Характеристика транспортной системы Республики Казахстан

–PAGE_BREAK–
Статья 12. Прямое смешанное сообщение с участием
                 различных видов транспорта

         Железнодорожный, морской, внутренний водный, воздушный и автомобильный транспорт организует систему прямых смешанных сообщений. Взаимоотношения транспортных организаций при прямом смешанном сообщении, а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с утверждаемыми уполномоченным государственным органом правилами о прямых смешанных перевозках.
     

Статья 14. Транзитные перевозки грузов и пассажиров

      Транзитные перевозки грузов и пассажиров через территорию Республики Казахстан осуществляются: железнодорожным, воздушным, автомобильным, морским и внутренним водным транспортом по дорогам, трассам и водным путям, открытым для межгосударственных сообщений в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан, международными соглашениями и договорами.

Раздел 4. Безопасность и ответственность на транспорте

Статья 15. Требования к транспортным средствам

      Транспортные средства должны соответствовать требованиям по безопасности жизни и здоровья человека, окружающей среды, установленным техническими регламентами в сфере транспорта, иметь документ в сфере подтверждения соответствия, а также быть зарегистрированными в порядке, установленном законодательством   Республики Казахстан. Порядок подтверждения соответствия транспортных средств определяется законодательством Республики Казахстан. Не подлежат ввозу, реализации и эксплуатации транспортные средства, не соответствующие требованиям безопасности, установленным в соответствии с законодательством Республики Казахстан о техническом регулировании.

Статья 16. Право управления транспортными средствами

      Право управления транспортным средством предоставляется лицу, имеющему соответствующую квалификацию и прошедшему медицинское освидетельствование о состоянии здоровья с выдачей документов установленного образца. Квалификационные требования по управлению транспортным средством и критерии оценки пригодности состояния здоровья для управления им определяются в порядке, установленном нормативными   правовыми актами Республики Казахстан.
    

Статья 17. Ответственность перевозчика

      Соглашения перевозчика с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении ответственности, установленной законодательством, недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена законодательными актами. Перевозчик обеспечивает сохранность грузов, багажа и почтовых отправлений с момента принятия их к перевозке и до выдачи получателю. Перевозчик отвечает за утрату, недостачу или повреждение груза или багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза или багажа произошли не по его вине.
      Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:
      — в случае утраты или недостачи — в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;
      — в случае повреждения (порчи) груза или багажа — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа — в размере его стоимости;
      — в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза или багажа.

Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, которая устанавливается в зависимости от видов перевозки и транспорта по правилам (методике), утверждаемым уполномоченным государственным органом или на основании принципов соответствующих международных конвенций, к которым присоединилась Республика Казахстан. Документы о причинах несобранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, в случае спора, подлежат оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа. Если в результате повреждения, за которое перевозчик отвечает, качество груза или багажа изменилось настолько, что он не может быть использован по прямому назначению, получатель груза или багажа вправе от него отказаться и потребовать возмещения за его утрату. В случае утраты или недостачи груза или багажа перевозчик вместе с выплатой возмещения возвращает плату за перевозку утраченного груза или багажа. Зарегистрированный багаж или груз считается утраченным, если это признано перевозчиком или если этот багаж или груз не прибыл в пункт назначения перевозки в течение 7 дней по истечении срока доставки. Однако, если груз прибыл по истечении указанного срока, получатель вправе принять груз и возвратить уплаченную перевозчиком сумму за утрату багажа или груза.

       Статья 18. Срок доставки пассажира, груза и багажа
                 и ответственность за просрочку

      Перевозчик обязан доставить груз или багаж в пункт назначения в срок, установленный Правилами перевозки грузов и багажа, утверждаемыми уполномоченным государственным органом. Если срок доставки в указанном порядке не установлен, стороны вправе установить этот срок в договоре.
      При задержке перевозки пассажира по вине перевозчика последний уплачивает пассажиру штраф в размере 3 процентов от стоимости билета за каждый час задержки, помимо возмещения убытков пассажиру, если последние имели место. Сумма взысканного пассажиром штрафа не может превышать стоимости приобретенного билета. За просрочку в доставке багажа перевозчик уплачивает получателю багажа штраф в размере 10 процентов платы за перевозку за каждые сутки просрочки, но не свыше 50 процентов платы за перевозку. За просрочку в доставке груза перевозчик уплачивает получателю штраф в размере 5 процентов платы за перевозку за каждые сутки просрочки, но не свыше 50 процентов платы за перевозку. Перевозчик освобождается от ответственности за просрочку в доставке груза или багажа, если просрочка произошла не по его вине. Перевозчик несет ответственность за убытки, возникшие у отправителя или получателя багажа или груза в связи с задержкой перевозки, если последние имели место. Перевозчик обязан при задержке рейсов на 10 часов и более предоставлять за свой счет пассажирам места в гостинице и питание. По запросу пассажира ему выдается официальный документ или производится отметка в билете о причине задержки перевозки.
      Размер предусмотренных настоящей статьей убытков и порядок их определения устанавливаются Правилами перевозки грузов и багажа, утверждаемыми уполномоченным государственным органом.
     

