Готическое строительство и архитектура. Персональный модерн

Федеральное агентство по образованию
Волгоградский государственный архитектурно-строительныйуниверситет
Кафедра философии
Реферат на тему:
Готическоестроительство и архитектура. «Персональный модерн».
Проверил:                                                                   Выполнил:
доцент                                                                        студент группыАДм-1-05
БарашевскийВ. А.                                                     Голев С. А. 
Волгоград, 2006
Готическое строительство иархитектура.
Готическая архитектура зародилась 14 июля 1140года. В этот день в нескольких километрах к северу от Парижа по инициативеаббата Сугерия начались строительные работы пообновлению хора церкви в бенедиктинском монастыре Сен-Дени. Эта церковь стала вершиной художественногомастерства, гармонично объединив в себе элементы и мотивы, которые считаютсяхарактерными признаками готического искусства, и тем самым, заложив основу длявозникновения нового стиля – готики.
Термин «готика» был введён в эпоху Возрождениякак уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося«варварским» (само слово «готика» произошло от названия племени варваров –готов). Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь,и под её эгидой феодально-церковные основы сохранялись в идеологии и культуреэпохи готики. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым поназначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с«высшими» иррациональными силами. Для готики характерны символико-аллегоричныйтип мышления и условность художественного языка. Развитие искусства готикиотражало и кардинальные изменения в структуре средневекового общества: началоформирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижениесветских сил — городских, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарскихкругов. Города окружались мощными стенами с богато украшенными проезднымибашнями. Замки королей и феодалов постепенно превращались в сложные комплексыкрепостных, дворцовых и культовых сооружений.
Собор. Особоеместо в искусстве готики занимал собор — высший образец синтеза архитектуры,скульптуры и живописи. Он находился в центре города и становился средоточиемгородской жизни. В нём наряду с богослужением устраивались богословскиедиспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан. Собор мыслилсясвоего рода сводом знания, символом Вселенной, а его художественный строй,сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, изобилие пластическихмотивов со строгой иерархичной системой их соподчинения, выражал не только идеисредневековой общественной иерархии и власти божественных сил над человеком, нои растущее самосознание горожан, творческое величие усилий человеческогоколлектива. Смелая и сложная каркасная конструкция готического собора,воплотившая торжество дерзновенной инженерной мысли человека, позволилапреодолеть массивность романских построек, облегчить стены и своды, создатьдинамичное единство внутреннего пространства. Каменные готические соборыполучили во Франции свою классическую форму.
Для больших сооружений раннейготики характерно уси­ление стены мощными контрфорсами,повышающими устойчивость конструкции. Первыми соборами, где простыеконтрфорсы заменяют­ся целой системой опор и висячих арок,обеспечивающих устойчивость, был собор в Шартре (1220—1240),кафедральный собор в Амьене, в Реймсе и ряд других.
В первой половине XIIIв. готика достигает вершины своего расцвета. Соборыпредставляли собой наиболее зрелое простран­ственное решение готическойархитектуры.

Они имели вытянутыйпоформе план и были трех-,пяти- и семинефные (Нотр-Дамв Париже, конец XIIв);поперечный неф или совсем скрывался за наружной стеной бокового нефаили немного выступал из объема здания. Ти­пичной чертой была огибавшаяхор галерея с венцом радиальных капелл. Боковые нефыотделялись от главного пилонами с остроко­нечными арками. Над ними часто располагаласьгалерея, открытая мелкими арочными проемамиво внутреннее пространство собора.
Всю большую площадь стены между пилонами,галереей и сводом занимали окна, как правило, вытянутые повысоте и разделенные по вертикали стройным каменным переплетом,который в верхней части образовывал более или менее сложныйорнамент. Окна застек­лялись небольшими цветными стеклами,соединенными узкими свин­цовыми полосами.
Богатство цветовых оттенков и сложнаякомпозиция окон порождали в интерьере разнообразие световыхэффектов и создавали таинственную атмосферу.

При использовании сетчатого или круче­ного свода разделение на отдельные пространственныеячейки интерьера исчезло и возниклоощущение единства внутреннего прос­транства.
