Gottsdanker experimenting in psychology

3Robert GOTTSDANKERExperimenting in psychologyPrentice-Hall. Inc., Englewood Cliffs, New Jersey 076321982Роберт ГОТТСДАНКЕРОсновы психологического экспериментаПеревод с английскогоЧ. А. Измайлова и В. В. ПетуховаИздательство Московского университета 1982 мгпиия 4Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Московского университетаРецензенты:доктор психологических наук, профессор В, П. Зинченко, кандидат психологических наук, доцент М. Б. МихалевскаяРекомендована факультетом психологии МГУГоттсданкер Р. Основы психологического эксперимента: Учеб. пособие. Пер. с англ. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 464 с.Цель пособия профессора Калифорнийского университета Р. Гот-гсданкера — научить общей методология экспериментального иссле­дования, грамоте психологического эксперимента. Излагаются наибо­лее типичные и распространенные методы психологических исследо­ваний, дается описание реальных экспериментов, проводится анализ техники экспериментирования, задач и проблем, которые встают пе­ред каждым специалистом в области экспериментальной психологии.Для студентов, аспирантов, научных работников в области пси­хологии.Научное редактирование выполнено Ю. Б. Гиппенрейтер.030400О00О-161 077(02)-82© Перевод на русский язык, Издательство Московскогоуниверситета, 1982 © 1978 by Prentice-Hall, Inc., Englewood Cliffs,New Jersey 07632 5^ Моей жене Джозефинеи всем тем,чье влияние на меня было так велико:моим родителям и детям,преподавателям и студентам 11Предисловие редактораМы рады представить читателю это прекрасное учебное пособие по экспериментальной психологии. Его цель — дать необходимые знания и сформировать необходимые навыки для проведения психологиче­ских исследований.Как отмечает и сам автор, книга построена по методическому принципу: ее главы посвящены описанию и анализу основных типов экспериментов. Последние объединены в три крупных класса:(1) — практически направленные эксперименты в реальных ус­ловиях; (2) — практически направленные эксперименты в специаль­но созданных (моделирующих реальные) условиях; (3) — лабора­торные эксперименты, проводимые для проверки теоретических ги­потез.По мере ознакомления читателя с названными классами экспе­риментов автор вводит все более сложные экспериментальные схе­мы, расширяет круг необходимых понятий, описывающих технику экспериментирования, ставит все более сложные проблемы обеспе­чения полноценности и достоверности экспериментальных резуль­татов.Книга обладает многими важными дидактическими достоинст­вами. Автор использует в каждой главе ряд экспериментов, кото­рые иллюстрируют разбираемую схему или проблему. Список экспериментов, подвергнутых в книге детальному анализу, оказы­вается в конечном счете довольно обширным и разносторонним. Многие важные исследования, в том числе классические, не только освещены очень подробно, но и подчас повернуты неожиданно но­вой методической стороной.С первой же главы автор учит студента, казалось бы, простым, но необходимым и фундаментальным вещам: как вести протокол опыта, оформлять полученные результаты, адекватно их излагать и обсуждать, делать литературные ссылки и т. д. Статистические приложения в конце глав дают возможность учащемуся тут же применять полученные знания в собственных учебных или научных исследованиях. Вопросы, заключающие каждую главу, помогают студенту (равно как и преподавателю) проверить глубину усвоен­ных знаний.12К настоящему времени вполне назрела необходимость в таком пособии. Существуют, с одной стороны, книги по эксперименталь­ной психологии, построенные по предметному, или содержательному, принципу — с изложением фундаментальных результатов, которые получены в различных областях психологии. С другой стороны, по­собия по планированию эксперимента, не обязательно психологиче­ского, где рассматриваются, как правило, схематические, абстракт­ные примеры. Настоящая книга, пожалуй, впервые восполняет про­бел в учебной литературе на русском языке синтетического жанра. В ней строго проанализированные методические схемы наполнены живым, конкретным содержанием, взятым из психологических ис­следований.Не вызывает сомнений, что использование этого пособия в уни­верситетских курсах экспериментальной психологии и практикумах по общей психологии значительно повысит уровень профессиональ­ной подготовки будущих психологов. Она, конечно, будет небес­полезна и для уже работающих исследователей.