–PAGE_BREAK–
Монополии первоначально возникли как местные явления, затем они стали национальными, а сегодня — мировыми феноменами. Каждая из них может быть различной.
Монополии возникали в силу разных конкретных причин и многообразны:
В отдельных случаях возникают случайные монополии, когда на каком-либо рынке временно оказывается один продавец определенного товара. Такой продавец может получить добавочную прибыль. Под случайной монополией мы понимаем монополию, возникающую для покупателя или продавца из случайного соотношения спроса и предложения. Остальные формы монополий не случайны.
Исторически исходной формой монополии, как особого рода неслучайного явления, можно считать закрытую ее форму. Закрытая монополия — это монополия, защищенная юридическими, легальными запретами, наложенными на конкуренцию. Первые монополии обычно представляли такую ее форму, и некоторые из них назывались регалией. Власти обеспечивали привилегии того или иного субъекта в той или иной сфере деятельности: право торговать определенными товарами или в определенной местности и т.п. Например, монополия почтовой службы США на поставку почты первым классом. Обычно это принимает форму государственного лицензирования на совершение определенного бизнеса. Этому служит и патентование инновационных идей. Патентная защита авторских прав ограничивает возможность использовать изобретения без получения за плату специального права на это. Многообразны формы закрытых монополий. Это могут быть и обособленные предприятия, которым государство помогает поддерживать монополизм. Например, государство США запрещает конкурировать с местной электрической компанией. Барьеры для входа иных предприятий в отрасль бывают различными.
Открытая монополия возникает на основе развития конъюнктуры рынка.
Монополия на невоспроизводимые факторы возникает в результате владения уникальными природными ресурсами: месторождениями полезных ископаемых, курортными зонами и т.п. Остальные монополии возникают по поводу воспроизводимых ресурсов.
К естественным монополиям относят те отрасли, в которых долгосрочные средние издержки минимальны только тогда, когда фирма обслуживает весь рынок. Обычно это отрасли производственной инфраструктуры, обеспечивающие транспорт, связь, канализацию, водоснабжение, электроэнергию и т.д. В таком случае государство регулирует цены и устанавливает стандарты на товары.
Естественная монополия, которой обладают собственники и хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (редкие металлы, землю и др.). Естественные монополии опираются либо на уникальные природные ресурсы, либо на уникальную сложную технологию. Одновременно, это «дойная корова» для иных монополий. Удержание государством низких цен на услуги и товары естественных монополий позволяет частным монополиям повышать цены на свои товары и получать сверхприбыль.
Искусственная монополия не является результатом стихийного экономического развития. Она — результат сговора крупных фирм, стремящихся получить монопольную прибыль. При всеобщем стремлении к максимизации прибыли ее получают главным образом те, кто имеет для этого основания. В качестве такого основания становится индустриальный потенциал предприятия. Для этой формы монополии характерно то, что в течение некоторого времени одна фирма может быть единственным поставщиком товара, но не иметь специальной защиты от конкуренции. В разных странах законодательство в некоторой мере условно относит к этому типу предприятия, которые производят 40-60% того или иного товара. Искусственная монополия, сосредоточивающая в отдельных руках производство и рынок сбыта какого-либо продукта. Она имеет случайную, устойчивую и всеобщую формы. Случайная форма возникает неожиданно, когда появляется исключительная возможность производить и продавать товар при лучших условиях производства и при временном благоприятном соотношении спроса и предложения. Устойчивая монополия возникает у крупнейших предприятий с захватом рынков сбыта в конце XX в. Известны такие формы устойчивых монополий, как пулы, ринги, картели, синдикаты, тресты. Эти монополии возникали в какой-либо одной отрасли хозяйства. Однако появление в одной отрасли избыточного капитала, неспособного приносить высокую прибыль, привело к образованию устойчивых монополий в различных отраслях (комбинированные тресты, концерны, конгломераты). Всеобщая форма монополий появилась во второй половине нынешнего столетия, когда на большинстве рынков объединения предпринимателей совместно или с помощью государства становятся основными либо покупателями, либо продавцами.
Доминантной монополией можно считать крупнейшие предприятия отрасли, которым противостоит множество мелких предприятий. «Чистыми» монополиями называют те, которые возникают при производстве уникальных товаров, не имеющих субститутов, защищенных патентами, или те компании, которые эксплуатируют месторождения полезных ископаемых или имеют исключительные права на какую-то сферу деятельности. Главной формой чистых монополий являются «естественные» монополии. На их долю в США приходится 5-6% валового национального продукта.
Дискриминационные монополии используют систему цен, различие которых не обосновано уровнями издержек, например, подписка на печать при разной цене для библиотек, индивидов и студентов. Простая монополия продает товары по одной и той же цене всем покупателям. Дискриминационная монополия проводит ценовую дискриминацию — устанавливает различные цены на разные единицы одного и того же товара, не оправданные никакими различиями в издержках. В результате она заставляет платить некоторых потребителей «резервную цену» и присваивает «ренту потребителя». Каждую единицу товара продают тому покупателю, который оценивает ее выше всех, по той максимальной цене, которую он готов за нее заплатить. Эти монополии используют систему «двойного тарифа».
Государственной монополией является эмиссия денег, а также, часто, производство и реализация определенных товаров, например, наркотиков, алкогольных напитков, вооружений и т.п. В литературе, обычно, называют все эти формы привилегий монополией.
Осмысливая сущность монополии, как особой формы материальных отношений, необходимо учесть следующий аспект. Для монополии характерно не то, что она одна производит тот или иной товар, а то, что она получает возможность диктовать цены и на этой основе присваивать сверхприбыль. Монополия обладает монопольной силой, которая препятствует другим проникать на ее рынок. Если не учесть этого, то тогда надо присоединиться к тем, кто насчитал в СССР 200 монопольных предприятий, на которых были заняты исключительно заключенные. Получая тюремную баланду, заключенные не могли быть монополистами, даже если только они производили какую-то деталь во всей стране. Почти такими же «монополистами» можно считать еще 800 предприятий, считавшимися монополистами: все занятые в них получали мизерную заработную плату, обеспечивая государство прибылью в интересах всего народа. В целом, монополии свойственны следующие отличительные признаки:
· единственный продавец;
· получает большую прибыль;
· обладает силой против конкурентов;
· часть сильного государства.
Монополизация экономики привела к возникновению империализма — появлению новых признаков рынка:
1. Господство на рынке промышленных монополий;
2. Возникновение финансовых монополий;
3. Вывоз капитала;
4. Экономический раздел мира;
5. Территориальный раздел мира.
Промышленные монополии представляют собой основную форму современных монополий. Они определяют современный экономический строй, не отвергая значения других форм монополий. Их развитие происходило в результате внутренних тенденций развития предпринимательства в условиях научного, технического, технологического прогресса в ХIХ и ХХ вв. На основе этих тенденций произошли кардинальные изменения рынка.
Изменение рынка вело к изменению взаимоотношений фирм. Уменьшение числа предпринимателей в каждой отрасли ввиду концентрации и централизации капитала способствовало тому, что они знали друг друга. Это создало возможность для перехода от конкуренции к их сотрудничеству в форме олигополий, дуополий, монополий.
Они осознавали тот факт, что свободная конкуренция между крупными предпринимателями ведет к крупным экономическим потерям, к истощению их сил и возможностей и выходу на первый план третьих лиц, т. е. не конкурирующих предпринимателей. Поэтому они в силу рыночных обстоятельств были вынуждены сотрудничать ради получения прибыли. Но не только добровольное сотрудничество стало основой новых отношений. В определенных условиях происходило и происходит принуждение слабых к подчинению, поглощению их предприятий в результате покупки контрольных пакетов акций. В силу всего этого стали возникать следующие формы сотрудничества, т.е. отказа предпринимателей от конкуренции.
Исходной формой сотрудничества предпринимателей являются соглашения, которые не обязательно юридически оформляются. Они могут даже устанавливаться молчаливо на основе определенных принципов действия. Союзы представляют собой юридически оформленные соглашения. Их нарушение влечет за собой материальные последствия. Объединения предполагают совместный бизнес в различных формах.
Современный экономический строй развитых стран представляет собой многообразие соглашений, союзов и объединений субъектов рынка. Они существуют в различных формах: временных и постоянных, устойчивых и неустойчивых (корнеры, ринги, пулы).
Картели — соглашение о разделе рынков сырья, сбыта. (Слово «картель» возникло от слова «хартия»). Разновидностью картеля считают пул, для которого характерно поступление прибыли в общий фонд с последующим её распределением, согласно ранее установленным пропорциям.
Консорциумы — объединения юридически независимых предприятий (фирм) для решения определенных экономических задач. В таком случае возникает частичная интеграция бизнеса этих предприятий.
