Гражданство РФ: процедура приобретения и утраты

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ РФ
НОВОСИБИРСКАЯГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
По теме:
«Гражданство РФ: процедураприобретения и утраты.»
 
 
 
 
 
Выполнила :
Студентка факультетаМОиП
группы ю-13
Саркисова А.В.
Проверил:
Кручинин А.С.
 
 
 
 
                              
                                    
 
 
Новосибирск2003г.
 
План курсовой работы:
 
Введение.
I. Приобретениероссийского гражданства.
·    Приобретение по рождению.
·    Прием в гражданство: — общий порядок
                                                – упрощенный порядок
·    Восстановление в гражданстве.
·    Оптация.
II.Прекращение гражданства.
·    Выход из гражданства.
·    Отмена решения о приобретении гражданства.
·    Оптация.
Заключение.

Введение.
Отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией РФ изаконом о гражданстве от 1 июля 2002 г., а также некоторыми подзаконнымиактами. Понятие гражданства сформулировано в ст.3 закона о гражданстве:«гражданство РФ – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией,выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей».  Правовойхарактер связи лица с государством, образующий отношения гражданства,выражается в юридическом оформлении этой связи. Гражданство – правовое, а непросто фактическое состояние. Отношения гражданства не зависят напрямую отфакта проживания человека в стране. Немало граждан России постоянно проживающихза границей, а население России включает не только граждан, но и постояннопроживающих на её территории иностранных граждан и лиц без гражданства. Все этикатегории лиц составляют население страны, понятие которого характеризуется некак правовое, а как демографическое. Гражданином государства лицо является не всилу проживания его на территории, а вследствие существующих между лицом игосударством особых связей, составляющих содержание гражданства. Государство взаконе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается егогражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок принятияэтих вопросов. Гражданство каждого человека юридически оформляется документами,подтверждающими это гражданство. Ими являются паспорт гражданина РФ,свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указания на гражданство.Государство  регистрирует такие акты гражданского состояния как рождение исмерть своего гражданина. Устойчивость отношений гражданства заключается в ихпостоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, дляних установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения ихгосударством в одностороннем порядке.
На различных этапах исторического процесса в России специфическим образомвидоизменяются составляющие правового статуса человека, такие как: общаяправоспособность, основные права и свободы, обязанности и принципы правовогоположения индивидов. С течением времени неизменным остается предназначениеинститута гражданства, юридическое содержание которого определяет характеротношений между государством и индивидом, а также порядок взаимодействия этихкатегорий субъектов. В глобальном плане современные социально-политическиеизменения способствовали возникновению серьёзных проблем и острых противоречийв системе российского гражданства. В силу этого совершенствование юридическихоснов института гражданства и механизмов правового регулирования отношенийопределяемых его содержанием, в настоящих условиях имеет для РФ особуюзначимость.
Актуальность данной темы обусловлена прежде всего вступлением в силу 1июля 2002г. нового закона о гражданстве. Принятие данного закона продиктовано,прежде всего, необходимостью приведения законодательства в этой сфере всоответствие с Конституцией Российской Федерации.  Существующий ранее закон огражданстве 1992г за десятилетний период своего действия  не претерпелсущественных изменений ни в связи с подписанием Россией в 1997 г. Европейскойконвенции о гражданстве, ни в связи с необходимостью учета сложившихся отношениймежду Россией и новыми независимыми государствами, образовавшимися в результатераспада СССР.
Повышенныйинтерес правоведов к проблемам института гражданства, особенностям егоразвития обусловлен важным значением данной предметной области для повседневнойгосударственно-правовой деятельности.
Во-первых,утверждение в РФ основополагающих традиций правового государства предполагаетопределенное и точное соблюдение общепризнанных мировых стандартов в областиправ человека. Среди прочих немаловажное значение имеет право на гражданство,его приобретение и изменение.  Так положениями ст.15 Всеобщей декларации правчеловека определено: «каждый человек имеет право на гражданство, никто неможет быть произвольно лишен своего гражданства». С точки зрения международногоправа государство является определяющим критерием установления социальногоравенства индивидов, провозглашенного конституциями современных цивилизованныхгосударств.
Во-вторых,актуальность избранной темы в значительной степени обусловлена спецификойроссийской действительности. Незапланированные формы проявления некоторыхполитических и экономических процессов на территории РФ способствовали тому,что выезд российских граждан за её пределы на постоянное место жительстваприобрел массовый и устойчивый характер.
 Цели  данной работызаключаются в проведении комплексного анализа юридической природы и содержанияроссийского гражданства, определении развития этого института на основеизучения исторического опыта, современных нормативно-правовых актов.
 Указанными целями обусловлены постановка и решение следующих задач:
 -исследовать понятие гражданства, его основные особенности и значение;
 -рассмотреть принципы гражданства и их влияние на содержание этого института;
 -исследовать основания и порядок приобретения и утраты российского гражданства.
 Раскрытие темы производится с позиций общенаучных методов (социологический,системный, структурно-функциональный, конкретно-исторический, статистический),общелогических методов теоретического анализа, частнонаучных методов(сравнительного правоведения, технико-юридического анализа, конкретизации,толкования).
 
 
 
 
 

