КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу «Основы государства и права»
Содержание
1. Преобразование в механизме российского государства впериод правления Александра I
2. В Москве в 1499 году к судье были доставлены трипреступника: первый был уличен в промышленном поджоге, другой — в краже одеждыу соседа, а третий в краже сбруи из торговых рядов. Кроме того былоустановлено, что третий преступник ранее уже наказывалсяза кражу холста из лавки. Какие наказания преступникам должен был вынести суд?
Список использованных источников
1. Преобразование в механизме российскогогосударства в период правления Александра I
В развитии Российского государства выделяется в качествесамостоятельного период с начала XIX в. до 1861 г. В это время абсолютизмдостигает своего апогея. Вся власть была сосредоточена в руках одного лица — императора всероссийского. В Основных законах, открывающих Свод законовРоссийской империи, идея самодержавия сформулирована четко и безапелляционно:«Император Российский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноватьсяверховной его власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает».
Развитие государственного механизма в целом характеризуетсяв предреформенный период консерватизмом и реакционностью. Изменения, в немпроисшедшие, невелики и относятся преимущественно к самому началу века, когдамолодой Александр I с кружком аристократов-единомышленников решил провестилиберальные реформы. Эти реформы, однако, остановились на учрежденииминистерств и Государственного совета.
Получив от императора поручение разработать проектпреобразования государственного механизма, М.М. Сперанский предложил создатьГосударственную думу — представительный орган, избираемый собственникаминедвижимости, которому вручались законосовещательные прерогативы. Одновременнопредлагалось создать сугубо чиновничий Государственный совет, на которыйвозлагались бы также законосовещательные и вместе с тем административныеобязанности. Идея Государственной думы была решительно отвергнута, ибо в нейувидели попытку ограничения самодержавия, а Государственный совет в 1810 г. былсоздан.
Через Государственный совет должны были проходить всезаконопроекты. Он и сам должен был разрабатывать важнейшие из них. Вместе с темв «Образовании Государственного совета» подчеркивалось, что ни один проектне может стать законом без утверждения его императором. На Государственныйсовет возлагались также обязанности по финансовому управлению.
Совет состоял из общего собрания и 4 департаментов: департаментазаконов, департаментов дел военных, дел гражданских и духовных, государственнойэкономии. Председателем Государственного совета считался сам император. Однакопредусматривалось, что он может поручить функцию председательствования одномуиз членов Совета. Практически в течение рассматриваемого периода царь сам ниразу не председательствовал в Совете.
Еще раньше были реформированы органы отраслевого управления.Петровские коллегии уже на протяжении XVIII в. постепенно захирели. Принципколлегиальности, существовавший в этих органах, все больше заменялся единоначалиемих президентов, а сами коллегии при Екатерине II одна за другой упразднялись. Всамом начале своего правления, в 1802 г., Александр I ввел новые органыотраслевого управления — министерства. Опыт их работы был обобщен и закреплен в1811 г. «Общим учреждением министерств». Создавались министерстваиностранных дел, военное, финансовое, юстиции и др. Круг министерств напротяжении периода менялся.
Главным отличием министерств от коллегий было утверждениепринципа единоначалия. Министр полностью отвечал за руководство вверенной емуотраслью управления и имел все полномочия для осуществления этой задачи. Он былкак бы самодержцем в своей сфере деятельности. Тем не менее, при министрепредусматривался также коллегиальный орган — совет министра. Он не был дажесовещательным, а скорее лишь подготовительным органом, куда стекались всематериалы из департаментов министерства, идущие на подпись министру.
Одновременно с министерствами был создан Комитет министров. Правда,положение о нем было издано десять лет спустя, в 1812 г. Это был совещательныйорган при царе, имевший, прежде всего, межведомственные и надведомственныефункции, т.е. он решал вопросы, касающиеся сразу нескольких министерств илипревышающие компетенцию министра. Кроме того, у него был еще собственный кругполномочий, в частности Комитет наблюдал за губернаторами и губернскимиправлениями. В состав Комитета министров входили председатели департаментовГосударственного совета, министры, главноуправляющие ведомствами,государственный секретарь.
При восшествии на престол Александр I упразднил тайнуюэкспедицию, существовавшую с XVIII в. Однако уже в 1805 г., уезжая на войну сНаполеоном, он создал Временный комитет высшей полиции для наблюдения заобщественным мнением. После Тильзитского мира этот комитет был преобразован вКомитет общественной безопасности, которому вменялась в обязанность иперлюстрация частных писем. В конце царствования Александра I создаются органыполитической слежки и в армии.