             Статья 25. Транспортный контроль

      Транспортный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о транспорте, требований по безопасности движения и экологии при эксплуатации транспортных средств осуществляется уполномоченным органом и иными государственными органами в пределах их компетенции, установленной законами Республики  Казахстан. Транспортный контроль, осуществляемый уполномоченным государственным органом, включает в себя:
     

 1) контроль за соблюдением правил перевозок пассажиров и грузов, в том числе опасных грузов;
      2) контроль за обеспечением безопасности движения на железнодорожном транспорте, в том числе на магистральных, станционных и подъездных железнодорожных путях;
      3) контроль за государственной регистрацией железнодорожного подвижного состава;
      4) контроль за обеспечением безопасности судоходства и мореплавания;
      5) контроль за соблюдением требований разрешительной системы при осуществлении международных автомобильных перевозок;
      6) контроль за соблюдением лицензионных правил и норм в сфере оказания транспортных услуг;
      7) контроль за государственной регистрацией судов, используемых в целях торгового мореплавания;
      8) технический контроль за морскими судами и их классификацией;
      9) контроль за соблюдением правил плавания на внутренних водных путях лоцманской службой и иными службами на внутреннем водном транспорте;
      10) контроль за соблюдением правил технической эксплуатации и устава службы на судах;
      11) контроль за состоянием морских путей, лоцманской службой и иными морскими службами;
      12) контроль за заключением перевозчиком договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами;
      13) контроль за сроками пользования судоходными водными путями Республики Казахстан физическими и юридическими лицами;
      14) контроль за проездом автотранспортных средств по территории Республики Казахстан;
      15) контроль за соблюдением водителями автотранспортных средств установленного режима труда и отдыха при осуществлении перевозок пассажиров и грузов, в том числе опасных грузов;
      16) контроль за соблюдением допустимых параметров автотранспортных средств, предназначенных для передвижения по автомобильным дорогам Республики Казахстан;
      17) контроль за соблюдением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах при эксплуатации автотранспортных средств в сфере перевозок пассажиров и грузов, в том числе опасных грузов.
      Должностные лица уполномоченного органа при осуществлении транспортного контроля должны носить форменную одежду и предъявлять по требованию служебные удостоверения.
      Уполномоченный государственный орган взаимодействует с центральными и местными исполнительными органами, принимает совместные меры контроля, обеспечивает взаимный обмен информацией.
      Государственные органы обязаны оказывать содействие уполномоченному государственному органу в выполнении задач по осуществлению транспортного контроля за обеспечением безопасности в области транспорта в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      18) контроль за выполнением полетов воздушными судами физических и юридических лиц, относящихся к сфере гражданской авиации, в соответствии с основными правилами полетов в воздушном пространстве Республики Казахстан;
      19) контроль за обеспечением организациями гражданской авиации установленных требований и норм по вопросам профессиональной подготовки и состояния здоровья авиационного персонала;
      20) контроль за поддержанием норм летной годности гражданских воздушных судов организациями гражданской авиации;
      21) контроль за соответствием требованиям летной и технической эксплуатации авиационной техники и средств ее наземного обслуживания;
      22) контроль за содержанием объектов аэродромов (вертодромов) и взлетно-посадочных площадок;
      23) контроль за осуществлением маркировки объектов в районе аэродрома гражданской авиации;
      24) контроль за осуществлением международных воздушных перевозок;
      25) контроль за обеспечением авиационной безопасности;
      26) контроль за обеспечением недискриминационного доступа перевозчиков к услугам магистральной железнодорожной сети;
      27) контроль за обеспечением недискриминационного доступа перевозчиков, грузоотправителей, контрагентов и других лиц к услугам подъездных путей, не имеющих конкурентного подъездного пути;
      28) контроль за соблюдением физическими и юридическими лицами нормативных правовых актов, международных договоров Республики Казахстан, определяющих порядок функционирования железнодорожного транспорта, выявление и принятие мер по пресечению их нарушений.
     

