Греческая классика

/>
Ильина Т.
Еще в VI в. дон. э. Афины вступили в пору расцвета. В конце века реформами Клисфена былазакреплена победа демократии над аристократией. Афины стали главным городомЦентральной Греции, основным очагом греческой культуры. Здесь родилосьискусство театра, впервые были записаны греческие поэмы, здесь устраивалисьпервые Панафинейские торжества в честь богини Афины. Не следует забывать,однако, что афинская демократия была рабовладельческой демократией. Вопросыобщественной жизни решали только свободные граждане.
В первойполовине V в. до н. э. Афины возглавляли борьбу греческих городов с персами.Это была борьба за свободу и независимость греческого народа, но это была иборьба разных форм общественного миропорядка: эллинского и восточной деспотии,борьба разных мировоззрений. Сражения и победа греков стали сюжетом бессмертнойтрагедии Эсхила «Персы». За полстолетия войны был организован морской союздвухсот греческих городов то главе с Афинами, власть которых быстро возрастала.Вскоре Афинский морской союз превратился в мощную Афинскую державу.
Истинный расцветАфин справедливо связывается со временем, когда город возглавлял первый стратегПерикл (444—429 гг. до н. э.). Около него группировалась интеллектуальнаяэлита: люди искусства и науки (поэт Софокл, архитектор Гипподам, «отец истории»Геродот), знаменитые философы того времени. На склоне афинского акрополя взнаменитом театре Диониса представляли трагедии Эсхилла, Софокла, Еврипида,комедии Аристофана, которые воспитывали чувства достоинства, ответственностигреков перед согражданами, благородство и независимость духа. Искусство грековпоказывало, каким должен быть человек: физически и нравственно прекрасным,гармонически развитым,—и в этом смысле искусство V—IV в. до н. э. справедливостали называть классикой, оно явилось образцом для подражания. Историк Фукидидписал, что афинское искусство дышит радостью победы демократии, «первой победыевропейской цивилизации над варварством». А сам Перикл в знаменитой речипроизнес: «Мы развиваем нашу склонность к прекрасному без расточительности ипредаемся наукам не в ущерб силе духа Город наш —школа всейЭллады».
В архитектуре Vв. до н. э. развивался все тот же тип храма-периптера преимущественнодорического ордера. Пропорции его стали стройнее, гармоничнее, приобрелибольшую логику, ясность и простоту. Так, число колонн стало определенным: подлинной стороне вдвое больше, чем по короткой, плюс одна (например, 13:6 или17:8).
Архитектура V в.до н. э. предстает перед нами в гармонии со средой, в соразмерности счеловеческой фигурой, в синтезе со скульптурой. В период ранней классики, такназываемого строгого стиля (490—450 гг. до н. э.), скульптура носит переходныйхарактер от архаики к классике. Это прекрасно видно на фронтонных группах
/>
Акрополь вАфинах. Общий вид
храма АфиныАфайи на острове Эгина (около 490 г.), найденных в начале XIX в. и реставрированныхТорвальдсеном: фигуры греков и троянцев, сражающихся за тело Патрокла, ещестатичны, в их пластике много от архаических куросов, включая и «архаическуюулыбку».
Иначе это решенов скульптурах знаменитого храма Зевса в Олимпии (470—456 гг. до н. э.),открытых раскопками также в XIX столетии. На восточном фронтоне храма изображенмиф о состязании на колесницах царя Эномая и Пелопса, на западном — борьбалапифов с кентаврами, в метопах —12 подвигов Геракла (фрагменты скульптурынаходятся в музее города Олимпия). Все фигуры взаимосвязаны, объединены единымдвижением и при всей суровой величественности вполне жизненны.
Образ атлета —по-прежнему самая распространенная тема скульптуры. Совершенную человеческуюкрасоту —вот что стремились воплотить греки в образах атлетов. Но создать еенепросто, она состоит в том, чтобы воедино слились добродетель души ссоразмерной красотой тела, писал Лукиан. Фигура дельфийского возничего изкомпозиции, созданной около 476 г. до н. э. неизвестным мастером по желаниюодного из победителей в состязаниях на колесницах, в ниспадающем складкамихитоне, напоминает величественную дорическую колонну с каннелюрами. Лицо полносдержанной силы, спокойствия, торжественности и благородства, линии лба, носа,бровей и губ безупречны по рисунку. Идеально прекрасный образ не лишен, однако,жизненности. В зрачки глаз были вставлены цветные камни, что оживляловыражение. Фигура отлита в бронзе, ставшей с этого времени любимым материалом.