Большое внимание с точки зрения художественной выразитель­ностиуделялось западным фасадам соборов, как правило, фланкиро­ванным двумя башнями. Главными элементами композициифасада служили порталы, имевшие богатое убранство, икруглые окна (розы) над ними.Благодаря многоярусному разделению поверх­ности стены и использованию множества скульптурных украшений огромная площадь фасада превращалась в каменноекружево.
Замок.Готический замок строился как крепость и резиденция феодала.В конце XIIв.во Франции появляется ряд замков, в которых массивный донжон— главная башня, — последнее убежи­ще защитников во время осадызамка, является центром целой системы квадратных или прямоугольных вплане, обычно двойных оборонительных сооружений (Лувр в Париже).
Толстые крепостные стены и другиесооружения внешнего поя­са защиты постепенно лишают донжонпервоначального значения. Возводятся новые оборонительныесооружения вокруг старых замков (лондонский Тауэр), а в концеXIIIв. строится многоновых. Но с изменением способов ведения войны значениеукрепленных замков постепенно падает, и в XIVв. они превращаются врезиденции, значительно более удобные для прожи­вания.
Готическиегорода. Города развивались как из старых римских военныхлагерей, так и из раннефеодальных посадов, торговых поселенийна перекрестках торговых путей, у бродов, мест добычи драгоценныхметаллов и т. д. Однако очень часто в готический период города закладывалисьна свободной территории и обычно име­личеткое планировочное решение.
Градостроительнонаиболее зрелыми были города, имевшие регу­лярную прямоугольную системуулиц с четырехугольной площадью и обнесенные крепостнымистенами. Отдельные блоки застройки разделялись на узкиедлинные земельные участки одинаковой шири­ны. Городской дом,ориентированный фасадом на улицу иди пло­щадь, представлял собойэлемент нового архитектурного комплек­са — фронта домов.

Длинные ритмичные ряды фасадов, в опреде­ленной степени унифицированных,  образуют по-новому решенное обрамлениепространства площади. В более позднее время вдоль улиц и вокруг площадиустраивались крытые обходы аркады под вторымиэтажами жилых домов, объединявшие их в единое целое.
Города были окружены крепостнымистенами с входными ворота­ми. Укрепление обычно состояло изглиняных валов и рвов, запол­ненных водой. Иногда встречаются и двапояса стен обычно с тремя или четырьмя воротами, в некоторыхслучаях имевшими выдвинутые вперед оборонительные сооружения —барбакан. Территория между двумя оборонительными поясаминазывается паркан. В некоторых го­родах, не имевшихсистемы оборонительных сооружений, укрепления возводились вокругцеркви.
Ратуши появились в XIVв., когда городам удается добитьсясамоуправления. Их строили в большинстве случаев пря­мона центральной площади. Иногда под ратушу переоборудовались жилыедома (часто путем их объединения). Кроме торговых зданий вгородах строили детские приюты и больницы, которые по гигие­ническимсоображениям размещали на окраине.
Главным типом городских  зданий  был городской  жилой дом. Этобыли и дома богатых горожан на площади, и простые дома ремесленников.Центральным помещением городского дома очень часто была мастерскаяили лавка на первом этаже, где владелец занимался ремеслом или торговлей. Этопомещение было связано с жилой частьюдома и с внутренним двориком, за которым находились хозяйственные помещения.Мастерская обычно была перекрыта крес­товым или цилиндрическимсводом. Дома богачей имели балконы и галереи, а иногда и башню;массовая застройка была деревян­ной.
Структура здания складывалась из прямоугольныхячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками,которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода, заполненногооблегчёнными небольшими сводами — распалубками. Боковой распор свода главногонефа передаётся с помощью опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы —контрфорсы. Освобождённые от нагрузки стены в промежутках между столбамипрорезаются арочными окнами. Нейтрализация распора свода за счёт вынесениянаружу основных конструктивных элементов позволила создать ощущение лёгкости ипространственной свободы интерьера. 2-башенные западные фасады французскихсоборов с 3-мя «перспективными» порталами и узорным круглым окном («розой») вцентре сочетают устремление ввысь с ясной уравновешенностью членений. Нафасадах варьируются стрельчатые арки и богатые архитектурно-пластические идекоративные детали. Декор ритмически организован и строго подчинёнархитектурным разделениям фасада, что обусловило стройную тектонику и пропорциистатуй, торжественность их поз и жестов. Другие части храмов также украшалисьрельефами, статуями, растительным орнаментом, изображениями фантастическихживотных; характерно обилие в декоре светских мотивов (сцены трударемесленников и крестьян, гротескные и сатирические изображения). Разнообразнаи тематика витражей, в гамме которых преобладали красные, синие и жёлтые тона.
