3Robert GOTTSDANKERExperimenting in psychologyPrentice-Hall. Inc., Englewood Cliffs, New Jersey 076321982Роберт ГОТТСДАНКЕРОсновы психологического экспериментаПеревод с английскогоЧ. А. Измайлова и В. В. ПетуховаИздательство Московского университета 1982 мгпиия 4Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Московского университетаРецензенты:доктор психологических наук, профессор В, П. Зинченко, кандидат психологических наук, доцент М. Б. МихалевскаяРекомендована факультетом психологии МГУГоттсданкер Р. Основы психологического эксперимента: Учеб. пособие. Пер. с англ. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 464 с.Цель пособия профессора Калифорнийского университета Р. Гот-гсданкера — научить общей методология экспериментального исследования, грамоте психологического эксперимента. Излагаются наиболее типичные и распространенные методы психологических исследований, дается описание реальных экспериментов, проводится анализ техники экспериментирования, задач и проблем, которые встают перед каждым специалистом в области экспериментальной психологии.Для студентов, аспирантов, научных работников в области психологии.Научное редактирование выполнено Ю. Б. Гиппенрейтер.030400О00О-161 077(02)-82© Перевод на русский язык, Издательство Московскогоуниверситета, 1982 © 1978 by Prentice-Hall, Inc., Englewood Cliffs,New Jersey 07632 5^ Моей жене Джозефинеи всем тем,чье влияние на меня было так велико:моим родителям и детям,преподавателям и студентам 11Предисловие редактораМы рады представить читателю это прекрасное учебное пособие по экспериментальной психологии. Его цель — дать необходимые знания и сформировать необходимые навыки для проведения психологических исследований.Как отмечает и сам автор, книга построена по методическому принципу: ее главы посвящены описанию и анализу основных типов экспериментов. Последние объединены в три крупных класса:(1) — практически направленные эксперименты в реальных условиях; (2) — практически направленные эксперименты в специально созданных (моделирующих реальные) условиях; (3) — лабораторные эксперименты, проводимые для проверки теоретических гипотез.По мере ознакомления читателя с названными классами экспериментов автор вводит все более сложные экспериментальные схемы, расширяет круг необходимых понятий, описывающих технику экспериментирования, ставит все более сложные проблемы обеспечения полноценности и достоверности экспериментальных результатов.Книга обладает многими важными дидактическими достоинствами. Автор использует в каждой главе ряд экспериментов, которые иллюстрируют разбираемую схему или проблему. Список экспериментов, подвергнутых в книге детальному анализу, оказывается в конечном счете довольно обширным и разносторонним. Многие важные исследования, в том числе классические, не только освещены очень подробно, но и подчас повернуты неожиданно новой методической стороной.С первой же главы автор учит студента, казалось бы, простым, но необходимым и фундаментальным вещам: как вести протокол опыта, оформлять полученные результаты, адекватно их излагать и обсуждать, делать литературные ссылки и т. д. Статистические приложения в конце глав дают возможность учащемуся тут же применять полученные знания в собственных учебных или научных исследованиях. Вопросы, заключающие каждую главу, помогают студенту (равно как и преподавателю) проверить глубину усвоенных знаний.12К настоящему времени вполне назрела необходимость в таком пособии. Существуют, с одной стороны, книги по экспериментальной психологии, построенные по предметному, или содержательному, принципу — с изложением фундаментальных результатов, которые получены в различных областях психологии. С другой стороны, пособия по планированию эксперимента, не обязательно психологического, где рассматриваются, как правило, схематические, абстрактные примеры. Настоящая книга, пожалуй, впервые восполняет пробел в учебной литературе на русском языке синтетического жанра. В ней строго проанализированные методические схемы наполнены живым, конкретным содержанием, взятым из психологических исследований.Не вызывает сомнений, что использование этого пособия в университетских курсах экспериментальной психологии и практикумах по общей психологии значительно повысит уровень профессиональной подготовки будущих психологов. Она, конечно, будет небесполезна и для уже работающих исследователей.