Характеристика паспортно-визовых и таможенных формальностей в туризме

КАЛУЖСКИЙ ИНСТИТУТ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА
филиал Российской Международной Академии Туризма
Курсовая работа
по дисциплине «Деятельность турагентств»
«Характеристика паспортно-визовых и таможенных формальностей в туризме »
Калуга, 2007
Содержание
Введение
1. Паспортно-визовые формальности в Р.Ф
Паспортная система в дореволюционной России
Паспортная система СССР
Визовые формальности
Шенгенское соглашение
2. Таможенно-тарифное регулирование
2.1 Таможенные платежи
2.2 Классификация таможенных режимов
2.3 Примерный перечень товаров, временный ввоз (вывоз), которых допускается без уплаты таможенных платежей
3. Паспортно-визовые формальности в некоторых странах мира
3.1 Хорватия
3.2 Испания
3.3 Италия
3.4 Франция
Заключение
Список используемой литературы
Введение
На современном этапе развития человеческого общества туризм приобретает существенное значение, т.е. он перешел из категории элитного продукта в категорию продукта, доступного потребителю.
Проведение радикальной экономической реформы в России объективно потребовало и создания новой правовой основы туристической деятельности, усиления роли нормативных правовых актов в сфере туризма и, в частности, паспортно-визовой деятельности в этой сфере.
Заграничный паспорт — это официальный документ, удостоверяющий гражданство и личность человека, выезжающего за границу. Он выдается компетентными органами государства и служит подтверждением того, что его владелец является гражданином данного государства (гражданином, если это государство является республикой, или — подданным, если это государство является монархией).
Необходимо отметить, что с самого начала и вплоть до настоящего времени выдача загранпаспортов преследовала, прежде всего, цель контроля за выездом за границу граждан данной страны. В регламентирующих правительственных документах указывалось, что никому не разрешается выезжать из страны без паспорта. Это и по сей день — основная функция загранпаспорта.
До XIX века загранпаспорта выдавались исключительно важным персонам и представляли собой подобие рекомендательных писем одного государства другому. После первой мировой войны массовая выдача загранпаспортов стала обычной практикой.
К 30-м гг. XX века загранпаспорта стали иметь привычный для нас вид — небольшая книжечка в 30-40 страниц. Но такими они остаются совсем недолго. В США и ЕС решено ввести новую форму удостоверения личности — электронный паспорт. На вид он будет похож на кредитную карточку. Соответствующей мультимедийной технологией на него будут нанесены установочные данные владельца (гражданство, фотография в виде цветной голограммы, место проживания и прочее, вплоть до отпечатков пальцев). Въезжающий турист помещает свой электронный паспорт на специальный сканер, соединенный электронной связью с единым компьютером, который моментально устанавливает его личность и проверяет законность визы (если она требуется для въезда в эту страну). Абсолютная точность идентификации достигается также за счет того, что к экрану сканера турист должен одновременно приложить ладонь руки, и считывающее устройство сличает данные на электронном удостоверении с отпечатками его пальцев. Подобная система контроля уже опробована при входе в секретные учреждения США и в целом нашла одобрение в странах ЕС.
Помимо обычных заграничных паспортов того или иного государства в международных поездках могут в отдельно оговоренных случаях использоваться также следующие документы:
— удостоверение личности иностранца или лица без гражданства, выданное государственными властями иностранному гражданину, постоянно проживающему на данной территории;
— дипломатические, консульские, служебные паспорта;
— семейные паспорта на мужа и жену с детьми;
— удостоверение личности ребенка;
— удостоверение Лессе-Пассе, выдаваемое служащим учреждений ООН, а также ряду служащих иных международных организаций (Международный Красный Крест, НАТО и др.).
— выдавать загранпаспорта в короткие сроки;
— не требовать при выдаче загранпаспортов дополнительно никаких документов (например, справок, свидетельств о лояльности, порядочности, нравственности и законопослушности);
— срок действия загранпаспорта составляет не менее 5 лет с неограниченным числом поездок за границу;
— ввести разумную плату за загранпаспорт;
— загранпаспорт должен находиться у владельца и его нельзя конфисковать или изъять; приведение загранпаспортов всех государств в соответствие со стандартами ИКАО, т.е. возможность их проверки с помощью компьютерных систем.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию от 15 августа 1996 г. 114-ФЗ основными документами, удостоверяющими личность гражданина РФ, по которым граждане РФ осуществляют выезд из РФ и въезд в РФ, признаются:
— паспорт;
— дипломатический паспорт;
— служебный паспорт;
В соответствии с Постановлением Правительства РФ О создании общегосударственной автоматизированной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов, новых образцов от 10 августа 1993 г. 770 МИД России приступил к поэтапному вводу в действие новых визовых талонов, разработанных на основе международных стандартов, а также карточек прибытия-убытия иностранных граждан для пограничного статистического контроля. Карточка заполняется печатными буквами по-русски по прибытии в пункт въезда/выезда и предъявляется сотрудникам КПП.
При поселении в отеле или ином средстве размещения каждый иностранный гражданин заполняет соответствующую специальную форму, где указывает свои установочные данные (фамилия, имя, отчество, дата рождения, гражданство, адрес постоянного места жительства, цель приезда, срок пребывания и прочее). Как правило, здесь же приводятся основные правила проживания и режим гостиницы, включая правила противопожарной безопасности. Подпись туриста является свидетельством того, что он ознакомлен с правилами, ценами на проживание и обслуживание. Затем данные из формы заносятся в журнал регистрации клиентов в отеле, что является своеобразной регистрацией (пропиской). Журнал и карточные формы контролируются полицейскими, иммиграционными и иными службами государства.
Актуальность рассматриваемой проблемы в последнее время становится очень важной, так как в настоящее время государства вынуждены заниматься постоянно обостряющейся проблемой пресечения все возрастающих нелегальных иммиграционных потоков, в первую очередь с использованием канала туризма. В странах Европейского Союза озабоченны усиливающейся проблемой незаконной миграции к ним с Востока, в том числе и по каналу туризма через территорию России.