Строительные материалы и конструкции. В готике использовалисьразличные строительные материалы. Жилые ихозяйственные постройки обычно возводились из дерева. Из этого же материала строились и многиезначительные здания светского ицерковного характера.
В областях с недостатком камня развивалось строительство из кирпича (Ломбардия, северная Германия, Польша).Здесь произво­дился фасонный кирпичдля кладки профилированных пилонов, окони роз (круглых окон). Но основным, наиболее характерным для готики материалом,стал камень — отесанный и бутовый. Кладка из бутового камня, как правило, особенно в интерьерах, оштукатури­валась. Камень в готической архитектуреприменялся как для созда­нияконструкции, так и для декоративного убранства. Одновременно с возведением здания выполнялись работы по отделкеего сложным и богатым декором.
Средневековые строители со своимнеобычайным воображением и статическим чутьем конструировалибольшие по площади и высоте здания, которые в процессе развитияготики становятся максимально об­легченными, превращаясь посуществу в каркасные сооружения. При этом используютсяотносительно небольшие обработанные кам­ни. Эта каркасная система иее чрезвычайно важная составная часть — ребристый сводсоставляют существо готического строитель­ного искусства.
Готическийсвод и система опирания. Основойнового готи­ческого строительного искусства было создание ребристогосвода. Первые ребристые своды были возведены при строительствебольших кафедральных соборов вокруг Парижа.

Эти здания в начале XIIIв. находились уже в стадиистроительства или его заверше­ния. Ребристые своды, возведенныездешними мастерами из мелко­зернистого известняка, были легкими и прочными.Ребра делались из клинообразных камней. На пересечении ребер вверхней точке раз­мещался четырехсторонний «замок». При использованиилегких материалов,например мела и известняка, в кладке свода толщина свода и при больших пролетах была относительно невелика — 30 — 40 см.
В системе свода происходит четкое разделение усилий на ребра и полотно —распалубку. В развитии крестового своданаиболеестарым элементом является распалубка. Ребро на пересе­чении поверхностей сводов появилось позднее, что в результате полностью изменило сущность сводчатого перекрытия.Преимущество ребристого свода заключается в большей простотеего возведе­ния. Ребра, выложенные спомощью кружал, становились опорными элементамипри кладке распалубки. У сводов раннего периода ребра, составляющие одно целое с кладкой свода, играли скорее роль постоянных подкружал.
В готике ребристый свод был усовершенствованнастолько, чтосистема несущих ребер образовала упругий каркас, который заполнялся облегченной кладкой.
Ребристый свод образуется системой арок,сначала полукруглых, а позднее стрельчатых, являющихся основ­нымтипом готических арок, которые могли быть использованы при различныхпролетах и различной высоте сводов. Образованный на их основе свод несоздает слишком сильные боковые распоры. Конструкция сводазначительно упрощается, если при этом все реб­ра и гуртовые аркиимеют одинаковую кривизну.
В начальный период развития готическойархитектуры простран­ство, перекрытое одним крестовым сводом, представляет собой  самостоятельную пространст­веннуюединицу. Поздняя готика отказывается от трактовки прос­транства как составного и постепенно приходит к пониманию его какединого целого. Этого удалось достигнуть путем усложнения кресто­вогосвода введением дополнительных ребер, которые дробили свод на более мелкие части.
Типысводов. Из романского периода был перенят шести- и восьмичастныйсвод. Необычный пример пятичастного свода имеется в Праге в Староновой синагоге. Звездчатый свод, который также получается в результате введения дополнительныхребер, оставляет нетронутым основнойнесущий крест, тогда как в сетчатом своде ребро переходит к противоположному углу не плавно, а с переломами. В Англии часто применялся веерный свод: ребра,подобно струям фонтана, расходятся от вертикальной опоры. В поздней готикеочень популярен сотовый свод, иногданазываемый алмазным (южная Чехия).Еще одним типом готического свода является крученый свод, ребра которого образуют сложныепространственные кривые. Ребра этих сводов создают самые различные рисунки.Основной внутренней опорой, котораянесет ребра и передает нагрузку от реберна фундамент, является пилон, обычно имеющий богатую профилировку. В связи стем, что к нему часто добавляются допол­нительные опоры, отвечающиесоответствующему ребру свода, воз­никаетпучок опор. В поздней готике происходит возврат к простому круглому или прямоугольному в плане пилону.