Известны нетолько анонимные произведения V в. до н. э. В это время в Афинах работалискульптуры Фидий, Мирон и Поликлет. Многие статуи их дошли до нас лишь вримских мраморных копиях I—II в. н. э. Наиболее известен среди работ Мирона изЭлевтер «Дискобол» (около 460—450 гг. до н. э.), изображающий атлета в моментнаивысшего напряжения перед броском диска. Мирону первому удалось передать встатичном искусстве живость движения, внутреннее напряжение фигуры. В другомпроизведении — «Афина и Марсий», исполненном для афинского акрополя, лесноесущество Марсий выбирает музыкальный инструмент среди разбросанных у его ног,рядом стоит взирающая на него с гневом Афина. Обе фигуры объединены действием.Интересно отметить, что, хотя Марсий выступает здесь как существо, выражаясьсовременным языком, отрицательное, лишь в его неправильном лице подчеркиваетсяотсутствие совершенства, тело же его идеально прекрасно.
/>
Иктин иКалликрат. Парфенон
Поликлет изАргоса работал уже в период высокой классики, в середине и второй половине V в.до н. э. Он создал тот обобщенный художественный образ атлета, который сталнормой и образцом. Им был написан теоретический трактат «Канон» (мера,правило), где скульптор точно рассчитал размеры частей тела исходя из ростачеловека как единицы измерения (например, голова — 1/7 к росту, лицо и кистьруки — 1/10, ступня — 1/6 и т. д.). Свой идеал он выразил в сдержанно-мощных,спокойно-величественных образах «Дорифора» (Копьеносца; 450—440 гг. до н. э.),«Диадумена» (атлета, увенчивающего свою голову победной повязкой, около 420 г. до н. э.) и «Раненой амазонки», предназначавшейся для знаменитого храма Артемиды в Эфесе.Поликлет воплотил в своих статуях прежде всего образ идеальногосвободнорожденного гражданина полиса, города-государства Афин.
Третьимвеличайшим скульптором V в. до н. э. был уже упомянутый афинянин Фидий. В480—479 гг. персы захватили и разграбили Афины и основные святилища наАкрополе. Среди развалин священного храма Фидий создал семиметровую бронзовуюстатую Афины-воительницы, Афины-Промахос, с копьем и щитом в руках, как символвозрождения города, его мощи и непримиримости к врагам. Как и все последующиеработы Фидия, статуя погибла (она была уничтожена крестоносцами вКонстантинополе в XIII в.).
Около 448 г. до н э. Фидий выполнил 13-метровую статую Зевса для храма Зевса в Олимпии Лицо, руки и телобога были выложены пластинками слоновой кости на деревянной основе, глаза издрагоценных камней, плащ, сандалии, оливковые ветви на голове, волосы, борода —из золота (так называемая хрисоэлефантинная техника). Зевс восседал на троне,держа в руках скипетр и фигуру богини победы. Скульптура пользовалась огромнойславой, но и она погибла в V в. н. э.
С 449. г. до н. э. началась реконструкция Афинского Акрополя и Фидий стал воплотителем замысла Перикла,поддержанного всеми афинянами. Это был период расцвета греческой демократии, вреконструкции Акрополя видели выражение идеи общеэллинского единства. 16 летжизни Фидий отдал Акрополю и создал бессмертный памятник, в котором архитектураи скульптура выступают в нерасторжимом единстве. Осуществляя общий надзор застроительством, он с учениками исполнил скульптуры главного храма Акрополя.
/>
Архилох(?).Эрехгейон
/>
Калликрат. ХрамНике Аптерос
Первоначальнораз в год, а позднее —раз в четыре года по священной дороге от Афин к Акрополютянулось шествие с дарами богине Афине и с одеждой для нее — пеплосом, которыйткали лучшие афинские девушки, начинались так называемые Пана-финейскиепразднества в честь богини — покровительницы города. Процессия проходила черезпарадный вход на холм — Пропилеи (архитектор Мнесикл, 437—432 гг. до н. э.),состоящий из ионической колоннады между двумя дорическими портиками,— наплощадь Акрополя. Справа от Пропилеи на выступе скалы Акрополя, на высокомпостаменте стоял храм Нике (арх. Калликрат; 449—421 гг. до н э.), ионическогоордера, с деревянной скульптурой богини Нике Аптерос (бескрылой) внутри. Эторедкое изображение бескрылой победы. В поэтическом воображении греков богиняпобеды рисовалась изменчивой, легко перелетающей от одного к другому, и поэтомучаще они изображали ее крылатой.
