Характеристика Индии

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ:
1. Название страны и состав территории.
2. Экономико – географическое и политико-географическое положение. Влияние ЭГП на развитие страны. Изменение положения страны во времени.
3. Особенности населения. Демографическая политика.
4. Природные ресурсы и их использование. Оценка природно-ресурсного потенциала для развития промышленности и сельского хозяйства.
5. Общая характеристика хозяйства. Причины, влияющие на темпы хозяйственного развития.
6. География основных промышленных комплексов и отраслей.
7. Специализация сельскохозяйственного производства.
8. Развитие транспортного комплекса.
9. Социально-экономическое развитие отдельных районов. Причины, обуславливающие неравномерность в их социально-экономическом развитии. Выравнивание уровней экономического развития.
10. Внешние экономические связи. Экспорт. Импорт. Участие в интеграционных экономических союзах.

1. Название страны и состав территории.

Индия – одно из крупнейших государств мира, располагающее огромными природными и людскими ресурсами, большим научным потенциалом. В настоящее время в Индии 25 штатов. Это Андха-Прадеш, Арунагал- Прадеш, Ассам, Бихар, Гоа, Гуджахарат, Джамму и Каммир, Западная Бенгалия, Карнатака, Керала, Мадхъя-Прадеш, Манипур, Махараштра, Мегхалал Мизорам, Нагаленд, Орисса, Пенджаб, Раджастхан,, Сикким, Талиелнад, Тринура, Харьяна, Химачая-Прадеш, Уштар-Прадеш. Помимо штатов в состав Индии входят семь союзных территорий – сравнительно небольших по размерам и численности населения административных единиц центрального подчинения: Андаманские и Никобарские острова, Дадра и Нонархавели, Даман и Диу, Дели, Ланшадвип, Путтучери ( Пондишери), Чандигарх.

2. Экономико- географическое и политико-географическое положение. Влияние ЭГП на развитие страны. Изменение положения страны во времени.

Республика Индия, государство в Южной Азии: 3,3 млн. км.кв.
Индия граничит на северо-западе с Афганистаном и Пакистаном, на севере – с Китаем, Непалом и Бутаном, на востоке с Бирмой и Бангладеш. На юге Полкский пролив и Манарский залив отделяют от Индии Шри-Ланку. По проливу Грейт-Чаннел между островами Большой Никобар и Суматра проходит морская граница между Индией и Индонезией.
Индия омывается Индийским океаном, Аравийским морем и Бенгальским заливом. Большую часть полуострова Индостана занимает Деканское плоскогорье, на севере – Индо-Гангская равнина и высочайшие горы земли Гималаи и Каранорум. Климат субэкваториальный муссонный, на юге -тропический. Основные реки – Ганг, Брахмапутра, Инд. Тропические леса саванна и кустарниковая полупустыня. В горах высотная поясность.
С начала 16 века происходило постепенное завоевание Индии европейскими колонизаторами (португальцами, голландцами, французами). Индия ( в 19 веке) была превращена в объект прямого грабежа, жестокой налоговой эксплуатации, в источник сырья и рынок сбыта для английских фабричных товаров.
До середины 19 века Индия – феодальная страна с замедленным развитием социально-экономических отношений. Спецификой Индии явилось господство освященной индуизмом общинно кастовой социальной структуры. В конце 19 века усилилось развитие капитализма, возникли национальные монополии. Обострились противоречия между индийской буржуазией и английским империализмом. После второй мировой войны английское правительство вынуждено было предоставить Индии независимость. В 1950 году Индийский Союз стал Республикой. Индия придерживается политики международного сотрудничества, выступает против военных блоков и неоколониализма. Дипломатические отношения с Россией.
В международных делах Индия проводит самостоятельный курс. Пройдя через все тяготы почти двухсотлетнего господства иноземных колонизаторов, она стоит на стороне тех, чьи свобода и независимость попирались и попираются империализмом. Индия в немалой степени содействовала национально-освободительному движению в бывших колониях, поддержала героическую борьбу вьетнамского народа против агрессии США, решительно осуждает расизм и апартеид в Южной Африке, выступает за справедливое урегулирование на Ближнем Востоке. Индия стремится развивать добрые двусторонние отношения со всеми странами, в первую очередь соседними. Важное значение в этой связи индийское руководство придает участию стран в созданной в 1985 году Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии.

3.Особенности населения. Демографическая политика.

