Хакасы

Хакасы

Самоназвание
хакасов – тадар. В фольклоре хакасов в качестве их древнего самоназвания
употребляется термины хоорай и хыргыс-хоорай. В Российском государстве в ХVII –
ХIХ вв. в отношении хакасов употреблялись термины минусинские татары, ачинские
татары, абаканские татары.

Хакасы
живут в Республике Хакасия (62,9 тыс. чел. по данным на 1989 г.), в Туве (2,3
тыс. чел.), в Красноярском крае (5,2 тыс. чел.). Численность в других регионах Российской
Федерации: 13,3 тыс. человек. Численность в Российской Федерации – 78,5 тыс.
чел. Общая численность – 80,3 тыс. чел. Хакасы подразделяются на четыре
этнографические группы: сагайцы (са ай), качинцы (хааш, хаас), кызыльцы
(хызыл), койбалы (хойбал).

Антропологически
хакасы относятся к вариантам переходных форм от уральской расы к южносибирской:
у северных групп (кызыльцы, часть сагайцев) преобладают черты уральской расы, у
южных (главным образом, качинцы) – южносибирской.

Хакасский
язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Хакасский язык
подразделяется на 4 диалекта: сагайский, качинский, кызыльский и шорский, на
базе качинского и сагайского сформировался литературный язык и создана
письменность. Хакасский язык считают родным 76,6% хакасов (1989 г.).

В
эпоху позднего средневековья хоорайские беги обучались грамоте в Монголии,
Джунгарии и, возможно, в Китае. В российских архивах хранятся хакасские
послания ХVII – ХVIII вв., написанные как монгольскими, так и “своими
татарскими” письменами. В 1928-1938 гг. создана письменность на основе
латинской графики. Современная письменность создана в 1939 г. на основе русской
графики.

Официально
все хакасы были крещены Русской Православной церковью в 1876 г. Фактически
большая часть верующих хакасов придерживалась и придерживается традиционных
верований.

В
ХIХ в. завершается процесс этнического формирования этнических групп хакасов:
качинцев (12 тыс. человек в 1897 г.), сагайцев (13,9 тыс. человек), кызыльцев
(8 тыс. человек, в составе кызыльцев ассимилировались группы татар Сибирского
ханства и казахов-аргынов, осевших в Алтысарском улусе в ХVI или в начале ХVII
в.), койбалов (1 тыс. потомков тюркизированных маторов и байкотовцев,
составлявших в ХVIII в. владения “князца” Койбала) и бельтиров (4,8
тыс. потомков выходцев из Тувы, осевших в устье Абакана, отсюда название
бельтир – “устьинцы”). Таким образом, хотя основная часть кыргызов
была в 1703 г. выведена в пределы Джунгарского ханства, оставшиеся и
вернувшиеся во второй половине ХVIII в. кыргызы вошли в состав будущих хакасов.
В ХХ в. процесс консолидации этнических групп “минусинских”, или
“абаканских”, “татар” завершился образованием хакасского
народа.

Традиционное
занятие хакасов – полукочевое скотоводство. Хакасы содержали лошадей, крупный
рогатый скот и овец. Значительное место в хозяйстве хакасов занимала охота
(главным образом у кызыльцев) в тайге, саянских горах (на кабаргу). Земледелие
(основная культура ячмень) становится преобладающей отраслью хозяйства к концу
ХIХ в. Осенью подтаежное население Хакасии занималось сбором кедрового ореха.
Местами у хакасов появилось свиноводство и птицеводство.

Основным
видом хакасских поселений были аалы – полукочевые объединения нескольких
домохозяйств (10 – 15 юрт), как правило родственных между собой. Основной тип
жилища хакасов – нерешетчатая юрта.

У
хакасов наиболее распространенным был костюм качинцев. К началу XX в. они
широко использовали покупные ткани. В начале XX в. вслед за русскими тканями в
костюм хакасов начали проникать отдельные элементы русской крестьянской и
городской одежды, а в районах тесного соседства с русскими зажиточное население
стало полностью перенимать русский крестьянский костюм.

Основной
пищей хакасов служили зимой мясные, а летом молочные блюда. Хакасы готовили
супы и различные бульоны с отваренным мясом. Наиболее популярным был крупяной и
ячменный суп. Из праздничных блюд одним из любимых была и остается кровяная
колбаса. Самым распространенным напитком был айран, приготовляемый из кислого
коровьего молока. Айран перегоняли также на молочную водку. Ее употребляли по
праздникам, для угощения гостей и при выполнении религиозных обрядов.

Хакасы
придавали большое значение общественным молениям. Молились небу, горам, воде,
священному дереву – березе. Качинцы моление небу устраивали на горе Саксар в
Абаканской степи. Во время моления в жертву приносили нечетное количество белых
ягнят с черными головами. Женщины и дети к обряду не допускались.

У
хакасов существовал также культ “тeсей” – семейных и родовых
покровителей, воплощением которых считались их изображения. Этим изображениям
молились и, чтобы задобрить тeсей, имитировали их кормление. Большинство
обрядовых действий совершалось при участии шамана.

В
80-90-е гг. среди хакасов наблюдается подъем национального самосознания,
развертывается движение за возрождение национальной культуры и языка.

С
начала 90-х гг. среди хакасов начался процесс возрождения родовых и фамильных
праздников, во время которых совершаются поклонения земле, моления предкам. На
этих праздниках поддерживается культ родовых гор.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru