Государство и полновластие народа

Содержание
Содержание

Введение

Вопрос 1. Государство – основная форма реализации полновластия народа

Вопрос 2. Конституционное регулирование деятельности общественных объединений

Вопрос 3. Институты непосредственной демократии

Заключение

Список литературы

Введение
В содержание основ конституционного строя включена норма, устана­вливающая, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти, самоуправ­ления, политические партии и общественные организа­ции, что в своей совокупности составляет политическую систему.
Особое место в этой системе занимает государство. Государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и население, располагает для этого специальным аппаратом и издает общеобязательные нормативно-правовые акты.
Почему именно государство является основной формой реализации суверенитета народа?
Во-первых, государство – это единственная полновластная организация в масштабе страны.
Во-вторых, государство представляет весь многонациональный народ России, выражает его совокупную волю.
В-третьих, государство является собственником значительной доли средств производства, земли, природных богатств, материальных ценностей, охватываемых государственной собственностью.
В-четвертых, государство является официальным представителем внутри страны и во взаимоотношения с другими государствами.
Российской Федерации, как государству, присущи определенные признаки, свойственные любому государству, независимо от общественно-экономической формации, формы устройства и правления, политического режима и других критериев.
Вопрос 1. Государство – основная форма реализации полновластия народа
Для государства, прежде всего, характерна организация политической власти на определенной территории. В этой связи статья 4 Конституции РФ определяет, что «суверенитет Российской Федерации распределяется на всю ее территорию». Данное конституционно положение имеет особое значение для России, имеющей федеративное национально-государственное устройство. Территорию Российской Федерации составляет пространство, определяемое государственной границей.
Российская Федерация, определено в ст.4 п.3 Конституции РФ, обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Порядок осуществления этой задачи регулируется Конституцией РФ, Законом об обороне, Законом о Государственной границе и другими нормативно-правовыми актами.
Следующим характерным признаком всякого госу­дарства является наличие на его территории совокуп­ности людей – населения. Государственная организация общества обусловливает придание населению юридиче­ского статуса гражданства, иностранных граждан и лиц без гражданства. Решающую роль в организации и дея­тельности государства играют его граждане, составляю­щие в своей совокупности народ – носитель суверените­та государства.
В содержание основ конституционного строя Рос­сийской Федерации входят и нормы, устанавливающие основные принципы института российского граждан­ства.
Сущность и социально-правовая значимость инсти­тута гражданства состоит в том, что, с одной стороны, граждане исполняют обязанности перед государством, а, с другой, государство обеспечивает их права и свободы, защищает своих граждан. Как установлено в ст.61 Кон­ституции РФ, «гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами».
Государство обладает территориальным верховен­ством в пределах своих границ, что означает всю пол­ноту государственной власти над своим населением. Данный признак полно отражен в ст. 4 п.2 Конституции РФ.
На особое место в системе реализации суверенитета народа государство ставит наличие у него специального аппарата (механизма) для управления обществом и обес­печения его нормальной жизнедеятельности. Именно в этом аппарате материализуется государственная власть.
Государственную власть в масштабах Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и судебные органы РФ. Государственную власть в субъектах Российской Федерация осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
В соответствии с конституционным принципом разделения властей представительные органы осуществляют законодательную деятельность, исполнительные органы – управленческую деятельность во всех сферах государственной жизни, судебные органы осуществляют правосудие в государстве.
Российское государство, осуществляя народовластие, делает волю народа общеобязательной путем ее закрепления в нормативно-правовых актах. Ни один другой элемент политической системы, исключая референдум, не наделен правом издания юридически обязательных актов. Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство четко разграничивают круг полномочий государственных органов, по которым они могут принимать нормативно-правовые решения, а также устанавливают иерархию актов, издаваемых различными органами.