Синдикаты предполагают совместную реализацию производимой продукции посредством созданной сети торговых предприятий (дистрибутивных сетей). Так действует мировая алмазная монополия.
Тресты — предприятия акционерного типа. Предприятия, образующие трест, теряют юридическую самостоятельность. Так называли в прошлом акционерные предприятия. Открытые акционерные общества называют корпорациями. Их капитал возникает на основе эмиссии акций, по которым они выплачивают дивиденды. Акционеры выбирают правление и президента корпорации, которые организуют деятельность таких предприятий. В США акционерные предприятия открытого типа называют корпорациями, а в Великобритании — компаниями. В то же время, компаниями обычно являются акционерные общества закрытого типа. В США муниципалитеты называют публичными корпорациями.
Концерны — сложная система отношений многих акционерных предприятий в качестве единой фирмы. Они возникают на основе купли крупнейшими фирмами контрольных пакетов акций других корпораций.
Конгломераты — крупнейшие концерны, действующие в разных сферах экономики. Для них характерен высокий уровень децентрализации управления, автономии предприятий. Монополизация не захватывает всех предприятий современного рынка развитых стран. Большинство предприятий продолжают действовать в качестве самостоятельных, не вовлеченных в монополии. Их называют аутсайдерами.
Возникновение промышленных монополий ведет к появлению у них монопольной власти, что позволяет им диктовать цены на рынке и по этой причине гарантировать высокую прибыльность своего бизнеса.
Монопольное ценообразование ведет к эксплуатации не только работников, занятых на этих предприятиях, но и всех остальных субъектов рынка. Все это происходит посредством «ножниц цен» — так называют график изменения цен на товары монополий и товары аутсайдеров, покупаемые монополиями. Этот феномен называют также «диспаритетом цен» и «двойным тарифом».
В результате различных тенденций развития цен возникает монопольная власть и монопольная прибыль, которая существенно превышает норму прибыли остальных предприятий.
Некоторые факты получения сверхприбыли можно встретить в повседневной печати. В целом, этот факт можно осознать с помощью следующих данных. Стандартная рентабельность монополий в гражданских отраслях США составляет 30-35%, в военных (ВПК) — 50%, в то время как обычный капитал получает 10% прибыли.
Монополии прокладывают себе дорогу всюду и всяческими способами, начиная от «скромного» платежа отступного и кончая применением прямого насилия по отношению к конкуренту. Промышленный шпионаж, бойкот и другие методы лежали в основе возникновения монополий. В современном мире у монополий достаточно законных средств для гарантии своего процветания. Прежде всего — применение последних достижений науки и техники, маркетинга, менеджмента. Монополизация развивается по многим направлениям:
· высокие темпы слияний и поглощений;
· горизонтальные и вертикальные слияния;
· диверсификация производства;
· конгломератные формы объединений;
· возникновение транснациональных корпораций.
Значение промышленных монополий можно видеть в том, что 40 тыс. транснациональных корпораций (ТНК), имеющих около 250 тыс. филиалов, охватили всю планету. У них находится 1/3 производственных фондов планеты. Они производят 40% обще планетарного продукта, осуществляют более половины внешнеторгового оборота, 80% торговли высокими технологиями и контролируют 90% вывоза капитала в мире.
Банковские монополии — производное явление от промышленных монополий. Концентрация и централизация банковского дела происходила по многим направлениям: возрастал размер собственных капиталов, увеличивался размер привлеченного капитала, происходило объединение банков.
Монополизация промышленности вела к росту вкладов в банки в силу роста размера прибылей, увеличения доли капиталов, передаваемых банкам, роста потребления капитала — амортизационных отчислений. Одновременно возникали проблемы применения денежных капиталов в экономике: сейчас нужен, как правило, крупный первоначальный капитал для организации конкурентоспособного производства. В результате этого многие собственники капиталов отказываются от ведения своего собственного дела и передают деньги в банки не просто для хранения, а как способ их инвестиции. Рост рыночных отношений предполагает переход к современным формам расчетов с помощью безналичных платежей потребителями, что также ведёт к сосредоточению денежных капиталов в банках. В результате этих процессов банки приобретали новые функции в экономике, возникла «банкократия».
Из скромных посредников рынка банки превратились в равноправных участников монополистических объединений. В результате устанавливаются новые типы отношений между промышленностью и финансами.
В результате указанных процессов развития рынка происходит формирование новых форм капитала. Финансовый капитал является экономической основой финансовой олигархии — союза крупнейших монополистов, которые господствуют в экономике, обществе. Методы господства финансовой олигархии:
· личная уния на основе занятия одним и тем же представителем руководящих постов в разных компаниях;
· система участия на основе скупки контрольных пакетов акций;
· трастовые операции по управлению имуществом, вложениям в ценные бумаги и другие.
Вывоз капитала свидетельствует о монополизации рынка. Он возник из экспорта товаров и в ХХ веке стал главной основой мировой экономики. Вывоз товара — реализация части произведенных товаров в стране за границей. Вывоз капитала предполагает организацию производства товаров за границей. В результате происходит расширение сферы капиталистического рынка. Возможности вывоза капитала расширяются по мере становления мирового рынка. Необходимость вывоза капитала вытекает из закономерностей движения монополистического капитала. Господство монополий рождает избыток капитала в стране, который не находит простора для высоко прибыльного приложения внутри страны. Этот капитал экспортируют в другие страны, где норма прибыли выше.
Вывоз капитала существует в различных формах, возникающих на основе разных критериев трактовки его природы:
Собственность: частная, государственная.
Вещественная форма: предпринимательский, ссудный капитал.
Направление экспорта: в развитые страны, в развивающиеся страны.
Мотивы: прибыль, политика.
Вывоз капитала — сложное явление. Он имеет много следствий. Вывоз капитала — не просто сотрудничество, а эксплуатация монополиями других стран. Особенно страдают от этого развивающиеся страны, которые попадают в экономическую зависимость от развитых стран. По этой причине в развивающихся странах возникает застой экономического развития, они превращаются в аграрно-сырьевые придатки развитых стран. Иностранные монополии присваивают до половины национального дохода этих стран, растет их задолженность. В результате вывоза капитала возникает иностранный сектор экономики во всех слаборазвитых странах. Развитые страны создают свои «вторые экономики» за пределами национальных территорий, например, «вторая экономика» США почти равна «первой» экономике.
Экономический раздел мира состоит в образовании международных монополий, которые в настоящее время представлены транснациональными корпорациями (компании, национальные по капиталу и международные по сфере деятельности) и многонациональными корпорациями (международными и по капиталу, и по сфере производства).
Территориальный раздел мира завершился к началу ХХ века. В результате в мировой экономике возникли метрополии и колонии. У отдельных развитых стран образовались колониальные империи. Между развитыми странами происходила борьба за передел колоний, что породило две мировые войны. Одновременно в этот период происходила борьба народов за освобождение от колониальной зависимости, которая завершилась победой: колониальная система империализма прекратила существование. В то же время наследство колониальной системы сохраняется в развитых и развивающихся странах.
2.3 Становления монополизма в российском государстве
Появление монополий в России было своеобразным. Первые монополии образовались в 80-х годах 19 века (Союз рельсовых фабрикантов и др.). Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций. В 80-90 годах действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте. Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле. Ускоряющее воздействие на процесс монополизации оказал иностранный капитал. До начала 20 века роль монополий в экономике была не велика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900-03 годов. Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Возникали и объединения трестовского типа (Товарищество «Братьев Нобель», ниточный трест и др.). Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок оформления и деятельности монополий, делало возможным использование против них государством законодательства формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не регистрируемых монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства («Продпаровоз», военно-промышленные монополии). Нелегальное положение создавало неудобства (ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты — «Продамет», «Продуголь», «Продвагон», «Кровля», «Медь», «Проволока», РОСТ и др. — по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласными контрагентскими договорами. Нередко одни и те же предприятия участвовали одновременно в нескольких соглашениях. В период промышленного подъема (1910-14 годы) происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150 — 200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрации и комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п. (Русская нефтяная генеральная корпорация, «Треугольник», «Коломна-Сормово», «Россуд — Новаль», военно-промышленная группа Русско-Азиатского банка и др.). Уровень концентрации сбыта и производства монополий был очень неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтедобыча и угледобыча, сахарное производство) монополии концентрировали основную часть производства и сбыта и почти безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая и пищевая промышленность) — уровень монополизации был невысок.
В годы первой мировой войны 1914-18 годы в России прекратилась деятельность ряда локальных монополий, но в целом война увеличила число монополий и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева, Батолина, братьев Рябушинских. Особенно развивались монополии связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами (металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме «принудительных объединений» по инициативе и при участии правительства (организации Ванкова, Ипатьева, Киевская организация производства колючей проволоки и др.). Монополии были ликвидированы в результате октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков.
Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством.
В ходе перестройки 1985-1991 годы вопросы антимонопольной политики и механизмов регулирования конкурентных отношений так и не вошли в число приоритетных направлений экономических реформ. Однако именно монополизм является одним из ведущих звеньев механизма торможения реформ, препятствием на пути достижения позитивных результатов проводимых мер.
Так начало рыночных реформ в нашей стране привело к резкому усилению монополистических тенденций. Отчасти это было связано с распадом СССР и ослаблением экономических связей между бывшими союзными республиками. К прежним монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являвшиеся единственными производителями в рамках всего Союза, но ставшие таковыми на сократившейся территории.
Однако гораздо большее значение имело изменение условий хозяйствования. Благодаря им резко усилились последствия монополизации и ее влияние на экономику. Дело в том, что превращение российских заводов в частные предприятия создало мощный стимул для получения монопольных прибылей. А свобода установления цен и выбора объемов производства дали в руки фирм средства достижения этой цели. Все три важнейших последствия монополизации, до той поры сдерживавшиеся социалистическим государством, вырвались наружу. При этом старый порок советских монопольных производителей — Х-неэффективность — сохранился везде, где осталась монополия. Усиление проявлений монополизма, в свою очередь, негативно повлияло на общий ход реформ в стране.
Либерализация российской экономики была предпринята без сколько-нибудь существенной трансформации экономических основ монопольных структур, при отсутствии налаженной системы антимонопольного регулирования и контроля. Либерализация цен и внешней торговли сняла административные ограничения с монополий, но не смогла обеспечить адекватную развернутую систему антимонопольной защиты рынка, так как не были предусмотрены соответствующие меры по проведению конкурентной политики. Оказалось, что для возникновения конкуренции недостаточно введения свободных цен и формального разгосударствления производства и управления.
Поведение большинства производителей-монополистов в ходе либерализации цен сводилось к их взвинчиванию, что при снижении объемов производства позволяло им добиваться роста прибыли. Более того, в условиях продолжающихся кризиса и роста инфляции российские монополисты находят новые способы для извлечения монопольно высоких прибылей, используя кризис неплатежей. Следует отметить, что подобные действия не находят должного отклика антимонопольных органов.
Кризис российской экономики осложняет проведение последовательной конкурентной политики. Согласно одной из точек зрения, спад и высокая инфляция в сочетании с заработавшими ограничениями спроса сокращают возможности монопольного диктата, в известной мере ослабляют остроту проблемы. Однако при этом совершенно не учитываются новые возможности для извлечения монопольных выгод и недобросовестной конкуренции.
Таким образом, экономические реалии сегодняшнего дня усложняют проблему демонополизации и развития конкуренции, ставя ее в контекст выживаемости самой российской экономики, сохранения ее ресурсного, производственного и научно-технического потенциалов.
Монополия сопряжена с целым набором резко отрицательных последствий для экономики страны. Недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство при этом составляют лишь вершина монополистических злоупотреблений. Те же причины, которые вынуждают клиента фирмы-монополиста мириться с высокими ценами, заставляют соглашаться и с плохим качеством продукции, ее устарелостью (замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса и другими проявлениям пренебрежения интересами потребителя. Выбора-то у последнего все равно нет.
Еще более опасно то, что монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка. Плохая и дорогая продукция может появиться и в немонополизированной отрасли. Но там подобные эксцессы являются лишь временным эпизодом. Конкуренция быстро расставляет все на свои места. Недобросовестный производитель либо меняет свое отношение к делу, либо вытесняется с рынка конкурентами.
Всевластию монополиста в силу непреодолимости барьеров на пути в отрасль ничто не грозит даже в длительном плане. Самостоятельно рынок не в силах разрешить эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. Не случайно, в наше время нет ни одной развитой страны (и Россия в этом смысле не составляет исключения), где бы отсутствовало специальное антимонопольное законодательство и не было бы специального органа власти для надзора за его исполнением.
Система антимонопольного регулирования и стратегия демонополизации не имеют достаточно проработанной концепции, что накладывает свой отпечаток на их действенность и способность обеспечивать формирование конкурентно-рыночных начал в российской экономике. Не решаются старые проблемы, рождаются новые. Переплетаются худшие черты дореформенного советского и пореформенного российского монополизма. Причина тому — присущий российским реформам американоцентризм, недооценка опыта стран Западной Европы и, прежде всего ФРГ, а также Японии и стран постсоциалистической Восточной Европы.
2.4 Методы конкурентной борьбы среди монополий
Характер борьбы внутри монополий определяется формой монополии, будь это картель, синдикат, трест или концерн.
Внутри картелей конкурентная борьба сводится к следующим моментам. Так как в картель могут входить предприятия с различным техническим развитием, то среди них происходит борьба за применение тех или иных технических усовершенствований. Когда лидеры объединения получают львиную долю всех прибылей, они до известной степени утрачивают мотивы к техническому прогрессу. Они стараются не допускать технических нововведений на предприятиях участников данного картеля. Слабые участники этого союза не хотят удовлетворяться меньшей прибылью. Они сговариваются и, вопреки давлению воротил монополии, добиваются на своих предприятиях повышения производительности труда за счет внедрения новых технологических процессов, изобретений и усовершенствований. Борьба за установление цен на продаваемые участниками картеля товары ведется систематически. Часто более сильные участники картеля в погоне за повышением прибыли идут на снижение цен путем увеличения количества продаваемых товаров. Менее мощные участники, у которых издержки производства выше, добиваются повышения устанавливаемых картельным соглашением цен.
Объектом острой борьбы внутри картелей являются квоты.
Квота — это доля участника картеля в общем производстве и сбыте данного объединения. По сути дела квота представляет собой долю в прибылях, получаемых картелем. Каждое предприятие получает квоту соразмерно с его производственной мощностью и соответственно долю в прибылях. Чем выше квота, тем выше доля в прибылях. Борьба за квоту ведется все время, начиная с организации картеля. Участники картеля требуют пересмотра квот, так как соотношение сил участников картеля меняется. Одни ослабевают, другие, наоборот, усиливаются, но все хотят иметь крупную квоту. Усиливающиеся участники требуют пересмотра квот в свою пользу, ослабевшие — сохранения прежнего порядка. Борьба идет и за установление периода действия соглашения о квотах, величину штрафа, увеличение квоты и т.д. Ведется борьба и за рынок. Каждый из них хочет получить наиболее выгодный.
В синдикатах также идет борьба за техническое совершенство, за квоту. Синдикат не уничтожает самостоятельности объединенных предприятий в области производства, но, в отличие от картеля, обеспечивает концентрацию сбыта продукции и закупки сырья для участников соглашения. Лишая участников права непосредственно вести борьбу на рынке, синдикат вызывает тем большее напряжение их усилий к тому, чтобы превзойти друг друга в области производства. А это, в конечном счете, приводит к тому, что по истечении известного периода времени, квоты участников синдиката приходят в противоречие с новым соотношением сил, что приводит к обострению борьбы и может взорвать синдикат.
Синдикат может ограничивать количество продаваемых товаров для того, чтобы держать рынок в состоянии товарного голода и вздувать цены. Примером может служить синдикат «Продаст», которые выплачивал премии за недовыполнение квот и штрафовал тех, которые производили металл сверх квоты.
Внутри трестов борьба несколько отличается. Трест — это такая форма монополий, при которой все объединяющиеся фирмы теряют свою коммерческую и производственную самостоятельность и подчиняются единому управлению. Так как участники объединения превращаются в акционеров треста, то они имеют возможностью продать свои акции. И в тресте зачастую идет борьба за овладение контрольным пакетом акций, т.е. за «контроль» над трестом. В трестах ведется борьба за наиболее влиятельные посты в правлениях, за распределение прибылей. Так что проводимые иногда в трестах «реорганизации» означают не что иное, как захват господствующего положения в тресте новой группы крупнейших акционеров и вытеснение ранее главенствовавшей группы.
В концернах главной формой борьбы являются схватки за овладение контрольными пакетами акций и за контроль над наиболее выгодными предприятиями, за сферы влияния в тех или иных отраслях. Так что конкурентная борьба в трестах и концернах довольно сходна.
Конкурентная борьба между монополиями — производителями и монополиями — потребителями определенных продуктов может приобретать весьма острый характер. Например, образование монополии в отрасли, производящей средства производства, может вызвать со стороны трестов — потребителей соответствующих товаров стремление ограничить покупки с целью оказать давление на монополию-продавца и вынудить ее снизить цены. Если это не удается, то тресты-потребители могут приступить к организации самостоятельного производства соответствующих средств производства — первоначально для удовлетворения собственных нужд, а в дальнейшем иногда и для сбыта на рынке. Когда «Форд» столкнулся с чрезмерным повышением цен на сталь, он повел наступление на сталелитейные компании, построив собственный сталелитейный завод, занявший среди сталелитейных предприятий 11-е место.
