Государство и религия 2

ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИЯ
Курсовая работа
Содержание
Введение
Глава 1. Государство
1.1 Понятие государства
1.2 Закономерности развития государства, его сущность
Глава 2. Религия.
2.1 Возникновение религии
2.2 Христианство в России
2.3 Ислам в Башкортостане
2.4 Религия и государство
Заключение
Список литературы
Введение
Государство – сложная политико-правовая форма организации общественной жизни. Оно призвано служить средством управления общественными процессами (защита прав и законных интересов обеспечение правопорядка, безопасности граждан и общества).
Государство есть продукт возникновения и развития человеческой цивилизации. Право и государство – это относительно самостоятельные явления общественной жизни. Между правом и государством существует функциональная связь, которая означает: государство не может нормально функционировать без права, а право — без государства. Только при наличии правовой среды можно говорить о возможности и реальном существовании правовой государственности. Становление правовой государственности предполагает господство права в общественных отношениях, признание примата права в государственной политике, ограничение власти основами права и нравственности, правление правового закона.
В формировании права большую роль на определенном этапе сыграла религия. Религия – одна из форм общественного сознания, совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование бога или богов, в сверхъестественные силы, а также соответствующее поведение и специфические действия.
В современном мире все возрастает влияние религии, преимущественно православной в России, на различные государственные дела и на ее стремление внедриться во властные и иные структуры, чему способствуют как представители самих властных структур разного уровня, так и лица, занимающие руководящие посты в различных организациях и предприятиях. Появление молодежных движений экстремистского толка, так называемые скинхеды, в любом международном конфликте проявляются национальные распри, будь то Европа, будь то Азия. Все выше изложенное говорит об актуальности рассматриваемой темы.
Цель данной работы рассмотреть государство и религию в ракурсе науки теории государства и права, практической основой, как правило, выступает Россия, ее законы и история, и Республика Башкортостан.
При написании работы были использованы труды ученых прошлого и современности — Цицерона, Фейербаха Л., Маркса К., Энгельса Ф., Алексеева С.С. и других.
Глава 1. Государство
1.1 Понятие государства
С древнейших времен людей интересовал вопрос, что такое государство и что такое право. Интересовал, прежде всего, потому, что государство и право и в древнем и в современном мире, так или иначе, касаются каждого человека.
Что же такое государство? Есть два значения этого слова, во-первых страны, т.е. политико-географического образования, во-вторых, организации политической власти, системы институтов власти.
Государство – сложная политико-правовая форма организации общественной жизни. Оно призвано служить средством управления общественными процессами (защита прав и законных интересов граждан, обеспечение законности и правопорядка, безопасности граждан и общества).
Государство есть продукт возникновения и развития человеческой цивилизации. Процесс становления государства имеет место лишь на определенном этапе развития человеческого общества. В результате эволюционного развития человечество выработало для управления общественными процессами систему определенных правил поведения, устанавливаемых публичной властью. По мере усложнения социальных связей эти социальные нормы и институты политической власти принимают более сложные формы.1
Понятие «государство» связанно с двумя более широкими понятиями — «общество и власть».
Общество— это общность людей на определенной территории, характеризующаяся экономическим и духовным единством и целостностью организации жизни.2
Главная черта общества заключается в том, что оно представляет собой систему разумных существ, т.е. «особый самостоятельный социальный организм, охватывающий все население на той или иной территории3. Предпосылки возникновения государства лежат в природе самого общества. Общество – это определенный тип отношений и связей между людьми (социальных, экономических, политических, духовных, юридических и т. д.), объединенных территориально, в рамках которых удовлетворяются их основные жизненные интересы и потребности (обеспечение прав и свобод, безопасность и др.). Необходимость реализовывать и обеспечивать эти потребности является предпосылкой для возникновения и существования государства. Охрана общественно значимых интересов, определяемых необходимостью нормального социального существования и развития человека, являются задачей всего общества, условием его стабильного функционирования. Упорядочение в этих целях общественных отношений происходит при помощи публичной власти, представлявшей общество во внешних и внутренних отношениях. Государственная власть обладает монополией на принуждение в случае нарушения законов и имеет для реализации этих полномочий систему специальных органов (государственный аппарат). Властные решения, исходящие от публичной власти, имеют общеобязательный характер и подлежат исполнению. Таким образом, мы видим, что государство возникло и упрочилось в поисках обеспечения внутреннего порядка и внешней безопасности. Еще Аристотель говорил, что государство создается «ради прекрасной жизни».