В целях обеспечения действия нормативно-правовых актов, в которых выражена воля народа, государство создает аппарат принуждения, являющийся составной частью государственного механизма, включающий суды, органы прокуратуры, органы внутренних дел, исправительно-трудовые учреждения и др.
Большинство граждан исполняют требования зако­нов сознательно и добровольно. Однако в отношении тех, кто не исполняет или исполняет их ненадлежащим об­разом, государство применяет принуждение, используя для этого принудительный аппарат.
Место государства в реализации полновластия на­рода определяется его функциями, под которыми пони­маются основные, наиболее важные направления дея­тельности государства. В функциях выражается сущ­ность государства, его роль в решении задач, стоящих перед обществом, в удовлетворении интересов всего на­селения.
Внутренними функциями Российского правового демократического государства являются: экономическая, социальная, функция финансового контроля, функция охраны законности и правопорядка, экологическая (природоохранительная).
1. Экономическая функция Российского госу­дарства выражается в разработке, координации, поощ­рении основных направлений развития экономики стра­ны. Для современного этапа развития России характер­но сочетание государственного регулирования и развития рыночных товарных отношений экономическими, а не административно-командными методами.
В Конституции РФ 1993 года отсутствует закрепленный в ранее действовавшей Конституции принцип централизованного, планового руководства экономической системой государства. К числу основ конституционного строя согласно Конституции РФ 1993 года следует отнести: свободу экономической деятельности; равное признание и защиту частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; поддержку конкуренции; свободу предпринимательской деятельности и т.д.
Государственное воздействие на экономику осуществляется через законодательную деятельность Федерального Собрания Российской Федерации в области федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии и др. (ст. 106 Конституции РФ).
Экономическая функция государства проявляется также в непосредственном хозяйственном руководстве государственным сектором экономики, где государство выступает собственником средств производства, производителем материальных благ и услуг. В связи с переходом к рыночной экономике в Российской Федерации осуществляется приватизация всех видов государственной собственности, что существенно суживает этот сектор экономики.
2. Социальная функция государства выражается в его деятельности по обеспечению социальной защищенности человека и гражданина. Необходимость этой функции непосредственно вытекает из ст. 7 Конституции РФ, из которой следует, что «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В этой статье Конституции РФ по существу определено содержание социальной функции государства. В Российской Федерации, подчеркивается в ст.7 п.2 Конституции РФ, охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пен­сии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Кроме этих положений, включенных в состав основ конституционного строя Российской Федерации, содер­жание и пути реализации социальной функции госу­дарства конкретизируются в статьях Конституции, закрепляющих права и свободы человека и гражданина, устанавливающих компетенцию органов государствен­ной власти.
3. Функция финансового контроля государства проявляется в учете им доходов, установлении системы налогов и сборов, формировании государственного бюд­жета и контроля над его исполнением. Государство осу­ществляет в рамках этой функции финансовое, валют­ное, кредитное, таможенное регулирование и денежную эмиссию.
В осуществлении функции финансового контроля важную роль играет Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации, а также Правительство Россий­ской Федерации. Кроме того, образованы Министерство финансов, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба налоговой полиции, Государственный таможен­ный комитет и другие федеральные органы исполни­тельной власти.
4. Функция охраны законности и правопорядка – это деятельность государства, его органов, направлен­ная на обеспечение строгого, точного исполнения требо­ваний законодательства всеми физическими и юридиче­скими лицами. Одной из основ конституционного строя Российской Федерации является положение ст.15 Кон­ституции РФ о том, что «органы государственной влас­ти, органы местного самоуправления, должностные ли­ца, граждане и их объединения обязаны соблюдать Кон­ституцию Российской Федерации и законы».
В условиях демократического правового госу­дарства реализация этой функции направлена на защиту законных прав и интересов личности, государства и об­щества. Правоохранительная деятельность не исчерпы­вает содержание функции охраны законности и право­порядка. Не меньшее значение имеет и деятельность по поддержанию стабильного правопорядка в экономической, политической, социальной, военной и иных сферах деятельности.