Таким образом, сопротивление и давление монополий-потребителей может ограничить произвол монополий-производителей в установлении цен. Еще более эффективное воздействие на монопольные цены оказывает в ряде случаев конкурентная борьба в форме так называемой борьбы субститутов, или товаров-заменителей, с товарами, ставшими объектами монополий. Так, например, потребность в топливе может быть удовлетворена углем, нефтью, электроэнергией, газом и т.д. Если какой-нибудь из видов топлива становится объектом монополии и цена на него растет, то усиливается конкуренция со стороны других видов топлива. Аналогичным образом могут конкурировать друг с другом различные строительные материалы (железо, камень и т.д.), цветные металлы (медь и алюминий), виды транспорта (трамвай, автобус, метро, железная дорога, автомобиль, самолет) и т.д. Поэтому монополизация одного или даже части товаров, удовлетворяющих данную потребность, лишь обостряет конкуренцию с ними со стороны соответствующих немонополизированных товаров.
Важной формой конкурентной борьбы является борьба за долю покупательной способности потребителя или, как говорят в американской литературе, за «доллар потребителя». Суть этой борьбы сводится к тому, что она ведется друг против друга монополиями, удовлетворяющими различные потребности. Это борьба за вытеснение других видов потребления из бюджета покупателя. Поскольку покупательная способность населения в каждый данный момент есть величина определенная, всякое значительное увеличение того или иного вида потребления возможно лишь за счет сокращения потребления каких-либо других товаров. Поэтому каждая монополия заинтересована в расширении сбыта путем вытеснения из бюджета потребителей товаров, производимых в других отраслях. Например, монополии, производящие мебель и другие предметы обихода, стараются посредством рекламы, путем продажи в рассрочку навязать потребителям как можно больше своих товаров. Но теми же методами и того же добиваются монополии, выпускающие одежду, обувь, часы, велосипеды, машины и т.д. И таким образом идет борьба за долю в покупательной способности потребителя.
Методы и средства ведения конкурентной борьбы монополий следующие:
1. лишение сырья, материалов — один из важнейших приемов для принуждения к вступлению в картель;
2. лишение рабочих рук посредством «альянсов», т.е. договоров предпринимателей с рабочими союзами;
3. лишение подвоза;
4. лишение сбыта;
5. договор с покупателем о ведении торговых сношений исключительно с картелями;
6. планомерное сбивание цен (для разорения «посторонних», т.е. предприятий, не подчиняющихся монополистам; расходуются миллионы на то, чтобы известное время продавать ниже себестоимости);
7. лишение кредита, объявление бойкота. Сюда же следует отнести скупку земельных участков, на которых стоят предприятия конкурентов, скупку акций, патентов, подкуп нужных лиц, давление на конкурентов через государственные органы и т.д.
Захват монополистическими объединениями патентов на различные открытия, изобретения и техническое усовершенствование широко используется как во внутриотраслевой, так и в межотраслевой конкуренции. Этот захват позволяет монополии применять на своих предприятиях технические новшества, которых лишены другие монополии. Захватом патентов монополия старается преградить доступ в «свою» отрасль монополиям, пытающимся прорваться сюда из других отраслей. Монополии борются против своих конкурентов путем захвата в свои руки производства оборудования. Средством конкурентной борьбы служит диверсификация, комбинирование производства. Диверсификация представляет собой проникновение монополий определенной отрасли в другие отрасли производства и вытеснение из них конкурентов.
В последнее время научно-техническая революция породила совершенно противоположную тенденцию — к разукрупнению предприятий, к повышению роли малых и средних технически передовых предприятий. Их доля в ряде развитых стран составляет 70—80% числа всех хозяйственных организаций.
В нашей стране демонтаж тоталитарного огосударствления экономики предполагает разрушение всех видов абсолютного монополизма.
Появление монополий обусловлено возникновением экономических выгод, которые они получают в результате установления монопольно высоких цен на свою продукцию и монопольно низких цен на покупаемую ими продукцию (например, сырье и др.).
Монопольная цена — это особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже конкурентной в целях получения монопольного дохода в форме монопольной сверхприбыли.
Эта форма дохода есть экономическая реализация господства монополистов на рынке, своего рода «дань», которой они облагают население и других предпринимателей.
Война цен занимает определенное место в конкурентной борьбе. Суть ее ясна. Когда создается возможность и необходимость, то монополии стараются «бить» своих противников дешевым товаром. В Великобритании, например, практикуется «система охраны», направленная на перехват заказов у аутсайдеров. Монополии часто предпринимают значительные снижения цен с целью массового разорения аутсайдеров или принудительного подчинения их своему контролю. После такой «расчистки» рынка монополии не только восстанавливают прежний уровень цен, но еще больше повышают его.
Монополист имеет возможность влиять на ценообразование путем изменения объема производства, монопсонист — путем изменения объема закупок. Монополист расширяет свое производство до тех пор, пока каждая дополнительная единица продукции будет приносить доход больший, чем затраты на ее производство.
Монополия и монопсония — это крайние случаи несовершенной конкуренции. Чаще встречается олигополия — основная масса товаров сосредоточена у нескольких крупных продавцов и олигопсония — превышение продавцов над покупателями. Примером олигополии могут служить три гиганта автомобильной промышленности США — «Дженерал моторс», «Форд» и «Крайслер», которые вместе производят свыше 90% всей продукции.
Олигополии используют новый способ борьбы за покупательский спрос — неценовую конкуренцию. В этом случае борьба идет на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, использования маркетинга, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, условий оплаты и других приемов.
Неценовая конкуренция меняет рыночный механизм регулирования взаимосвязи цен и стоимости. Если на рынке господствует цена, установленная олигополией, то цена не может совершать прежнее движение вокруг стоимости товара. Величина стоимости изменяется в соответствии с уровнем зафиксированной цены продуктов, в зависимости от остроты конкуренции увеличиваются или снижаются расходы олигополии на повышение качества товара, содержание сети обслуживания потребителей, рекламу и др. Затраты на изготовление и сбыт продукции монополий и олигополии меняются быстрее и оказываются более гибкими, чем рыночная цена.
Дуополия — это рыночная структура, когда на рынке действуют две фирмы, взаимодействие между которыми определяет объем производства в отрасли и рыночную цену. Стабильность равновесия на таком рынке достигается тогда, когда цена оказывается равной предельным издержкам (т.е. достигается конкурентное равновесие). В условиях дуополии фирмы конкурируют, понижая цену и увеличивая объем выпуска. Эта ситуация описана равновесием Бертрана.
Равновесие Штакелъберга описывает дуополию с неравным распределением рыночной власти между фирмами, так что одна из них ведет себя как лидер, а другая осуществляет стратегию приспособления.
Равновесие Курно достигается на рынке тогда, когда в условиях дуополии каждая фирма, действуя самостоятельно, выбирает такой оптимальный объем производства, какой ожидает от нее другая фирма. Равновесие Курно возникает как точка пересечения кривых реагирования двух фирм.
График 1. Равновение Курно.
продолжение
–PAGE_BREAK–
Монополистическая конкуренция сочетает черты монополии и рынка совершенной конкуренции. Продовольственные магазины, бакалейная торговля, автозаправочные станции и многие другие предприятия розничной торговли действуют в условиях монополистической конкуренции.
Суть монополистической конкуренции заключается в том, что каждая фирма продает продукцию, на которую существует много близких, но несовершенных заменителей. В результате каждая фирма имеет дело с убывающей кривой спроса на свою продукцию. Дифференциация может быть связана с самой продукцией (например, различные сорта пива) или с местоположением магазина.
Поскольку вход на рынок свободен, то до тех пор, пока существует возможность получать экономическую прибыль, фирмы, производящие похожую продукцию, будут входить в отрасль. Появление новых фирм в отрасли приводит к тому, что кривые спроса всех фирм будут сдвигаться влево к началу координат до тех пор, пока экономическая прибыль каждой фирмы отрасли не станет равной нулю в долгосрочном периоде.
Обычно считают, что монопольные цены — самые высокие. В действительности они, как правило, выше конкурентных. Но монополист стремится к максимизации прибыли не на единицу продукции, а всей прибыли. Рост же цен не беспределен, он ограничен ценовой эластичностью спроса на продукцию данного предприятия (фирмы). Отсюда монопольная власть является величиной, обратной эластичности спроса на продукцию фирмы (1/ Е).
Опираясь на это положение, А.П. Лернер в 1934 году предложил следующий индекс:
1L — лернеровский индекс монопольной власти;
Рм — монопольная цена;
МС — предельные издержки;
Е — эластичность спроса на продукцию.