На территории Российской Федерации многие из иностранных граждан и лиц без гражданства находятся незаконно очень длительное время, изыскивая средства к существованию через совершение правонарушений.
Все вышеназванные проблемы носят острый характер и требуют своего разрешения.
Объект исследования — паспортно-визовые и таможенные формальности.
Предмет исследования — паспортно-визовые и таможенные формальности в туризме.
Для написания курсовой работы были использованы законы РФ, постановления правительства РФ, труды российских и зарубежных ученых по вопросам путешествий и туризма.
Достижению поставленной цели помогает выполнение ряда задач:
раскрыть общее понятие паспортной системы
рассмотрение сущности и структуры паспортной системы
раскрытие таможенного регулирования
характеристика паспортной системы в различных странах мира
Курсовая работа включает в себя:
Введение–PAGE_BREAK–
Главу 1: Паспортно-визовые формальности в РФ
Главу 2: Таможенно-тарифное регулирование.
Главу 3: Паспортно-визовые формальности в некоторых странах мира.
Заключение
Список литературы
Целью курсовой работы является комплексное исследование паспортно-визовых формальностей при поездках за границу, как в России, так и за рубежом.
Основными задачами курсовой работы являются: изучение паспортных и визовых формальностей в России и в ряде стран на разных континентах нашей планеты.
Методы исследования — системный подход, анализ, сравнительный.
1. Паспортно-визовые формальности в РФ
1.1 Паспортная система в дореволюционной России
Попытки установить контроль за передвижением коренного населения и иностранцев с помощью их регистрации путем выдачи паспортов и других документов отмечаются в XIII веке.
В период формирования централизованного государства потребность в учете численности податных сословий возрастает из-за усиления роли фискального ведомства в органах государственного управления. Кроме того, миграционные потоки населения из южных княжеств на территорию северо-восточной Руси, где в XIV-XV вв. шло активное собирание русских земель, наводило на мысль о создании системы письменного учета и контроля за передвижением населения.
С образованием единого централизованного государства паспортизация становится не простой необходимостью, а насущной потребностью времени. Процесс закрепощения населения, активно проходивший в XVI — первой половине XVII вв., потребовал ограничения свободы внутреннего передвижения значительной части населения. Были введены новые документы — удостоверения личности, в том числе паспорта. Параллельно вводились и соответствующие паспортные ограничения.
Именно с помощью таких документов государство решало несколько проблем:
— учет и контроль податного населения (при отсутствии системы переписи населения);
— прикрепление податного населения к определенному месту жительства и определенному роду занятий (это снимало проблему поиска трудовых ресурсов и удержания их с помощью различных льгот);
— установление государственного контроля и упорядочение миграционных потоков на окраины государства (массовый уход населения на южные рубежи государства был переориентирован на освоение Заволжья, Сибири и Дальнего Востока).
Эти изменения были закреплены в праве. Изданное при царе Алексее Михайловиче Соборное Уложение 1649 г. обязывало всех русских, выезжающих за границу, иметь проездные грамоты, вводило жестокие наказания за нарушение этого порядка.
В конце XVII века осуществляются меры по упорядочению передвижения русских подданных по территории России, в Москве вводится регистрация всех приезжающих в книгах Земского Приказа, а также система крупных штрафов с лиц, у которых обнаруживаются приезжие люди без регистрации.
В первой половине XVIII в. вводится запрет на передвижение российского населения без специальных разрешений — «проезжих», «прохожих», «покормежных», «пропускных» писем. Указом Петра I от 1714 г. лица, не имеющие при себе паспорта или так называемого «проезжего» или «прохожего» письма, признавались за «недобрых людей». Такие меры были введены не только в связи с усилением крепостного гнета и распространением в этот период побегов крепостных, но и вследствие государственной необходимости.
Таким образом, в период абсолютизма в Российском государстве появляются все необходимые предпосылки для формирования единой паспортной системы, которая используется для обеспечения сбора налогов и рекрутства, а также для полицейских целей.
Основные принципы паспортной системы в Российской Империи были установлены еще в начале XVIII века.
В 1724 г. императорским указом для контроля за передвижением крестьян были введены «покормежные» и «пропускные» письма. Первые выдавались крестьянам, уходившим из сел на заработки в пределах своих уездов, помещиками или приказчиками. Вторые — лицам, отправляющимся в другие уезды, земскими комиссарами (сроком до трех лет). Указ обязывал «в тех пропускных письмах описывать того, кто отпущен будет, рост, лицо и приметы, дабы кто другой, воровски пулача оное, не волчался».
Главную роль в осуществлении надзора за передвижением населения играли местные административные органы и полиция. С 1803 г. вместо покормежных и пропускных писем для купцов, мещан и крестьян вводятся печатные паспорта.
Порядок получения паспортов крестьянами, отлучающимися для торговли или работы в другие местности, подробно регламентировался в Положении о паспортах (1812 г.). С 1809 г. в Санкт-Петербурге и с 1816 г. в Москве в составе городской полиции учреждаются адресные конторы.
Все лица, работавшие по найму в столицах, обязаны были зарегистрироваться в адресной конторе и получить там адресный билет.
С 30-х годов и до конца XIX в. основным законом, определявшим права и обязанности полиции по осуществлению паспортного режима в империи, являлся Устав о паспортах и беглых. Главное правило Устава (ст. 1) гласило, что никто не может отлучаться от места постоянного жительства без узаконенного вида или паспорта.
Резкое усиление миграции населения в связи с отменой крепостного права, а также другие события, произошедшие в стране в ходе буржуазных реформ, требовали изменений паспортного режима. Для выработки предложений по усовершенствованию паспортной системы в 1869 г. была учреждена Паспортная комиссия под председательством статс-секретаря Сольского, однако предложения этой и создаваемых позднее комиссий были реализованы только в 1895 г.
