ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Факультет социальной педагогики Реферат на тему Готовность ребенка к школе физиологический аспект студентки группы 06141 в. Мельник Екатерины Юрьевны Преподаватель Черепанова Е.И Москва, 2006 Содержание Введение стр.1. Психологическая и физиологическая готовность ребнка к
школьному обучению стр.2 Физическое развитие ребенка стр.3 Факторы влияния на состояние развития ребенка стр.9 Заключениестр.11 Список используемой литературы стр.13 Школа для родителей всегда выступает в качестве новой формы власти над их ребнком. А ребнок для родителей всегда является частью их самих, причм наиболее незащищнной частью.
А.И. Луньков. Введение. В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась е структура. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Развитие в школе альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной программе. Важнейшей задачей системы дошкольного воспитания является всестороннее развитие личности ребнка и подготовка его к школе. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых,
более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. Проблема школьной зрелости, как готовности организма шестилетнего ребенка к систематическому обучению, чрезвычайно возросла в период реформирования всей системы образования в стране, и в настоящее время переросла в медико-педагогическую проблему. Длительные систематические занятия, снижение двигательной активности, значительная статическая нагрузка, новые обязанности все это большие трудности и у многих детей возникают такие изменения в организме, которые позволяют говорить о школьном шоке, школьном стрессе, адаптационной болезни. При переходе к систематическому школьному обучению с шести лет, педагоги должны оценить уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения им школьной программы без ущерба для его здоровья. Поэтому педагог должен провести оценку не только организации образовательного процесса, но и готовности
учащихся 6 лет участвовать в этом процессе, и составить обоснованные здоровьесберегающие мероприятия. Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов, родителей в данный момент и в данной ситуации самочувствие и состояние здоровья, его работоспособность
умение взаимодействовать с педагогом и одноклассниками и подчиняться школьным правилам успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций говорят о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения. Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании
любой из ее сторон, так или иначе, сказываются на успешности обучения в школе. Развитие основных функциональных систем организма ребенка и состояние его здоровья составляют фундамент школьной готовности. Под готовностью к школе можно понимать достижение ребенком такого уровня развития, который обеспечит ему успешность обучения в школе, адаптацию к новым условиям и обязанностям. В связи с этим возникают две проблемы, связанные с начало обучения проблема функциональной готовности детей к школе и проблема адаптации к новым условиям. Школьная зрелость это такой уровень морфо-функционального развития организма ребенка развитие физических и психических систем организма, при котором ребенок может справиться со всеми требования обучения. В этом контексте готовность детей-дошкольников к обучению в школе имеет особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных
учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе. Готовность ребнка к школе определяется его интеллектуальной, психолого-педагогической и физической подготовкой. Рассмотрение этой проблемы и является темой моего реферата. 1. Психологическая и физиологическая готовность ребнка к школьному обучению. Подготовка детей к школе многогранная задача, которая охватывает все сферы жизни ребнка.
Одним из самых главных аспектов е является психологическая готовность к школе. Внутри этого аспекта выделяют три основных подхода к этой проблеме. К первому подходу могут быть отнесены все исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе. Установлено, что дети 5-6 лет имеют значительно большие интеллектуальные, физические и психические
возможности, что позволяет перенести часть программы первого класса в подготовительную группу детского сада. Детей в этом возрасте можно успешно обучать началам математики и грамоты, чем значительно улучшить подготовку к школьному обучению. Второй подход заключается в том, что у ребнка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Совокупность этих свойств и составляет психологическую готовность к школьному обучению. Суть третьего подхода состоит в том, чтобы исследовать происхождение отдельных компонентов учебной деятельности и выявить пути их формирования на специально организованных учебных занятиях. Исследования показали, что у детей, проходивших экспериментальное обучение рисование, лепка, аппликация, конструирование и др сформировались различные элементы учебной деятельности, т. е. психологическая готовность к школьному обучению. Про поступающего в школу мы не говорим, что он готовый ученик, мы говорим
о его готовности или неготовности к новой жизни в школе. В чем же проявляется неподготовленность к школьному обучению 1. Неподготовленный к школе ребнок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса 2. Слабое развитие связной речи и умственных способностей, неумение задавать вопросы, сравнивать предметы, выделять главное 3. Мало инициативы, тяготение к шаблонным действиям и
решениям, затруднения в общении со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач. Причины неподготовленности к школьному обучению можно условно разделить на две группы органические отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребнка и воспитательные, связанные с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем дошкольном возрасте. 2.Физическое развитие ребенка Физическое развитие ребенка основные показатели физического развития
рост и масса тела это то, что наглядно показывает динамику возрастных изменений. Ребенок растет не по дням, а по часам на шестом и седьмом году жизни годичные приросты длины тела составляют 8-10 см, а прибавление массы тела 2.2-2.5 кг. В течении учебного года дети мало растут и мало прибавляют в весе, зато летом в период летних каникул они так быстро вытягиваются, что в сентябре их просто не узнать. Сказываются, по-видимому, и снижение нагрузки, и пребывание большее время на свежем воздухе, витаминная зелень и т.д. В течение учебного года, особенно в декабре феврале наиболее трудном периоде, у первоклассников отмечается снижение массы тела, что свидетельствует от отрицательном влиянии всего комплекса нагрузок, связанных с обучением в школе, на организм ребенка. В идеале снижения массы тела быть не должно. В то же время у детей шести-семи лет интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры.
