Основы предпринимательской деятельности” на тему: “Характеристика малого предпринимательства. Преимущества и недостатки малого предпринимательства. Проблемы малого предпринимательства на современном этапе” Выполнил: слушатель курса «специалист по составления сметной документации» Кочмарчук А.М. Руководитель: Андреева В.И. Кемерово,
2008 Содержание Введение 1. Характеристика малого предпринимательства 1. Понятие и определяющие критерии малого предпринимательства 2. Субъекты предпринимательской деятельности 3. Виды и функции малого предпринимательства 2. Преимущества и недостатки малого предпринимательства 3. Проблемы малого предпринимательства на современном этапе 16 3.1.
Влияние кризисных явлений в экономике РФ на малое предпринимательство 2. Меры, направленные на развитие малого предпринимательства в условиях “кризиса” 19 Заключение 22 Список литературы 23 Введение Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малое предпринимательство оказывает существенное влияние на развитие экономики, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников.
По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг, субъекты малого предпринимательства в отдельных странах играют ведущую роль. Для экономики в целом, деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает
темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы. Как правило, развитие малого предпринимательства является условием решения следующих проблем: формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потреб-ностей населения и общества; а также расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ и услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров,
работ, услуг и культуры обслуживания; приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям; а также содействует структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство, как важная часть экономики страны, находится сейчас в процессе своего становления и нуждается в поддержке и стимулировании своей деятельности со стороны государства. Целью данного реферата является дать характеристику малого предпринимательства, показать его преимущества
и недостатки и рассмотреть проблемы и перспективы развития на современном этапе. 1. Характеристика малого предпринимательства 1. Понятие и определяющие критерии малого предпринимательства Предпринимательство – это особый вид эко¬номической активности (под которой мы понимаем целесо¬образную деятельность, направленную на извлечение при¬были), которая основана на самостоятельной инициати¬ве,
ответственности и инновационной предприниматель¬ской идее. Экономическая активность представляет собой форму уча¬стия индивида в общественном производстве и способ получе¬ния финансовых средств, для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи. Такой формой участия индивида в общественном производстве является одна общественная функ¬циональная обязанность или их комбинация, когда он выступа¬ет в качестве: • собственника каких-либо объектов, недвижимости
и т. д приносящих ему постоянный и гарантированный доход (собственник предприятия или дома, сдаваемого в арен¬ду, и т. д.); • наемного работника, продающего свою рабочую силу (то¬карь на заводе, учитель в школе и т. д.); • индивидуального производителя (“свободный” художник, живущий на доходы от реализации своих произведений, или водитель, использующий автомобиль в качестве такси и живущий на доходы от такой деятельности, и т. д.); • государственного или муниципального служащего; • менеджера
(управляющий чужим предприятием); • пенсионера (пассивная форма участия в общественном производстве как следствие прошлой активности); • учащегося или студента (как подготовительный этап к участию в будущем общественном производстве в какой-либо конкретной форме); • безработного (как вынужденная форма неучастия или приостановки участия в общественном производстве); • занятого оборонно-охранной деятельностью (армия, ми¬лиция, госбезопасность); • вовлеченного в экономически преступную деятельность (рэкет, воровство
и др.). Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей — результатом мыслительной деятельно¬сти, впоследствии принимающей материализованную форму. Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента — будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производ¬ством, качеством, внедрение новых методов организации про¬изводства
или новых технологий — это тоже инновационные моменты. Как явствует из самого определения, «малое предпринимательство» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность этого понятия. Мировая практика показывает, что основным критерием, на основе которого предприятия различных
организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ понятие “малый бизнес”, “предпринимательство” описывается как деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к сфере малого предпринимательства,
является: – численность персонала; – размер уставного капитала; – величина активов; – объем оборота (прибыли, дохода). Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” гласит: 1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации
(за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее – индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям: 1) для юридических лиц – суммарная доля участия Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого
и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов; 2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий; б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до пятнадцати
человек; 3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета .налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Постановление правительства Российской Федерации № 556 от 22 июля 2008 г. «О предельных значениях выручки
от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» устанавливает следующие предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг): – микропредприятия – 60 млн. рублей; – малые предприятия – 400 млн. рублей; – средние предприятия – 1000 млн. рублей. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г. Предельные значения выручки от реализации товаров (работ,
услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. 1.2. Субъекты предпринимательской деятельности Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Однако предприниматель — не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимо¬действовать
с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потреби¬тель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партне¬ры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера) (рис.