Выделяются две разновидности общества:
неразвитые общества, т.е. общества с еще не сложившимися, неутвердившимися экономическими, политическими, социальными, духовными отношениями, институтами.
развитые общества, т.е. с уже сложившимися, сформировавшимися отношениями, и институтами.
Существенно деление общества и на такие две группы:
общества, в которых необходимые единство и организованность достигаются в основном за счет внутренних экономических и духовных факторов (демократические общества);
общества, в которых необходимые единство и организованность достигаются в основном в результате использования действующей внешней силы — власти (недемократические общества (с авторитарной и тоталитарной властью)).
Из этого вытекает значение понятия власть.
Власть— это отношение господства и подчинения, при которых воля и действия одних лиц (властвующих) доминируют над волей и действием других лиц (подвластных)4.
Определяющей чертой власти является возможность одних людей, организаций господствовать над другими организациями и людьми, над их воле и действиями.
Власть призвана служить обществу, обеспечивать его целостность, служить личности, обеспечивать и охранять права и свободы граждан.
Есть две разновидности власти:
естественная власть — в семье, в обществах по интересам;
власть, которая „навязывается“, выступает как внешняя сила — в партиях, в общественных объединениях и т.д.
Особо выделяется политическая власть, которая является „аппаратной“, т.е. осуществляется через аппарат власти, институты организованного государственного принуждения.
1.2 Закономерности развития государства, его сущность
Само по себе возникновение государства выражает вхождение человеческого общества в цивилизацию, т.е. обретение им качеств саморегулирующейся системы, развивающейся на своей собственной основе. Важнейшей особенностью, характеризующей государство в условиях цивилизации, движение к свободе — постепенно утверждающаяся автономия личности, экономическая свобода, основанная на частной собственности, участие личности в управлении обществом (народовластие в тех или иных формах).5
По мере совершенствования цивилизации, роста и упрочения демократии государство превращается из простого, из „просто“ организации политической власти, из примитивного, „варварского“ принудительно-репрессивного образования в политическое общество, организованное, где власть функционирует в комплексе со всеми институтами власти, государства в соответствии с принципом разделения властей.
В юридической и политологической литературе существуют различные теории и концепции, объясняющие природу и сущность государства (естественно-правовая теория, теория договорного происхождения государства и права, теория разделения властей и др.).
В эпоху средневековья господствовала теологическая концепция происхождения государства и права, согласно которой Бог, создав государство и законы, однако, не указал непосредственно лиц, осуществляющих власть, конкретные формы правления, методы властвования и т. п. Основателем данной теории считается средневековый богослов Августин. Идея теократии содержалась в его учении о «двух градах». Ни один «земной град» (т. е. государство), подчеркивал Августин, не знал подлинной справедливости, а потому походил, скорее, на «шайку разбойников». Критикуя реально существующие государства, он противопоставил им церковь в качестве идеального «небесного» сообщества, духовной общины верующих. Тем самым обосновывались притязания церкви на руководство государственными делами. Приоритет церкви над государством защищал и Фома Аквинский, полагая, что правители могут использовать свою власть вопреки заветам божества, их деятельность должна контролироваться церковью6. Современная католическая церковь также защищает тезис о божественном происхождении государства и права
Назначение и сущность государства состоит в том, что оно призвано осуществлять управление обществом на основе демократических принципов правления в интересах защиты основных прав и свобод личности, а также для обеспечения общественного согласия (социального компромисса). Поскольку государство представляет собой территориальный публично-правовой союз населения, осуществляющий свои задачи и выполняющий свои функции с помощью специальных органов государственной власти, то можно сказать, что обеспечение прав и свобод человека и гражданина, регулирование и упорядочение общественных отношений и является основной обязанностью государства.–PAGE_BREAK–
Природа государственной власти – в охране прав и свобод человека и гражданина, в обеспечении гражданского мира и согласия. Социальное назначение государства заключается в том, что это такая организация политической власти, призванная представлять общие интересы населения. Деятельность государства направлена на решение общесоциальных проблем. Управляя делами общества, государство стремится к стабильности и гармоническому развитию общества, к обеспечению социального компромисса и правопорядка. Еще Цицерон писал, что «государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов»7.