I. Приобретение российскогогражданства.
Важным субинститутом гражданства иодновременно содержанием права на гражданство являются вопросы приобретения,изменения, выбора и утраты гражданства. Надо сказать, что ранее российскоегражданство базировалось на принципе накопления гражданства, так как для егоприобретения отказа от иностранного гражданства не требовалось. Однако, отчастиэтот принцип присущ российскому гражданству и вследствие принятия новогозакона, о чем говорит допущение двойного гражданства и запрет лишениягражданства в одностороннем порядке. Принцип накопления гражданства былобусловлен как стремлением Российской Федерации максимально облегчитьприобретение российского гражданства соотечественниками, оставшимися в странахближнего зарубежья после распада СССР, так и демографической убылью населения,приобретшей за последние годы в нашей стране катастрофический характер.  
Необходимоотметить различие оснований приобретения гражданства согласно ныне действующемузаконодательству с ранее действовавшим. Во-первых, в закон о гражданстве от1991г.  в основания для приобретения гражданства законодатель включил  пункт оего признании. Признание гражданства и его приобретение – две разные формы еговозникновения, отличающиеся между собой по наличию либо отсутствиюволеизъявления лица. Следовательно включать одну форму в состав оснований дляобразования другой нельзя. Так, к примеру, в законодательных актах огражданстве Белоруссии и Украины норма о признании гражданства содержится вглаве, посвященной общим положениям по вопросам гражданства.
Приобретениегражданства в результате признания осуществлялось автоматически, подачизаявлений и каких-либо документов для его оформления не требовалось. В части 1ст. 13 Закона о гражданстве от 1991г. устанавливалось, что гражданами РФпризнавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживающими на территорииРоссии на день вступления Закона в силу, т.е. на 6 февраля 1992г., если втечение года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять вроссийском гражданстве. В 1993г. Постановлением Верховного Совета Россиипризнание российскими  гражданами было распространено на граждан бывшего СССР,постоянно проживающих на территории России и въехавших временно за ее пределыдо 6 февраля 1992г. в связи с трудовыми, служебными отношениями, обучением,лечением и по частным делам и возвратившихся в Россию после вступления Закона всилу.  Сейчас признание не сохранено как основание приобретения гражданства.Думается, что оно себя исчерпало, так как за прошедшее время после принятиязакона о гражданстве от 1991г. все граждане бывшего СССР, желающие статьроссийскими гражданами, ими стали.
Также, в ранее действовавшем законе в качествеоснований приобретения гражданства указывалась регистрация.  Этот порядокраспространялся прежде всего на граждан бывшего СССР, проживающих на территориигосударств, входивших в состав СССР, а также прибывших для проживания натерриторию России после 6 февраля 1992г., если они до 31 декабря 2000г. заявято своем желании приобрести российское гражданство (в редакции закона огражданстве от 6 февраля 1995г.). Данный порядок касался людей, которые оказалисьза пределами России в результате распада СССР. В Законе о гражданстве от 1991г.(ч.2 ст.13) сказано, что лица, родившиеся 30 декабря 1922г. (дата образованияСССР) и позднее утратившие гражданство СССР, считаются состоявшими вгражданстве РСФСР или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенкабыл гражданином СССР и постоянно проживал на территории РСФСР (территория РСФСРпо состоянию на дату рождения лица).
Приобретениероссийского гражданства в порядке регистрации (кроме упомянутого в п. «г» ст.18) Закон предоставлял в течение года после вступления его в силу, т.е. до 6февраля 1993г. некоторым категориям иностранцев и лиц без гражданства:
o  лица безгражданства,  на день вступления в силу указанного Закона постоянно проживающиена  территории  Российской  Федерации  или  других республик,  непосредственновходивших в состав бывшего СССР по состоянию на 1 сентября 1991 года,  если втечение  одного года  после  вступления  в  силу   Закона заявят о своемжелании приобрести гражданство Российской Федерации;
o   иностранные граждане  и лица без гражданства независимо от их места жительства,  если  они сами  или  хотя  бы  один  из  их родственников  по  прямой  восходящей  линиисостояли в российском гражданстве (подданстве) по рождению и если они в течение  одного  года  после  вступления  в  силу  настоящего Закона заявят освоем желании приобрести гражданство Российской Федерации.
Пункт «г» ст.18 был признаннеконституционным в части, распространяющей правило приобретения российскогогражданства путем регистрации на лиц, которые:
o  родились на территории, входившей в момент их рожденияв состав России;
o  являлись гражданами СССР;
o  не изъявили своего желания прекратить принадлежность кроссийскому гражданству;
o  выехали ранее на постоянное жительство за пределыРоссии, но в пределах СССР;
o  не являются гражданами других государств, входивших всостав СССР, и впоследствии вернулись на постоянное место жительства в Россию.
С 1 января 2001г. срок действия этогоположения прекратился. Однако, согласно ч.1 ст.4 закона о гражданстве от2002г., принятие гражданства в порядке регистрации продолжает действовать длялиц, чьи заявления по данному вопросу были приняты до вступления в силу этогозакона.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приобретение российского гражданства по рождению.
Приобретение гражданства порождению — «филиация». В мировой практике существует два основных способаприобретения гражданства по рождению: на основе принципов «права крови» и«права почвы». В первом случае ребенок приобретает гражданство родителейнезависимо от места рождения, во втором — ребенок становится гражданином тогогосударства, на территории которого он родился, независимо от гражданствародителей.
Российская Федерация, как и большинствогосударств Европы, признает так называемое «право крови», поэтому гражданскаяпринадлежность ребенка определяется, в большинстве случаев, не рождениемребенка на территории РФ, а гражданством его родителей. Хотя можно говорить осочетании этих принципов.
Приобретение гражданства по рождению нетождественно признанию гражданства РФ за ребенком, оба родителя которогоявляются российскими гражданами. Приобрести гражданство РФ могут дети,рожденные от родителей, имеющих разное гражданство, при этом необходимописьменное согласие родителей на то, чтобы ребенок получил российскоегражданство.
Принцип «права почвы» применяется в отношениигражданства детей, находящихся на территории Российской Федерации: ребенок,который находится на территории Российской Федерации и родители которогонеизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родителине объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.
Ребенок, родившийся на территории России уродителей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, нопроживающих на территории РФ, приобретает российское гражданство, еслигосударства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют емусвое гражданство.
Ребенок, родители которого (или единственныйродитель) на момент его рождения имеют российское гражданство, приобретаетгражданство РФ независимо от места его рождения. Аналогично решается вопрос,если один из родителей ребенка на момент его рождения состоит в российскомгражданстве, а другой – лицо без гражданства, или же признан безвестноотсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от местарождения ребенка). Если же один из родителей ребенка является гражданином РФ, адругой – иностранным гражданином, он приобретает российское гражданство, еслиродился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом безгражданства.
Споры между родителями о гражданстве детейрассматриваются в судебном порядке, исходя из интересов ребенка.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Прием в гражданство: общий порядок.
 Прием в гражданство – еще одно основание его приобретения,предусмотренное новым законом о гражданстве РФ. Данное основаниепредусматривалось и законом о гражданстве от 1991г.
Рассматривая содержание данного основания, надоуяснить, что прием в гражданство – это акция двусторонняя. Одной стороной выступаетлицо, ходатайствующее о предоставлении российского гражданства, другой –государство. Естественно, государство не может безразлично относиться кпредоставлению гражданства. Поэтому законом предусматриваются определенныеограничения для приобретения гражданства.
Прием в гражданство в качестве основания приобретенияроссийского гражданства относится в первую очередь к дееспособным иностраннымгражданам и лицам без гражданства. Закон закрепляет равноправие всех лиц приприобретении гражданства, ходатайствовать о приобретении гражданства они могутнезависимо от происхождения, социального положения, расовой и национальнойпринадлежности, пола, образования, отношения к религии, политических и иныхубеждений.
В качестве условия приема в российское гражданствоустановлено постоянное проживание на территории РФ. Это условие являетсяобычным при приеме в гражданство разных стран. Так, в п.3 ст.6 ЕвропейскойКонвенции о гражданстве, подписанной Россией в 1997г., указывается, что вовнутреннем законодательстве государств-участников должны содержаться правила,позволяющие иностранцам, законно и постоянно проживающим на территориигосударства-участника быть натурализованными. Указан максимальный периодпроживания, который может потребоваться для натурализации (10 лет до подачизаявления). Срок проживания, установленный ныне действующим законом огражданстве, соответствует обычным нормам, поскольку в большинстве стран Европытребуется проживание продолжительностью в пять и десять лет. Кроме того,государство-участник может вводить другие обоснованные условия длянатурализации, особенно в том, что касается интеграции в общество.
Также законустанавливает условие непрерывного проживания в РФ, для соблюдения котороголицо не должно покидать территорию России более чем на три месяца в год. Такоеусловие объясняется тем, что иногда гражданам необходимо уехать за границу дляучебы либо укрепления своего здоровья, при этом не желая принимать гражданствоэтого иностранного государства.
В отличие от ранеедействовавшего закона о гражданстве, закон 2002г. закрепил обязанностьсоблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ как одно из условий приема вроссийское гражданство (в приеме в российское гражданство может быть отказано,если иностранный гражданин или лицо без гражданства, проживая на территории РФ,совершают противоправные действия, нарушая Конституцию и законодательство РФ).Конституция РФ ч.2 ст.15  закрепляет обязанность российских граждан соблюдатьКонституцию РФ и законы. Таким образом, лица, намеревающиеся стать гражданамиРФ также обязаны соблюдать ее законы.
Для приобретенияроссийского гражданство лицу необходимо иметь законный источник средств ксуществованию. Данное условие приема лиц в российское гражданство такжеявляется новым для российского законодательства, так как в ранее действовавшемзаконе о гражданстве оно не содержалось. Это условие, также как и предыдущее,направлено на пресечение приобретения гражданства РФ лицами, занимающимисянезаконной деятельностью либо вообще намеревающимися жить на пособие по безработице.
Условие отказа отиностранного гражданства для приобретения российского также являетсянововведением в российском законодательстве. Введение данного положения, судяпо всему, обусловлено поднятием  престижа России на международной арене. Такое положениеуже давно существует в Украине – стране с меньшим экономическим потенциалом,  ив России данное положение ни чуть не менее уместно. Поэтому прежде чемходатайствовать о приеме в российское гражданство лицо должно отказаться отсвоего прежнего гражданства. Однако, приветствуя приобретение гражданствалицами, проживающими на территории РФ, законодатель делает оговорку, что еслилицо в силу независящих от него причин не может отказаться от иногогражданства, отказ не требуется.    В качестведокумента, подтверждающего обращение заявителя об отказе от имеющегося иногогражданства либо невозможность такого отказа в соответствии с законодательствоминостранного государства, принимается документ дипломатическогопредставительства или консульского учреждения иностранного государства вРоссийской Федерации либо иного полномочного органа иностранного государства(например, справка, извещение и т.п.). При обращении с заявлениями о приеме вгражданство Российской Федерации граждан государств, с которыми РоссийскойФедерацией заключен международный договор об урегулировании вопросов двойногогражданства, представление документов, подтверждающих обращение заявителя оботказе от имеющегося у него гражданства, не требуется.
Еще одним условием приема в российское гражданствоявляется владение русским языком. Данное положение является новым дляроссийского законодательства, так как ранее действовавший закон о гражданствене предусматривал данного условия. Данная поправка вызвала при обсуждении вГосударственной думе РФ множество споров и фактически ее принятие было«притянуто за уши». Основным аргументом против, является то, что нет строгоопределенной процедуры выявления знаний русского языка иностранными гражданами.За – данное положение существует в ряде зарубежных стран и гражданингосударства должен владеть государственным языком своей страны, кроме того,процедура экзаменования лиц на наличие достаточных знаний русского языка вообщене входит в компетенцию данного закона и должно регулироваться отдельными правовымиактами. Определение уровня знаний русского языка осуществляется на основанииПоложения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ.
Также ныне действующий закон о гражданствепредусматривает условия более льготного приобретения гражданства, в частности,сокращение срока проживания с пяти лет до одного года при наличии следующихфакторов:
o Рождение на территории РСФСР иналичие в прошлом гражданства СССР. Этот факт говорит о существовании правовойсвязи лица с Россией, так как она является правопреемницей СССР. Поэтому длятаких лиц срок проживания на территории РФ сокращен.
o Состояние в браке с гражданином РФне менее трех лет. Судя по всему, при принятии данного положения законодательисходил из того, что состояние в браке в течение трех лет говорит в пользутого, что этот брак был заключен не из преследования личной выгоды. И вмеждународной практике брак является условием, упрощающим порядок приема вгражданство.
o Еще одним основанием сокращениясрока проживания на территории РФ при приеме в российское гражданство являетсяналичие у нетрудоспособного лица дееспособных детей, достигших возраставосемнадцати лет и имеющих гражданство РФ (в том числе и усыновленные(удочеренные)). Часть 3 ст.38 Конституции РФ гласит, что трудоспособные дети,достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Такимобразом, данная норма является по сути продолжением нормы конституционной и неставит преград для осуществления гражданами своих обязанностей.
o Если лицо имеет особые достиженияв области науки, техники и культуры, а также обладает профессией либоквалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации, оно может бытьпринято в гражданство  без необходимости 5 летнего проживания на территорииРФ.  Практика льготного приема в гражданство лиц, имеющих высокие достижения вобласти науки, техники и культуры, а также обладающих профессией иликвалификацией, представляющими интерес для данного государства, использовались,например, в США, что обеспечило приток в страну квалифицированных специалистов.
o Предоставление лицу политическогоубежища на территории РФ также является основанием для сокращения срокапроживания на территории РФ для получения российского гражданства. Право наполитическое убежище в случае преследования за свои убеждения – одно издревнейших прав человека (достаточно вспомнить высылки государственных иобщественных деятелей древних Афин, находивших свое убежище в других греческихгосударствах-полисах). Право человека на политическое убежище провозглашено воВсеобщей декларации прав человека (ч.1 ст.14): «Каждый человек имеет правоискать убежище от преследований в других странах и пользоваться этим убежищем».Право на политическое убежище предоставляется обычно лицам, преследуемым у себяна родине за политические или религиозные убеждения, за антивоенную пропаганду,за критику властей, то есть за действия, не квалифицируемые в международномправе и национальном праве демократических государств как правонарушения.
