Государство – основной субъект социальной политики

Содержание
1.        Государство –основной субъект социальной политики
2.        Государство какинститут социальной политики
Библиографический список

1.        Государство –основной субъект социальной политики
Социальная политикагосударства может быть представлена как форма сознательного воздействия насферу жизнедеятельности людей с целью ее изменения. Это наиболее обобщенноепредставление о социальной политике позволяет рассмотреть ее как частьгосударственного управления, объектом которого является социальная сфера жизнилюдей. В силу специфики социальной сферы как объекта управления социальнаяполитика также является специфическим воздействием. Уяснив данную особенностьсоциальной сферы, мы сможем также уяснить особенность деятельности государства,которая обозначается таким понятием, как «социальная политика».
Социальная сфера жизниобщества раскладывается на объективные и субъективные составляющие. Кобъективным необходимо отнести условия жизни индивидов, а к субъективным —потребности индивидов. При этом социальная сфера жизни людей представлена какотношения между условиями жизни людей и их потребностями. Социальная политикаоказывает воздействия на условия жизни людей. Пределы этого воздействияквалифицируются установлением таких отношений между двумя элементами социальнойсферы, при которых у индивидов не воспроизводится чувство нуждаемости.
Для того чтобы социальнаясфера стала объектом управления государством, необходим такой уровень ееразвития, который требовал бы вмешательства государства. Условием, при которомэто вмешательство становится действительным, является такой уровень развитияпотребностей индивидов, который не может быть удовлетворен за счет собственноготруда, как это имело место в аграрных обществах, а может быть удовлетворенвысокоразвитым промышленным производством. Поэтому развитие производства истепень разделения труда в этом производстве является материальной основойнеобходимости государственной интервенции в социальную сферу жизни людей.Попытки обосновать социально-политический характер феодального илирабовладельческого государства не выдерживают критики, так как уровень развитияпотребностей человека рабовладельческого и феодального обществ таков, что дажепримитивные средства производства позволяли их удовлетворять за счетсобственного труда.
Развитая потребностьчеловека появляется при развитом разделении труда, но не равном доступебольшинства населения к продуктам различных производств. В рамкахсоциально-экономической школы анализа социальной политики замечено, что чембольше в социальной структуре общества представителей наемного труда, чем вышеразделение труда, тем больше доля отчислений, производимых государством насоциальные нужды населения страны. Если экономической основойсоциально-политической деятельности государства является промышленный способпроизводства и разделения труда, то социальной основой является объединениепредставителей наемного труда, чей интерес, так же как и интереспредпринимателей, покоится на данном производстве. В силу ограниченныхвозможностей производства удовлетворять потребности индивидов междупроизводством и потреблением возникает противоречие, на основе которогоразворачивается социальный конфликт. Ограниченный и конфликтный характеротношений между индивидами как результат ограниченного производства порождаеттакие группы людей, которые могут воспроизводиться при условии помощи последнимсо стороны общества в лице государства. К этим группам людей относятся такиесоциальные группы, которые либо по малолетству, либо по болезни, либо постарости, либо в результате отсутствия работы не в состоянии самостоятельнообеспечить свои потребности и потребности своей семьи. Данные группы людейимелись во все времена, однако потребности этих групп людей не требоваливсеобщей защиты со стороны государства и осуществлялись в основном на местномуровне. Социальная защита как легитимированная деятельность государстваприобретает всеобщий характер, а потребности индивидов становятся политическойкатегорией только на промышленной стадии производства, когда человек какпроизводительная сила общества начинает носить общественный характер. Этот общественныйхарактер производства и человека предопределяет социально-политическуюдеятельность государства в социальной сфере и государственное управлениепотребностями человека.
Для того чтобыгосударство было в состоянии управлять социальной сферой в рамках своейсоциально-политической деятельности, оно редуцирует социальную сферу вкатегории политики. Это означает, что государство выделяет из всей совокупностиотношений социальной сферы жизни общества такие отношения, которые начинаютносить всеобщий характер и тем самым должны защищаться политически. Обязанностьзащиты со стороны государства своих граждан вытекает из социальной сути самогогосударства, которая заключается в установлении политически детерминированнойсоциальной связи между людьми.
