СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Государство как политическая организация
2.2 Политические партии
2.3 Общественные объединения
2.4 Религиозные организации
2.5 Органы местного самоуправления
2.6 Трудовые коллективы
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Гражданское общество представляет собой исторически определенный вид общества, характерными признаками которого являются обособленность от государства и ограничение сферы деятельности материальным производством, призванным удовлетворять частный интерес, а публичная власть не противостоит населению и полностью совпадает с ним. Рабовладельческое, феодальное и буржуазное общество в полной степени обладают данными признаками и вполне правомерно рассматриваются в качестве особых форм, видов гражданского общества. При этом более зрелая форма гражданского общества сохраняет и развивает достижения предшествующих ей стадий.
В закрытом обществе имеет место жесткое подчинение интересов и деятельности личности интересам общества и государства, которое идет еще от первобытнообщинного строя и обусловливается неразвитостью его производительных сил.
Закрытыми оставались рабовладельческое и феодальное общества, где человек по-прежнему не был свободен, не мог самостоятельно определять свой род занятий.
Буржуазное общество, провозглашающее формальное равенство своих членов и свободу предпринимательской деятельности, создает предпосылки для формирования открытого общества, но пока что оказывается не способным провести эти принципы в жизнь для всех членов общества. Значительная их часть действует не свободно, а под влиянием экономического принуждения, не желая лишиться необходимых средств для существования.
Чтобы обезопасить себя от любых попыток государства превысить свои полномочия, открытое гражданское общество должно быть сплоченным и организованным. Оно, во-первых, должно иметь возможность объединяться в ассоциации, действующие самостоятельно и независимо от государства, его органов, и, во-вторых, принимать непосредственное участие в деятельности государства как через своих граждан, так и их ассоциированных членов.
Совокупность государственных органов, а также ассоциаций, объединений, образуемых гражданским обществом для участия в делах государства, решения иных политических вопросов, понимается как политическая организация
общества.
Цель курсовой работы – рассмотреть понятие государства как политической формы организации общества. Для достижения этой цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
1. Рассмотреть компоненты политической организации общества;
2. Выявить характерные черты и особенности политической системы РФ;
3. Определить основные направления совершенствования
политической системы Российской Федерации.
1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
Основным ядром политической организации общества является государство. Взаимодействие современного демократического государства и гражданского общества основывается на следующих принципах:
1) плюрализма и равноправия идеологий;
2) многопартийности;
3) самодеятельности;
4) законности и государственного контроля;
5) социального и политического партнерства.
Помимо государства в политическую организацию общества входят, прежде всего, общественные объединения и политические партии.
Партии
представляют собой устойчивые и постоянно действующие общественные формирования, призванные выражать политические интересы гражданского общества, отдельных социальных слоев и организовывать граждан на участие в делах общества. Конечной целью партий является овладение государственной властью, и ее осуществление сообразно идеологическим представлениям соответствующего социального слоя, класса об идеальном, эффективно действующем государстве и его органах, а также задачах и способах организации и деятельности гражданского общества. Свои идеологические представления о политической власти и способах ее осуществления, путях и целях развития гражданского общества партии формулируют в своих программах.
По степени организованности и способам взаимосвязи с населением политические партии подразделяются на три вида: кадровые, массовые и партии избирателей.
Кадровые партии состоят из небольшого числа профессионалов-политиков, которые выставляют свои кандидатуры на выборах в представительный, законодательный орган государства. В таких партиях отсутствует постоянное членство, а также партийные взносы. Членом партии признается тот, кто ее поддерживает материально и голосует за ее кандидатов на выборах. Подобным образом действуют республиканская и демократическая партии США.
Массовые партии основываются на строго фиксированном членстве в партии, уплате членских взносов и наличии территориальных первичных организаций. Подобным образом действуют все коммунистические партии.
Круг общественных объединений
как добровольных формирований граждан по интересам весьма разнообразен. Это могут быть профессиональные союзы, женские, молодежные, творческие, экологические и ветеранские организации, массовые движения, спортивные и иные союзы. Их участие в политической жизни страны также неоднозначно.
Специфическим компонентом политической организации общества являются религиозные организации
.