С января 1895 г. в соответствии с Положением о видах на жительство началась выдача новых по форме документов. Вид на жительство удостоверял личность, служил средством контроля за передвижением, обеспечивал общий учет податных людей и контроль за сбором недоимок.
Положение, сохраняя основные принципы действовавшей паспортной системы, ввело ряд новых правил. Теперь по закону никто не был обязан иметь вид на жительство по месту своего постоянного проживания, а при отлучках в пределах своего уезда на срок до 6 месяцев. В соответствии со специальной инструкцией МВД устанавливался более сложный порядок действия полиции.
В соответствии с Уложением о наказаниях лицам, находящимся под надзором полиции или общества, выдавались паспорта, в которых делалась отметка об их судимости и указывались места, в которых лицо не имело права появляться.
Положение разделило все население Империи на две группы. К первой относились дворяне, офицеры, почетные граждане, купцы и разночинцы. Им выдавались бессрочные паспортные книжки. Ко вторым — мещане, ремесленники, сельские обыватели, то есть люди податных сословий.
Для второй группы предусматривалось три вида на жительство:
— паспортные книжки выдавались на 5 лет при условии отсутствия задолженностей по сборам и платежам. В них указывался годовой размер сборов. Полиция отбирала такие паспорта, если их владелец не уплачивал установленный сбор в срок;
— паспорта выдавались на срок до одного года независимо от наличия недоимок и согласия других лиц;
— бесплатные виды на отлучку выдавались на срок до одного года пострадавшим от неурожая, пожара, наводнения. Они могли быть выданы и лицам моложе 18 лет.
В ходе первой русской революции правительство было вынуждено пойти на уступки и внести некоторые изменения в паспортную систему. В 1906 г. были отменены некоторые ограничения в правах сельских жителей и лиц других податных сословий. Им предоставлялось право свободного выбора места жительства на одинаковых основаниях с другими сословиями.
Введение в 1895 г. новой, менее жесткой, паспортной системы отвечало, прежде всего, основным тенденциям экономического развития государства. Либерализация паспортного режима и усиление миграции населения с неизбежностью вели к возрастанию нагрузки на малочисленные территориальные органы полиции, однако правительство не принимало каких-либо мер для увеличения их численности.
В 1894 г. было принято Положение о видах на жительство, а в 1903 г. был издан Указ о паспортах, принципиально не отличавшийся от Положения.
В результате в начале ХХ в. в России сложилась паспортная система, предусматривавшая установление жесткого полицейского контроля за проживанием и передвижением населения с введением ограничений для его отдельных категорий.
1.2 Паспортная система СССР
После Октябрьской революции 1917 г. была уничтожена старая паспортная система, отменены ограничения на передвижение населения по национальности, роду занятий, имущественному положению. С одной стороны, эти действия свидетельствовали о реализации программы революции, направленной на отмену ограничения прав угнетенных слоев населения, с другой, — крушение Российской Империи. Революционные потрясения, мировая и гражданская войны вызвали перемещение больших масс населения, появление беженцев, военнопленных, эмигрантов, с чем уже не могла успешно справляться старая система паспортизации населения, поскольку ее действия к октябрю 1917 г. фактически были парализованы.
Перед новой властью встала задача всеобщей трудовой повинности, поэтому возникла необходимость закрепления населения по месту жительства и введения контроля за передвижением граждан.
ВЦИК 29 июня 1919 г. принял декрет «О введении трудовых книжек в городах Москве и Петрограде», на основании которого все граждане РСФСР, достигшие 16-летнего возраста, были обязаны иметь трудовые книжки, служащие удостоверением личности на территории Республики.
Для персонального учета населения требовался единый удостоверяющий личность документ, и 20 июня 1923 г. ВЦИК и СНК РСФСР издали декрет «Об удостоверении личности», который объявлял недействительными все прежние документы, дающие право передвижения на территории РСФСР. Граждане, прибывающие из-за границы, могли получить удостоверение на основании паспорта, полученного ими от полномочного представителя РСФСР в соответствующей стране.     продолжение
–PAGE_BREAK–
С развитием декрета «Об удостоверении личности» СНК РСФСР принял декрет «О прописке граждан в городских поселениях», которым было положено начало организации учета населения в городах. Была установлена обязанность каждого лица, прибывшего в город на срок свыше трех суток, сообщить об этом в домоуправление дома, гостиницу и т.д. При прописке необходимо было предъявить один из документов: удостоверение личности, профсоюзный билет, справку с места жительства.
Учетом всех проживающих в СССР иностранных граждан, а также прописывающихся за границей граждан СССР занималось визовое подразделение. Данная организация выдавала иностранцам документы на право проживания в СССР и визы на выезд, принимала и оформляла заявления иностранцев о приеме в гражданство, осуществляла надзор за соблюдением иностранцами правил проживания и передвижения по территории СССР.
В данный период уделялось внимание контролю за собственным населением. К концу 30-х годов в стране сформировалась единая паспортная система. В 1932 г. выходит Положение о паспортах, а 8 апреля 1933 г. постановление СНК СССР «О выдаче гражданам СССР паспортов на территории СССР».
С середины 50-х и в течение 60-х годов стали существенно расширяться международные связи СССР в области экономики, культуры, науки и туризма.
С Болгарией, Венгрией, ГДР, Чехословакией, Польшей, Монголией, Румынией, КНДР и другими дружескими странами были заключены соглашения о взаимных безвизовых поездках граждан, в том числе по частным делам. Был издан ряд постановлений Совета Министров СССР и ведомственных инструкций, регулировавших вопросы выезда и въезда. 19 июня 1959 г. Совет Министров СССР утвердил Положение о въезде в СССР и выезде из СССР.
Вновь введенное Положение в целом сохранило ранее действовавший порядок въезда и выезда, но было дополнено полным перечнем лиц, которым выдавались дипломатические и служебные паспорта, а также разрешался въезд и выезд не только по заграничным паспортам, но и по документам, их заменяющим (удостоверениям и внутренним паспортам). В последующий период для зарубежных поездок в дружеские страны по служебным и частным делам вводились специальные удостоверения (серии «АБ» и «НЖ»), разрешались безвизовые поездки по внутренним паспортам СССР со специальным вкладышем.