Иными словами, социальнаязащита есть особая политическая форма включения индивидов в социальную жизньпосредством снятия экономических препятствий, не преодолимых ими безпосторонней помощи. Этим актом государство конституирует «социальную зону»своего политического влияния и защиты как социальные права и обеспеченныеэкономическими возможностями социальные гарантии.
Социальные права — это таобласть социальной сферы жизни людей, которая недоступна никаким силамобщества, кроме государства, это тот объект деятельности государства, где егополномочия абсолютны. Социальные права — это реализуемые отношения под эгидойгосударства, это отношения, в которые вступает индивид свободно, по праву, безкаких-либо ограничений и предварительных условий со стороны кого бы то ни было.Социальные права — это особая форма регулирования отношений в обществе состороны государства и особая институциональная форма разрешения социальногоконфликта. Социальные гарантии — это обязательные для государства социальныеправа граждан, т.е. такие их отношения, которые не могут не состояться.Социальные гарантии — это обеспеченные существующими государственными ресурсамидекларированные социальные права граждан. Социальные гарантии — это социальныеправа в действии, реализованные социальные права. Потому социальные гарантии иправа, например, X. Ламперт включает в понятие собственности, которой как быизначально наделяются представители наемного труда. Социальные гарантии в связис этим можно рассматривать так же, как возможное право граждан распоряжатьсятеми ресурсами, которые находятся в распоряжении государства. Поэтому длягосударства в его социально политической деятельности важной проблемой являетсяопределение круга лиц, которые имеют право на часть дохода государства, а темсамым на некоторые льготы.
Социальная льгота — этотакое отношение в обществе, при котором индивид или группа индивидов наделяютсяпродуктом из общественных фондов. В основании получения гражданами социальныхльгот лежит принцип нуждаемости. Нуждаемость — это временное или постоянноенедопотребление человеком продовольствия, предметов длительного пользования иуслуг, имеющих в обществе распространенный характер. Однако недопотребление нестанет нуждаемостью до тех пор, пока недопотребление не приобретет длягосударства значимый характер. Именно значимое для государства недопотреблениеназывается нуждаемостью. С этого момента недопотребление индивида как егоограниченная связь с обществом становится политической категорией.
Верхний и нижний пределынуждаемости устанавливают исходя из конкретной экономической ситуации и общейполитики. В различных странах верхний и нижний пределы нуждаемости различны, ноони не могут быть ниже предельно допустимых физиологических норм и вышесреднего дохода, принятого в обществе.
Основанием нуждаемостиявляются необходимые потребности индивида, удовлетворение которых невозможнобез помощи другого лица или государства. Нуждаемость — это неспособность самогоиндивида удовлетворить свои потребности, а следовательно, вступить в отношения,имеющие значимый характер для общества в целом. Данная неспособность возникаетна ряде ограничений биологического, экономического, политического и социальногохарактера. Биологические ограничения подразделяются на физиологические ипсихологические ограничения, не позволяющие индивиду либо по малолетству истарости, либо по причине инвалидности и болезни трудиться. Экономическиеограничения подразделяются на ограничения материального и морального характера.К ограничениям материального характера относится уровень развитияпроизводительных сил, к ограничениям морального характера— устанавливаемыеэкономические отношения или элементы этих отношений, принципы, на которыхотношения не только выстраиваются, но которыми они и укрепляются. Установленныйпринцип, согласно которому удовлетворение потребностей обществом осуществляетсячерез обмен стоимостями, накладывает свой отпечаток на человека, на егопотребности. В этом процессе не последнюю роль играет государство. Укрепляяпринцип обмена, делая его господствующим, оно становится первой политическойпричиной появления нуждаемости. Носителями последней являются индивиды, имеющиеспособность к труду, но не могущие ее реализовать по причине острой конкуренциикак продукта отношений обмена стоимостями. Второй политической причинойнуждаемости является деятельность объединений политического и профессиональногохарактера, выражающих интерес нуждающихся и тех, кто может стать таковыми попричине непредсказуемости меновых отношений. Данная причина, не принимая врасчет прямого сговора правительства с профсоюзной и партийной бюрократией илиангажированности этих отношений, работает на расширение сферы нуждаемостииндивидов. Третьей, наиболее весомой, причиной, которая оказывает влияние напределы нуждаемости, является социальная причина. Она складывается изсуществующей системы социальной защиты, а также из социальной силы (социальнаясила— это обусловленная разделением труда объединительная способностьиндивидов) наемного труда.