Системаопирания. Если внутренний пилонобычно воспринимает внутренние вертикальные нагрузки, тонаружный служит для пога­шения боковых распоров. У сооруженийзначительной высоты и пло­щади внешняя система опор состоит изколонн и аркбутанов или висячих арок, которые переводят косые боковыераспоры со стены на пилоны, стоящие вне главного нефа, —контрфорсы. Идея такой конструкции заключалась в том, чтобы косые нагрузкисвести к рав­нодействующей и направить ее во внутреннюю треть подошвыфундамента. Почти вся конструкция, необходимая для удержания свода ипогашения бокового распора, оказывается вынесенной наружу.
Такая конструкция системы опор, окруживранее единый объем храмасистемой пилонов, позволяет значительно уменьшить массу сооружения и создать ощущение легкости внутреннегопространства. Готическаякаркасная конструкция высвободила стену от функции несущего элемента, открыв совершенно новые возможности для раз­вития эстетики ажурного декора и цветного светавитражей.
В конце XIII— начале XIVвв. строительство соборов во Франциипереживало кризис: архитектурные формы стали суше, декор обильнее. С XIVв. большое значениеприобрели городские и монастырские зальные церкви, замковые и дворцовыекапеллы. Для поздней («пламенеющей») готики характерен прихотливый,напоминающий языки пламени узор оконных проемов (церковь Сен-Маклув Руане). В светском городском зодчестве использовались главным образомкомпозиции и декоративные приёмы готики. На главной площади городов строилисьратуши с обильным декором, нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене,1351—1509). Замки превращались в величественные дворцы с богатым внутреннимубранством (комплекс папского дворца в Авиньоне), строились особняки богатыхгорожан. В поздней готике получили распространение скульптурные алтари винтерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру итемперную живопись на деревянных досках. В Германии расцвет готики относится ксередине XIIIв.(западный хор собора в Наумбурге). Здесь рано появилисьзальные церкви (Элизабеткирхе в Марбурге, 1235— 83);на юго-западе сложился тип 1-башенного собора (в Фрайбурге-ин-Брайсгау,Ульме); строились кирпичные церкви (монастырь в Корине,1275 — 1334; Мариенкирхе в Любеке), в которыхпростота планов, объёмов и конструкций сочеталась с узорной кладкой,применением глазурованного и фигурного кирпича. Поздняя немецкая готика (конец XIV— началоXVIвв.) дала блестящиеобразцы зальных церквей (Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце, 1499 — 1525) и дворцовых залов (Альбрехтсбург в Майсене) сосложными узорами сводов. Достигли расцвета алтарная скульптура и живопись.Готика получила распространение также в Австрии (готическая часть собора св.Стефана в Вене) и Швейцарии (собор в Берне). В Великобритании предпосылкиготики возникли раньше, чем на Европейском континенте, но её развитие,прерывавшееся внутренними историческими потрясениями, было замедленным.Английские соборы, большей частью монастырские, обычно представляют собойневысокий, вытянутый в длину объём с прямоугольным завершением хора и башнейнад средокрестием. Строгая геометрическая простотаобъёмов как бы компенсируется богатством и сложностью узоров на фасаде исводах. Влияния английской, французской и немецкой кирпичной готики сказалисьна готическом зодчестве Норвегии (собор в Тронхейме,готические части — 1180—1320), Дании (собор св. Кнудав Оденсе, около 1300— XVв.),Швеции (церковь в Вадстене, 1369—1430). В Испанииобширные городские соборы (в Севилье) имели обычно чётко расчленённые декоромна ярусы плоскости стен и небольшие окна. Интерьер разделялся надвое заалтарным образом (ретабло) соскульптурой и живописью. В XVIв.готические конструкции были перенесены в испанские колонии в Америке. Впозднеготическую эпоху накопление эмпирических знаний, рост интереса креальности, к наблюдению и изучению натуры, возросшая роль творческойиндивидуальности подготовили почву для ренессансной системы мировосприятия.Этот процесс проявился в XIV— начала XVIвв.во французской и бургундской миниатюре, в скульптуре (Клаус Слютер)и живописи (Мельхиор Брудерлам и др.) немецкой,чешской, польской декоративной пластике (Пётр Парлерж),в алтарной скульптуре и живописи (мастер Теодорик идр.). В XV— XVIвв.он был ускорен влиянием итальянского и нидерландского Возрождения. Напротяжении XVIв.готика почти повсеместно сменилась ренессансной культурой.