Конечно, отработка экспериментаторской техники не может заменить находчивости, изобретательности и глубины ума исследо­вателя. Но тем, кому будут приходить в голову интересные идея, эта книга поможет облечь их в детально разработанные, грамотные эксперименты.Не скроем, что освоение этой книги потребует от студентов затраты значительного труда. Мы надеемся несколько облегчить его, дополняя книгу составленным В. В. Петуховым «Сло­варем экспериментатора», в котором разъясняется смысл основных терминов и понятий. Проф. ^ Ю. Б. Гиппенрейтер13Предисловие автораЭта книга о том, как проводить психологические экспе­рименты. Она не претендует на полное описание частных предметных областей психологии, например исследова­ний сенсорных процессов, научения или социального поведения. В ней рассказывается об экспериментальных методах, которые применяются в любой из этих облас­тей. Иначе говоря, книга построена по методическому принципу.Те из вас, кто уже знаком с подобными работами, сразу же заметят отличие данной книга от них. В нашей книге гораздо меньше разговоров о Науке с большой буквы. Более того, она строится, как вы убедитесь, скорее по образцу учебников фундаментальных наук. Она начинается с изложения самых простых экспери­ментальных задач, решить которые нетрудно, и постепен­но, шаг за шагом, продвигается к более сложным, спор­ным и важным проблемам. Каждый следующий шаг обоснован всем предыдущим материалом.Ориентируясь на эксперименты наиболее высокого уровня, мы никогда не принижаем значение прикладных исследований. Последние занимают почти половину книги. Автор твердо убежден, что хороший прикладной эксперимент стоит дюжины тех, результаты которых не­применимы на практике. Безусловно, при современном внимании к качеству планирования и проведения при­кладных исследований они приобретают самостоятель­ный научный статус.Мы будем излагать методический курс эксперимен­тальной психологии, разделяя его на самостоятельно-за­вершенные, целостные части. Такое изложение имеет ряд преимуществ. Можно было бы построить книгу «те­матически», посвящая отдельные главы измерению параметров изучаемого поведения, выбору испытуемых, экспериментальным схемам и способам обработки полу­ченных данных. Но в таком случае просто невозможно 14получить исчерпывающие знания о каком-либо типе эксперимента, пока не прочтешь книгу до конца. Чтобы полностью понять, как проводятся даже самые простые эксперименты, студенту пришлось бы упорно заучивать каждую отдельную часть материала и бесконечно ждать, когда они сложатся вместе. Здесь же с самого начала на доступном для студентов уровне описываются целые эксперименты. И не нужно ждать, когда же вос­полнятся все пробелы. Преимущество такого изложения особенно велико при сочетании чтения курса с лабора­торными занятиями. Координации с текстом можно достичь, подобрав постепенно усложняющиеся экспери­менты. Полезные лабораторные эксперименты есть фак­тически уже в первой главе.Центральная тема нашей книги — тесная взаимо­связь понятий валидности и безупречного эксперимента. Мы систематизировали различение внутренней и внеш­ней валидности, введенное Кемпбеллом и Стенли (1962), предложив более строгие определения, чем употребляв­шиеся до сих пор. Хочется верить, что эти определения не просто прибавятся к весьма беспорядочному набору понятий, которых и без того вполне достаточно, но внесут в него какую-то ясность. Мы уточнили довольно проти­воречивые взгляды Кеппелла (1968, с. 23) на «идеаль­ный эксперимент» и выделили другие типы безупречных экспериментов. Говоря кратко, эксперимент обладает одним из двух видов валидности постольку, поскольку он приближается к одному из типов безупречного экспери­мента.Большое значение при проведении экспериментов имеет обработка полученных данных и статистические выводы. Поэтому мы снабдили главы нашей книги при­ложениями по статистике. Статистические приложения написаны так, чтобы отвечать интересам самых разных студентов и преподавателей. Если студенты ужг прошли курс статистики, приложения позволят повторить его. Таким студентам, а также тем, кто проходит статистику вместе с курсом экспериментальной психологии, они должны помочь связать эти две области воедино. Для студентов, которые еще будут учить статистику, они должны временно заменить полностью развернутый 15курс. А если некоторые преподаватели не хотят объеди­нять изучение статистики и’ экспериментальной психоло­гии, то приложения не обязательно использовать вообще. Книгу можно читать и без них. Кстати, не ищите при­ложений к главе 5. Их просто нет!