Социальная защитапозволяет индивидам, находящимся под ее покровительством, сохранять своипозиции в обществе. Как охранительная функция либо политического, либосоциального союза, социальная защита есть свойство любого объединения людей.Наиболее значительными объединениями в данном случае являются государство ипрофессиональные союзы. Социальная защита, находящаяся в руках государства,обладает всеобщим характером. В силу того, что социальную защиту кромегосударства могут осуществлять и другие объединения людей, социальная политикаможет быть реализованной либо через государственную, либо черезнегосударственную систему социальной защиты. Во втором случае эта функциянаходится обычно в руках профессиональных союзов. В связи с таким положениемвещей выделяются две модели социальной политики, которые получают своюлегитимацию в конституциях государств: либерально-консервативная модель;социально-демократическая модель. В научной литературе имеются другиепредставления о количестве моделей социальной политики, но качественныеразличия не имеют принципиального значения.
Государство, на основесоциальной защиты, переданной в его компетенцию, создает систему социальногообеспечения, состоящую из совокупности административных норм и учреждений,реализующих эти нормы в административном порядке. Содержательной сторонойсистемы социального обеспечения, которая поддерживается государством, являетсяпринцип обязательного государственного страхования. Обязательность страхованияне всегда предполагает обязательность взносов со стороны застрахованного. Понекоторым видам государственного страхования страховой фонд может пополнятьсяза счет государства или за счет работодателя. Показателем развитости системысоциального обеспечения, а также типическим признаком моделей социальнойполитики являются социальные расходы. Под социальными расходами понимаютсяобъем финансирования социально-политической деятельности государства. Обычно встатистике фигурирует показатель в виде доли от валового внутреннего продуктастраны. Сегодня имеются страны, где доля социальных расходов превышает 40% отВВП, и страны, где социально-политическая деятельность государства несуществует вообще.
Социальная политикагосударства не существует в отрыве от политики государства вообще, а также отего конкретных политик: экономической, налоговой, бюджетной, внешней и др. Самасоциальная политика распадается на различные политики. Насколько развитасоциально-политическая деятельность государства, настолько развито и внутреннеесодержание его социальной политики. Социальная политика может вбирать (невбирать) в себя какие-то политики в одних странах, какие-то в других странах.Для Германии и Дании характерен широкий охват социальной сферы со стороныгосударства, для США и Японии характерен меньший охват.
Существенным вопределении социальной политики того или иного государства являются источникифинансирования социальных расходов. Источники финансирования бывают бюджетные ивнебюджетные. Бюджетные источники пополняются за счет налогов, деятельностигосударства в экономической сфере, а также за счет иных средств, поступающих вбюджет государства. Внебюджетные пополняются за счет взносов работодателей инаемных работников. В последнем случае пополнение может происходить какравными, так и неравными долями со стороны работодателей и наемных работников,а некоторые внебюджетные фонды пополняются только за счет работодателей.Наиболее развитой системой социальной политики является структура социальнойполитики датского государства.
Социальная политикаобладает рядом функций, которые в конечном счете определяют гуманистическийхарактер государства, стремящегося через политически создаваемые общественныефонды поддержать состояние индивидов в том социальном статусе, который не былбы обременительным для него. Так, компенсаторная функция направлена наликвидацию внешних сдерживающих условий, не дающих возможность индивиду бытьдеятельным участником существующих в обществе отношений; элективная функциянаправлена на определение обстоятельств и свойств самого индивида, позволяющихотнести его в разряд нуждающихся; кумулятивная функция накапливает социальныйпотенциал государства, выражающийся в зависимости индивидов отсоциально-политической деятельности государства. Все эти функции тем в большейстепени представлены в социальной политике государства, чем в большей степенисоциальная политика зависит от политики государства вообще.
