Группы и категории должностей государственной службы

Группы и категориидолжностей государственной службы
 

Содержание
 
Введение
1. Понятие государственной службы
2. Должности государственнойгражданской службы, их категории и группы
3. Порядок прохождения государственнойгражданской службы
Заключение
Список использованной литературы
государственная службадисциплина
Введение
 
Служба– одно из самых первых слагаемых социального устройства общества на самойранней ступени его развития, служба оформилась и существовала задолго довозникновения государства. С появлением классов, государства, зарождениемполитических партий, общественных организаций, частных организаций и т.д.параллельно шел процесс укрепления службы и разделения службы и служащих насоответствующие социальной структуре виды и группы. В историческом планеразвитие службы шло применительно к отмиранию одних и появлению новыхсоциальных групп (классов и др.), развитию хозяйства и его специализации, а вцелом наблюдается непрерывный рост численности видов службы и количестваслужащих.
Внастоящее время особое внимание уделяется развитию законодательства огосударственной службе. Это обусловлено, прежде всего, теми изменениями,которые произошли и происходят в нашем обществе и государстве. В декабре 1993года была принята новая Конституция — основной закон страны. Кардинальноизменилась структура, функции органов государственной власти как нафедеральном, так и на региональном уровнях. Проводимые реформы привели кизменению роли и самого государственного аппарата и государственных служащих.Встала необходимость повышения эффективности функций государственного аппарата,обеспечения профессионализма государственных служащих, изучения новых аспектови проблем государственной службы в целом.
Государственныйслужащий в соответствии с ФЗ «О системе государственной службы РФ» — этофедеральный государственный служащий, которым является гражданин,осуществляющий профессиональную служебную деятельность по должности федеральнойгосударственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение,довольствие) за счет средств федерального бюджета, и государственныйгражданский служащий субъекта РФ..
1. Понятие государственной службы
 