В настоящее время ряд государств (Великобритания, Дания, Норвегия, Израиль, Йемен, Судан и другие исламские государства) официально провозглашают одну из религий в качестве государственной. Такие государства называются клерикальными. В клерикальных государствах религиозные объединения, исповедующие государственную религию, выполняют некоторые функции государства, в том числе осуществляют правосудие по уголовным и гражданским делам, занимаются регулированием и регистрацией брачно-семейных отношений, ведут образовательную деятельность в школах и иных образовательных учреждениях, участвуют в деятельности органов государственной власти. В свою очередь государство оказывает религиозным объединениям существенную финансовую и иную материальную помощь, устанавливает льготы в налогообложении; учитывает мнение церковных иерархов при решении важнейших экономических, политических и иных вопросов. Например, в Великобритании представители духовенства принимают активное участие в работе Палаты лордов.
Однако, большинство современных демократических государств являются светскими, т.е. придерживаются принципа невмешательства в дела религиозных организаций, равно как и не возлагают на них осуществление каких-либо государственных функций. Однако полностью исключить влияние церкви на политические процессы и отношения пока что не удается ни одному государству.
Формы и методы участия религиозных объединений в политической жизни страны являются достаточно разнообразными. Во-первых, имеются политические партии, члены которых принадлежат какому-либо одному вероисповеданию и ставят своей целью использование религии в политических целях, привлечение верующих на свою сторону. (Так, в Италии действует Христианско-демократическая партия, в Бельгии — Социально-христианская партия, Христианская народная партия). Во-вторых, религиозное мировоззрение влияет на политическое сознание своих приверженцев, их политические оценки и действия. В-третьих, атрибутика церкви иногда используется при осуществлении некоторых государственных процедур — принесении присяги свидетелем в суде, присяги президента страны и др. В-четвертых, религиозные деятели непосредственно участвуют в борьбе за мир, в экологических и иных общественно-политических движениях.
Названные и иные формы воздействия религиозных объединений, на политику свидетельствуют о необходимости их признания в качестве самостоятельного компонента политической организации гражданского общества.
Открытое гражданское общество не только участвует в деятельности государства, пытается так или иначе направлять работу его органов, но и самостоятельно управляет своими делами с помощью органов местного самоуправления и трудовых коллективов организаций и предприятий.
Чаще всего к ведению местного самоуправления относят управление муниципальной собственностью, муниципальным образованием, муниципальными учреждениями здравоохранения, а также решение иных вопросов, имеющих местное значение. В Японии органы местного самоуправления избираются непосредственно населением и осуществляют самостоятельное управление своим имуществом, принимают нормативно-правовые акты по вопросам, отнесенным к их ведению. В Великобритании местные органы, избираемые населением, управляют деятельностью полиции, образовательных учреждений, библиотек, дорогами, противопожарными службами, делами попечения престарелых, осуществляют иные правомочия.
В современных демократических государствах трудовым коллективам предоставляются определенные права по участию в управлении предприятием, организацией. Избранный трудовым коллективом орган осуществляет свои полномочия в целях привлечения трудящихся к управлению делами предприятия, организации, укрепления социального согласия между работодателями и работниками, своевременного разрешения конфликтов между ними.
Таким образом, политическая организация открытого гражданского общества состоит из следующих компонентов:
– граждан;
– государства, его органов;
– политических партий;
– общественных объединений;
– религиозных объединений;
– органов местного самоуправления;
– трудовых коллективов.
Все они прямо или опосредованно влияют на политическую жизнь страны.
Ассоциированные компоненты политической организации создаются с определенными политическими целями и поэтому вынуждены активно действовать, бороться за достижение поставленных целей, вступать в те или иные политические отношения. Например, политические партии должны осуществлять пропаганду своей программы с тем, чтобы рекрутировать в свои ряды максимально большую часть населения и добиться победы на очередных выборах в законодательный, представительный орган страны. Профсоюзные органы ставят своей задачей охрану и защиту трудовых прав граждан, предпринимают самые разнообразные меры в этом направлении, в том числе принимают участие в подготовке проектов коллективных договоров в организациях, иных соглашениях между работниками и работодателями, осуществляют контроль за состоянием охраны труда, выступают организаторами забастовок и других коллективных акций работников.
Большая часть компонентов политической организации осуществляют свою деятельность не произвольно, а в соответствии с действующими в обществе нормами права, корпоративными и иными социальными нормами, которыми регулируются правоотношения в сфере политики. Лишь нелегальные, преступные организации действуют вопреки государственно-правовым запретам и иным социальным нормам.
Политическая организация гражданского общества, взятая в динамике, в совокупности отношений, в которые вступают граждане, политические партии и иные организации при осуществлении политической деятельности, а также нормы права, иные социальные нормы, регулирующие политические отношения, образуют новое явление — политическую систему гражданского общества.