В этом возрасте каждая из 206 костей скелета значительно изменяется по форме, размерам, внутреннему строению. А теперь представим себе, какую нагрузку испытывает этот несформировавшийся, не завершивший свое развитие опорно-двигательный аппарат ребенка, когда приходится в течение достаточно длительного времени удерживать статическую позу сразу станет ясно, почему малышу так трудно сидеть неподвижно. Будет понятно и то, почему неправильная поза долго удерживаемая приводит к нарушению осанки.
Не закончены в этом возрасте рост, окостенение, формирование костей грудной клетки, и вполне понятно, что нельзя не обращать внимания на ученика, сильно облокотившегося на парту или край стола при чтении, письме, рисовании. Очень чувствителен к деформирующим воздействиям разного рода позвоночный столб поэтому неправильная посадка может достаточно быстро привести к грубым изменениям, которые нарушат его рост, дифференцировку всех его структурных элементов. У детей шести-семи лет хорошо развиты крупные мышцы
туловища и конечностей, но в длинных костях рук и ног только начинается окостенение. Поэтому они достаточно хорошо овладевают такими сложными движениями, как бег, прыжки, катание на коньках и т.п. Умение и способность выполнять эти виды движений вовсе не означают, что школьник так же успешно будет выполнять мелкие, точные движения пальцев, рук. К ним он не совсем готов. Очень тяжелы для ребенка и статические нагрузки. Дело в том, что мышцы спины, имеющие основное значение для удерживания правильной позы в процессе учебных занятий, и тяжелый портфель в одной руке могут стать причиной функциональных отклонений и искривлений позвоночника. Кроме того, в этом возрасте слабо развиты мелкие мышцы рук, еще не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Поэтому так часто звучат при письме в классе жалобы болит рука, рука устала. Не закончено формирование мышц, костей кисти и пальцев, несовершенна нервная регуляция движений.
К тому же все это недостаточно учитывается в методике обучения письму. В шесть-семь лет продолжается развитие и совершенствование сердечно-сосудистой системы, повышаются е надежность, резервные возможности, совершенствуются регуляция кровообращения. В то же время возраст является периодом качественного скачка в совершенствовании регуляции кровообращения, а это значит, что система становится более уязвимой, т.е. организм более остро будет реагировать на
малейшие неблагоприятные влияния внешней среды, которыми могут быть чрезмерные статические и умственные нагрузки. 3.Факторы влияния на состояние развития ребенка. Отрицательно влияет на функциональное состояние и развитие ребенка несоответствие условий обучения гигиеническим требования и плохое нормирование статических и умственных нагрузок. В этот период еще не завершены процессы развития и преобразования системы органов дыхания и эндокринной
системы, т.е организм ребенка растет, развивается, совершенствуется. Одни процессы происходят интенсивнее именно в шесть-семь лет, а для других процессов и систем этот возраст наступит несколько позже. Ведущая роль во взаимодействии организма с окружающей средой принадлежит центральной нервной системе, а степень е зрелости сложных форм поведения и психической деятельности ребенка. Изучение функциональной зрелости мозга и других отделов центральной нервной системы показало, что дети шести-семилетнего возраста уже готовы к восприятию и переработке значительного потока информации, усложняющегося с началом обучения. Они могут подчинять свои действия речевой, словесной инструкции. Слово может направить внимание ребенка на определенный объект и его свойства. В этом возрасте возможно устойчивое внимание, однако к объему и уровню внимания и способности у его распределению младшие школьники не намного отличаются от старших дошкольников.