В реализации этой функции участвуют органы всех ветвей государственной власти. Представительные органы делают это путем законодательной деятельности и контроля. На исполнительно-распорядительные орга­ны возлагается задача непосредственной организации ее осуществления. Так, согласно ст.114 Конституции РФ Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.
Для выполнения этой конституционной задачи создаются и действуют такие органы исполнительной власти, как Министерство юстиции, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности РФ и др. Особое место занимают органы судебной власти и прокуратуры. Так, статья 1 Федерального закона «О проку­ратуре Российской Федерации» в редакции от 17 ноября 1995 г. устанавливает, что «Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов».
5. Экологическая (природоохранительная) фун­кция государства представляет собой совокупность мер по охране и научно обоснованному, рациональному ис­пользованию земли и ее недр, водных ресурсов, расти­тельного и животного мира, атмосферного воздуха.
Согласно Конституции РФ Правительство Россий­ской Федерации обеспечивает проведение экологической политики государства [ст. 114 п. в) Конституции РФ]. В реализации экологической функции участвуют боль­шинство федеральных органов исполнительной власти такие, как министерства топлива и энергетики, эконо­мики, сельского хозяйства и продовольствия и др. Су­ществуют и специально созданные в этих целях органы – Государственный комитет по охране окружающей среды, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству, Фе­деральная служба лесного хозяйства и др.
Внешние функции Российского государства:
1. Функция сотрудничества с другими государ­ствами, представляющая собой деятельность государст­ва по организации международного экономического со­трудничества; политического сотрудничества, особенно в вопросах войны и мира; культурного и научно-техничес­кого сотрудничества; сотрудничества в области исполь­зования и охраны окружающей среды. Реализация этой функции осуществляется на основе как национального законодательства, так и международно-правовых догово­ров и соглашений.
При этом ведущее место занимает Президент РФ, который определяет в соответствии с Конституцией Рос­сийской Федерации основные направления внешней по­литики Российской Федерации; представляет Россий­скую Федерацию в международных отношениях (ст.80 Конституции РФ); осуществляет руководство внешней политикой; ведет переговоры и подписывает междуна­родные договоры Российской Федерации; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломати­ческих представителей (ст.86 Конституции РФ).
Руководство осуществлением мер по реализации внешней политики Российской Федерации согласно ст.114 Конституции РФ возлагается на Правительство Российской Федерации. Непосредственное участие в осуществлении этой функции принимают такие органы исполнительной федеральной власти, как Министерство иностранных дел, которому отводится главная роль в этой работе, Министерство внешних экономических свя­зей, Министерство по сотрудничеству с государствами-участниками СНГ, Российское космическое агентство, Федеральная миграционная служба и др.
2. Функция обороны страны (защиты Оте­чества), представляющая собой систему политичес­ких, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по обеспечению готовности государства к защите от вооруженного нападения, а также собствен­но защиты населения, территории и суверенитета Рос­сийской Федерации. Оборона является элементом без­опасности государства и одной из важнейших его функций.
Необходимость существования этой функции обус­ловлена объективной реальностью и закреплена в ст.4 Конституции РФ: «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории». На современном этапе развития международной обста­новки угроза крупномасштабной войны значительно снизилась, однако сдержать потенциального агрессора может только опора на военную мощь.
Значимость обороны и строительства Вооруженных Сил обусловили отнесение этих вопросов к ведению Рос­сийской Федерации. Согласно ст.71 Конституции РФ ведению Российской Федерации в этой области подле­жат: вопросы войны и мира; оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и дру­гого военного имущества; определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воз­душного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа.
