Грузоперевозки. Договор транспортной экспедиции Договор транспортной экспедиции надо составлять очень тщательно, так как грамотно составленный договор поможет избежать множества проблем, связанных с ответственностью за грузоперевозку и защиту прав и интересов обеих сторон. Процесс транспортировки грузов не так прост, как кажется на первый взгляд, он включает в себя множество разнообразных функций. Ведь нужно не только перевезти товар, но и запаковать, загрузить и выгрузить
его, а так же состыковать транспортные средства по времени. Для всего этого требуется большой и опытный коллектив работников (логистики, грузчики, шоферы и др.). Если штат вашей компании небольшой, нет опытных специалистов, которые помогут вам организовать грузовые перевозки, а партии груза нужно отправлять регулярно в большом объеме, то лучше всего обратиться в транспортно-экспедиционную компанию, так как заниматься грузовой перевозкой своими силами экономически невыгодно.
При таком сотрудничестве обязательно нужно составить договор грузоперевозки. В традиционном определении такой транспортно-экспедиционный договор обязывает экспедитора за вознаграждение и за счет клиента выполнить определенные в нем услуги по грузовой перевозке и связанные с ней хлопоты. В нем расписываются все обязанности и права обеих сторон. Проще говоря, транспортно-экспедиционное обслуживание освобождает клиента (грузоотправителя или грузополучателя)
от хлопот по грузоперевозке. Например: отправка, упаковка, транспортировка, заправка транспорта дизельным топливом, получение и разгрузка груза, а также заключение договоров с автотранспортными компаниями, предоставляющими определенные виды транспорта. На такой специфический вид транспортного обслуживания, как офисный переезд заключается отдельный договор. Права и обязанности сторон договора транспортной экспедиции
В число обязанностей экспедитора, связанных с грузоперевозкой входят: • погрузка и разгрузка перевозимого груза; • проверка соответствия качества и количества перевозимого груза, который заявлен в документах грузоотправителя; • организация маршрута, избранного клиентом и обеспечение грузовой перевозки необходимым транспортным средством; • уплата пошлин, транспортных сборов и других расходов по грузоперевозке за счет клиента; • получение документов, необходимых для экспорта и импорта; • выполнение формальностей,
необходимых для грузовой перевозки и оформление таможенных документов; • обеспечение отправки и получения груза клиентом. При передаче груза от клиента к экспедитору, последний должен выдать экспедиторский документ. Также в обязанности перевозчика входит предоставление клиенту оригиналов всех договоров, заключенных для грузоперевозки на основании выданной клиентом доверенности. В права экспедитора входит возможность проверять подлинность документов, предоставленных клиентом,
информацию о грузе и правдивость других сведений, которые необходимы для исполнений обязанностей экспедитором своих обязанностей. Клиент со своей стороны обязан своевременно предоставить все документы и информацию о грузе для прохождения таможенного, санитарного и других государственных контролей. Очень важно сразу прописать в экспедиционном договоре перечень документов, которые предоставляет клиент и порядок их представления. Экспедитор может привлечь к исполнению своих обязанностей третьих лиц, если
это позволено договором на перевозку груза согласно статье 805 ГК РФ, но при этом он не освобождается от обязанностей и ответственности перед клиентом, и несет ответственность за их действия. Экспедитор не имеет права заключать от имени клиента договор на страхование груза. Есть некоторые условия, при которых экспедитор имеет право отступать от должностных обязанностей экспедитора и указаний клиента в его же интересах (указания клиента неточные, экспедитор не имел возможности согласовать
с клиентом отступление в течение суток), которые указаны в Законе. Но при этом экспедитор должен сообщить о произведенных действиях в течение суток. Согласно статье 3 Закона, экспедитор вправе удерживать перевозимый им груз вплоть до уплаты вознаграждения и всех расходов, понесенных в течение грузовой перевозки. Если за это время произойдет порча груза, то всю ответственность несет клиент.
Клиент имеет право собственноручно выбрать маршрут, по которому будет совершаться грузоперевозка и вид транспорта, необходимый для этого. В случае отказа от выбора маршрута клиентом, экспедитор может самостоятельно определить эти условия, исходя из интересов клиента. В договоре по грузоперевозки так же указываются сроки, в которые клиент должен выплатить экспедитору причитающееся ему вознаграждение и понесенные им расходы в ходе исполнения обязанностей перевозчика.
Экспедитор должен понимать, что договор является консенсуальным, и эта теоретическая характеристика может иметь в ходе судебного разбирательства по предъявленным претензиям серьезные последствия. Клиент может заключить договор транспортной экспедиции, к примеру, на один год. В таком договоре будут определены лишь права и обязанности сторон, а на каждую отдельную грузовую перевозку нужно будет составлять приложение с описанием перевозимого товара, места назначения и сроки.
