Содержание
Введение… 2
§ 1. Особенности делового общения… 4
§ 2. Характеристики и типы деловой речи… 5
§ 3. Приемы деловой речи… 8
Заключение… 10
Список использованной литературы… 11
Введение
Современная эпоха демонстрирует расширение и осложнениесоциальной деятельности, которая содержит новые, более эффективныекоммуникативные технологии, продуктом которых в конце ХХ — в начале ХХІ векстановится деловое общение. Именно данный фрагмент культурных и цивилизационныхпреобразований оказывает содействие реализации гуманистических принциповсолидарности и сотрудничества, укреплению связей между народами. Деловоеобщение неотъемлемое от социодинамических процессов реализации целесообразнойактивности людей, которая выражается в многогранной направленности социальнойпрактики и профессиональной занятости, утверждая благоустроенность,организованность и дисциплину. Деловое общение, оптимизируя социальнуюдеятельность, оказывает содействие адаптации личности и ее позиционированию вусловиях развития основных направлений рыночной экономики, демократизацииполитической системы и расширение международных отношений в области науки,техники, образования и культуры.
Внимание к исследованию феномена “деловое общение”обусловлено диагностикой современного состояния социальной деятельности,выявлением значения ее результатов в связи с глобальными проблемами, которые ихвызвано состоянием биосоциальной экономики, легитимностью социальных решений,которые противостоят всем видам агрессии и оказывают содействие консолидации иконсенсусу. В последнее время проблемы делового общения приобретают особую кактеоретическую, так и практической значимости в связи с необходимостьюусовершенствования организаторской и управленческой стратегии, регламентированиеми расширением связи с общественностью, распространением услуг и посредничествомво всех их видах и формах.
При таких условиях акцент в регулировании отношений винституциализованных структурах и контроль за ними переносится из официальныхна неофициальные механизмы, что воплощенные в динамику делового общения.Нормативный потенциал делового общения, транслированный в корпоративный дух,предпринимательской этос, превалирует в современном интерактивном процессе иприбавляет процесса глобализации статус общечеловеческого интереса.
Исследование феномена “деловое общение” в плоскостинаучно-теоретических знаний обусловлено тем, что современные образовательныепрограммы по экономическим дисциплинам содержат курсы, непосредственносвязанные с изучением праксеологии делового общения.
Изучение феномена “делового общения” в данное времядетерминировано и анализом широкого круга проблем, которые раньше не былипредметом научных поисков.
Особое место занимает филологическая, стилистическая илингвистическая составляющие делового общения, изучение которых необходимокаждому специалисту.
§ 1. Особенности деловогообщения
Общеизвестно, что речь — форма общения на основеопределённых правил посредством языковых конструкций. Современная речьпоявилась не одномоментно, она формировалась в течение огромного отрезкавремени и продолжает формироваться сейчас.
В современном мире речь играет огромную роль вжизнедеятельности любого человека. Посредством речи мы познаем окружающий мир,передаем свои знания и опыт друг другу, аккумулируем их для передачи будущимпоколениям.
Одним из самых массовых видов общения в мире являетсяделовое общение, при котором люди обмениваются деловой информацией и опытомработы. Как правило, целью делового общения является достижение конкретногорезультата, решение определенной задачи.
Деловое общение можно условно разделить на прямое (т.е.непосредственный контакт) и косвенное (в процессе общения присутствует некаяпространственно-временная дистанция; примером такого общения могут служитьписьма, телефонные разговоры, деловые записки и т.д.). Прямое общение – эторазновидность устного формы общения, тогда как косвенное общение представляетсобой разновидность письменного общения.
Прямое общение, несомненно, более результативно, благодарявозможности эмоционального воздействия и внушения, косвенное же не можетобладать подобным сильным результатом, в нем действуют определенныесоциально-психологические механизмы. Прямое общение происходит обычно в видебеседы, переговоров, совещания, посещения, публичных выступлений. Такое общениеможет быть как диалогическим, так и монологическим. Косвенное общение, какправило, включает в себя внешнюю деловую переписку и внутреннюю или служебнуюделовую переписку.