«ПЕРСОНАЛЬНЫЙ МОДЕРН»
В начале XXв. в рамках отдельныхреформистских направлений на основевозможностей новых строительных материалов и конструкций начали возникать архитектурные формы, характер которых былсовершенно отличен от прежних эстетических вкусов. Теории рационалистов XIXв. были доведены до программныхпринципов в духе Земпера и породилиинтерес к простым композициям изгруппыобъемов, форма и членение которых были производны от назначенияи конструкций сооружений.

В этот период опять возник вопрос создания нового стиля в архитектуре, элементы которого старались определить, исходя преж­девсего из решения рациональных задач архитектуры. Богатое декоративное убранство перестало рассматриватьсякак средство эстетического воздействия. Его стали искать вцелесообразности формы, в простоте,пропорциях, масштабе и в гармоничном соче­тании материалов.
Это новое архитектурное течение нашло своепроявление в рабо­тах ведущих творческих личностей того времени— О. Вагнера, П.Беренса,  Т. Гарнье, А. Лооса, А. Перре, в Америке — Ф. Л. Райта, в Скандинавии — Э.Сааринена и Р. Эстберга. в Чехословакии — Я. Котеры и Д. Юрковича, которые, несмотря на общую программу архитектурного творчества, сумели различнымспособом проявить своюхудожественную и идейную индивидуальность. Еще сильнее различия вхарактере архитектуры следующего поколения, среди которого нужно выделить Ле Корбюзье,     Мис ван дерРоэ и В. Гропиуса.Новаторские произведения этих архитекторов, которые озна­чали рождение совершенно новой архитектуры впервые 15 лет XXв., обычно объединяются под общим названием «Персональный мо­дерн».Его принципы возникли после 1900 г. и к концу второго деся­тилетиябыли подхвачены и получили развитие представителями авангардистскойархитектуры.
Теоретическаяи художественная концепции персонального модерна.Теоретические основы персонального модернабыли зало­жены венским архитектором О. Вагнером. Полное выполнениетре­бований, связанных с назначением строительного объекта,стало основой его принципов, которые он обобщил в своей книге«Совре­менная архитектура» (1895). Сходные принципыпропагандировал голландский архитектор         П. Берлаге,который понимал архитек­турное творчество как деятельность посозданию целесообразного и красивого пространства.
Отказ от исторических схем и стремление кмаксимальному упрощению формы привели некоторых архитекторов в начале XXв. котрицанию художественных аспектов архитектуры. К крайней по­зиции пришел А. Лоос — архитектор венской школы, который счи­тал, чтотолько малая часть архитектурных сооружений имеет от­ношение к искусству, а именно надгробия и памятники, все же остальное,служащее практическим целям, необходимо исключить из области искусства.
Лоосродился в Брно, но жил все время в Париже, Вене и Праге. В Вене он построилнесколько жилых домов с террасами (Стейнеровдом, 1910) и создализысканные интерьеры кафе и баров (Картнер Бар, 1907),которые свидетельствуют о его особом интере­сек композициям, основанным на сочетании дорогих материалов и тонком понимании их специфики. Он активноборолся со всем общепринятым, споказной парадностью и псевдостилизацией. Доказательством тому стал универсальный магазин «Голман и Салатч»,совершенно голые фасады которого он, можно сказать, провокационно ориентировал на вход в Венский замок.
Начало персонального модерна было связано сизменением самого принципа планировочного решения, для котороговпервые было сформулировано понятие функционального плана.
