Ханс Кристиан Браннер. Никто не знает ночи

Ханс Кристиан Браннер. Никто не знает ночи

Подростками
Симон и Лидия были соседями по дому в Копенгагене. Мальчишки во дворе орали,
что у Лидии мать шлюха; Лидия дразнила и задирала их, и её били, а она отбивалась,
и однажды Симон, не выдержав, бросился на обидчиков, и все исчезло, осталась
только боль, и крики, и кровь. Потом они с Лидией спрятались в угольной яме и
долго сидели, а когда все стихло, она привела его на чердак… А после они
лежали, тесно прижавшись друг к Другу, и оба понимали, что происшедшее
останется с ними навсегда и никто не сможет этого изменить.

Проходит
много лет, и вот в последний год войны Симон случайно встречает Лидию. Несмотря
на то, что у Лидии неизвестно откуда дорогие сигареты и шелковые наряды,
несмотря на её пьяноватую улыбочку, Симон отчаянно хочет верить её словам о
любви и тому, что у нее он в безопасности, хотя его разыскивает гестапо и нужно
соблюдать осторожность. Но, видимо, Лидия все же выдала его, потому что на
третью ночь в её квартиру приходят фашисты. Симон успевает уйти по крышам, но
натыкается на машину с полицаями, которые, как положено в комендантский час,
открывают стрельбу по убегающему человеку. Симон ранен в руку, но, не
останавливаясь, бежит, бежит под дождем и ветром, удирает от каких-то собак,
перелезает через какие-то ограды… Сознание его мутится… Вдруг он обнаруживает,
что сидит перед фешенебельным особняком, из окон которого льется музыка.
«Дальше!» — говорит он себе…

«Встань,
— говорит себе Томас. — Встань и уйди из своего дома, который тебе не дом,
прочь от своей супружеской жизни, которая никакая не супружеская жизнь…» Но,
как всегда, он остается сидеть и пить, пить, и вот опять начинаются
галлюцинации, и снова он вспоминает о матери. Та мучила Томаса своей любовью;
он не мог больше каждую ночь выслушивать доверительные рассказы о её
любовниках. Он запирался в комнате, напивался, а она колотила в его дверь и
кричала, что покончит с собой. И однажды действительно наглоталась снотворного.
Ее можно было спасти, просто позвонив врачу, но Томас не сделал ничего. И
теперь призрачные демоны-аналитики говорят с ним о его вине, и все вокруг
кружится, и появляются провалы в сознании…

Симон
очень устал. Лидия его выдала. Он убьет её, а потом и себя. Но сначала надо предупредить
товарищей. Придется просить помощи у незнакомых людей. Симон подбирается к окну
особняка, видит в нем танцующие пары, а в углу — пьяного мужчину, к которому
подходят похожая на Лидию женщина и её кавалер.

К
Томасу подходят Габриэль и Дафна. Его тесть и его жена, отец и дочь; и Томасу
кажется, что отношения между ними не вполне невинные… Вот на их месте возникает
друг дома доктор Феликс. Дафна в последнее время что-то часто употребляет
медицинские термины. А ему, Томасу, она не открывает дверь, когда он стучится к
ней в спальню. Но он все равно приходит. Он не способен порвать этот ад
нереальности даже выстрелом в висок, хотя пистолет уже давно приготовлен…
Хочется ударить Феликса, но вместо этого Томас начинает говорить и глушит
доктора словами, пока тот не уходит… А у Томаса на коленях уже сидит женщина по
имени Соня. Она рассказывает о том, как её унижают Дафна и Феликс, как она
боится Габриэля; Соня признается Томасу в любви, умоляет её спасти… Приходит
Дафна, уводит её, но Томас не делает ничего. К нему подсаживается Габриэль…

Двое
немцев из караульной службы приближаются к особняку. Симон затаился на заднем
дворе. Главное — не даться живым. Холодно, хочется спать, рука болит…

Габриэль,
преуспевающий коллаборационист, быстро улаживает с немцами дело насчет
неправильной светомаскировки и продолжает разговор с Томасом.

Вышедшая
из дома с мусорным ведром девушка натыкается на Симона. Тот просит её вызвать
кого-нибудь из взрослых, кому можно доверять. Она уходит…

Увлекшись,
Габриэль излагает Томасу свои убеждения: будущее — за капиталом, который и
создаст новую форму диктатуры. Пусть люди верят, что воюют за свободу, — не
надо отнимать у них красивые лозунги, надо лишь использовать их в своих целях.
На самом деле человеку необходима не свобода, а страх. Веши, деньги и страх.

Симон,
боясь, что девушка расплачется и завалит дело, убеждает себя сохранять
спокойствие и здравый рассудок, тем не менее почему-то идет… входит на кухню
особняка,..