При обсуждении основных идей книги мне очень помогли все мои коллеги по университету в Сайта Бар­бара. Но особо мне хочется поблагодарить проф. Мери­лин Бревер. В наших бесконечных дискуссиях по вопро­сам статистики она проявляла не только блестящую эрудицию, но и завидное терпение. Я искренне призна­телен проф. Джеймсу Дж. Дженкинсу, старшему кон­сультанту изд-ва Прентис-Холл за его преданность фун­даментальным наукам. Я благодарен также своим ре­цензентам за их полезные предложения: проф. Чарлзу Е. Клиетту из ун-та Восточной Каролины, проф. Эдвар­ду Домберу из ун-та в Дрю, проф. Роберту У. Ферни из Фоникс-Колледжа, проф. Джозефу Б. Хеллиджу из ун-та Северной Каролины, проф. Марку Собеллу из ун-та в Вандербилте. Я глубоко признателен м-ру Теодору К. Джарсеку, заведующему психологической редакцией Прентис-Холла, за то доверие, которое он мне ока­зал.Я приношу благодарность распорядителю литератур­ных прав покойного сэра Роналда А. Фишера, доктору Франку Уейтсу, а также изд-ву Лонгмен Групп Лими­тед (Лондон) за разрешение перепечатать таблицу IV из их книги «Статистические таблицы для биологиче­ских, сельскохозяйственных и медицинских исследова­ний» (6-е изд., 1974).Р. Г.Роберт ГоттсданкерОСНОВЫПСИХОЛОГИЧЕСКОГОЭКСПЕРИМЕНТА16Глава 1^ ЭКСПЕРИМЕНТЫ, КОТОРЫЕДУБЛИРУЮТ РЕАЛЬНЫЙ МИРМощный станок для производства хлопчатобумажной ткани — шумная машина. Представьте себе ткацкий цех в Ланкашире (Англия). Длинные ряды станков, плотно прижатых друг к другу. «Уровень шума на обыч­ной прядильной фабрике превышает тот предел, при котором длительное и непрерывное звуковое воздействие приводит к глухоте» («Текстильная промышленность», 1974). Иначе говоря, грохот оглушающий. Как он виляет на деятельность ткача? Даже если подойти к этому воп­росу чисто экономически, не стоит ли уменьшить шум? Такова исходная ситуация первого эксперимента, кото­рый мы будем обсуждать. Наша книга — об экспериментах в психологии, как сугубо практических, вроде этого, о ткацком производ­стве, так и о проводящихся в лабораториях «чистых» исследованиях. Когда вы прочтете ее до конца, вы сможете, читая, понимать типичные экспериментальные работы. Более того, вы будете способны судить о досто­верности описанных результатов. И наконец, вы сами сможете проводить эксперименты. В первой главе мы расскажем вам о том, как нужно проводить самые простые эксперименты. Для проверки ваших знаний будет полезно, если вы самостоятельно проведете эксперимент и дадите его оценить опытному экспериментатору. Впрочем, усвоение основного содер­жания главы можно проверить гораздо проще. В конце вам будут заданы вопросы по следующим общим темам: 1. Почему эта книга начинается с экспериментов, которые дублируют реальный мир. 2. Организация эксперимента и протоколирование — два основных принципа проведения исследования. 3. Словарь экспериментатора: основные термины.17Эксперимент 1:^ ШУМ НА ТКАЦКОМ ПРОИЗВОДСТВЕКак повлияет снижение уровня шума на производство ткани? Для определения результатов этого влияния ис­следователи из Британской службы по охране труда X. К. Вестон и С. Адаме провели эксперимент в Ланкаширском ткацком цехе (1932). Поскольку процесс произ­водства ткани связан с постоянным передвижением тя­желых челноков, шум ткацких станков просто неизбе­жен. Исследователя решили понизить уровень шума, предложив каждому рабочему носить специальные заглушки, названные наушниками Мэллока-Армст­ронга. Эти наушники устроены так, что позволяют вос­принимать «негромкие звуки, и можно разговаривать друг с другом, не снимая их» . Без наушников уровень шума в цехе, измеренный с помощью аудиометра, составлял 96 децибел. Использо­вание наушников понижает уровень шума до 87 децибел. Это гораздо большее понижение, чем может показаться на первый взгляд: по сравнению с первоначальным шум уменьшился более чем вдвое. И все же если раньше шум был подобен грохоту проносящегося рядом товар­ного поезда, то теперь он стал примерно таким, будто что-то кричит вам в ухо — вот и все, что удалось сде­лать. При обычном разговоре интенсивность звука со­ставляет около 60 децибел. В качестве испытуемых в эксперименте приняли участие десять работниц. Эксперимент продолжался 26 недель. Он