В условиях совершенной конкуренции МС = Рм, следовательно, IL — 0. Если IL представляет собой положительную величину (IL > 0), то фирма обладает монопольной властью. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть.
Лернеровский показатель рассматривает высокие прибыли как признак монополии. В известной мере это справедливо, однако бывают случаи, когда высокая норма прибыли не является однозначным признаком монополии.
Другой показатель монопольной власти — индекс Герфиндаля -Гиршмана (по имени ученых, предложивших этот индекс).
S1 – удельный вес самой крупной фирмы в выпуске всей отрасли;
S2 — удельный вес следующей по величине фирмы в выпуске всей отрасли;
Sn — удельный вес наименьшей фирмы в выпуске всей отрасли.
Он характеризует степень концентрации рынка и рассчитывается на основе данных об удельном весе продукции фирмы в отрасли. Все фирмы ранжируются по удельному весу от наибольшей до наименьшей.
В соответствии с мировой практикой, признаком отрасли с высоким уровнем концентрации является значение индекса Герфиндаля -Гиршмана выше 2000, с низким уровнем концентрации – ниже 1000. В 1998 году каждая третья отрасль в России относилась к высококонцентрированным, а в 2005 году – только каждая пятая. Одновременно несколько снизилось число отраслей с низким уровнем концентрации. Уровень концентрации за восемь лет экономического подъема изменился весьма неравномерно: в отраслях с низким уровнем концентрации в 1998 году значение индекса Герфиндаля-Гиршмана повысилось в среднем на 224 пункта, а в отраслях с высоким уровнем концентрации – снизилось на 663 пункта. Таким образом, наблюдается тенденция выравнивания показателей концентрации.
График 2. Число отраслей с низкой, средней и высокой концентрацией производства: 1998 и 2005 гг. (в разрезе 63 кодов номенклатуры)
Глава 3. Уровень монополизации российского рынка и пути его развития
3.1 Анализ уровня монополизации современной экономики России
В начале 2000-х годов Российской Федерации удалось достигнуть финансовой стабилизации. Прекратилось снижение темпов обменного курса национальной валюты и произошло резкое уменьшение инфляции. Важно, что это было осуществлено в условиях экономического роста, значительного повышения доходов населения, отсутствия наращивания внешних займов и дефицита бюджета. Достижение финансовых макроэкономических целей выводит на первый план государственной экономической политики задачи по структурной перестройке экономики и обеспечению инновационного развития страны. В среднесрочном периоде основное внимание должно уделяться качественным характеристикам функционирования предприятий и отраслей – конкурентной политике.
Стратегические задачи такой политики были сформулированы Президентом Российской Федерации в выступлении «О стратегии развития России до 2020 года»:
· «развитие новых секторов глобальной конкурентоспособности, прежде всего в высокотехнологичных отраслях»;
· «развитие рыночных институтов и конкурентоспособной среды, которая будет мотивировать предприятия снижать издержки, обновлять продукцию и гибко учитывать запросы потребителей».
В течение 1990-х годов в Российской Федерации было сделано многое для развития конкуренции:
— принято конкурентное законодательство;
— осуществлено разделение монопольных и конкурентных секторов в отраслях естественной монополии;
— проведена приватизация;
— снижено административное давление.
Обзор макроэкономических показателей, характеризующих состояние конкурентной среды в российской экономике, и опросы предпринимателей об их оценках состояния конкуренции в экономике позволяют сделать выводы, что участники рынков в Российской Федерации реально ощущают конкуренцию; причем оценка конкуренции как значимого фактора для деятельности предприятий со временем увеличивается.
Высокая степень открытости для импорта товаров и услуг привели к формированию условий, в которых с высокой вероятностью возникает конкурентная борьба участников рынка; в период 2004 – 2007 годов произошло существенное усиление конкуренции с импортом, хотя основным источником конкуренции для российских производителей по-прежнему являются отечественные компании.
Происходит сближение показателей концентрации производства в российской экономике со сравнимыми показателями развитых зарубежных стран: в высококонцентрированных отраслях промышленности в рассматриваемый период концентрация снижается, в то время как в низко концентрированных – растет.
Большинство предпринимателей считает вектор изменений, которые происходили в конкурентной среде за 2007 год, положительным (42% «+» и 22% «–»);
Конкуренция является важным фактором инноваций. Эмпирические исследования показывают, что испытывающие конкуренцию предприятия (особенно те, которые уже давно существуют на рынке) активно инвестируют в НИОКР и технологии. Конкуренция (особенно с поставщиками из дальнего зарубежья) повышает выпуск и производительность труда.
В тоже время существуют и негативные тенденции:
1) Ряд отраслей российской экономики являются избыточно концентрированными (например, производство первичного алюминия, синтетического каучука, отдельных видов продукции черной металлургии) в сравнении с уровнем концентрации в сопоставимых отраслях развитых стран. В добыче полезных ископаемых и металлургии наблюдается завышенный уровень рентабельности, свидетельствующий о недостатке конкуренции. На рынках металлургической промышленности предприниматели отмечают значительное снижение конкуренции.
2) Несмотря на достаточный уровень интенсивности конкуренции с производителями из дальнего зарубежья на рынках машиностроения и легкой промышленности, все большее число предприятий считает, что они не испытывают зарубежного конкурентного давления, что может свидетельствовать об их вытеснении неконкурентные сектора, в которых отсутствует зарубежное предложение. Ряд компаний – от 10 до 20%, по разным обследованиям — не сталкивается с конкуренцией, что говорит о сохранении в экономике страны угрозы монополизма, даже если поведение этих компаний в настоящее время является конкурентным.
3) Количество предприятий сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, обрабатывающих производств (за исключением целлюлозно-бумажного производства, издательской и полиграфической деятельности), по производству машин и оборудования неуклонно сокращается, то есть возможности для развития конкурентных отношений в этих сферах с годами уменьшаются.
4) Особую опасность представляет гипертрофированный рост крупнейших российских компаний. Высокий удельный вес крупнейших российских компаний в отношении к ВВП страны позволяет предположить наличие у таких компаний возможности антиконкурентного влияния на рынки.
Следует отметить, что в любой экономике существуют значительные антиконкурентные тенденции: с одной стороны, крупные компании в своем стремлении к наращиванию прибыли всегда будут стремиться к занятию и использованию доминирующего положения на товарном рынке; с другой — хозяйствующие субъекты вместо развития добросовестной конкуренции оказываются заинтересованы в получении преимуществ и создании конкурентам барьеров входа на рынок с помощью государства. В 2007 году федеральной антимонопольной службой России было возбуждено 1331 дел по признаку злоупотребления доминирующим положением хозяйствующими субъектами и 2250 дел по признаку совершения антиконкурентных действий со стороны органов власти.
Федеральная антимонопольная служба считает, что угрозы конкуренции, связанные с формированием государственных корпораций, деятельностью естественных монополий, рисками возникновения картелей и действиями органов власти требуют незамедлительного реагирования со стороны государства.
Угрозы конкуренции, связанные с формированием государственных корпораций связаны с передачей имнекоторых государственных функций и полномочий проведения государственной политики; созданием для них исключительных условий хозяйственной деятельности, делающих невозможным конкуренцию с ними частных компаний; преследованием государственными корпорациями целей по созданию горизонтально или вертикально интегрированных структур в интересах коллективного доминирования. Госкорпорации, обладая политическим и административным ресурсом и растущими финансовыми возможностями, могут оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на смежных со сферами их деятельности товарных рынках.
На сегодняшний день в Российской Федерации имеются три крупнейших субъекта – естественных монополиста: ОАО РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром» и ОАО «РЖД». В процессе антимонопольного контроля за деятельностью данных компаний, был выявлен ряд проблем и рисков, связанных с инфраструктурным обеспечением страны в сферах электроэнергетики, газоснабжения и железнодорожного транспорта, в частности:
1) Угроза сохранения власти естественного монополиста в потенциально конкурентных сегментах и его экспансия на смежные рынки.
2) Угроза, связанная с недостаточным инвестированием в целевые производственные мощности и инфраструктурный комплекс естественной монополии.
3) Угроза роста ценового давления на экономику со стороны естественных монополий вследствие их сохраняющейся неэффективности.
Таблица 4. Крупнейшие естественные монополии в экономике России.