Кроме выше названных полномочий, имеющих не­посредственное отношение к сфере обороны и военного строительства, к ведению Федерации отнесены: приня­тие и изменение федеральных законов; установление системы федеральных органов государственной власти; федеральная государственная собственность и управле­ние ею; осуществление федеральных программ; феде­ральный бюджет; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; феде­ральный транспорт, информация и связь; внешняя по­литика; судоустройство и прокуратура; государственные награды и почетные звания; федеральная государствен­ная служба и др.
Конституция РФ определяет компетенцию высших органов государственной власти в области руководства обороной и военным строительством.
В нормах главы 1 Конституции Российской Феде­рации Российское государство характеризуется как де­мократическое, федеративное, правовое, социальное, светское, с республиканской формой правления. Рас­смотрим кратко содержание этих конституционных ха­рактеристик государства.
Демократическим оно является потому, что приз­нает носителем суверенитета и единственным источни­ком власти многонациональный народ Российской Фе­дерации. Кроме того, государство, согласно Конституции РФ, в полном объеме обеспечивает права и свободы че­ловека, видит в этом свою главную задачу. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными.
Федеративное государство. Россия является феде­ративным государством, так как она состоит из 89 рав­ноправных субъектов, перечень которых дан в ст.65 Конституции Российской Федерации. Среди этих субъ­ектов 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города фе­дерального значения, 1 автономная область и 10 ав­тономных округов. Республики, автономная область и автономные округа созданы по национально-территори­альному принципу, остальные субъекты – по админи­стративно-территориальному принципу.
Следует подчеркнуть, что федеративное устройство нашего государства основано на государственной целост­ности, единстве системы государственной власти, раз­граничении предметов ведения и полномочий между ор­ганами государственной власти субъектов, равноправии и самоопределении народов.
Правовое государство. Это означает, что в Россий­ской Федерации действует законодательная система, направленная прежде всего на обеспечение прав и свобод человека и гражданина. В нем обеспечена независимость суда как главного механизма реализации этих прав и свобод. Для правового государства характерно верховен­ство конституции по отношению ко всем иным норма­тивным актам и приоритет норм международного пра­ва. В нем обеспечивается также обязательность требо­ваний закона не только для граждан, но и для госу­дарства в целом и всех его органов.
Социальное государство. Это означает, что полити­ка государства направлена на создание условий, обеспе­чивающих достойную жизнь и свободное развитие чело­века. Как подчеркивается в ст.7 Конституции РФ, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье лю­дей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защи­ты.
Светское государство. Это конституционное опре­деление Российской Федерации означает, что государ­ство и религиозные объединения отделены друг от дру­га. Никакая религия в России, согласно ст.14 Кон­ституции РФ, не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Особое значение для многоконфессиональной страны, каковой являет­ся Россия, имеет конституционное закрепление ра­венства всех религиозных объединений перед законом. В связи с конституционным закреплением светского характера Российской Федерации Федеральный закон об основах государственной службы от 31 июля 1995 года запрещает государственным служащим использо­вать свое служебное положение в интересах религиоз­ных объединений для пропаганды отношения к ним. Хотя Конституция РФ не закрепляет положение об от­делении школы от религии, Закон о свободе вероиспове­дания от 25 октября 1990 года содержит норму о свет­ском характере государственного образования (ст.9 За­кона).
Республиканская форма правления. В настоя­щее время известны две основные формы правления: республика и монархия. Статья 1 Конституции РФ закрепила для Российской Федерации республиканскую форму правления. Это означает выборность главы госу­дарства и высшего органа законодательной власти – парламента. Хотя Конституция Российской Федерации не закрепляет непосредственно вид республики (парламентская или президентская), анализ консти­туционных норм, устанавливающих порядок форми­рования и компетенцию высших органов государ­ственной власти, показывает, что в России устано­влен президентский вид республиканской формы прав­ления.
Вопрос 2. Конституционное регулирование деятельности общественных объединений
Важное место в политической системе, как меха­низме реализации суверенитета народа, занимают обще­ственные объединения. Право граждан России на созда­ние этих объединений закреплено в ст.30 Конституции РФ, которая устанавливает, что каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональ­ные союзы для защиты своих интересов. Свобода дея­тельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо общественное объединение или пребыванию в нем.