начался в понедельник, 27 мая 1929 года, и закончился в пятницу, 29 ноября того же года. В тече­ние первой недели ткачихи работали без наушников, во вторую неделю они надевали их, в третью снова снимали и так далее — неделю без наушников и неделю с науш­никами. Каждая ткачиха обслуживает четыре станка. Ее ра­бота заключается главным образом в том, чтобы переза­ряжать челнок и заправлять оборвавшийся конец нити. Челнок укладывает нить внутрь угла, образованного своего рода «полом» и наклонным «потолком» из длинных 18чередующихся нитей. Каждое полное движение челнока с нитью по станку называется ударом (или кидкой). Передвижение челнока вперед-назад по станку совершается автоматически. Когда очередной заряд нити кончается, челнок .нужно остановить и зарядить новой катушкой. Это называется перезарядкой челнока. Кроме того, иногда нить обрывается, и ткачихе нужно связать ее концы. Рассмотрим эти операции более детально. В течение часа челнок мог бы без остановок совершать 11759 пол­ных движений по станку: это число возможных ударов за час. Эффективность работы ткачихи по перезарядке челнока и связыванию нити определяется по количеству ударов, которые она пропускает в течение часа. В основном испытуемые работали очень эффективно, про­пуская лишь 1000 ударов за час, т. е. менее 10 процен­тов. Количество фактических ударов челнока измеря­лось с помощью счетчика. Всякий раз, когда челнок касался одного из краев станка, стрелка счетчика продвигалась на одно деление. Счетчик был установлен на одном из четырех станков, обслуживаемых каждой тка­чихой. По суммарным результатам производительность труда в течение 13 недель работы с наушниками оказалась несколько выше, чем за 13 недель без них. Однако степень влияния наушников была чрезвычайно индиви­дуальной, и некоторым ткачихам они почти не помога­ли. К тому же только половина испытуемых отмечала, что без наушников шум действительно раздражал их, остальные же пять на шум не обращали внимания. Учитывая эти различия, описанный эксперимент можно было бы рассматривать как десять отдельных экспериментов, по одному с каждым испытуемым. Фак­тически они и являются индивидуальными. Каждая работница сама заботилась о производительности своего труда, и решение, носить ли ей наушники дальше, тоже было вполне самостоятельным. Рассмотрим результаты испытуемой Д. — одной из тех пяти, кому шум мешал работать. После окончания эксперимента она так отозвалась о работе с наушника­ми: «Мне они очень понравились, и я хочу носить их 19дальше. С ними я чувствую себя лучше, хотя всегда ощущаю, что они на мне» . Другие ткачихи, которым тоже понравились наушники, дали еще более похвальные и «красочные» отзывы. Испытуемая С.: «Очень хорошо. Когда я чувствую себя раздраженной,. они помогают мне, успокаивают. Хотелось бы и дальше работать с ними» . Испытуемая К.: «Помощь, которую они оказывают мне, — просто огромна, и я всегда чувствую себя лучше, когда ношу их. С ними я не чувствую себя разбитой. Моя мама говорит, что у меня заметно улучшился характер. Я сама чувствую, как они укрепляют нервы. (Когда эксперимент закончил­ся, ткачиха попросила себе пару наушников и теперь. носит их в цехе постоянно)» . Но хотя испытуе­мые С. и К. чувствовали себя лучше, производительность их труда при использовании наушников повысилась не так, как у испытуемой Д. Общие результаты испытуемой Д. приведены на рис. 1.1. За 13 недель без использования наушников она 20пропустила в среднем 907,6 удара в час, а за 13 недель работы с наушниками число ударов сократилось до 763,4. На рис. 1.1 показано также, что оба эти показате­ля находятся между 5 и 10 процентами от общего числа ударов за час. Для испытуемой Д. вопрос о дальнейшем использовании наушников практически решен, поскольку оно уменьшает вероятность профессиональной глухоты. Без наушников шум мешает ткачихе работать, а с науш­никами она работает эффективнее. Единственный недо­статок состоит в том, что она всегда ощущает их на себе. Рис.1.1. Производительность труда испытуемой Д. при работе без наушников (13 недель) и с наушниками(другие 13 недель). Ось абсцисс — неиспользование (слева) и использование (справа) на­ушников. Ось ординат — количество пропущенных ударов (в сред­нем за час) ^ ОТ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ — К ЭКСПЕРИМЕНТАМВ только что описанном эксперименте, как и в любом другом, конкретные данные должны приводить