Виды договоров транспортной экспедиции Договор о доставке груза до места нахождения перевозчика. К примеру, экспедитор самостоятельно заключил с клиентом договор транспортной экспедиции груза непосредственно на его склад, но при этом заключен договор с железной дорогой на грузовую перевозку товара, принадлежащего клиенту. При этом подъездных железнодорожных путей к складу клиента нет, и товар имеет большие габариты (допустим контейнер в 20 футов) – это становится очень серьезной проблемой для перевозчика, которая
создает трудности по выполнению обязательств согласно договору на грузоперевозку. Отсутствие железнодорожных путей непосредственно к месту назначения груза – очень распространенная ситуация, так как такие пути имеют только крупные государственные предприятия. Самый оптимальный выбор в такой сложной и довольно распространенной ситуации – это заключение транспортного договора с транспортной компанией, которая находится или имеет свой филиал в регионе, куда клиент отправляет
свой товар. В данном случае экспедитор обязан: загрузить транспортное средство грузом на складе, доставить груз до места отправления по железной дороге и сдать его перевозчику, а затем обеспечить прием товара на месте назначения и доставку на склад конечного получателя. В зависимости от условий поставки, которые обозначены в договоре грузоперевозки, и грузоотправитель и грузополучатель могут выступать в роли клиента. Договор об обеспечении доставки груза.
Такой договор – это классическая разновидность договора транспортной экспедиции, и он особенно удобен для организаций, которые не имеют своих отделов логистики. Заказчик грузовой перевозки не принимает участие в, собственно, доставке своего груза в пункт назначения. В соответствии с существенными особенностями договора грузоперевозки, всю ответственность за доставку груза берет на себя экспедитор, от получения груза у клиента до доставки его в пункт назначения и сдачи.
Экспедитор, в свою очередь, может выполнить условия транспортного договора самостоятельно или привлечь третьих лиц (водителей, грузчиков). В любом случае, действует экспедитор лично или привлекает третьих лиц, вся ответственность за выполнение работ лежит на том, кто непосредственно заключал договор с клиентом, в соответствии со статьей 805 ГК РФ. В таком договоре бывают исключения. Существуют случаи, когда договор на грузовую перевозку с транспортной компанией заключает не грузоотправитель,
а грузополучатель. Грузополучатель договаривается с грузоотправителем о передаче груза экспедитору, при этом грузоотправитель может доставить товар до места передачи, которое заключено в договоре транспортных услуг. Исходя из этого, экспедитор несет ответственность за товар с момента его получения у грузоотправителя. Момент передачи груза является ключевым для всех сторон договора транспортной экспедиции, так как он фиксирует передачу груза и является основным документом, который подтверждает принятие экспедитором
обязанностей по дальнейшей грузоперевозке. Бывают случаи, когда экспедитор намеренно завышает объем и вес перевозимого груза для того, чтобы потом представить клиенту больший счет за услуги. В таких ситуациях нужен опытный специалист, который сможет проверить сведения, содержащиеся в накладных, так как доказать факт искажения данных о грузе крайне сложно. Если клиенту требуются постоянные грузовые перевозки, то выгоднее заключить с экспедитором длительный
договор транспортно-экспедиционного обслуживания. Это дает клиенту возможность не искать каждый раз экспедитора и не заключать договора, а зачастую и право на определенные скидки. Договор об отдельных транспортно-экспедиционных услугах. Подобные договоры свойственны небольшим компаниям, которые предоставляют лишь один или несколько видов деятельности, связанной с транспортно-экспедиционными услугами.