1). Рисунок 1. Субъекты предпринимательской деятельности Во взаи¬моотношениях предпринимателя и потребителя предпринима¬тель относится к категории активного субъекта, а потребителю присуща пассивная роль. При анализе стороны этих взаимоотношений потребитель играет роль индикатора предпринимательского процесса. Это понятно, поэтому все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию
только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает как го¬товность последнего приобрести тот или иной товар. Предприниматель, при планировании и организации своей деятельности никоим образом не может игнорировать настроения, жела¬ния, интересы, ожидания, оценки потребителя. Таким образом, целью предпринимателя выступает не¬обходимость “завоевать’ потребителя, создать
круг собст¬венных потребителей. Основными средствами воздействия предпринимателя на потребителя выступают следующие факторы: • новизна товара и его соответствие интересу потребителя; • качество; • цена, доступность товара; • степень универсальности товара; • внешний вид и упаковка; • позитивные отличительные характеристики товара от то¬варов других производителей и возможность потребите¬ля ознакомиться с такими отличиями; • возможность воспользоваться услугами послепродажно¬го сервиса; • соответствие общепринятым или государственным
стан¬дартам; • престижность и привлекательность рекламы товара и т. д. Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от обществен¬ных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой ак¬тивности, и тех целей, какие ставит перед собой государство. В зависимости от конкретной ситуации государство может быть: • тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для разви¬тия предпринимательства или даже запрещает
его; • посторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию; • ускорителем предпринимательского процесса, когда го¬сударство ведет постоянный и активный поиск мер по во¬влечению в предпринимательский процесс новых эконо¬мических агентов (нередко такая целенаправленная дея¬тельность государства вызывает “взрыв” предпринима¬тельской активности и приводит к “буму” предпринима¬тельства).
Наемный работник как реализатор идей предпринимателя также относится к группе субъектов предпринимательского про¬цесса. Именно от него зависит эффективность и качество реали¬зации предпринимательской идеи. Известно, что каждому экономическому субъекту свой¬ственны свои собственные интересы. Что касается предприни¬мателя и наемного работника, то часть их планов совпадает (чем выше прибыль, тем выше заработная плата, к примеру), а часть носит полярно противоположный характер (предприниматель
не заинтересован в высокой оплате труда, а наемный работник заинтересован). В таких случаях стороны вынуждены идти на поиск компромиссных вариантов, что в общем-то и состав¬ляет основу взаимоотношений этих двух субъектов предпри¬нимательского процесса. Любой предприни¬матель нуждается в эффективных партнерских связях: только в таком случае он может эффективно действовать в рамках то¬го или иного фрагмента целостного производственного процес¬са.
Идеальной является ситуация, когда все предприниматели образуют относительно изолированную от общего экономиче¬ского процесса цепочку партнерских связей. Если взять для анализа целостный процесс производства, то он состоит как бы из множества фрагментов, каждый из ко¬торых фокусируется в конкретной деятельности предпринима¬теля. В условиях рынка от предпринимателя требуется умение — и даже предрасположенность — действовать в союзе
с други¬ми предпринимателями и вести постоянный поиск наиболее эф¬фективных партнерских связей, в ходе которого предпринима¬тель осуществляет переориентацию своей деятельности. Таким образом, при планировании своей деятельности предприниматель рассматривает партнера (партнеров) как субъект предпринимательского процесса, от формы взаимо¬отношений с которым зависит уровень эффективности его деятельности. 1.3. Виды и функции малого предпринимательства.