Индия – самая населенная страна в мире после Китая. В 1952 году правительство Индии приняло общенациональную программу планирования семьи. В первые годы масштабы осуществления этой программы были скромными, и, когда перепись 1961 г. показала, что темпы роста превышают ожидавшиеся показатели, для программы были разработаны конкретные сроки и цели. Это привело к ощутимому снижению уровня рождаемости – с 4,5% на рубеже 50-х годов примерно до 3,3% в начале 80-х годов. В 1986 году он, как полагают, держался на уровне примерно 3,1%.
В период между переписями 1971 и 1981 гг. население Индии росло на 3,25% в год, а в абсолютном исчислении увеличилось примерно на 137 млн. человек. За период же с 1947 по 1981 г. население страны удвоилось, т.е. в тех же границах появилась вторая Индия. В настоящее время показатели роста населения Индии примерно 2%. Каждый год рождается около 24 млн. детей примерно 8,5 млн. человек умирает – в результате прирост составляет 15,5 млн., что равно населению Австралии. Предполагается, что если население Индии будет и дальше расти такими же темпами, то к концу нынешнего века его численность перерастет миллиардную отметку. В стране было создано большое число рабочих мест, но оно было недостаточным для того, чтобы охватить безработных и тех, что пополнили ряды трудоспособного населения. По сути дела число безработных, в том числе среди образованных слоев, увеличивается. Лишь на биржах труда в марте 1985 г. в качестве безработных было зарегистрировано около 14 млн. человек ( примерно 7,4 млн. мужчин и 6,5 млн. женщин). Эти данные однако, не отражают полной картины. По различным оценкам, общее число полностью или частично безработных, особенно в сельской местности, составляет десятки миллионов человек.
Индия – многонациональное государство. Ее населяют крупные народы, представители которых отличаются друг от друга и внешним обликом, и языком, и обычаями.
Хинди и урду имеют единую грамматику и общий запас обиходных слов, их нередко рассматривают как две литературные формы единого языка хиндусташ. Они в основном располагаются в Северо-Центральном регионе. Помимо хиндусташцев на языках, ведущих происхождение от санскрита, говорят такие крупные народы, как бенгальцы (Западная Бенгалия), маратхи (Махараштра), гуджаратцы (Гуджарат), ория. (Орисса), пенджабцы (Пенджаб), а также ассамцы (Ассам) и кашмирцы (Джаммуи и Кашмир). Все эти народы имеют внешний европейский облик.
Народы Южной Индии говорят на языках дравидийской семьи. Это толугу (Андхра-Прадиш), каннара (Карнатана), тамилы ( Тамилнад) и малаяли ( Керала). Они более темнокожи, чем северяне, и имеют некоторые признаки австралоидной расы.
В центральных областях Индии живут труппы австралоидных малых народов, чьи языки относятся к группе мунда (австразийская семья).
Северо-восточные штаты Индии населяют малые народы, во внешности которых присутствуют монголоидные черты. Это манипури, опипера, гаро, нага, лизо и др. Они говорят на языках тибетско-бирманской группы. Исключение составляют кхаш, язак которых относится к мон-кхмерской семье.
По переписи 1982 года почти 100% населения Индии религиозны. Основная религиозно-этическая система Индии – индуизм, его исповедуют 83% населения страны. Около 12% – мусульмане, остальные сунх, христиане, джайюг, буддисты, парсы и др.

4. Природные ресурсы и их использование. Оценка природно-ресурсного потенциала для развития промышленности и сельского хозяйства.

Индия богата полезными ископаемыми. Страна располагает крупнейшими в мире запасами железной руды, который оценивается в 22 млрд. т., что составляет ? мировых запасов. Месторождения железных руд встречаются повсеместно, но наиболее крупные сосредоточены в штатах Бихар, Орисса, Мадхья- Прадеш, Гоа и Карнатана. Индия экспортирует железную руду преимущественно в Японию, а также в некоторые европейские страны. Запасы марганцевой руды оцениваются в 180 млн.т. (3-е место в мире). Ее основные месторождения расположены в центральной части страны – штатах Мадхья-Прадеш и Махараштра. На долю Индии приходится около 4/5 мирового экспорта листовой слюды. Слюдяной пояс Индии тянется с востока на запад вдоль северного края Бихарского плато, слюдяные месторождения разрабатываются также в Андхра-Прадеш и Раджастхане. Многочисленны месторождения бокситов , основные районы добычи которых сосредоточены в Бихаре, Гуджарате, Мадхья-Прадеш и Тамилнаде. Индия – мировой экспортер хрома. Она занимает ведущее место по запасам графита, берилла, тория, циркония, и второе место в мире по добыче титана.
Из энергетических полезных ископаемых наибольшее значение имеет каменный уголь. Запасы угля всех видов в Индии оцениваются в 120 млрд. т. Ведущие производители – штаты Бихар и западная Бенгалия: на них приходится почти ? общей угледобычи. Однако запасы коксующихся углей по существу ограничены месторождением Джхария в Бихаре. Угледобыча осуществляется также в Ассане ( битуминозные угли) и в Тамилнаде (богатые залежи в Нетвели). В 1974 году в зоне континентального шельфа Аравийского моря в 120 км к северу от Бомбея было обнаружено месторождение Бомбейский свод с запасами нефти высокого качества. Однако около половины своих потребностей нефти и нефтепродуктах Индия удовлетворяет за счет импорта.

