Содержание
Введение
3
1
Признаки юридических лиц в соответствии с Гражданским кодексом РФ и иными нормативными актами
4
2
Классификация (виды) юридических лиц
5
3
Правоспособность юридических лиц
7
4
Органы юридического лица. Филиалы и представительства
9
5
Образование, реорганизация и ликвидация юридических лиц
11
Заключение
20
Список литературы
21
Введение
Институт юридического лица относится к числу основных в российском гражданском праве. Его можно определить как совокупность (подсистему) норм, устанавливающих правоспособность юридического лица и способы ее осуществления, порядок создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также особенности их организационно-правовых форм.
Правила, носящие наиболее общий характер, содержатся в гл. 4 ГК РФ. К ним следует отнести легальное определение и классификацию юридических лиц, нормы, регламентирующие правоспособность и ответственность, порядок государственной регистрации, требования, предъявляемые к учредительным документам, порядок реорганизации, ликвидации и т. д.
В развитие норм ГК РФ должен быть принят целый ряд федеральных законов, регулирующих процессы создания и деятельности коммерческих и некоммерческих организаций. Так, предполагается принятие закона о регистрации юридических лиц, закона об обществах с ограниченной ответственностью, закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и т. д.
Уже введены в действие Федеральные законы "Об общественных объединениях", "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", "Об акционерных обществах". Продолжают действовать российские законы о банках и банковской деятельности, о товарных биржах и биржевой торговле, о страховании, которые были приняты еще до введения в действие части первой ГК РФ.
Наряду с нормами института юридического лица, содержащимися в гражданском законодательстве, следует учитывать и нормы иных правовых актов. Например, вопросам лицензирования отдельных видов деятельности посвящено постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 г № 1418[1]
.
Функциональное назначение института юридического лица состоит в определении правового статуса коммерческих и некоммерческих организаций, необходимого для их равноправного и эффективного участия в гражданских правоотношениях.
1.
Признаки юридических лиц в соответствии с Гражданским кодексом РФ
и иными нормативными актами
Легальное определение юридического лица закреплено в п. 1 ст. 48 ГК РФ. "Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету". Отсюда вытекает, что организация, имеющая статус юридического лица, должна обладать совокупностью объективных признаков (черт).
Организационное единство
юридического лица предполагает, что оно действует в гражданских правоотношениях как единое целое. Деятельность его структурных подразделений подчинена общему руководящему органу, который формирует и выражает волю организации вовне. Устойчивая структура юридического лица должна быть закреплена в учредительных документах или, в порядке исключения, для некоторых некоммерческих организаций — в общем положении об организациях данного вида.
Наличие обособленного имущества
означает, что юридическому лицу принадлежит одно из вещных прав: право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления. Исключена возможность существования организаций на основе только арендованного имущества или исключительно заемных средств. Имущество юридического лица обособлено от имущества его учредителей (участников). Организации, как правило, должны быть собственниками своего имущества (хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, благотворительные фонды, некоммерческие партнёрства и автономные некоммерческие организации и т. д.). Правом хозяйственного ведения, как разновидностью ограниченного вещного права, наделены государственные и муниципальные унитарные предприятия. Учреждениям, финансируемым собственником, и федеральным казенным предприятиям принадлежит право оперативного управления. Наличие самостоятельного баланса у коммерческой организации и сметы — у учреждения оформляет имущественное обособление юридического лица.
Самостоятельная имущественная ответственность
предполагает, что кредиторы могут обращаться с требованиями, вытекающими из обязательств юридического лица, только к нему самому, взыскания по этим требованиям могут быть обращены лишь на его обособленное имущество. Учредители (участники) или собственники юридического лица не отвечают по его долгам, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителей (участников) или собственников, за исключением случаев, предусмотренных законом или учредительными документами (п. 3 ст. 56 ГК РФ).