Это может быть сопровождение грузов, охрана грузов, монтаж, таможенное оформление и т.д. В различных ситуациях договор может именоваться по-разному. Но при разборе тяжб такой документ в любом случае будет рассматриваться как связанный с процессом грузоперевозки договор. Договоры об отдельных транспортно-экспедиционных услугах бывают разовыми и длительными. В последнем случае, каждая отдельная заявка сопровождается подписанием дополнительного документа-приложения
к договору. Ответственность экспедитора и клиента в случае нарушения договора Экспедитор, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, прописанных в договоре, несет ответственность перед клиентом по общим правилам, которые установлены главой 25 ГК РФ. Статья 803 гласит, что именно предпринимательский риск, а не вина экспедитора, является общим обоснованием ответственности. Однако, если нарушение состоялось из-за ненадлежащего исполнения транспортного
договора и экспедитор сумеет это доказать, то его ответственность будет определяться по правилам действующего законодательства. Ответственность участников договора грузовой перевозки за невыполнение каких-либо его пунктов всегда носит ограниченный характер. Согласно материальноправовой ответственности договора грузоперевозки, вы можете взыскать ущерб, причиненный порчей или гибелью груза, но не упущенную выгоду. В таких ситуациях, как невыполнение заявки грузоотправителя, перевозчик оплачивает неустойку, но он
не должен возмещать убытки. К тому же уставы и правила всех отраслей транспорта предусматривают множество случаев, при которых перевозчик может быть освобожден от ответственности. Это, конечно, весьма плохая особенность договора грузоперевозки для клиента. Перечень оснований ответственности участников договора грузовой перевозки содержится в законе “О транспортно-экспедиционной деятельности”. Экспедитор обязан возместить ущерб за утрату клиенту,
если груз не выдан в течение 30 дней после окончания дня срока доставки, если он не докажет, что он не мог предусмотреть и предотвратить обстоятельства порчи или пропажи груза. Ущерб, принесенный клиенту, возмещается в размере стоимости груза, в зависимости от условий и особенностей транспортного договора. Действительная стоимость груза при грузоперевозке определяется исходя из цены, которая указана в транспортном договоре или счете продавца, а при ее отсутствии считается по средней
стоимости аналогичного товара. Можно предусмотреть в договоре транспортной экспедиции возврат экспедитором уплаченного вознаграждения. Также, грузоперевозчик обязан возместить клиенту выгоду, упущенную при утрате, повреждении, или недостаче груза, которые произошли по его вине. Согласно статье 9 закона, экспедитор должен возместить убытки клиенту, причиненные нарушением срока исполнения обязательств, если другое не предусмотрено в транспортном договоре и перевозчик не докажет,
что нарушение произошло в ходе обстоятельств, которыми он не мог управлять или предвидеть, или же вине клиента. Законодательством предусмотрено ограничение ответственности экспедитора при международных грузовых перевозках, если перевозчик докажет, что его нарушение договора транспортной экспедиции не было грубым или случилось не по его вине. Это правило призвано ограждать клиентов и потребителей от недобросовестности некоторых фирм по грузоперевозкам. При страховании экспедируемых грузов упрощается порядок возмещения
убытков при нарушении транспортного договора. В таком случае страховая компания выплатит возмещения клиенту, а затем предъявит иск экспедитору, и возьмет все судебные хлопоты на себя. Не только клиент, но и экспедитор может застраховать свои риски, связанные с осуществлением грузовых перевозок. Перечень оснований ответственности клиента перед экспедитором тоже существует, он зафиксирован в Законе и не может изменяться договором грузоперевозки.
Таковыми основаниями могут послужить: • причинение убытков грузоперевозчику в связи с неисполнением предоставления информации о перевозимом товаре. Экспедитор может требовать возмещения убытков в полном объеме, если отсутствовала информация об опасных свойствах груза; • необоснованный отказ клиента от оплаты услуг. В этом случае экспедитору выплачивается штраф в размере 10 процентов от суммы понесенных им расходов; • несвоевременная уплата вознаграждения и возмещения понесенных экспедитором в интересах
клиента убытков. Неустойка за каждый просроченный день составляет 0,1 процента от суммы вознаграждения и расходов экспедитора, при этом она не может быть выше, чем сумма вознаграждения. При одностороннем прекращении договора грузоперевозки, виновная сторона должна возместить пострадавшей стороне убытки, вызванные отказом, и уплатить штраф в размере 10 процентов от суммы понесенных затрат. Для процессуального оформления требований, которые возникают в связи с ненадлежащим исполнением или
неисполнением договора транспортной экспедиции, следует обратить внимание на следующие тонкости: • закон предусматривает для коммерческих организаций и предпринимателей досудебную процедуру урегулирования конфликтов – предъявления претензий к грузоперевозчику в письменной форме, которая должна быть рассмотрена в течение 30 дней со дня получения; • для таких требований срок исковой давности составляет один год. Транспортная экспедиция: вехи истории В дореволюционной
России такого понятия, как “договор транспортной экспедиции” не существовало. Проект Гражданского уложения Российской Империи, созданный в 1910 году, предусматривал очень узкую трактовку договора по грузоперевозке, но его создатели не приняли в расчет необходимость совершать не только юридические, но и фактические действия в процессе грузовой перевозки. Отдельные элементы современного договора можно было встретить в договорах по грузоперевозке, которые
заключались с частными обществами транспортирования кладей. Неразвитость рынка транспортных услуг на то время объясняло такое положение дел. В ходе реформы управления автомобильным транспортом, проводимой в 50-60 гг. прошлого века, были созданы министерства транспорта, при которых уже создавались транспортно-экспедиционные предприятия. Но при этом, основы гражданского законодательства 1961 года и
Гражданский кодекс 1964 года, все также не содержали правовых норм по составлению договора транспортной экспедиции и не признавали его как самостоятельный. Эту реформу управления автомобильным транспортом принято считать точкой отсчета в развитии и становлении рынка транспортных услуг и началом истории грузовых перевозок. Только в 1979 году Совет министров установил, что предоставлять транспортно-экспедиционные услуги могут
только автотранспортные мероприятия. В перечень таких услуг входило обслуживание грузоотправителей и грузополучателей при грузоперевозке всеми видами транспорта. Спектр предоставления услуг по грузовым перевозкам разделяли на юридические и производственные операции. Юридические операции включали в себя: заключения договоров грузовой перевозки, определение прав и обязанностей экспедитора, расчет за транспортно-экспедиционное обслуживание и т.п.