Порядок предоставления политического убежищаиностранным гражданам и лицам без гражданства в РФ и их статус определяетсяПоложением о порядке предоставления политического убежища в РФ, утвержденнымУказом Президента от 26 июля 1995г. Согласно этому Положению, политическоеубежище предоставляется Указом Президента РФ. Лицо, которому предоставленоубежище, пользуется на территории РФ правами и свободами и несет обязанностинаравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных для иностранных граждан илиц без гражданства законом и международным договором. На этом основании длялицо, которому было предоставлено политическое убежище срок проживания натерритории РФ для получения российского гражданства сокращается до одного года.
o Признание лица беженцем в порядке,установленном федеральным законом также является основанием сокращения срокапроживания. Законодательство РФ дает определение понятия «беженец»: «Беженец –прибывшее или желающее прибыть на территорию РФ лицо, которое было вынужденоили имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другогогосударства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследованияв иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иномупреследованию по признаку расовой или национальной принадлежности,вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальнойгруппе или политических убеждений» (ст.1 Закона РФ от 19 февраля 1993г. «Обеженцах»). Лицу, получившему статус беженца, может быть предоставленогражданство РФ и для него срок проживания на территории РФ сокращается доодного года. В этом случае лицо теряет статус беженца.
Также льготный порядок приобретения российскогогражданства существует  для лиц, имеющих особые заслуги перед РФ.  Данноеположение – это скорее исключение, чем правило, каждый из них рассматриваетсяотдельно и они не подлежат какому-то общему правилу.        
Заявление о приобретении гражданства подается лицом,проживающим на территории Российской Федерации, — в министерство внутренних делреспублики, главное управление или управление внутренних дел края, области,города федерального значения, автономной области либо автономного округа,являющиеся территориальными органами федерального органа исполнительной власти,ведающего вопросами внутренних дел (далее именуются — органы внутренних дел). Заявление подается по месту жительства. Местомжительства является место, где лицо постоянно или преимущественно проживает вкачестве собственника или по договору найма, аренды, либо на иных основаниях,предусмотренных законодательством РФ. Заявление составляется в двухэкземплярах (каждый на бланке) по форме. Заявлениеподается лично заявителем. Однако Закон предусматривает, в порядке исключения,возможность подачи заявления через представителя или по почте. Исключительностьобстоятельств, по которыми лицо не может лично обратиться в полномочный орган,должна быть подтверждена соответствующими документами (состояние здоровья,семейные обстоятельства и пр.). подлинность подписи на заявлении исоответствующие документы должны быть нотариально удостоверены. Если данныедокументы не будут надлежащим образом оформлены, они возвращаются заявителю суказанием причин возврата.
Заявлениесоставляется на русском языке. Все представляемые вместе с заявлениемдокументы, выполненные не на русском языке, подлежат переводу на русский язык.Верность перевода либо подлинность подписи переводчика должна быть удостоверенанотариальной записью.
Вместе с заявлением о приеме вгражданство в общем порядке  представляются:
o вид на жительство;
o один из документов, подтверждающих наличие законного источникасредств к существованию (справка о доходах физического лица, декларация поналогам на доходы физических лиц с отметкой налогового органа, справка с местаработы, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, справка органа социальной защитыо получении пособия, подтверждение получения алиментов, справка о наличиивклада в кредитном учреждении с указанием номера счета, свидетельство о правена наследство, справка о доходах лица, на иждивении которого находитсязаявитель, либо иной документ, подтверждающий получение доходов от незапрещенной законом деятельности);
o документ дипломатического представительства или консульскогоучреждения иностранного государства в Российской Федерации либо иногополномочного органа иностранного государства, подтверждающий обращениезаявителя об отказе от имеющегося иного гражданства в порядке, предусмотренномзаконодательством данного государства, либо невозможность отказа от иногогражданства, а также копия данного обращения, заверенная соответствующим полномочныморганом иностранного государства. В случае если отказ лица от иного гражданствавозможен, но обусловлен приобретением гражданства Российской Федерации,заявитель обязуется в течение одного года со дня приобретения гражданстваРоссийской Федерации представить документ о выходе из иного гражданства. Вслучае если иное гражданство прекращается у лица вследствие приобретениягражданства Российской Федерации, заявитель обязуется представитьсоответствующий документ в течение трех месяцев со дня приобретения гражданстваРоссийской Федерации. Представления документа об отказе от иного гражданства нетребуется, если заявитель состоит в гражданстве государства, с которымРоссийская Федерация имеет международный договор, предусматривающий возможностьсохранения имеющегося гражданства при приобретении гражданства РоссийскойФедерации. Представления указанного документа не требуется также от лиц,которым предоставлено политическое убежище на территории Российской Федерации,и лиц, имеющих статус беженца на территории Российской Федерации.
o Заявитель также представляет документ, подтверждающий еговладение русским языком на уровне, достаточном для общения в устной иписьменной форме в условиях языковой среды. Владение русским языком науказанном уровне подтверждается одним из следующих документов:
   а) документом государственного образца ополучении образования (не ниже основного общего образования), выданнымобразовательным учреждением (организацией):
   до 1 сентября 1991 г. — на территориигосударства, входившего в состав СССР;
   после 1 сентября 1991 г. — на территорииРоссийской Федерации;
   б) сертификатом о прохождении тестирования порусскому языку (в объеме не ниже базового уровня общего владения русскимязыком), выданным образовательной организацией (учреждением) на территорииРоссийской Федерации или за рубежом, которой (которому) Министерствомобразования Российской Федерации разрешено проведение государственноготестирования граждан зарубежных стран по русскому языку как иностранному языку;
   в) документом об образовании, выданным натерритории иностранного государства и имеющим в приложении запись об изучениикурса русского языка, с нотариально удостоверенным переводом и свидетельствомоб эквивалентности документа об образовании.
   От представления документов, подтверждающихвладение русским языком, освобождаются:
   мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины,достигшие возраста 60 лет;
   недееспособные лица;
   инвалиды I группы.
При наличии хотябы одного из оснований, предусмотренных частью второй статьи 13 Федеральногозакона, согласно которому срок проживания на территории РФ сокращается доодного года, вместе с перечисленными документами,  представляются:
o лицом, родившимся на территории РСФСР и имевшим гражданство СССР,- свидетельство о рождении, выданное на территории РСФСР органом записи актовгражданского состояния. В случае отсутствия указанного свидетельствадокументом, подтверждающим рождение на территории РСФСР и состояние в прошлом вгражданстве СССР, является паспорт гражданина СССР образца 1974 года, в которыйвнесены соответствующие сведения;
o лицом, состоящим в браке с гражданином Российской Федерации, — свидетельство о браке и паспорт супруга, имеющего гражданство РоссийскойФедерации;
o нетрудоспособным лицом, имеющим дееспособных сына или дочь,достигших возраста 18 лет и состоящих в гражданстве Российской Федерации, — свидетельство о рождении и паспорт сына или дочери, а также один из документов,подтверждающих нетрудоспособность заявителя (удостоверение инвалида, пенсионноеудостоверение (для мужчин, достигших возраста 65 лет, для женщин — 60 лет),справка об инвалидности, выданная учреждением государственной службымедико-социальной экспертизы);
o лицом, имеющим высокие достижения в области науки, техники и культуры,а также лицом, обладающим профессией либо квалификацией, представляющимиинтерес для Российской Федерации, — ходатайство заинтересованного федеральногооргана исполнительной власти о приеме заявителя в гражданство РоссийскойФедерации;
o лицом, которому предоставлено политическое убежище на территорииРоссийской Федерации, — свидетельство о предоставлении ему политическогоубежища;
o лицом, признанным беженцем в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации, — документ, подтверждающий признание его беженцем.
Прием вгражданство Российской Федерации в соответствии с частью третьей статьи 13Федерального закона осуществляется на основании обращения к ПрезидентуРоссийской Федерации федерального органа государственной власти или высшегодолжностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственнойвласти) субъекта Российской Федерации. В обращении указываются особые заслугилица перед Российской Федерацией, а также обосновывается целесообразность егопринятия в гражданство Российской Федерации. Особыми заслугами передРоссийской Федерацией являются выдающиеся достижения в области науки, техники,производства, культуры, спорта, значительный вклад в развитие экономики,обеспечение обороны и безопасности Российской Федерации и другие заслуги,способствовавшие повышению международного престижа России. Для объективнойоценки заслуг при решении вопроса о приеме такого лица в гражданство РоссийскойФедерации могут быть запрошены дополнительные сведения и заключения отфедеральных органов государственной власти, а также от органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации. Решение о предоставлениигражданства Российской Федерации лицу, имеющему особые заслуги перед РоссийскойФедерацией, принимается Президентом Российской Федерации при наличииволеизъявления этого лица.
При подачезаявления о приеме в гражданство РФ взимается государственная пошлина. Всоответствии с п.6 ст.4 ФЗ «О государственной пошлине» от 31 декабря 1995г. сзаявлений о приобретении гражданства РФ государственная пошлина составляет 100рублей (аналогично – с заявлений о восстановлении в гражданстве и о выходе изгражданства РФ). В случае отклонения заявления пошлина  заявителю невозвращается.
Процедурарассмотрения заявлений и принятия по нему решения осуществляется в пределахгодичного срока, течение которого начинается с момента подачи заявления и всехдокументов, оформленных надлежащим образом.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Прием в гражданство: упрощенный порядок.
Нынедействующий закон о гражданстве предусматривает так называемый упрощенный порядокприобретения российского гражданства. В российском законодательстве это новоепонятие, хотя его положения использовались и ранее.
Упрощенныйпорядок приема в российское гражданство предусматривается для иностранныхграждан и лиц без гражданства, которые имеют хотя бы одного нетрудоспособногородителя, имеющего гражданство РФ. Данное положение имеет прямое отношение кконституционной обязанности граждан РФ, закрепленной в ч.3 ст.38:«Трудоспособные дети, достигшие 18 бет, должны заботиться о нетрудоспособныхродителях». Таким образом, лицу, имеющему гражданство РФ легче осуществлятьданную свою обязанность, нежели иностранцу либо лицу без гражданства.Основываясь, судя по всему, на этом, законодатель внес данное положение встатью об упрощенном порядке приобретения гражданства РФ.
Такжев упрощенном порядке в российское гражданство принимаются лица, которые ранееимели гражданство СССР и проживали или проживают в государствах, входивших всостав СССР, не получили гражданство этих государств и остаются в результатеэтого лицами без гражданства.  После распада Советского Союза и выделения изего состава ряда государств многие граждане, проживающие на территории этихгосударств, оказались лишенными не только российского гражданства, но игражданства страны, в которой они проживают.
Такжеупрощенный порядок приема в российское гражданство предусматривается длянедееспособных лиц, т.к. ребенок тоже лицо недееспособное. В частности, вупрощенном порядке в российское гражданство принимается ребенок, один из родителей(единственный родитель) которого имеет гражданство РФ, — по заявлению этогородителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенкомгражданства РФ. Один из родителей в случае отсутствия сведений о местенахождения другого родителя представляет заявление, составленное в произвольнойформе, удостоверенное личной подписью, сделанной в присутствии должностноголица, принявшего заявление, в котором заявитель отражает факт своегоознакомления со статьями 22 и 41 Федерального закона «О гражданстве РоссийскойФедерации», в которых говорится, что решение оприобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене,если будет установлено, что данное решение принималось на основаниипредставленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений испоры между родителями, между родителем и опекуном или попечителем огражданстве ребенка или недееспособного лица разрешаются в судебном порядкеисходя из интересов ребенка или недееспособного лица. Если жеребенка опекает только один родитель, то соответственно, необходимо только егозаявление для приема ребенка в гражданство РФ. Другой родитель не имеет правакаким-либо образом влиять на его судьбу. Не выполняются для этих лиц условия,предусмотренные 13 статьей, так как было бы абсурдным требовать от ребенканаличия законных средств к существованию либо сдавать экзамен по русскомуязыку.  Являясь недееспособным лицом, ребенок не может самостоятельно приниматьрешения, за него это делают его родители. Поэтому законодательством определенанеобходимость заявления одного из родителей о приеме ребенка в гражданство РФ исогласие второго. Для детей не устанавливается каких-то дополнительных условий,так как они едва ли могут преследовать корыстные цели при приобретении гражданства.Законодатель не требует согласие второго родителя при приеме ребенка вгражданство РФ если он проживает на территории России, судя по всему, на томосновании, что ребенок должен посещать школу, детский сад, наконец состоять научете в детской поликлинике, имея, таким образом, правовую связь сгосударством. Во всех случаях изменения гражданства ребенка, достигшего14-летнего возраста, требуется его согласие.
Недееспособнымпризнается гражданин, который вследствие психического расстройства не может пониматьзначения своих действий или руководить ими. Для этого устанавливается строгаяпроцедура, гарантирующая всесторонне продуманное, объективное и обоснованноерешение. Над недееспособным устанавливается опека. Его права в его интересахосуществляет опекун. Для приобретения таким лицом российского гражданстванеобходимо заявление опекуна или попечителя, имеющих гражданство РФ.
 Иностранные граждане и лица безгражданства, проживающие на территории Российской Федерации и имеющие хотя быодного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве РоссийскойФедерации, вместе с заявлением  представляют:
o вид на жительство;
o один из перечисленных документов, подтверждающих наличиезаконного источника средств к существованию;
o один из перечисленных документов, подтверждающих владение русскимязыком, если заявитель не освобождается в соответствии с названным пунктом отпредставления этих документов;
o свидетельство о рождении заявителя;
o паспорт нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданствеРоссийской Федерации;
o один документов, подтверждающих нетрудоспособность родителя,состоящего в гражданстве Российской Федерации — удостоверение инвалида,пенсионное удостоверение (для мужчин, достигших возраста 65 лет, для женщин — 60 лет), справка об инвалидности, выданная учреждением государственной службымедико-социальной экспертизы