Социальное назначение и сущность государства проявляются в его функциях и задачах. Под функциями государства понимают основные направления его деятельности, вытекающие из его сущности и роли в общественной жизни. В отличие от задач государства, которые могут носить временный, локальный характер, функции государства имеют постоянный характер и общесоциальную направленность, хотя в различные исторические эпохи они могли быть направлены и на узкокорпоративные цели.8
Исторический процесс идет от несовершенного, неразвитого государства, выступающего обычно как диктаторская государственная власть, к развитому государству, где регулируются народовластие, экономическая свобода, свобода личности.
Вместе с этой основной закономерностью в развитии государства, может быть отличен и ряд других:
«уход» государства от экономики, все большее его отделение от хозяйственной жизни, от выполнения функций собственника;
развитие конституции, институтов и правовых механизмов, сдерживающих политическую власть, вводящих ее в четко очерченные рамки, в строгий правовой режим;
все большее преобладание республиканской формы правления;
эволюция в формах и методах деятельности государственных органов, их все большее подчинение закону, нравственным, гуманным началам.
Развитие государства в любую эпоху неотделимо от развития (иногда противоречиво) всего общества, его экономики, культуры, морали, духовной жизни.
В передовых демократических странах в области политико государственной жизни все большее значение приобретают такие тенденции:
государство все больше становится «государством человека», в котором человек, его неотъемлемые права и свободы, нравственно-духовные, гуманитарные основы его бытия выдвигаются на первое место;
все общество, а не только государственная — выступает в качестве правового;
утверждаются и все более развиваются институты либеральной демократии — парламент, свободные выборы, муниципальное самоуправление, референдум;
усиливается в условиях невмешательства государства в экономику, в частно-правовые отношения социальная ориентация, в его деятельности;
возвышается независимое правосудие, обеспечивается через него всесторонняя защита человека, его прав и свобод.
Развитие государства происходит неразрывно с развитием права. В современных государствах основными источниками официального выражения и закрепления норм позитивного права являются:
· законы и иные нормативно-правовые акты, принимаемые компетентными органами государственной власти и управления или всенародным голосованием (референдумом);
· общепризнанные принципы и нормы международного права;
· юридический прецедент (судебный и административный);
· религиозные источники (священные писания, книги, трактаты);
· правовой обычай;
· нормативный правовой договор;
· доктрина, или юридическая наука.
Рассмотрим религиозные источники, Священные религиозные книги (Талмуд, Библия, Коран) являются одним из древних источников права и сохраняют свое значение в традиционалистских правовых системах. В них содержатся религиозные нормы, которые признаются государством в качестве общеобязательных. В настоящее время религиозные тексты как источники права наиболее характерны для мусульманского права, что является отличительной особенностью данной правовой системы. Мусульманская правовая система берет свое начало в Коране – собрании изречений пророка Мухаммеда, ниспосланных ему Аллахом. Юридические положения мы находим в строфах Корана (мусульманские юристы называют их «правовыми строфами»). Это строфы (их определенное количество), которые устанавливают личный статус (их 70), строфы, касающиеся «гражданского права» (также 70), строфы уголовно-правового характера (30), строфы, регламентирующие судебную процедуру (13), «конституционные» строфы (10), строфы, касающиеся экономики и финансов (10), и, наконец, строфы, относящиеся к «международному праву» (25)3. Вторым по значимости источником мусульманского права является Сунна – сборник преданий о пророке Мухаммеде, его действиях и высказываниях. Третьим источником мусульманского права считается иджма (или единое соглашение мусульманского общества), которая используется для углубления и развития легального толкования божественных источников. Четвертый источник – кияс, или суждение по аналогии. Кияс становится легитимным благодаря Корану и Сунне.9
Таким образом, государство — продукт истории, выстраданной человечеством, ее опыта, ее ошибок. Государство и право развиваются неразрывно друг от друга. Религия, на определенном этапе развития, заменив обычай и традиции, стала основной частью права (средневековье), в современных светских государствах она существует рядом с государством и правом, оказывая моральное воздействие. По мере развития истории позитивный потенциал государства все более и более раскрывается. Поэтому, в условия демократии совершенствование и укрепление государства во всем комплексе его институтов — единственное, естественное и оптимальное направление, по которому должна идти политическая жизнь современного общества.