2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Государство как политическая организация
В Российской Федерации политическая система организуется и действует в полном соответствии с нормами международного права. Согласно ст. 13 и 30 Конституции РФ в Российской Федерации признается идеологическое и политическое многообразие, многопартийность и гарантируется свобода деятельности политических партий и иных общественных объединений.
Конституция РФ создает надлежащую правовую основу для организации и активного действия всех известных современному обществу компонентов политической системы: общественных объединений и политических партий, религиозных организаций, органов местного самоуправления и трудовых коллективов. Государство закрепляет также действенные гарантии незыблемости прав, предоставленных компонентам политической системы РФ, устанавливая за нарушение этих прав уголовную, гражданскую и административную ответственность виновных должностных лиц, государственных органов и органов местного самоуправления.
Особым элементом политической системы Российской Федерации выступает само государство, его органы. Оно призвано быть не только самостоятельным субъектом политических отношений, выполнять возложенные на него задачи по управлению делами общества, но и создавать необходимые условия для реального обеспечения конституционных принципов организации и деятельности остальных компонентов политической системы, реального действия политических прав и свобод граждан России. В этих целях оно наделяется весьма широкими правомочиями и, в частности, может:
1) устанавливать правовой режим организации и деятельности остальных компонентов политической системы;
2) осуществлять регистрацию общественных объединений, политических партий, религиозных организаций;
3) привлекать к участию в делах государства общественные объединения и политические партии, органы местного самоуправления и трудовые коллективы;
4) осуществлять надзор за законностью в деятельности общественных объединений и других компонентов политической системы;
5) применять меры государственного принуждения к общественным объединениям и иным компонентам политической системы общества, нарушающим режим законности и посягающим на права и свободы граждан, организаций и иных лиц.
В соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума подготовила и приняла ряд федеральных законов, которыми закрепила правовой статус большей части компонентов политической системы РФ. Среди них особое значение имеют Федеральный закон "Об общественных объединениях", вступивший в силу 19 мая 1995 г.; Федеральный закон "О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 г.; Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступивший в силу 28 августа 1995 г.; Федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 г.
Федеральные законы и подзаконные акты, принятые по вопросам организации и деятельности компонентов политической системы РФ, создают достаточно надежную правовую основу деятельности общественных объединений, религиозных организаций, органов местного самоуправления, устанавливают пределы и способы вмешательства в их деятельность органов государства, а также способы защиты нарушенного права незаконными действиями и решениями государственных органов и должностных лиц. Органам государственной власти и должностным лицам запрещено вмешиваться в деятельность негосударственных объединений и органов местного самоуправления помимо случаев, прямо предусмотренных федеральными законами.
В строгом соответствии с действующим законодательством осуществляется регистрация общественных объединений, политических партий и религиозных организаций компетентными органами государства. Регистрация не является обязательным условием деятельности названных компонентов политической системы. Они вполне могут осуществлять свои функции и реализовывать свои уставные цели и без этой процедуры, но не могут приобрести прав юридического лица. Кроме того, незарегистрированные общественные объединения, политические партии не могут участвовать в выборах депутатов представительных органов, Президента РФ, глав исполнительных органов субъектов РФ.
Законодательство запрещает отказывать в регистрации общественного объединения или политической партии по мотивам нецелесообразности их создания. Объединение, партия, которым было отказано в регистрации, могут обжаловать это решение в суд.
Формы и методы сотрудничества государства с иными компонентами политической системы РФ носят дифференцированный характер. Наиболее тесное взаимодействие наблюдается между органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, которые непосредственно реализуют значительную часть политико-правовых решений государства в сфере экономики, образования, культуры, здравоохранения, охраны общественного порядка. Будучи светским, государство не привлекает к своей деятельности религиозные организации и ведет активную борьбу с преступными сообществами. В то же время государство весьма часто прибегает к помощи общественных объединений и политических партий. Можно выделить три направления их наиболее активного сотрудничества.
Первое направление составляет деятельность государственных органов по обеспечению гласности, доведению до сведения общественных объединений, иных компонентов политической системы и общества в целом информации о состоянии дел в соответствующем органе государства, принимаемых им решениях, перспективных планах работы, путях и способах преодоления негативных социальных явлений и процессов. Подобная постоянная связь государственных органов с гражданским обществом и его объединениями осуществляется путем организации пресс-центров, отделов информации, введения должностей пресс-секретарей, а также проведения периодических встреч ответственных должностных лиц с руководителями общественных объединений и журналистами.
Второе и главное направление взаимодействия государства с общественными объединениями и политическими партиями составляет их совместная деятельность, направленная на решение каких-либо политических, экономических и иных социально значимых проблем.