Процессиянаправлялась от входа к центральному храму Акрополя — Парфенону (архитекторы Иктини Калликрат, 447—438 гг. до н. э.). Парфенон —периптер (70х31 м), окруженный 46колоннами. высотой 10 м, по 8 на портиках и по 17 на длинных сторонах. ВПарфеноне соединены черты дорического (колонны) и ионического (фриз основногообъема здания — так называемый зофор) ордеров. Пентелийский мрамор его колонн,красный и синий цвета фронтонов и метоп, деликатно введенная позолота сообщалихраму праздничность. Чувство пропорций, соразмерность всех частей, точность врасчетах делают Парфенон безупречным произведением искусства. Это творение,близкое и понятное человеку, соразмерное ему, вызывающее не только восхищениепамятником, но и чувство уверенности в человеческих силах, возможностях италанте.
Внутри Парфенона(в восточной его части, ибо он был разделен на две половины) стояла изваяннаяФидием 13-метровая статуя Афины-Парфенос, Афины-Девы (447—438 гг. до н. э.),исполненная в хрисоэлефантинной технике. Афина представлена в одеянии сизображенными на нем сфинксом и крылатыми конями. Правой рукой она опиралась наколонну, держа двухметровую крылатую богиню Нике, в левой руке у богини Афиныбыл щит. Рядом со щитом Фидий поместил изображение громадного священного змея.Лицо Афины, руки, маска медузы Горгоны на груди были выполнены из слоновойкости, глаза —из драгоценных камней, одежда и оружие —из золота. Такой ееописал в древнем путеводителе Павсаний.
Фронтоны и 92метопы Парфенона были украшены Фидием и его учениками, а также художникамистаршего поколения. Скульптуры Парфенона в ясных и логичных образах, с глубокойпоэтичностью и эмоциональностью прославляли богиню Афину. На восточном(сохранившемся лучше) фронтоне Парфенона Фидий изобразил «Рождение Афины изголовы Зевса», на западном — «Спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой». Вметопах восточной стороны — сцены битвы богов с гигантами, северной —падениеТрои, южной — борьбу греков с кентаврами, западной — битву греков с амазонками.Фидию, несомненно, принадлежал общий замысел; возможно, он исполнял рисунки, покоторым высекали изображения, и глиняные модели, но многое изваял в материалеон сам, ему, вернее всего, принадлежит и окончательная отделка. СкульптуруПарфенона можно с полным правом считать гениальным творением Фидия. ИсторияПарфенона и его скульптурного убранства полна трагичности. В средние векаПарфенон был превращен в христианскую церковь, затем использовался турками какпороховой склад. В XVII в. при осаде Акрополя венецианцами в Парфенон попалоядро и он был разрушен. Многие скульптуры погибли. Большинство из сохранившихсярельефов в настоящее время хранится в Британском музее в Лондоне.
/>
Лисипп.Отдыхающий Гермес. Копия. Неаполь, Национальный музей
Фидий передал вмифах живое чувство веры в торжество человеческого разума, силу красоты, победугреков над варварами — персами — и над стихийными силами природы. Идеальнаякрасота, глубокая человечность богов и богинь, им изображенных, прекрасногоДиониса, Афродиты, отдыхающей на коленях своей матери Дионы, богинь судьбы Мойри других,—не только радовали глаз, но и вселяли уверенность в современников,возвышали их над обыденной жизнью. В этом было огромное воспитательное значениеискусства Фидия.