Глава 2. Религия
2.1 Возникновение религии
Современная религия чрезвычайно многообразна и динамична, она отражает реалии нашего времени и стремится соответствовать его требованиям и запросам. С начала своего существования человек выдумал бесчисленное множество суеверий, люди создали 50 тысяч больших и малых религий. Одно только христианство породило 3 тысячи сект, то есть групп верующих, отделившихся от господствующей церкви. В 1985 году из 4,5 миллиардов населения нашей планеты было свыше 3 миллиардов верующих различных исповеданий. Распространенность религии не означает, что она истинна. Известны племенные, национальные, мировые религии. Племена Африки и Австралии почитают духов, предков- покровителей. Наиболее крупные национальные религии — индуизм, синтоизм («путь богов» у японцев), конфуцианство и даосизм (религия Китая), иудаизм (религия евреев).
Мировые религии — буддизм, ислам, христианство. Они распространены во многих странах и у многих народов.
В различных религиях, вероисповеданиях, устанавливаются обязательные для верующих правила — религиозные нормы. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий Завет, Новый Завет, Коран, Сунна и др.), в решениях собраний верующих или духовенства, в произведениях авторитетных религиозных писателей. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, регламентируются отправление обрядов, порядок церковных служб.
Ряд религиозных норм имеет моральное содержание (заповеди).
В истории права были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения.
В некоторых современных исламских странах Коран («арабский судебник») и Сунна — основа религиозных, правовых, моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих «правильный путь к цели» (шариат)10.
2.2 Христианство в России
Тысячелетие назад наша страна приняла христианство, как государственную религию. Распространение христианства проводилось княжеской властью и формирующейся церковной организацией. все время существования религия тесно переплетена с государством и правом. При крещении Руси народ принуждали принимать новую веру. Митрополит Иларион киевский признавал “… никто не сопротивлялся княжескому приказу, угодному богу, и крестились если не по собственной воле, то их страха перед приказанием, ибо его религия была связана с властью.” Церковь сыграла важную роль в развитии и укреплении государственности. Постепенно церковь становится землевладельцем, ей платится «налог», церковная десятина. Церкви в древней Руси принадлежало три больших круга судебных прав:
судебная власть над всем христианским населением Руси по некоторым делам;
право суда над некоторыми группами людей (церковные люди);
судебная власть над населением тех земель, которые были феодальной собственностью. Церкви.
С течением времени церковь была неотделима от государства, в России были церковные школы, монастыри, храмы. Ведущую роль играла Русская Православная церковь. Ряд брачно-семейных и некоторых иных норм, признаваемых и установленных православной церковью («каноническое право»), был составной частью правовой системы. После отделения церкви от государства эти нормы утратили юридический характер, в 1917 году церковь была отделена от государства. декрет, принятый Советом Народных Комиссаров 20 января 1918 года, уравнивал православную церковь с остальными религиозными объединениями, из государственной организации она превратилась в частное общество, образованное на добровольных началах для удовлетворения потребностей его членов и содержащихся за их счет. Предусматривалось, что граждане могут обучаться религии частным образом. К сожалению в прошлом (религиозное) законодательство о религиозных культах не всегда соблюдалось. В 30-е годы разгул беззакония повлек за собой необоснованные репрессии, жертвами которых стали многие священнослужители русской православной церкви. В 60-е закрывались храмы.
В Башкортостане православные христиане появились в середине 16 века, во второй половине 17 века на территории Башкортостана появились католики и старообрядцы, в 1-й половине 19 века духовные крестьяне, в начале 20 века баптисты, меннонисты и евангельские христиане, позже – пятидесятники, адвентисты седьмого дня и свидетели Иеговы. В 90-е годы зафиксированы Церковь Христа, мормоны и Новоапостольская церковь. В современном Башкортостане преобладающими христианскими направлениями являются русское православие и баптизм.11
В наше время восстанавливаются храмы, монастыри, церкви, разрушенные до основания за годы советской власти.