Занимая всего 4% рабочих и служащих, эти три монополии дают 13,5% ВВП, 20,6% инвестиций, 16,2 прибыли, 18,6% налоговых доходов консолидированного бюджета РФ. Особенно велика роль «Газпрома» вследствие его экспортного потенциала: добавленной стоимости он дает больше, чем РАО «ЕЭС» и МПС вместе взятые, занимая всего 300 тыс. работников, а прибыли и налогов — вдвое больше чем они. Очевидно, это следствие извлечения значительной природной ренты, которая здесь еще недооценена из-за заниженных цен на газ. При повышении этих цен в 3 раза, — тогда они были бы все равно вдвое ниже экспортной цены на основном европейском рынке, — валовая добавленная стоимость «Газпрома» составила бы в 2007 году примерно 1 трлн. руб., т.е. вдвое выше отчетного показателя, а прибыль — около 300 — 350 млрд. руб., в т.ч. рента — около 70%.
В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» видами деятельности, относящимися к сфере естественной монополии, являются:
– транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
– транспортировка газа по трубопроводам;
– железнодорожные перевозки;
– услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
– услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
– услуги по передаче электрической энергии;
– услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
– услуги по передаче тепловой энергии;
– услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.
Динамикой цен на услуги, предоставляемые естественными монополиями, в значительной мере определяется уровень цен в хозяйственном комплексе Российской Федерации в целом, а, следовательно, и уровень конкурентоспособности экономики страны. Однако, за период 2000-2007 годов цены на продукцию естественных монополий росли существенно более высокими темпами роста по отношению к сводному индексу потребительских цен на товары и платные услуги населению по Российской Федерации в 2000-2007 годах.
На большинстве товарных рынков России наблюдаются основные факторы, способствующие вступлению фирм в сговор, в том числе такие как: небольшое число фирм на рынке (в России каждая пятая отрасль может считаться высоко рискованной с точки зрения вероятности создания картелей); сходный уровень технологии, средних издержек производства и структуры затрат; превышение в отрасли в долгосрочном периоде предложения над спросом, наличие избытка производственных мощностей; низкая наукоемкость продукции. Заключению соглашений о разделе рынка хозяйствующими субъектами часто способствовала существовавшая ранее экономическая политика государства.
На сегодняшний день в Российской Федерации можно выделить сразу несколько отраслей, в которых наиболее остро стоит проблема антикартельного регулирования: оптовая и розничная торговля нефтепродуктами; агропромышленный комплекс и розничная торговля; банковская сфера (потребительское кредитование); фармацевтическая промышленность; металлургическая промышленность; химическая промышленность.
Нефтяная промышленность.
Вертикально-интегрированные компании (ВИНК) доминируют (в том числе коллективно) на рынках сырой нефти и продуктов ее переработки, свободный рынок нефти практически отсутствует: более 80% нефти в Российской Федерации добывается пятью крупными ВИНК (Роснефть, Лукойл, ТНК-ВР, Сургутнефтегаз, Газпром), более 75% российской нефти перерабатывается на заводах, контролируемых теми же пятью ВИНК.
ВИНК используют давальческую схему переработки нефти как на «чужих» НПЗ, так и на собственных. Различные схемы «замещения по объемам», перераспределение корзины нефтепродуктов на выходе с НПЗ, а также использование транзитных поставок затрудняют оценку географических границ рынков и долей участников в оптовых поставках на внутренний рынок в региональном разрезе.
В частности, продолжает сокращаться количество малых независимых добывающих компаний и объем добываемой ими нефти (с 1998 года по 2007 год объем добычи малых предприятий снизился в два раза – с 10% от общего объема до 5%). Количество независимых АЗС за последние три года снизилось с 70% до чуть более 50%. Таким образом, доминирование ВИНК при крупно оптовой реализации нефтепродуктов с НПЗ (межрегиональный рынок) и наличие в большинстве регионов сбытов ВИНК, доминирующих на рынках хранения нефтепродуктов (региональные рынки), определяют монополизацию региональных оптовых рынков нефтепродуктов.
В частности, доминирующая компания поставляет нефтепродукты в адрес собственных АЗС по себестоимости, а при поставке независимым АЗС осуществляется продажа мелкооптовых партий, что обусловливает низкую рентабельность независимых АЗС и позволяет ВИНК осуществлять ценовое давление. Одновременное доминирование и на рынке услуг по хранению (нефтебазы) также может приводить к резкому сокращению реализации независимыми АЗС (вплоть до закрытия АЗС) в связи с тем, что в условиях дефицита снабжение собственных АЗС осуществляется доминирующей компанией в приоритетном порядке. Такая структура рынков нефтепродуктов сложилась в 51 регионе страны.
Электроэнергетика.
Барьерами для выхода на оптовый рынок потребителей и сбытовых компаний являются, с одной стороны, высокая стоимость приборов учета электроэнергии, необходимых для получения статуса субъекта оптового рынка (экономические барьеры), с другой, необходимость согласования со смежным субъектом оптового рынка, который зачастую является конкурентом, соглашения об информационном обмене, а также заключение договора на передачу электроэнергии с лицом, входящим в группу лиц с указанным конкурентом (технологические барьеры). Кроме того, в качестве административных барьеров можно выделить необходимость получения тарифно-балансового решения в ФСТ России и процедуру присвоения статуса субъекта оптового рынка администратором торговой системы.
Наибольшая доля нарушений в электроэнергетике связана именно с естественно-монопольным сектором, т.е. с деятельностью сетевых компаний. Нарушения связаны преимущественно с отказом или уклонением от заключения договора на передачу электроэнергии, а также с навязыванием невыгодных или не относящихся к предмету договора условий при заключении договора на оказание услуг по технологическому присоединению потребителей к электрическим сетям. Более 2/3 всех злоупотреблений доминирующим положением фиксируется именно в этой сфере. Следует также отметить большое количество нарушений, связанных с препятствованием доступу на оптовый рынок электроэнергии со стороны смежных сбытовых организаций. Нарушения выражаются, как правило, в отказе от согласования необходимых документов, обеспечивающих информационный обмен и передачу данных по системам коммерческого учета, которые являются необходимыми для получения доступа к торговой системе оптового рынка.
Газовая промышленность
Несовершенство действующего законодательства в сфере газоснабжения не позволяет в полной мере запустить механизм долгосрочных договоров.
Механизм поставок газа на основе долгосрочных договоров для всех участников рынка газа требует значительных модификаций, связанных с урегулированием отношений между производителями и потребителями газа и между производителями и ОАО «Газпром», закреплением на нормативном уровне необходимых финансовых и экономических гарантий бесперебойной работы и рентабельности поставщика и потребителя газа:
— обеспечение гарантий поставки газа со стороны производителей;
— принцип полной выборки объемов газа (принцип «бери или плати»);
— совершенствование штрафных санкций в случае «сверхлимитного» отбора газа, а также в случае частичной не выборки газа;
— возможность перераспределения или продажи невыбранного объема газа по краткосрочным контрактам на электронной торговой площадке
— совершенствование правил не дискриминационного доступа к газотранспортной сети
Рынок газа в России является высококонцентрированным рынком с неразвитой конкуренцией. ОАО «Газпром» добывает более 80% газа в России, реализует более 90%. Также ОАО «Газпром» является собственником Единой системы газоснабжения, что позволяет ему контролировать доступ независимых организаций к ГТС ОАО «Газпром» и ограничивать возможность независимых организаций наращивать долю реализации газа в общероссийском масштабе.
Существующая на сегодняшний день система поставок СУГ населению для коммунально-бытового использования является основным тормозом развития рынка СУГ.
Установленная заводам-производителям оптовая цена для поставок СУГ на коммунально-бытовые нужды в разы ниже рыночных цен. В результате, огромная социальная нагрузка возложена на производителей СУГ, производство этого вида газа является низко рентабельным.
Важно отметить, что существование параллельно двух рынков сжиженного газа (по регулируемым ценам и по свободным коммерческим ценам) создает множество возможностей для злоупотреблений и коррупции. Непрозрачный механизм определения потребностей в балансовом СУГ порождает «перетекание» СУГ из регулируемого сектора в нерегулируемый (т.н. «серый» рынок СУГ). Лишь отмена государственного регулирования оптовой цены на сжиженный газ для бытовых нужд позволит прекратить недобросовестную конкуренцию «серого» рынка по отношению к легальному коммерческому рынку СУГ. Ликвидация «серого» рынка будет способствовать появлению на рынке СУГ информационной открытости, обеспечивающей предсказуемость поведения рынка, и, следовательно, возможность участникам рынка прогнозировать свою деятельность в долгосрочном периоде.
В сфере связи наиболее высоко концентрированными являются инфраструктурные рынки:
— рынки услуг, обеспечивающих доступ к инфраструктуре связи (доступ к зданиям, сооружениям связи, в том числе к линейно-кабельным сооружениям электросвязи, к сети почтовой связи общего пользования);
— рынки услуг, обеспечивающих доступ к сети электросвязи общего пользования на местном, зоновом, междугородном и международном уровне.