Принципы целесообразно организованного плана тщательно проработал Ф. Л. Райт. Вскоре после 1900 г. онвывел из требований эксплуатациисооружения новый тип и способ пространственного выявления отдельных функций. Примером служит административ­ное здание компании «Ларкин» в Буффало (1904). Еще более типич­ным в этом смысле стало крестообразноепланировочное решение особняка,которое позволило создать целесообразную композици­онно неформальную систему из отдельныхфункциональных частей,сосредоточитьвсе коммуникации в центральном холле, получитьхорошее освещение внутренних пространств и их связь с окружаю­щей природой. Уже в первых постройках такого типа— городских особняках в Чикаго, домеИ. Робертса «Роби Хауо (1909)— в зре­лом виде проявился необычайныйхудожественный талант Райта, чувство материала и способов его архитектурногоприменения, нашли отражение идеи свободного плана, горизонтальнойкомпози­ции объемов и ярко выраженного стремления к достижению единст­ва архитектурной формы и форм природы. О четкообозначенной индивидуальности Ф. Л. Райта свидетельствуют и его работыперио­да 20-х годов, имеющие романтическийхарактер. К ним относятся первыеварианты усадьбы Тейлизин (1911 —1925), отель«Империал» в Токио (1914—1922)и жилые дома в Голливуде.

Основы архитектурного модерна возникали,однако, не только в результате теоретических и художественныхисканий и реформ в характере планировочных решений, но также в связи с использова­нием в архитектуре и прикладном искусстве новыхиндивидуальных элементов истроительных конструкций.
Большая заслуга в развитии металлическихконструкций принад­лежит немецким архитекторам. П. Беренс — основоположник немец­когомодерна, осознавший идею материальности формы, основы которойбыли заложены его предшественниками в XIXв., запроекти­ровал производственныездания концерна АЭГ в Берлине (1902— 1912). Среди нихмонументальной простотой выделяются турбин­ный цех (1909), построенная позже водопроводнаястанция и хра­нилища дегтя  в виде соединенных  вместе  цилиндрических   башен.
Архитектурным решением фабрики «Фагус» в Альфельде (1911—1914) обратили на себя внимание В. Гропиус и А. Майер. Гропиусбыл автором павильона на выставке в Кельне (1914),гдеБ. Таут построил известный стеклянный дом,похожий на кристалл. К главным особенностям промышленной архитектуры Гропиуса относятся совершенство функциональных, формальныхи конструк­тивных решений и использование стеклянного наружного огражде­ния, благодаря чему облегчается конструкция, ивнешний облик здания приближается к современному.
Чешскийперсональный модерн. Одновременно с развитием пер­сональногомодерна развивалась и чешская архитектура. Значение этого периода заключалосьне только в возрождении принципа це­лесообразности и разработке принципов еехудожественного вы­ражения, но и в том, чтоначало формироваться первое чешское поколение создателей современнойархитектуры.
В чешских областях путь к новомуархитектурному мышлению и эстетике проложил Я. Котера,который в начале XXв.пришел к собственному пониманию модерна. Его собственная вилла,дом Лайхтераиливодопроводная станция в Праге (1908—1909) говорят о наличиичеткого понимания нового художественного принципа и его функциональнойлогики. Он дорабатывает и развивает идеи совре­менной архитектуры,сформулированные Вагнером. Я. Котера наряду ссозданием проектов различных архитектурных объектов, проектов памятникови надгробий внес значительный вклад во все области прикладногоискусства.
Одновременно с Котеройв формировании чешского модерна большую роль сыграли О. Новотный проектом дома Штенца вПраге (1909—1911),где он создал новую форму в традиционной кирпичной архитектуре;   П. Янак сооружением шлюза вПржедмержицах, но­сившего кубистический характер, идинамической формой Главкова мостав Праге; В. Гавел дворцом «Люцерна» в Праге: Э. Кралик виллами в Простейовеи многие другие.
Наиболее радикальный вклад в возникновение и развитие чешс­кого модерна внес Й. Гочар,прежде всего архитектурой универ­сального магазина в Яромержи(1909—1910). Изящная железобе­тоннаяконструкция этого здания с вынесенным вперед остеклением фасадов, а также лестница в ГрадцеКралове являются первыми примерами использования и архитектурногоосмысления этого мате­риала вчешской архитектуре, которая в этот период преодолевает провинциальный характер XIXв. и снова оказывается напередовых позициях европейского развития.