2.        Государство какинститут социальной политики
Понятие «институт»(от лат. institutum — установление, учреждение) было заимствовано изюриспруденции, где его использовали для характеристики отдельного комплексаюридических норм, регулирующих социально-правовые отношения в некоторойпредметной сфере. Такими институтами в юридической науке считались, например,наследование, брак, собственность и т. п. В социологии и менеджменте понятие «институт»сохранило эту смысловую окраску, однако приобрело более широкое толкование вплане обозначения некоторого особого типа устойчивой регламентации социальныхсвязей и различных организационных форм социального регулирования поведениясубъектов.
Социальные институты — это специфические образования, обеспечивающие относительную устойчивость связейи отношений в рамках социальной организации общества, некоторые историческиобусловленные формы организации и регулирования общественной жизни. Институтывозникают в ходе развития человеческого общества, дифференциации видовдеятельности, разделения труда, формирования специфических видов общественныхотношений. Их возникновение обусловлено объективными потребностями социума врегулировании общественно значимых сфер деятельности и социальных отношений. Взарождающемся институте по существу опредмечивается определенный видобщественных отношений.
К числу общих признаковсоциального института можно отнести:
— выделение определенногокруга субъектов, вступающих в процессе деятельности в отношения, приобретающиеустойчивый характер;
— определенную (более илименее формализованную) организацию:
— наличие специфическихсоциальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамкахсоциального института;
— наличие социально значимыхфункций института, интегрирующих его в социальную систему и обеспечивающих егоучастие в процессе интеграции последней.
ПоКонституции РФ Российская Федерация есть социальное государство, политикакоторого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь исвободное развитие человека (ст. 7).
ПрезидентРоссийской Федерации, определяя в соответствии с Конституцией основныенаправления внутренней политики государства, издает указы, которыми, вчастности, регулируются общественные отношения в области социальной политики,социальной защиты граждан.
В даннойсфере значительное место отводится деятельности Правительства РоссийскойФедерации. Оно обеспечивает проведение в Российской Федерации единойгосударственной политики в области социального обеспечения, поддержку наименеесоциально защищенных групп населения, реализацию социальных гарантий граждан;принимает меры по обеспечению социальной защищенности граждан, их права натруд; совершенствует систему социального обеспечения; принимает меры поукреплении системы социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющимдетей, другим категориям граждан (пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны,малоимущим и др.); разрабатывает и утверждает федеральные программы занятостинаселения и др.
В соответствиис Указом Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органовисполнительной власти и в Российской Федерации» от 14 августа 1996 г. былообразовано Министерство социальной защиты населения Российской Федерации(Минсоцзащиты России).
В структуреПравительства Российской Федерации, утвержденной в марте 1997 г., Министерствосоциальной защиты населения не значилось. Однако было создано Министерствотруда и социального развития, к которому перешли частично функции бывшегоМинистерства социальной защиты населения.
Министерствотруда и социального развития (Минтруд России) функционировало на основеПоложения, утвержденного Правительством Российской Федерации 23 апреля 1997 г.
ПрежнееМинистерство труда и социального развития упразднено, и его функции теперьвыполняет Министерство здравоохранения и социального развития в соответствии сУказом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системеи структуре федеральных органов исполнительной власти».
УказомПрезидента РФ № 314 от 09.03.2004 «О системе и структуре федеральныхорганов исполнительной власти» была определена структура Министерстваздравоохранения и социального развития РФ (рис. 1). Во исполнение упомянутогоуказа Правительство РФ приняло ряд постановлений, которыми утверждены вопросыведения и функции Министерства здравоохранения и социального развития РФ ивходящих в него федеральных служб и агентств.
Установлено,что Министерство здравоохранения и социального развития РФ (ПостановлениеПравительства РФ №153 от 06.04.2004) является федеральным органомисполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственнойполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения,социального развития, труда, физической культуры, спорта, туризма и защиты правпотребителей. Осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся вего ведении федеральных служб и федеральных агентств, а также координациюдеятельности Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Федеральногофонда ОМС.