Сложная ситуация в отрасли обусловлена историей и структурой построения сетей и сооружений связи, когда до 1990 года сети и сооружения связи создавались для имеющихся традиционных операторов и позднее были переданы им в собственность, в том числе на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.
Почтовая связь, несмотря на то, что для осуществления деятельности в данной сфере необходима единая лицензия, представляет собой совокупность различных услуг, каждая из которых является отдельным товарным рынком (пересылка письменной корреспонденции, посылки, бандероли, рынок подписки и др.). Данные товарные рынки характеризуются различным уровнем развития конкуренции — от абсолютно монопольных (универсальная услуга почтовой связи), до высоко конкурентных (экспресс-почта, курьерские услуги). Более того, конкуренция в различных секторах рынка почтовой связи существенно разнится в зависимости от регионов.
К основным проблемам (барьерам) входа на рынок услуг почтовой связи можно отнести требование к оператору почтовой связи о создании собственного отделения в каждом субъекте Российской Федерации, в связи с чем остро встает вопрос обеспечения не дискриминационного доступа к объектам инфраструктуры федеральной почтовой связи.
Воздушный транспорт.
Конкуренция на рынке международных воздушных перевозок ограничена, большинство маршрутов монополизированы. В соответствии с межправительственными соглашениями о воздушном сообщении на каждом международном маршруте действует, как правило, одна авиакомпания от каждой страны. Эти назначенные авиакомпании согласовывают тарифы и квоты (количество рейсов). Отсутствует конкурсный механизм назначения перевозчика.
Рынок внутренних воздушных перевозок состоит из множества локальных рынков – маршрутов, поскольку авиакомпании конкурируют на конкретных маршрутах. В настоящее время зарегистрировано свыше 500 маршрутов. Две трети этих маршрутов являются низко рентабельными, поэтому на них работает по одному перевозчику. На оставшейся трети маршрутов работают от 2 до 6 авиаперевозчиков, причем доступ на эти маршруты ограничен осуществляемым Росавиацией согласованием слотов (временных интервалов между посадкой и вылетом воздушных судов) и утверждением расписаний.
Рынок грузовых авиаперевозок является высококонцентрированным. Так, при общем числе авиаперевозчиков, работающих на рынке грузовых перевозок более 70, около 80% грузооборота обеспечивают 20 авиакомпаний, при этом на долю 4 крупнейших из них приходится до 70% грузооборота.
Рынок услуг аэропортов не развит. Конкуренция существует только в Москве. С 1992 года количество аэропортов сократилось с 1302 до 351, из которых регулярные перевозки осуществляются лишь на 260 аэродромах. Региональные и местные аэропорты, как правило, имеют грунтовые покрытия, а 70% взлетно-посадочных полос с искусственными покрытиями были построены более 20 лет назад и не отвечают условиям безопасности.
Морской транспорт.
Опасной тенденцией является вытеснение государственными органами с рынка частных компаний, работающих в портах Российской Федерации, и монополизация рынков подведомственными государственными предприятиями.
Наиболее ярким примером является ФГУП «Росморпорт», которое, являясь аффилированным лицом с морскими администрациями портов, вытесняет с их помощью с рынка портовых услуг конкурирующие частные сервисные компании: лоцманские, экологические, буксировочные и др. А после вытеснения конкурентов, став монополистом, устанавливает монопольно высокую цену на свои услуги.
Отрасль характеризуется высокими барьерами входа на рынок: государственное регулирование тарифов на погрузочно-разгрузочные работы на морском транспорте; трудность получения частным инвестором земельного участка, соприкасающегося с водной акваторией с гарантированными глубинами для крупнотоннажных судов; длительный и сложный процесс согласования и получения разрешительных документов по расширению стивидорными компаниями производственных мощностей; отсутствие гарантий для инвесторов: неопределенность условий аренды государственного имущества в российских портах (договоры аренды причалов перезаключаются каждые 11 месяцев), отсутствие справедливой (по конкурсу) системы сдачи причалов в аренду, причем не более 35% одному хозяйствующему субъекту (группе лиц) при наличии желающих.
Автомобильный транспорт.
Рынки городских пассажирских перевозок являются проблемными. На этих рынках, как правило, доминируют муниципальные перевозчики, для которых муниципальные власти устанавливают монопольное положение: ограничивают доступ частным перевозчикам (маршрутным такси) к наиболее рентабельным (центральным) городским маршрутам и вытесняют работающих частных перевозчиков посредством закрепления маршрута за победителем конкурса на право работы на городских маршрутах, которым, как правило, становится аффилированное муниципальное или государственное автотранспортное предприятие.
В 2007 году самым распространенным нарушением в отрасли стали нарушения условий проведения, критериев выбора победителя в конкурсах за право работы на городских маршрутах.
Железнодорожный транспорт.
Оценивая общее состояние железнодорожного транспорта общего и не общего пользования, развития конкуренции на железных дорогах следует признать:
— реформирование железнодорожного транспорта общего и не общего пользования осуществляется с отставанием от программы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2001 № 384. Это отставание обусловлено недостаточностью нормативной правовой базы при работе железных дорог в конкурентных условиях, а также слабой заинтересованностью инвесторов по привлечению инвестиций в инфраструктуру железных дорог;
— в настоящий период проходит третий этап реформирования, однако не все мероприятия первых двух этапов программы были выполнены. В частности, не создана компания по перевозке пассажиров, парк приватных вагонов не достиг 50-% уровня;
— реформирование железнодорожного транспорта не общего пользования фактически не осуществляется. Одной из причин является отсутствие в структуре Минтранс России подразделения, отвечающего за развитие железнодорожного транспорта не общего пользования, координацию его развития с железнодорожным транспортом общего пользования. Как следствие, грузы уходят на другие виды транспорта, главным образом, на автомобильный транспорт;
— сохранение в структуре ОАО «РЖД» перевозок пассажиров не позволяет стимулировать процесс реформирования в области пассажирских перевозок. Тем самым затягивается процесс устранения перекрестного субсидирования за счет грузовых перевозок. Это сдерживает процесс создания конкурентной среды в области пассажирских перевозок.
Следует отметить, что ОАО «РЖД» осуществляет выделение вагонного парка из своего состава в дочерние общества. Это преследует цель выхода из-под регулирования вагонной составляющей тарифа, а соответственно и частичное дерегулирование тарифа за перевозку грузов в вагонах дочерних компаний, что ведет к неконтролируемому росту цен на перевозки грузов.
Актуальные проблемы оборонного комплекса.
ФАС России отмечает, что основные проблемы в сфере оборонно-промышленного комплекса (далее – ОПК) связаны с возможностями по злоупотреблению доминирующим положением хозяйствующими субъектами, исторически являющимися единственными производителями определенного вида товара или услуг для нужд ОПК, деятельность которых ограничена двумя – тремя производителями аналогичной продукции на российском рынке. Причиной возможных злоупотреблений на указанных рынках может служить ограниченность доступа иностранных производителей сырья и комплектующих для производства продукции ОПК в сборе. В частности, ФАС России в 2007 году было возбуждено дело по применению монопольно высоких цен производителями спецсплавов для нужд оборонного авиадвигателестроения. Кроме того, определенные трудности в развитии конкуренции в оборонной и гражданской сферах могут быть связаны с созданием интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе.
Основные препятствия для развития конкуренции при создании интегрированных структур связаны с тем, что при подготовке проектов их создания не уделяется должное внимание тому, что большинство предприятий, планируемых к включению в интегрированные структуры, также являются производителями гражданской продукции, не связанной со специализацией образуемого холдинга. В связи с этим вырастает вероятность объединения в одном холдинге нескольких предприятий, выпускающих аналогичную (взаимозаменяемую) между собой продукцию, что может привести к ограничению конкуренции или монополизации на соответствующих товарных рынках.
В случае создания интегрированных структур в сфере производства вооружений и военной техники (ВиВТ), монополизация может считаться допустимой, так как основным потребителем, как правило, является государство, которое имеет определенную законодательством систему мер воздействия на подконтрольные ей холдинги в ОПК. Помимо гособоронзаказа ВиВТ поставляются на экспорт и в такой ситуации конкуренция между холдингами может иметь своим результатом даже отрицательный эффект – снижение экспортных цен, взятие на себя завышенных обязательств и т.д., поскольку российские производители ВиВТ конкурируют на международном рынке вооружений в весьма жестких условиях.
Конкуренция в сфере агропромышленного комплекса.
Рынки сельскохозяйственной продукции и продуктов питания в Российской Федерации в целом являются низко-концентрированными, с развитой конкурентной средой. Изменение цены товара на таких рынках, как правило, не связано с монополистической деятельностью хозяйствующих субъектов (в том числе монопольным установлением цен), а заключение антиконкурентных соглашений затрудняется наличием большого количества альтернативных продавцов. Данные рынки открыты для межрегиональной и международной торговли, количество хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на региональных рынках незначительно, в большинстве случаев необоснованные административные барьеры входа на рынок потенциальных конкурентов отсутствуют или преодолимы.