Самой важной отличительной особенностью делового общения отнеформального является тот факт, что в процессе делового общения поставленыопределенные задачи и некие цели, которые требуют соответствующего разрешения.Именно это обстоятельство не позволяет прекратить деловое общение (например,процесс переговоров) в любой момент, по крайней мере, этого невозможно сделатьбез потерь в получении информации для обеих сторон. Тогда как в обычномдружеском общении практически никогда нет цели достичь определенныхрезультатов, поэтому такое общение можно прекратить (по желанию обеих сторон) влюбой момент. Опасения невозможности восстановления процесса общения зановоминимальны.
§ 2. Характеристики и типыделовой речи
Деловая речь чаще всего выражается посредствомофициально-делового функционального стиля речи. Это обусловлено тем, что вделовой речи присутствует такая типичная черта официально-делового стиля, какстандартизированность. Общение осуществляется по определенным речевымстандартам, шаблонам, которые оказываются здесь неизбежными, необходимыми идаже целесообразными. Существует 2 особенности официально-делового стиля:
Выражаемое содержание исключает всякую двусмысленность илюбые разночтения.
Более или менее ограниченный круг тем.
Эти особенности способствовали закреплению в немтрадиционных устоявшихся средств языкового выражения и выработке определенныхформ и приемов построения речи.
С точки зрения языка официально-деловой стильхарактеризуется следующими признаками:
— наличие определенного запаса средств выражения;
— характер и необходимость формулирования правовых норм;
— особый “строгий” способ изложения;
— отсутствие индивидуальных форм и способов изложения.
Деловой речи не свойственен такой способ изложения какрассуждение. Средств выражения логичности и последовательности изложения вделовой речи в 3 раза меньше, чем в научной. Повествование как способ изложениятакже не характерен для деловой речи, так как здесь, как правило, нетнеобходимости рассказывать о каких-либо событиях. Основной способ изложения дляделовой речи – описание, иностилевые включения в ее составе недопустимы.
Деловая речь может содержать единицы нейтральных и книжныхслов. Но в основе лексики делового общения – термины, в состав которых входят:
общелитературные слова, получившие значения наименования лицпо действию, состоянию (свидетель, вкладчик);
названия документов (акт, протокол, справка);
обозначение обязательных элементов документа, действийофициальных лиц, служебных процедур (повестка дня согласована);
слова – канцеляризмы, которые за пределами делового стиля неупотребляются (нижеподписавшийся);
архаическая малочастотная лексика общелитературного языка,активная в дипломатическом стиле (наименование глав государств, официальныхпредставителей);
сложносокращенные слова при строго установленных правилах ихсокращения (Госплан);
унифицированные графические сокращения (и т.д., обл);
эмоционально-окрашенная лексика общенационального языка,которая при использовании в этикетных формулах, утрачивает свою оценочность(уважаемый коллега).
Фразеологические особенности деловой речи отражаются встремлении к стандарту, речь лишена образности и эмоциональности.
Морфологические особенности складываются из частотностиупотребления отдельных разрядов слов. Так наиболее часто употребляется имясуществительное, особенно сложные. В деловой речи очень активны отглагольныесуществительные и как следствие неизбежна активность родительного падежазависимых существительных. Самые малоупотребимые разряды слов в деловой речи –личные формы глаголов и междометья. Из глаголов в деловом стиле чаще всегоупотребим инфинитив в значении императива (уволить, зачислить).
Для делового общения также характерны:
замена простых предлогов сложными (в связи);
частое использование предлога по;
использование формы мужского рода при наименовании женщин попрофессии;
использование прописной буквы в личных и притяжательныхместоимениях (вы, ваш).
Среди синтаксических особенностей делового стиля необходимовыделить:
использование сложных синтаксических конструкций, т.к.простые предложения не могут отразить последовательность фактов, причин имотивов;
широкое употребление неполных, безличных, инфинитивныхпредложений со значением императивности (поручить студентам);
применение страдательных оборотов типа “направлен наработу”;
Таким образом, мы можем отметить, что деловая речьпредставляет собой некую замкнутую языковую систему средств, направленных нареализацию информативной и волюнтативной функции.
В зависимости от тематики и жанров деловая речь можетподразделяться на две разновидности:
официально-документальный стиль;
обиходно-деловой стиль.