Конечно, отработка экспериментаторской техники не может заменить находчивости, изобретательности и глубины ума исследователя. Но тем, кому будут приходить в голову интересные идея, эта книга поможет облечь их в детально разработанные, грамотные эксперименты.Не скроем, что освоение этой книги потребует от студентов затраты значительного труда. Мы надеемся несколько облегчить его, дополняя книгу составленным В. В. Петуховым «Словарем экспериментатора», в котором разъясняется смысл основных терминов и понятий. Проф. ^ Ю. Б. Гиппенрейтер13Предисловие автораЭта книга о том, как проводить психологические эксперименты. Она не претендует на полное описание частных предметных областей психологии, например исследований сенсорных процессов, научения или социального поведения. В ней рассказывается об экспериментальных методах, которые применяются в любой из этих областей. Иначе говоря, книга построена по методическому принципу.Те из вас, кто уже знаком с подобными работами, сразу же заметят отличие данной книга от них. В нашей книге гораздо меньше разговоров о Науке с большой буквы. Более того, она строится, как вы убедитесь, скорее по образцу учебников фундаментальных наук. Она начинается с изложения самых простых экспериментальных задач, решить которые нетрудно, и постепенно, шаг за шагом, продвигается к более сложным, спорным и важным проблемам. Каждый следующий шаг обоснован всем предыдущим материалом.Ориентируясь на эксперименты наиболее высокого уровня, мы никогда не принижаем значение прикладных исследований. Последние занимают почти половину книги. Автор твердо убежден, что хороший прикладной эксперимент стоит дюжины тех, результаты которых неприменимы на практике. Безусловно, при современном внимании к качеству планирования и проведения прикладных исследований они приобретают самостоятельный научный статус.Мы будем излагать методический курс экспериментальной психологии, разделяя его на самостоятельно-завершенные, целостные части. Такое изложение имеет ряд преимуществ. Можно было бы построить книгу «тематически», посвящая отдельные главы измерению параметров изучаемого поведения, выбору испытуемых, экспериментальным схемам и способам обработки полученных данных. Но в таком случае просто невозможно 14получить исчерпывающие знания о каком-либо типе эксперимента, пока не прочтешь книгу до конца. Чтобы полностью понять, как проводятся даже самые простые эксперименты, студенту пришлось бы упорно заучивать каждую отдельную часть материала и бесконечно ждать, когда они сложатся вместе. Здесь же с самого начала на доступном для студентов уровне описываются целые эксперименты. И не нужно ждать, когда же восполнятся все пробелы. Преимущество такого изложения особенно велико при сочетании чтения курса с лабораторными занятиями. Координации с текстом можно достичь, подобрав постепенно усложняющиеся эксперименты. Полезные лабораторные эксперименты есть фактически уже в первой главе.Центральная тема нашей книги — тесная взаимосвязь понятий валидности и безупречного эксперимента. Мы систематизировали различение внутренней и внешней валидности, введенное Кемпбеллом и Стенли (1962), предложив более строгие определения, чем употреблявшиеся до сих пор. Хочется верить, что эти определения не просто прибавятся к весьма беспорядочному набору понятий, которых и без того вполне достаточно, но внесут в него какую-то ясность. Мы уточнили довольно противоречивые взгляды Кеппелла (1968, с. 23) на «идеальный эксперимент» и выделили другие типы безупречных экспериментов. Говоря кратко, эксперимент обладает одним из двух видов валидности постольку, поскольку он приближается к одному из типов безупречного эксперимента.Большое значение при проведении экспериментов имеет обработка полученных данных и статистические выводы. Поэтому мы снабдили главы нашей книги приложениями по статистике. Статистические приложения написаны так, чтобы отвечать интересам самых разных студентов и преподавателей. Если студенты ужг прошли курс статистики, приложения позволят повторить его. Таким студентам, а также тем, кто проходит статистику вместе с курсом экспериментальной психологии, они должны помочь связать эти две области воедино. Для студентов, которые еще будут учить статистику, они должны временно заменить полностью развернутый 15курс. А если некоторые преподаватели не хотят объединять изучение статистики и’ экспериментальной психологии, то приложения не обязательно использовать вообще. Книгу можно читать и без них. Кстати, не ищите приложений к главе 5. Их просто нет!