22 сентября 1970 г. Совет Министров СССР утвердил новое Положение о въезде в СССР и выезде из СССР, в которое были внесены существенные изменения и дополнения.
Впервые в законодательной практике страны определились основания для отказа гражданам в выдаче разрешения на выезд за границу по частным делам (позднее, в 1986 г., они были приведены в соответствии со ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, ратифицированного СССР в 1973 г.), устанавливалась периодичность частных поездок и представление характеристик для оформления выезда. Положением также отменялось использование для выезда из СССР документов, заменяющих заграничные паспорта (удостоверений, вкладышей и т.п.).
Важным этапом в развитии паспортного законодательства явилось решение Совета Министров СССР от 25 декабря 1974 г. (утверждено 28 августа того же года) Положения о паспортной системе в СССР и Постановления о некоторых правилах прописки граждан. Введение выдачи с 1976 г. всему населению страны новых срочных паспортов уравняло в этом отношении жителей города и села, избавило их от истребования множества персональных справок, упростило процедуру получения документов.
Формирование самостоятельной паспортной системы началось в 1990 г. В структуре МВД СССР был образован паспортный отдел, в состав которого входило отделение виз и регистрации иностранцев. Позднее, на базе паспортно-визового аппарата МВД СССР была создана самостоятельная Паспортно-визовая служба МВД России, реорганизованная затем в паспортно-визовое управление.
По существу, современная паспортная система России вобрала в себя лучшие традиции СССР и пошла по пути обеспечения основных демократических принципов. Неслучайно одним из важных направлений в деятельности стало активное участие в подготовке проектов, сопровождении, рассмотрении и выполнении законодательных и подзаконных актов, относящихся к ее компетенции, с целью приведения российского законодательства в полное соответствие с международными нормами в области обеспечения прав и свобод человека.
Таким образом, паспортная система в России развивалась поэтапно, в органической взаимосвязи с укреплением самого государства, что проявилось в появлении ряда важнейших нормативных актов и становления организационных основ паспортной системы:
1. XIII-XIV вв. — первые шаги на пути создания паспортной системы в Новгородской республике («проезжие грамоты»);
2. XIV-XV вв. — в ходе формирования централизованного государства наблюдается усиление роли фискального ведомства в органах государственного управления, создание письменного учета и контроля за передвижением населения;
3. XVI-XVII вв. — процесс закрепощения населения, прикрепление податного населения к определенному месту, упорядочение миграционных потоков на окраине государства, появление первых паспортов и правовое закрепление данного факта в Соборном Уложении 1649 г.;
4. XVIII-XIX вв. — введение печатных паспортов для купцов, мещан и крестьян (Положение о паспортах 1812 г.), осуществление надзора за паспортным режимом полицией (Устав о паспортах и беглых, Закон Санкт-Петербурга 1878 г.);
5. 1900-1917 гг. — ослабление жесткого контроля за передвижением, отмена ряда ограничений для некоторых податных сословий (Закон о видах на жительство 1895 г., Указ о паспортах 1903 г.);
6. 1917-1991 гг. — единое союзное гражданство (Конституции 1918 г., 1936 г., 1977 г.);
7. 1991 г. — по настоящее время — создание паспортно-визовой службы МВД России, введение новых образцов паспорта гражданина Российской Федерации (Закон РСФСР «О гражданстве РСФСР» от 28 ноября 1991 г.).
1.3 Визовые формальности
О визах
В современных условиях практически во всех странах существует разрешительный порядок как въезда на территорию, так и выезда с территории государства. Это касается не только иностранцев, но и собственных граждан. Разрешение на въезд, подтверждается соответствующим образом оформленной визой либо выдачей соответствующего документа. Некоторые страны на взаимной основе, в соответствии с межгосударственными соглашениями, упрощают поездки своих граждан. Так называемое безвизовое посещение.
Визовый порядок въезда — это такой режим въезда на территорию иностранного государства, при котором основным условием для въезда является наличие соответствующим образом, оформленного разрешения в форме визы. Наличие у лица визы подтверждает выполнение им всех требований для въезда и пребывания в стране. Виза не только дает иностранцу право въезда на территорию государства, но и определяет режим его пребывания там (срок, правоспособность). Как правило, выдачей виз занимаются дипломатические представительства или консульские учреждения, представляющие данное государство за рубежом. Хотя имеет место и такая практика, как выдача виз непосредственно на границе, а и иногда и в бюро путешествий или агентствах авиакомпаний.
Виды виз:
По цели въезда и пребывания:
— Иммиграционные (виза места жительства): резидентская, репатриационная.
— Неиммиграционные: дипломатические, посетительские, бизнес-визы, рабочие, студенческие, иждивенческие, пенсионные, брачные, визы временной защиты, визы вынужденного пребывания.
По условиям въезда и пребывания:
— въездные и выездные
— транзитные (портового, аэропортового и территориального транзита)
По территории действия визы:
— национальные
— международные (шенгенская виза)
По количеству субъектов въезда:
— индивидуальные
— групповые
По количеству посещений:
— однократные
— многократные (мульти)
По сроку пребывания:
— краткосрочные
— долгосрочные
Получение визы
Как правило, вопрос о выдаче визы осуществляется через Дипломатическую или Консульскую Миссию, расположенные в стране происхождения. Запрос визы для краткосрочного пребывания в стране постоянного проживания может быть произведен как лично, так и через уполномоченного представителя. В случае запроса визы не по месту постоянного проживания необходимо личное присутствие. Целью личного присутствия во время запроса визы является: идентификация личности, подтверждение действительности личных документов, а также таких сведений, как: цель, маршрут, продолжительность поездки и гарантия возвращения в страну происхождения. Дипломатические или Консульские Миссии стран, имеющие соглашения об общем визовом режиме с другими странами, могут выдавать визы, действующие как на территории этого государства, так и на территории стран, с которыми заключены подобные соглашения.