Основы правового статуса общественных объедине­ний закреплены в ст.13 Конституции РФ, которая опре­деляет принцип идеологического многообразия и подчеркивает, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». В этой статье Конституции закрепляется принцип политического многообразия и многопартийности, а также важное положение о том, что «общественные объединения равны перед законом».
Организационно-правовыми формами обществен­ных объединений являются: общественные организации, движения, фонды, учреждения, органы общественной самодеятельности.
Общественная организация – это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Общественное движение – состоящее из участни­ков и не имеющее членства массовое общественное объ­единение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
Общественный фонд является одним из видов не­коммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого за­ключается в формировании имущества на основе добро­вольных взносов, иных, не запрещенных законом по­ступлений, и использование данного имущества на об­щественно полезные цели.
Общественное учреждение – это не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и уставным целям объедине­ния.
Орган общественной самодеятельности. Им яв­ляется не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различ­ных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализации программ органа по месту его созда­ния.
Общественные объединения независимо от их орга­низационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе уч­редительных договоров и (или) уставов, образуя новые общественные объединения. Правоспособность таких союзов (ассоциаций) как юридических лиц возникает с момента государственной регистрации.
По территориальной сфере деятельности общест­венные объединения подразделяются на общероссий­ские, межрегиональные и местные.
Принципы создания и деятельности общественных объединений: равенство перед законом; добровольность; равноправие; самоуправление; законность; свобода в определении своей структуры, целей, форм и методов деятельности; гласность; открытость и общедоступность информации об учредительных и программных доку­ментах.
Законодательство конкретизирует отношения госу­дарства и общественных объединений. Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятель­ность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, пред­усмотренных законом.
Государство обеспечивает соблюдение прав и за­конных интересов общественных объединений, оказы­вает поддержку их деятельности, законодательно регу­лирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная поддержка может выра­жаться в виде целевого финансирования отдельных об­щественно полезных программ общественных объедине­ний по их заявкам (государственные гранты); заключе­ния любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг; социального заказа на выполнение различных государственных программ не­ограниченному кругу общественных объединений на конкурсной основе.
Вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений в предусмотренных законом случаях, ре­шаются органами государственной власти и местного самоуправления с участием общественных объединений или по согласованию с ними.
Важное значение для создания и деятельности об­щественного объединения имеет Устав. Устав определя­ет: название, цели и организационно-правовую форму объединения; его структуру, руководящие и контрольно-ревизионные органы, территорию деятельности; условия и порядок приобретения членства, права и обязанности членов общественного объединения; компетенцию и по­рядок формирования руководящих органов, сроки пол­номочий и местонахождение; порядок внесения измене­ний и дополнений в устав; источники формирования денежных средств и иного имущества; порядок реорга­низации и ликвидации и т.д.
Важное юридическое последствие имеет факт госу­дарственной регистрации общественного объединения. Оно вправе не регистрироваться в органах юстиции, но в таком случае общественное объединение не приобретет прав юридического лица.
Для государственной регистрации необходимы сле­дующие документы:
– заявление в регистрирующий орган, подписанный членами постоянно действующего руководящего органа с указанием места жительства каждого;
– устав общественного объединения в двух экзем­плярах;
– выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания;
– сведения об учредителях;
– документ об уплате регистрационного сбора;
– документ о предоставлении юридического адреса;
– протоколы учредительных съездов структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений и др.
Основаниями для отказа в регистрации являются: противоречие положений устава Конституции РФ и за­конодательству; отсутствие полного перечня учредитель­ных документов; ранняя регистрация объединения с тем же названием на той же территории и др. Отказ от реги­страции может быть обжалован в суде.
