Готовые шпаргалки по теории государства и права

Untitled

1. Предмет и методология ТГиП

ТГиП — наука. Наука — теоретическое отражение действительности. Окружающий мир разнообразен, следовательно, научных дисциплин множество.

Критерии разграничения научных дисциплин — это предмет и метод науки.

Предмет — часть объекта, на которую направлены познавательные интересы в рамках одной науки. Объект — это явление окружающего мира, на которое направлена познавательная деятельность в рамках различных научных дисциплин. (Дерево — объект многих наук, но предмет гражд.права — дерево как объект собственности)

Объектом ТГиП является государство и право. Предмет ТГиП — общие закономерности возникновения и развития государственно-правовых явлений (как появляется, в каких формах, функции, признаки).

Предмет отвечает на вопрос Что изучает наука? Метод отвечает на вопрос Каким образом изучается предмет?

Метод — совокупность приемов, способов и средств, при помощи которых познается предмет. В рамках одной науки формируется устойчивое сочетание: один предмет — несколько методов.

Методология — наука о методах; совокупность методов в рамках одной науки.

Все методы ТГиП: на 3 группы:

1) общенаучные — используются во многих научных дисциплинах ( Н: статистический-сбор сведений о количестве; функциональный; системный; структурный

2) общелогические — методы, построенные на основе законов логики и применяемые в т.ч. в повседневной жизни (Н: анализ — расчленение объекта на элементы; синтез — соединение элементов в единое целое; сравнение — позволяет выделять общее и особенное в явлениях, ступени и тенденции их развития; аналогия — сходство, подобие предметов или отношений, а также познание путем их сравнения; моделирование — построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений

3) частнонаучные — методы одной науки. В ТГиП это:

— формально-юридический (изучаются основные понятия юриспруденции; даются определения понятиям; толкование их смысла; классификация понятий; вычленение их признаков; осуществляется иное их исследование)

— сравнительного правоведения (сопоставление законов, иных НПА правовых систем различных государств в целом, определение общих закономерностей и особенностей)

— технико-юридический анализ

— толкования

2. Теория права в системе общественных и юридических наук

Все научные дисциплины: на естественнонаучные и гуманитарные (общественные). Отличие: естественные изучают явления и процессы, на которые человек не оказывает непосредственного влияния. Общественные науки изучают явления, возникающие по воле человека или поддающиеся непосредственному воздействию человека (экономика — все экономич. процессы возникают по воле человека).

ТГиП — гуманитарная дисциплина. К общественным наукам относят также экономику, философию, социологию, политологию. ТГиП имеет много общего с ними: с историей — ТГиП изучает исторические аспекты возникновения государства и права; с философией и социологией — ТГиП условно подразделяется на философию государства и права и социологию, которые исследуют философскую и социологическую сторону функционирования государства и права.

Кроме того, ТГиП относится к особой группе дисциплин, изучающих правовые явления — юридические дисциплины.

Классификация юридических дисциплин:

общетеоретические (ТГиП)

историко-правовые (история ГиП России, история Г и П ЗС, история политических и правовых учений)

3) специально-отраслевые (угол., гражд., администр.право)

4) юридические науки, связанные со специально-отраслевыми (криминология, ПСО, УИК)

5) прикладные науки — науки, которые используют знания др.наук (криминалистика, суд.медицина)

6) международно-правовые (межд частное и публичное право)

Для данных наук значение ТГиП в том, что она дает определение основным юридическим понятиям, исследует их природу, сущность. А соответствующие юридические понятия (Н: правоотношения, юридический факт, норма и др.) активно используются во всех отраслевых науках. Кроме того, ТГиП исследует сущность права и государства как явлений, их зарождение, развитие, современное состояние и перспективы, что имеет большую теоретическую и практическую пользу для других отраслевых юридич.наук (Н: конституционного, администрат., уголовн, гражд.права). ТГиП играет объединяющую роль в системе юридич.наук, глубоко исследует общие для них правовые понятия, прошлое, настоящее и будущее государства и права.