При обсуждении основных идей книги мне очень помогли все мои коллеги по университету в Сайта Барбара. Но особо мне хочется поблагодарить проф. Мерилин Бревер. В наших бесконечных дискуссиях по вопросам статистики она проявляла не только блестящую эрудицию, но и завидное терпение. Я искренне признателен проф. Джеймсу Дж. Дженкинсу, старшему консультанту изд-ва Прентис-Холл за его преданность фундаментальным наукам. Я благодарен также своим рецензентам за их полезные предложения: проф. Чарлзу Е. Клиетту из ун-та Восточной Каролины, проф. Эдварду Домберу из ун-та в Дрю, проф. Роберту У. Ферни из Фоникс-Колледжа, проф. Джозефу Б. Хеллиджу из ун-та Северной Каролины, проф. Марку Собеллу из ун-та в Вандербилте. Я глубоко признателен м-ру Теодору К. Джарсеку, заведующему психологической редакцией Прентис-Холла, за то доверие, которое он мне оказал.Я приношу благодарность распорядителю литературных прав покойного сэра Роналда А. Фишера, доктору Франку Уейтсу, а также изд-ву Лонгмен Групп Лимитед (Лондон) за разрешение перепечатать таблицу IV из их книги «Статистические таблицы для биологических, сельскохозяйственных и медицинских исследований» (6-е изд., 1974).Р. Г.Роберт ГоттсданкерОСНОВЫПСИХОЛОГИЧЕСКОГОЭКСПЕРИМЕНТА16Глава 1^ ЭКСПЕРИМЕНТЫ, КОТОРЫЕДУБЛИРУЮТ РЕАЛЬНЫЙ МИРМощный станок для производства хлопчатобумажной ткани — шумная машина. Представьте себе ткацкий цех в Ланкашире (Англия). Длинные ряды станков, плотно прижатых друг к другу. «Уровень шума на обычной прядильной фабрике превышает тот предел, при котором длительное и непрерывное звуковое воздействие приводит к глухоте» («Текстильная промышленность», 1974). Иначе говоря, грохот оглушающий. Как он виляет на деятельность ткача? Даже если подойти к этому вопросу чисто экономически, не стоит ли уменьшить шум? Такова исходная ситуация первого эксперимента, который мы будем обсуждать. Наша книга — об экспериментах в психологии, как сугубо практических, вроде этого, о ткацком производстве, так и о проводящихся в лабораториях «чистых» исследованиях. Когда вы прочтете ее до конца, вы сможете, читая, понимать типичные экспериментальные работы. Более того, вы будете способны судить о достоверности описанных результатов. И наконец, вы сами сможете проводить эксперименты. В первой главе мы расскажем вам о том, как нужно проводить самые простые эксперименты. Для проверки ваших знаний будет полезно, если вы самостоятельно проведете эксперимент и дадите его оценить опытному экспериментатору. Впрочем, усвоение основного содержания главы можно проверить гораздо проще. В конце вам будут заданы вопросы по следующим общим темам: 1. Почему эта книга начинается с экспериментов, которые дублируют реальный мир. 2. Организация эксперимента и протоколирование — два основных принципа проведения исследования. 3. Словарь экспериментатора: основные термины.17Эксперимент 1:^ ШУМ НА ТКАЦКОМ ПРОИЗВОДСТВЕКак повлияет снижение уровня шума на производство ткани? Для определения результатов этого влияния исследователи из Британской службы по охране труда X. К. Вестон и С. Адаме провели эксперимент в Ланкаширском ткацком цехе (1932). Поскольку процесс производства ткани связан с постоянным передвижением тяжелых челноков, шум ткацких станков просто неизбежен. Исследователя решили понизить уровень шума, предложив каждому рабочему носить специальные заглушки, названные наушниками Мэллока-Армстронга. Эти наушники устроены так, что позволяют воспринимать «негромкие звуки, и можно разговаривать друг с другом, не снимая их» . Без наушников уровень шума в цехе, измеренный с помощью аудиометра, составлял 96 децибел. Использование наушников понижает уровень шума до 87 децибел. Это гораздо большее понижение, чем может показаться на первый взгляд: по сравнению с первоначальным шум уменьшился более чем вдвое. И все же если раньше шум был подобен грохоту проносящегося рядом товарного поезда, то теперь он стал примерно таким, будто что-то кричит вам в ухо — вот и все, что удалось сделать. При обычном разговоре интенсивность звука составляет около 60 децибел. В качестве испытуемых в эксперименте приняли участие десять работниц. Эксперимент продолжался 26 недель. Он начался в понедельник, 27 мая 1929 года, и закончился