Негосударственноеобразовательное учреждение
Высшегопрофессионального образования
«Новосибирский институт экономики,психологии и права»
Кафедрагосударственно-правовых наук
Курсовая работа по Гражданскому праву
Тема: «Гражданско-правовой статус
ФГУ НовосибирскаяВК ГУФСИН России по Новосибирской области»
Выполнила: студентка IIкурса
Заочного отделения,
Руководитель:
Новосибирск
2007
Содержание:
Введение………………………………………………………………………….3
1.
2.
3. Характеристика объекта исследования………………………………23
4. Анализ бюджетногофинансирования……………………………….27
5. Используемая литература,нормативно-правовые источники, архивные данные ………………….……………………………………………36,введение
Бюджетныеорганизации являются важными субъектами при любой системе хозяйствования и влюбой модели государственного устройства. Они призваны обеспечиватьудовлетворение целого ряда общественно значимых потребностей.
Бюджетноеучреждение – организация, созданная органами государственной власти РФ,органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправлениядля осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических ииных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется изсоответствующего бюджета или бюджета государственных внебюджетных фондов наоснове сметы доходов и расходов. Обязательным условием отнесения организации кразряду бюджетной является бюджетное финансирование (полное или частичное) посмете и ведение бухгалтерского учета по бюджетному плану счетов.
Актуальностьданной работы определяется наличием множества финансовых проблем, существующихв бюджетных учреждениях. В настоящее время в России осуществляют своюдеятельность достаточно большое количество учреждений, финансируемых избюджета, внимание к которым со стороны государства недостаточно или вообщеотсутствует. Основной проблемой является катастрофическая нехватка средств инедофинансирование из бюджета. Бюджетные организации – сейчас это наименееэкономически защищенная категория хозяйствующих субъектов.
Целью работы является рассмотрение правовогостатуса учреждения и особенностей финансирования учреждений на примере федерального государственного учрежденияНовосибирской воспитательной колонии Главного управления Федеральной службыисполнения наказаний по Новосибирской области.
Впроцессе написания работы использовались отечественные литературные источники: Ю.К.Толстого, А.П. Сергеева, О.Н. Садикова., Маккальская М.Л., ПирожковаН.А. М.Ю. Тихомирова. Рудник Б.Л., Шишкин С.В., Якобсон Л.И. Абрасимова Е.А. имногие другие, а также современнаяэлектронная нормативно-правовая база «Кодекс», учредительные документыфедерального государственного учреждения «Новосибирской воспитательной колонииГлавного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирскойобласти», а также ресурсы глобальнойсети Internet.
1.Понятие и основные организационно-правовые формы
некоммерческихорганизаций.
В последнее время количество некоммерческихорганизаций в России резко возросло, изменился и их качественный состав.Регистрируются все новые фонды, ассоциации, клубы, объединения.
Однако не следует пока говорить о каком-либобуме некоммерческих организаций в России. Идет процесс нормального развития.
В настоящее время понятие иорганизационно-правовые формы некоммерческих организаций даются в различныхзаконодательных актах.
Согласно Гражданскому кодексу РоссийскойФедерации некоммерческими являются организации, не имеющие извлечение прибыли вкачестве основной цели деятельности и не распределяющие полученную прибыльмежду участниками[1].Некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностьюлишь постольку, поскольку это необходимо для их уставных целей. Помимо ГК,правовой статус некоммерческих организаций определен в Законе о некоммерческихорганизациях, принятом 8 декабря 1996 г.[2]иряде других нормативно-правовых актах.
Гражданский Кодекс РоссийскойФедерации прямо указывает на следующие формы некоммерческих организаций [3]:
– [4];
– [5];
– [6];
– [7];
– [8];
– [9].
Однако этот перечень не являетсяисчерпывающим, так как согласно установленному порядку[10]вслучаях, определенных законами, некоммерческие организации могут бытьобразованы и в других формах, что предусмотрено законами о некоммерческихорганизациях, о благотворительной деятельности, о фондах.
Учитывая тенденцию развития «третьегосектора», следует также отметить такие формы некоммерческих организаций как
– [11];
– [12];
– [13];
– [14].