Выступление в гражданском обороте от своего имени
включает в себя возможность юридического лица от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо вправе от своего имени заключать гражданско-правовые договоры (договоры купли-продажи, поставки, аренды, подряда, перевозки и т. д.). Организации приобретают гражданские права и несут обязанности через свои органы, действующие на основе закона и учредительных документов. Полные товарищества и товарищества на вере действуют через своих участников. Защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется соответственно судом, арбитражным судом или третейским судом, причем организация со статусом юридического лица может выступать и в качестве истца, и в качестве ответчика.
2. Классификация (виды) юридических лиц
Действующее гражданское законодательство предусматривает два основных критерия, по которым может быть проведена дифференциация юридических лиц:
1) права учредителей (участников) в отношении юридических лиц или их имущества;
2) цели деятельности юридических лиц.
В соответствии с первым критерием (п. 2 ст. 48 ГК РФ) учредители (участники) юридического лица могут иметь обязательственные права в отношении самого юридического лица или вещные права на его имущество.
В первую группу входят юридические лица, участники которых в связи с передачей им имущества полностью утрачивают свои вещные права на него, но приобретают обязательственные права в отношении самого юридического лица. Эта группа включает в себя корпорации, т. е. хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы.
Ко второй группе относятся юридические лица, учредители которых сохраняют право собственности или иное вещное право на переданное им имущество. Учредители считаются также собственниками имущества, приобретенного юридическим лицом в процессе деятельности. Следовательно, носителями вещных прав на одно и то же имущество являются учредитель-собственник и само юридическое лицо, которому принадлежит право хозяйственного ведения или право оперативного управления. В эту группу лиц входят государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе дочерние предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.
Третью группу составляют те, учредители и участники которых не имеют ни обязательственных прав в отношении самого юридического лица, ни вещных прав на его имущество (п. 3 ст. 48 ГК РФ). К ним относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
Второй критерий дифференциации закреплен в ст. 50 ГК РФ, в соответствии, с которой все юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации. Первые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, вторые не имеют такой цели в качестве основной и не распределяют полученную прибыль между участниками.
Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций следует считать исчерпывающим, что вытекает из смысл п. 2 ст. 50 ГК РФ и абз. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"
Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (Объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Следовательно, перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций, данный в п. 3 ст. 50 ГК РФ, может быть расширен специальным законом.
Некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью с обязательным соблюдением двух требований: а) такая деятельность должна служить достижению целей, ради которых они созданы; б) характер деятельности должен соответствовать этим целям.
Законом допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов (п. 4 ст. 50 ГК РФ). Ассоциации и союзы коммерческих организаций, созданные в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов следует относить к некоммерческим. Если по решению участников на ассоциацию (союз) предполагается возложить ведение предпринимательской деятельности, то она либо подлежит преобразованию в хозяйственное общество или товарищество, либо может создать хозяйственное общество или стать его участником.
3. Правоспособность юридических лиц
Признание организации юридическим лицом одновременно свидетельствует о наличии у нее гражданской правоспособности, т. е. способности иметь гражданские права и нести гражданские обязанности. К важнейшим имущественным правам, которыми может обладать юридическое лицо, следует отнести право собственности (право хозяйственного ведения, право оперативного управления), а также имущественные права и обязанности, возникающие из многочисленных гражданско-правовых договоров. Среди неимущественных следует назвать право на свое фирменное наименование, товарный знак и др.
До принятия ГК РФ в законодательстве была закреплена специальная правоспособность юридического лица (ст. 26 ГК РСФСР 1964 г, ст. 12 Основ гражданского законодательства 1991 г), что предполагало наделение организации только теми гражданскими правами и возложение на нее только тех обязанностей, которые соответствовали целям деятельности, указанным в ее уставе. Сделки же, совершенные юридическим лицом в противоречии с такими целями, на основании ст. 50 ГК РСФСР 1964 г считались недействительными.