Учреждением, в котором наиболее ярко отразился абсолютистскийпорядок устройства высших органов управления, явилась Собственная егоимператорского величества канцелярия[1].Она фактически стояла над всем аппаратом управления. В прогрессивном планеизвестность получило II отделение императорской канцелярии. Оно провелоколоссальную работу по систематизации законодательства России.
Консерватизм и реакционность политической надстройки Россиипервой половины XIX в. предопределили такие же особенности российской правовойсистемы. Все изменения в праве производятся только для того, чтобы отстоятьустои феодализма, абсолютистские порядки. В силу этого и изменения в праве, вего существе невелики.
Стремление удержать и подкрепить устои шатающегосяфеодализма приводит к идее своеобразной феодальной законности. Вслед за ПетромI, требовавшим неуклонного соблюдения законов, ту же мысль проводит спустястолетие Александр I. При этом он демагогически связывает и себя рамкамизаконности. В одной из резолюций Александр I писал: «Закон должен быть длявсех единствен. Коль скоро я себе дозволяю нарушать законы, кто тогда почтет заобязанность наблюдать их?» Стремление закрепить существующие порядкиприводит к идее систематизации законодательства.
Если содержание права в данный период изменилосьнесущественно, то этого нельзя сказать о его форме. Была проведена грандиознаяработа по систематизации российского законодательства, составившая целую эпохув его истории.
Последним универсальным систематизированным сборником,охватывающим почти все отрасли русского права, было Соборное Уложение 1649 г. ВXVIII в. неоднократно предпринимались попытки создать новое Уложение, однакоони не привели к успеху.
К началу XIX в. неразбериха в законодательстве дошла допредела. Она была одной из причин беспорядков и злоупотреблений в судах.
Александр I уже в 1801 г. учредил новую, десятую по счету,комиссию во главе с П.В. Завадовским. Она получила название комиссиисоставления законов и провела значительную подготовительную работу. Но лишь приНиколае I удалось развернуть по-настоящему и завершить систематизациюроссийского законодательства.
Чистяков отмечает, что неуспех всех десяти комиссийопределялся тем, что они раздирались серьезными противоречиями, борьбой междуновым и старым, в основе которой лежал вопрос о существовании крепостногоправа, т.е. о существе феодализма. Так было и с последней, десятой комиссией. Когда«главный исполнитель работ» комиссии Г.А. Розенкампф предложил начатьдело с пересмотра законодательства о крестьянстве, он натолкнулся на резкийотпор Александра I.
Параллельно с систематизацией общеимперского права былипроведены работы по инкорпорации остзейского права, отражающегопривилегированное положение местных дворян, мещан и духовенства. Еще приАлександре I задание по систематизации остзейского права было даноОбщеимперской кодификационной комиссии, работавшей над ним в течение семи лет.
В первой половине XIX в. при Александре I началосьоформление системы российского права, дожившая в своей основе до последних днейРоссийской империи.
Местное управление не претерпело в данный периодсущественных изменений. Во главе губерний стояли губернаторы, на окраинахгруппы губерний возглавлялись генерал-губернаторами. Во главе уездов стояликапитан-исправники, осуществлявшие свои функции совместно с нижним земскимсудом, который был не судебным, а полицейским органом. Уезды делились на станы.Для управления казенными крестьянами были созданы волости. Во главе волостейстояли волостные правления из волостного головы, старост и писаря. Неподверглась существенным изменениям и судебная система.
Низкий образовательный уровень чиновничества характеризовалне только судебные органы, но и весь государственный аппарат. В 1809 г. поинициативе М.М. Сперанского было выдвинуто требование наличия определенногообразования для продвижения по службе. При Александре I была развернута сетьучебных заведений, в том числе и университетов. Однако больших результатов этомероприятие не дало, даже к концу периода.
Если в системе государственного механизма не произошлопринципиальных изменений, то продолжалось его разбухание, количественный ростчиновничества, бюрократии. Это разбухание, а также активная внешняя политикатребовали громадных денег. Государство искало их старым испытанным способом — повышением налогов. В 1810-1812 гг. они были увеличены в два с лишним раза.
