Гражданско-правовое регулирование и охрана средств индивидуализации товаров

Министерство образования и науки РоссийскойФедерации
Государственное образовательное учреждение высшегопрофессионального образования
Государственный университет управления
Институт государственного управления и права
Специальность: Юриспруденция-030501КУРСОВАЯРАБОТА
по дисциплине «Коммерческое право»
ТЕМА:Гражданско-правовоерегулирование и охрана средств индивидуализации товаров
Исполнитель:
Научный руководитель:
Москва 2011

Содержание
Введение
Глава 1. Правовой режим средств индивидуализации товаров
1.1 Средства индивидуализации товаров – объект исключительныхправ
1.2 Товарный знак как средство индивидуализации товаров
Глава 2. Правовая защита средств индивидуализации товаров
2.1 Ответственность за нарушение исключительных прав насредства индивидуализации товаров
2.2 Прекращение правовой охраны и защиты средствиндивидуализации товаров
Заключение
Список используемых источников и литературы

Введение
 
Актуальность темыисследования. – Сегодняшнее развитие мирового рынка и международной торговли вусловиях усиливающейся конкуренции и глобализации способствует возрастающейроли и потребности в средствах индивидуализации товаров и их правовой защиты.Именно наличие средств индивидуализации юридических лиц (производителей) и ихпродукции (товаров) с функциональным механизмом их правовой защиты, является неотъемлемойсоставляющей здоровой конкуренции, развития и предоставления товаров и услугсоответствующего качества.
Упущения связанные снесовершенством механизма правовой защиты и недооценка значимости проблемыгосударством в сфере индивидуализации товаров приводят к ситуации, когдапотребительский рынок массово заполняется контрафактной и фальсифицированнойпродукцией.
Анализ обстановки в сферезащиты прав владельцев товарных знаков (СИТ) и борьбы с подделками товаровпоказывает, что посягательства на права отечественных и зарубежныхправообладателей носят массовый характер. Поступление на российскийпотребительский рынок все большего количества поддельной некачественнойпродукции приводит к его дестабилизации, увеличению нелегального оборотаматериальных и финансовых средств, развитию криминальной составляющей и, какследствие, к ухудшению инвестиционного климата[1].
Сегодня нет ни одногочеловека, который был бы уверен в качестве приобретаемого им товара. Несмотряна то что в Гражданском кодексе заложена ответственность производителя завыпускаемую продукцию, мы до сих пор практически не обладаем необходимойсистемой реализации этой ответственности.
Пиратство растетпропорционально возрастанию конкурентной значимости товарного знака, которыйявляется средством индивидуализации товара, выделяющим его из ряда аналогичнойпродукции, подразумевая определенный набор качеств, гарантированныхпроизводителем. Контрафактная продукция, прикрываясь чужым товарным знаком,подрывает доверие к известному товаропроизводителю, снижается объем реализацииего интеллектуального потенциала, поскольку способствует перетоку выручки кнедобросовестному конкуренту.
Производство и реализацияконтрафактной и фальсифицированной продукции представляют серьезную угрозуэкономической безопасности России, препятствует ее вступлению в ВТО, поскольку соблюдение принципов идоговоренностей в области охраны творческих объектов является необходимымусловием функционирования в мировой системе хозяйствования.
Кроме того, низкиесебестоимость контрафакта и риск привлечения к уголовной ответственностипритягивает в данную сферу ОПГ и ОПС и позволяет им получать колоссальную прибыль.Как следствие недопоступления налоговых платежей в национальные бюджеты.
Интеллектуальноепиратство и фальсификация приняли не только организованный, но итранснациональный характер, сформировался теневой сектор экономики,дискредитируется авторитет отечественных и зарубежных предпринимателей,потребители несут моральные и материальные потери, а зачастую непоправимыйущерб здоровью. Указанные обстоятельства подрывают внешнеэкономическийавторитет России, ограничивают приток в страну иностранных инвестиций.
Все вышесказанноеподчеркивает значимость данной темы, её особое положение для государственнойполитики, которая должна подразумевать разработку и оптимизацию правовойконструкции исключительных прав (на товарный знак, средства индивидуализацииработ, услуг и др.) их гарантированную правовую защиту.
Целью курсовой работыявляется выявлениесуществующей проблематики и анализ состояния законодательства, регулирующегоданную сферу.Формирование на изученном материале системного вывода и представления по даннойтеме.
В соответствии споставленной целью для настоящей курсовой работы определяются следующие задачи:
·  дать характеристику исключительным правам, определить ихпроисхождение, специфику и сущность;
·  определить правовой статус средствиндивидуализации товаров;
·  рассмотреть сферу ответственности за нарушениеправового режима средств индивидуализации товаров;
·  выявить существующую проблематику вобласти правовой охраны средств индивидуализации товаров.
Предметом и нормативнойосновой настоящей курсовой работы является законодательство,правоприменительная практика РФ и иностранных государств, доктринальныевоззрения, действующие международные договоры и проекты таких договоров,относящиеся к области регулирования правоотношений в сфере интеллектуальнойсобственности и в области средств индивидуализации товаров.
Объектом исследованияявляются такие законодательно определённые творческие результаты, как товарныезнаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, а такжетеории их правового режима.
Методологические и теоретическиеосновы курсовой работы (исследования) составляют логический, аналитический,исторический, системно-правовой и сравнительно-правовой методы. В работеиспользовались категории общей теории права, гражданского материального и гражданскогопроцессуального права. Теоретической основой курсовой работы явились трудытаких отечественных исследователей, как Брагинского М.И., Гульбина Ю.Т., ТрунцевскийЮ.В., Яковлева В.Ф. и др.
Работа строится на общеманализе теоретического материала и подчинена логике правоприменительногопроцесса.