Единственным нормативным актом, которым устанавливалась общая правоспособность юридического лица, являлось Положение об акционерных обществах, утвержденное постановлением СМ РСФСР от 25 декабря 1990 г.[2]
. В п. 6 ст. 1 этого акта было закреплено, что "Общество вправе совершать все действия, предусмотренные законом. Деятельность общества не ограничивается оговоренной в уставе Сделки, выходящие за пределы уставной деятельности, но не противоречащие действующему законодательству, признаются действительными".
В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Коммерческие же организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом (банки, страховые организации и др.), могут иметь гражданские права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Следовательно, специальная правоспособность сохранена только в отношении ограниченного перечня юридических лиц, к которым отнесены учреждения, финансируемые собственником, иные некоммерческие организации, унитарные предприятия и некоторые иные, прямо указанные в законе коммерческие организации. Хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы обладают общей правоспособностью.
Отдельными видами деятельности юридические лица, как с общей, так и со специальной правоспособностью могут заниматься лишь при наличии лицензии (специального разрешения). Виды деятельности, подлежащие лицензированию, должны определяться законом.
До принятия специального федерального закона перечень лицензируемых видов деятельности и органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, и его порядок устанавливается постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. № 14182.[3]
С момента его принятия лицензирование осуществляется 33 федеральными органами исполнительной власти. Кроме того, 23 вида деятельности лицензируется в субъектах Федерации. При этом Правительство оставило за собой право вносить изменения в указанный перечень.
Лицензия является официальным документом, который разрешает указанный в нем вид деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия его осуществления
Для получения лицензии юридическое лицо представляет в уполномоченные органы заявление о выдаче лицензии, копии учредительных документов, копию свидетельства о государственной регистрации, документ, подтверждающий оплату лицензирования, и справку налогового органа о постановке на учет. В зависимости от специфики деятельности в положении о лицензировании соответствующего вида может быть предусмотрено представление иных документов. Решение о выдаче (об отказе в выдаче) лицензии принимается по общему правилу в течение 30 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами. Основанием для отказа в выдаче лицензии являются наличие в документах недостоверной или искаженной информации и отрицательное экспертное заключение. Отказ может быть обжалован в суд.
Срок действия лицензии устанавливается в зависимости от специфики вида деятельности, но не менее трех лет. По заявлению лица он может быть сокращен. Продление срока производится в порядке, установленном для получения лицензии.
Лицензия выдается отдельно на каждый вид деятельности. Передача ее другому лицу не допускается. В случае, если лицензируемый вид деятельности осуществляется на нескольких территориально обособленных объектах, лицензиату (держателю лицензии) одновременно с лицензией выдаются ее заверенные копии Ликвидация юридического лица прекращает действие лицензии. Особые правила установлены применительно к приостановлению действия лицензии и ее аннулированию.
Около 30 видов деятельности, среди которых аудиторская, страховая, банковская, не подпадают под действие постановления Правительства РФ от 24 декабря 1994 г., поскольку оно не распространяется на те виды деятельности, особый порядок лицензирования которых установлен законодательными актами РФ и нормативными актами Президента Российской Федерации.
Любое юридическое лицо может быть ограничено в правах, но только в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Так, ограничено право унитарных предприятий распоряжаться недвижимым имуществом (ст. 295 ГК РФ). Любое ограничение, не соответствующее закону или принятое с нарушением установленного порядка, может быть обжаловано в суд.
Ограничение правоспособности может устанавливаться специальным законом путем указания тех видов деятельности, которыми отдельные юридические лица заниматься не могут (см., например, законодательство о страховании, о банковской деятельности, о товарных биржах). Так, банкам запрещено совершать операции по производству и торговле материальными ценностями, а также по страхованию всех видов, за исключением страхования валютных и кредиторских рисков.
Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, т. е. с даты государственной регистрации и прекращается в момент ликвидации, т. е. с даты исключения из единого государственного реестра. Соответственно право юридического лица осуществлять лицензируемую деятельность возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок, а прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Сделки, совершенные юридическим лицом до государственной регистрации или получения лицензии либо после ликвидации юридического лица или истечения срока действия лицензии, могут быть признаны недействительными (ст. 173 ГК РФ).