3. Причины и логика происхождения государства. Европейский и восточный путь происхождения государства.

1) Земля образовалась около 4,7млрд.лет назад, жизнь возникла — 3 — 3,5 млрд., человек — 1,5 млн.лет назад. В момент выделения человека как биологического вида основной формой социальной организации является стая.

2) Постепенно социальная организация общества усложняется. Первобытное общество — первая в истории человечества форма жизнедеятельности людей. Человеческое общество устроено так: основная ячейка — родовая община. Род — исторически сложившаяся общность людей, основанная на кровном родстве и ведущая совместное хозяйство. В родовой общине полигамная семья, матриархат, власть, основанная на авторитете. Органы власти — общее собрание рода (все взрослые члены), вождь (старейшина — избирался обычно на общем собрании, участвовал в производственной деятельности наравне с др.членами), жрецы — религиозные лидеры общества.

С течением времени образование племен как объединения родовых общин, появление совета старейшин. Государства и права не существует.

Изменения окружающей среды, экономических, социальных условий привели к возникновению государства:

— изменение климата — улучшение условий для сельского хозяйства;

— первое общественное разделение труда (переход от присваивающей экономики к производящей);

-появление свободных рабочих рук;

— смена матриархата патриархатом, появление моногамной семьи;

— с появлением свободных рабочих рук — второе общественное разделение труда — появление ремесла (изготовление орудий труда и предметов обихода) — натуральный обмен;

— появление излишков продукции;

— третье разделение труда — возникновение торгового (натуральный обмен) сословия, появление купцов (ничего не производят, обменивают товары)

— появление частной и общественной собственности

Т.о. причина возникновения государства — усложнение общественных отношений, три общественных разделения труда, возникновение частной собственности, развитие судебной и управленческой систем (вожди и старейшины начинают решать спорные вопросы)

В зависимости от преобладания тех или иных причин выделяют европейский и восточный путь происхождения государства

Вост.путь (Др.Египет, Др.Китай, Индия, Месопотамия). Государства возникли в долинах крупных рек, для с/х необходимо было создание огромной ирригационной системы. Государство возникает как система управления обществом с целью выполнения общественно значимых работ, возникает аппарат управления и принуждения. Аппарат управления еще и распределяет конечный продукт. постепенно выборность становится формальной. Возникает абсолютистская монархия, основанная как правило на божественной происхождении правителя). На Востоке все противоречия жестко подавляются

Европ.путь (Афины, Спарта, Рим). Климатические условия благоприятные, в с/х задействовано меньше людей. Интенсивно развивается ремесло, возникают ремесленные общины, появляются первые города. За счет ограниченности территории идут постоянные войны. Государство возникает как система разрешения социальных противоречий (между богатыми и бедными, жителями местности и пришлыми и т.д.) и средство защиты населения. Появляются деньги как способ обмена. Многобожие, можно перейти из одной общины в другую.

Первые государства возникли от 6 до 2 тыс.лет назад.

4.Теории происхождения государства.

Различные ученые в рамках Европ. и Вост.подходов к возникновению государства выделяют различные теории их происхождения.

Теологическая (божественная) (Аврелий Августин, Фома Аквинский) -господствоавла в средние века, сейчас распространена в ряде исламских государств. Государство возникло по воле Бога. Значит, государство, его институты власть вечны, незыблемы, святы, их возникновение и упразднение не зависят от воли человека. Теория призывает принять государство и власть как данность, полученную свыше, признать власть монархов святой и происходящей от Бога, полностью и во всем подчиниться небесной власти, не пытаться изменить порядок, установленный Богом

«+» — способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности, препятствует насилию, революции, переделу власти и собственности.

«-» -основана на вере в Бога, а не на научном знании.