Во многих сегментах агропромышленного комплекса процессы концентрации уже привели к появлению крупных групп лиц со значительной долей на соответствующих рынках. Наиболее интенсивно процессы консолидации активов в рассматриваемом секторе экономики интенсивно идут в производстве продукции, рентабельность которой превышает 30% и не имеет резких колебаний. Это – зерно, семена подсолнечника, картофель, овощи. Средний уровень конкурентоспособности характеризуется рентабельностью в интервале 10–30%: молоко и молочная продукция, яйцо. О полном отсутствии конкурентоспособности свидетельствует устойчивая убыточность производства продукции животноводства – крупного рогатого скота и свинины.
Сфера ЖКХ.
Жилищно-коммунальный комплекс — один из самых больших секторов экономики Российской Федерации: доля основных фондов отрасли составляет более 26% от общего объема основных фондов страны и в стоимостном выражении представляет 8 трлн. рублей; численность работников более 3 млн. человек; 19 млн. объектов жилого фонда площадью почти 3 млрд. м.кв.; потребление более 20% энергоресурсов страны.
Тем не менее, это самая не разгосударствленная отрасль экономики Российской Федерации. Износ основных фондов превышает 60%. Ветхий и аварийный фонд — 93 млн. м2, кредиторская задолженность — 302,1 млрд. рублей.
Становление рынка жилья и жилищно-коммунальных услуг в России — одно из наиболее сложных направлений социально-экономического реформирования.
В настоящее время во многих регионах Российской Федерации распространена практика передачи прав на объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предназначенные для оказания услуг газо-, тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения, хозяйствующим субъектам без проведения торгов в форме аукциона или конкурса.
3.2 Развитие конкурентного рынка – стратегическая цель российской экономики
Отрицательное влияние высокого уровня монополизации на экономику страны делает необходимым проведение специальной государственной политики направленной на регулирование монополизированных отраслей и развития конкурентного рынка. Проанализировать значимость этой политики можно обратившись к данным таблицы подготовленной ФАС России.
продолжение
–PAGE_BREAK–Таблица 5. Крупнейшие штрафы, наложенные ФАС России в 2008 году за нарушения на рынках федерального значения.
Экономическая активность крупных компаний, заинтересованных в максимизации частной прибыли неизбежно порождает угрозы конкуренции: попытки вывести из экономического оборота ограниченные ресурсы, воспрепятствовать научно-техническому и экономическому росту конкурентов, стремление вступить в сговор с конкурентами, захватить рынок, необоснованно повысить цены выше общественно эффективного уровня. Не следует переоценивать масштабы такой деятельности, но и недооценивать ее крайне опасно. Экономическая система не может с ней справиться самостоятельно и поэтому нуждается в определенном воздействии со стороны государства – проведении политики защиты и развития конкуренции. Конституция Российской Федерации гарантирует проведение такой политики.
Защита конкуренции осуществляется посредством проведения эффективного антимонопольного регулирования, которое является важнейшим инструментом предупреждения угроз ограничения конкуренции, пресечения возникающих нарушений законодательства. Развитие конкуренции, в свою очередь, осуществляется путем использования целого комплекса мер экономической политики, направленных на привлечение на рынки новых участников.
Конкурентная среда в Российской Федерации начала формироваться в условиях неблагоприятного наследства прежних методов хозяйствования. Реформы начала девяностых годов ХХ века ознаменовали отказ от плановой экономики, однако характерные для неё институты воспроизводились ещё довольно длительное время. Это определяло развитие рыночных отношений, логику действий не только государства, но и бизнеса вплоть до начала 2000-х годов. Для периода переходной экономики были характерны криминальный характер бизнеса, правовой нигилизм, стремление к рыночной власти и получению сверхприбыли в короткие сроки, хищническое потребление ресурсов, глубокое неуважение партнеров по бизнесу.
Экономика советского типа препятствовала эффективному развитию, так как в ее рамках стимулы к производственным и управленческим инновациям, необходимым для создания сравнительных конкурентных преимуществ, находились на низком уровне. Перераспределение ключевых финансовых ресурсов через государственный бюджет и контроль над директивными ценами на продукцию ведущих монополий через отраслевые и региональные дотации и субсидии вносили искажения в функционирование рыночного механизма.
Характерные черты российской экономики как среды для функционирования предприятия в первой половине 1990-х годов определялись следующим образом:
1. Высокая (около 25% от общего числа) доля крупных и сверхкрупных промышленных предприятий.
2. Чрезвычайно высокий уровень «физического» монополизма, выражающийся в том, что товары производственно-технического назначения более чем тысячи наименований выпускались (каждый) только на одном предприятии.
3. Неразвитость горизонтальной инфраструктуры рынка, практически всех ее составляющих, как информационных, так и материально-вещественных горизонтальных систем связи, складов, транспортных путей, средств хранения информации, административных зданий т.п.
4. Высокая «вязкость» экономической среды. (Низкая мобильность производственных ресурсов, необходимых для заполнения рыночных «ниш», вследствие медленного распространения информации о дефиците, бюрократических препятствий, низкого уровня деловой энергии населения и психологическая неготовность приложить существенные усилия для их реализации.).
5. Приобретение руководителями государственных предприятий прав распоряжаться доверенным им имуществом без ответственности перед собственником, в первую очередь ответственности своим личным имуществом.
6. Рост стартовых издержек (как финансовых, так и организационных), необходимых для начала нового производства, резкое снижение уровня безопасности предпринимательства, возрастание риска провала при неразвитости системы экономического страхования и противодействия рискам.
Современная экономическая ситуация в Российской Федерации вышла на качественно иной уровень по сравнению с ситуацией 1990-х годов.
Во-первых, российская экономика в настоящее время активно вовлечена в процесс глобализации.
Во-вторых, в стране, практически, завершилась приватизация.
В-третьих, была обеспечена финансовая стабилизация, которую во многом можно объяснить достигнутой политической и институциональной стабильностью.
Непрерывный рост международной торговли и иностранного инвестирования ведет не просто углублению международного разделения труда, а к формированию глобальных единых рынков:
График 3. Доля прямых инвестиций и экспорта в мировом ВНП в 1970-2005 годы.
Российская экономика активно участвует во внешних экономических связях. По данным таможенной статистики экспорт России в 2006 году составил 316 млрд. долларов США, импорт- 198 млрд. долларов США, что составляет приблизительно 23 и 14 % ВВП. Иностранные инвестиции в 2006 составили 55 млрд. долларов США, из них 13 млрд. – прямые инвестиции, т.е дающие инвестору право эффективного участия в управлении предприятием. Глобализация открывает для российских компаний новые возможности: они могут стать глобальными лидерами, получив доступ на закрытые ранее рынки.
Глобализация также приводит к качественно иному характеру конкуренции на внутренних рынках Российской Федерации. С одной стороны, конкуренция ужесточается, при этом повышается производительность труда и снижаются цены для потребителей. С другой – растут риски нарушения конкурентного законодательства со стороны крупных транснациональных компаний (ТНК), выходящих на российский рынок. В экономике наблюдаются процессы консолидации отраслевых активов, часто — с целью последующей перепродажи ТНК, и это важный элемент формирования новой конкурентной среды.
Приватизационная реформа в России в основном завершилась уже в середине 1990-х годов, однако существенные части российской экономики по прежнему находились под государственным контролем вплоть до начала 2000-х годов:
Таблица 6. Среднегодовая численность занятых и распределение предприятий и организаций по формам собственности.
Основным федеральным законом, направленным исключительно на поддержание достигнутого уровня и дальнейшее развитие конкуренции является Федеральный закон от 27.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». В соответствии с антимонопольным (конкурентным) законодательством запрещается злоупотребление доминирующим положением (например, в виде установления монопольных цен, навязывания условий договора, ограничения доступа на рынок), в том числе субъектам естественной монополии; запрещается также заключение антиконкурентных соглашений (осуществление согласованных действий); органам власти запрещается предоставление льгот и преимуществ отдельным компаниям. Устанавливаются конкурентные требования к торгам и аукционам при осуществлении государственных закупок; запрещается недобросовестная конкуренция. В качестве превентивной меры ряд сделок по слияниям и поглощениям компаний может быть осуществлен после получения предварительного согласия антимонопольных органов. Важной особенностью нового «Закона о защите конкуренции» является учет при этом глобальной конкурентоспособности компаний. Российское законодательство также возлагает на антимонопольные органы обязанность подготовки заключений о влиянии на конкуренцию защитных мер во внешней торговле. продолжение
–PAGE_BREAK–