4. Органы юридического лица. Филиалы и представительства
Юридическое лицо приобретает права и принимает на себя обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами (п. 1 ст. 53 ГК РФ). Под органом юридического лица следует понимать лицо (группу лиц), которое вырабатывает, формулирует и выражает его волю. По способу приобретения полномочий органы могут быть подразделены на выборные (в корпоративных организациях с несколькими участниками) и назначаемые (в организациях с одним учредителем) Порядок назначения или избрания органов, их компетенция определяются законом и учредительными документами. Так, производственный кооператив может иметь следующую структуру органов управления общее собрание его членов (высший орган), наблюдательный совет, правление и (или) его председатель (ст. 110 ГК РФ). Унитарные предприятия имеют только единоличный орган (руководителя), назначаемый собственником либо уполномоченным собственником лицом и им подотчетен (п. 4 ст. 113 ГК РФ).
Участники юридического лица вправе выступать от его имени на основании доверенности, которая подтверждает их полномочия. Однако в предусмотренных законом случаях юридическое лицо может действовать непосредственно через своих участников. Именно такой порядок ведения дел установлен для полных товарищей в полных товариществах (п. 1 ст. 72 ГК РФ) и товариществах на вере (п. 2 ст. 82 ГК РФ).
Орган, выступающий от имени юридического лица в силу закона или учредительных документов, должен действовать в его интересах, добросовестно и разумно, не выходя за пределы своих полномочий (п. 2 ст. 53 ГК РФ). Он обязан, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить (по требованию учредителей) убытки, причиненным юридическому лицу (п. 3 ст. 53). Предполагается, что имущественная ответственность может наступить только при наличии вины органов (участников) юридического лица.
В то же время необходимо учитывать, что требования ст. 53 ГК не распространяются на взаимоотношения юридического лица с его контрагентами. Поэтому договор, совершенный органом (участником) юридического лица с отступлением от этих правил, нельзя (только на этом основании) считать недействительным.
Возможности юридических лиц существенно расширяются вследствие создания представительств и филиалов, являющихся их территориально обособленными структурными подразделениями. Если представительство реализует интересы юридического лица и обеспечивает их защиту вне места его нахождения, то филиал осуществляет все его производственные и иные функции (их часть), в том числе представительские (п. 1, 2 ст. 55 ГК РФ).
Филиалы организаций, имеющих специальную правоспособность (некоммерческие организации, унитарные предприятия и т. д.) вправе заниматься только тем, что соответствует целям деятельности, установленным в учредительных документах этих организаций. Соответственно филиалы коммерческих организаций (хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов) вправе заниматься любыми видами деятельности, если отсутствуют ограничения в учредительных документах.
Представительствам и филиалам не придается статус юридического лица. Имущество, которым их наделяет создавшее юридическое лицо, может находиться только на отдельном балансе — составной части самостоятельного баланса юридического лица. Представительства и филиалы указываются в учредительных документах этого лица и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители этих структурных подразделений назначаются юридическим лицом и выступают от его имени на основании доверенности. Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 2 декабря 1993 года № 34 "Об участии в арбитражном процессе обособленных подразделений юридических лиц" разъяснил, что при возникновении споров по обязательствам юридических лиц претензии и исковые требования не могут предъявляться от имени филиалов и представительств и к филиалам и представительствам[4]
. Ответственность по долгам, связанным с их деятельностью, возлагается на юридическое лицо.
5. Образование, реорганизация и ликвидация юридических лиц
Исторически сложились три основных порядка (способа) образования юридического лица: распорядительный, разрешительный и нормативно-явочный. Первый характеризуется тем, что юридическое лицо создается на основе распоряжения учредителя без специальной государственной регистрации. При втором на создание юридического лица требуется предварительное разрешение компетентного органа. Нормативно-явочный порядок не предполагает согласия третьих лиц, включая государственные органы. На регистрирующий орган возлагается лишь обязанность проверки учредительных документов на соответствие требованиям законодательства. Именно такой порядок действует в Российской Федерации.
