характеристика американской модели управления

Характеристика американской модели управления Выполнила: Студентка гр. 061000-21 М.Ю.Мосесова Проверила: доцент, кандидат управления социально-экономическими системами О.А.Воробьёва Ижевск, 2009 СОДЕРЖАНИЕ Введение… 1. Становление американского менеджмента… 2. Характерные черты американской модели управления… 3. Понятие стратегии в американской модели… 4. Понятие партисипативного управления.… 9

Заключение… 13 Список используемой литературы… 14 ВВЕДЕНИЕ Экономический уклад и богатейший опыт знаний и навыков, приемов и методов, которые характеризуют американский стиль в управлении бизнесом имели своим источником богатые культурные традиции, привнесенные различными культурами, вследствие двух предпосылок: наплыва иммигрантов и интерактивной экономической политики экспансии. При этом, американцы, с одной стороны, активно воздействовали на мировые интеграционные процессы,

с другой стороны, сами были подвержены внешнему влиянию других национальных культур. Американский опыт может быть для нас интересен по двум причинам. Во-первых, с точки зрения копирования, применения приемов, методов, технологий и концепций управления с учетом их адаптации к местным условиям. Во-вторых, он может быть полезен, так как способен помочь более глубоко осмыслить и понять их управленческую психологию, мотивационную базу принятия решений,

для более эффективного взаимодействия и развития сотрудничества с ними. 1. СТАНОВЛЕНИЕ АМЕРИКАНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА Американский менеджмент впитал в себя основы классической школы, основателем которой является Ан¬ри Файоль. Американцы Лютер Гьюлик и Линдал Урвик сделали много для популяризации основных положений классической школы. Впо¬следствии другие американские авторы внесли в систему принципов управления немало дополнений, уточнений
и изменений. Классическая школа оказала значительное влияние на формирование всех других направлений в американской теории управления . Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках: 1. Наличие рынка. 2. Индустриальный способ организации производства. 3. Корпорация как основная форма предпринимательства.

Американский экономист Роберт Хейлбронер указал на три основных исторически сложившихся подхода к распределению ресурсов общества. Это — традиции, приказы и рынок. Традиционный подход имеет в виду распределение экономических ресурсов общества по¬средством сложившихся традиций, от одного поколения к другому. Командный подход подразумевает распределе¬ние ресурсов через приказы. Рыночный подход предусмат¬ривает распределение ресурсов с помощью рынка, без какого-либо вмешательства

общества. Этот подход явля¬ется наиболее эффективным. Он основан на взаимоот¬ношениях продавца и покупателя, которые самостоя¬тельно устанавливают цены, требования к качеству товара и пр. Рыночные отношения часто требуют принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска, что повышает ответственность менеджеров за их разработку и принятие. 2. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ АМЕРИКАНСКОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ

Современная американская модель менеджмента ори¬ентирована на такую организационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорация (акцио¬нерное общество), возникшую еще в начале XIX в . Большое влияние на формирование теории корпора¬ции оказала книга «Современная корпорация и частная собственность», опубликованная А. Берли и М. Минз в 1932 г. Корпорации получили статус юридического лица, а их акционеры приобрели право на часть прибыли, рас¬пределяющейся
пропорционально количеству принадле¬жащих им акций. Корпорации пришли на смену не¬большим предприятиям, в которых вся собственность принадлежала владельцам капитала, и они полностью контролировали деятельность рабочих. По мнению теоретиков менеджмента, создание кор¬пораций повлекло за собой отделение собственности от контроля над распоряжением ею, т. е. от власти. Аме¬риканский профессор отмечал возникновение «новой

управленческой элиты, чья мощь основывается уже не на собственности, а скорее на контроле за процессом в целом». Реальная власть по управлению корпорацией перешла к ее правлению и менеджерам (специалистам в области организации и управления производством). В модели американского менеджмента и в настоящее время корпорация является основной структурной еди¬ницей . Американские корпорации широко используют в сво¬ей деятельности стратегическое управление.

Это понятие было введено в обиход на стыке 60—70-х гг а в 80-е гг. охватило практически все американские корпорации. 3. ПОНЯТИЕ СТРАТЕГИИ В АМЕРИКАНСКОЙ МОДЕЛИ Слово «стратегия» произошло от греческого strategos, «искусство генерала». В общем виде стратегия — это способ использования средств и ресурсов, направленных на достижение поставленных целей. Стратегию можно определить как генеральную программу действий, выяв¬ляющую приоритеты проблем

и ресурсов для достиже¬ния главной цели корпорации. Стратегия формулирует главные цели и основные пути их достижения таким об¬разом, что корпорация получает единое направление действий. Появление новых целей, как правило, требует поиска и выработки новых стратегий . Содержание стратегического управления заключает¬ся, во-первых, в разработке долгосрочной стратегии, необходимой для победы в конкурентной борьбе, и во-вторых, в осуществлении управления в реальном масштабе
времени. Разработанная стратегия корпораций, впоследствии превращается в текущие производственно-хозяйственные планы, подлежащие реализации на практике. Концепция стратегического управления основана на системном и ситуационном подходах к управлению. Предприятие рассматривается как «открытая» система. Основой стратегического управления является системный и ситуационный анализ внешней (макроокружение и кон¬куренты) и внутренней (научные исследования и разра¬ботки, кадры и их потенциал, финансы, организацион¬ная