Статья 26. Международные отношения в области
                 транспорта

      Уполномоченный государственный орган представляет интересы республики в межгосударственных отношениях в области транспорта с правом заключения соглашений и договоров в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Перевозчики могут в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан развивать внешнеэкономическое сотрудничество с юридическими и физическими лицами других государств и осуществлять экспорт (импорт) продукции (работ, услуг).

1.3 Транзитные возможности
нашей страны.

            Геополитическая роль Республики Казахстан, то есть роль транзитного моста между Европой и Азией, а также между Россией и Китаем определяется ее расположением в центре евразийского континента. Она расположена на стыке Европы и Азии, благодаря чему обладает значительным транзитным потенциалом, предоставляя азиатским странам географически безальтернативную наземную транспортную связь с Россией и Европой. Главное преимущество, которым обладают транзитные коридоры, проходящие через территорию Казахстана, заключается в существенном сокращении расстояний. При осуществлении сообщения между Европой и Китаем через Казахстан расстояние перевозок уменьшается в два раза по сравнению с морским путем и на тысячу километров по сравнению с транзитом по территории России. Республика Казахстан располагает необходимым потенциалом для серьезной переориентации внешнеторгового баланса. Этот потенциал заключается, прежде всего, в уникальных транзитных возможностях страны: территория Республики Казахстан расположена на направлении сухопутного моста для грузовых потоков между основными макроэкономическими полюсами – странами Европейского Союза и Азиатско-Тихоокеанского региона, Америки и Евразии; сокращение времени доставки транзитных грузов.

         Создание трансконтинентальных магистралей выгодно для международной торговли. Между странами Европейского Союза и Азиатско-Тихоокеанского региона ежегодно курсирует около 6 млн. контейнеров. Сейчас основная часть этого потока (98%) перевозится иностранным морским флотом через зарубежные порты, минуя территорию Казахстана. Вместе с тем транзитный путь из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу по территории Казахстана намного короче морского пути. Главное конкурентное преимущество Казахстана – более короткое, при прочих равных условиях, время доставки грузов. Это обстоятельство позволяет прогнозировать неизбежный рост грузопотоков по направлению Китай – Европа и транзита через Казахстан (рис. 3.). Через территорию Казахстана проходят три основных транзитных направления:

1.   Европа – Китай (с участием России);
2.   Европа – Китай (через страны Организации экономического сотрудничества, ОЭС);
3.  Россия – Центральная Азия.
 

Рис. 3. Прогноз роста грузопотоков по направлению Китай – Европа и транзита через Казахстан.
На страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), которые демонстрируют рост ВВП, в среднем, на уровне 5-7% в год, а внешней торговли – 9-14%, уже приходится 60% глобального мирового производства и 40% мировой торговли. Доходы транспортных компаний Казахстана от транзита грузов составляют около 500 млн. долл. США, то есть лишь один процент общего рынка транзитных перевозок между Европой и Азией.

2. Транспортные коридоры на территории Казахстана.

2.1
Транспортная Стратегия Республики Казахстан

         Правительством Казахстана разработана и утверждена Стратегия развития транспортной отрасли государства до 2015 года, предусматривающая инвестирование 26 млрд.долл. в создание инфраструктуры в течение ближайших 10 лет. Цель Транспортной стратегии — опережающее развитие транспортно-коммуникационного комплекса в соответствии с перспективной экономической стратегией государства. Срок реализации — 2006-2015 годы в два этапа: 1 этап – 2006-2011 годы, 2 этап – 2011-2015 годы.

         В результате реализации Транспортной стратегии будет осуществлен переход транспортной системы на качественно новый уровень функционирования, сформирована оптимальная транспортная сеть. Переход к финансированию инфраструктуры на принцип полной самоокупаемости позволит сформировать ресурсы для ее дальнейшего устойчивого развития и поддержания на высоком техническом и технологическом уровне.