Инициатива создания юридических лиц может принадлежать как собственникам, так и учредителям (участникам). Однако независимо от конкретной организационно-правовой формы все юридические лица подлежат обязательной государственной регистрации, с момента проведения которой они считаются созданными.
В соответствии со ст. 51 ГК РФ юридическое лицо регистрируется в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации, в том числе (для коммерческих организаций) фирменное наименование, включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
В связи с тем, что закон о регистрации юридических лиц еще не принят, сохраняется порядок, существенно отличающийся от установленного ГК РФ. Продолжают действовать ст. 34 и 35 Закона РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности", Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденное Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 14821[5]
. Регистрация некоммерческих организаций, если в соответствии с уставом они могут заниматься предпринимательской деятельностью, также производится на основании указанного Положения.
Юридические лица, которым не предоставлено право предпринимательской деятельности, регистрируются по правилам ст. 51 ГК РФ и законам о соответствующих видах деятельности в органах юстиции.
Регистрация коммерческих организаций производится в настоящее время, как правило, муниципальными органами, а также специальными регистрационными палатами. Предприятия с иностранными инвестициями регистрируются в Государственной регистрационной палате при Министерстве экономики РФ[6]
.
Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности установлен перечень необходимых документов (заявление о регистрации; устав, утвержденный учредителями; решение о создании или договор учредителей; документы, подтверждающие оплату не менее 50 процентов уставного капитала; свидетельство об уплате государственной пошлины). Размер уставного капитала (фонда) зависит от конкретной организационно-правовой формы юридических лиц.
Нарушение установленного законом порядка образования или несоответствие его учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации. Отказ по другим мотивам, в том числе нецелесообразности создания юридического лица, не допускается.
Отказ, а также уклонение от регистрации обжалуется в арбитражный суд с учетом правил о подсудности споров.
Учредительные документы определяют правовое положение юридических лиц и служат предпосылкой их создания. Юридическое лицо действует на основании либо устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора (ст. 52 ГК РФ). Учредительный договор подлежит заключению, а устав — утверждению учредителями (участниками). При создании юридического лица одним учредителем оно действует на основании утвержденного им устава. Деятельность некоммерческих организации в случаях, предусмотренных законом, может быть основана на общем положении о таких организациях. Так, используется Типовое положение об общеобразовательном учреждении[7]
, о среднем специальном учебном заведении[8]
.
В учредительных документах должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью и другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц данного вида. Эти предписания детализируются в соответствующих статьях ГК и иных законов.
Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 1 июля 1996 г. поскольку "впредь до введения в действие закона о регистрации юридических лиц применяется, действующий порядок регистрации юридических лиц, при разрешении споров следует исходить из того, что местом нахождения юридического лица является место нахождения его органов"[9]
.
Определение предмета и цели деятельности в учредительных документах обязательно только для юридических лиц со специальной правоспособностью (унитарные предприятия, некоммерческие организации). Учредители (участники) хозяйственных товариществ и обществ вправе, но не обязаны конкретизировать, таким образом, свою правоспособность.
Учредительный договор, кроме обязательных сведений о правовом статусе юридического лица, должен включать: обязательство о создании юридического лица; порядок совместной деятельности по его созданию; условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности; условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков; порядок управление деятельностью юридического лица; условия и порядок выхода учредителей (участников) из его состава. Все названные условия должны быть отнесены к существенным, без согласования которых учредительный договор не может считаться заключенным.
В п. 3 ст. 52 ГК РФ определен порядок внесения изменений в учредительные документы. Эти изменения приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, — с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Для юридического же лица и его учредителей такие изменения становятся обязательными с момента их внесения в учредительные документы. Эта норма защищает интересы третьих лиц, так как юридическое лицо и его учредители (участники) не могут отказаться от исполнения обязательств, ссылаясь на отсутствие регистрации изменений.