Глава1. Правовой режим средств индивидуализации товаров
1.1 Средстваиндивидуализации товаров – объект исключительных
прав
исключительный право товарный знак индивидуализация
Наиболееважную роль в создании условий для охраны и коммерческого использованиядостижений человеческого разума играют гражданское право и её подотраслькоммерческое право. Данные направления права оказывают организующее воздействиена отношения по охране и практическому применению результатов интеллектуальнойтруда.
Исключительныеправа устанавливают режим использования результата интеллектуального труда,т.е. определяют, кто вправе и кто не вправе применять данный результат. Врамках исключительных прав осуществляется также наделение субъектов праваличными неимущественными и имущественными правами, а также устанавливаютсяспособы и формы защиты этих прав[2].
Вцивилистике одно из центральных, основополагающих мест занимает правособственности. Конструкция этого института принципиально связывает имущество иего владельца, закрепляя за собственником его материальные блага.
Интеллектуальныеправа установленные ст. 1226 ГК РФ[3] на результатыинтеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, в частности, товаровпризваны выполнять ту же роль, что и право собственности на материальныеобъекты, но посредством правовой конструкции, имеющей свою специфику в силуособого характера объекта, на который устанавливаются исключительные права. Оданных правах говорится в приведенной выше статье ГК РФ, которые выделяютобладателя права из массы других потенциальных собственников. Исключительныеправа представляются в качестве неимущественных прав на объекты интеллектуальноготруда и приравненные к ним средства индивидуализации.
Неимущественныеправа устанавливают лишь принадлежность того или иного субъекта к объекту исключительныхправ[4].
Понятие«исключительные права» или более широкий вариант «интеллектуальные права» наобъекты интеллектуальной деятельности по своей сути соотносится с понятием «правасобственности» на материальные объекты. Фактически представляя одинаковыеконструкции, их различие состоит в объектной привязке, то есть в первом случаеобъектом прав является творческий продукт (или средства индивидуализацииюридических лиц, товаров, работ, услуг), во втором – физический (материальносуществующий) объект.
Каждыйобъект материальной собственности в той или иной степени заключает в себетворческую мысль[5].
Реализациятворческой мысли приводит к образованию в том или ином виде объекта права(результата интеллектуального труда) имеющего свою ценность и собственника,носителя исключительных прав, которые, как и права собственности нуждаются вправовой охране.
Необходимодобавить, что только выраженная творческая мысль в объективной форме становитсяобъектом охраны.
Болеетого, в определенных случаях выражения творческого решения в объективной форменедостаточно. Необходимо государственное подтверждение появления новойинтеллектуальной собственности – государственная регистрация; с учетомположения ст. 1225 ГК РФ, которая прямо устанавливает каким объектаминтеллектуальной деятельности и приравненным к ним средства индивидуализации предоставляетсяправовая охрана. Необходимо подчеркнуть, что СИТ это производная составляющиерезультата интеллектуальной деятельности, а вернее сказать средство обособлениясубъекта интеллектуальной деятельности. Иными словами организация создает творческийпродукт и обособляет его на рынке от других товаров, в частности, за счеттоварного знака. Именно в силу данного положения в законе говорится оботождествлении СИТ с результатом интеллектуального труда.
Возвращаяськ более широкому понятию «интеллектуальные права», включающие в себяисключительные права необходимо еще раз заметить, что оно вполне удачнохарактеризует принадлежность и сущность результатов (продуктов)интеллектуального творчества. При использовании понятия интеллектуальные прававиден характер связи субъекта и объекта. То есть наличие автора (создателяпродукта интеллектуальной деятельности) и выраженного в объективной формерезультата.
«Авторинтеллектуального продукта» и «его обладатель» – не всегда совпадающие понятия.В силу товарного характера объекта интеллектуальной собственности оноборотоспособен и мобилен среди субъектов права, в силу чего может переходитьот одного обладателя к другому. Интеллектуальная собственность традиционнопричисляется к подотраслям гражданского права, содержащая в себе три института:авторского права, промышленной собственности и охрану так называемыхнетрадиционных объектов. Правовые институты интеллектуальной собственноститрадиционно делятся на субинституты. Одним из таких субинститутов, входящих винститут промышленной собственности, является правовое регулирование средствиндивидуализации товаров, работ и услуг, а также их производителей[6].
Являясьнесомненным объектом промышленной собственности, средства индивидуализациитовара (как отмечалось выше) именуются как «приравненные к результатаминтеллектуальной деятельности объекты». Доводом служит тезис, что их главнаяценность в отличие от произведений науки, литературы и искусства заключена не вних самих, а в содействии созданию здоровой конкурентной среды путем различенияпредпринимателей и их продукции[7].
Помнению В.А. Дозорцева, ценность объекта исключительных прав обусловлена тем,что он имеет эстетическое или информационное содержание[8].Прямым следствием информационного содержания является стимулирующее содержание.Информация, содержащаяся в средствах индивидуализации товара, часто носитнаправленный на стимуляцию потребления характер. Такая информация выбираетопределенные социальные слои потребителей, информирует их нужным производителюспособом и стимулирует их к потреблению.
Такимобразом, средств индивидуализации товаров стали составляющими рыночногопроизводства, а сами продукты интеллектуальной деятельности фактическиприобрели черты товара (продукта интеллектуального труда, созданного дляфункционирования его на рынке).
Как уже было сказано –СИТ относятся к промышленной собственности, объединяющей охрануинтеллектуальных объектов товарного производства, что отражено в Парижскойконвенции по охране промышленной собственности[9].
Необходимоотметить, что и в настоящее время нельзя сделать однозначный вывод о значении исмысле понятия исключительных прав. Законодательство, используя понятиеисключительного права, сводит его содержание к праву на использованиепроизведения и на запрещение его использования другими лицами[10].
Согласноизвестному Толковому словарю В. Даля, понятие «исключительный»означает «особенный», «отдельный», «частный»,«составляющий собою исключение, изъятие»[11].В этой особенности, представляющей собою исключение или исключительные права, изаключается их смысл. Исключительные права – особая категория прав, присущаятолько определенным субъектам и регулирующая отношения в сфере специфическихобъектов. В такой особой, исключительной категории правомочий заключается первоезначение термина «исключительные права».