Следует отметить, что к самостоятельныморганизационно-правовым формам относятся торгово-промышленные палаты,действующие в соответствии с Законом РФ от 07.07.93г. «О торгово-промышленныхпалатах в Российской Федерации»[15];товарищества собственников жилья, возможность создания которых предусмотренаст.25 Закона о товариществах собственников жилья; садоводческие, огородническиеи дачные некоммерческие товарищества, создаваемые в соответствии со ст. 4Закона о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединенияхграждан.
Потребительский кооператив.
Потребительским кооперативом на территорииРоссийской Федерации признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства сцелью удовлетворения материальных и иных потребностей участников,осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов[16].Отношения, возникающие при создании и деятельности потребительскихкооперативов, помимо Гражданского кодекса РФ регулируются специальнымизаконами и подзаконными нормативнымиактами [17]. Ких числу следует отнести Закон РФ «О потребительской кооперации(потребительских обществах, их союзах) в РФ» от 19 июня 1992 года № 3085-1[18],который определяет особенности правового статуса потребительских обществ,создаваемых, как правило, по территориальному признаку, для осуществленияторговой, заготовительной, производственной и иной деятельности [19].
Следуетуказать на одну особенность правового положения потребительского кооперативакак некоммерческой организации.
Участники потребительских кооперативов имеют обязательственные права поотношению к создаваемым организациям[20], вто время, как учредители (участники) других видов некоммерческих организаций вотношении создаваемых юридических лиц имущественных прав не имеют[21].
Общественное объединение.
Общественными организациями (объединениями)признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядкеобъединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных илииных нематериальных потребностей[22].Если сравнить это определение с тем, которое содержится в федеральном законе«Об общественных объединениях», можно обнаружить почти текстуальное сходство:под общественным объединением понимается добровольное формирование, возникшее врезультате свободного волеизъявления граждан, объединившихся для реализации общихцелей[23].
Особенности, связанные с созданием,деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией отдельных видов общественныхобъединений –
политических общественных объединений(политических организаций, в том числе политических партий, с такжеполитических движений), профессиональных союзов, благотворительных и другихвидов общественных объединений, могут регулироваться специальными законами,которые должны приниматься в соответствии с Федеральным законом «Обобщественных объединениях».
Общественные объединения вправе создаватьсяв следующих организационно-правовых формах[24]:
– Общественная организация – основываетсяна членстве и создается на базе совместной деятельности для защиты общихинтересов и
–
достижения уставных целей объединившихсяграждан [25].
– Общественное движение – состоит изучастников и не имеет членства массового общественного объединения, преследующегосоциальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемыеее участниками[26].
– Общественный фонд – представляет собой неимеющее членства общественное объединение, цель которого заключается вформировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенныхзаконом поступлений и виспользовании данного имущества наобщественно полезные цели [27].Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация иных видов фондов(частных, корпоративных, государственных, общественно-государственных и др.)могут регулироваться соответствующим законом о фондах [28].
– Общественное учреждение – не имеетчленства и ставит своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающихинтересам участников и соответствующих уставным целям[29].
– Орган общественной самодеятельности –представляет собой не имеющее членства общественное объединение, целью которогоявляется совместное решение различных социальных проблем, возникающих у гражданпо месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностейнеограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей иреализацией соответствующих программ того или иного органа по месту егосоздания[30].
Организационно-правовыми формамиполитических объединений являются общественная организация (для политическойорганизации, в том числе политической партии) и общественное движение (дляполитического движения)[31].При этом политическим общественным объединением является объединение, вуставе которого в числе основных целей должны быть закреплены участие вполитической жизни общества путам влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органыгосударственной власти и местного самоуправления посредством выдвижениякандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации идеятельности указанных органов.
Религиозная организация (объединение). ФедеральноеСобрание РФ, основываясь на том, что Российская Федерация является светскимгосударством, а также подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания,26 сентября 1997 г.приняло федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях»[32],который признал утратившим силу ранее действующий Закон РСФСР «О свободевероисповеданий».
В соответствии с Законом религиознымобъединением в РФ признаются добровольные объединения граждан, и иных лиц,постоянно проживающих на территории РФ, образованное в целях совместногоисповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой целипризнаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозныхобрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своихпоследователей [33].