в пятницу, 29 ноября того же года. В течение первой недели ткачихи работали без наушников, во вторую неделю они надевали их, в третью снова снимали и так далее — неделю без наушников и неделю с наушниками. Каждая ткачиха обслуживает четыре станка. Ее работа заключается главным образом в том, чтобы перезаряжать челнок и заправлять оборвавшийся конец нити. Челнок укладывает нить внутрь угла, образованного своего рода «полом» и наклонным «потолком» из длинных 18чередующихся нитей. Каждое полное движение челнока с нитью по станку называется ударом (или кидкой). Передвижение челнока вперед-назад по станку совершается автоматически. Когда очередной заряд нити кончается, челнок .нужно остановить и зарядить новой катушкой. Это называется перезарядкой челнока. Кроме того, иногда нить обрывается, и ткачихе нужно связать ее концы. Рассмотрим эти операции более детально. В течение часа челнок мог бы без остановок совершать 11759 полных движений по станку: это число возможных ударов за час. Эффективность работы ткачихи по перезарядке челнока и связыванию нити определяется по количеству ударов, которые она пропускает в течение часа. В основном испытуемые работали очень эффективно, пропуская лишь 1000 ударов за час, т. е. менее 10 процентов. Количество фактических ударов челнока измерялось с помощью счетчика. Всякий раз, когда челнок касался одного из краев станка, стрелка счетчика продвигалась на одно деление. Счетчик был установлен на одном из четырех станков, обслуживаемых каждой ткачихой. По суммарным результатам производительность труда в течение 13 недель работы с наушниками оказалась несколько выше, чем за 13 недель без них. Однако степень влияния наушников была чрезвычайно индивидуальной, и некоторым ткачихам они почти не помогали. К тому же только половина испытуемых отмечала, что без наушников шум действительно раздражал их, остальные же пять на шум не обращали внимания. Учитывая эти различия, описанный эксперимент можно было бы рассматривать как десять отдельных экспериментов, по одному с каждым испытуемым. Фактически они и являются индивидуальными. Каждая работница сама заботилась о производительности своего труда, и решение, носить ли ей наушники дальше, тоже было вполне самостоятельным. Рассмотрим результаты испытуемой Д. — одной из тех пяти, кому шум мешал работать. После окончания эксперимента она так отозвалась о работе с наушниками: «Мне они очень понравились, и я хочу носить их 19дальше. С ними я чувствую себя лучше, хотя всегда ощущаю, что они на мне» . Другие ткачихи, которым тоже понравились наушники, дали еще более похвальные и «красочные» отзывы. Испытуемая С.: «Очень хорошо. Когда я чувствую себя раздраженной,. они помогают мне, успокаивают. Хотелось бы и дальше работать с ними» . Испытуемая К.: «Помощь, которую они оказывают мне, — просто огромна, и я всегда чувствую себя лучше, когда ношу их. С ними я не чувствую себя разбитой. Моя мама говорит, что у меня заметно улучшился характер. Я сама чувствую, как они укрепляют нервы. (Когда эксперимент закончился, ткачиха попросила себе пару наушников и теперь. носит их в цехе постоянно)» . Но хотя испытуемые С. и К. чувствовали себя лучше, производительность их труда при использовании наушников повысилась не так, как у испытуемой Д. Общие результаты испытуемой Д. приведены на рис. 1.1. За 13 недель без использования наушников она 20пропустила в среднем 907,6 удара в час, а за 13 недель работы с наушниками число ударов сократилось до 763,4. На рис. 1.1 показано также, что оба эти показателя находятся между 5 и 10 процентами от общего числа ударов за час. Для испытуемой Д. вопрос о дальнейшем использовании наушников практически решен, поскольку оно уменьшает вероятность профессиональной глухоты. Без наушников шум мешает ткачихе работать, а с наушниками она работает эффективнее. Единственный недостаток состоит в том, что она всегда ощущает их на себе. Рис.1.1. Производительность труда испытуемой Д. при работе без наушников (13 недель) и с наушниками(другие 13 недель). Ось абсцисс — неиспользование (слева) и использование (справа) наушников. Ось ординат — количество пропущенных ударов (в среднем за час) ^ ОТ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ — К ЭКСПЕРИМЕНТАМВ только что описанном эксперименте, как и в любом другом, конкретные данные должны приводить к общим выводам. Иначе говоря, эксперимент — это