Иностранные граждане также представляют документ дипломатическогопредставительства или консульского учреждения иностранного государства вРоссийской Федерации либо иного полномочного органа иностранного государства,подтверждающий обращение заявителя об отказе от имеющегося иного гражданства впорядке, предусмотренном законодательством данного государства, либоневозможность отказа от иного гражданства, а также копию данного обращения,заверенную соответствующим полномочным органом иностранного государства, и даютобязательства, предусмотренные пунктом 10 настоящего Положения, если наосновании этого пункта они не освобождаются от представления указанных в немдокументов и дачи соответствующих обязательств.
Лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, проживавшие и проживающие вгосударствах, входивших в состав СССР, если они не получили и не получалигражданства этих государств, вместе с заявлением представляют:
o вид на жительство (для лиц, проживающих на территории РоссийскойФедерации);
o один из перечисленных документов, подтверждающих наличиезаконного источника средств к существованию;
o один из перечисленных документов, подтверждающих владение русскимязыком, если заявитель не освобождается в соответствии с названным пунктом отпредставления этих документов;
o свидетельство о рождении заявителя, выданное органом записи актовгражданского состояния на территории СССР либо дипломатическимпредставительством или консульским учреждением СССР на территории иностранногогосударства. Если свидетельство о рождении выдано органом иностранногогосударства, подтверждением того, что заявитель состоял в прошлом в гражданствеСССР, могут служить соответствующие официальные данные полномочного органа,либо справка полномочного органа иного государства, входившего в состав СССР,об обмене паспорта гражданина СССР на документ лица без гражданства, либопаспорт гражданина СССР
 