Государственным служащим принадлежит важнейшая роль в решениитаких задач, как управление экономикой, социально-культурной иадминистративно-политической сферами, укрепление российской государственности иреформирование общества на основах демократии и права.
Круг и содержание нормативных правовых актов, которымирегулируются вопросы государственной службы, предопределяются условиями(предпосылками) возникновения и реализации государственно-служебных отношений.Это, прежде всего, означает, что до решения вопросов, связанных с замещениемдолжности и осуществлением государственными служащими своих полномочий,необходимо определить систему органов государственной власти и внутреннюю(организационно-штатную) структуру, утвердить перечень государственных должностейи классифицировать их по категориям и группам, установить объем полномочий ифункций по каждой должности, а также квалификационные требования кгосударственным служащим, замещающим эти должности (по образованию, стажу иопыту работы по специальности и т.д.).
Правовые нормы регламентируют и вопросы прохождения службы:поступление на государственную службу; способы замещения вакантных должностей;присвоение квалификационных разрядов; аттестацию государственного служащего;прекращение государственной службы.
Необходимой предпосылкой реализации государственно-служебныхотношений является определение конкретных государственных органов и должностныхлиц, которым предоставляется право осуществлять прием на государственнуюслужбу, а также назначать и перемещать их в должностях, присваивать имквалификационные разряды.
Важный элемент работы с кадрами государственных органов –осуществление государственной кадровой политики. Кадровая политика закрепляетсяв законах, других нормативных правовых актах, посредством которых ипретворяется в жизнь. Успех кадровой политики прямо зависит от качествагосударственного аппарата, от исполнения им законодательства, от егоисполнительской дисциплины.
Во взгляде на сущность государственной службы существует три точкизрения.
Во-первых, государственная служба рассматривается как институт,выражающий интересы всего общества, то есть, она имеет общесоциальный характер.
Во-вторых, государственная служба рассматривается как институт,выражающий, прежде всего, интересы привилегированных групп и, следовательно,она носит классовый характер.
В-третьих, государственная служба рассматривается как институт,который имеет двойственный характер, то есть, для нее присущи общесоциальная иклассовая сторона сущности. Последний взгляд связан с тем, что государственнаяслужба выполняет общие задачи, которые затрагивают интересы всех социальныхгрупп, но при этом привилегированным группам удается приватизировать институтыгосударственной службы, подчинить их своим эгоистическим интересам. Следует такжеотметить, то обстоятельство, что государственная служба имеет тенденцию кбюрократизации, когда она работает преимущественно на себя.
Государственная служба выступает как институт, связывающийгосударство с обществом, гражданина с государством.
Государственная служба обеспечивает управление общественнымиделами, регулирование общественных проблем. Государственная служба некоторымиисследователя рассматривается как элемент механизма государственногоуправления.
Государственная служба – важнейший административно-правовойинститут, которому в системе административно-правового регулирования отведенароль «локомотива» для обеспечения «движения» государственного управления.
Государственная служба рассматривается учеными и в контекстеобсуждения более общих государственно-правовых явлений: например, когда речьидет о функциях государства, государственном управлении, государственномаппарате и его деятельности.
Однако лишь в немногих научных публикациях авторы пытаютсяобобщить опыт нормативного регулирования государственно-служебных отношений вРоссийской Федерации. Между тем потребность в серьезном анализе основных нормдействующего законодательства о государственной службе и главных направленийреформирования государственной службы давно назрела, так как и в теории, и напрактике встречается множество проблем организации и функционированияроссийской публичной службы. Вопросы государственной и муниципальной службы втом или ином виде анализировались Конституционным Судом РФ.
До последнего времени в законодательстве отсутствовало определениепонятия «государственная служба». В юридической литературе в это понятиевкладывалось выполнение служащими государственных организаций (органов,предприятий, учреждений и т.д.) трудовой деятельности в соответствии с занимаемымидолжностями, направленной на осуществление задач и функций государства иоплачиваемой им. При этом государственными служащими считались все служащие влюбой государственной организации.
Если раньше под государственной службой подразумевалось выполнениеслужащими любых должностных обязанностей, в каких бы то ни было государственныхорганизациях (государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и т.д.),то, согласно Федеральному закону «О системе государственной службы РоссийскойФедерации», государственная служба Российской Федерации – это профессиональнаяслужебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполненияполномочий:
— Российской Федерации;
— федеральных органов государственной власти, иных федеральныхгосударственных;
— субъектов Российской Федерации;
— органов государственной власти субъектов Российской Федерации,иных государственных органов субъектов Российской Федерации;
— лиц, замещающих должности, устанавливаемые КонституциейРоссийской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполненияполномочий федеральных государственных органов;
— лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями,уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственногоисполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
Особенности понятия государственной службы, вытекающие изФедерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации»,таковы:
Во-первых, это деятельность государственно-значимого характера, аименно государственная деятельность.
Во-вторых, она лишь часть государственной деятельности, а именно втой мере, в которой она обеспечивает исполнение полномочийгосударственно-властного характера, присущих Российской Федерации (составнымчастям государства), а так же лицам, замещающим государственные должностиРоссийской Федерации и ее субъектов.
В-третьих, это деятельность профессионального характера,отвечающая специальным требованиям, предъявляемым к ее субъектам, в качествекоторых выступают государственные служащие.
/>2.Должности государственной гражданской службы, их категории и группы
 