В зависимости от содержания и направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов, связи предпринимательской деятельности с основными стадиями воспроизводственного процесса, различают следующие виды частного предпринимательства: – Производственное. Предпринимательство называется производственным, если сам предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги,
работы, информацию, духовные ценности для последующей реализации (продажи) потребителям, покупателям, торговым организациям. – Коммерческо-торговое. Производственный бизнес тесно связан с бизнесом в сфере обращения. Ведь произведённые товары надо продавать или обменивать на другие товары. Высокими темпами развивается коммерческо-торговое предпринимательство, как основной второй вид российского предпринимательства. – Финансово-кредитное. Финансовое предпринимательство – это особая форма коммерческого
предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают валютные ценности, национальные деньги (российский рубль) и ценные бумаги (акции, облигации и др.), продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит. При этом имеется в виду не только и не столько продажа и покупка иностранной валюты за рубли, хотя и это тоже финансовая сделка, а непредвиденный круг операций, охватывающий все многообразие продажи и обмена денег, других видов денежных средств, ценных бумаг на другие деньги, иностранную
валюту, ценные бумаги. – Посредническое. Посредничеством называют предпринимательство, в котором предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника, связующего гнезда в процессе товарного обмена, в товарно- денежных операциях. – Страховое. Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматель в соответствии с законодательством и договором гарантирует страхователю возмещение ущерба в результате непредвиденного бедствия потери
имущества, ценностей, здоровья, жизни и других видов потерь за определенную плату при заключении договора страхования, Страхование заключается в том, что предприниматель получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность возникновения таких обстоятельств невелика, то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход. Экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его
развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частою экономики России. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания; приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям; содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность; привлечение личных
средств населения на развитие производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных; создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы; способствование более эффективному использованию творческих возможностей людей, раскрытию их талантов, развитию различных видов ремесел, народных промыслов; вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки,
пенсионеры, инвалиды, учащиеся); формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей; активизация научно-технического прогресса; освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств; содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств; освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.
Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведении, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой – к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества,
возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений – все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны. 2. Преимущества и недостатки малого предпринимательства Субъекты малого предпринимательства как субъекты рыночной экономики имеют как преимущества, так и недостатки. В чем же их главные и почему они получило такое широкое развитие в большинстве стран? Это объясняется следующими причинами: 1) мелкосерийное производство может быстро реагировать на изменения
рыночного спроса. Для крупного предприятия переход на новую технологию или продукцию сопряжен со значительными затратами и потерями в объемах производства и доходах. Крупных предприятий в нашей стране большинство. Они являются монополистами. Уровень их продукции в последние годы стал резко отставать от мирового. Они всегда могли сбыть продукцию любого качества.
Небольшие же предприятия без особых осложнений могут переналадить свое производство на новую продукцию. Они, собственно, этим и занимаются. В этом и заключается их путь. Иначе они обанкротятся (шариковые ручки, туфли, рубашки-водолазки, майки с аппликациями); 2) малое предпринимательство способствует развитию предприимчивости, практически дает возможность каждому человеку проявить себя, воплотить свои идеи в жизнь.
Это, по мнению японских специалистов, и дало возможность быстрого развития экономики страны. В нашей стране ориентация на крупные предприятия с замкнутой системой производства, сосредоточившей в себе все от проектирования до изготовления, не способствовала развитию инициативы. В большинстве случаев инициативные люди с интересными идеями, попадая на такие предприятия, постепенно мирятся с тем, что они всего лишь «винтики» в этом огромном механизме.
И должны они выполнять только то, что им определено разного уровня руководителями; 3) развитие сети малых предприятий позволяет широко использовать местные сырьевые ресурсы, а во многих случаях и отходы производства. Крупному предприятию заниматься такими мелочами нет времени. Прибыль от этих дел будет составлять незначительную величину от ее общей суммы. Создание же малых предприятий значительно повышает эффективность использования ресурсов;
4) на малых предприятиях значительно меньше накладные расходы, чем на крупных, минимален аппарат управления. У нас же руководители даже небольших государственных предприятий окружают себя заместителями, помощниками, секретарями. Нужны не только серьезные изменения в системе организации и оплаты труда, но и в психологии как руководителей, так и членов коллектива; 5) малые предприятия имеют меньшую капиталоемкость, чем крупные, и, соответственно, быстрее окупают вложенные в них средства.