При рассмотрении запроса о выдаче визы, Дипломатическая или Консульская Миссия, прежде всего, проверяет не имеет ли проситель запрещений на въезд в страну. И только после этого рассматривается документация, приложенная к запросу о выдаче визы. Сам по себе запрос о выдаче визы подается всегда на официальном бланке. В бланке, иностранец, обязан указать: свое имя и фамилию, пол, день, месяц и год рождения, место и государство рождения, гражданство, место постоянного жительства за границей, вид и номер заграничного документа, профессию, работодателя и его адрес, срок и цель пребывания на территории, адрес жительства, данные о средствах для пребывания на территории и др.    продолжение
–PAGE_BREAK–
Заявления с просьбой о выдаче визы, принимаются только при наличии определенных документов, удостоверяющих личность, а так же наличие, либо отсутствие следующих фактов: мотив запроса, достаточность экономических ресурсов, отсутствие запретов (судимость, опасные заболевания и др.).
Таким образом, запрос визы сопровождается представлением следующих документов:
— Действительный заграничный паспорт (или другой дорожный документ, заменяющий его);
— Фотография (и) заявителя;
— Документ, подтверждающий основание для въезда и пребывания.
Дополнительно, как правило, необходимо представить:
— Документом, подтверждающим платежеспособность на запрашиваемый период;
— Документ о наличии места размещения во время транзита или пребывания. Гарантию возврата в страну происхождения, а в случае транзита, и гарантию приема в стране назначения;
— Документ медицинского страхования, в период пребывания на территории страны, компенсирующий затраты на лечение в случае травмы или внезапного заболевания на территории данного государства;
— Справку международного образца о том, что проситель не заражен вирусом СПИД и/или специальную медицинскую книжку международного образца, с наличием записей о прививках, в соответствии с требованиями данной страны.
Поездки в личных целях
Необходимые документы для получения однократной визы для краткосрочного пребывания: 
Действительный загранпаспорт гражданина Российской Федерации, фотокопия страницы с фотографией и фотокопии всех наличных действительных виз в настоящем паспорте;
Анкета-заявление на получение визы («заявление на получение визы для краткосрочного пребывания», формуляр которого бесплатно предоставляется в болгарских консульских службах в РФ или может быть взято на настоящем сайте);
Актуальная цветная фотография — 1 шт., размер 3,5х4,5 см (как для российского загранпаспорта);
Оригинал приглашения
Поездки в служебных целях
Пояснение: Поездки в служебных целях подразумевают командировки
государственных служащих центральной, региональной и местной (муниципальной) власти;
участников культурного, научного, образовательного, спортивного и пр. обмена;
служащих российских организаций или российских фирм, в том числе и членов поездных, рефрижераторных и локомотивных бригад, телеграфно-почтовых служащих, а также экспедиторов, сопровождающих грузы в международных поездах, водителей и членов экипажей транспортных средств, сопровождающих грузы гуманитарной помощи и пр.;
участников судебных и следственных мероприятий на территории Болгарии.
Туристические поездки по линии организационного туризма.
Необходимые документы для получения визы для краткосрочного пребывания по линии организованного туризма:
Действительный загранпаспорт гражданина Российской Федерации и фотокопия страницы с фотографией;
Анкета-заявление на получение визы (“заявление на получение туристической визы”, формуляр которого бесплатно предоставляется в болгарских консульских службах в РФ или может быть взят на настоящем сайте);
Актуальная цветная фотография — 1 шт., размер 3,5х4,5 см (как для российского загранпаспорта);
Туристический ваучер, выданный российской туристической организацией (отправляющей фирмой), лицензированной в соответствии с требованиями российского законодательства и его фотокопия.
даты получения первой и последней туристической услуги, соответственно даты приезда и отъезда;
Тур агент дополнительно должен предъявить копию своей лицензии и копию действующего договора с российским туроператором.
Дополнительные разъяснения можно получить у г-н П. Кумитски, которая принимает вышеперечисленные документы и вручает готовые «Карточки аккредитации» с 15.00 до 17.00 каждый вторник и четверг.
Действительная «Карточка аккредитации»дает следующие права:
представлять перед Консульской службой клиентов фирмы, организованных туристов и граждан Российской Федерации;
подавать заявления на получения визы от имени клиентов фирмы, организованных туристов и граждан Российской Федерации, на льготных условиях;
при предъявлении индивидуальных документов на получение визы, не предъявлять копии лицензии российского и болгарского туроператора;
дополнительно посещать Консульскую службу с 15.00 до 17.00 каждый рабочий день, помимо часов приема для граждан с 09.00 до 13.00..
2. На основании предварительной договоренности с соответствующей болгарской консульской службой российские туроператоры могут выслать анкетные данные на получение визы для организованного туризма по факсу после внесения консульских сборов. Оригиналы заявлений и загранпаспорта следует предъявить в 48-часовой срок.
Туристические поездки по линии индивидуального туризма.
Необходимые документы для получения визы по линии индивидуального туризма:
Действительный загранпаспорт гражданина Российской Федерации и фотокопия страницы с фотографией;
Анкета-заявление на получение визы («заявление на получение визы для краткосрочного пребывания», формуляр которого бесплатно предоставляется в болгарских консульских службах в РФ или может быть взят на настоящем сайте в Приложении № 2);
Актуальная цветная фотография — 1 шт., размер 3,5х4,5 см (как для российского загранпаспорта);
Билет туда и обратно или бронь билета /в этом случае билет предъявляется при получении визы/ или доказательство наличия финансовых средств для обеспечения транспорта;
Подтверждение брони гостиницы по месту пребывания в Болгарии.
Доказательство наличия финансовых средств для обеспечения проживания на территории РБ.
Международная медицинская страховка.