обобщение. Для данной конкретной ткачихи вывод о пользе наушников распространился на ее будущую работу, когда сам эксперимент уже завершен. В нашей повседневной жизни мы фактически всегда экспериментируем и обобщаем, руководствуясь в своих действиях и установках опытом. Если я больше одного раза встречаю человека, который тепло улыбается мне, пожимает руку и беспокоится о моем “самочувствии, я делаю вывод, что человек настроен ко мне дружественно. Я буду сам стремиться к обобщению с ним, где бы его ни встретил — на вечеринке, на конференции или просто на улице. Конечно, мой вывод может оказаться неверным. Возможно, дружелюбный человек хотел уговорить меня застраховать свою жизнь. Но мы просто . не знали бы, что делать в каждой новой ситуации, если бы не обобщали предыдущий опыт. Большинство из нас привыкли к тому, что обычно возглас «Привет!» предполагает последующую беседу, а фраза «Простите, я спешу!» — нет. Наш первый пример эксперимента, так же как и два других, которые мы обсудим в этой главе, относится к 21повседневной жизни. Фактически эксперименты такого рода дублируют реальный мир. Проведение эксперимента не требовало изменения ни места, ни хода работы ткацкого цеха. И после окончания эксперимента мы видели ту же ткачиху, производящую тот же вид ткани, за тем же станком и т. д. Но для каждой ткачихи эксперимент как бы создал два будущих реальных мира: один — работы с наушниками, а другой — без них. Полученное обобщение является минимальным. К другим людям или к другим видам работы результаты применить нельзя. В большинстве же экспериментов пытаются получить такие результаты, которые можно распространить достаточно широко. Экспериментальный подход полезен в той степени, в какой оправдано обобщение экспериментальных результатов. Собственно говоря, это и есть главная тема нашей книги. И все же начинать разговор об экспериментах в психологии лучше всего с эксперимента, который дублирует реальный мир, во-первых, потому, что выводы такого эксперимента приложимы только к каждому конкретному испытуемому. Следовательно, здесь не надо ставить вопроса о сравнении испытуемого с другими людьми, ведь на них экспериментальные выводы все равно распространяться не будут. Оставляя этот вопрос на будущее, мы сможем сконцентрировать внимание на основных принципах, характеризующих любые психологические эксперименты. Второе основание, побуждающее нас начать именно с данного типа экспериментов, — это их внетеоретическая природа. Цели подобного эксперимента — исключительно практические. Они касаются повышения производительности труда и улучшения условий работы конкретной ткачихи. Два других эксперимента, описанных в этой главе, также имеют практическую направленность. Одному человеку хочется найти лучший метод заучивания фортепьянных пьес, а другому — выбрать более вкусный сорт томатного сока. Такие эксперименты не предназначены для решения отвлеченных теоретических вопросов. Поэтому вы сможете познакомиться с экспериментальными процедурами, не прибегая к изучению психологических теорий. 22И наконец, третье основание для анализа экспериментов, дублирующих реальный мир, заключается в том, чтобы научить вас проводить эксперименты уже сейчас. Попробуйте организовать эксперимент, направленный на улучшение каких-нибудь привычных, -ежедневно выполняемых вами действий. Предмет своего исследования вы можете найти, посмотрев в зеркало!^ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ — ПЕРВОЕ УСЛОВИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАДаже если в эксперименте просто дублируется повседневная жизнь испытуемых — то, что они делают, и то, что их окружает, то в него все равно должна быть внесена система. Исследование в ткацком цехе иллюстрирует первое необходимое условие любого эксперимента — планирование действий его проведения. Распределение “времени работы с наушниками и без них определялось заранее. Чтобы иметь возможность обсуждать экспериментальные данные о повышении производительности труда, необходим предварительный план; когда именно ткачихи будут носить наушники. Предположим, что ткачихе предоставили возможность носить наушники, когда захочется, и определять, как они ей помогают. В этом случае она могла бы надевать их в те дни, когда хотела работать особенно хорошо, скажем, если неудачно работала накануне. Если бы в эти дни производительность ее работы повышалась, то