Общественные объединения и политические партии активно взаимодействуют с государственными органами в ходе выборов органов представительной и исполнительной власти, при осуществлении мер, связанных с охраной труда, окружающей природной среды, памятников истории и культуры, оказанием материальной помощи малоимущим и нуждающимся слоям общества, проведением мероприятий, связанных с празднованием каких-либо исторических событий или дат в жизни Российского общества и государства. В целях активного и действенного сотрудничества с общественными объединениями и политическими партиями в органах исполнительной власти создаются и действуют специальные подразделения (департаменты, отделы, комитеты) либо общественно-государственные органы (советы, коллегии, комиссии).
Третье направление взаимодействия государственных органов, общественных объединений и политических партий составляют проблемы законотворчества и правотворчества. Общественные объединения и политические партии привлекаются органами представительной и исполнительной власти для подготовки проектов федеральных законов и подзаконных нормативно-правовых актов, изучения общественного мнения о действующих нормах права, социальных интересов населения, экспертизы проектов нормативно-правовых актов и законов.
Большое место в деятельности государства, его органов занимает надзор и контроль за деятельностью остальных компонентов политической системы РФ. Последовательно проводимый Конституцией РФ и федеральными законами принцип независимости органов местного самоуправления и иных компонентов политической системы РФ от государственных органов не означает однако вседозволенности. Негосударственные органы и объединения полностью автономны лишь в решении своих внутриуставных задач, но обязаны неукоснительно соблюдать все действующие нормы, которые касаются их как участников конкретных правоотношений.
Надзор за законностью в деятельности негосударственных компонентов политической системы осуществляет прокуратура РФ. Орган, регистрирующий общественные объединения, политические партии, религиозные организации, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. Финансовые органы осуществляют контроль за источниками доходов названных объединений, партий и организаций, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством РФ о налогах. Экологические, пожарные, эпидемиологические и иные государственные органы осуществляют надзор и контроль за выполнением негосударственными органами и объединениями существующих норм, технических правил и стандартов.
Общественные объединения и другие негосударственные компоненты политической системы РФ за допущенные ими правонарушения привлекаются к ответственности. К ним могут применяться все меры, предусмотренные санкцией нарушенной нормы.
В случае совершения общественными объединениями и политическими партиями деяний, наказуемых в уголовном порядке, должностные лица объединений и партий при доказательстве их вины за организацию преступных деяний могут привлекаться к ответственности как руководители преступных сообществ. Другие члены и участники объединений и партий несут ответственность лишь за те преступления, в подготовке или совершении которых они непосредственно участвовали.
2.2 Политические партии
Политическая
система РФ характеризуется многопартийностью. В настоящее время в России зарегистрировано несколько сотен общероссийских, межрегиональных и региональных партий, среди которых можно выделить три основных группы:
1) партии либеральной и социально-либеральной ориентации, ставящие своей целью превратить Российскую Федерацию в типичное буржуазное государство по образцу и подобию современных буржуазных государств;
2) партии национально-патриотической ориентации, стоящие в оппозиции к нынешнему курсу государства и ориентированные на воссоздание и укрепление отечественной многонациональной государственности, преемственность и защиту национальных интересов России и свобод ее граждан;
3) партии социалистической и коммунистической ориентации, ставящие своей целью продолжение социалистического и коммунистического строительства в России.
В конечном итоге все политические партии призваны объединять граждан по политическим интересам и вовлекать их в политическую деятельность, способствовать реализации их конституционного права на участие в делах государства.
Однако действующие в Российской Федерации политические партии пока что не способны в полной мере выступать независимой организационной формой объединения и выражения политических интересов населения, его вовлечения в активную политическую деятельность. Созданные в начале 90-х гг., политические партии выражали не столько политические интересы отдельных социальных слоев, групп общества, сколько политическое мировоззрение лидера партии и его команды.
Оторванные от политических интересов населения, партии основной формой своей политической деятельности избрали участие в формировании представительных органов Федерации и ее субъектов и получение депутатских мандатов.
Процесс становления и развития многопартийности в Российской Федерации в настоящее время вступает в новую фазу своего развития, когда мелкие политические партии, не сумевшие достойно проявить себя на политической арене, привлечь на свою сторону сколько-нибудь значимую часть населения, прекращают существование либо объединяются с другими политическими партиями. В конечном итоге этот процесс привел к созданию нескольких партий, реально представляющих и отражающих интересы той или иной части населения России.