Реорганизация
представляет собой способ прекращения юридических лиц с переходом прав и обязанностей в порядке правопреемства (кроме случаев выделения из состава юридического лица другой организации). Существует пять форм реорганизации (ст. 57, 58 ГК РФ):
1) слияние нескольких юридических лиц в одно новое;
2) присоединение юридического лица к другому;
3) разделение юридического лица на два или более новых;
4) выделение из юридического лица новых юридических лиц;
5) преобразование юридического лица одной организационно-правовой формы в другую.
По общему правилу, юридическое лицо реорганизуется добровольно, т. е. по решению его учредителей либо органа, уполномоченного на то учредительными документами. Однако возможна реорганизация и в принудительном порядке по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Так, когда организации занимают доминирующее положение на рынке и совершают два или более нарушений антимонопольного законодательства, федеральный антимонопольный орган вправе обязать их принудительно разделиться или выделить из своего состава одну либо несколько организаций на базе структурных подразделений, если это ведет к развитию конкуренции (п. 1 ст. 19 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г. в редакции Федерального закона от 25 мая 1995 г.).[10]
Решением уполномоченного государственного органа определяется срок такой реорганизации. Если учредители юридического лица, назначенный ими орган или орган, уполномоченный на реорганизацию учредительными документами, не осуществят ее в указанный срок, суд (по иску указанного государственного органа) назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию. Внешний управляющий составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами юридических лиц, возникающих в результате реорганизации. Эти документы становятся, после утверждения судом, основанием для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования в случаях, установленных судом, возможна лишь с согласия уполномоченных государственных органов[11]
.
При слиянии, присоединении и преобразовании юридических лиц составляется передаточный акт, при разделении и выделении — разделительный баланс. Указанные документы должны содержать положения о правопреемстве по всей совокупности обязательств реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются лицами, принявшими решение о реорганизации, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникающих или изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
Реорганизация в форме слияния, разделения, выделения и преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации, а в форме присоединения — только с момента внесения в единый государственный реестр записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Основаниями для отказа в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц являются непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам.
Обеспечение прав кредиторов юридического лица при его реорганизации достигается правилами ст. 60 ГК РФ. На учредителей (участников) или орган, принявший решение о реорганизации юридического лица, возлагается обязанность письменного уведомления об этом всех кредиторов. Каждый кредитор может потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому выступает это юридическое лицо, и возмещения убытков, причиненных досрочным прекращением обязательства. Если же разделительный баланс не дает возможности установить правопреемника, то вновь возникшие юридические лица отвечают по обязательствам реорганизованного юридического лица солидарно.
Ликвидация
— это способ прекращения юридических лиц без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства (п. 1 ст. 61 ГК РФ). Подобно реорганизации, она может быть как добровольной, так и принудительной.
Добровольный порядок предполагает, что ликвидация производится по решению учредителей или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Примерный перечень оснований для добровольной ликвидации включает истечение срока, на который создано юридическое лицо, и достижение цели, ради которой оно создано. Принудительный порядок ликвидации по решению суда применяется при осуществлении юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или других правовых актов, признания судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании неустранимыми нарушениями законодательства. Общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные или иные фонды могут быть ликвидированы в таком же порядке при систематической деятельности, противоречащей уставным целям. Перечень оснований для принудительной ликвидации, содержащийся в п. 2 ст. 61 ГК РФ, не является исчерпывающим, так как некоторые виды юридических лиц подлежат ликвидации и в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом. Например, уменьшение стоимости чистых активов хозяйственного общества ниже определенного законом минимального размера уставного капитала приводит к его ликвидации.
Решение о ликвидации юридического лица выносится судом по иску государственного органа или управомоченного органа местного самоуправления.
Начало ликвидации связано с тем, что учредители юридического лица или орган, принявший соответствующее решение, обязаны незамедлительно известить об этом регистрирующий орган. В единый государственный реестр вносится запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Открытость реестра позволяет использовать эту информацию как кредиторам, так и иным участникам предпринимательской деятельности.