к общим выводам. Иначе говоря, эксперимент — это обобщение. Для данной конкретной ткачихи вывод о пользе науш­ников распространился на ее будущую работу, когда сам эксперимент уже завершен. В нашей повседневной жизни мы фактически всегда экспериментируем и обобщаем, руководствуясь в своих действиях и установках опытом. Если я больше одного раза встречаю человека, который тепло улыбается мне, пожимает руку и беспокоится о моем “самочувствии, я делаю вывод, что человек настроен ко мне дружествен­но. Я буду сам стремиться к обобщению с ним, где бы его ни встретил — на вечеринке, на конференции или просто на улице. Конечно, мой вывод может оказаться неверным. Возможно, дружелюбный человек хотел уговорить меня застраховать свою жизнь. Но мы просто . не знали бы, что делать в каждой новой ситуации, если бы не обобщали предыдущий опыт. Большинство из нас привыкли к тому, что обычно возглас «Привет!» пред­полагает последующую беседу, а фраза «Простите, я спешу!» — нет. Наш первый пример эксперимента, так же как и два других, которые мы обсудим в этой главе, относится к 21повседневной жизни. Фактически эксперименты такого рода дублируют реальный мир. Проведение эксперимен­та не требовало изменения ни места, ни хода работы ткацкого цеха. И после окончания эксперимента мы видели ту же ткачиху, производящую тот же вид ткани, за тем же станком и т. д. Но для каждой ткачихи экспе­римент как бы создал два будущих реальных мира: один — работы с наушниками, а другой — без них. Полученное обобщение является минимальным. К другим людям или к другим видам работы результаты применить нельзя. В большинстве же экспериментов пытаются получить такие результаты, которые можно распространить достаточно широко. Экспериментальный подход полезен в той степени, в какой оправдано обобщение экспериментальных результатов. Собственно говоря, это и есть главная тема нашей книги. И все же начинать разговор об экспериментах в пси­хологии лучше всего с эксперимента, который дублирует реальный мир, во-первых, потому, что выводы такого эксперимента приложимы только к каждому конкретно­му испытуемому. Следовательно, здесь не надо ставить вопроса о сравнении испытуемого с другими людьми, ведь на них экспериментальные выводы все равно рас­пространяться не будут. Оставляя этот вопрос на буду­щее, мы сможем сконцентрировать внимание на основ­ных принципах, характеризующих любые психологиче­ские эксперименты. Второе основание, побуждающее нас начать именно с данного типа экспериментов, — это их внетеоретическая природа. Цели подобного эксперимента — исключительно практические. Они касаются повышения производительности труда и улучшения условий работы кон­кретной ткачихи. Два других эксперимента, описанных в этой главе, также имеют практическую направлен­ность. Одному человеку хочется найти лучший метод заучивания фортепьянных пьес, а другому — выбрать более вкусный сорт томатного сока. Такие эксперименты не предназначены для решения отвлеченных теоретиче­ских вопросов. Поэтому вы сможете познакомиться с экспериментальными процедурами, не прибегая к изу­чению психологических теорий. 22И наконец, третье основание для анализа экспери­ментов, дублирующих реальный мир, заключается в том, чтобы научить вас проводить эксперименты уже сейчас. Попробуйте организовать эксперимент, направленный на улучшение каких-нибудь привычных, -ежедневно вы­полняемых вами действий. Предмет своего исследования вы можете найти, посмотрев в зеркало!^ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ — ПЕРВОЕ УСЛОВИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАДаже если в эксперименте просто дублируется повсе­дневная жизнь испытуемых — то, что они делают, и то, что их окружает, то в него все равно должна быть внесе­на система. Исследование в ткацком цехе иллюстрирует первое необходимое условие любого эксперимента — планирование действий его проведения. Распределение “времени работы с наушниками и без них определялось за­ранее. Чтобы иметь возможность обсуждать эксперимен­тальные данные о повышении производительности труда, необходим предварительный план; когда именно ткачихи будут носить наушники. Предположим, что ткачихе предоставили возмож­ность носить наушники, когда захочется, и определять, как они ей помогают. В этом случае она могла бы на­девать их в те дни, когда хотела работать особенно хорошо, скажем, если неудачно работала накануне. Если бы в