Лишь к девяти-десяти годам произойдет резкое изменение, и дети смогут работать длительно, сосредоточенно, без отвлечений и ошибок. Однако произвольное внимание непорочно, и если появляется что-то интересное, то внимание тут же переключается. Вот почему такое большое значение имеет для младших школьников, особенно для первоклассников шестилеток, не словесное объяснение, а показ, яркая картина или слайд, действие. Это запоминается гораздо четче, сильнее, чем просто рассказ учителя.
Для деятельности ребенка шести-семи лет очень характерны высокая эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций. Невозможность длительно сохранять и удерживать внимание в процессе деятельности, лишенной непосредственного интереса, высокая отвлекаемость создают те педагогические трудности, которые испытывают учителя, работающие с детьми неумело, без знания и учета их функциональных особенностей. Почти всегда учителя, работающие в начальной школе, и особенно с шестилетками, жалуются на невнимательность
своих учеников. Попытка долго удерживать внимание безуспешна, так как высокая истощаемость нервных клеток коры головного мозга, малая устойчивость внимания, эмоциональность и быстро развивающееся так называемое охранительное торможение приводят к отвлечениям, двигательному беспокойству уже после 10-15 минут интенсивной работы. В шесть-семь лет достаточно четко выражены индивидуальные особенности высшей нервной деятельности ребенка, которые проявляются в темпераменте. В основе этих индивидуальных особенностей свойства нервных процессов возбуждения, торможения и их различных сочетаний. В последнее время получены данные, свидетельствующие о наследственности отдельных свойств нервной системы, особенностей высшей нервной деятельности правда, считается, что они не являются абсолютно неизменными. Когда учитель начальных классов говорит о разных характерах своих учеников, речь, скорее всего, идет не о характере характер это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, поведения
в определенных жизненных обстоятельствах и условиях, а о темпераменте ребенка, так как характер будет еще складываться. А вот темперамент – это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны е деятельности и поведения. Именно эти свойства личности не только наиболее устойчивы, но и достаточно четко проявляются уже в младшем школьном возрасте в виде таких основных характеристик, как общая психологическая активность,
моторика, эмоциональность. Эти свойства определяют общую активность ребенка, темп его деятельности, интенсивность, способность переключаться на новый вид работы, его реакцию и т.д. На основе этих характеристик должен будет строится и индивидуальный подход к ученику. Заключение Мы очень коротко разобрали основные физиологические и психологические характеристики детей, поступающих в школу. Следует заметить, что четкое хронологическое разделение психологических и функциональных
особенностей ребенка не является устойчивым и неизменным. Здесь многое зависит от индивидуальных темпов роста и развития, от сложившейся и существующей системы воспитания и обучения данного ребенка до школы. Поэтому можно говорить лишь об относительных психологических характеристиках данного возраста. Изменение всей системы дошкольного воспитания могут существенно повлиять не только на динамику их физического и функционального развития. Психические особенности каждого ребенка, его умственное развитие, развитие личностных качеств создают то непредсказуемое и неповторимое сочетание, которое и характеризует его индивидуальность. А если принять во внимание различие темпов физического и функционального развития, их индивидуальные варианты, то становится ясным, что нет, и не может быть одинаковых детей. Знание основных закономерностей функционального и психического развития первоклассника особенно значимо
для учителя. Без такого знания невозможно дифференцировать обучение, осуществить индивидуальный подход, найти наиболее адекватные средства и методы обучения. Список используемой литературы 1. Безруких М. М Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика М 1996. 2.Вархотова Е.К Дятко Н.В Сазонова Е.В. Экспресс-диагностика готовности к школе
Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. 2-е изд стер. М. Генезис, 1999. 48 с. 3. Руководство практического психолога. Готовность к школе развивающие программы Под ред. И.В.Дубровиной. М 1995. 4.Цылев В.Р. О проблеме психологической адаптации школьников Психологическая наука и образование. 1998. 3 4.