Государственная должность – этоучрежденная в установленном порядке государственным органом (путем принятияколлегиального решения или единоличного распоряжения должностного лица)первичная структурная единица, которая отражает содержание и объем полномочийзанимающего ее лица и содержится за счет финансовых средств государственногобюджета (сюда включается заработная плата служащего, занимающего даннуюдолжность, ее техническое обеспечение, установленные льготы и гарантии служащихи пр.).
Должности федеральнойгосударственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указомПрезидента Российской Федерации, должности государственной гражданской службысубъектов Российской Федерации — законами или иными нормативными правовымиактами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящегоФедерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственногооргана либо лица, замещающего государственную должность.
Должности гражданской службыподразделяются на категории и (или) группы.
В соответствии с Федеральнымзаконом «О системе государственной службы в РФ» (Глава 2) выделяют следующиекатегории должностей гражданской службы:
1) руководители — должностируководителей и заместителей руководителей государственных органов и ихструктурных подразделений (далее также — подразделение), должностируководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральныхорганов исполнительной власти и их структурных подразделений, должностируководителей и заместителей руководителей представительств государственныхорганов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срокполномочий или без ограничения срока полномочий;
2) помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственныедолжности, руководителям государственных органов, руководителям территориальныхорганов федеральных органов исполнительной власти и руководителямпредставительств государственных органов в реализации их полномочий изамещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лицили руководителей;
3) специалисты — должности,учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственнымиорганами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срокаполномочий;
4) обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного,документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечениядеятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срокаполномочий.
Должности гражданской службыподразделяются на следующие группы:
1) высшие должности гражданской службы;
2) главные должности гражданской службы;
3) ведущие должности гражданской службы;
4) старшие должности гражданской службы;
5) младшие должности гражданской службы.
Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)»подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданскойслужбы.
Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую,главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.
Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются наглавную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.
Внутри групп для некоторых должностей федеральной государственнойгражданской службы предусмотрена градация на разряды. Некоторые эксперты вдроблении должностей государственной гражданской службы усматривают возрождениев новых исторических условиях старой негативной традиции Табели о рангах.Вероятно, разработчики закона предполагали, что такое дробление позволит болеечетко установить квалификационные требования к служебной деятельности идолжностным обязанностям государственных служащих, замещающих должность каждойиз введенных категорий, позволить более четко распределить функциональныеобязанности.
Должности федеральной государственной гражданской службы,классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также поиным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственнойгражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностейфедеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральнойгосударственной гражданской службы утверждается указом Президента РоссийскойФедерации.
Государственные должности гражданской службы приобретаютлегитимный характер только после включения их в соответствующие реестры. Реестресть перечень должностей гражданской службы, официально включенных всоответствующие нормативные документы. Они ведутся на электронных носителях собеспечением защиты от несанкционированного доступа и копирования. Всего должнобыть три реестра: федеральный, региональный и сводный. Сводный реестр должностейгражданской службы Российской Федерации образуется из реестра должностейфедеральной гражданской службы и реестров должностей гражданской службысубъектов Российской Федерации. Последний реестр был введен указом ПрезидентаРФ от 31.12.2005 г. №1574 «О Реестре должностей федеральной государственнойгражданской службы». Это самый объемный и обстоятельный нормативный документподобного рода.
 />3.Порядок прохождения государственной гражданской службы
 