Но сейчас церковь выступает как центр духовной культуры русского народа, а не “… как часть государственного механизма…”. Патриарх Пимен, отвечая на вопросы агентства печати Новости, сказал: «Церковь отделена от государства, и это положение мы считаем правильным, ибо Церковь и государство различны по своей природе12.    продолжение
–PAGE_BREAK–
2.3 Ислам в Башкортостане
В 14 веке ислам становится государственной религией Золотой Орды, в состав которой входил и Башкортостан. С принятием ислама среди башкир получают развитие мусульманское образование и письменность на основе арабской графики. По указу Екатерины II в Уфе было учреждено Оренбургское Магометанское Духовное собрание (1788) во главе с муфтием, что существенно изменило положение ислама и упрочило позиции духовенства мусульманского. Краевед М.В. Лоссиевский писал: «… где мечеть, там есть мулла, там и мектеб, и медресе». В 1913-1915 в Уфимской губернии насчитывалось 1570 мектебов, в которых обучалась 91 тысяча шакирдов, среди них 18 тысяч девочек. 13
К началу 20 века для большинства мусульман Башкортостана ислам был верой, и образом жизни; его нормы в 1917-23 годах получили отражение в практике политической деятельности А.З. Валидова, рассматривавшего религию как один из главных факторов этнической консолидации башкир, М. Султангалиева – инициатора «мусульманского коммунизма» и других.14
В первые годы советской власти религиозная активность духовенства в республике сохранялась. В республике существовали два самостоятельных мусульманских духовных управления. Антирелигиозная борьба в стране в середине 30-х годов приняла воинствующий характер; разрушались культовые здания, сократилась численность мусульманских общин. Было обвинено в антисоветской деятельности и арестовано почти все мусульманское духовенство, многие из них расстреляны или умерли в местах заключения. Из 2507 мусульманских общин Башкортостана к 1941 осталось лишь 12. В годы Великой Отечественной войны правительство несколько ослабило давление на религию. В 1948 в Уфе состоялся съезд мусульманского духовенства, на котором был принят новый устав Духовного управления. В 50-7- годы значительным числом верующих мусульман отправлялись религиозные обряды, отмечались традиционные религиозные праздники, соблюдался пост (ураза), частично никах. В дни праздников Рамазан, Курбан, Мавлюд в двух уфимских мечетях в 50-60 годы собиралось от 2 до 3 тысяч человек. Со второй половины 80-х годов восстанавливаются старые и строятся новые мечети, в Уфе учреждены мусульманские средние учебные заведения, Духовному управлению мусульман возвращают прежние постройки. В 1989 состоялись торжества по случаю 200-летия ДУМЕС и 1100-летия принятия ислама народами Поволжья и Урала. После 42-летнего перерыва в 1990 в Уфе состоялся очередной съезд мусульман. В августе 1992 создано ДУМ РБ, исламский центр «Дагват», религиозные учреждения создали печатные органы: газеты «Ислам и общество», «Булгар»; стала издаваться литература религиозного и историко-религиозного характера. По решению правительства Республики Башкортостан дни религиозных праздников Ураза-байрам и Курбан-байрам объявлены нерабочими.15
Разведки Запада и ряда исламских стран стремятся оказывать активное влияние на ситуацию в российских регионах с преимущественно мусульманским населением. В числе других мусульманских регионов России Республика Башкортостан стала ареной борьбы этих государств за раздел сфер влияния. Пользуясь заинтересованностью и государственных структур, и бизнеса в привлечении инвестиций, гости нередко пытаются увязать результативность межгосударственного сотрудничества с уровнем влияния мусульманского духовенства на общественно-политические процессы в республике. В последнее время отмечается стремление прибывающих в Башкирию представителей исламских стран «к установлению прямых неформальных контактов с жителями, вовлечению их в активную общественно-религиозную и пропагандистскую деятельность в своих интересах». Спецслужбы этих государств пытаются создать и закрепить свои позиции в кругах местной политической элиты и крупного бизнеса, влиять на перспективную молодежь. В ряде случаев их поведение выходит за рамки нейтрального сбора информации. Еще совсем недавно в турецко-башкирских лицеях «молодежи делали совершенно определенные идеологические прививки». Именно конкуренция между различными иностранными религиозными центрами стала одним из главных дестабилизирующих факторов в мусульманской общине республики и других регионах России16.