1.4 Шенкенское соглашение
Страны, входящие в Шенгенскую зону:
Австрия;     продолжение
–PAGE_BREAK–
Бельгия;
Германия;
Греция;
Дания;
Исландия;
Испания;
Италия;
Нидерланды;
Норвегия;
Португалия;
Финляндия;
Франция;
Швеция;
Великобритания.
Согласно Шенгенскому соглашению, обладатель визы одной из стран, входящих в Шенгенскую зону, может путешествовать по всем остальным странам, не оформляя визу каждой из них в отдельности.
За визой необходимо обращаться в посольство той страны, которая является основной целью поездки. Если поездка захватывает несколько стран и определить основную невозможно, необходимо получить визу той страны, которая будет первой в маршруте.
Шенгенские визы выдаются на срок не более 90 дней. Также действует ограничение на суммарный срок пребывания в странах Шенгенской зоны в течение года — те же 90 дней.
Документы, необходимые для оформления виз в страны Шенгенского соглашения, вне зависимости от страны:
Загранпаспорт. Должен быть действителен в течение 3-х месяцев после окончания поездки (в зависимости от страны необходимый срок действия паспорта может доходить до 120 дней со дня вылета).
— Загранпаспорт должен быть подписан владельцем, в противном случае его не примут для оформления визы. В паспорте должны быть, по крайней мере, две чистые страницы.
— Если действующий паспорт новый или в нем нет погашенных шенгенских виз, необходимо предоставить старый загранпаспорт или его ксерокопию. Рекомендуется не выбрасывать старый загранпаспорт или хотя бы оставьте себе его копию.
— Если предыдущих паспортов нет, то может понадобиться письменное заявление об отсутствии других загранпаспортов (его требуют не все консульства).
— В том случае, если у гражданина два загранпаспорта (при этом необязательно один из них дипломатический), консульство может попросить предъявить оба.
Копия всех страниц внутреннего паспорта, даже пустых. Для некоторых консульств достаточно копии тех страниц, где есть какие-нибудь отметки.
Анкетные данные. Некоторые консульства требуют, чтобы оригинал анкеты (зачастую в нескольких экземплярах) был заполнен и подписан туристом.
Фотография. Фотографии нужны, как правило, размером 3х4 или 4х6 см и чаще всего не в единственном экземпляре.
Справка с места работы. Должна быть на фирменном бланке предприятия, с печатью, указанием места работы, должности, суммы оклада и пометкой о том, что на период поездки предоставляется отпуск с сохранением рабочего места. Требования консульств к указанной минимальной сумме оклада колеблются от 4000 до 15000 рублей.
В справке должны быть указаны адрес и телефон предприятия. Если по этому телефону сотруднику консульства будет дана информация, которая не соответствует указанной в справке, отказ в визе более чем вероятен.
Лицам до 18 лет
Свидетельство о рождении (оригинал или нотариально заверенную копию, либо просто копию, в зависимости от страны поездки). Зачастую свидетельство о рождении необходимо, даже если ребенку уже исполнилось 14 лет и у него есть свой паспорт.
Если ребенок до 18 лет выезжает с одним из родителей, в сопровождении третьего лица или самостоятельно, необходимо нотариально заверенное родительское разрешение (доверенность) с передачей полномочий соответственно второму родителю, третьему лицу или на самостоятельный выезд.
Фамилии родителей, указанные в согласии, должны соответствовать свидетельству о рождении. В случае несовпадения необходимы оригиналы или копии (в зависимости от страны поездки) всех документов о смене фамилии.
В согласии подписи родителей обязательно должны совпадать с их подписями во внутренних паспортах. С этой целью некоторые консульства просят предоставить копии внутренних паспортов.
2. Таможенно-тарифное регулирование
Экспортные и импортные таможенные пошлины являются инструментом таможенно-тарифного регулирования внешней торговли. Регулирование с помощью таможенных пошлин, взимаемых при ввозе или вывозе товаров или только при ввозе, является наиболее распространенной и общепринятой формой таможенно-тарифного регулирования внешней торговли. Величина (или ставка) таможенной пошлины при ввозе определяет степень закрытости или доступности внутреннего рынка для иностранных товаров. Сведенные воедино ставки таможенных пошлин называются таможенным тарифом, поэтому регулирование с помощью тарифа называется таможенно-тарифным регулированием внешней торговли.
Основным документом таможенно-тарифного регулирования внешней торговли в Российской Федерации является Закон «О таможенном тарифе» № 5003-1, принятый 21 мая 1993 г. Верховным Советом РСФСР.
Таможенная пошлина — это обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Величину ставок таможенных пошлин определяет Правительство РФ.
Таможенный тариф РФ — это свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
Основные цели таможенного тарифа:
— рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;
— поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;
— создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров;
— защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
— обеспечение условий для эффективной интеграции РФ в мировую экономику.
Таможенный тариф применяется в отношении ввоза товаров на таможенную территорию и вывоза товаров с этой территории.
Ставки таможенных пошлин, начисляемые в процентах от таможенной стоимости товаров, называются адвалорными; начисляемые в определенном размере за единицу облагаемых товаров называются специфическими; сочетающие оба названных вида таможенного обложения называются комбинированными (ст. 4 Закона РФ «О таможенном тарифе»).
Тарифная льгота, или преференция — это предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке льгота в отношении товара или транспортного средства, перемещаемых через таможенную границу, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставок пошлин, установления определенного количества товара, ввоз (вывоз) которого в пределах этого количества освобождается от пошлин или облагается пониженными пошлинами.
2.1 Таможенные платежи
Под таможенными платежами понимают все виды платежей, осуществляемых участниками ВЭД таможенным органам, среди них:
— таможенная пошлина;
— НДС;
— акцизы;
— сборы за выдачу лицензий таможенными органами и возоб-новление их действия;
— сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление его действия;
— таможенные сборы за таможенное оформление;
— таможенные сборы за хранение товаров;
— таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;
— плата за информирование и консультирование;
— плата за принятие предварительного решения;
Изменение размера таможенных платежей зависит:
— от очередных изменений нормативной базы расчетов (введение новых размеров ставок таможенных пошлин, акцизов, НДС и т.д.); I
— от изменения курса рубля по отношению к свободно конвер-1 тируемой валюте (СКВ).    продолжение
–PAGE_BREAK–
2.2 Классификация таможенных режимов
Таможенный режим является одной из основных категорий российского таможенного законодательства, с помощью которого определяются:
1) конкретный порядок перемещения товара через таможенную границу в зависимости от его предназначения (цели перемещения);
2) условия его нахождения и допустимое использование на таможенной территории;
3) права и обязанности бенефициара таможенного режима.