На основаниии во исполнение действующих конституционных и федеральных законов РФ, актовПрезидента и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовоерегулирование в установленной сфере деятельности, а также разрабатывает ипредставляет в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов,федеральных законов и актов Президента и Правительства РФ по следующимвопросам:
–         здравоохранение,включая организацию медицинской профилактики и медпомощи, фармдеятельность;
–         качество,эффективность и безопасность ЛС;
–         курортноедело;
–         санитарно-эпидемиологическоеблагополучие;
–         уровеньжизни и доходов населения; оплата труда;
–         пенсионноеобеспечение; социальное страхование; условия и охрана труда;
–         социальноепартнерство и трудовые отношения;
–         занятостьнаселения и безработица;
–         трудоваямиграция;
–         альтернативнаягражданская служба;
–         социальнаязащита;
–         демографическаяполитика;
–         физическаякультура и спорт;
–         туризм;
–         защитаправ потребителей.
Федеральнаяслужба по труду и занятости (Постановление Правительства РФ № 156 от06.04.2004) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющимправоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативнойгражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдением трудовогозаконодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудовогоправа, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданскойслужбе, функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятостинаселения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулированияколлективных трудовых споров.
Службаосуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальныеорганы. Основные функции службы: контроль и надзор за соблюдением трудовогозаконодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудовогоправа, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданскойслужбе; деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушенийзаконодательства РФ в закрепленных сферах деятельности до внесениясоответствующих изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях;организация альтернативной гражданской службы; организация и оказаниегосударственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты отбезработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, вт.ч. содействие гражданам в поиске подходящей работы; подбор работодателямнеобходимых работников; бесплатная консультация, бесплатное предоставлениеинформации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией в целяхвыбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессиональногообучения; профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовкабезработных граждан, психологическая поддержка; обеспечение социальнойподдержки; направление граждан на общественные работы, а также их временноетрудоустройство; осуществление социальных выплат гражданам, признанным вустановленном порядке безработными; выдача заключений о целесообразностипривлечения и использования иностранной рабочей силы.
Государственныйнадзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативныхправовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляются входящей всостав Федеральной службы по труду и занятости федеральной инспекцией труда (довнесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс РФ).
Следуетподчеркнуть, что в настоящее время в связи с принятием нового Трудового кодексаРоссийской Федерации видоизменяются вся система и содержание правовых актов,регулирующих отношения в сфере труда и социального развития.
НовымТрудовым кодексом РФ предусмотрены современные, соответствующие характерурыночных отношений и правового государства требования, положения, нормы,регулирующие трудовые отношения, их организацию и функционирование, а такжеповышенная ответственность за нарушение законодательства о труде и его охране.
Этапрогрессивная тенденция нашла свое дальнейшее развитие в Кодексе РФ обадминистративных правонарушениях 2001 г., в частности, в ст. 5.27-5.34. Вобласти социальной защиты населения Министерство здравоохранения и социальногоразвития Российской Федерации выполняет следующие задачи:
–    разработкапроектов нормативных актов и программных документов по вопросам социальнойзащиты нетрудоспособного населения;
–    разработкаи реализация федеральных и отраслевых программ по социальной поддержкеинвалидов, пожилых граждан, семей с детьми и малообеспеченных групп населения,а также граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
–    организациясовместно с органами исполнительной власти субъектов Федерации и Пенсионнымфондом РФ государственного пенсионного обеспечения;
–    созданиесовместно с органами исполнительной власти государственной системы социальногообслуживания населения;
–    организациямедико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, протезно-ортопедическойпомощи населению;
–    контрольза реализацией законодательства в области социальной защиты населения и другиезадачи в этой сфере.
Кроме того,Министерство разрабатывает предложения по формированию государственной политикив области социальной защиты семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста,ветеранов, инвалидов и реализует ее во взаимодействии с федеральными органамиисполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации; осуществляет организационно-методическое руководство и координациюдеятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительнойвласти субъектов Российской Федерации и предоставления социальных услуг иматериальной помощи гражданам, оказавшимся в трудных жизненных и экстремальныхситуациях, в том числе гражданам, пострадавшим в результате радиационныхаварий, промышленных и экологических катастроф, вооруженных и межэтническихконфликтов и иных чрезвычайных ситуаций, беженцам, вынужденным переселенцам,лицам без определенного места жительства и занятий.