Стремление строить в основном крупные предприятия в нашей стране привело к тому, что незавершенное строительство у нас составило 100% всех годовых капиталовложений. Это стало одной из главных причин дефицита государственного бюджета. От этих средств нет никакой отдачи. Строительство же малых предприятий, особенно с использованием стандартных блочных конструкций, может составлять всего несколько месяцев.
И максимум через год они могут начать выпуск продукции. Окупаемость таких предприятий вполне может укладываться в один, максимум два года с момента ввода в действие; 6) развитие малого предпринимательства создает благоприятный климат для интенсификации труда. В большом коллективе очень просто, работая в полсилы, получать заработную плату на одинаковом уровне со всеми. Отсюда возникает уравниловка в оплате труда, которая приводит к тому, что и хорошие работники
начинают снижать интенсивность своего труда. На малом предприятии все на виду. Можно оценить вклад каждого в конечный результат. В зависимости от этого дифференцируется и оплата труда. Это становится одним из главных рычагов интенсификации труда; 7) развитие сети малых предприятий может максимально снизить уровень безработицы.
Малый и средний бизнес создает новые рабочие места. Переход к рынку в нашей стране неизбежно приведет к свертыванию ряда производств, в ряде случаев к банкротству предприятий. Возрастет безработица. Число безработных может составить 20 млн. человек. Однако, как показывает практика деятельности малых предприятий, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные:
1) более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке; 2) зависимость от крупных компаний; 3) недостатки в управлении делом; 4) слабая компетентность руководителей, повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; 5) трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; 6) неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) 7) ограниченная
сфера деятельности, малому бизнесу практически нет применения в фондоемких, наукоемких отраслях, требующих больших капиталовложений. Другими причинами банкротств малых фирм являются: запущенность бизнеса; плохое здоровье или вредные привычки; катастрофы, пожары, воровство, мошенничество и др. 3. Проблемы малого предпринимательства на современном этапе 3.1. Влияние кризисных явлений в экономике РФ на малое предпринимательство
По данным Федеральной службы государственной статистики РФ число малых предприятий на 1 января 2008 года превысило 1100 тыс. единиц, а индивидуальных предпринимателей – 3,4 млн. человек. В 2007 году продолжились тенденции к увеличению объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях. Итоги деятельности субъектов малого предпринимательства за 2007 год можно рассматривать как положительные. Можно констатировать, что тенденции к росту данного сектора отмечаются
уже в течение нескольких последних лет. Кроме того, в 2006-2008 годах была активизирована государственная политика по созданию благоприятных условий для развития предпринимательских инициатив как на федеральном, так и региональном уровнях. Так, принято новое законодательство о развитии малого и среднего предпринимательства, одобрен ряд нормативных актов, направленных на упрощение доступа малых предприятий к финансовой и имущественной поддержке. Принимаются определенные меры по устранению административных барьеров.
Однако указанные положительные тенденции развития сектора малого предпринимательства могут быть сняты воздействием как общих, так и специфических факторов, обусловленных кризисными явлениями в экономике зарубежных стран и Российской Федерации, зафиксированных в третьем квартале 2008 года. К общим негативным факторам, оказывающим влияние на деятельность малых предприятий, можно отнести снижение ликвидности, неплатежи, низкая инвестиционная активность.
К специфическим факторам в свою очередь относятся следующие: Во-первых, это резкое сокращение доступа к дополнительным финансовым возможностям и возможностям для инвестирования. Субъекты малого предпринимательства используют кредиты в основном для пополнения оборотных средств, закупки товаров у крупных производителей, оптовиков. Другими словами, у малого бизнеса велика доля (и потребность) краткосрочных и среднесрочных кредитов.
Однако банки, ограниченные в своих ресурсах из-за кризиса, не смогут удовлетворить спрос со стороны малых предприятий на получение таких кредитов. Во-вторых, необходимо обратить внимание на высокую зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса. Данный фактор заключается в том, что малый бизнес в основном ориентирован на удовлетворение потребностей населения и предприятий, действующих в России. Доля экспортоориентированных малых предприятий очень низка.