Бенефициар таможенного режима — лицо, которое в соответствии с таможенным законодательством, располагает необходимыми полномочиями (пользования, распоряжения) в отношении помещенного под таможенный режим товара и имеет право использовать в полном объеме все выгоды, льготы и преимущества, предоставляемые регламентацией данного режима.
Таможенный Кодекс РФ (далее ТК РФ) содержит общий перечень видов таможенных режимов:
— выпуск для свободного обращения;
— реимпорт;
— транзит;
— таможенный склад;
— магазин беспошлинной торговли;
— переработка на таможенной территории;
— переработка под таможенным контролем;
— временный ввоз (вывоз);
— свободная таможенная зона;
— свободный склад;
— переработка вне таможенной территории;
— экспорт;
— реэкспорт;
— уничтожение товаров;
— отказ в пользу государства.
2.3 Примерный перечень товаров, временный ввоз (вывоз), которых допускается без уплаты таможенных платежей
1. Одежда.
2. Туалетные принадлежности.
3. Личные ювелирные украшения.
4. Фото- и кинокамеры с разумным количеством пленки и принадлежностей к ним.
5. Портативные кинопроекторы и принадлежности к ним с разумным количеством слайдов и фильмов.
6. Видеокамеры и портативные видеомагнитофоны с разумным количеством пленки.
7. Портативные музыкальные инструменты.
8. Портативные проигрыватели с грампластинками.
9. Портативная звукозаписывающая и воспроизводящая аппаратура (включая диктофоны) с пленками.
10. Портативные радиоприемники.
11. Портативные телевизоры.
12. Портативные пишущие машинки.
13. Портативные калькуляторы.
14. Портативные персональные компьютеры.
15. Бинокли.
16. Прочие товары, имеющие явно выраженное предназначение для личного пользования.
17. Алкогольные напитки — 2 л.
18. Сигареты — 400 шт.
Постоянно проживающие в Российской Федерации физические лица, срок временного непрерывного пребывания которых в иностранных государствах превышает 6 мес., могут ввозить в сопровождаемом багаже товары общей стоимостью в эквивалентном выражении до 5000 $ США включительно вне зависимости от массы товара.
3. Паспортно-визовые формальности в некоторых странах мира
3.1 Виза в Хорватию
Виза:Гражданам России для въезда в Хорватию виза не нужна. В случае туристической поездки на границе необходимо иметь при себе действующий загранпаспорт, а также туристический ваучер, подтверждающий наличие оплаченных услуг на территории Хорватии.
Перелет: 2,5 часа.
Таможня:Беспошлинно в Хорватию можно ввести 400 сигарет, или 50 сигар, или 250 г табака, 1 л алкогольного напитка, 50 мл духов или туалетной воды, 1 кг кофе или чая. Пошлина за товары, превышающие указанную квоту, составляет около 50% от их таможенной стоимости. Ввоз и вывоз национальной валюты ограничен 2000 кун. Ценную профессиональную и техническую аппаратуру нужно предъявлять на границе, а для ввоза животных необходима справка от ветеринара
3.2 Виза в Испанию
Виза:Испания входит в число стран, подписавших Шенгенские соглашения. Продолжительность оформления визы для пребывания сроком менее 30 дней– одна неделя. Возможно личное присутствие клиента на собеседовании.
С 21 мая 2007 г.вступают в силу новые требования, предъявляемые к фотографиям при оформлении визы в Испанию.
Фотографии должны соответствовать следующим условиям:
размер 3,5 х 4,0 на светлом фоне (без овалов и углов)
лицо четкое, крупное, без очков, только анфас и занимает 70-80% фотографии.
Фотография должна соответствовать возрасту заявителя, должна быть сделана не ранее чем за 6 мес. до поездки
Таможенные ограничения:Запрещен ввоз наркотиков и наркосодержащих препаратов, оружия и боеприпасов без соответствующих регламентирующих документов. Запрещен вывоз без специального разрешения предметов и вещей, представляющих историческую и художественную ценность.
Ввоз иностранной валюты неограничен (декларация необходима, если сумма превышает 6000 EUR). Разрешён вывоз ввезённой ранее иностранной валюты — в объёме, не превышающем задекларированный на въезде.
Разрешён беспошлинный ввоз 200 сигарет, 2 л вина, литра крепких спиртных напитков, продуктов питания, предметов и вещей домашнего обихода — в пределах личных потребностей.
Радио-, видео- и фотоаппаратура должна декларироваться. Разрешение на ввоз кинотехники должно быть оформлено в консульском отделе посольства Испании.
Запрещён ввоз наркотиков, некоторых медикаментов, оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Запрещён вывоз исторических ценностей, антиквариата, драгоценностей, оружия и боеприпасов без специального разрешения.
3.3 Виза в Италию    продолжение
–PAGE_BREAK–
Для оформления визы в Италию потребуются следующие документы:
Заграничный паспорт (срок действия паспорта должен в обязательном порядке превышать на три месяца срок действия запрашиваемой визы). Если на данный момент у заявителя есть несколько загранпаспортов, то нужно предоставить их все;
1 фото;
справка с работы (с указанием должности и оклада, на фирменном бланке, с обязательным указанием реквизитов, адреса, телефонов); Если Вы не работаете и Вашу поездку кто-то спонсирует — предоставьте письмо от спонсора.