Важным направлениемреформирования государственной службы является создание условий длядолжностного (служебного) роста государственных служащих. За период службы умногих служащих, замещающих должности гражданской службы, происходитнеоднократная последовательная смена должностей с момента поступления на службуи кончая увольнением с нее.
Прохождение государственнойслужбы представляет собой важнейший элемент института государственной службы,так как на этом временном отрезке и реализуется правовой статус государственногослужащего. Прохождение гражданской службы – деятельность по комплектованиюполитических и административных государственных должностей – включает а себяпоследовательную смену государственными служащими должностей в государственнойадминистрации (ее структурных подразделениях), изменение многих фактическихданных, характеризующих государственно-служебное правовое положение служащих(персональные классные чины, воинские и специальные звания, почетные звания,ученые степени и звания, конкретные особенности выполнения служебныхобязанностей, механизм и виды ответственности и т.д.). Каждый государственныйслужащий имеет индивидуальный должностной (служебный) путь (карьеру). Поэтомупрохождение службы на практике всегда также индивидуально.
Существуют различные аспектыпрохождения государственной службы:
— общественный аспект отражаетсоциальный смысл и назначение прохождения госслужбы в плане осуществлениягосударственными служащими функций государства и конституционных установленийпо защите прав и свобод граждан;
— организационный аспектзаключает в себе начала организации прохождения государственной службы;
— правовой аспект имеет своимсодержанием правовое обеспечение прохождения госслужбы;
— личностный аспект выражается ввозможности реализации служащими в процессе службы своих способностей иполучения их адекватной оценки;
— технологический аспектпредставляет собой набор процедур и операций, обеспечивающих прохождениеслужащими государственной службы.
Прохождение государственнойгражданской службы с юридической точки зрения объединяет правовые нормы,устанавливающие следующие вопросы:
— замещение государственныхдолжностей;
— специальная профессиональнаяподготовка сотрудников различных государственных органов;
— совместительство;
— реальное выполнение служащимисвоих должностных обязанностей и реализации прав;
— порядок присвоенияквалификационных разрядов, специальных званий;
— поощрение служащих ипривлечение их к ответственности (к различным видам юридическойответственности);
— аттестация государственныхслужащих, продвижение (перемещение) по службе, условия службы;
— социально-правовая защита(гарантии, льготы, компенсации) государственных служащих;
— основания и способы прекращениягосударственной службы.
Период прохождения службыподразделяется на ряд этапов, каждый из которых соответствует уровнюквалификации работника органа управления, опыту его служебной деятельности,способностям профессионально решать стоящие перед ним задачи. Выделяют следующиеэтапы прохождения госслужбы:
Адаптационный этап – он носитярко выраженный приспособительный характер и свойственен служащим, вновьпринятым на службу, или в период освоения ими новой должности; что требует отруководителей государственных органов, кадровых служб, опытных служащихоказания всемерной помощи новичкам в их профессиональном становлении,применения по отношению к ним различных форм наставничества, не сковывая,впрочем, их инициативу, способность самостоятельно решать возникающие служебныезадачи.
Этап высокопрофессиональногоисполнения государственной должности. Для этого этапа характерно глубокоезнание служащим особенностей своей должности, ее функций, технологийисполнения, высокий уровень профессионализма в выполнении служебныхобязанностей. Применительно к этой категории государственных служащих,составляющих основу кадрового состава госслужбы, необходимо применять различныеформы стимулирования их служебной деятельности, своевременно перемещать погоризонтали и вертикали, обеспечивать им возможность переподготовки и повышенияквалификации, именно, прежде всего из них формировать кадровый резерв, помогатьрасти в профессиональном отношении, что и позволит получить максимальную отдачуот честного и добросовестного выполнения ими служебного долга.
Инновационный этап прохожденияслужбы присущ служащим, которые обладают повышенным уровнем интеллектуальногоразвития, нестандартным подходом к решению служебных задач, поиском ивнедрением различного рода новшеств в управленческую деятельность, процесспринятия и реализации решений, что способствует коренным, качественнымизменениям в объекте управления, значительно повышает коэффициент его полезногодействия.
Этап завершения прохожденияслужбы.
Процессы прохождениягосударственной службы регулируются федеральным законодательством, законами субъектовроссийской федерации, другими нормативно-правовыми актами. Ими определяютсяпорядок приема на государственную гражданскую службу, прохожденияиспытательного срока, особенности условий службы, порядок проведения аттестациислужащих, присвоения классных чинов и многие другие вопросы.
Между актом поступления на службуи увольнением с нее возможны различные перемещения государственного служащегопо службе. Они могут быть связаны с различными обстоятельствами – должностной(служебный) или профессиональный рост, обновление или ротация кадров,перемещение на равнозначную должность, при необходимости замещения другойдолжности, по состоянию здоровья, в связи с возрастом, семейнымиобстоятельствами, при поступлении на учебу, понижении в должности и так далее.
Каждое перемещение оформляетсяприказом соответствующего руководителя (должностного лица) с указаниемоснования перемещения.
В системе государственногоуправления в России сложился и действует определенный порядок продвижения послужбе, основанный на способностях работника, полученной им подготовки, стаже идругих факторах. Порядок продвижения и критерии весьма различаются взависимости от условий найма, вида работы, занимаемой должности.
Чаще всего продвижение основанона стаже работы. Однако в последние годы наблюдается сдвиг в подходе от стажа ккачеству труда. В этой связи все больше распространяются методы оценки качествана основе экзаменов, рейтингов, эффективности и отчетов о прошлой деятельностислужащего.
Так, создание отлаженногомеханизма карьерного роста, основанного на совокупности таких факторов, какопыт работы, профессиональные навыки и соответствие занимаемой должности,создает мощный стимул для улучшения работы гражданских служащих, для повышенияэффективности государственного управления.
В состав мер должного ивозможного поведения гражданского служащего с необходимостью включается иответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на негообязанностей, запретов и требований. Ответственность выражается в применении кгражданскому служащему различных взысканий и наказаний за допущение поступков идействий, которые юридически признаются запрещенными и вредными. Различаютчетыре вида ответственности гражданского служащего:
1) дисциплинарную;
2) административную;
3) материальную;
4) уголовную.
Служебная дисциплина на гражданской службе – обязательное длягражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа идолжностного регламента, установленных в соответствии с ФЗ «О государственнойгражданской службе Российской Федерации», другими Федеральными законами, иныминормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и сослужебным контрактом.
За совершение каждого дисциплинарного проступка, то есть занеисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его виневозложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеетправо применить одно из следующих дисциплинарных взысканий:
1) замечание;
2) выговор;
3) предупреждение о неполном должностном соответствии;
4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
5) увольнение.
При освобождении гражданский служащий включается в кадровый резервдля замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе.
Здесь несколько в завуалированной форме, но достаточно прозрачнопроводится линия служения гражданского служащего не закону, а непосредственновышестоящему начальнику, в основном, представителю нанимателя. Именно по егоусмотрению гражданский служащий, совершивший дисциплинарный проступок, можетбыть привлечен к дисциплинарной ответственности или даже уволен. Руководительможет, но не должен применять меры дисциплинарного взыскания. Он не несетответственности за свое бездействие, либо непринятие мер по отношению кгражданскому служащему, недобросовестно выполняющему свои обязанности.
Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания регулируетсястатьей 58 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.Порядок проведения служебной проверки регулируется статьей 59 ФЗ «Огосударственной гражданской службе Российской Федерации». Применение кгосударственным служащим дисциплинарных мер позволит повысить уровеньдисциплины, ответственности за неисполнение должностных обязанностей и запринимаемые ими решения.
Административная ответственность гражданский служащий несет пообщим правилам наравне с остальными гражданами России, как это предусмотреноКодексом об административных правонарушениях и другими нормативными правовымиактами. Материальная ответственность наступает за служебный проступок, врезультате которого наносится материальный ущерб государству, предприятию,организации, учреждению и выражается в возмещении гражданским служащимпричиненного им имущественного ущерба. К уголовной ответственности гражданскиеслужащие привлекаются на общих со всеми гражданами основаниях.
Заключение
 