Снижение платежеспособного спроса на товары и услуги малых предприятий окажет значительное негативное влияние на деятельность малого бизнеса. Так, сокращение спроса приведет к сокращению оборотных средств, что в свою очередь заставит предприятия урезать издержки за счет сокращения объема выпуска продукции, сокращения штатов, приостановки проектов собственного развития и расширения деятельности. В-третьих, для малого бизнеса (особенно в сфере розничной и мелкооптовой торговли, производства строительных
материалов) станет нецелесообразным использование при работе с крупными производителями и поставщиками схемы “предоплата за продукцию – отгрузка продукции), поскольку из-за кризиса ликвидности и затруднения доступа к финансовым ресурсам предприятия не будут иметь возможности привлекать заемные средства для закупки необходимых товаров. Это в свою очередь приведет к приостановке деятельности отдельных малых предприятий, бизнес-процессы которых основываются на указанной схеме.
В-четвертых, кризисные явления увеличивают риск приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки малых предприятий. Так, в случае сокращения активности малых предприятий и их спроса на информационные, маркетинговые, образовательные и иные бизнес-услуги, которые предоставляются организациями инфраструктуры поддержки, некоторые организации инфраструктуры могут прекратить свое существование. В-пятых, кризисные явления могут спровоцировать уход в теневой сектор малых предприятий.
В условиях отсутствия средств и платежеспособного спроса субъекты малого предпринимательства будут вынуждены сокращать масштабы деятельности. Чтобы высвободить дополнительные средства, многие предприятия будут минимизировать налоговые поступления, принимать максимальные усилия по экономии издержек, в том числе укрывать собственные доходы. При этом в условиях существующего налогового администрирования возникает и другой риск: на малый бизнес может оказываться излишнее административное давление с целью сохранения
существующего уровня налоговых платежей от конкретных предприятий. В целом можно отметить, что вследствие существования кризисных явлений в экономике, субъекты малого предпринимательства будут: 1) замораживать все проекты, которые направлены на развитие и расширение (приостанавливается покупка нового оборудование, вложения в инфраструктуру, наем и обучение персонала, освоение новых земельных участков, открытие новых торговых точек, совершенствование методов управления,
организации производства и сбыта и т.п.); 2) прикладывать все усилия по сокращению инвестиционных и налоговых расходов; 3) пересматривать методы работы с контрагентами (например, предприятия будут отказываться от предоплаты на покупаемый товар и предъявлять более серьезные требования к покупателям, чтобы избежать возможности неплатежей за отгруженную продукцию) 4) будут наращивать привлечение заемных средств с нелегальных кредитных рынков (от ростовщиков и криминальных кредитных касс – “общаков”) и перестанут пользоваться
кредитными услугами легального рынка кредитования, поскольку доступ к ним будет ограничен. Безусловно, кризис повлияет не на все малые предприятия. Ущерб от экономического кризиса для отдельных субъектов малого предпринимательства будет не очень сильным. К таким предприятиям прежде всего относятся: – предприятия, производящие недорогую продукцию массового спроса и предоставляющие относительно дешевые услуги населению; – предприятия, производящие товары/услуги
с неэластичным спросом; – предприятия, не использующие в своей работе заемные средства; – предприятия, имеющие постоянные и налаженные отношения с банками, которые могут предоставить кредиты в сложный момент; – предприятия, имеющие административную поддержку и работающие по государственному / муниципальному заказу. 3.2. Меры, направленные на развитие малого предпринимательства в условиях “кризиса”. Меры, направленные на развитие малого предпринимательства в условиях экономического кризиса, можно
разделить на три группы: – меры в области налогового регулирования; – меры в области сокращения административных барьеров; – меры в области кадровой поддержки малых предприятий. Меры в области налогового регулирования могут предполагать предоставление “налоговых каникул” для вновь образованных предприятий и производств, созданных в результате осуществления инвестиций в форме капитальных вложений (например, временное освобождение от налогов на прибыль, имущество, земельного
налога предприятий, работающих по общей системе налогообложения, и временное освобождение от уплаты единого налога предприятий, работающих по специальным режимам налогообложения). С целью высвобождения у малых предприятий дополнительных средств целесообразно сократить общую налоговую нагрузку на малые предприятия за счет снижения отдельных налогов (ЕСН в первую очередь). В целом снижение налогов для малых предприятий послужит стимулом к росту и увеличению производства,
а также будет способствовать сокращению теневого сектора. Кроме того, необходимо продолжить работу по устранению административного барьеров, препятствующих деятельности малых предприятий. Следует рекомендовать ускорить принятие пакета законопроектов, направленных на сокращение давления на бизнес за счет упорядочения государственного и муниципального контроля, замены лицензирования страхованием гражданской ответственности, ограничения внепроцессуальных прав милиции и обеспечением
возможности замены обязательной сертификации декларированием соответствия. Прежде всего, требуется дальнейшее упорядочение принципов и регламентация порядка проведения проверок малых предприятий, сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении малого бизнеса. Реальные изменения должны произойти не только в идеологии, но и в правоприменительной практике. C целью упорядочения проведения налоговых поверок общий порядок проведения контроля можно
распространить и на налоговый контроль. В части замены обязательной сертификации декларированием принятие соответствующего закона необходимо дополнить практическими шагами по оптимизации данной формы оценки соответствия. В приоритетном порядке необходимо подготовить предложения по существенному сокращению перечня сертифицируемых видов продукции и уточнению единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия.