А в производственные операции включалось: осуществление погрузочных и разгрузочных работ, упаковка, взвешивание, хранение и т.д. В 1981 году был утвержден типовой договор на централизованную грузоперевозку из портов, аэропортов, железнодорожных станций и наоборот. Этот типовой договор транспортной перевозки вошел в историю грузовой перевозки как документ, которым пользовались транспортные компании на протяжении многих лет.
Вскоре, в 1984 году были приняты Правила транспортно-экспедиционного обслуживания предприятий, организаций и учреждений в РСФСР. Некоторые нормы были изложены в кодексах и уставах, которые регулировали деятельность отдельных видов транспорта (автотранспорт, авиатранспорт, железнодорожный транспорт и.т.д.). В 1996 году во второй части Гражданского кодекса в главе № 14, впервые в истории договора грузовой перевозки, содержалось понятие договора транспортной экспедиции, а так же требования к его форме и заключение
основных моментов по деятельности экспедитора. В недавнем прошлом, в июле 2003 года, вступил в действие закон “О транспортно-экспедиционной деятельности”, в котором определился порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности и оформления документов, необходимых для грузоперевозки. Также в этом Законе были разграничены права и обязанности обеих сторон договора, за исключением почтовой связи. По сей день правила транспортно-экспедиционной деятельности не утверждены правительством
РФ. Также стоит отметить и такие отраслевые нормативно-правовые акты, как кодекс торгового мореплавания РФ 1999 года, устав железнодорожного транспорта РФ 2003 года, устав автомобильного транспорта РФ 1968 года в действующей редакции и кодекс внутреннего водного транспорта 2001 года. Рекомендации по составлению договора транспортной экспедиции. При составлении типового договора транспортной перевозки следует придерживаться нескольких правил:
1. Необходимо составить точный перечень услуг, которые экспедитор обязуется выполнить перед клиентом. Если составить конкретный и подробный перечень услуг и обязательств, то в последующем исполнении договора транспортной экспедиции останется меньше взаимных разногласий и претензий. Нужно очень тщательно расписать то, что будет входить в обязанности экспедитора, как распределяются права и обязанности между экспедитором и клиентом, как экспедитор будет заключать договора по грузоперевозке,
кто оформляет документы таможенного, санитарного и других государственных контролей, и учесть множество других “подводных камней”. 2. Важно проверить наличие и подлинность лицензии у компании, которая занимается перевозками ваших грузов. Некоторые виды деятельности по грузовым перевозкам подлежат обязательному лицензированию. В них входят погрузка и разгрузка грузов в морских портах и на железнодорожном транспорте. Все эти особенности транспортно-экспедиционной деятельности изложены в соответствии
Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности” № 128-ФЗ от 8 августа 2201г. 3. Следует определить сроки и время разгрузки груза на складе грузополучателя. Это необходимо четко определить в транспортном договоре, так как склад работает по определенному установленному графику и с утвержденными временными нормативами разгрузки прибывшего транспортного средства. Если экспедитор нарушит сроки, в которые он должен доставить груз, то это приведет к простою и даже
к порче груза, что выльется в претензии клиента. Но случается и так, что груз совершает простой по вине грузополучателя, и тогда уже претензии предъявляет экспедитор, с требованием оплатить время простоя. Кроме того, важно: • Собрать информацию о перевозимом грузе, которая может понадобиться для прохождения контролей, а также подробно описать его характеристику и свойства. • Четко продумать и составить в договоре оказания транспортных услуг маршрут, по которому будет совершаться
грузоперевозка. 4. Не забудьте указать в транспортном договоре как можно больше контактных данных. Это делается для того, чтобы в случае возникновения обстоятельств, которые мешают выполнять экспедитору свои обязанности, он мог связаться с клиентом и решить все вопросы и проблемы как можно быстрее. 5. Стоит распланировать сроки и порядок выплаты вознаграждения экспедитору за проделанную им работу по грузовой перевозке. Порядок и сроки уплаты, а также возмещение понесенных экспедитором расходов –
существенное условие договора. Если четко определить размер суммы расходов экспедитора, которые он понесет при исполнении своих обязательств, а также внести уточнение, касающееся того, какая сторона и каким образом будет оплачивать тарифы по грузовой перевозке и другие платежи, то это максимально оградит клиента от лишних расходов. (По материалам сайта www.bizonline.ru/)