5.Общая характеристика хозяйства. Причины, влияющие на темпы хозяйственного развития.

Индия – аграрно-индустриальная страна. От колониального периода она унаследовала значительную экономическую отсталость и ужасающую нищету громадной массы населения. В состоянии крайнего упадка находилась основная отрасль экономики – сельское хозяйство. По официальным данным, в 1947 году более 60% всей земли принадлежало князьям, феодалам и крупным помещикам- заминдарам, а ее остальная часть была распылена между миллионами мелких и мельчайших крестьянских хозяйств, находившихся в кабальной зависимости от ростовщиков.
Но социально-экономические преобразования в рамках «Курса Неру» вырвали страну из застоя колониального периода, обусловили ее устойчивый хозяйственный подъем. Индустриализация на основе пятилетних планов (объем промышленной продукции за 1951-1985 гг. увеличился более чем в 7 раз) привела к существенным прогрессивным сдвигам в отраслевой структуре экономики. Большие абсолютные размеры индийской экономики обеспечивают достаточно емкий внутренний рынок – не смотря на низкий уровень душевого дохода. Индия в гораздо меньшей степени, чем большинство развивающихся стран, испытывает на себе потрясение структурных и циклических кризисов мирового капиталистического хозяйства и имеет меньшую внешнюю задолженность. Иностранная помощь составляет в настоящее время около 15% бюджета капиталовложений страны.
К началу 80-х годов в экономике Индии в основном завершился этап ломки колониальной структуры, а местный капитализм из ведущего социально-экономического уклада превратился в уклад, прямо или косвенно господствующий над всей системой общественного производства. Этому способствовал целый ряд факторов, в том числе создание мощного государственно-капиталистического сектора, усиление процессов концентрации производства и централизации капитала в крупном частнокапиталистическом секторе, опережающее развитие со второй половины 60-х годов мелкого капиталистического предпринимательства города и деревни.
Государство активно поддерживает мелкое предпринимательство. Резко увеличилось число мелких и кустарных промышленных предприятий. Они обеспечивают работой примерно 9 млн. человек. В мелкокустарном секторе производится около 5 тыс. наименований промышленных изделий. В экспорте Индии их доля составляет около 30%.
Экономическое развитие Индии идет , однако, крайне неравномерно – в применении как к секторам и отраслям, так и к регионам и штатам страны. Доходы на душу населения в развитых штатах росли в 2,3 раза быстрее, чем в отсталых.
Региональная неравномерность развития служит питательной средой различных автономистских и сепаратистских тенденций, активно поддерживаемых и поощряемых внешними силами. По общему объему валового внутреннего продукта Индия занимает 11-е место в мире. Она – ведущий мировой производитель арахиса и чая, второй крупнейший производитель риса и сахара, третий – табака и хлопчатобумажной пряжи. Вместе с тем по уровню национального дохода на душу населения Индия стоит на 102-м месте в мире. Около 40% населения страны живет ниже официального уровня бедности, предполагающего доходы менее 100 долларов на человека в год. Это наглядно отражает противоречия хозяйственного развития современной Индии.

6. География основных промышленных комплексов и отраслей.