скорее всего — благодаря особой мотивации,. и наушники здесь были бы ни при чем. В другой раз она может надеть их потому, что чувствует себя «разбитой»,. и ей хочется уменьшить шум. Если производительность. труда окажется невысокой, то это будет объясняться лишь усталостью испытуемой. Таким образом, без специальной организации эксперимента мы можем получить только отдельные корреляции между производительностью труда и использованием наушников. В первом случае высокая продуктивность работы при использовании наушников была бы результатом влияния побочной переменной — мотивации 23ткачихи. Во втором — низкая продуктивность объяснялась бы плохим самочувствием испытуемой, т. е. влиянием еще одной переменной. В первом случае продуктивность будет коррелировать с использованием наушников положительно, во втором — отрицательно. Ясно, что подобные корреляции не дают возможности говорить о действительном влиянии основной переменной на деятельность ткачихи. Но поскольку для проведения эксперимента был заранее составлен план действий, согласно которому ткачихи должны носить наушники по чередующимся неделям, полученные результаты можно считать убедительным доказательством влияния использования наушников на производительность труда.^ ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ ИЗ СЛОВАРЯ ЭКСПЕРИМЕНТАТОРАУже несколько раз мы употребляли слово «переменная», но еще не определили его содержания. Сейчас мы это сделаем. Для описания, обсуждения и планирования экспериментов любого типа нам нужен словарь общих терминов. Переменная — один из основных терминов этого словаря. Использование или неиспользование наушников — пример переменной. Среднее количество пропущенных ударов за час — еще одна переменная. Слово «переменная» означает только то, что в какой-то интересующей нас реальности имеются различия. Использование или неиспользование—очевидное различие: либо человек носит наушники, либо нет. Аналогично 700 и 900 отражают различие в среднем количестве пропущенных ударов за час. Такого рода реальности и называются переменными. Однако две из них, приведенные нами сейчас, относятся к разным видам переменных.^ Независимая переменнаяИспользование или неиспользование наушников — независимая переменная, Это значит, что экспериментатор изменяет ее по своему плану. Наша независимая 24переменная включает в себя два состояния: Использование заглушек — это одно, а неиспользование — другое ее состояние. Когда разные состояния независимой переменной можно оценить количественно, пользуются также словом «уровень». Скажем, могло бы быть четыре вида наушников: одни понижали бы шум до 87 децибел.. другие — до 78 децибел, а еще два — до 69 и 60 деци-бел. Если бы проводился эксперимент по сравнению влияния этих четырех типов наушников на производительность труда, то независимой переменной был бы уровень шума при использовании заглушек. 87, 79, 69 и 60 децибел составляли бы четыре уровня. Иногда вместо слова «состояние» используются еще два термина — «условие» и «фактор».Зависимая переменнаяСреднее количество пропущенных ударов за час — зависимая переменная. В зависимости от использования или неиспользования наушников она может принимать различные значения. Каждому состоянию независимой переменной соответствует одно значение зависимой переменной. Основным результатом эксперимента является определенное отношение между независимой и зависимой переменными. В нашем примере их связь ясно представлена в виде графика, изображенного на рис. 1.1. Отметим, что независимая переменная располагается по горизонтальной оси, а зависимая — по вертикальной. Горизонтальная и вертикальная оси называются абсциссами и ординатой. Представляя собственные экспериментальные результаты, вам следует очень точно определять независимую и зависимую переменные. В приведенном эксперименте это было несложно. Два состояния независимой переменной — это просто использование и неиспользование наушников. Зависимая переменная тоже была вполне определенной: производительность, или выработка, определялась с помощью измерений количества ударов. Измерения проводились по нескольку раз каждый день. Зависимая переменная всегда задана конкретным 25способом представления результатов измерения, здесь — вычислением среднего количества пропущенных ударов за час. Иной способ представления этих результатов дал бы другую зависимую переменную. Например, зависимой переменной могло бы стать количество недель, в течение каждой из которых ткачиха пропускала не более 800 ударов в час. В этом случае для испытуемой Д. значение зависимой переменной при использовании наушников было бы 5 недель, а без них — 9.