Закон подробно регламентирует права и обязан­ности общественного объединения. Среди обязанностей на первом месте стоит требование соблюдать законода­тельство Российской Федерации, общепризнанные прин­ципы и нормы международного права, касающиеся сфе­ры его деятельности, а также нормы, предусмотренные Уставом и иными учредительными документами.
Для общественных объединений, являющихся юридическими лицами, закрепляется право на собствен­ность; указываются источники формирования имущест­ва; устанавливаются субъекты права собственности, регламентируются вопросы предпринимательской дея­тельности.
Закон регулирует вопросы ответственности госу­дарства и его органов, а также общественных объедине­ний за нарушения законодательства об общественных объединениях. Ответственность установлена уголовным, гражданским и административным законодательством Российской Федерации.
Политические партии выражают политическую волю своих членов, участвуют в формировании органов государственной власти и в ее осуществлении через из­бранных в эти органы представителей. Партии имеют право выдвигать кандидатов в представительные органы, в том числе единым списком, вести предвыборную аги­тацию, оформлять депутатские группы и фракции.
Массовые общественные движения преследуют политические и иные цели и не имеют фиксированного членства. В законодательстве установлено, что военно­служащие и лица, занимающие должности в правоох­ранительных органах, в своей служебной деятельности руководствуются законом и не связаны решениями пар­тий и массовых общественных движений.
Профессиональные союзы представляют и защи­щают интересы членов профсоюзов в области производ­ства, социально-экономической и культурной сферах, во взаимоотношениях с государственными органами, хо­зяйственными организациями и иными объединениями. Все профессиональные союзы равны перед законом. Бо­лее подробно статус профсоюзов регулируется законода­тельством, в котором устанавливается, что профессио­нальный союз (профсоюз) является добровольной обще­ственной организацией, объединяющей трудящихся, связанных общими интересами по роду их деятельности как в производственной, так и в непроизводственной сферах, для защиты трудовых и социально-экономичес­ких прав и интересов своих членов.
Закон регулирует порядок образования профсою­зов, устанавливает принцип независимости их деятель­ности от государственных органов, политических и дру­гих общественных организаций; запрещает дискримина­цию граждан по признаку принадлежности к профсоюзу.
Законодательство закрепляет право профсоюзов на участие в управлении государственной и общественной жизнью; защиту конституционного права на труд для своих членов; право на ведение переговоров с админи­страцией и заключение коллективных договоров и со­глашений; право контроля за соблюдением законода­тельства о труде администрацией и собственниками; право на объявление забастовки и др. В законодательстве установлены также гарантии прав профессиональных союзов со стороны государства и его органов.
Вопрос 3. Институты непосредственной демократии
Конституция Российской Федерации, закрепив по­ложение о том, что носителем суверенитета и един­ственным источником власти является многонациональ­ный народ, устанавливает: «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и сво­бодные выборы» (ст.3 п.3 Конституции РФ). Данное положение включено в число основ конституционного строя Российской Федерации.
Референдум – это способ принятия гражданами решений по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни путем всенародного голосования.
Право каждого гражданина Российской Федерации участвовать в референдуме закреплено в ст.32 Конститу­ции РФ как форма реализации права граждан на уча­стие в управлении делами государства.
Референдум проводится на всей территории России на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник референду­ма голосует лично и обладает одним голосом. Контроль за волеизъявлением гражданина не допускается; в ходе референдума никто не может быть принужден к выра­жению своих мнений и убеждений или отказу от них.
В референдуме имеет право участвовать каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день референдума 18 лет. Не имеет права участия гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособ­ным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.
На референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы:
1) изменения статуса субъектов Российской Феде­рации;
2) досрочного прекращения или продления полно­мочий Президента Российской Федерации, Совета Фе­дерации, Государственной Думы, а равно о проведении досрочных выборов этих органов либо отсрочки таких выборов;
3) принятия или изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обяза­тельств государства;
4) введения, изменения и отмены федеральных на­логов и сборов, а также освобождения от их уплаты;
5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обес­печению здоровья и безопасности населения;
6) амнистии и помилования.
Вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные га­рантии их реализации.
Федеральный закон устанавливает обстоятельства, исключающие проведение референдума: условия военно­го или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, а также в течение трех месяцев после их отмены. Повторный референдум не проводится в течение года после дня обнародования результатов референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.
Субъектами права инициативы проведения ре­ферендума являются: не менее двух миллионов граждан при условии, что на территории одного субъекта Рос­сийской Федерации или в совокупности за пределами территории России проживают не более 10 процентов из них; Конституционное Собрание в случае, предусмот­ренном ст.135 п.3 Конституции Российской Федерации (по вопросу принятия Конституции РФ).
Порядок реализации инициативы. Каждый гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме, а равно об­щероссийское общественное объединение, устав которого предусматривает участие в федеральных органах госу­дарственной власти и зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации не позднее чем за шесть месяцев до обращения с инициативой о проведе­нии референдума, могут образовать инициативную группу в количестве не менее 100 человек для сбора подписей в поддержку инициативы.
Инициативная группа обращается в избирательную комиссию субъекта Федерации, на территории которого проживает большинство ее членов, с ходатайством о регистрации группы. В ходатайстве указываются: фор­мулировка вопроса для вынесения на референдум; субъ­екты Российской Федерации для сбора подписей; дан­ные о членах инициативной группы и лицах, уполно­моченных действовать от имени группы.
Основанием для отказа в регистрации инициатив­ной группы может быть только нарушение ею положе­ний Конституции Российской Федерации и закона о ре­ферендуме.
Назначение референдума. Референдум назначает Президент Российской Федерации. До принятия реше­ния в течение десяти дней со дня поступления к нему материалов Президент РФ направляет их в Конституци­онный Суд РФ с запросом о соблюдении требований Конституции РФ. Конституционный Суд в течение ме­сяца направляет Президенту свое решение, подлежащее незамедлительному опубликованию.
В случае признания Конституционным Судом со­блюдения всех требований Президент Российской Феде­рации обязан назначить референдум не позднее 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда РФ. В случае отрицательного решения Суда все проце­дуры прекращаются.
В указе о назначении референдума определяется дата его проведения, голосование может быть назначено на любой выходной день в период от двух до трех меся­цев со дня опубликования указа.
Руководство проведением референдума Российской Федерации осуществляют:
1) Центральная избирательная комиссия Россий­ской Федерации;
2) избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
3) территориальные (районные, городские и др.) комиссии по проведению референдума;
4) участковые комиссии по проведению референду­ма.
В законе определены порядок формирования и пол­номочия этих комиссий, статус членов комиссий и ре­шены вопросы организации их деятельности. Решения и действия (воздействие) комиссий по проведению рефе­рендума могут быть обжалованы в судебном порядке.
Для проведения голосования и подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в референдуме, образуются участки референдума, которые образует гла­ва местной администрации по согласованию с соответ­ствующей территориальной комиссией. Списки граждан, имеющих право на участие в референдуме, составляются участковой комиссией на основе данных, предоставляе­мых главой местной администрации.
Агитация по вопросам, вынесенным на рефе­рендум. Граждане Российской Федерации, обществен­ные объединения вправе в любых допускаемых законом формах беспрепятственно вести агитацию за или против проведения референдума, за или против законопроекта, действующего закона или иного вопроса, выносимого на референдум.
Не допускается пропаганда или агитация, возбуж­дающие социальную, расовую, национальную или рели­гиозную ненависть и вражду.
Запрещается проводить агитацию, распространять любые агитационные материалы: федеральным органам власти, органам субъектов Российской Федерации местного самоуправления, а также их должностным ли­цам при исполнении служебных обязанностей; воинским частям, учреждениям и организациям; благотворитель­ным организациям и религиозным объединениям; чле­нам избирательных комиссий и комиссий по референ­думу.