2.4. Религия и государство
В настоящее время нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с действующим правом в ряде отношений. Конституция создает правовую основу деятельности религиозных образований, гарантирует каждому свободу совести, включая право свободно исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними17.
Функционирование гражданского общества и правового государства возможно только при условии духовной свободы всех членов общества. Поэтому свобода идеологий является одной из важных основ конституционного строя.
Под идеологией понимается система правовых, политических, философских, религиозных и иных взглядов на социальную действительность, личность, общество и государство, их взаимоотношения, место личности в обществе, пути и перспективы общественного развития.
Установление государственной или обязательной идеологии характерно для тоталитарных государств. Оно сопровождается насилием над личностью, ее внутренним миром. Запрет установления государственной или обязательной идеологии означает не только отсутствие преследований за приверженность тем или иным идеологическим установкам, но и отсутствие льгот и преимуществ в зависимости от идеологических или политических убеждений.
Признание государством политического многообразия, многопартийности логически вытекает из свободы идеологий, так как на основе общности идеологий люди создают общественные объединения, в том числе политические партии, которые активно участвуют в политическом процессе.
Из свободы идеологий следует, что государство обеспечивает равные условия для любых общественных объединений, действующих в рамках закона. Государство предъявляет установленные законодательством РФ требования к порядку образования различных видов общественных объединений, их уставам, порядку регистрации, основаниям и порядку приостановления деятельности и ликвидации. Общественные объединения в России создаются и функционируют в соответствии с Конституцией и Федеральными законами от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»; от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»; от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»; от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»; от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях».
Статья 13 Конституции Российской Федерации устанавливает исчерпывающий перечень оснований, при которых запрещается создание и деятельность общественных объединений. Установленные Конституцией запреты необходимы в интересах личности, общества и государства и направлены на сохранение учрежденных народом демократических ценностей, провозглашенных в качестве основ конституционного строя, на сохранение целостности государства, стабильности общества и сохранения социального мира.
Государство, провозглашенное демократическим и правовым, не может навязывать своим гражданам обязательную государственную религию или обязательный отказ от религии. В светском государстве церковь отделена от государства, т.е. религиозные нормы и правила не устанавливаются государством в качестве обязательных, обеспечивается равенство всех перед законом независимо от отношения к религии и убеждений. Государство не оказывает предпочтения или поддержки какой-либо религии, выделяя ее среди остальных, но и не запрещает религиозную деятельность (пропаганду вероучений, религиозное образование, отправление обрядов, культов), если при этом не нарушается закон.
В светском государстве религиозное образование осуществляется только церковными учреждениями на добровольной основе (например, воскресные школы при православных храмах). При этом родители не могут заменить религиозным основное общее образование, которое они в соответствии со ст. 43 Конституции должны дать своим детям на основе государственных образовательных стандартов.
В светском государстве должны обеспечиваться свобода совести (ст. 28 Конституции) и взаимное понимание, терпимость и уважение в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания. Обеспечение функционирования России как светского государства происходит на основе Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Упомянутый выше Федеральный закон регулирует право граждан исповедовать любую религию индивидуально или совместно с другими, в том числе путем добровольного объединения и создания в целях совместного исповедания и распространения веры религиозных объединений. Религиозным объединением признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:
— вероисповедание;
— совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
— обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, действующее без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Религиозная организация — добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Государственная регистрация религиозных организаций осуществляется Минюстом России и его территориальными органами. Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» России от 26.09.1997 № 125-ФЗ18, развивает положения Конституции России. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство:
не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;
не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральному закону;
обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.
Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.    продолжение
–PAGE_BREAK–
В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение:
создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям;
не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;
не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.
Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.
По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.
Религиозное объединение может иметь статус юридического лица, иметь храмы, молитвенные дома, учебные заведения, культовое и другое имущество необходимое для религиозных целей.