         Казахстанский транспортный комплекс будет органично интегрирован в мировую транспортную систему. Транспортная инфраструктура будет соответствовать мировым стандартам. Нормативная база и система контроля в сфере экологии будет приведена к международным стандартам. Всё это позволит существенно увеличить долю транзитных перевозок, основу которых будут составлять контейнерные перевозки. Транзит обеспечит существенные финансовые поступления в бюджет государства и транспортных компаний.          Стратегия охватывает железнодорожный, автомобильный, городской пассажирский, воздушный и водный виды транспорта, развитие и эффективное функционирование которых в значительной степени зависит от политики государства. Стратегия направлена на обеспечение растущих торговых связей между Востоком и Западом в удобных, надежных и доступных транзитных маршрутах. В рамках Стратегии будет применена модифицированная модель меридионального и широтного расположения основных транспортных магистралей и связующих маршрутов. Стратегия предусматривает модернизацию существующих и создание новых — «спрямляющих» транспортных путей и инфраструктурных объектов вкупе с обновлением всех видов транспортных средств.                                                                                                  Развитие трубопроводного транспорта с учетом специфики нефтегазовой отрасли осуществляется в рамках действующих Государственной программы освоения казахстанского сектора Каспийского моря и Концепции развития газовой отрасли Республики Казахстан до 2015. Экономические и географические особенности Казахстана (обширная территория, отсутствие выхода к морю, неравномерное размещение населенных пунктов и природных ресурсов) делают его экономику одной из наиболее грузоемких в мире, обуславливая высокую зависимость от транспортной системы.                                       Находясь на стыке Европы и Азии, Казахстан обладает значительным транзитным потенциалом, предоставляя азиатским государствам географически безальтернативную наземную транспортную связь с Россией и Европой.  Относительно равнинный ландшафт и наличие больших запасов природного каменного материала позволяют беспрепятственно развивать коммуникации железнодорожного и автомобильного транспорта. Основная доля сети наземных путей сообщений приходится на автомобильные и железные дороги (порядка 88,4 и 14,0 тыс.км соответственно). Протяженность эксплуатируемых водных путей составляет 3,9 тыс.км, воздушных трасс — 61 тыс.км. Плотность сети на 1000 кв. км территории составляет около 5,1 км железных дорог, 32,4 км автомобильных дорог с твердым покрытием, 1,5 км внутренних водных путей.     На современном этапе своего развития транспортный комплекс республики характеризуется неудовлетворительным состоянием основных средств, устаревшими и недостаточно развитыми инфраструктурой и технологиями.

Доля транспортных затрат в конечной стоимости продукции относительно высока и находится на уровне свыше 8% и 11% для внутренних железнодорожных и автомобильных перевозок соответственно, в странах с развитой рыночной экономикой данный показатель составляет 4-4,5%. В результате, экономика Казахстана вынуждена нести транспортную нагрузку в два раза большую чем в развитых странах. По показателю грузоемкости экономика Казахстана примерно в пять раз менее эффективна, так на каждую единицу ВВП в долларовом исчислении приходится не менее 9 т-км транспортной работы, в странах ЕС грузоемкость — менее 1 т-км/долл. ВВП.    По территории Казахстана проходят и формируются на основе существующей в республике транспортной инфраструктуры 4 международных транспортных коридора. В частности:
Северный коридор Трансазиатской железнодорожной магистрали (ТАЖМ): Западная Европа — Китай, Корейский полуостров и Япония через Россию и Казахстан (на участке Достык — Актогай — Саяк — Моинты — Астана – Петропавловск (Пресногорьковская). Южный коридор ТАЖМ: Юго-Восточная Европа — Китай и Юго-Восточная Азия через Турцию, Иран, страны Центральной Азии и Казахстан (на участке Достык — Актогай — Алматы — Шу — Арысь — Сарыагаш). TРACEКA: Восточная Европа — Центральная Азия через Черное море, Кавказ и Каспийское море (на участке Достык – Алматы — Актау). Север-Юг: Северная Европа — страны Персидского залива через Россию и Иран, с участием Казахстана на участках морской порт Актау – уральские регионы России и Актау — Атырау.
         Кроме направлений, участвующих в формировании основных трансконтинентальных маршрутов, необходимо отметить Центральный коридор ТАЖМ, имеющий важное значение для региональных транзитных перевозок по направлению Сарыагаш — Арысь — Кандагач — Озинки. Коридоры позволяют значительно сократить расстояние в сообщении Восток-Запад и сроки доставки грузов. Мощный рост экономики Китая, в частности его западных регионов, уже сегодня вызывает необходимость в доставке на мировые рынки различного спектра товаров. Вместе с тем, по оценкам специалистов, уровень развития транзита в Казахстане не соответствует потенциалу отрасли и республики в целом