Индия предстает крупнейшей индустриальной державой, располагающей многоотраслевым национальным промышленным комплексом, который включает широкий круг производств полного цикла в тяжелой промышленности. Специфика индийской промышленности в том, что она сочетает разнообразнейшие формы производства – от крупных заводов, оснащенных по последнему слову техники, до примитивных кустарных промыслов. Причем характерно, что выпуск продукции на так называемых «зарегистрированных» предприятиях, т.е. с числом рабочих более 10 человек, лишь в два раза превышает объем производства в мелкотоварном секторе.
Наибольший рост объемов производства в течение последних 10-15 лет отмечается в нефтеперерабатывающей промышленности и промышленности минеральных удобрений.
Нефтеперерабатывающая промышленность Индии насчитывает 14 заводов, рассчитанных на 44,6 млн. т. нефти – сырца в год.
Крупнейшие их них: в Нойлли (шт. Гуджарат) – мощностью 7,3 млн т. в год, в Бомбее – 6 млн. т. и 5,3 млн. т. , в Матхуре ( шт. Уттар-Прадеш) – 6 млн.т., а также в Вимакхапатнаме (Андхра-Прадеш), Кочине (Керама), Мадрасе и Халдии ( близ Калькутты). Расположение основных нефтеперерабатывающих заводов близ морских портов объясняется тем, что они ориентированы на использование преимущественно импортной нефти.
По выплавке стали (12 млн. т.) Индия занимает 16-е место в мире и 3-е среди развивающихся стран. Крупнейшие заводы черной металлургии расположены в Бхилаи (Мадхья-Прадеш), Бонаро (Бихар), Роуркеле (Орисса), Дургапуре (Западная Бенгалия) и Джам нидпуре (Бихар). Из них первые четыре – государственные, пятый принадлежит частной компании ТИСКО, входящей в монополистическую группу Тата.

7. Специализация сельскохозяйственного производства.

Индустриализация практически не повлияла на отраслевую структуру занятости населения в силу ориентации современной промышленности, в том числе и мелкой, на капиталоемкую технологию. Индия оказалась единственной страной Азии, где доля сельского хозяйства в экономически активном населении остается с начала 20 в. неизменной – на уровне 70-72%. Достижения самообеспечения зерном – важный успех независимой Индии. В то же время эта самообеспеченность опирается на сохранение крайне низкого уровня потребления. Несмотря на «зеленую революцию», уровень агротехники и урожайности в Индии остается одним из самых низких в мире. При том, что применение химических удобрений в стране за 70-е годы выросло вдвое и сейчас они применяются на 55% площадей, занятых под пшеницей, и на 45% – под рисом, их потребление на 1 га посевных площадей в Индии было в 1983 г. в 5 раз меньше, чем в Китае, хлопчатника – в 7 раз ниже, чем в Мексике. Развитию сельского хозяйства Индии препятствует отсталая социально-экономическая структура деревни.
В Индии вылавливается около 2,5 млн. т рыбы в год ( 7 место в мире), в том числе 2/3 – морской. Морское рыболовство наиболее развито в приморских южных и западных штатах, речное – на Востоке и Северо-Востоке страны. Для жителей ряда районов, особенно Бенгалии, рыба – один из существенных продуктов питания.
Под сельскохозяйственными угодьями в Индии используется 60% территории. Они в основном заняты пашней. Хотя благодаря обилию тепла практически на всей территории страны, за исключением высокогорной, возможно круглогодичное земледелие, лишь менее 1/5 посевных площадей засевается более одного раза. Главная причина – недостаточное увлажнение в сухое время года.
Рис высаживают преимущественно в основной полевой сезон хариф под летние дожди на прибрежных низменностях, а так же в долинах Ганга и Брахмапутры. Пшеница выращивается главным образом в зимний сезон раби в Северо-Западной Индии – в штатах Пенджаб,Харьяна, западной части Уттар-Прадиш и прилегающих районах. Улучшенные сорта занимают около 83% пшеничных полей. Урожайность – от 30 ц/га на орошаемых площадях в Пенджабе до 6,5 ц/га в сухих районах Гуджабата.
Просяные ( джовар и баджра) возделываются примерно на ? площадей, занятых в Индии под продовольственные культуры, зернобобовые – на 1/5. Это преимущественно снутренние засушливые и слабоорошаемые районы полуостровной и Центральной Индии, а также Раджастхана.

8. Развитие транспортного комплекса.