Средимифологических сюжетов были и сцены, непосредственно отражающие современнуюжизнь Афин: на рельефном фризе, так называемом зофоре, проходящем за колоннамивокруг наоса Парфенона (160 м длины, 1 м высоты), Фидий изобразил панафинейское празднество, колесницы состязающихся в ловкости, скачущих на лошадяхюношей, девушек, несущих дары богине, музыкантов, жертвенных животных. Ужесовременники говорили о неистощимой фантазии Фидия, а позднее исследователиподсчитали, что на фризе изображены 365 человеческих фигур и 227 фигурживотных, при этом ни разу не повторяется пластика движений. Смерть Фидия (431 г. до н. э.) и затем Перикла совпала с концом высокой классики, эстетический идеал которойвыражен в словах Перикла: «Мы любим прекрасное, соединенное с простотою, имудрость без изнеженности».
Последнейпостройкой Акрополя был храм, посвященный Афине, Посейдону и мифическому царюЭрехтейю, так называемый Эрехтейон (421—406 гг. до н. э.). Храм имеетконструктивную особенность: подчиняясь рельефу места, архитекторы должны былиего восточную часть сделать на 3 м выше западной. На одном из трех портиковхрама антаблемент поддерживают вместо ионических колонн женские фигуры —кариатиды.
Эрехгейонстроился в тяжелое для Афин время. С 431 по 404 г. велась борьба за первенство между Афинской державой и Пелопоннееским союзом во главе соСпартой, получившая в истории название Пелопоннесской войны. Это была не толькоборьба за господство на море и на суше, но и борьба олигархии (Спарта) идемократии (Афины). Афины потерпели поражение. Начинался кризис греческихполисов, кризис рабовладельческой демократии. Это привело во второй половине IVв. до н. э. к подчинению греческих городов новой мощной державе — Македонии.
Конец V—IV в. дон. э.— период бурной духовной жизни Греции, формирования идеалистических идейСократа и Платона в философии, развивавшихся в борьбе с материалистическойфилософией Демокрита, время сложения и новых форм греческого изобразительногоискусства. В архитектуре поздней классики (410— 350 гг. до н. э.) в отличие отранней и высокой классики нет «чувства меры» (месотес), характерного дляпредыдущего периода, и более всего проявляется стремление к грандиозному,внешне великолепному. В Эфесе в середине IV в. до н. э. построен заново некогдасгоревший храм Артемиды, считавшийся одним из чудес света. К такому же чудуможно отнести гигантскую гробницу царя Мавсола в Галикарнасе (архитекторы Пифейи Сатир; 353 г. до н. э.), от которой и произошло позднее название «мавзолей».Она завершалась колесницей с конями и была украшена 150 м фризом с изображением битвы греков с амазонками. Мавзолей соединил торжественную, восточнуюпышность декора с изяществом греческого ионического ордера.
Большое место вархитектуре IV в. до н. э. занимают общественные сооружения для зрелищ. Этознаменитый театр в Эпидавре (архитектор Поликлет Младший; 360—330 гг. до н.э.), на каменных скамьях которого помещалось 10 000 зрителей. Актеры играли накруглой площадке —орхестре (диаметр ее 12 м), за орхестрой находилась каменная стена — скене. Блестящая акустика позволяла все отлично слышать с последнегоряда, который был отдален от орхестры на 60 м и находился на 23 м выше ее. В греческой архитектуре IV в. до н. э. появляется упоминавшийся выше коринфскийордер с колоннами, завершаемыми богато декорированной капителью в виде листьеваканфа (примером может служить камерный памятник Лисикрата в Афинах; 335—334гг. до н. э.).
В скульптуре насмену мужественности и суровости образов строгой классики приходит интерес кдушевному миру человека, и в пластике находит отражение более сложная и менеепрямолинейная его характеристика. Так, в единственной дошедшей до нас вподлиннике скульптора Праксителя мраморной статуе Гермеса (покровителя торговлии путешественников, а также вестника, «курьера» богов; статуя исполнена около 330 г. до н. э. и была найдена в ХIX в. в Олимпии) мастер изобразил прекрасного юношу, небрежнооблокотившегося на пень, в состоянии покоя и безмятежности. Задумчиво и нежноон глядит на младенца Диониса, которого держит на руках. На смену мужественнойкрасоте атлета V в. до н. э. приходит красота несколько женственная, изящная,но и более одухотворенная. На статуе Гермеса сохранились следы древнейраскраски: красно-коричневые волосы, серебряного цвета повязка. Особой славойпользовалась другая скульптура Пракси-теля — статуя Афродиты Книдской. Это былопервое в греческом искусстве изображение обнаженной женской фигуры. Статуястояла на берегу полуострова Книд, и современники писали о настоящихпаломничествах сюда, чтобы полюбоваться красотой богини, готовящейся войти вводу и сбросившей одежды на стоящую рядом вазу. Оригинал статуи Афродиты Книдской,к сожалению, не сохранился. Героям Праксителя не чуждо лирическое чувство,отчетливо выраженное, например, в его «Отдыхающем сатире». Подобные чертыразвились еще ранее, в пластике учеников фидиевской школы, достаточно указать«Афродиту в садах» Алкамена, рельефы балюстрады храма Нике Аптерос илинадгробие Гегесо неизвестных мастеров. Но в образах поздней классики этолирическое начало соседствует с чертами душевной взволнованности, томления,грусти, задумчивости, созерцательности.