На настоящий момент в России действует четыре главные партии, которые собирают основное число голосов избирателей и определяют политическую жизнь общества: это правящая партия "Единая Россия", коммунистическая партия, либерально-демократическая партия России и демократическая партия России.
2.3 Общественные объединения
Общественные объединения представляют собой наиболее распространенную организационную форму, в которой население Российской Федерации реализует свое конституционное право на создание коллективных формирований для защиты своих общих интересов и достижения общих целей. Общественные объединения характеризуются необычайным разнообразием и массовостью. В настоящее время и Российской Федерации действует более 42 тыс. общероссийских, межрегиональных и региональных общественных объединений, охватывающих абсолютное большинство населения страны.
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Таким образом, общественное объединение характеризуется следующими специфическими признаками, позволяющими выделять его из совокупности остальных общественных и хозяйственных формирований:
1) добровольностью создания общественных объединений и правом их членов беспрепятственно и в любой момент выходить из них;
2) самоуправлением, т.е. правом членов объединения управлять его делами самостоятельного, без вмешательства государственных органов и иных лиц, в том числе разрабатывать и принимать устав, формировать руководящие органы и руководителей объединения. В общественных объединениях самоуправление осуществляется их съездами, конференциями, собраниями, а также выборными и контрольно-ревизионными органами;
В Российской Федерации общественные объединения в зависимости от их организационно-правовой формы подразделяются на общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения и органы общественной самодеятельности.
Общественной организацией
признается общественное объединение, основанное на индивидуальном членстве физических лиц. Членами общественной организации могут быть и общественные объединения при условии, что они прошли государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ или его территориальных органах и обладают статусом юридического лица.
Общественным движением
признается общественное объединение, состоящее из участников, не имеющих постоянного членства. Ее участником признаются граждане или общественные объединения, которые принимают активное участие в деятельности общественного движения, лично поддерживают проводимые им мероприятия. Таким образом, состав общественного движения является непостоянным и самим движением не контролируется. В нем участвуют все желающие на период своей деятельности в этом движении. Прекращение активного участия в движении означает одновременно и выход из него. Общественные движения создаются для решения какой-либо общественно-значимой политической, экологической, социальной и иной проблемы.
Общественный фонд
понимается как общественное объединение, создаваемое с целью формирования имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использования этого имущества на общественно-полезные, в том числе и благотворительные, цели.
Основное отличие общественного фонда от общественных организаций состоит в том, что он не имеет строго фиксированного членства. Общественный фонд решает специфические задачи —
накопление имущества для реализации социально-полезных целей — и не нуждается в массовом членстве.
Общественным учреждением
признается объединение, создаваемое в целях оказания каких-либо конкретных услуг в области образования, здравоохранения, культуры, спорта и других сферах. Особенность данного вида общественных объединений состоит в том, что: 1) учредители предоставляют общественным учреждениям свое имущество на правах оперативного управления, т.е. учреждение не может распоряжаться этим имуществом без согласия учредителей; 2) общественное учреждение создается для оказания каких-либо услуг учредителям и иным лицам, но не может заниматься коммерческой деятельностью и распределять полученную прибыль между его учредителями; 3) для оперативного у правления делами учреждения может создаваться коллегиальный орган. Этот орган избирается работниками учреждения, которые не являются его учредителями или потребителями услуг.
Под органом общественной самодеятельности
понимается общественное объединение, создаваемое с целью решения социально-значимых проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы. Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан и строит свою работу в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей.
Основные организационные особенности органа общественного самоуправления выражаются в том, что он создается для решения задач, имеющих локальное, местное значение. Поэтому орган общественного самоуправления не имеет над собой каких-либо вышестоящих органов и организаций, а также постоянного членства. В случае государственной регистрации орган общественной самодеятельности приобретает права и может принимать обязанности юридического лица.
Органы общественной самодеятельности весьма разнообразны. Это могут быть родительские комитеты, создаваемые при образовательных учреждениях, уличные, дворовые комитеты, образуемые населением по месту жительства, стачечные комитеты, органы самоуправления, образуемые трудовыми коллективами предприятий, организаций, учреждений.
В современных условиях особенно заметна роль профсоюзов
как органов защиты и охраны социально-трудовых прав работников предприятий, организаций и учреждений. В Российской Федерации действует Всероссийская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, в которую входят общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей и Правительство РФ. Принимаемые комиссией генеральные соглашения определяют основные меры, которые надлежит проводить государству и работодателям в области развития рынка труда, оплаты труда работников, доходов и уровня жизни населения, охраны труда и обеспечения экономической безопасности и в других сферах с целью создания надлежащих условий для труда, отдыха и материального обеспечения работников.