 
 
 
 
 
 
 

Восстановление в гражданстве.
Институтгражданства еще в первых декретах советской власти предусматривал возможностьвосстановления гражданства у лиц, ранее его утративших. Так, после войны 1914г.и гражданской войны солдаты русского экспедиционного корпуса во Франции,военнопленные оказались за рубежом, причем значительная их часть стремилась наРодину и выражала желание приобрести советское гражданство. Такая возможностьбыла им предоставлена. Вновь проблема восстановления в советское гражданствопотребовала к себе большого внимания в 1939-1940гг. и после IIМировой Войны, поскольку в этот период усилилось стремление находившихся еще современ революции и гражданской войны на чужбине соотечественниковвосстановиться в гражданстве и вернуться в Россию. В качестве актов,регулирующих порядок восстановления советского гражданства в данный период,можно назвать: указы Президиума Верховного Совета СССР о восстановлении вгражданстве СССР и подданных бывшей Российской Империи, проживающих натерритории Манчжурии от 10 ноября 1945г., Франции, Югославии, Болгарии от 14июня1946г.                                                                                                                                                                                                                                                  
Основнымположением восстановления гражданства является правило о том, что лицу, котороесостояло в гражданстве, может быть по его заявлению (или ходатайству)восстановлено гражданство в соответствии с требованиями  закона.
Восстановлениев гражданстве Российской Федерации как основание его приобретения можетосуществляться иностранными гражданами и лицами без гражданства.
Нынедействующий закон о гражданстве от 2002г. приравнивает порядок восстановления вгражданстве лиц, ранее состоявших в российском гражданстве, к общему порядкуприема в гражданство, исключая требования относительно срока проживания натерритории РФ. При этом срок проживания на территории России иностранныхграждан и лиц без гражданства сокращается до 3 лет. Например, в законе огражданстве Таджикистана (и в некоторых республиках и государствах) прямопредусмотрено, что восстановление в гражданстве происходит с соблюдениемпорядка приема в гражданство.
Для лиц, чьи заявления были поданы до вступления в силу ныне действующего закона о гражданстве, т.е. до 1 июля 2002г., действуют нормы закона 1991г., согласно которым восстановление в гражданстве возможно для лиц,  у   которых   гражданство   Российской   Федерации прекратилось в  связи  с  усыновлением,  установлением  опеки  или попечительства, а также для лиц,   у   которых   гражданство   Российской    Федерации прекратилось в связи с изменением гражданства родителей, в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста (ч.1 ст.20 Закона о гражданстве от 1991г.).
В соответствии с ч.2 ст.20 Закона о гражданстве от 1991г.бывшие граждане РСФСР,  лишенные гражданства или утратившие его без их свободного волеизъявления, считаются восстановленными в гражданстве Российской Федерации.(в ред. Закона РФ от 17.06.93 N 5206-1). Это положение в большей степени касается тех лиц, которые ранее на основе Указов Президиума Верховного Совета СССР лишались гражданства и выдворялись из СССР (в основном диссиденты).
В первоначальной редакции ч.2 ст.20 Закона о гражданстве от 1991г. говорилось, что указанные лица считаются восстановленными в гражданстве РФ, «если они не заявят о своем отказа от гражданства РФ». Эти слова были исключены Законом от 17 июня 1993г. Можно предположить, что по смыслу этой статьи мнение самих граждан не учитывалось. Однако, существует Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства от 27 декабря 1993г., в котором сказано, что для восстановления в гражданстве указанных лиц требуется их заявление и ряд других документов. Указ Президента от 24 октября 1994г. считает восстановленными в гражданстве РФ бывших граждан РСФСР, выехавших за пределы России до 6 февраля 1992г., утративших гражданство без их свободного волеизъявления и возвратившихся в Россию после 6 февраля 1993г. 
Другим лицам, ранее состоявшим в гражданстве РСФСР, гражданство может быть восстановлено по их ходатайству. В отличие от регистрации восстановления гражданства (как и других случаев приобретения гражданства в порядке регистрации), осуществляемой в упрощенном порядке органами внутренних дел, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями России за границей, восстановление в гражданстве для лиц, не подпадающих под действие частей 1 и 2 ст.20 закона о гражданстве от 1991г., осуществляется Президентом РФ в порядке, установленном для приема в гражданство. При этом для восстановления гражданства бывшим гражданам СССР предусмотрена возможность облегчения условий приема (п. «а» ч.3 ст.19), а для бывших граждан РФ такой возможности не предусматривается.
При подаче заявления овосстановлении в гражданстве Российской Федерации на основании статьи 15Федерального закона  представляются документы, аналогичные документам,подаваемым с заявлением о приеме в гражданство, а также справка полномочногооргана, подтверждающая выход заявителя из гражданства Российской Федерации илифакт подачи в соответствии с ранее действовавшим законодательством РоссийскойФедерации о гражданстве заявления о нежелании состоять в гражданстве РоссийскойФедерации.
 