Источники финансирования.Поскольку практически все транспортные услуги будут оказываться частными предприятиями, эти предприятия будут самостоятельно покрывать свои эксплуатационные и капитальные расходы.       В отношении пассажирских железнодорожных перевозок будут действовать особые механизмы субсидирования, разрабатываемые в рамках реализации Программы реструктуризации железнодорожного транспорта на 2004-2006 годы. Опорная (магистральная) сеть автомобильных и железных дорог, а также и внутренняя судоходная инфраструктура останется в государственной собственности. Терминалы будут постепенно передаваться в собственность частному сектору. Система воздушной навигации будет в максимальной степени самоокупаемой за счет навигационных сборов аэропортов и маршрутных навигационных сборов. Авиационные терминалы будут находиться в сфере ответственности аэропортов и финансироваться за счет терминальных сборов. Главные аэропорты войдут в частный сектор, который будет отвечать за техническое обслуживание и обновление инфраструктуры, финансируемой за счет сборов за взлет-посадку в аэропортах. Строительство и техническое обслуживание терминалов морских портов в основном будут входить в сферу ответственности частного сектора. Морская инфраструктура общего пользования будет находиться в сфере ответственности государства.           В инфраструктуре автодорожного сектора сборы за пользование будут более непосредственно привязаны к пользованию дорогами. Будет поощряться участие частного сектора в различных сферах транспортного сектора, включая долгосрочные концессионные соглашения, при которых инфраструктура, в конечном счете, будет возвращаться государству. Наряду с государственным финансированием объектов транспортной инфраструктуры предусматривается привлечение институтов развития (Банк развития Казахстана, Инновационный фонд), других отечественных и международных финансовых организаций (ЕБРР, АБР, Всемирный банк, ИБР и другие). Создание благоприятного климата для развития частного бизнеса будет осуществляться путем предоставления льгот и преференций, стимулирующих обновление основных средств. Таким образом, финансирование реализации программ будет проводиться бюджетами всех уровней, через привлечение инвестиций, а также на коммерческой основе: в структуре государственно-частного партнерства, концессий, через создание совместных предприятий на основе частной инициативы. Ориентировочная инвестиционная потребность транспортного комплекса на период реализации Стратегии составит порядка 3,4 трлн. тенге в ценах 2005 года.                                       По территории Казахстана проходят сформированные на основе существующей в республике транспортной инфраструктуры четыре международных транспортных коридора. Коридоры позволяют значительно сократить расстояние в сообщении Восток-Запад и сроки доставки грузов. Все эти транспортные маршруты относительно новые, активно развиваться начали в 90-е годы. Они позволяют значительно сократить расстояние и сроки доставки грузов в сообщении Восток – Запад. Железнодорожный транспорт имеет наилучшие перспективы развития транзитного потенциала и повышения его использования. Железнодорожная станция Достык (международный пограничный пункт Достык – Алашанькоу) на казахстанско-китайской границе имеет особое значение в обеспечении международных перевозок по Трансазиатской железнодорожной магистрали. Здесь, а также в городах Астане, Алматы, Актау на государственном уровне планируется создание региональных транспортно-логистических центров в рамках реализации транспортно-логистического кластера. Акционерным обществом «Казахстан темир жолы» был разработан план строительства Трансказахстанской железнодорожной магистрали шириной колеи 1435 мм (далее – ТКЖМ) по направлению от станции Достык до государственной границы с Туркменистаном с последующей возможностью дальнейшего прохождения данной магистрали через территорию Туркменистана и соединением с железнодорожной магистралью Исламской Республики Иран с шириной колеи 1435 мм и далее с выходом на европейские рынки через территорию Турции (рис. 5.). Ввод ТКЖМ, по первичным оценкам экспертов, позволит привлечь в транзитном сообщении – до 35 млн. т, в экспортном сообщении – до 20 млн. т.
         Планируется открытие второго международного пограничного железнодорожного перехода и строительство железнодорожной линии Хоргос – Сарыозек, которая является продолжением строящейся Китаем железнодорожной линии Цзинхэ – Хоргос. Это будет способствовать дальнейшему росту транзитных перевозок из Китая и обеспечит быстрые темпы развития зоны свободной торговли на пограничном пункте перехода Хоргос. Получит дальнейшее развитие и уже существующая сеть международных автомобильных транспортных коридоров.

    продолжение
–PAGE_BREAK–