Религиозные объединения создаются в форме религиозных групп и религиозныхорганизаций [34].При этом запрещается создание религиозных объединений в органахгосударственной власти, других государственных органах, государственныхучреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственныхи муниципальных организациях. Законом запрещаются создание и деятельностьрелигиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.
Религиозной группой по Закону признаетсядобровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповеданияи распространения веры, осуществляющее деятельность без государственнойрегистрации и приобретения правоспособности юридического лица[35].Наряду с религиозной группой религиозная организация добровольноеобъединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законныхоснованиях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целяхсовместного исповедания и распространения веры и в установленном Закономпорядке зарегистрированное в качестве юридического лица [36].Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своейдеятельности подразделяются на местные и централизованные.
Местной религиозной организацией признаетсярелигиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигшихвозраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо водном городском или сельском поселении[37].
Централизованной религиозной организациейпризнается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставомне менее чем из трех местных религиозных организаций [38].
Фонды.
В соответствии с действующимзаконодательством[39]фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденнаягражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественныхвзносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные,образовательные или иные общественно полезные цели[40].
В зависимости от целей деятельности возможносоздание фондов различных видов, имеющих особенности в правовом статусе. Вчастности, фонд может рассматриваться как одна из организационно-правовых формобщественных объединений и действовать в соответствии с Законом Об общественныхобъединениях[41].Допускается учреждение фондов в качестве благотворительных организаций,действующих в соответствии с Законом о благотворительной деятельности. Крометого правовой статус отдельных фондов может определяться и подзаконными актами[42].
В Российской Федерации действуетзначительное количество организаций, именуемых фондами. Однако по своейправовой природе большинство из них фондами не являются, ибо созданы в иныхформах, как правило, учреждений[43].Также государственным учреждением является Федеральный фонд поддержки малогопредпринимательства, созданный в соответствии с постановлением Правительства РФот 12.04.96 № 424[44].
Учреждения.
Учреждением в Гражданском Кодексе признаетсяорганизация, созданная собственником для осуществления управленческих,социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемаяим полностью или частично[45].
Объединения юридических лиц(ассоциации и союзы).
На основании действующего законодательствакоммерческим организациям дано право в целях координации их предпринимательскойдеятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересовмогут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций илисоюзов, являющихся некоммерческими организациями[46].
Гражданский Кодекс РФ подтвердил многиезаконы, действовавшие до его принятия, согласно которым коммерческиепредприятия могли образовывать ассоциации и союзы без целей получения ираспределения прибыли. Например, законодательство о предпринимательстве, обанках, о биржах, о страховом деле, о торгово-промышленных палатах и др.
Вассоциации и союзы могут объединяться также и некоммерческие организации[47].По закону об общественных объединениях эти объединения могут образовывать своисоюзы[48].Например, Правительством РФ было принято предложение о созданииАгропромышленного союза России — некоммерческой организации, объединяющей надобровольной основе товаропроизводителей всех организационно-правовых форм,занятых в сфере агропромышленного производства[49]. 2. Бюджетная организация как объект управления
За годы, прошедшие современи принятия действующей Конституции Российской Федерации, законодательноотделившей местное самоуправление от государственной власти, в российских государственныхучреждениях накоплен богатый и разносторонний опыт управленческой деятельностив новых условиях. Вместе с тем, на практике остается нерешенным ряд проблем,связанных с обеспечением устойчивого социально-экономического развития государственныхучреждений вследствие дефицита финансовых и имущественных ресурсов.
В настоящее времямежду государственными учреждениями развиваются конкурентные отношения в сферепривлечения инвестиций, перераспределения финансовых средств, рабочей силы ит.д., в связи с чем повышается возможность проявлять самостоятельность дляобеспечения социально-экономического развития государственного учреждения, но,одновременно, и увеличивается ответственность за принимаемые решения.
Общие положения об учреждении содержатсяв Гражданском кодексе РФ[50],а особенности правового положения отдельных видов учреждений определяютсяспециальными законами и иными правовыми актами.
Учредителями вновь создаваемыхорганизаций являются, как правило, либо государство, либо муниципальныеобразования. Поэтому их называют бюджетными учреждениями (ст. 120 ГК РФ).