культура и пр.) среды. Стратегическое управление требует создания органи¬зационной стратегической структуры, в состав которой входит отдел стратегического развития на высшем уровне управления и стратегические хозяйственные центры (СХЦ). Каждый СХЦ объединяет несколько производственных подразделений фирмы, выпускающих однотипную про¬дукцию, требующую идентичных ресурсов и технологий и имеющую общих конкурентов. Количество СХЦ в фир¬ме, как правило, значительно меньше количества произ¬водственных подразделений.

При создании СХЦ большое значение имеет правильный выбор области деятельности. СХЦ отвечают за своевременную разработку конкурен¬тоспособной продукции и ее сбыт, формирование произ¬водственной программы выпуска продукции по номенк¬латуре. Важнейшей составной частью плановой работы кор¬порации является стратегическое планирование, возник¬шее в условиях насыщения рынка и замедления роста ряда корпораций. Стратегическое планирование сдерживает стремление руководителей к получению максимальной

текущей прибыли в ущерб решению долгосрочных задач, а также ориентирует руководителей на предвиде¬ние будущих изменений внешней среды. Стратегическое планирование позволяет руководству корпорации установить обоснованные приоритеты распределения, как правило, всегда ограниченных ресурсов. Стратегическое планирование создает базу для принятия эффективных управленческих решений . В 60-е гг. XX в. все настойчивее стали требования работников корпораций по улучшению их социально-экономического
положения. Параллельно с этим многие теоретики менеджмента пришли к убеждению, что целый ряд организаций не достигает своих целей по причине игнорирования противоречий быстро меняющейся соци¬альной среды. Следствием сложившегося положения было появление доктрины «производственной демократии» («демократии на рабочих местах»), связанной с вовлечением в управление непрофессионалов, как самого предприятия, так и потребителей товаров и услуг, посредник ков и т.д т.е.

Внешней по отношению к предприятию среды. Некоторые американские авторы называют привлечение непрофессионалов к управлению «третьей революцией» в управлении. Первая революция, по их мнению, связана с отделением управления от производства и с выделением его в особый вид управленческой деятельности. Вторая революция характеризуется появлением менеджеров, т.е. людей особой профессии. «Производст¬венная демократия» (или партисипативное управление) стала рассматриваться как форма соучастия всех работников

организации в принятии решений, затрагивающих их интересы. Авторами идеи «производственной демократии» принято считать социологов Дж. Коула и А. Горца, которые предлагали управление корпорациями осуществлять по¬средством производственных советов, контролируемых рабочими. Благодаря участию в работе этих советов, рабочие постепенно научились бы контролировать весь процесс производства сначала в рамках одной корпора¬ции, а затем и в целом по

промышленности. 4. ПОНЯТИЕ ПАРТИСИПАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ Партисипативное управление можно рассматривать как один из общих подходов к управлению человеком в организации. Целью партисипативного управления явля¬ется совершенствование использования всего человече¬ского потенциала организации . Партисипативное управление предполагает расшире¬ние привлечения работников к управлению по следую¬щим направлениям: • предоставление работникам права самостоятель¬ного принятия решений; •
привлечение работников к процессу принятия ре¬шений (сбор необходимой информации для принятия решения, определение приемов и способов выполнения принятого решения, организация работ и т. п.); •предоставление работникам права контроля за качеством и количеством выполненной ими работы; • участие работников в совершенствовании деятельности как в целом всей организации, так и отдельных ее подразделений; • предоставление работникам права создавать рабо¬чие группы по интересам, привязанностям и пр. с целью более эффективного

выполнения решений у в настоящее время в США получили распростране¬ние четыре основные формы привлечения рабочих к управ¬лению: 1. Участие рабочих в управлении трудом и качеством продукции на уровне цеха. 2. Создание рабочих советов (совместных комитетов) рабочих и управляющих. 3. Разработка систем участия в прибыли. 4. Привлечение представителей рабочих в советы ди¬ректоров корпораций. В 60-е гг. в США получили широкое распростране¬ние бригадные методы организации труда и

кружки кон¬троля качества, идея создания которых принадлежит американским специалистам по прикладной статистике У. Демингу и Дж. Джурану . Однако впервые кружки контроля качества стали широко применяться в Японии. И только во второй половине 70-х гг. они получили рас¬пространение в американских корпорациях . Привлечение рабочих к участию в высших органах управления корпорацией — советах директоров — на Практике встречается крайне редко. Для снижения сопротивления рабочих организаци¬онным изменениям, происходящим

в корпорациях, разрабатываются программы повышения «качества тру¬довой жизни», с помощью которых работники корпо¬рации привлекаются к разработке стратегии ее разви¬тия, обсуждению вопросов рационализации производ¬ства, решению разнообразных внешних и внутренних проблем. Американские ученые продолжают ставить и разраба¬тывать реальные проблемы менеджмента . Так, Э. Петер-сон и Э. Плоумен. авторы известной книги «Организа¬ция бизнеса и менеджмент» выделяют
шесть основных видов менеджмента: 1. Правительство (его деятельность соответствует об¬щему понятию менеджмента, хотя слово «ме¬неджмент» не применяется к деятельности прави¬тельства). 2. Государственный менеджмент. 3. Военный менеджмент (особый вид государствен¬ного менеджмента). 4. Ассоциационный (клубный) менеджмент. 5. Бизнес-менеджмент (особый вид менеджмента, от¬личающийся от правительственного и государст¬венного). 6. Менеджмент в государственной собственности (специальный

вид «бизнес-менеджмента»). Развивая теорию управления, Петерсон и Плоумен дают определение понятию менеджмент “как психологи¬ческий процесс осуществления руководства подчинен¬ными, посредством которого удовлетворяются главные человеческие стремления». Видный представитель американского менеджмента Питер Ф. Друкер выступает против расширительного толкования понятия менедж¬мент, считая, что его следует относить

только к пред¬приятию, выпускающему продукцию или оказывающему различные виды услуг. Друкер сформулировал основные принципы современного менеджмента: 1. Содержание менеджмента в целом аналогично в разных странах, но методы его различны. Нацио¬нальный менеджмент должен учитывать свои соб¬ственные традиции, культуру, историю. 2. В центре внимания менеджмента находится чело¬век, который должен направлять свои усилия на повышение

эффективности своей деятельности с целью достижения эффективности работы всего предприятия. 3. Задачей менеджмента является направление дейст¬вий всех работников на выполнение общих целей предприятия. 4. Задачей менеджмента является постоянное разви¬тие способностей, потребностей всех работников предприятии и возможностей их удовлетворения. 5. Каждый работник должен нести ответственность за порученную ему работу. Связь между работниками осуществляется посредством коммуникаций.
6. В конечном счете деятельность предприятия оце¬нивается большим количеством разнообразных способов и средств. 7. Оценка и результаты деятельности предприятия находят свое выражение не внутри предприятия, а вне его. Друкер сформулировал ряд общих, обязательных функций, которые присущи труду любого менеджера: • определение целей предприятия и путей их дости¬жения; • организация работы персонала предприятия (опре¬деление объема работ и распределение его между работниками, создание организационной структу¬ры

и т. д.); • создание системы мотивации и координация дея¬тельности работников; • анализ деятельности организации и контроль за работой персонала; • обеспечение роста людей в организации. Менеджер не может быть «универсальным гением». Американская практика подбора руководящих работни¬ков делает главный акцент на хорошие организаторские способности, а не на знания специалиста. Американский менеджмент внес значительный вклад в разработку менеджмента как учебной дисциплины.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Американский опыт управления бизнесом это неиссякаемый источник новых идей, технологий, инновационного творчества. Он нуждается в изучении и практическом применении – апробации и адаптации к местным условиям. Естественно в Америке есть и негативный опыт, связанный как с последними корпоративными скандалами, так и продолжающейся рецессией. Вот как характеризует современные США иностранный член Национальной академии наук Украины, член

Римского клуба, профессор Богдан Гаврилишин: “Соединенные Штаты Америки стали сверхдержавой потому, что, во-первых, владеют самым большим военным потенциалом – ядерным оружием и системой наведения его на остальной мир. Во-вторых, до последних двух лет им удалось удерживать свою экономику самой здоровой. В третьих, американцы (пусть иллюзорно) убеждены в том, что знают всю правду, что их экономическая
система – уникальна и умна, а политическая, социальная, юридическая и судовая система – образцы для других. При этом политическая элита не видит противоречие в том, что почти 50 миллионов американцев, согласно американской статистике, живет за межой прожиточного минимума. В соединенных штатах бытует коллективное убеждение, что их государство должно быть моделью для всех других”. Так же можно отметить, что феномен американского опыта управления бизнесом будет интересен

и полезен для изучения предпринимателям, ведущим международный бизнес, с учетом понимания психологии позиционирования, разработки конкурентоспособной стратегии, корпоративной культуры американской модели менеджмента, с возможным сравнением ее эффективности с другими национальными моделями менеджмента. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. –89стр.

2. Разумова Е.Д. Модели управления производством. – М.: Олимп, 2003. – 95 стр. 3. Смирнов Н.В. История формирования основных моделей и подходов к управлению производством. – Нижний Новгород: Волга-Пресс, 2003. – 233 стр. 4. Мескон М.Х Альберт М Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000. –304 стр. 5. Мизина

Д.Ф. Управление предприятием: модели и подходы. – Ростов- на-Дону: Феникс, 2002. –106 стр. 6. Грейсон Д О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. – М.: Экономика, 1991. –48 стр. 7. Короткова Л.В. Американские подходы к управлению производством. – СПб.: Северная Пальмира, 2001. –98 стр.