Скопас, уроженецострова Парос, был современником Праксителя. Он участвовал в созданиирельефного фриза для Галикарнасского мавзолея совместно с Тимофеем, Леохаром иБриаксисом. В отличие от Праксителя Скопас продолжил традиции высокой классики,создавая образы монументально-героические. Но от образов V в. их отличаетдраматическое напряжение всех духовных сил.
Порыв страсти,выражение страдания, даже какого-то трагического надлома нарушает гармоничнуюясность. Все это опосредованно выражает трагический кризис этических иэстетических идеалов классической поры.
В состоянииэкстаза, в бурном порыве страсти изображена Скопасом Менада. Спутница богаДиониса показана в стремительном танце, ее голова запрокинута, волосы упали наплечи, тело изогнуто, представлено в сложном ракурсе, складки короткого хитонаподчеркивают бурное движение. Игра светотени усиливает динамику образа.
В отличие отскульптуры V в. Менада Скопаса рассчитана уже на обозрение со всех сторон.
Лисипп — третийвеликий скульптор IV в. до н. э. (370—300 гг. до н. э.). Работал он в бронзе и,если верить древним писателям, оставил после себя 1500 бронзовых статуй,которые до нас в подлиннике не дошли. Лисипп использовал уже известные сюжеты иобразы, но стремился их сделать более жизненными, не идеально совершенными, ахарактерно-выразительными. Так, атлетов он показывал не в момент наивысшегонапряжения сил, а, как правило, в момент их спада, после состязания. Именно такпредставлен его Апоксиомен, счищающий с себя песок после спортивного боя. Унего усталое лицо, слипшиеся от пота волосы. Пленительный Гермес, всегдабыстрый и живой, тоже представлен Лисиппом как бы в состоянии крайнегоутомления, ненадолго присевшим на камень и готовым в следующую секунду бежатьдальше в своих крылатых сандалиях. Утомленным от подвигов изображает Лисипп иГеракла («Отдыхающий Геракл»). Лисипп создал свой канон пропорций человеческоготела, по которому его фигуры выше и стройнее, чем у Поликлета (размер головысоставляет 1/9 фигуры).
Лисипп былмногогранным художником. Придворный скульптор Александра Македонского, он делалгигантские многофигурные композиции, например баталию из 25 фигур всадников,статуи богов (например, Посейдона, установленную на Коринфском перешейке усамого моря), портреты (не один раз он изображал Александра Македонского,лучший из портретов знаменитого полководца несет в себе черты почти трагическойсмятенности).
Для искусствапоздней классики было характерно введение новых жанров, которые нашлидальнейшее развитие на следующем этапе — в эллинизме.
В блестящую эпохуклассики греки знали и монументальную живопись, расписывая стены зданиймногофигурными композициями в технике фрески на те же героические имифологические сюжеты, что и в скульптуре.
Время несохранило этих работ. Известны только имена мастеров: Полигнота, упоминаемого в«Описании Эллады» Павсания, Аполлодора, о котором свидетельствует Плиний всвоей «Естественной истории», Апеллеса и его ученика Зевксиса.
В вазописипериода классики краснофигурный рисунок стал более свободным, фигурыпредставлены в сложных ракурсах. Сцены имеют жанровый характер. Сюжетныйрисунок уже приобретает самостоятельное значение в композиции сосуда. (Евфроний— мастер ранней классики; позже — Дурис, Бриг.) К концу V в. до н. э. вазописьстала приходить в упадок, теряя индивидуальность мастера, все более превращаясьв ремесло.
Списоклитературы
Для подготовкиданной работы были использованы материалы с сайта www.gumer.info