При этом представляется целесообразным придерживаться целевой установки по сокращению доли видов продукции, подлежащей обязательной сертификации, до 50% в 2009-2010 гг. и установить четкий график по дальнейшему сокращению сферы обязательной сертификации с закреплением конкретных показателей результативности его реализации. Сокращение издержек на сертификацию1, которые являются серьезным барьером для малого бизнеса (причем затраты на сертификацию существенно возрастают для продукции высокого передела и инновационных
секторов), приведет к увеличению свободных средств предприятий, часть из которых может быть направлена на инвестиции. Необходимо также упростить доступ малых компаний к электросетям и установить низкие фиксированные цены для подключения к энергомощностям малых предприятий. Учитывая высвобождение большого количества трудовых ресурсов, уволенных со средних и крупных предприятий, можно предпринимать определенные меры по привлечению данных сотрудников на малые предприятия и тем
самым повысить производительность труда в сегменте малого бизнеса. Определенную роль здесь может сыграть активизация работы государственных и муниципальных служб занятости с конкретными малыми предприятиями по трудоустройству на них новых сотрудников. Заключение Предпринимательство и предпринимательская деятельность – это инициативная и самостоятельная деятельность граждан или их объединений, направленная на получение прибыли и личного дохода, осуществляемая
на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность в определенных пределах. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом, при этом государство обеспечивает ему правовые гарантии и поддержку. Активность организаций малого бизнеса является одним из показателей современной экономики России. Это подтверждают и постоянные изменения в законодательстве, направленные на создание благоприятных
условий для свободного развития малого и среднего предпринимательства. Предприятия, осуществляющие предпринимательскую деятельность, получили множество степеней экономической свободы в выборе, как ее направлений, так и правил ведения. Однако отсутствие опыта, не всегда безупречная правовая и финансовая основа, а также нестабильная социально-экономическая обстановка в стране обозначили круг актуальных проблем, главной из которых является разработка
стратегии выживания в условиях экономического кризиса. Но, не смотря на сложившуюся ситуацию в экономике страны темпы развития малого предпринимательства можно назвать устойчивыми т.к. уже выработана методология предпринимательства, создана достаточная нормативно-правовая база регулирующая отношения субъектов предпринимательства и накоплен бесценный практический опыт деятельности таковых. Изменился социальный образ предпринимателя и отношения к нему общества.
А основное, по моему мнению, это то, что государство стало придерживаться политики активной поддержки и стимулирования развития малого предпринимательства. Список литературы 1. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” 2. Постановление правительства
Российской Федерации № 556 от 22 июля 2008 г. «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» 3. http://ako.ru 4. http://biznessmall.ru 5. http://dagbusiness.ru 6. http://econbook.ru 7. http://elective.ru 8. http://elitarium.ru 9. http://fooder.ru 10. http://nisse.ru 11. http://prirosta.ru 12. http://rg.ru 13. http://v2b.ru 14. http://xserver.ru