В Российской Федерации сложилась ситуация, при которойреформирование государственной службы является приоритетным направлением.Основное направление реформирования – кардинальное повышение эффективности икачества государственной службы в интересах развития гражданского общества иукрепления государства, содействие экономическому прогрессу, повышение качестваоказываемых государством услуг, рациональное использование государственныхресурсов и улучшение положения государственных служащих, конкурентоспособностьпрофессии государственного служащего на федеральном и региональных рынкахтруда. Реформирование государственной службы в РФ должно обеспечить созданиецелостной системы государственной службы, с учетом исторических, культурных,национальных и иных особенностей РФ, а также тенденций мирового развития.
Развитие современной государственной службы идет в РоссийскойФедерации в непростых условиях. Преодоление трудностей, вызванных какобъективными обстоятельствами, так и субъективными факторами, требует глубокогонаучного осмысления процессов, происходящих в государственной службе. При этомнепременным условием успешного выполнения государственной службой возложенныхна нее функций является наличие квалифицированного кадрового корпуса.
В целом государственная служба должна обеспечивать социальнуюстабильность, безопасность, эффективное функционирование всей инфраструктуры,необходимой для развития экономики, работу учреждений народного образования,транспорта и всего, что нужно для обеспечения жизни общества.
Список использованнойлитературы
 
1. Федеральный закон «О системе государственной службы РФ»
2. Комментарий к ФЗ «Об основах государственной службы РФ» изаконодательству о государственной службе зарубежных государств. — М.:Юридическая фирма КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 2008.
3. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон,практика. Монография. – М.: Изд-во РАГС, 2005.
4. Бахрах Д. Н. «Административное право» М.: БЕК ,2006.
5. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г., Служебное право. Учебник. – М:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003.
6. Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность.Основы теории и организации: Учебное пособие. – М.: ИКЦ «Март»; Ростов-н/Д:издательский центр «Март», 2006.
7. Дмитриев М. Реформа государственного управления в России, Научныеисследования. Архив. -А. П. Алёхин, А. А. Кармолицкий, Ю. М. Козлов«Административное право Российской Федерации» М. Зерцало, 2007.
8. Лытов Б.В. Государственная служба: проблемы прохождения//Власть. 2004.
9. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. – М.: Юнити, 2007.
10. Учебник под ред. Попова Л.Л. Административное право — М.: Юристъ, 2005г.
Размещено на аllbest.ru