^ Экспериментальные гипотезыВсякий эксперимент начинается с «догадки». В описанном нами эксперименте такая догадка касалась производительности труда ткачих и состояла в следующем. Работа с наушниками позволит использовать время более эффективно, и ткани будет производиться больше, чем без них. Когда догадка конкретизируется в реальном эксперименте, ее называют экспериментальной гипотезой. В данном эксперименте гипотеза заключалась в том, что за время работы с наушниками (13 недель) количество ударов, пропускаемых ткачихами в час, будет меньше, чем за время работы без них (другие 13 недель). Для проверки экспериментальной гипотезы служило полученное отношение между независимой и зависимой переменными. При выдвижении экспериментальной гипотезы автоматически возникает контргипотеза о противоположном отношений названных переменных. Здесь она состояла бы в том, что количество пропущенных ударов при работе без наушников будет меньше, чем при их использовании. В данном случае нам не нужно обсуждать третью конкурирующую гипотезу: использование наушников никак не сказывается на производительности труда. Однако позже, в главе 6, мы убедимся в значимости подобных гипотез при проведении более тщательных, научных экспериментов. Для практического решения — носить ли ткачихе наушники — достаточно рассмотреть только две конкурирующие гипотезы. На самом деле, наушники не причиняют особых неудобств, не требуют 26больших расходов, и даже если прирост производительности окажется небольшим, неверное заключение едва ли будет иметь какие-либо серьезные последствия. Во всяком случае решение каждой ткачихи .вполне обосновано: носить наушники, если, судя по общим экспериментальным результатам, они помогают в работе, и не носить, если лучше работается без них. Цель эксперимента — тщательно проверить две конкурирующие гипотезы и определить, какая из них верна, а какая нет. Основанием для такого заключения служат конкретные экспериментальные данные. Повышение производительности труда в работе конкретной ткачихи — испытуемой Д. — позволяет сделать вывод, что для нее верной была основная гипотеза, а контргипотеза оказалась ложной. Вывод достаточно очевиден. Но вы должны помнить, что время действия экспериментальных гипотез не ограничивается периодом исследования. Выдвинутая экспериментальная гипотеза относится и к будущей работе ткачихи, на годы вперед. Вывод, основанный на результатах эксперимента, всегда имеет более широкое применение.Эксперимент 2: ^ СРАВНЕНИЕ ДВУХ МЕТОДОВ ЗАУЧИВАНИЯ ФОРТЕПЬЯННЫХПЬЕС — КАК ПРОТОКОЛИРОВАТЬ ЭКСПЕРИМЕНТСтудент-пианист по имени Джек Моцарт хочет заучивать фортепьянные пьесы наизусть. Для исполнения каждой пьесы Джеку требуется в среднем примерно 15 минут. Обычно он старался запомнить такую пьесу сразу от начала до конца, заглядывая в ноты только в случае крайней необходимости. Но недавно Джек задумался над тем, нет ли более эффективного метода. Он спросил себя, а что если разделить пьесу на три или четыре равные части и разучивать каждую часть по отдельности? Джек решил сравнить два метода заучивания 27пьес: целостный и частичный. Давайте посмотрим, как он это делал, посмотрим внимательно, следуя за ним буквально шаг за шагом.^ Планирование эксперимента Итак, Джек хочет сравнить два метода заучивания пьес и определить, какой из них ему больше подходит. Сначала он выбирает для своего эксперимента четыре пьесы, по две на каждый из методов. Вот эти пьесы: 1. Бетховен. Соната № 30. 2. Бетховен. Соната № 31. 3. Дебюсси. Сюита для фортепьяно. 