Следуетотметить, что выделение исключительных прав в качестве особой категориипроисходит в противопоставление всем другим видам гражданских прав: вещных,обязательственных, имущественных и неимущественных и т.д.
Исключительныеправа как особая категория подразумевают не просто наличие прав, которых ни укого больше нет (практически – у подавляющего большинства), но и, какследствие, особую привилегию правообладателя.
Гораздообъемнее и насыщеннее, чем в законодательстве, понятие исключительных правраскрывает правовая литература. Ее анализ позволяет трактовать этот терминглавным образом как монополизацию прав их обладателем. Подобной точки зренияпридерживаются многие авторы. А.П. Сергеев характеризует признак исключительностиследующим образом: «Признак исключительности означал (в дореволюционнойлитературе) прежде всего монополию обладателя авторского права на использованиепроизведения…». В современный период «произошло восстановлениеистинного смысла понятия исключительности авторских прав. Закон признает, чтотолько сам обладатель авторского права может решать все вопросы, связанные сосуществлением авторских правомочий»[12].
Такимобразом, монополию прав можно рассматривать как второе значение термина«исключительные права». Понятие исключительности прав в смыслемонополии образно исключает (от слова «исключительность»)правообладателя из круга субъектов, не обладающих такими правами.Исключительные права по своей сути являются абсолютными. По известнойконструкции этих прав активному субъекту, правообладателю, противостоит кругпассивных субъектов, обязанных воздерживаться от действий, не согласованных справообладателем.
Закреплениеисключительных прав за субъектом подразумевает его особый, исключительныйстатус. Так, И.А. Зенин характеризует права как «исключительные поотношению ко всем третьим лицам»[13]. В более поздней работеэтот же автор исключительные права охарактеризовал так: «Авторские,смежные, патентные и т.п. права, будучи исключительными абсолютными правами,обеспечивают их обладателям легальную монополию на совершение различныхдействий (по использованию результатов их творчества и распоряжению ими) содновременным запрещением всем другим лицам совершать указанные действия»[14].Или: “… под исключительными правами понимаются субъективные права,обеспечивающие их носителям совершение всех дозволенных законом действий содновременным запретом всем третьим лицам совершения таких действий…”[15].В.А. Дозорцев выражает исключительность следующим образом:«Исключительность состоит не в том, что право принадлежит исключительноодному лицу, а в том, что оно закрепляется исключительно за лицом…определенным законом…»[16].
Такимобразом, следует вывести еще одно значение термина «исключительныеправа», по сути вытекающее из монополии прав, – особый статус ихобладателя. Наличием прав их обладатель исключается из общего числа субъектовправа. В этом смысле это права исключительного субъекта, обладающего особыми(исключительными) правами. Указанная трактовка отделяет владеющего субъекта отневладеющих[17].
Вконце этого пункта следует напомнить, что в литературе часто высказываетсямнение о сокращенном составе правомочий исключительных прав. Т.е. предлагаетсяв отношении исключительных прав использовать правомочия использования ираспоряжения, не употребляя полномочия владения. Однако распоряжение какматериальным объектом, так и правами на нематериальный объект невозможно безвладения этим объектом. Ничего не имея, нечем и распоряжаться.
Самтермин «обладатель прав» на объекты интеллектуального творчестваговорит о правомочии владения (обладания).
Крометого, есть ряд материальных объектов, которыми физически трудно либо невозможновладеть: недвижимость, континентальный шельф, воздух, различного рода вклады,паи и др. А вот исходить из правомочий материального права собственности естьсмысл. Владение, пользование, распоряжение или обладание, использование ираспоряжение – здесь нет серьезной разницы, хотя последняя трактовка все жеспецифична.
Представляетсяболее целесообразным не вносить противоречия между правовыми массивами, неотдалять конструкции материального права собственности и интеллектуальной собственности.Делать это лучше не из-за тяги к проприетарной концепции, свойственной странамс англосаксонской системой права, а в целях оптимизации конструкцииисключительных прав.
 
1.2 Товарныйзнак как средство индивидуализации товаров
Наиболееважное значение в предпринимательской деятельности при производстве и продажетоваров, оказании услуг имеют товарные знаки, которые сами могут обладатьвесьма высокой стоимостью и давать доход при их использовании путем заключениялицензионных договоров. Товарные знаки позволяют отличать однородные товары, азнаки обслуживания соответственно услуги. Для удобства термин товарные знакииспользуется и в отношении знаков обслуживания[18].
Главнаяфункция товарного знака – отличительная. При этом товарный знак помогаетотличать не любые, а лишь однородные товары различных производителей. Если знакзарегистрирован для мебели, он не поможет в выборе зубной пасты. Другая важнаяфункция – рекламная. Товарный знак, маркирующий хорошо зарекомендовавший себятовар, делает ему рекламу, повышает репутацию производителя, увеличивает объемысбыта товаров и размеры прибыли[19].
Нормативнаяправовая база о товарных знаках начала формироваться в середине XIX в. В 1857 г. был принят первый Закон о товарных знаках во Франции, а в 1883 г. было заключено первое международное соглашение, регулирующее отношения по поводу товарныхзнаков, – Парижская конвенция об охране промышленной собственности 1883 г.
В 1891 г. было подписано Мадридское соглашение о международной регистрации знаков, к которомуприсоединилась и Россия, страны – участницы данного Соглашения образовалиСпециальный союз по международной регистрации знаков.
ВРоссии первым законом о товарных знаках стал Закон 26 февраля 1896 г. «О товарных знаках (фабричных и торговых марках и клеймах)», которым товарнымизнаками признавались всякого рода знаки, выставляемые промышленниками иторговцами на товарах или на упаковке и посуде. [20]
Современноезаконодательство о товарных знаках охватывает нормы части четвертой Гражданскогокодекса Российской Федерации, некоторые другие законодательные акты, вчастности Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. №231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»[21],а также целый ряд подзаконных актов, принятых по большей части ПравительствомРФ, Министерством образования и науки РФ.