Гражданину Российской Федерации предоставлено право заменять военную службу выполнением альтернативной гражданской службы, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
Верующие имеют возможность беспрепятственно совершать религиозные обряды, такие как: вступление в брак, рождение ребенка, его совершеннолетие, похороны и многие другие, только юридическое значение имеют лишь документы, полученные в органах записи актов гражданского состояния либо других государственных органах, правомочных выдавать такие документы.
Таким образом, начавшееся в нашей стране восстановление культуры, исторического сознания, невозможно без возрождения самой цивилизации. А нужно признать, что религия на протяжении тысяч лет служила основой любой известной истории цивилизации, определяла нормы отношений принадлежащих к каждой из них огромных масс людей. Целенаправленная политика уничтожения религии неизбежно приводит к уничтожению основ цивилизации.
Заключение
Государство — продукт истории, выстраданной человечеством, ее опыта, ее ошибок. Государство и право развиваются неразрывно друг от друга. Религия, на определенном этапе развития, заменив обычай и традиции, стала основной частью права (средневековье), в современных светских государствах она существует рядом с государством и правом, оказывая моральное воздействие. По мере развития истории позитивный потенциал государства все более и более раскрывается. Поэтому, в условия демократии совершенствование и укрепление государства во всем комплексе его институтов — единственное, естественное и оптимальное направление, по которому должна идти политическая жизнь современного общества.
Общеизвестно возрастающее влияние церкви, и в частности Московской Патриархии на российское общество. По сообщениям прессы, постоянно растет число верующих, преимущественно православных. Судя по всему, увеличивается также и число россиян, исповедующих ислам, иудаизм и другие религии. Повсеместно возводятся храмы, мечети, синагоги, другие молельные дома. Начавшееся в нашей стране восстановление культуры, исторического сознания, невозможно без возрождения самой цивилизации. А нужно признать, что религия на протяжении тысяч лет служила основой любой известной истории цивилизации, определяла нормы отношений принадлежащих к каждой из них огромных масс людей.
Все это представляется вполне естественным для нашего государства, на территории которого, особенно в ХХ веке, многие десятилетия преследовали и даже уничтожали священнослужителей и верующих. С определенной мерой уверенности можно утверждать, что с этим варварством в нынешней Российской Федерации покончено. Конституцией Российской Федерации «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (статья 28). Аналогичная норма содержится и в законе Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Вместе с тем, на наш взгляд, в современной России важно соблюдение двух фундаментальных принципов, закрепленных в Конституции Российской Федерации: «1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» (статья 14).
Отступление от этих принципов является прямым нарушением основ конституционного строя Российской Федерации.
Список литературы
Конституция Российской Федерации. М., 2007.
Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» России от 26.09.1997 № 125-ФЗ Собрание законодательства РФ, 29.09.1997, № 39, ст. 4465. Ред. от 29.06.2004/Правовая система КонсультантПлюс.
Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»; Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»; Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»; Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; Федеральный закон от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»; Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях»/ Правовая система КонсультантПлюс.
Арипов М., Ислам и мировая цивилизация. Возрождение и взаимодействие, «Свободная мысль» — 91 №14.
Алексеев С.С., Теория государства и права. М. 1985.
Алексеев С.С., Государство и право. М. 1983 г.
Алексеев С.С., Общая теория права. М. 1981 г.
Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2004.
Башкортостан: Краткая энциклопедия. – Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996.
Бессонов М.Н… Православие в наши дни. М. 1990г.
Ибрагимов Р. Иностранные спецслужбы активно интересуются исламскими регионами России — представитель ФСБ. Интерфакс 7 декабря 2007 года.
Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М. 1995.
Маркс К., Энгельс Ф., Соч. I том с. 414-415, М. 1995 г.
Политические учения: история и современность. Домарксистская политическая мысль. М., 1976.
Пичелкин А.С. Общая теория права М. 1996г.
Фейербах Л., История Философии. М. 1967 г.
Цицерон. Диалоги. О Государстве. О законах. М., 1966.
Чернова О.В. Социальная политика государства и благотворительность в изменяющейся России/Государственная власть и местное самоуправление. 2007 № 1./Правовая система КонсультантПлюс.
Юнусова А.Б. Ислам в Башкирии. 1917 – 1994. Уфа.