002.- N 5. — С.2 — 8.
5. Илларионов А. Платить или не платить? /Человек и труд. — 2002, №1. — С.8.
6. Красавина Л.Н., Баранова Е.П. Внешний долг России: уроки и перспективы// Деньги и кредит. — 2001, №9. — С.40 — 42.
7. Лебеда Г.Л. Бюджетный дефицит и государственный долг: проблемымоделирования // Теория и практика управления [Электрон. ресурс]. — 2005, N4. — Режим доступа: www.liga.net/smi/show.html? id=145272
8. Сумин А. Проблемы внешней задолженности России: Автореферат. МГИМО МИДРФ. — М., 2004.
9. http // www.minfin.ru
10. http://www.rvps.ru
11. http://www.rbc.ru
12. http://www.eit.ru
13. http://www.deloros.ru
14. http://www.budgetrf.ru
Приложение
Таблица 1
Внешняя задолженность бывшегоСССРВнешний долг бывшего СССР (млрд. долларов США) 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 25,30 33,50 48,50 51,50 55,40 74,80 105,00
Таблица 2
Заимствования России, начиная с 1992 годаВид заимствования Объем, млн. долларов Кредиты, полученные от правительств иностранных государств 14900 том числе: Финансовые 11260 Связанные 3640 Кредиты, полученные от иностранных коммерческих банков и фирм 5970 Кредиты, полученные от международных финансовых организаций 22400 в том числе: от МВФ 15773 от МБРР (финансовые кредиты) 4282 от МБРР и ЕБРР (связанные кредиты) 2345 Государственные ценные бумаги РФ в иностранной валюте 27036 ОВВЗ 11121 Еврооблигации 15915 Кредиты, полученные от Банка РФ 6800 Государственные гарантии в иностранной валюте
Таблица 3
Структура государственного внешнего долга РоссииНаименование млрд. долл. США млрд. евро Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) 108.3 83.6 Задолженность странам — участницам Парижского клуба 46.2 35.7 Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб 6.2 4.8 Коммерческая задолженность 2.5 1.9 Задолженность перед международными финансовыми организациями 6.0 4.6 МВФ 0.0 0.0 Мировой банк 5.5 4.3 ЕБРР 0.4 0.3 Еврооблигационные займы 34.5 26.6 ОВГВЗ 7.1 5.5 Задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным за счет средств Банка России 5.5 4.2 Предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте 0.4 0.3
Диаграмма 1
Динамика государственного внешнего долга РФ 2000-2005 гг.(в % к ВВП)
/>