Нарядус актами внутреннего законодательства важное значение имеют международныедоговоры, в которых участвует Российская Федерация, а именно уже упомянутыеПарижская конвенция об охране промышленной собственности 1883 г., Мадридское соглашение о международной регистрации знаков 1891 г., а также Ниццкое соглашение о Международной классификации товаров и услуг для регистрациизнаков 1957 г., Сингапурский договор о законах по товарным знакам 1994 г. Последний Российская Федерация ратифицировала в 2009 г. Федеральным законом от 23 мая 2009 г. №98-ФЗ «О ратификации Сингапурского договора о законах потоварным знакам»[22].
Товарныйзнак последние 10 лет является одним из наиболее распространенных средствиндивидуализации, требующих процедуры государственной регистрации, причем нетолько в Российской Федерации, но и в целом в мире. Так, ежегодно растет числорегистрируемых Роспатентом товарных знаков, с 2004 г. оно выросло более чем на 30% (в 2004 г. зарегистрировано более 27 тыс. товарных знаков, а в 2008 г. – более 36617) (для сравнения: в 2007 г. – 30724 зарегистрированных товарных знаков) [23].
Согласноп. 1 ст. 1477 ГК РФ товарный знак (знак обслуживания) представляет собойобозначение товаров (работ, услуг).
Товарныезнаки делятся на словесные, изобразительные, объемные, звуковые, световые,комбинированные и другие. Например, в виде объемных товарных знаков могут бытьзарегистрированы необычные формы конфет, мыла, бутылок и т.п.[24]
Товарныезнаки могу быть индивидуальными и коллективными. Индивидуальный товарный знакрегистрируется на имя одного гражданина-предпринимателя или юридического лица.
Коллективныйтоварный знак – это товарный знак, который в соответствие с международнымдоговоров Российской Федерации может быть зарегистрирован в отношенииобъединения лиц, производящих и (или) реализующих товары, обладающими единымикачественными и иными общими характеристиками. Коллективный товарный знакиспользуется для маркировки товаров, разрабатываемых, изготавливаемых илиреализуемых несколькими предприятиями, экономически связанными между собой,объединившимися для совместного использования этого знака. Лица, входящие всостав объединения, являются равноправными партнерами в отношении использованияколлективного товарного знака[25].
Смомента регистрации товарного знака в федеральном органе исполнительной властипо интеллектуальной собственности (Роспатент) правообладатель приобретаетисключительное право (п. 1 ст. 1232 ГК РФ) на использование товарного знака[26].
Именнорегистрация товарного знака (средства индивидуализации товара) являетсяюридическим фактом, порождающим правовую охрану, что дает правообладателюзаконное основание использовать товарный знак и запрещать его использоватьдругим лицам.
Регистрацияподтверждает тот факт, что обозначение соответствует установленным критериямохраноспособности и приобретает статус товарного знака.
Этапырегистрации, предусмотренные ГК РФ, условно можно разделить на три большиегруппы:
— подача заявки на регистрацию товарного знака;
— экспертиза поданной заявки;
— регистрация в Государственном реестре товарных знаков с выдачей свидетельствана конкретный товарный знак.
Необходимовыделить еще один этап – предварительный, без которого шансы зарегистрироватьобозначение будут весьма незначительными. На этом этапе проводится проверкаобозначения на «патентную чистоту». Данная проверка включает поиск:
— натождество и сходство с ранее зарегистрированными товарными знаками;
— натождество и сходство с товарными знаками, поданными на регистрацию инаходящимися на экспертизе в Роспатенте.
Необходимостьтакого поиска связана с тем, что придумать совершенно «чистое» обозначениедовольно сложно, поскольку количество разнообразных зарегистрированных товарныхзнаков огромно. Проверка обозначения поможет существенно сэкономить средства ивремя (например, если впоследствии, в ходе проведения экспертизы обозначения,выяснится, что существует тождественное или схожее до степени смешенияобозначение, в регистрации будет отказано, но оплаченные пошлины при этом невозвращаются).
Подобнуюпроверку можно заказать в Федеральном институте по промышленной собственности(ФИПСе), попытаться провести самостоятельно или обратиться к тем, кто этимзанимается профессионально (патентные поверенные, юридические фирмы,оказывающие соответствующие услуги). В любом случае следует помнить, что неправильнопроведенный поиск и анализ его результатов могут привести к дополнительнымзапросам при проведении экспертизы обозначения или к отказу в его регистрации.
Следуетотметить, что до момента регистрации любое лицо может использовать товарныйзнак без каких-либо правовых или административных последствий[27].
Документом,удостоверяющим исключительное право на товарный знак, является свидетельство,где приводятся его обозначение, виды деятельности, при которых он используется,срок действия приоритета товарного знака.
Кроменепосредственного использования товарного знака, а именно: размещения товарногознака на товарах, этикетках, упаковках, при выполнении работ, оказании услуг;на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; впредложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а такжев объявлениях, на вывесках и в рекламе (ст. 1484 ГК РФ), правообладатель можетпредоставить право использования товарного знака другому лицу, в частности, полицензионному договору.
Распоряженияисключительным правом на товарный знак происходит, как правило, в трех основныхформах:
— по договороб отчуждении исключительного права на товарный знак (ст. 1488 ГК РФ);
— полицензионному договор о предоставлении права использования товарного знака (ст.1489 ГК РФ);
— подоговору коммерческой концессии (ст. 1027 ГК РФ) [28].
Подоговору об отчуждении исключительного права на товарный знак одна сторона(правообладатель) передает или обязуется передать в полном объеме принадлежащееей исключительное право на соответствующий товарный знак в отношении всехтоваров или в отношении части товаров, для индивидуализации которых онзарегистрирован, другой стороне – приобретателю исключительного права.