Учредители (участники) юридического лица, его уполномоченный орган или суд назначают по согласованию с регистрирующим органом ликвидационную комиссию (ликвидатора), устанавливают порядок и сроки ликвидации. К комиссии с момента ее назначения переходят все полномочия по управлению делами юридического лица. От его имени она выступает и в суде (п. 3 ст. 62 ГК РФ).
Процедура ликвидации, установленная ст. 63 ГК РФ, состоит из пяти этапов, на каждом из которых перед ликвидационной комиссией (ликвидатором) ставятся определенные задачи:
1.
Комиссия помещает в органах печати объявление о ликвидации юридического лица, порядке и сроках предъявления его кредиторами своих требований. Срок по заявлению таких требований не может быть менее двух месяцев с момента публикации. Комиссия влияет кредиторов и письменно уведомляет их о ликвидации, определяет должников и принимает меры к получению дебиторской задолженности, в том числе путем предъявления исков в суд.
2.
Когда срок для предъявления кредиторами своих требований истек, комиссия составляет промежуточный баланс, в котором содержатся данные о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения. Промежуточный баланс согласовывается ликвидационной комиссией с регистрирующим органом, а затем направляется на утверждение участникам (учредителям) юридического лица или органу, принявшему решение о ликвидации. Утвержденный баланс — основание для фактической выплаты денежных сумм кредиторам по признанным ликвидационной комиссией требованиям.
3.
При недостаточности денежных средств для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия продает имущество юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Правило обязательной продажи имущества должника, не обладающего достаточными денежными средствами для расчетов с кредиторами, распространяется на все ликвидируемые юридические лица, кроме учреждений и федеральных казенных предприятий.
4.
Ликвидационная комиссия производит выплаты по признанным требованиям на основании промежуточного баланса, начиная со дня его утверждения. Очередность выплат установлена ст. 64 ГК РФ.
В первую очередь
удовлетворяются требования граждан, перед которыми юридическое лицо отвечает за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей.
Во вторую очередь
производятся расчеты по выходным пособиям, оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, и выплате вознаграждений по авторским договорам.
В третью очередь
удовлетворяются требования по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.
В четвертую очередь
погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды.
В пятую очередь
производятся расчеты со всеми остальными кредиторами.
Требования каждой очереди удовлетворяются только после полного расчета с предыдущей.
Выплата денежных сумм кредитором 1 — 4 очередей производится со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, а пятой — по истечении месяца с этой даты. В случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора либо уклонения от их принятия последний вправе обратиться с иском к ликвидационной комиссии в суд, который может удовлетворить требования за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.
При недостаточности имущества оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.
В случае ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами этих учреждений.[12]
5.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет окончательный баланс, утверждаемый учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с регистрирующим органом.
Имущество, оставшееся после удовлетворения всех требований кредиторов, должно быть передано его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственное право в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, другими правовыми актами или учредительными документами (п. 7 ст. 63 ГК РФ). Так, ликвидация государственных и муниципальных предприятий и учреждений, федеральных казенных предприятий приводит к передаче имущества соответствующему публично-правовому образованию. Имущество общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц, в отношении которых их учредители не имеют имущественных прав, направляется на цели, указанные в уставе.
Утверждение ликвидационного баланса является основанием для внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. С этого момента ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свое существование (п. 8 ст. 63 ГК РФ).
Особенности ликвидации юридического лица при его несостоятельности (банкротстве) определены ст. 65 ГК РФ и Законом РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" от 19 ноября 1992 г[13]
, Указом Президента РФ "О продаже государственных предприятий-должников" от 2 июня 1994 г № 1114[14]
, постановлением Правительства РФ "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий" от 20 мая 1994 г. № 498.[15]
Несостоятельными могут быть признаны по решению суда коммерческие организации, за исключением казенных предприятий, потребительские кооперативы, благотворительные и иные фонды. Те же организации могут совместно с кредиторами объявить о своем банкротстве и о добровольной ликвидации.