2.4 Религиозные организации
Конституция РФ признает Российскую Федерацию светским государством, что означает полное отделение религиозных объединений от государства и его органов.
В целях обеспечения реального действия конституционного принципа, закрепившего светский характер государства, а также создания условий, препятствующих бесконтрольной деятельности зарубежных миссионерских организаций, Государственная Дума 19 сентября 1997 г. приняла Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", вступивший в силу 26 сентября 1997 г.
Согласно названному закону, религиозным объединением
признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры. Таким образом, основное отличие религиозного объединения от общественных объединений в том, что в основе его деятельности лежит определенное вероисповедание (христианство, буддизм, ислам и др.), т.e. религиозное учение и его обрядность. При этом религиозному объединению предоставляется право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также обучать религии и проводить религиозное воспитание своих последователей. Кроме того, религиозному объединению разрешается создавать собственные образовательные учреждения, с согласия детей и органов местного самоуправления вести факультативные занятия в образовательных учреждениях.
Религиозные объединения могут создаваться и действовать в двух организационных формах — религиозной группе и религиозной организации.
Федеральный закон о свободе совести и религиозных объединениях последовательно проводит конституционный принцип о светском характере государства и полном отделении от него религиозных организаций. В частности, признается, что государства не может:
1) возлагать на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
2) вмешиваться в деятельность религиозных объединений, не противоречащую действующему законодательству;
3) давать согласие на создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и воинских частях;
4) вводить религиозное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, хотя в последнее время идут споры о том, что бы ввести в школах предмет религиоведение.
Государство вправе оказывать финансовую, материальную и иную помощь религиозным объединениям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, передавать безвозмездно культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками и имуществом церковного назначения, а также предоставлять объединениям налоговые и иные льготы. В свою очередь религиозные объединения обязываются последовательно соблюдать принцип отделения от государства, в том числе:
1) не возлагать на себя функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
2) не участвовать в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, а также в деятельности политических партий и политических движений, не оказывать им материальной и иной помощи.
2.5 Органы местного самоуправления
Органы местного самоуправления избираются населением соответствующего муниципального образования — городского, сельского поселений, нескольких поселений, объединенных общей территорией, иной населенной территории, в пределах которой осуществляется местное самоуправление. Структура этих органов включает в себя представительные органы муниципального образования, главу администрации, иные должностные лица и органы местного самоуправления, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.
Наименование органов местного самоуправления определяется в каждом регионе самостоятельно, исходя из национальных, исторических и иных местных особенностей. Структура же этих органов определяется населением самостоятельно.
Специфика органов местного самоуправления как самостоятельного компонента политической системы РФ состоит в том, что они сочетают в себе черты, присущие как общественным организациям, так и органам государства.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, образуются непосредственно населением для решения местных, затрагивающих его интересы задач. Состав и структура этих органов не подлежат согласованию с вышестоящими органами государства и тем более не могут утверждаться ими. Всякое вмешательство в этот процесс со стороны органов государства означало бы грубейшее нарушение Конституции РФ, закрепленных ею прав населения на местное самоуправление.
Самостоятельность организации и деятельности органов местного самоуправления роднит их с общественными объединениями и политическими партиями. В то же время органы местного самоуправления не представляют собой разновидности общественного объединения. Они сохраняют в себе многие черты государственного управления и остаются в системе государственно-властных отношений. Они, в частности, осуществляют нормативно-правовое регулирование общественных отношений и принимают общеобязательные нормативно-правовые предписания, осуществляют правоприменительную деятельность, принимают акты применения права, которые имеют общеобязательную силу и для органов государства, в целях охраны общественного порядка могут создавать муниципальную милицию. Весьма широкими правами наделяются органы местного самоуправления и в процессе решения вопросов местного значения. Они имеют, прежде всего, право собственности на определенное имущество. Согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в состав муниципальной собственности входят земли и другие природные ресурсы, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки, жилищный фонд, учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, памятников истории и культуры, организуют транспортное обслуживание населения, осуществляют организацию и содержание учреждений общего и профессионального образования, медицины, создают условия для работы предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, решают иные вопросы местного значения.
2.6 Трудовые коллективы
Трудовой коллектив представляет собой совокупность всех без какого-либо исключения работников, осуществляющих трудовую деятельность в организации, учреждении на основе заключенного трудового договора. В основе управления организацией, учреждением лежит единая воля, исходящая от ее руководителя и иных органов, наделенных властными полномочиями. И администрация, и работники действуют согласованно, чтобы обеспечить успешное решение задач, возложенных на организацию.