 
 
Оптация.
Групповое предоставление гражданства – это наделениегражданством населения какой либо территории в упрощенном порядке либопредоставление в упрощенном порядке гражданства переселенцам.
Частным случаем группового предоставления гражданстваявляется трансферт – переход населения какой-либо территории из одногогражданства в другое в связи с передачей территории, на которой оно проживает,одним государством другому. Автоматический трансферт может вызывать возражениясо стороны какой либо части населения передаваемой территории, поэтому обычноон корректируется правом оптации (выбора гражданства), то есть фактическиправом сохранения заинтересованными лицами прежнего гражданства.
Таким образом гражданство РФ можетбыть приобретено путем выбора – оптации, при изменении государственнойпринадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международнымдоговором РФ. Оптация как форма приобретения гражданства давно известна нашемузаконодательству. Она может выступать основанием и приобретения и утратыгражданства, поскольку лицу предоставляется право беспрепятственного выхода изодного гражданства и приобретения другого. Оптация регулируется как внутреннимзаконодательством, так и международными договорами и соглашениями, т.е. самавозможность выбора гражданства одного из двух государств вытекает из международно-правовойдоговоренности государств. Следует отметить, что при приобретении гражданствапо данному основанию решающее слово принадлежит самому заинтересованному лицу,а не государству. Закон о гражданствепредусматривает оптацию только при изменении Государственной границы РФ. В этомслучае лица, проживающие на территории, изменившей государственнуюпринадлежность, имеют право на выбор гражданства – оптацию. При включениитерритории в состав РФ по общему правилу проживающие на ней лица приобретаютгражданство РФ без ходатайства путем получения документа, подтверждающегогражданство РФ. При нежелании приобретать гражданство РФ лицо обращается сходатайством в соответствующие государственные органы о прекращении гражданстваРФ. Аналогичный порядок предусмотрен в случае, если территория исключается изсостава РФ. При этом проживающие на ней лица выходят из гражданства РФ. Лица,желающие остаться гражданином РФ, заявляют об этом в установленный срок.Оптация  происходит в порядке и в сроки, определяемые международным договоромРФ.
Какпример можно привести Советско-Чехославатский Договор от 29 июня 1945г.,которым предусматривалось воссоединение Закарпатской Украины с СоветскойУкраиной и вхождение ее в состав Украинской ССР. Лица украинской и русскойнациональности проживающие в районах Словакии, имели право добровольной оптациигражданства одного из подписавших договор государств. Аналогичное правоприобретали лица словацкой национальности проживающие в Закарпатской Украине.
Закреплениетакой нормы, соответствующей опыту бывшего СССР и мировому опыту, а такжемеждународным конвенциям по вопросам гражданства, может иметь немаловажноезначение в той ситуации, в которой оказались граждане России в ряде государств«ближнего зарубежья». Однако Закон о гражданстве России не предусматриваетоптации в качестве основного способа разрешения вопроса о выборе гражданствадля большинства населения страны.
 
 
 
 
III. Прекращение гражданства.
Согласно ст.18 ФЗ о гражданстве2002г. снованиями для прекращения гражданства РФ являются: 1) выход изгражданства; 2) иные основания, предусмотренные данными Федеральным законом илимеждународным договором (т.е. отмена решения о приеме в гражданство, оптация).
Ранее,в годы советской власти, гражданство утрачивалось путем лишения со стороныгосударства. Следует сказать, что практика высылки граждан за пределытерритории государства, имеет в нашей стране довольно долгую историю. СогласноКонституции РФ гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданстваРоссийской Федерации или права изменить его, а также гражданин РоссийскойФедерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выданиностранному государству.
В советский период высылка практиковалась иногда в отношении диссидентов.Наиболее известный случай такого рода – высылка А. И. Солженицына в 1974г.Иногда она носила завуалированный характер: какому-либо лицу разрешали выехатьза границу, а затем во время нахождения его за рубежом  его лишали гражданстваи возможности возвращения на Родину. Лишение гражданства обычно предшествоваловысылке. Делалось это для того, чтобы исключить возвращение высланного.
Согласнообычной норме международного права, государство обязано принять своегогражданина, находящегося за рубежом, если государство пребывания или какое-либодругое государство не желает оставлять его на своей территории. Лишениегражданства предотвращает возможность возникновения такой ситуации. Вместе стем существует обычная норма международного права, запрещающая произвольноелишение гражданства. Впервые это положение было закреплено в статье 15 Всеобщейдекларации прав человека.
Выдача(экстрадиция) лица одним государством другому производится по просьбезаинтересованного государства в связи с необходимостью проведения следствия вотношении данного лица, суда над ним или исполнения приговора. Выдачаосуществляется на основании международного договора либо по усмотрениюгосударства, к которому обращена просьба о выдаче. В последнем случае, есливыдача осуществляется, это делается на основании так называемой международнойвежливости (хотя о какой вежливости может идти речь при выдаче преступника), ане правовой обязанности, вытекающей из договора. Как правило, имеютсяопределенные ограничения выдачи, обусловленные международными договорами,обычаями и внутренними правилами того или иного государства. Например, неподлежат выдаче лица, обвиняемые в совершении политических преступлений.
Впринципе, государства могут допускать выдачу собственных граждан. Однако, взаконодательстве различных государств преобладает тенденция невыдачисобственных граждан, получившая отражение и в договорной практике. Такаяпозиция России подтверждена и в Конституции РФ и в настоящем законе.Недопустимость выдачи российских граждан относится и к взаимоотношениям Россиис государствами, ранее входившими в состав СССР.
Правилоневыдачи своих граждан ни в коем случае не должно рассматриваться как поощрениебезнаказанности преступных действий. Государство, не выдавшее своегогражданина, который совершил преступление, судит его по своим законам.