А
все же Габриэль в себе не уверен, он несчастлив, одинок и боится своего
одиночества. Внезапно его поражает инфаркт, и в последние минуты с ним остается
только Томас, вышедший из состояния неподвижности. Он слышит, как Габриэль
издает тот тихий плач, который слышится за словами каждого человека, и
понимает, что этот плач бессмыслен, ведь достаточно ласкового прикосновения,
чтобы его унять. А еще он понимает, что настал тот миг, когда он встанет и
уйдет. И тут раздается крик…

Одна
из служанок на кухне, увидев грязного незнакомца с пистолетом, громко кричит, и
Симон от неожиданности стреляет в потолок…

Томас
входит на кухню, подходит к Симону. «Здравствуй, брат», — говорит Томас.

Габриэля
увозят в больницу. Всеобщее внимание настолько занято этим событием, что на
выстрел никто не обратил внимания, и Томас может незаметно привести «брата» к
себе. Он перевязывает Симону руку, дает поесть, переодевает его из грязной
одежды рабочего в собственный дорогой костюм, мимоходом отметив, что у них
одинаковый размер, да и вообще они похожи, как близнецы. Затем Томас отвозит
Симона в город, благодаря аусвайсу Габриэля минуя немецкие посты. Он устал, но
никогда в жизни он не был так счастлив.

Симон
до конца не уверен, можно ли доверять Томасу. И все же, когда приходит пора
расставаться, у него вырывается: «Ты годишься на лучшее, чем бессмысленная
гибель… ты должен быть вместе с нами». Тот отказывается, но, когда Симон
уходит, ему становится так одиноко… так пусто… будто в забытьи, он осторожно
идет вслед за «братом»… заходит в дверь трактира, поднимается по лестнице… Тут
его бьют по голове, и он теряет сознание.

Для
Кузнеца, руководителя группы подпольщиков, явилось полной неожиданностью, что
Симон ручается за неизвестно зачем пришедшего мужчину (вероятно, доносчика),
которого и сам толком не знает. Тем на менее пока он просто запирает Томаса на
чердаке. У Кузнеца и так много проблем: надо переправить в Швецию группу
преследуемых немцами людей, которые сейчас прячутся в трактире; вчера их
отправить не удалось, и новых указаний не поступало… Но даже у него хлопот
меньше, чем у Магдалены, владелицы трактира, — ей нужно мыть посуду, готовить
еду для посетителей, кормить подпольщиков и еще заботиться о своем впавшем в
детство отчиме. И так давно, так давно у нее не было мужчины…

На
чердаке холодно. Доносится утренний звон колоколов. Вот теперь Томас
по-настоящему пьян, он на грани безумия… Видение? Нет, это его брат… «Надо
уходить, Томас. Речь идет о твоей жизни». Разумеется, он бредит, но надо
слушаться брата… Тело не подчиняется ему, он не может идти… Симон пытается
нести его на руках, но ничего не получается, он ранен и устал…

Когда
Томас вновь приходит в себя, рядом женщина — большая, может быть, слишком
крупная, — полная противоположность Дафне. Она оставляет еду и, уходя, не
запирает чердачную дверь — явно нарочно, чтобы он мог уйти, — ведь его хотят
убить как доносчика. Но Томас не уходит… хотя она, конечно, не вернется… но…

Магдалена
бегает туда-сюда, на минуту останавливаясь что-то сказать, ответить, забрать и
отдать; надо переделать еще кучу дел, и во всем теле какая-то тяжесть… Но наконец
наступает вечер, и она снова идет на чердак…

Томас
вдруг видит Магдалену рядом с собой, касается её плеч, волос, груди…

Потом
они лежат, сплетясь телами, и у каждого такое чувство, словно это в первый раз.
Томас рассказывает о своей матери, а Магдалена — о том, что её отчим был
сутенером и использовал её, полуребенка, несмотря на сопротивление и слезы. «И
ты за ним ухаживаешь?» — удивляется Томас. «Я должна — ради самой себя, —
отвечает та. — Это единственный способ преодолеть». А потом она засыпает в его
объятиях.

Отчим
Магдалены, оставшись без присмотра, находит ключи, пробирается в трактирный
зал, зажигает повсюду свет, пьет и разговаривает сам с собой. Двое — переодетые
полицейские — взламывают дверь и, обманув сумасшедшего старика, заставляют его
показать, где прячутся беженцы.

Появившись
с Магдаленой в дверях комнаты, где прячется готовая к отправке группа, Томас
видит великана, уже успевшего поставить всех к стене. Томас не вооружен, однако
он кидается на чужака и отнимает у него пистолет. Но тот успел выстрелить —
Магдалена убита.

Кузнец
быстро выводит беженцев по другой лестнице. Томас остается прикрывать отход. К
нему присоединяется и Симон. В перестрелке Симона ранят. «Только не живым…» —
говорит он, и Томас, поняв, убивает его. А потом приходит очередь Томаса. В
самый последний момент, когда его тело уже прошито дюжиной пуль, он успевает
подумать, что башенные колокола вот-вот начнут играть свою мелодию — «Вечно
сияет свет жизни»…
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://briefly.ru/bar