К первому относится язык законодательных и дипломатическихдокументов, а также документов, связанных с деятельностью государственныхорганов.
В обиходно-деловом стиле в зависимости от жанра, содержанияи характера использованных языковых средств различаются служебная перепискамежду учреждениями и организациями, с одной стороны, и частные деловые бумаги –с другой.
Кроме того, как мы уже отмечали в предыдущем параграфе, поспособу обмена информацией различается устное и письменное деловое общение.
§ 3. Приемы деловой речи
Залог успеха делового человека – умение правильно иадекватно вести себя во время делового общения. Человек, желающий научитсябесконфликтно и продуктивно провести процесс делового общения, обязан обладатьзнаниями таких областей, как этика и этикет, чтобы уметь с честью выйти излюбых ситуаций деловых переговоров и деловых контактов.
Кроме того, он должен уметь управлять процессом, воздействуяна людей таким образом, чтобы не возникло напряженной или конфликтной ситуации.Для этого существует ряд условий, соблюдение которых позволяет наиболееэффективно вступать в переговоры с людьми, уметь убеждать и достигать тем самымпоставленных целей и задач, ради которых начинался процесс беседы. Выбрав цельбеседы, нужно уметь убедить партнеров в правильности вашей точки зрения, бездавления и не навязывая свою точку зрения.
Для того, чтобы общение как процесс происходило без проблем,оно должно проходить по следующим этапам:
установление контакта;
ориентирование в ситуации общения;
обсуждение поставленной задачи;
поиск решения поставленной задачи;
завершение контакта.
Для повышения средств выразительности деловой речи используютсяследующие средства:
1. Варьирование тональностью выступления. Деловая речь недолжна быть монотонной, напротив, следует использовать различной тональности:мажорной и минорной, торжественной и упрекающей, предупреждающей и просящей,шутливой и строгой.
2. Выделение главных мыслей. Следует использовать такиеречевые элементы, как короткие паузы (не нарушающие, однако, общего ходавыступления), смена темпа речи, высоты голоса и т.п. Наиболее важные моментыречи следует представлять более громким, твердым голосом.
К средствам выразительности деловой речи относятся инекоторые стилистические формы. Среди них можно выделить семь.
1. Постановка в ходе выступления риторических вопросов.
2. Использование форм диалога
3. Призыв к действиям.
4. Включение образных сравнений, поговорок и других форм.
5. Использование примеров.
6. Применение повторов.
7. Демонстрация заинтересованности и убежденности.
Подводя итог сказанному, хочется отметить, что принципыделового общения заключаются как в знании лексических, грамматических иорфографических норм современного русского языка и правил этикета, так и вумении выбрать и грамотно использовать слова и словосочетания, характерные дляделовой речи.
Заключение
Итак, выполнив данную работу, мы пришли к выводу, чтоделовое общение — процесс речевого взаимодействия людей, в котором происходитобмен деятельностью, информацией и опытом с целью достижения определенногорезультата. Оно является неотъемлимой частью нашей жизни, имеет свои правила иприемы.
И можно выделить три формы делового общения:
1. Деловая беседа — устный контакт между собеседниками. Ееучастники должны иметь полномочия для принятия и закрепления выработанныхпозиций. К функциям деловой беседы относятся: решение стоящих перед участникамизадач, общение между работниками одной деловой среды, поддержание и развитиеделовых контактов.
2. Деловая переписка — деловое письмо (служебное послание ввиде официального документа, а также в форме запросов, предложений, претензий,поздравлений и ответов на них).
При составлении делового письма нужно, чтобы оно былоактуальным, кратким, логичным, убедительным с отсутствием излишнейсолидарности.
3. Деловое совещание — это дискуссия с целью разрешенияорганизационных задач, включающая в себя сбор и анализ информации, а такжепринятие решений.
Список использованнойлитературы
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русскийязык и культура речи. Справочное пособие. Серия “Высший балл”. Ростов н/Д.: Феникс,2002 – 384с.
2. Веселов П.В. Аксиомы делового письма культураделового общения и официальной переписки. – М.: ИВЦ “Маркетинг”, 1993 – 74с.
3. Максимова В.И. Русский язык и культура речи:Практикум. M.: ГАРДАРИКИ, 2001 — 413с.