Индия – одна из крупнейших железнодорожных держав мира. Протяженность ее железных дорог составляет около 62 тыс. км.
На железные дороги приходится 55% наземных перевозок Индии, что составляет 800 тыс. т. грузов и 9 млн. пассажиров ежедневно. По объему грузоперевозок – 173 млрд т./км в год – Индия занимает 5-е место в мире. К 2000 г. объем перевозок на железных дорогах Индии должен практически удвоиться по сравнению с 1985 г. Основной прирост перевозок ожидается на железнодорожных магистралях, связывающих четыре крупнейших города – Дели, Калькутту, Бомбей и Мадрас. В настоящее время планируется электрифицировать еще более 10 тыс. км. Железные дороги Индии рентабельны. В 1984/85 г они принесли центральному правительству Индии 14,57 млрд. рупий дохода.
Основные города Индии соединены между собой национальными автострадами, которые постоянно расширяются и реконструируются.. На этих магистралях весьма оживленное движение, развито междугородное автобусное сообщение. Общая протяженность автомобильных дорог Индии с твердым, так называемым «всепогодным» покрытием за период с 1950/51 г. по 19984/85 г. увеличилась со 157 тыс. км. До 833 тыс. Однако выход к таким дорогам имеют лишь 1/3 населенных пунктов.
Большинство индийских дорог, особенно в глубинке – грунтовые. В сезон дождей они становятся труднопроходимыми, и тысячи индийских деревень оказываются тогда отрезанными от внешнего мира.
При относительно небольшом числе автотранспортных средств (5,2 млн. в том числе 218 тыс. автобусов, 734 тыс. грузовиков и 1,5 млн легковых автомобилей) Индия отличается высокими показателями дорожно-транспортных происшествий.
Индия – морская держава. Она располагает 736 судами морского торгового флота общей вместимостью 6,5 млн.т. Однако 62,9% морского товарооборота перерабатывается восемью главными портами. Крупнейший среди них – Бомбей.
Значительного развития достиг в Индии воздушный транспорт – как на международных, так и на внутренних линиях. Бомбей, Дели и Калькутта – крупнейшие международные аэропорты Индии, они обслуживают также большое число транзитных рейсов иностранных авиакомпаний из Европы в Юго-Восточную Азию и Австралию. Международные аэропорты существуют также в Мадрасе и в Тривандруме.

9. Социально-экономическое развитие отдельных районов. Причины, обуславливающие неравномерность в их социально-экономическом развитии. Выравнивание уровней экономического развития.

Отдельные районы Индии значительно различаются между собой по уровню социально-экономического развития и хозяйственной специализации. Каждый такой район охватывает несколько штатов, связанных единой географической и хозяйственной общностью, реже ограничивается одним штатом.
Экономико-географическое районирование Индии проводится разными исследователями – индийскими и зарубежными- по-разному. В Индии есть семь крупных экономико-географических районов : Северный (Уттар-Прадиш),Северо-Западный (Пенджаб, Харьяна, Раджастан, Джамму и Кашмир, Химачал-Прадиш), Восточный (Западная Бенгалия, Бихар, Орисса), Северо-Восточный (Ассам, Мегхала,Нагаленд, Трипура, Манипур, Мизорам, Аруначал-Прадеш), Центральный (Мадхья-Прадеш), Западный (Махараштра, Гуджарат, Гоа) и Южный (Тамилнад, Андхра-Прадеш, Карнатака, Керама, Путтучери, Лакшадвип). При этом союзной территории Дели отводится особое место.
Дели сочетает функции политико-административного центра Индии с транспортными, промышленными, культурными. В старым отраслям производства – текстильной и пищевой добавилось точное машиностроение, металлообработка, химическая промышленность. В Дели работают три университета, десятки научно-исследовательских институтов. Северный район – аграрный штат. Он располагает 18,8 млн. га. Орошаемых площадей и является крупнейшим производителем зерновыз, в том числе пшеницы, риса, ячменя, кукурузы, картофеля, фруктов. Район дает половину индийского сахарного тростника. Северная Индия стоит на одном из последних мест в Индии по уровню промышленного производства и по экономическому развитию.
Для Северо-Запада Индии показательно отсутствие крупной индустрии.
Уникальное сочетание полезных ископаемых Восточной Индии обуславливает активную индустриализацию района, главная угольно-металлургическая база Индии.
Северо-Восток богат гидроэнергетическими ресурсами, но из-за удаленности района используются они крайне слабо.
Центральная Индия – это крупнейший по площади штат, ведущий центр хлопчатобумажной промышленности.
Западная Индия – главный нефтеносный район страны.
Южный район важный для рисосеяния, крупный производитель хлопка и масличных, кокосовых орехов.

10. Внешние экономические связи. Экспорт. Импорт. Участие в интеграционных экономических союзах

Удельный вес Индии в мировой торговле сравнительно невысок, более того, этот показатель имеет тенденцию к понижению : доля Индии в мировом экспорте сократилась с 1,05% до 0,43%. Вместе с тем абсолютный объем как экспорта так и импорта Индии неуклонно увеличивается. Главные статьи импорта Индии: нефть и нефтепродукты, машины и оборудование, жемчуг и драгоценные камни, минеральные удобрения, растительные масла, черные и цветные металлы, химические товары.
Главные торговые партнеры Индии: по экспорту – США, Россия, Япония и Великобритания, по импорту – Россия, США, ФРГ, Великобритания, Канада.
Основные экспортные товары: чай, железная руда, хлопчатобумажные ткани, готовая одежда, джут, кожи и товары из нее, жемчуг и драгоценные камни, машины и оборудование.