Пункт1 ст. 1488 предписывает единственное условие указанного договора: передача(обязательство передачи) правообладателем принадлежащего ему исключительногоправа на товарный знак в полном объеме приобретателю права (т.е. в объеме всехправомочий, которые имел сам правообладатель).
Этоусловие характеризует предмет договора об отчуждении исключительного права.Условие о предмете договора согласно статье 432 считается существенным, т.е.императивным (обязательным) для сторон договора.
Напрактике при заключении договора об отчуждении исключительного права натоварный знак достаточно указать номер и дату выдачи свидетельства на товарныйзнак (номер международной регистрации), которое на момент передачиподдерживается в силе.
Чтокасается субъектного состава контрагентов договора об отчужденииисключительного права на товарный знак, то ими могут быть юридические илифизические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями (ст. 1478).
Отчуждениеисключительного права на товарный знак по договору не допускается, если ономожет являться причиной введения потребителя в заблуждение относительно товараили его изготовителя.
Договороб отчуждении исключительного права на товарный знак заключается в письменнойформе и подлежит государственной регистрации в федеральном органеисполнительной власти по интеллектуальной собственности (п. 1 ст. 1490),функции которого в настоящее время выполняет Роспатент. Как указано в общейнорме пункта 2 ст. 1234, несоблюдение требований письменной формы договора иего государственной регистрации влечет недействительность договора.
Полицензионному договору одна сторона – обладатель исключительного права натоварный знак (лицензиар) – предоставляет или обязуется предоставить другойстороне (лицензиату) право использования товарного знака в определенныхдоговором пределах с указанием или без указания территории, на которойдопускается использование, применительно к определенной сферепредпринимательской деятельности. При этом для интересующего нас случая,касающегося приобретения и использования исключительного права на товарныйзнак, речь должна идти об исключительной лицензии, в рамках которой лицензиатупредоставляются права использования товарного знака без сохранения залицензиаром права выдачи лицензий другим лицам.
Конструируямодель лицензионного договора о предоставлении права использования товарногознака, в том числе и исключительной его разновидности, законодатель неформулирует запрета на передачу исключительного права на использованиетоварного знака, даже если такая передача может являться причиной введенияпотребителя в заблуждение. Однако на лицензиата возлагается обязанность пообеспечению соответствия качества производимых или реализуемых им товаров, накоторых он помещает лицензионный товарный знак, требованиям к качеству,устанавливаемым лицензиаром.
Принарушении этой обязанности действия лицензиата можно рассматривать не толькокак нарушающие условия лицензионного договора, но и как вводящие в заблуждениев отношении качества товара (подпункт 2 пункта 1 статьи 14 Федерального закона«О защите конкуренции»)[29].
Лицензионныйдоговор должен быть составлен в письменной форме и подлежит государственнойрегистрации в Роспатенте.
Несоблюдениепростой письменной формы лицензионного договора и государственной регистрациитакого договора влечет его недействительность (п. 6 ст. 1232 ГК РФ), в связи счем могут возникать неблагоприятные налоговые последствия.
Договоркоммерческой концессии (ст. 1027 ГК РФ) предусматривает использование комплексаисключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя вопределенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или)максимального объема использования), с указанием или без указания территориииспользования применительно к определенной сфере предпринимательскойдеятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенныхпользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ,оказанию услуг).
Кдоговору коммерческой концессии применяются правила о лицензионном договоре,предусмотренные нормами ГК РФ, если это не противоречит положениям главы 54 ГКРФ и существу договора коммерческой концессии[30].
Таковыосновные моменты общего правового режима, регулирующего правоотношения в сфереиндивидуализации товаров.

Глава2. Правовая защита средств индивидуализации товаров
 
2.1 Ответственностьза нарушение исключительных прав
насредства индивидуализации товаров
 
Правоваязащита средств индивидуализации товаров регулируется Гражданским кодексом РФ,Кодексом об административных правонарушениях РФ[31],Уголовным кодексом РФ[32].
Занарушение предусмотренных Кодексами прав на средства индивидуализации наступаетгражданская; административная; уголовная ответственность в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.
Споры,связанные с применением Закона о товарных знаках, рассматриваются судами всоответствии с их компетенцией в порядке, установленном законодательствомРоссийской Федерации, в том числе споры:
— онарушении исключительного права на товарный знак;
— одосрочном прекращении правовой охраны коллективного знака вследствие егоиспользования на товарах, не обладающих едиными качественными или иными единымихарактеристиками;
— озаключении и об исполнении лицензионного договора и договора о передачеисключительного права на товарный знак (договора об уступке товарного знака);
— онезаконном использовании наименования места происхождения товара[33].
Гражданско-правовыеспособы защиты:
Общиевопросы защиты исключительных прав на объекты интеллектуальной собственностирассмотрены в ст. 1252 ГК РФ, в соответствии с которой защита исключительныхправ на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализацииосуществляется, в частности, путем предъявления требования:
1) опризнании права (к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право,нарушая тем самым интересы правообладателя);
2) опресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (клицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовленияк ним);
3) овозмещении убытков (к лицу, неправомерно использовавшему средство индивидуализациибез заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либоиным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб);
4) обизъятии материального носителя (к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику,продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю);
5) опубликации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительногоправообладателя (к нарушителю исключительного права).
Оборудование,прочие устройства и материалы, главным образом используемые или предназначенныедля совершения нарушения исключительных прав, по общему правилу, согласнорешению суда, подлежат изъятию из оборота и уничтожению за счет нарушителя.
Нарушениемисключительного права на товарный знак является как использование самогозарегистрированного товарного знака, так и обозначения, сходного с ним достепени смешения. Незаконное использование запрещается и на товарах, вотношении которых товарный знак зарегистрирован, и на однородных товарах[34].