Патриархальная (Аристотель, Филмер). Государство является продолжением развития семейных отношений, это своеобразная большая семья, состоящая из множества обычных. Власть правителя — это власть отца, он обязан заботиться о своих детях (населении), но имеет право их наказывать, подданные обязаны его чтить и подчиняться. Правитель — отец всего народа, благосостояние общества невозможно без его заботы, его власть ничем не ограничена и незыблема

«+» способствует сплочению общества; уважению гос.власти, культивирует дух родства, взаимообязанности членов общества

«-» прямое отождествление государства и семьи; в семье — родственные связи, а между всем народом — нет

Теория общественного договора (Руссо, Локк, Гоббс, Радищев) — в основе государства — общественный договор. Первоначально люди находятся в первобытном состоянии, каждый преследует свои интересы, не считается с другими, это ведет «к войне всех против всех», в результате которой неорганизованное общество могло само себя уничтожить; чтобы этого не случилось, люди заключили общественный договор, в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания. В результате создается институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты — государство.

«-» — общественный договор — идеал, ни одно государство не возникло таким путем; общество воспринимается как единое целое, но реально он разделено на группы.

Теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский). Государство возникло путем насилия: одних членов общества над другими внутри одного государства, одних государств над другими. Насилие выражалось в присвоении материальных благ и средств производства сильными. Для поддержания порядка также требовалось насилие, возникла необходимость создания «Охранительного аппарата».

«+» насилие является одним из осн.факторов, на которых основывается государство (сбор налогов, правоохранительная деят-сть, вооруженные силы); многие государства созданы этим путем.

«-»насилие — не единственный фактор, повлиявший на возникновение государства.

Марксистская (Маркс, Э., Л., Плеханов). Государство возникло на классово-экономической основе: произошло разделение труда, возник прибавочный продукт, в результате присвоения чужого труда произошло расслоение общества на классы — экономически сильный и слабый; появилась частная собственность и публичная власть, для поддержания господства сильного класса был создан аппарат принуждения — государство.

Др.теории — органическая (Спенсер) — государство возникает и развивается как биологич.организм, люди образуют государство, как клетки — живой организм, гос.институты — части организма: правители — мозг и сердце, финансы — кровеносная система, рабочие и крестьяне — руки. Между государствами как и в природе идет естественный отбор — выживают самые приспособленные.;

5. понятие и признаки государства

Определение государства в настоящее время дается с помощью перечисления всех его осн.признаков.

Государство — властно-политическая организация общества, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, устанавливающая с помощью материальных ресурсов правовой порядок на определенной территории.

Признаки:

1) территориальная организация населения. Население любого государства ассоциирует себя с определенным участком земной поверхности. Под территорией понимают: поверхность суши с границами, водные объекты в пределах гос.границы, территориальные воды (12 миль от береговой линии), недра, воздушное пространство, территории посольств и консульств, морские, воздушные и космические суда под флагом). Территория обычно имеет специальное деление — административно-территориальное

2) наличие публичной политической власти, располагающей спец.аппаратом управления (органы законодательной и исполнительной власти, с помощью которых осуществляется управление) и принуждения (спец.органы, которые правомочны и имеют силы и средства для принудительного исполнения государственной воли — милиция, общественная безопасность и др.) публичная власть отделена от общества и представлена особой системой органов; не имеет общественного характера и непосредственно народу не подчиняется; внешне и официально представляет все общество; ее цель — обеспечить правопорядок и нормальную жизнедеятельность; опирается на писаное право; подкреплена принудительной силой государства.

3) гос.суверенитет — независимость власти данного государства от всякой иной власти. Он м.быть: внутренний — полное распространение юрисдикции государства на всю его территорию и исключительное право принимать законы; внешний — полная независимость во внешнеполитической деятельности государства.

4) наличие системы общеобязательных актов государства — системы законодательства — юридический «скелет» государства. Государство, его институты, власть закреплены в праве и действуют, опираясь на право и правовые средства.

5) наличие казны (налоги + бюджет + финансы) — материальная основа деятельности государства и его органов — денежные средства, собираемые с физ и юр.лиц, находящихся в государстве, на обеспечение деятельности публичной власти, социальную поддержку малоимущих и т.д.