эти дни производительность ее работы повыша­лась, то скорее всего — благодаря особой мотивации,. и наушники здесь были бы ни при чем. В другой раз она может надеть их потому, что чувствует себя «разбитой»,. и ей хочется уменьшить шум. Если производительность. труда окажется невысокой, то это будет объясняться лишь усталостью испытуемой. Таким образом, без специальной организации экспе­римента мы можем получить только отдельные корреляции между производительностью труда и использова­нием наушников. В первом случае высокая продуктив­ность работы при использовании наушников была бы результатом влияния побочной переменной — мотивации 23ткачихи. Во втором — низкая продуктивность объясня­лась бы плохим самочувствием испытуемой, т. е. влия­нием еще одной переменной. В первом случае продуктив­ность будет коррелировать с использованием наушников положительно, во втором — отрицательно. Ясно, что подобные корреляции не дают возможности говорить о действительном влиянии основной переменной на дея­тельность ткачихи. Но поскольку для проведения экспе­римента был заранее составлен план действий, согласно которому ткачихи должны носить наушники по чере­дующимся неделям, полученные результаты можно счи­тать убедительным доказательством влияния использо­вания наушников на производительность труда.^ ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ ИЗ СЛОВАРЯ ЭКСПЕРИМЕНТАТОРАУже несколько раз мы употребляли слово «перемен­ная», но еще не определили его содержания. Сейчас мы это сделаем. Для описания, обсуждения и планирования экспериментов любого типа нам нужен словарь общих терминов. Переменная — один из основных терминов этого словаря. Использование или неиспользование наушников — пример переменной. Среднее количество пропущенных ударов за час — еще одна переменная. Слово «переменная» означает только то, что в какой-то интересующей нас реальности имеются различия. Использование или неиспользование—очевидное различие: либо человек носит наушники, либо нет. Аналогично 700 и 900 отражают различие в среднем количестве про­пущенных ударов за час. Такого рода реальности и называются переменными. Однако две из них, приведенные нами сейчас, относятся к разным видам переменных.^ Независимая переменнаяИспользование или неиспользование наушников — независимая переменная, Это значит, что эксперимен­татор изменяет ее по своему плану. Наша независимая 24переменная включает в себя два состояния: Использо­вание заглушек — это одно, а неиспользование — дру­гое ее состояние. Когда разные состояния независимой переменной можно оценить количественно, пользуются также словом «уровень». Скажем, могло бы быть четыре вида наушников: одни понижали бы шум до 87 децибел.. другие — до 78 децибел, а еще два — до 69 и 60 деци-бел. Если бы проводился эксперимент по сравнению влияния этих четырех типов наушников на производи­тельность труда, то независимой переменной был бы уровень шума при использовании заглушек. 87, 79, 69 и 60 децибел составляли бы четыре уровня. Иногда вместо слова «состояние» используются еще два терми­на — «условие» и «фактор».Зависимая переменнаяСреднее количество пропущенных ударов за час — зависимая переменная. В зависимости от использования или неиспользования наушников она может принимать различные значения. Каждому состоянию независимой переменной соответствует одно значение зависимой пере­менной. Основным результатом эксперимента является определенное отношение между независимой и зависи­мой переменными. В нашем примере их связь ясно пред­ставлена в виде графика, изображенного на рис. 1.1. Отметим, что независимая переменная располагается по горизонтальной оси, а зависимая — по вертикальной. Горизонтальная и вертикальная оси называются абсциссами и ординатой. Представляя собственные экспериментальные ре­зультаты, вам следует очень точно определять независи­мую и зависимую переменные. В приведенном экспери­менте это было несложно. Два состояния независимой переменной — это просто использование и неиспользо­вание наушников. Зависимая переменная тоже была вполне определенной: производительность, или выработ­ка, определялась с помощью измерений количества уда­ров. Измерения проводились по нескольку раз каждый день. Зависимая переменная всегда задана конкретным 25способом представления результатов измерения, здесь — вычислением среднего количества пропущенных ударов за час. Иной способ представления этих результатов дал бы другую зависимую переменную. Например, за­висимой переменной могло бы стать количество недель, в течение каждой из которых ткачиха пропускала не более 800 ударов в час. В этом случае для испытуе­мой Д. значение зависимой переменной при использова­нии наушников было бы 5 недель, а без них — 9.