Незаконноеиспользование товарного знака может иметь место на товарах, на этикетках,упаковках этих товаров, при выполнении работ, оказании услуг, на документации,связанной с введением товаров в гражданский оборот, в предложениях к продажетоваров (реклама), в сети Интернет (например, в доменном имени и при другихспособах адресации).
Вотношении товарных знаков дополнительные гражданско-правовые средства защитысодержит ст. 1515 ГК РФ, согласно которой все товары, этикетки, упаковкитоваров, на которых незаконно (т.е. без договора) размещены товарный знак илисходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными[35].
Ответственностьза нарушение патента (зачастую применяется термин «контрафакция»)является одним из видов гражданско-правовой, деликтной ответственности, т.е.внедоговорной ответственности или ответственности за причинение вреда[36].
Согласност. 1515 ГК РФ правообладатель вправе требовать изъятия из оборота иуничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковоктоваров, на которых размещены незаконно используемый товарный знак или сходноес ним до степени смешения обозначение.
Есливведение таких товаров в оборот необходимо в общественных интересах,правообладатель вправе требовать удаления за счет нарушителя с контрафактныхтоваров, этикеток, упаковок товаров незаконно используемого товарного знака илисходного с ним до степени смешения обозначения.
Лицо,нарушившее исключительное право на товарный знак при выполнении работ илиоказании услуг, обязано удалить товарный знак или сходное с ним до степенисмешения обозначение с материалов, которыми сопровождается выполнение такихработ или оказание услуг, в том числе с документации, рекламы, вывесок.
Помимоэтого правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместовозмещения убытков выплаты компенсации:
— вразмере от 10 тыс. до 5 млн. руб. (окончательный размер определяется поусмотрению суда исходя из характера нарушения);
— либо в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещентоварный знак;
— илив двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемойисходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается заправомерное использование товарного знака.
Такимобразом, компенсация может быть определена одним из трех способов по выборулица, которому принадлежит исключительное право на товарный знак. Выплатукомпенсации правообладатель вправе требовать как за каждый случайнеправомерного использования товарного знака, так и за правонарушение в целом.
Мерыадминистративно-правового характера:
Онапредусматривается ст. 14.10 КоАП РФ, согласно которой незаконное использованиечужого товарного знака или сходных обозначений для однородных товаров влечетналожение административного штрафа:
награждан – в размере от 1 тыс. 500 руб. до 2 тыс. руб. с конфискацией предметов,содержащих незаконное воспроизведение товарного знака;
надолжностных лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб. с конфискацией предметов,содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания,наименования места происхождения товара;
наюридических лиц – от 30 тыс. до 40 тыс. руб. с конфискацией предметов,содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания,наименования места происхождения товара.
ПрезидиумВысшего Арбитражного Суда РФ в пункте 15 информационного письма от 13 декабря 2007 г. №122[37] указал, что ответственностьюридического лица за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 14.10 КоАП РФ, наступает в том числе, если лицо использовало чужой товарный знак, непроверив, предоставляется ли ему правовая охрана в Российской Федерации. Вданном случае Президиум ВАС РФ установил, по сути, презумпцию виныправонарушителя в форме неосторожности, сославшись при этом на часть 2 ст. 2.1КоАП РФ, согласно которой юридическое лицо признается виновным в совершенииадминистративного правонарушения, если будет установлено, что у него имеласьвозможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ илизаконом субъекта Федерации предусмотрена административная ответственность, ноданным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Анализсудебной практики (за 2009 г) показал, что назначение мер административной игражданско-правовой ответственности за нарушение исключительных прав насредства индивидуализации товаров составляет 99% решений судов. В частности,предприниматель привлечен к ответственности по ст. 14.10 КоАП РФ, поскольку ввез на территорию РФ продукцию с целью продажи, то есть введения ее вгражданский оборот, без согласия правообладателя товарного знака, не проверив,предоставлялась ли правовая охрана данному товарному знаку (Постановление ФАСВолго-Вятского округа от 20.01.2009 по делу №А17-4906/2008).
Таможняобратилась с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Т. кответственности по ст. 14.10 КоАП РФ.
Решениемсуда требование удовлетворено. Апелляционный суд оставил решение без изменения[38].
Мерыуголовно-правового характера:
Согласноч. 1 ст. 180 УК РФ незаконное использование чужого товарного знака, знакаобслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с нимиобозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно илипричинило крупный ущерб, наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб. или вразмере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либообязательными работами на срок от 180 до 240 часов либо исправительнымиработами на срок до двух лет. Повышенная ответственность установлена дляслучаев совершения указанных деяний группой лиц по предварительному сговору илиорганизованной группой (ч. 3 ст. 180 УК РФ).
Какотмечается в п. 15 Постановления Пленума ВС РФ от 26.04.2007 №14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных,изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарногознака»[39], уголовнаяответственность по ст. 180 УК РФ наступает в тех случаях, когда незаконноеиспользование было совершено неоднократно или причинило крупный ущерб.
Приэтом неоднократность подразумевает совершение двух или более деяний, состоящихв незаконном использовании. При этом под неоднократностью понимается какнеоднократное незаконное использование чужого товарного знака, так иоднократное использование двух и более товарных знаков на одной единице товара.
Неследует забывать и о том, что в соответствии со ст. 1253 ГК РФ принеоднократном или грубом нарушении индивидуальным предпринимателемисключительных прав на средства индивидуализации его деятельность в качествеиндивидуального предпринимателя может быть прекращена по решению или приговорусуда в установленном законом порядке[40].
/>/>/>
2.2 Прекращениеправовой охраны и защиты средств
индивидуализациитоваров
 
Вопросыоспаривания и признания недействительным предоставления правовой охранытоварному обозначению в части четвертой ГК РФ регулируются статьями 1512 и1513.
Статья1512 ГК РФ в п. 1 устанавливает, что оспаривание предоставления правовой охранытоварному знаку означает:
1.Оспаривание решения о его государственной регистрации.