Полномочия трудового коллектива осуществляет общее собрание его членов. Собрание считается правомочным, если в нем участвует более половины общего числа членов трудового коллектива, а конференция — при наличии не менее двух третей делегатов. Решение общего собрания (конференции) принимается открытым голосованием членов трудового коллектива, присутствующих на собрании (конференции).
Оперативное управление трудовым коллективом и контроль за выполнением решений общих собраний (конференций) трудового коллектива, как правило, осуществляет совет трудового коллектива. Данный орган избирается общим собранием (конференцией) на срок два-три года и ответствен перед ним в своей деятельности.
Благодаря коллективным договорам трудовой коллектив может успешно защищать свои социально-трудовые права по вопросам оплаты труда, пособий и компенсаций, занятости, обучения, переобучения, высвобождения работников, улучшения условий и охраны труда, льгот для работников, совмещающих работу с учебой, и др.
Трудовой коллектив может рассматривать и принимать общеобязательные для работодателя и работников решения по вопросам самоуправления трудового коллектива, предоставления работникам социальных льгот из фондов трудового коллектива, условий деятельности общественных объединений и организаций. Трудовой коллектив наделяется правом утверждать правила внутреннего трудового распорядка в организации, избирать комиссию по трудовым спорам, обсуждать и одобрять комплексные планы улучшения условий труда и санитарно-оздоровительных мероприятий, контроль за ходом выполнения этих планов, за соблюдением работниками правил по охране труда.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Политическая система РФ во всем многообразии ее связей и зависимостей пока что находится в стадии становления и не в полной мере соответствует своему назначению как организационной формы, призванной обеспечивать неукоснительную реализацию политических прав и свобод граждан Российской Федерации. Этому мешают, во-первых, недостаточный опыт деятельности всех компонентов политической системы; во-вторых, невысокая политическая культура граждан Российской Федерации и, в-третьих, отсутствие законодательной базы, обеспечивающей надлежащее регулирование политических отношений, а также неспособность государства покончить с преступными элементами, оказывающими негативное воздействие на политико-правовой климат страны.
Преодоление названных и некоторых других недостатков, присущих политической системе РФ, составляет основную задачу ее дальнейшего развития как необходимого этапа на пути построения правового государства и создания такого политико-правового режима, при котором каждый гражданин мог бы беспрепятственно реализовывать свои политические права, не нарушая прав других граждан и общества в целом. При этом можно выделить четыре первоочередных направления дальнейшего совершенствования политической системы:
1) совершенствование законодательства, закрепляющего правовой статус компонентов политической системы;
2) принятие действенных мер по повышению правовой и политической культуры населения;
3) расширение социальной базы политических партий и общественных объединений и повышение их роли в делах государства;
4) укрепление законности в деятельности всех компонентов политической системы.
В процессе совершенствования законодательства надлежит преодолеть пробелы и ликвидировать противоречия, присущие действующим федеральным законам и иным нормативно-правовым актам, принятым по вопросам организации и деятельности общественных организаций и иных компонентов политической системы РФ. В качестве первоочередной меры в этом направлении предстоит принять федеральные законы о политических партиях и трудовых коллективах, которые позволили бы закрепить правовой статус этих важнейших субъектов политических отношений и обеспечить их активное участие в делах общества и государства.
Повышение уровня политического и правового сознания населения, граждан РФ является необходимым условием эффективного действия всей политической системы, ориентированной на максимально полную реализацию политических нрав и свобод каждого человека, его активное участие в делах государства и общества. Эта задача требует длительного периода, в течение которого население России должно не только получать основы политических и правовых знаний, но и на собственном опыте убеждаться в полезности и необходимости активного участия в политической жизни страны, грамотном использовании своих политических прав и свобод.
Для осуществления действенной и целенаправленной деятельности государства, его органов и учреждений по политическому и правовому просвещению населения, надлежащему финансированию этой деятельности федеральным исполнительным органам государства надлежит принять специальную целевую программу, определив в ней как конкретные меры, так и непосредственных исполнителей. Особый упор должен быть сделан на вовлечение в деятельность по политическому и правовому просвещению населения средств массовой информации — прессы, радио, телевидения, а также образовательных учреждений.
Политически грамотное население несомненно проявит значительно больший интерес к деятельности политических партий и общественных организаций, чем оно проявляет его в настоящее время. Однако политическим партиям и общественным организациям следует также значительно активизировать свою связь с населением, постоянно и последовательно проводить работу по вовлечению граждан в свои ряды. Без постоянной и прочной связи с населением, массами, не имея в них твердой опоры, ни одна политическая партия не может рассчитывать на сколько-нибудь значимые результаты в борьбе за места в представительных органах государства и иные успехи в политической борьбе с другими партиями и общественными организациями.