^ Экспериментальные гипотезыВсякий эксперимент начинается с «догадки». В опи­санном нами эксперименте такая догадка касалась про­изводительности труда ткачих и состояла в следующем. Работа с наушниками позволит использовать время более эффективно, и ткани будет производиться больше, чем без них. Когда догадка конкретизируется в реаль­ном эксперименте, ее называют экспериментальной ги­потезой. В данном эксперименте гипотеза заключалась в том, что за время работы с наушниками (13 недель) количество ударов, пропускаемых ткачихами в час, будет меньше, чем за время работы без них (другие 13 недель). Для проверки экспериментальной гипотезы служило полученное отношение между независимой и зависимой переменными. При выдвижении экспериментальной гипотезы авто­матически возникает контргипотеза о противоположном отношений названных переменных. Здесь она состояла бы в том, что количество пропущенных ударов при ра­боте без наушников будет меньше, чем при их использо­вании. В данном случае нам не нужно обсуждать третью конкурирующую гипотезу: использование наушников никак не сказывается на производительности труда. Однако позже, в главе 6, мы убедимся в значимости подобных гипотез при проведении более тщательных, научных экспериментов. Для практического решения — носить ли ткачихе наушники — достаточно рассмотреть только две конкурирующие гипотезы. На самом деле, наушники не причиняют особых неудобств, не требуют 26больших расходов, и даже если прирост производи­тельности окажется небольшим, неверное заключение едва ли будет иметь какие-либо серьезные последствия. Во всяком случае решение каждой ткачихи .вполне обос­новано: носить наушники, если, судя по общим экспери­ментальным результатам, они помогают в работе, и не носить, если лучше работается без них. Цель эксперимента — тщательно проверить две кон­курирующие гипотезы и определить, какая из них верна, а какая нет. Основанием для такого заключения служат конкретные экспериментальные данные. Повышение производительности труда в работе конкретной ткачихи — испытуемой Д. — позволяет сделать вывод, что для нее верной была основная гипотеза, а контргипотеза оказалась ложной. Вывод достаточно очевиден. Но вы должны помнить, что время действия эксперимен­тальных гипотез не ограничивается периодом исследова­ния. Выдвинутая экспериментальная гипотеза относится и к будущей работе ткачихи, на годы вперед. Вывод, основанный на результатах эксперимента, всегда имеет более широкое применение.Эксперимент 2: ^ СРАВНЕНИЕ ДВУХ МЕТОДОВ ЗАУЧИВАНИЯ ФОРТЕПЬЯННЫХПЬЕС — КАК ПРОТОКОЛИРОВАТЬ ЭКСПЕРИМЕНТСтудент-пианист по имени Джек Моцарт хочет заучи­вать фортепьянные пьесы наизусть. Для исполнения каждой пьесы Джеку требуется в среднем примерно 15 минут. Обычно он старался запомнить такую пьесу сразу от начала до конца, заглядывая в ноты только в случае крайней необходимости. Но недавно Джек за­думался над тем, нет ли более эффективного метода. Он спросил себя, а что если разделить пьесу на три или четыре равные части и разучивать каждую часть по от­дельности? Джек решил сравнить два метода заучивания 27пьес: целостный и частичный. Давайте посмотрим, как он это делал, посмотрим внимательно, следуя за ним буквально шаг за шагом.^ Планирование эксперимента Итак, Джек хочет сравнить два метода заучивания пьес и определить, какой из них ему больше подходит. Сначала он выбирает для своего эксперимента четыре пьесы, по две на каждый из методов. Вот эти пьесы: 1. Бетховен. Соната № 30. 2. Бетховен. Соната № 31. 3. Дебюсси. Сюита для фортепьяно. 