2.Оспаривание основанного на ней исключительного права. Положительный результатвышеуказанных действий влечет за собой отмену решения Роспатента о регистрациизнака.
Предоставлениеправовой охраны товарному знаку может быть оспорено и признанонедействительным:
1.Полностью или частично в течение всего срока действия исключительного права натоварный знак, если правовая охрана была ему предоставлена с нарушениемтребований о регистрации знака.
2.Полностью или частично в течение пяти лет со дня публикации сведений огосударственной регистрации товарного знака.
3.Полностью в течение всего срока действия исключительного права на товарныйзнак, если правовая охрана была предоставлена ненадлежащему субъекту:неюридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
4.Полностью в течение всего срока действия правовой охраны, если она былапредоставлена товарному знаку с более поздним приоритетом по отношению кпризнанному общеизвестным зарегистрированному товарному знаку иного лица.
5.Полностью в течение всего срока действия исключительного права на товарныйзнак, если правовая охрана была ему предоставлена на имя агента или представителялица, которое является обладателем этого исключительного права в одном изгосударств – участников Парижской конвенции по охране промышленнойсобственности, с нарушением требований данной Конвенции.
6.Полностью или частично в течение всего срока действия правовой охраны, еслисвязанные с государственной регистрацией товарного знака действияправообладателя признаны в установленном порядке злоупотреблением правом либонедобросовестной конкуренцией.
Предоставлениеправовой охраны общеизвестному товарному знаку путем его регистрации вРоссийской Федерации может быть оспорено и признано недействительным полностьюили частично в течение всего срока действия исключительного права на этот знак,если охрана была ему предоставлена с нарушением требований о регистрацииобщеизвестных обозначений.
Статья1513 ГК РФ предусматривает порядок оспаривания правовой охраны товарного знака.
Предоставлениеправовой охраны товарному знаку может быть оспорено путем подачи возраженияпротив такого предоставления в Палату по патентным спорам или Роспатент.Возражения в большинстве случаев могут вноситься любым заинтересованным лицом.
Возражениена предоставление охраны знаку, если правовая охрана была ему предоставлена наимя агента или представителя лица, которое является обладателем этогоисключительного права в одном из государств – участников Парижской конвенции поохране промышленной собственности, с нарушением требований данной Конвенции,подается заинтересованным обладателем исключительного права в одном из государствПарижской конвенции.
РешенияРоспатента о признании недействительным предоставления правовой охранытоварному знаку или об отказе в таком признании вступают в силу со дня принятияи могут быть оспорены в суде.
Припризнании предоставленной охраны недействительной полностью свидетельство изапись в Государственном реестре аннулируются.
Припризнании предоставленной охраны частично недействительной вносятсясоответствующие изменения в Государственный реестр и свидетельство.
Заключенныедо принятия таких решений лицензионные договоры сохраняют свое действие в тоймере, в какой они были исполнены к моменту принятия решения[41].
Прекращениеправовой охраны товарного знака.
Хотелосьбы отметить те основания прекращения правовой охраны товарных знаков (а значит,и исключительного права на них), которые устанавливает ГК РФ. В частности,согласно ст. 1514 ГК РФ правовая охрана товарного знака прекращается:
— всвязи с истечением срока действия исключительного права на товарный знак;
— наосновании решения суда о досрочном прекращении правовой охраны коллективногознака в связи с использованием этого знака на товарах, не обладающих единымихарактеристиками их качества или иными общими характеристиками (п. 3 ст. 1511ГК РФ);
— наосновании решения о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака всвязи с его неиспользованием (ст. 1486 ГК РФ). Так Роспатентом было выигранодело о досрочно прекращении правовой охраны товарного знака «ОДИССЕЙ»(правообладатель ИП Икаева Г.И.), это решение было оставлено без изменения прирассмотрении дела в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом РФ[42];
— наосновании решения о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вслучае прекращения юридического лица – правообладателя или прекращенияпредпринимательской деятельности индивидуальногопредпринимателя-правообладателя;
— вслучае отказа правообладателя от права на товарный знак;
— наосновании решения о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случаеего превращения в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление какобозначение товаров определенного вида;
— вслучае утраты общеизвестным товарным знаком признаков, позволяющих его отнестик общеизвестным.
Крометого, при переходе исключительного права на товарный знак без заключениядоговора с правообладателем (ст. 1241 ГК РФ – наследование, реорганизацияюридического лица и др.) правовая охрана товарного знака может быть прекращенапо решению суда по иску заинтересованного лица, если будет доказано, что такойпереход вводит потребителей в заблуждение относительно товара или егоизготовителя.

Заключение
 
Подводяитог курсовой работе необходимо заключить, что правовая охрана средствиндивидуализации товаров предоставляется на основании действующегозаконодательства и предполагает государственную регистрацию СИТ, в результатекоторой субъект наделяется исключительными правами. После того как СИТ(товарный знак) принят на учёт Роспатентом, происходит установлениесоответствующего правового режима, регулируемого НПА РФ и международнымидоговорами, что предоставляет правообладателю эксклюзивную возможностьиспользования товарного знака. Более того, владелец приобретает правопредпринимать все возможные меры, установленные действующим законодательством,для защиты товарного знака и недопущения его использования другими лицами.
Инновационныйпуть развития, к которому стремится наше государство, практически невозможенбез соответствующего приоритета творческой деятельности. Постановка серьезногоакцента на инновацию призвана поставить развитие экономики практически внезависимости от сырьевых ресурсов страны, повысить уровень развитияпроизводительных сил, рационально сконцентрировать трудовые ресурсы.
Правомерноеиспользование средств индивидуализации товаров стимулирует зарождение здоровыхтрадиций у товаропроизводителей, повышение качества и эстетики товара и услуг,культуры их потребления. У товаропроизводителя, действующего в условияхсложившейся традиции и получающего в связи с этим дополнительную прибыль,математически меньше шансов приобрести вредный или некачественный продукт,способный причинить вред жизни или здоровью потребителя.