Банкротство (несостоятельность) в ст. 2. Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"[16]
определяется как признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Юридическое лицо считается неспособным совершить указанные действия, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения, если иное не установлено законом.
К должнику — юридическому лицу могут быть применены следующие процедуры: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. Под наблюдением следует понимать процедуру банкротства, применяемую с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с законом, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника. Внешнее управление (судебная санация) — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению внешнему управляющему. Конкурсное производство — процедура, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. И, наконец, на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение, которое подлежит утверждению арбитражным судом. Для отдельных категорий должников—юридических лиц установлены особенности банкротства (градообразующие организации, сельскохозяйственные организации, кредитные организации, страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг).
Несостоятельное юридическое лицо следует считать ликвидированным с момента исключения его из единого государственного реестра по определению о завершении конкурсного производства, вынесенному арбитражным судом, или по представлению собрания кредиторов о ликвидации юридического лица.
Заключение
Разобрав данную тему контрольной работы, можно сделать вывод, что особое место при формировании современных моделей юридических лиц в системе гражданского законодательства занимает Гражданский кодекс РФ. Он имеет высшую юридическую силу среди других гражданских законов, и содержащиеся в них нормы (тем более, некоторые из них, принятые ещё в СССР), не должны ему противоречить. Рассматриваемые нами нормы формирования юридических лиц содержатся и в, так называемых, подзаконных актах – указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Указ Президента РФ, если он не противоречит ГК или иному федеральному закону, может быть принят по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента РФ (ст. 80 – 90 Конституции РФ), за исключением случаев, когда соответствующее отношение согласно ГК или федеральному закону могут быть урегулированы только законом. Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, которые не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ. Рассматриваемые нами гражданско-правовые нормы могут содержаться и в нормативных актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Однако следует иметь в виду, что и Конституция, и ГК не предусматривают принятия актов гражданского права субъектами Федерации – республиками, областями, городами федерального значения.
Список литературы
1. Ведомости Верховного Совета Российской Федерации. 1992 г.
2. Вестник ВАС РФ. 1994, 1996 гг.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации, ч. 1 и 2.
4. Гражданское право: Учебник. / Под ред. С.П. Гришаева. – М.: Юристъ, 1999.
5. Гражданское право: Учебник для вузов. Часть первая. / Под ред. Т.И. Илларионовой, Б.М. Гонгало, В.А. Плетнёва. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1998.
6. Основы права: Учебник. / Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юристъ, 1998.
7. Российская газета. 2 января 1998 г.
8. Собрание законодательства Российской Федерации 1994, 1995, 1996, 1997 и 1998 гг.
9. Собрание постановлений и распоряжений Правительства РСФСР. 1991 г.
[1]
СЗ РФ. 1995. №1. Ст. 69.
[2]
СП РСФСР. 1991. №6. Ст. 92.
[3]
СЗ РФ. 1995. №1. Ст. 69.
[4]
Вестник ВАС РФ. 1994. №3. Ст. 51.
[5]
СЗ РФ. 1994. №11. Ст. 1194.
[6]
Постановление Правительства РФ от 6 июля 1994 г. № 655 «О государственной регистрационной палате при Министерстве экономики Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. №8. Ст. 866.
[7]
СЗ РФ. 1994 №19. Ст. 2221.
[8]
СЗ РФ. 1994. №27. Ст. 2893.
[9]
Вестник ВАС РФ. 1996. №9. С. 11.
[10]
Ведомости РФ. 1991. №16. Ст. 449; СЗ РФ. 1995. №29. Ст. 1977.
[11]
См. ст. 17 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
[12]
См. Федеральный Закон «О внесении дополнений в часть первую Гражданского кодекса РФ» // СЗ РФ. 1996. №9. Ст. 773.
[13]
Ведомости РФ. 1993. №1. Ст. 6.
[14]
СЗ РФ. 1994. №6. Ст. 592.
[15]
СЗ РФ. 1994. №5. Ст. 490.
[16]
Российская газета. 2 января 1998 г.