Можно выделить следующие их типы: учрежденияобразования, учреждения культуры, учреждения здравоохранения, учреждения социальнойпомощи, учреждения науки, учреждения вневедомственной охраны, учреждениясистемы исполнения наказаний и т.д.
Осуществляя свою деятельность наосновании федеральных законов регламентирующих деятельность данных учреждений,либо типовыми (примерными) положениями об определенном типе учреждения, которыеутверждаются:
–
–
–
Так что же, из себя представляет бюджетное учреждение? Законодательноеопределение учреждения содержится с ст.120[51] — учреждением признается некоммерческая организация,созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурныхили иных функций некоммерческого характера, права учреждения на имущество,закрепленное за ним собственником (на праве оперативного управления илихозяйственного ведения) согласно ст. 29, 296 ГК РФ, а также на имущество,приобретенное учреждением, и финансируемая этим собственником полностьюили частично.
Определение бюджетного учреждения дано в ст. 161[52],которое определяет «бюджетное учреждение — организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации,органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органамиместного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных,научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельностькоторой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственноговнебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов».
Бюджетное учреждение являетсяполучателем средств из бюджета и имеет право на их получение в соответствии сбюджетной росписью на соответствующий год[53].Смета же представляет собой финансовый план определенного учреждения,расходование средств по которому происходит в соответствии с их целевымназначением.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что бюджетным является учреждение,обладающее в совокупности такими признаками, как:
1) созданное органами государственной власти или местногосамоуправления;
2) созданное для выполнения функций некоммерческого характера;
3) финансируемое за счет средств бюджета или за счет средстввнебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
Однако наличие бюджетного финансирования является необязательнымусловием, что характерно, например, для системы исполнения наказаний.
Учреждения создаются собственником имущества для определеннойдеятельности некоммерческого характера. Собственником в данном случае можетвыступать государство, муниципальные образования, юридические и физическиелица. Учреждение может быть создано совместно несколькими собственниками(например, п. 1 ст. 11 Закона РФ «Об образовании»).
Государственное учреждение как юридическое лицо возникает на основераспорядительного акта органа государственной власти или управления.
От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации решенияо создании бюджетного учреждения принимают соответствующие уполномоченныегосударственные органы, а от имени муниципальных образований – органы местного самоуправления.
Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.02.1998 г. №96 «О делегировании полномочий Правительства РФ по управлению и распоряжениюобъектами федеральной собственности», право выступать учредителямифинансируемых собственниками учреждений от имени РФ предоставлено федеральныморганам исполнительной власти, на которые возложены полномочия по координации ирегулированию деятельности в соответствующих отраслях (сферах управления).
Таким образом Федеральным Законом от 21 июля 1993 года N 5473-1 «Обучреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишениясвободы» было предусмотрено создание и функционирование данныхучреждений. Федеральная служба в данных учрежденияхи органах уголовно-исполнительной системы предусмотрена в Постановлении Правительства«О службе в органах внутренних дел», что подтвердил Верховный суд РФ вПостановлении ВС РФ____________.[54]
Правовой основой деятельности учреждения являются его учредительныедокументы (Устав, Положение).
Учредительным документом организации, как правило, является Устав(Положение) утверждаемый собственником (при совместном учредительстве – всемисобственниками). В случаях, когда планируется создание нескольких учреждений,выполняющих однородные функции, возможно утверждение примерного устава.
Таким образом после реформирования Министерств и ведомств наагентства и службы, а также утверждения Положения о Федеральной службыисполнения наказаний Указом президентаот 13.04.2004 №1314-р[55],приказом ФСИН России от 23.03.2005 года № 153 было утверждено Положение офедеральном государственном учреждении «Новосибирская воспитательная колонияГлавного управления Федеральной служб исполнения наказаний по Новосибирскойобласти».
Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания ирегистрации в соответствующих учреждениях т.е. внесения записи в единыйгосударственный реестр (п. 2 ст. 51 ГК РФ) и прекращается в момент завершенияего ликвидации и соответственно регистрации такой ликвидации в учреждениях т.е.внесения записи об этом в единый государственный реестр (п. 8 ст. 63 ГК РФ).
Законодательство в отношении учреждений проводит принцип строгоспециальной правоспособности: содержание правоспос