Подтверждение о проживании на территории, подведомственной Москве (территория, подведомственная Санкт-Петербургу: Санкт-Петербург, Ленинградская область, Республика Карелия, Мурманская область, Псковская область. Консульство отвечает и за Таджикистан. Ваш внутренний паспорт должен содержать печать о регистрации (прописке);
Страховой полис на все страны Шенгена, мин. сумма покрытия — 35 000 евро (его возможно приобрести в нашем офисе);
Если есть в наличии старые загранпаспорта, то полезно предоставить.
Авиабилет или бронь авиабилета с фиксированной датой.
3.4. Виза во Францию
Существует несколько вариантов оформления Французской визы:
Туристическая виза. Она является однократной, получение занимает 2-3 рабочих дня. Срок пребывания 10 и 14 дней.
Бизнес виза во Францию. Получение занимает 2-3 рабочих дня, без Вашего личного присутствия в консульстве. Мы можем оформить ее для Вас на разные сроки пребывания.
Обратите внимание на то, что деловая виза не дает право заниматься какими бы то ни было видами профессиональной деятельности (оплачиваемой или неоплачиваемой).
Многократная виза Франция. Очень удобна для тех, кто часто собирается посещать Страны Шенгенского Соглашения. Вам достаточно один раз пересечь французскую границу, а дальше посещать те страны, которые Вы хотите. Оформление визы занимает 2-3 рабочих дня, без присутствия. Срок пребывания 30/30, 30/90, 90/180 и 90/360 дней.
Также мы осуществляем занос документов в посольство, при наличии у Вас делового приглашения от французской компании или организации полного комплекта необходимых документов.
Для получения визы во Францию необходимо представить в посольство пакет документов:
— Загранпаспорт, действительный не менее 3 месяцев со дня возвращения из Франции;
— Копия всех страниц внутреннего паспорта;
— фотографии;
Анкетные данные;
— Приглашение от принимающей стороны (бизнес) либо бронь отеля (туризм) — необязательно!
— Справка с места работы (на фирменном бланке) с указанием должности, оклада, стажа работы (желательно упомянуть также срок командировки/отпуска). Желательно предоставить также дополнительную информацию о фирме. Это могут быть визитная карточка, рекламные материалы, ксерокопия уставных документов фирмы и т.д.
— Желательно предоставить любые документы, подтверждающие вашу платежеспособность (справки о покупке валюты, выписки о состоянии банковского счета, ксерокопия кредитной карты, документы на недвижимость и т.д.)
Если ребенок до 18 лет выезжает не с двумя, а с одним из родителей, другими родственниками или сопровождающими лицами, необходимо нотариально заверенное разрешение от остающегося родителя (родителей) на выезд ребенка за рубеж, на русском языке
Заключение
Индустрия туризма многогранна. Множество предприятий, фирм и организаций участвуют в обслуживании туристов. Одним из наиболее важной тур формальностью является паспортно-визовая система, так как именно она позволяет осуществлять въезд и выезд граждан.
Туристские формальности — это обязательные, с точки зрения законности и установленного порядка, действия, связанное с оформлением и совершением тур путешествия, а также процедуры, связанные пересечением границы.
В современных условиях практически во всех странах существует разрешительный порядок как въезда на территорию, так и выезда с территории государства. Это касается не только иностранцев, но и собственных граждан. Разрешение на въезд, подтверждается соответствующим образом оформленной визой либо выдачей соответствующего документа. Некоторые страны на взаимной основе, в соответствии с межгосударственными соглашениями, упрощают поездки своих граждан. Так называемое безвизовое посещение.
В работе рассматривается паспортно-визовая деятельность в сфере туризма, раскрываются цели, задачи, формы и методы этой деятельности.
С позиций общей теории права анализируется и обосновывается система правового регулирования общественных отношений в этой области.
В научном плане исследование направлено на общетеоретическое осмысление концептуальных проблем паспортно-визовой деятельности в сфере туризма.
Исследование закономерностей развития паспортно-визовой системы имеет большое значение с точки зрения изучения туризма как одной из развивающихся сфер рыночной экономики и как общественно-политического явления.
Интеграция российской паспортно-визовой системы в мировую, приближение её к западным аналогам — вот цель, к которой должны стремится.
Для того чтобы в полной мере исследовать проблемы интеграции российской паспортной системы в мировую, необходимо уяснить понятия заграничный паспорт (официальный документ, удостоверяющий гражданство и личность человека, выезжающего за границу) и паспортная система. Для этого необходимо проследить путь возникновения и формирования паспортной системы.
Хочется отметить, что паспорт не должен иметь технических дефектов, отклеенной фотографии, смазанной печати, порванных страниц.за непрохождение туристом паспортного контроля при наличии дефектов тур фирма ответственности не несёт.
Для полного раскрытия темы я обратилась к истории возникновения паспортной системы и определила основные этапы развития паспортной системы.
Паспортная система в России развивалась поэтапно, в органической взаимосвязи с укреплением самого государства, что проявилось в появлении ряда важнейших нормативных актов и становления организационных основ паспортной системы.
С середины 50-х и в течение 60-х годов стали существенно расширяться международные связи СССР в области экономики, культуры, науки и туризма, что повлияло на дальнейшее развитие паспортно-визовых и таможенных формальностей.
В результате написания курсовой работы можно сделать вывод, что паспортно-визовая и таможенная система является хорошо развитой и отрегулированной системой. Были рассмотрены сущность и структура паспортно-визовых и таможенных формальностей, дана характеристика развития таможенной и паспортной системы. Рассмотрение правильного оформления виз в разных странах.
Список используемой литературы
Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности: Учебное пособие.- М.: Нолидж, 1996.
Исмаев Д.К. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок.- М.: ВШТГХ, 1996.
Журнал «Вояж» за 1995-96 гг.
Менеджмент туризма: Учебник. — М.: РМАТ, 1996
Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме.- М., 2002.
Попов В.П. Паспортная система в СССР (1932- 976). Социологические исследования. — М., 995.
Сенин В.С. Организация международного туризма. — М., 1996.