Факультативные признаки: единый гос.язык, армия, система международной политики

6. Сущность и социальное назначение государства

Сущность — совокупность особенностей и отличительных черт, выделяющих данную вещь в ряду схожих с ней явлений. Применительно к государству выяснение сущности означает определение задач государства в обществе.

Сущность государства рассматривается в 2 аспектах:

— классовом — государство рассматривается как аппарат подавления, выражающий интересы экономически господствующего класса. Кроме этого государство навязывает эту волю экономически слабым классам. Государство — это диктатура

— общесоциальном — назначение гос-ва — служит всему обществу. Гос-во — это средство достижения социального компромисса путем устранения противоречий и объединения общества.

Достижение согласия предполагает демократические методы.

Вне зависимости от того, кому принадлежит власть в конкретном государстве и какие цели она преследует, существует единая, общая сущность, характерная для любого государства — обеспечивать с помощью гос.аппарата целостность общества и его нормальное функционирование.

7. Тип государства: формационный и цивилизационный подходы. Античные типологии.

Типология — объединение государств в группы по определенным признакам.

В основе формационного подхода лежит понятие «общественно-экономическая формация» (характеристика уровня общественного развития экономики — средства производства, основные классы и т.д.)

1) первобытнообщинный строй — разделения на классы нет, орудия труда примитивные, государство не сформировано.

2) рабовладельческий строй — классы: рабы, рабовладельцы; средства производства — рабы (богаче тот, у кого их больше). Рабам не представляются права человека, чаще всего тип государства — монархия, осн.функция — подавление рабов

3) феодальный строй: классы — феодалы и зависимые крестьяне; средство производства — земля. Характерно феодальное государство, феодальная раздробленность, абсолютная монархия.

4) капиталистический строй: классы капиталисты (те, кто владеет средствами производства) и рабочие; средства производства — станки и оборудование. Характерно капиталистическое государство (ограниченная монархия или республика)

5) социалистическое общество. Классов, противостоящих друг другу, нет. Средства производства (всё — земля, станки, оборудование) находятся в общественной собственности. Характерно социалистическое полугосударство — направлено на искоренение пережитков капиталистического строя. переходный период к коммунистическому обществу.

6) коммунистическое бесклассовое общество. Государство как ненужный элемент отмирает.

Цивилизационный подход в отличие от формационного учитывает не только экономические, но и духовно-культурные особенности общества.

Сторонники этого подхода считают, что культура может тормозить или ускорять развитие экономических процессов. Каждая обособленная группа обладает собственными культурными особенностями. Совокупность родственных культур называется цивилизацией.

Каждая цивилизация проходит определенные этапы развития: зарождение, становление, расцвет (кульминация), упадок и гибель.

Каждой цивилизации на каждом этапе развития соответствует свой тип государства. Все цивилизации по степени распространения делятся на:

— локальные (не оказали существенного влияния на соседние государства — Шумерское)

— особенные (великие) — Западная Европа, Китай

— всемирные (она только зарождается)

Античные типологии созданы учеными античности — Аристотель, Сократ, Платон

Для античных типологий характерно деление государств на правильные и неправильные. В правильных государствах власть опирается на закон и служит интересам правителей. Неправильные — власть в них опирается на закон и служит интересам правителей.

Аристотель выделяет правильные государства: законная царская власть, аристократия (власть лучших), полития (власть большинства). Неправильные государства: тирания, олигархия (по богатству), демократия (часть населения решает за всех).

№ 8. Общественная власть в первобытном обществе и ее отличие от государств.власти

В первобытном обществе государства и права не существовало!

Жизнь первобытн.общества регулировалась различными социальными нормами.

Правление общества осущ-сь следующ.органами:

общее собрание рода;

старейшина (иногда совет старейшин) — осущ-ли повседневное руководство;

Вождь (обычно осущ-л управление на войне, охоте);

Жрецы (религиозное управление обществом): совещательный голос либо одобрение решений др.органов.

Власть в первобытн.обществе осущ-сь непосредственно всеми членами рода.

В п