В областипенсионного обеспечения:
–    разрабатываетпредложения по формированию государственной политики в сфере пенсионногообеспечения и совершенствованию федерального пенсионного законодательства;
–    осуществляетсовместно с Пенсионным фондом Российской Федерации методическое обеспечениеработы по назначению, перерасчету, выплате и доставке государственных пенсий;
–    организуетсовместно с Пенсионным фондом Российской Федерации контроль за назначением ивыплатой государственных пенсий, целевым расходованием средств на пенсионноеобеспечение и др.;
–    участвуетв разработке предложений по совершенствованию законодательства о пенсионномобеспечении военнослужащих и приравненных к ним лиц;
–    организуетсовместно с Пенсионным фондом Российской Федерации выплату пенсий гражданам, находящимсяза пределами Российской Федерации, в порядке, предусмотренном законодательствомРоссийской Федерации, международными договорами (соглашениями) РоссийскойФедерации;
–    разрабатываетпредложения по совершенствованию пенсионного обеспечения в связи с особымиусловиями труда, осуществляет контроль за правильностью применения списковработ (профессий и должностей), с учетом выполнения которых пенсияустанавливается при пониженном пенсионном возрасте; содействует развитиюнегосударственных систем пенсионного обеспечения.
В управлениив области труда и социального развития значительную роль играла Федеральнаямиграционная служба России (ФМС России).
ФМС России,ее территориальные органы, подведомственные ей организации (центры размещениявынужденных переселенцев) и органы миграционной службы субъектов Федерацииобразовывали государственную систему управления миграционными процессами встране. В настоящее время ФМС упразднена, а ее функции переданы МВД РФ.

Библиографический список
1.Трудовой Кодекс Российской Федерации (посостоянию на 29.12.2008г.).
2.Батчикова С.А.Эффективность государственногоуправления / Пер. с англ.; под общ. ред. С.А. Батчикова и С.Ю. Глазьева. — М.,2006.
3.Буланова В.С. Рынок труда: Учебник. / Под ред.проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:Издательство «Экзамен», 2009. – 480 с.
4.Габричидзе Б.Н., Административное право:Учебник/ Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г., Ким-Кимэн А.Н. – М: ТК Велби, Из-воПроспект, 2004. – 480 с.
5.Глазьев С. Экономика и политика (эпизодыборьбы). — М, 2005
6.Козбаненко В.А. «ГосударственноеУправление» Том 2., 2008 г.
7.Кнорринг В. И. Теория, практика и искусствоуправления. Учебник для вузов по специальности «Менеджмент». — 2-еизд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА •М), 2009. — 528 с.
8.Овсянко Д.М. Административное право: Учебноепособие. // Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2009. – 468 с.
9.Парсаданов Г.А. Введение в государственноеуправление. / Парсаданов 10.Г.А., Жилкина А.Н., Антонов В.А. Кн. 2. Экономика ифинансы. — М, 2006.
11.Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночнойэкономики: Учебное пособие. М, 2006.
12.Периодическая литература, архивные материалы иматериалы практики
Калашникова Л.М., Лайфуров С.Н./ Человеческийфактор и формирование трудовых отношений на современном этапе развития России. //Трудовое право №3 2007
13.Консультант +., 2009
14.Положение о службе по урегулированиюколлективных трудовых споров утверждено постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 15 апреля 2009 г., № 468. (в ред. Постановления Правительства РФот 21.03.98 № 332)
15.Российская Федерация. Президент. ПостановлениеПравительства РФ от 06. 04. 2004 г. №156 «Вопросы Федеральной службы потруду и занятости».
16.Российской газета, № 74, от 09. 04. 2009 г.,Собрание законодательства РФ от 12. 04. 2009 г., № 15, ст. 1448.
17.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от17. 03. 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации ТрудовогоКодекса Российской Федерации// Российской газете № 72 от 08. 04. 2004 г., вжурнале „Экономика и жизнь“, № 15, 2008 г.