Решающее значение в деле совершенствования политической системы РФ имеет деятельность государства по укреплению законности в сфере политических отношений. Без решения этой проблемы и создания прочного правопорядка в стране и политике все иные меры в этой сфере не приведут к ожидаемым результатам. Необходимо, прежде всего, минимизировать деятельность нелегальных преступных сообществ, устранить их негативное влияние на политико-правовой климат страны. Задача правового государства состоит не только в том, чтобы ему самому не допускать нарушений прав и свобод граждан, не устанавливать легального террора и насилия, но и своевременно пресекать подобные действия со стороны общества, той его части, которая в своих узкоэгоистических целях продолжает террор и насилие на нелегальной основе.
Другим важнейшим направлением укрепления законности в политической сфере является деятельность государства по борьбе с правонарушениями, совершаемыми государственными служащими. Дело не только в том, что без решения этой проблемы нельзя будет сколько-нибудь успешно бороться с организованной преступностью. Власть, не уважающая и не соблюдающая собственные законы, никогда не сможет построить правового государства и привлечь на свою сторону большую часть населения страны, сделать его активным проводником политики государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение мы пришли к следующим выводам:
1. Политическая организация общества – это совокупность государственных органов, а также ассоциаций, объединений, образуемых гражданским обществом для участия в делах государства, решения иных политических вопросов, понимается как
2. Основным ядром политической организации общества является государство. Оно призвано быть не только самостоятельным субъектом политических отношений, выполнять возложенные на него задачи по управлению делами общества, но и создавать необходимые условия для реального обеспечения конституционных принципов организации и деятельности остальных компонентов политической системы, реального действия политических прав и свобод граждан России.
3. Другими компонентами политической системы являются: общественные объединения, политические партии, религиозные организации, органы местного самоуправления и трудовые коллективы.
4. Основными направлениями дальнейшего совершенствования политической системы должны стать:
1) совершенствование законодательства, закрепляющего правовой статус компонентов политической системы;
2) принятие действенных мер по повышению правовой и политической культуры населения;
3) расширение социальной базы политических партий и общественных объединений и повышение их роли в делах государства;
4) укрепление законности в деятельности всех компонентов политической системы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12.12.1993 // "Российская газета", № 237, от 25.12.1993
2) Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть 1. Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // СПС "Гарант"
3) Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть 2. Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // СПС "Гарант"
4) Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ "О политических партиях" (с последующими изменениями и дополнениями) // СПС Гарант
5) Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. № 131 (с последующими изменениями и дополнениями) // СПС Гарант
6) Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19.05.1995 № 82-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) // СПС Гарант
7) Федеральный закон "О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 г. (с последующими изменениями и дополнениями) // СПС Гарант
8) Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г.(с последующими изменениями и дополнениями) // СПС Гарант
9) Федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 г. // СПС Гарант
10) Алексеев С.С.Право: азбука — теория — философия. Опыт комплексного исследования. М., 1999
11) Бахрах Д.Н. Административное право: учебник / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. 3-изд., пересмотр. и доп. – М.: Норма, 2007
12) Гражданское общество и перспективы демократии в России. М., 1994
13) Игнатов В.Г., Рудой В.В. Местное самоуправление (Изд. 2-е, доп. и перераб.). – Ростов н/Д.: "Феникс", 2003
14) Козлова Е. И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008
15) Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, (постатейный) / Отв. ред. О.Н. Садиков. – М.: Контракт; Инфра-М, 2005
16) Комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" / Под ред. А. Н. Костюкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006
17) Конституционное право зарубежных стран: учебник – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007
18) Местное самоуправление и государственная власть в России: проблемы взаимоотношений и разграничения полномочий. Монография // МарГУ. – Йошкар-Ола, 2002 г
19) Муниципальное право России: учебник для судентов вузов / Под ред. А. Н. Костюкова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007
20) Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Карповича. – М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2007
21) Российское народовластие: развитие, современные тенденции и противоречия / Под ред. А.В. Иванченко. – М.: Либеральная миссия, 2003. – 300 с
22) Теория государства и права: Учеб. / Под ред.В. К. Бабаева. – М., 2006
23) Трудовое право: учеб. / Н.А. Бриллиантова и др.; под ред. О.В. Смирнова, И.О. Снигиревой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008
24)