Голосование и определение результатов рефе­рендума. В законе регламентируется порядок оборудо­вания помещений для голосования, требования к бюллетеню для голосования и порядок его заполнения. На всех участках референдума, в том числе за пределами территории Российской Федерации, голосование прово­дится с 8 до 22 часов по местному времени. О времени и месте голосования комиссия по проведению референдума оповещает граждан не позднее чем за 20 дней до прове­дения референдума.
Голосование осуществляется лично. На участках референдума обеспечиваются все условия для соблюде­ния тайны голосования, для обеспечения возможности проголосовать каждому, имеющему право участия в ре­ферендуме. Контроль за соблюдением порядка в поме­щении для голосования возлагается на председателя участковой комиссии.
Подсчет голосов проводится непосредственно чле­нами участковой комиссии. В протоколы по итогам го­лосования, составляемые участковой комиссией, вносят­ся следующие данные: число граждан, имеющих право на участие в референдуме, зарегистрированных по участ­ку; число бюллетеней, полученных участковой комис­сией; число выданных открепительных удостоверений и предъявленных на участке; число бюллетеней, выдан­ных на участке для голосования; число погашенных бюллетеней; число бюллетеней, содержащихся в ящиках для голосования; число недействительных бюллетеней; число голосов, поданных «за» и «против». Протоколы участковых комиссий направляются в территориальную комиссию, где составляется протокол об итогах голосо­вания по соответствующей территории. В свою очередь, на основании этих протоколов устанавливаются итоги голосования на территории субъекта Федерации, а затем по протоколам комиссий субъектов определяются ре­зультаты референдума на территории Российской Фе­дерации.
Принятое решение по итогам голосования подле­жит официальному опубликованию (обнародованию) Центральной комиссией референдума не позднее трех дней после определения результатов. Решение, принятое на референдуме Российской Федерации, является обще­обязательным и не нуждается в дополнительном утвер­ждении. Оно может быть отменено или изменено не ина­че как путем принятия решения на новом референдуме.
Заключение
Суверенитет народа относится к числу обязательных исходных принципов любой демократической конституции, хотя казалось бы, в наше время в цивилизованном мире ее уже никто не оспаривает. Исторически она возникла в ходе революционной борьбы народов против феодального абсолютизма (XVII-XVIII вв.) и противопоставлялась претензиям монархов на неограниченную власть как на мандат, якобы полученный свыше. Таким образом, понятие суверенитета, разработанное еще в XVI веке Ж. Боденом (Франция), для обоснования безраздельности государственной власти, было использовано в новом значении: для утверждения демократической концепции государства и народовластия. Конституционный принцип суверенитета народа и сегодня напоминает всем властителям о том, от кого они получили власть, а следовательно, во имя кого эту власть обязаны употреблять. Суверенитет народа – это первоисточник власти. Воля народа, выраженная в юридически релевантных формах, является подлинным и единственным базисом государства, от нее исходит мандат на устройство и любые изменения формы государственной власти. Суверенитет народа неразрывно связан с правами и свободами человека и гражданина. В этом его гуманистическая сущность. Народ никогда не бывает един в своих целях, ибо различны интересы его социальных групп, поэтому отличить реализацию суверенитета народа от эгоистических устремлений к власти опытных демагогов часто бывает очень трудно, юридические принципы здесь помогают лишь в небольшой степени. Отсюда исключительна важность правовой детализации принципа суверенитета народа, создание надежных гарантий для реализации этого принципа в жизни. Развитие и защита прав и свобод человека и гражданина – самое важная их этих гарантий.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. М., 1997.
2. В.Г. Стрекозов, Ю.Д. Казанчев. Конституционное право Российской Федерации. М., 1997.
3. Единая конституционная система Российской Федерации. М., 1994.
4. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Опыты федерализма. М., 1994.