4. Равель. Сонатина. К счастью для нас, Джек — весьма пунктуальный молодой человек, и мы это скоро увидим. Например, он всегда занимается в одно и то же время. На собственном печальном опыте ему пришлось убедиться, что соседи любят ложиться спать рано вечером, а утром — поспать подольше. Он знает также, что наиболее продуктивно, не слишком уставая и не страдая от скуки, он может заниматься не более трех часов в сутки. Поэтому он занимается от 2 до 5 часов дня. Перед началом эксперимента Джек готовит все необ­ходимое, и прежде всего лабораторный дневник для записи всей экспериментальной информации. Он выби­рает сброшюрованную тетрадь в твердом переплете, и это очень разумно, ведь разрозненные листочки часто теряются. На. обложке он пишет: «Джек Амадей Моцарт (это его полное имя). Экспе­римент по заучиванию фортепьянных пьес: целостный метод vs частичный метод». Затем Джек открывает тетрадь и в верхнем углу ли­цевой страницы пишет: «Страница 1», а чуть ниже — текущее число. Затем — заглавие: «План эксперимента». В своем плане он отмечает последовательность разучи­вания пьес и метод, который он намерен применить для каждой из них. Кроме того, он фиксирует время, необ­ходимое для исполнения пьесы. Он разделяет пьесы на пары примерно равной величины, подобного стиля, одинаковой 28трудности. Полностью его план представлен на рис. 1.2. Можно убедиться, что длина пьес и тип музыки подобраны для обоих методов довольно успешно. Это не случайно: Джек хочет разучить две пары пьес, пря­чем пьесы каждой пары должны соответствовать друг 29другу по трудности. И наконец, Джек описывает, каким образом он будет применять каждый из методов заучи­вания. Итак, описано все, что необходимо Джеку для проведения эксперимента. И ему уже не нужно держать вое это в голове. Он может заглянуть в дневник через годы и получить точные сведения о планировании своего эксперимента. А если его навестит друг, Джек сможет показать ему свой дневник и тот тоже будет, знать об эксперименте буквально все. Правда, выносить тетрадь из комнаты для занятий, скажем, -давать ее другу на дом, Джеку не хочется: он опасается ее потерять. Рис. 1.2. План эксперимента с методами заучивания фортепьянных пьес Проведение экспериментаВ первый день эксперимента, в понедельник, перед началом занятий Джек открывает дневник на странице 2 30и записывает дату, время, название пьесы и применяе­мый метод заучивания. Эти записи называются протоколом. Затем он разучивает пьесу — как всегда, в течение трех часов или до тех пор, пока не сможет сыграть ее наизусть два раза подряд. Закончив занятие, он фик­сирует время и отмечает, насколько хорошо выучил пьесу. Если же он выучил всю пьесу наизусть до оконча­ния занятия, то оставшееся время посвящает упражне­ниям для тренировки пальцев. Джек не хочет начинать работать с каждой новой пьесой в разное время своих 31занятий, ведь это может повлиять на общее время разучивания каждой из них. Ежедневно он отмечает вое то, от чего могла зависеть эффективность его работы. Пример страницы протокола из середины эксперимента приведен на рис. 1.3. Когда эксперимент полностью за­вершится, Джек сможет сказать, насколько случайно совпадали «неудачные дни» его занятий с применением. того или другого метода. Рис. 1.3. Эксперимент с заучиванием фортепьянных пьес: пример страницы протокола Рис. 1.4. Эксперимент с заучиванием фортепьянных пьес: таблица результатов Раздел «Методика» включает:Испытуемые. Отмечаются аспекты, важные для данного эксперимента: количество испытуемых, их возраст, пол, уровень слуха и т. п.Материал. Различные пьесы для заучивания, за­дачи для решения, напитки для дегустации и т. п., используемые в эксперименте, нужно описывать здесь.Оборудование. В этом подразделе представлены всевозможные приборы, применяемые для созда­ния экспериментальных ситуаций или для записи ответов испытуемых. Дается описание этих при­боров, существенное для эксперимента. 44Процедура. Здесь приводятся последовательные этапы проведения эксперимента: какая инструк­ция давалась испытуемым, .как именно они ее вы­полняли и т. д. 5. В разделе «Результаты» представлены анализи­руемые данные, обычно вместе с одной или .несколькими таблицами и графиками. Читателю подробно разъяс­няют, на что именно ему нужно обращать внимание в таблицах и графиках и почему. В первую очередь при­водится наиболее важная информация. В разделе можно дать и некоторую интерпретацию результатов, чтобы чи­татель смог представить себе их общий смысл, однако основной акцент нужно делать на реально полученные данные. 6. В разделе «Обсуждение» содержится интерпрета­ция результатов и выводы. Здесь же предлагаются пути дальнейшего усовершенствования эксперимента, если полученные результаты недостаточно ясны. Часто автор комментирует связь своего эксперимента с предыду­щим, а также с теми идеями, которые высказывались ранее в соответствующей литературе. 7. В разделе «Сноски» указываются неопубликован­ные материалы, прово