4. Равель. Сонатина. К счастью для нас, Джек — весьма пунктуальный молодой человек, и мы это скоро увидим. Например, он всегда занимается в одно и то же время. На собственном печальном опыте ему пришлось убедиться, что соседи любят ложиться спать рано вечером, а утром — поспать подольше. Он знает также, что наиболее продуктивно, не слишком уставая и не страдая от скуки, он может заниматься не более трех часов в сутки. Поэтому он занимается от 2 до 5 часов дня. Перед началом эксперимента Джек готовит все необходимое, и прежде всего лабораторный дневник для записи всей экспериментальной информации. Он выбирает сброшюрованную тетрадь в твердом переплете, и это очень разумно, ведь разрозненные листочки часто теряются. На. обложке он пишет: «Джек Амадей Моцарт (это его полное имя). Эксперимент по заучиванию фортепьянных пьес: целостный метод vs частичный метод». Затем Джек открывает тетрадь и в верхнем углу лицевой страницы пишет: «Страница 1», а чуть ниже — текущее число. Затем — заглавие: «План эксперимента». В своем плане он отмечает последовательность разучивания пьес и метод, который он намерен применить для каждой из них. Кроме того, он фиксирует время, необходимое для исполнения пьесы. Он разделяет пьесы на пары примерно равной величины, подобного стиля, одинаковой 28трудности. Полностью его план представлен на рис. 1.2. Можно убедиться, что длина пьес и тип музыки подобраны для обоих методов довольно успешно. Это не случайно: Джек хочет разучить две пары пьес, прячем пьесы каждой пары должны соответствовать друг 29другу по трудности. И наконец, Джек описывает, каким образом он будет применять каждый из методов заучивания. Итак, описано все, что необходимо Джеку для проведения эксперимента. И ему уже не нужно держать вое это в голове. Он может заглянуть в дневник через годы и получить точные сведения о планировании своего эксперимента. А если его навестит друг, Джек сможет показать ему свой дневник и тот тоже будет, знать об эксперименте буквально все. Правда, выносить тетрадь из комнаты для занятий, скажем, -давать ее другу на дом, Джеку не хочется: он опасается ее потерять. Рис. 1.2. План эксперимента с методами заучивания фортепьянных пьес Проведение экспериментаВ первый день эксперимента, в понедельник, перед началом занятий Джек открывает дневник на странице 2 30и записывает дату, время, название пьесы и применяемый метод заучивания. Эти записи называются протоколом. Затем он разучивает пьесу — как всегда, в течение трех часов или до тех пор, пока не сможет сыграть ее наизусть два раза подряд. Закончив занятие, он фиксирует время и отмечает, насколько хорошо выучил пьесу. Если же он выучил всю пьесу наизусть до окончания занятия, то оставшееся время посвящает упражнениям для тренировки пальцев. Джек не хочет начинать работать с каждой новой пьесой в разное время своих 31занятий, ведь это может повлиять на общее время разучивания каждой из них. Ежедневно он отмечает вое то, от чего могла зависеть эффективность его работы. Пример страницы протокола из середины эксперимента приведен на рис. 1.3. Когда эксперимент полностью завершится, Джек сможет сказать, насколько случайно совпадали «неудачные дни» его занятий с применением. того или другого метода. Рис. 1.3. Эксперимент с заучиванием фортепьянных пьес: пример страницы протокола Рис. 1.4. Эксперимент с заучиванием фортепьянных пьес: таблица результатов Раздел «Методика» включает:Испытуемые. Отмечаются аспекты, важные для данного эксперимента: количество испытуемых, их возраст, пол, уровень слуха и т. п.Материал. Различные пьесы для заучивания, задачи для решения, напитки для дегустации и т. п., используемые в эксперименте, нужно описывать здесь.Оборудование. В этом подразделе представлены всевозможные приборы, применяемые для создания экспериментальных ситуаций или для записи ответов испытуемых. Дается описание этих приборов, существенное для эксперимента. 44Процедура. Здесь приводятся последовательные этапы проведения эксперимента: какая инструкция давалась испытуемым, .как именно они ее выполняли и т. д. 5. В разделе «Результаты» представлены анализируемые данные, обычно вместе с одной или .несколькими таблицами и графиками. Читателю подробно разъясняют, на что именно ему нужно обращать внимание в таблицах и графиках и почему. В первую очередь приводится наиболее важная информация. В разделе можно дать и некоторую интерпретацию результатов, чтобы читатель смог представить себе их общий смысл, однако основной акцент нужно делать на реально полученные данные. 6. В разделе «Обсуждение» содержится интерпретация результатов и выводы. Здесь же предлагаются пути дальнейшего усовершенствования эксперимента, если полученные результаты недостаточно ясны. Часто автор комментирует связь своего эксперимента с предыдущим, а также с теми идеями, которые высказывались ранее в соответствующей литературе. 7. В разделе «Сноски» указываются неопубликованные материалы, прово
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…