Не претерпела принципиальных изменений и организациявооруженных сил. Правда, многочисленные войны первой половины XIX в. заставилиувеличить состав армии. В то же время был несколько сокращен срок службы ввойсках. Наиболее заметным событием в истории вооруженных сил этого периодабыло создание военных поселений. Громадные расходы на армию побудили к попыткепоставить армию на самообеспечение. В 1808 — 1809 гг. по инициативе А.А. Аракчеевав нескольких губерниях государственные крестьяне стали переводиться на режимвоенных поселенцев. С особым размахом эта работа развернулась с 1815 г. Третьармии стала жить в военных поселениях.
Были построены специальные поселки с хорошими каменнымидомами и хозяйственными помещениями. Солдаты жили с семьями, занимаясьпривычным крестьянским трудом. Но сверх того они должны были нести военнуюслужбу, т.е. заниматься строевой и всякой иной боевой подготовкой.
Идея военных поселений себя не оправдала. Сэкономить насодержании армии не удалось, когда же попытались такую экономию провести засчет уменьшения ассигнований на военных поселенцев, это привело к волнениям. Восстаниявоенных поселенцев вызывались и злоупотреблениями начальников, притеснениями состороны командиров. Военные поселения не оправдали себя не только экономически,но и политически: надежда создать из военных поселенцев особую касту — опорусамодержавия не сбылась.
Военные поселения, в конце концов, трансформировались как быв подсобные хозяйства. Работая в них, солдаты, освобожденные от строя,обеспечивали производимой продукцией определенные воинские части.
Таким образом, политическая надстройка России вдореформенный период оставалась феодальной, приспособленной к защите устоевфеодального общества, охраняющей и отстаивающей интересы господствующего классафеодалов от всякой угрозы его существованию и господству. Вместе с тем нагосударственном механизме не могли не отразиться те серьезные изменения,которые происходили в базисе, — неуклонное развитие капиталистического уклада. Сопротивляясьдействию новых сил, самодержавие не могло не идти на некоторые, хотя и не оченьзначительные, уступки. Так, в 1802 г. было учреждено Министерство коммерции, в1819 г. — Государственный коммерческий банк.
Некоторые отечественные авторы, хотя данное утверждениедостаточно спорно полагают, что уже в данный период феодальное государство вРоссии сделало известный шаг по пути превращения в буржуазную монархию.2. В Москве в 1499 году к судье были доставлены трипреступника: первый был уличен в промышленном поджоге, другой — в краже одеждыу соседа, а третий в краже сбруи из торговых рядов. Кроме того былоустановлено, что третий преступник ранее уже наказывался за кражу холста излавки. Какие наказания преступникам должен был вынести суд?
Дела преступников решаются на основании Судебника 1497 года.В данном Судебнике впервые выделяются различные виды преступлений.
Похищение чужого имущества именуется Судебником татьбой. ПоСудебнику 1497 г. татьба подразделялась на простую и квалифицированную.
Повторная кража относилась к квалифицированным. В Судебникесказано (ст.8: «А доведуть на кого татбу… и будет ведомой лихой, и бояринутого велети казнити смертною казнью». Следовательно, третьего преступникаказнят.
Простая кража — это кража, совершаемая впервые, за этопреступление предусматривалось новое наказание — торговая казнь. Судебник (ст.10)гласил: «А котораго татя поймают с какою татбою ни буди впервые, опрочецерковные татбы и головные, а в ыной татбе в прежней довода на него не будет,ино его казнити торговою казнию». Торговая казнь заключалась в публичномбитье кнутом, и часто заканчивалась смертью. Поскольку второй преступникпопался впервые, то его накажут торговой казнью.
Перечень особо опасных преступлений замыкает поджог. ВСудебнике (ст.9) сказано: «А… зажигалнику, ведомому лихому человеку животане дати, казнити его смертною казнью». Следовательно, первого преступникатакже казнят.
Список использованных источников
1. История отечественного государства и права. Часть I. Учебник. // Под ред.Чистякова О.И. М., 2005.
2. История отечественного государства и права. Учебник для вузов / Под ред.Корельского В.М. — М.: 2000, Юристъ.
3. Орлов А.С. Переводные повести феодальной Руси и Московского государстваXII — XVII веков. Л., 1934.
4. Падалка Л.П. Развитие русского права в XV — пер. пол. XVII в.М., 1986.
5. Российскоезаконодательство Х — XX веков. Том 2. М., 1985.