Выход из гражданства.
Выход из гражданства — это утратагражданства на основании решения компетентных органов государства, выносимогопо просьбе заинтересованного лица. КонституциейРФ лицам гарантируется право изменить свое гражданство. Это означает не толькоприобретение, но и выход из российского гражданства. Изменение гражданствавозможно только на основе свободного волеизъявления лица и не может быть актомодносторонним, поскольку гражданство характеризуется взаимной связью оответственностью личности и государства.
Следуетразличать «выход из гражданства РФ» и «выезд из РФ»: можно выезжать из РФ, незаявляя о выходе, соответственно, можно ходатайствовать о выходе изгражданства, оставаясь на территории России. В соответствии с ФЗ «О порядкевыезда из РФ и въезда в РФ» от 18 июля 1996г. гражданину может быть временноограничено право на выезд из РФ, например:
o  При призыве на военную службу – до ее окончания;
o  При задержании в качестве подозреваемого в совершениипреступления или привлечении в качестве обвиняемого – до вступления решения поделу или вступления в законную силу приговора суда;
o  При осуждении за совершение преступления – до отбытия(исполнения) наказания или до освобождения от отбытия наказания;
o  При уклонении от исполнения обязательств, наложенныхсудом, — до исполнения обязательств либо достижения согласия сторонами;
o  При допуске к сведениям особой важности или совершенносекретным сведениям – на пять лет со дня последнего ознакомления с такимисведениями, в особых случаях – на десять лет;
o  При сообщении о себе заведомо ложных сведений приоформлении выездных документов – до решения вопроса органом, оформляющим такиедокументы.
Выездиз РФ для иностранного гражданина может быть органичен:
o  Если он задержан по подозрению в совершениипреступлении или привлечен в качестве обвиняемого – до вынесения решения поделу или вступления в законную силу приговора суда;
o  Если осужден за совершение преступления на территорииРФ – до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от отбытиянаказания;
o  В случае уклонения обязательств, наложенных судом, — до исполнения либо до достижения согласия сторонами;
o  В случае невыполнения обязательств по уплате налогов,предусмотренных законодательством РФ, — до выполнения этих обязательств.

При выходе из гражданства Российской Федерации на основании части первой статьи19 Федерального закона лица, проживающего на территории Российской Федерации,вместе с заявлением представляется документ полномочного органа иностранногогосударства о наличии у заявителя иного гражданства или подтверждениевозможности предоставления ему иного гражданства в случае выхода из гражданстваРоссийской Федерации, а также документ налогового органа Российской Федерацииоб отсутствии задолженности по уплате налогов.
При выходе из гражданства Российской Федерации на основании части второй статьи19 Федерального закона лица, проживающего на территории иностранногогосударства, вместе с заявлением представляются:
o документ, подтверждающий разрешение полномочного органаиностранного государства на проживание в данном государстве (в случаеотсутствия этих данных в паспорте заявителя);
o документ о снятии с регистрационного учета по месту жительства вРоссийской Федерации (в случае отсутствия этих данных в паспорте заявителя);
o документ полномочного органа иностранного государства о наличии узаявителя иного гражданства или подтверждение возможности предоставлениязаявителю иного гражданства в случае его выхода из гражданства РоссийскойФедерации;
o документ налогового органа Российской Федерации (по последнемуместу жительства заявителя на территории Российской Федерации) об отсутствиизадолженности по уплате налогов.

При выходе из гражданства Российской Федерации на основании части третьейстатьи 19 Федерального закона ребенка, один из родителей которого имеетгражданство Российской Федерации, а другой — является иностранным гражданиномлибо единственный родитель которого является иностранным гражданином, вместе сзаявлением обоих родителей или единственного родителя представляются:
o свидетельство о рождении ребенка, а также паспорт ребенка (приего наличии);
o документ полномочного органа иностранного государства о наличии уребенка иного гражданства или подтверждение возможности предоставления ребенкуиного гражданства в случае его выхода из гражданства Российской Федерации;
o согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на прекращениегражданства Российской Федерации. Подлинность подписи ребенка удостоверяетсянотариальной записью.
   Должностное лицо обязано  выяснить его мнение обизменении гражданства детей. Заявление родителей подписывается обоимиродителями. В случае если один из родителей не может присутствовать при подачезаявления в полномочный орган, подпись этого родителя на заявлении должна бытьудостоверена нотариальной записью.
Заявление о выходе из гражданстваРоссийской Федерации ребенка одновременно с родителями, одним из родителей либоединственным родителем оформляется на бланке заявления о выходе родителя изгражданства Российской Федерации.
При выходе из гражданстваРоссийской Федерации одного из родителей, имеющих гражданство РоссийскойФедерации, также представляется согласие другого родителя, сохраняющегогражданство Российской Федерации, на выход ребенка из гражданства РоссийскойФедерации (при выходе из гражданства Российской Федерации на основании частипятой статьи 25 Федерального закона). Такое согласие дается в произвольнойформе. Подпись родителя, давшего согласие, удостоверяется нотариальной записью.
При выходе из гражданстваРоссийской Федерации ребенка, усыновленного (удочеренного) иностраннымигражданами или иностранным гражданином, вместе с заявлением обоих усыновителейили единственного усыновителя, представляется свидетельство об усыновлении.  Кроме того,предоставляются:
o свидетельство о рождении ребенка, а также паспорт ребенка (приего наличии);
o документ полномочного органа иностранного государства о наличии уребенка иного гражданства или подтверждение возможности предоставления ребенкуиного гражданства в случае его выхода из гражданства Российской Федерации;
o согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на прекращениегражданства Российской Федерации, оформленное в соответствии с абзацем третьимпункта 5 настоящего Положения.
Заявление усыновителейподписывается обоими усыновителями. В случае если один из усыновителей не можетприсутствовать при подаче заявления в полномочный орган, его подпись назаявлении должна быть удостоверена нотариальной записью.
Выходиз российского гражданства лица, проживающего на территории РФ, осуществляетсяс помощью личного обращения гражданина.  При подаче заявления о выходе изгражданства необходимы документы, подтверждающие отсутствие не исполненныхперед Россией обязательств (например, для граждан призывного  возраста –справка из военкомата об отсутствии повестки о призыве на срочную службу). Призаявлении ходатайств о выходе из гражданства ребенка необходимы копиисвидетельства о рождении, усыновлении, письменное согласие детей в возрасте от14 до 18 лет на изменение гражданства и пр. Список документов, необходимых длявыхода из гражданства, в каждом случае конкретизирован.     
Еслилицо, вышедшее из гражданства РФ и приобщенное к секретным сведениям, пожелаетвыехать с территории, Россия не сможет этому воспрепятствовать, так как нынедействующий закон о гражданстве не предусматривает оснований отклоненийходатайств о выходе из гражданства по соображениям государственных интересов.Конституция РФ также говорит о том, что гражданин РФ не может быть лишен праваизменить свое гражданство. Получается, что этим фактом могут быть нарушеныинтересы государства, не нарушая прав и свобод человека и гражданина.Регулирование противоречий между выходом из гражданства и государственнойбезопасностью осуществляет Международный пакт о гражданских и политическихправах (1966г.). Статья 12.2 Пакта предоставляет право каждому человекупокидать любую страну, включая свою, а в ст. 12.3 сказано, что «упомянутые вышеправа не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которыепредусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности,общественного порядка, здоровья и нравственности населения, или прав и свободдругих, и совместимы с признаваемыми в настоящем Пакте другими правами».  
Дляграждан РФ, проживающих за пределами территории РФ, выход из гражданства такжеосуществляется с помощью личного обращения. Только для этих лицпредусматривается упрощенный порядок выхода из гражданства.
Выходиз гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которого имеетгражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностраннымгражданином либо единственный родитель которого является иностраннымгражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителейлибо по заявлению единственного родителя.Российское гражданство ребенка может быть прекращенотолько при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.
Гражданину РФ может быть отказано в выходе из российского гражданства, если он:
   а) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;
   б) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;
   в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения. Данное условие, судя по всему, направлено на сокращение безгражданства, провозглашенное Европейкой конвенцией о гражданстве 1997г., подписанной Россией.
Основания,по которым может быть отказано в выходе из гражданства, соответствуютКонституции РФ (ч.3 ст.55) в части допустимости ограничения настоящим закономправ и свобод гражданина только в той мере, в какой это необходимо в целяхзащиты прав и законных интересов других лиц и для обеспечения обороны страны.
Наличие невыполненных перед Россией обязательств, таких как, к примеру, прохождение военной службы, препятствует выходу лица из гражданства РФ. Закон о гражданстве от 1991г. предусматривал отказ в выходе из гражданства, «если гражданин проживает или намеревается поселиться  в  стране,  не  связанной   с   Российской   Федерации  договорными  обязательствами  о  правовой  помощи,  но  имеет либо имущественные обязательства  перед  физическими  или  юридическими
лицами Российской Федерации,  либо неисполненные обязанности перед      государством,  вытекающие  из  оснований,   определяемых   законом РФ». Отдельным пунктом закон предусматривал отказ в выходе из гражданства РФ, «если гражданин получил повестку о призыве на срочную или альтернативную службу».
Некоторыми республиками (законы Азербайджана, Казахстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана) предусмотрено особое основание для отказа в выходе из гражданства: если выход из гражданства противоречит интересам государственной безопасности республики. Законом о гражданстве от 2002г.предусмотрены возможности отклонения ходатайств о выходе из гражданства РФ по соображениям государственной безопасности. Однако данное основание все же в целом находится в рамках общепринятых норм международного права и демократических принципов правового государства.
 