Сложившемусяи устоявшемуся товаропроизводителю выгоднее действовать в правовой сфере,позитивная политика в сфере средств индивидуализации товаров служаткатализатором экономического и социального развития общества.

Список используемыхисточников и литературы
 
1.Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. − 1993. 25 декабря.
2.Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Публикация №201(R). −Женева, 1990.
3.Мадридское соглашение о международной регистрации знаков 1891 г. // Публикация ВОИС. − 1992. − №260(R).
4. Гражданскийкодекс РФ. Часть первая от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. − 1994. − №32. − Ст.3301.
5. Гражданскийкодекс РФ. Часть вторая от 26 января 1996 №14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. − 1996. − №5. − Ст. 410.
6.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 №63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. − 1996. − №25. − Ст. 2954.
7. КодексРоссийской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 №195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. − 2002. − №1 (ч. 1). −Ст. 1.
8. Гражданскийкодекс РФ. Часть четвертая от 18 декабря 2006 №230-ФЗ. // Собрание законодательства РФ. − 2006. − №52. − Ст. 5496.
9.Федеральный закон от 26 июля 2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». // Собраниезаконодательства РФ. − 2006. − №31 (1 ч.). − Ст. 3434.
10. Федеральныйзакон от 18 декабря 2006 №231-ФЗ «О введении в действие части четвертойГражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. −2006. − №52 (1 ч.). − Ст. 5497.
11. ЗаконаРФ от 23 сентября 1992 г. №3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания инаименованиях мест происхождения товаров» // Российская газета. − 1992.17 октября. (УТРАТИЛ СИЛУ).
12. ОпределениеВАС РФ от 07.10.2010 №ВАС-11696/10 по делу №А40-56769/09-67-433. // Документопубликован не был (Консультант Плюс).
13. Обзорпрактики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применениемзаконодательства об интеллектуальной собственности // Вестник ВАС РФ. − 2008.− №2.
14. Обзорпрактики рассмотрения федеральными арбитражными судами округов споров, связанныхс товарными знаками и фирменными наименованиями. Карасева С.Ю. // Подготовлендля системы Консультант Плюс. − 2009.
15.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.04.2007 №14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных,изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарногознака»// Российская газета. − 2007. − 05 мая.
16.Справочно-правовая система «КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС» ©.
17.Официальный сайт Роспатента. // www.rupto.ru/index.htm
18.Гражданское право: учеб. / С.С. Алексеев, Б.М. Гонгало, Д.В. Мурзин и др.; подобщ. ред. чл.-корр. РАН С.С. Алексеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:Проспект; Екатеринбург; Институт частного права, 2009. – 528 с.
19. ГульбинЮ.Т. Исключительные права на средства индивидуализации товаров – товарныезнаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров:гражданско-правовой аспект. − М.: Статут, 2007. − 284 с.
20. Даль В.Толковый словарь. Т. 2. − М.: Терра, 2000. − С. 114.
21.Правовая охрана интеллектуальной собственности: Учебное пособие. / Под ред.В.Н. Дементьева. − М., 1995.
22. ДозорцевВ.А. Интеллектуальные права. Понятие. Система. Задачи кодификации. − М.:Статут, 2003.
23. ЗенинИ.А. Интеллектуальная собственность и ноу-хау: Учебное пособие, руководство поизучению дисциплины, учебная программа по дисциплине. / Московский государственныйуниверситет экономики, статистики и информатики. − М., 2005. − С.13.
24.Товарный знак: Постатейный комментарий статей 1477-1515 Гражданского кодексаРоссийской Федерации. / М.Я. Кириллова, П.В. Крашенинников, В.В. Орлова идр.; под ред. П.В. Крашенинникова. − М: Статут, 2010. − 224 с.
25. МэггсП.Б., Сергеев А.П. Интеллектуальная собственность. − М.: Юристъ, 2000. −С. 233
26. НевскаяМ.А., Сухарев Е.Е., Тарасова Е.Н. Авторское право. практическое пособие. – 2008.– 300 с.
27.Рузакова О.А. Право интеллектуальной собственности. / Московскаяфинансово-промышленная академия. − М., 2004. − 308 с.
28.Гражданское право Вещное право. Наследственное право. Исключительные права.Личные неимущественные права: Учебник: в 4 т. / И.А. Зенин, Е.В. Кулагина, Е.А.Суханов и др.; Под ред. Е.А. Суханова. 3-е изд., перераб. и доп. Т. 2. − М.:Волтерс Клувер, 2008. − 496 с.
29. ТрунцевскийЮ.В., Козлов А.А. Охрана и защита прав на средства индивидуализации товаров. −М.: Юрист, 2006. − 168 с.
30. Основыгражданского права России: Конспект лекций для специалистов по правуинтеллектуальной собственности. − М., 1993. − С. 158.
31.Введение в интеллектуальную собственность. ВОИС. − 1998. − С. 189.
32.Недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованиемисключительного права на средства индивидуализации. Городов О.А. // Арбитражныеспоры. – 2008. − №3.
33. Ораспоряжении исключительным правом на товарный знак в соответствии с частьючетвертой Гражданского кодекса РФ. Еременко В.И., Евдокимова В.Н. //Законодательство и экономика. – 2009. − №2.
34. Обответственности за нарушение исключительного права на товарный знак вРоссийской Федерации. Еременко В.И. // Законодательство и экономика, 2009, №5.
35. МедведеваО. Регистрация и защита товарного знака. // Предприниматель без образованияюридического лица. ПБОЮЛ. − 2009. − №12. − С. 56-68.
36. ОреховА.Н. Интеллектуальная собственность как объект философского исследования. //Вестник МГУ. − Сер. 7. − 1997. − №1.
37.Правовая охрана товарных знаков. // Финансовая газета. Региональный выпуск. –2008. − №36.