 
 
Отмена решения по вопросам гражданства.
Отменарешения о приеме в гражданство — действие компетентного должностного лица,направленное на прекращение ранее неправомерно возникших у лица, приобретшегогражданство РФ, прав и обязанностей вытекающих из этого гражданства. Решениео приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежитотмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основаниипредставленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений.Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведенийустанавливается в судебном порядке.
Следуетотметить, что ранее действовавший закон о гражданстве предусматривал отменурешения только о приеме в гражданство. Сейчас  законом предусмотрена такжеотмена решения о прекращении гражданства, которая производится при установлениив судебном порядке факта предоставления подложных документов или заведомоложных сведений. Также, закон о гражданстве от 1991г. предусматривал отменурешений о приобретении гражданства, но не распространял отмену решений насупруга и детей лица, совершившего подлог документов или сообщившего ложныесведения, если их осведомленность не доказана. Сейчас  же законом предусмотренаотмена решения в целом, без оговорок относительно супруга и детей.
Отменарешения по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется ПрезидентомРоссийской Федерации или иным полномочным органом, ведающими делами огражданстве Российской Федерации и принявшими такое решение. СогласноКонституции РФ ст.89 п. «а», Президент РФ решает вопросы гражданства РФ. Такимобразом, и отмена решений по вопросам гражданства должна относиться к егокомпетенции. Также, полномочными органами являются территориальные органывнутренних дел. Президент Российской Федерации вправе отменить решениепо вопросам гражданства Российской Федерации, принятое другим полномочныморганом. Если в порядке прохождения процедурыизменения гражданства у полномочных органов возникает сомнение в подлинностидокументов либо в правдивости представленных сведений, они могут обратиться сзаявлением в суд для решения вопроса в порядке уголовного (гражданского)производства.
Заключение полномочного органа оботмене решения по вопросам гражданства Российской Федерации составляется поформе, утверждаемой Министерством внутренних дел Российской Федерации илиМинистерством иностранных дел Российской Федерации. В заключении указываютсяоснования принятия полномочным органом в отношении заявителя решения о приеме вгражданство Российской Федерации или выходе из гражданства РоссийскойФедерации, решение суда, которым установлен факт использования заявителемподложных документов или сообщения им заведомо ложных сведений в целях приобретенияили прекращения гражданства Российской Федерации, с изложением установленныхсудом обстоятельств, а также статья Федерального закона, на основании которойотменяется ранее принятое решение по вопросам гражданства Российской Федерации.
Заключение утверждается (подписывается) руководителем соответствующегополномочного органа или лицом, исполняющим его обязанности, и вместе с решениемсуда приобщается к документам заявителя, на основании которых было вынесенопервоначальное решение.
Лицо, в отношении которого отменено решение по вопросам гражданства РоссийскойФедерации, информируется об этом полномочным органом в месячный срок со дняподписания заключения.
Копии заключения об отмене решения по вопросам гражданства Российской Федерациии решения суда направляются полномочным органом соответственно в Министерствовнутренних дел Российской Федерации и Министерство иностранных дел РоссийскойФедерации для последующего информирования Комиссии и иных заинтересованныхорганов.
 Сведения об отмене решения по вопросам гражданства Российской Федерациивносятся в соответствующие электронные базы данных.
В случае отмены решения по вопросам гражданства Российской Федерацииполномочный орган обязан принять меры к изъятию документов, выданных ранее всоответствии с этим решением.
При отмене решения о приобретении гражданства Российской Федерации лицу,проживающему на территории Российской Федерации, выдается вид на жительстволица без гражданства или вид на жительство иностранного гражданина.
При отмене решения о выходе из гражданства Российской Федерации у лицаизымается справка о выходе из гражданства Российской Федерации и выдаетсяпаспорт гражданина Российской Федерации
 
 

Оптация.
Оптация также является одним изоснований прекращения российского гражданства.При территориальных преобразованиях в результате изменения в соответствии смеждународным договором Российской Федерации Государственной границы РоссийскойФедерации граждане Российской Федерации, проживающие на территории, котораяподверглась указанным преобразованиям, вправе сохранить или изменить своегражданство согласно условиям данного международного договора.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение.
Такимобразом, можно сказать, что с принятием нового Закона «О гражданстве» в 2002г.,ужесточились условия приобретения и прекращения гражданства.  Надо сказать, чтопо оценкам специалистов действовавшее законодательство в области гражданствабыло весьма либеральным. Так, возможность приобретения российского гражданствав порядке регистрации существенно облегчало прием в гражданство бывших гражданСССР и их родственников, а наличие института признания гражданства вообщеосвобождало значительную часть таких лиц от процедур, связанных с егоприобретением.
Следует отметить, что положенияФедерального закона, касающиеся производства по делам о гражданстве, неявляются принципиально новыми. В то же время они более четко по сравнению сранее действовавшим законодательством регламентируют процедуру подачи ирассмотрения заявлений по вопросам гражданства, а также порядок принятия по нимрешений. При этом впервые законом закрепляется норма, согласно которой формызаявлений, перечень указываемых в них сведений и необходимых документовприменительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения российскогогражданства определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданстваРоссийской Федерации. Эта норма представляется весьма важной, поскольку наличиеакта Президента, которым практически в полном объеме должны бытьрегламентированы все необходимые процедуры, значительно сузит сферуведомственного нормотворчества по вопросам гражданства Российской Федерации.
 
 
 
 
 
 
  Используемая литература.
— Калинин В.Н., Абрамова Е.В. Некоторые проблемы правового регулирования приобретения гражданства РФ М.2000г.
  Используя данную работу, янамереваюсь осветить некоторые аспекты приобретения гражданства.
— Калинин В.Н., Яшин В.Н.  Правовоерегулирование приобретение гражданства РФ // Право и политика №11 2000г. 
— Дмитриев Ю.А. Правовое положениечеловека и гражданина в РФ М.1992г.
  Из данной работы я намереваюсьпочерпнуть теоретический материал по правовому положению гражданина в РФ.
— Козлова Е.И., Кутафин О.Е.Конституционное право России. М., 1998. Гл.7.   
   В данной книге целый разделпосвящен понятию гражданства, характеристике его основных признаков ипринципов, чем я намереваюсь воспользоваться при раскрытии понятия гражданствакак института.
— Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Конституционное право России.М., 1997.    
  Из данной книги я намереваюсьпочерпнуть дополнительную информацию при характеристике гражданства какинститута, т.к. в ней также содержится раздел огражданстве.                                      
— Авакьян С.А. ГражданствоРоссийской Федерации. М.,1994.
  Эту книгу я намереваюсь взять за основупри раскрытии своей темы, т.к. в ней кратко даны все характеристики этогоинститута.
— ФЗ о гражданстве 1 июля 2002 г.
— Экспертная записка на ФЗ огражданстве 1 июля 2002 г.
  Пользуясь данным источником,намереваюсь охарактеризовать обстоятельства и обосновать необходимость принятиянового закона о гражданстве.
— Положение о порядке рассмотрениявопросов гражданства РФ.