Содержание
Введение
Глава 1. Ретроспективный анализ должностных преступлений поУголовному кодексу РФ
1.1 История законодательства, регулирующего должностныепреступления
1.2 Понятия и виды должностных преступлений
Глава 2. Правовое регулирование должностных преступлений
2.1 Общая характеристика преступлений против государственнойвласти, интересов государственной службы и службы в органах местногосамоуправления
2.2 Проблема квалификации преступлений, совершаемых с использованиемслужебного положения
Заключение
Список используемой литературы
Введение
На протяжениивсей своей жизни человек очень часто оказывается перед моральным выбором:делать или не делать. Как он поступит во многом зависит от уровня его сознания,социального развития, уважения к собственной личности, обществу и государству вцелом. Выбор человеком определенного поведения – это, как правило, результатвоздействия на личность всего комплекса воспитательных мер, влияния общества.
Правила, регулирующиеповедение людей, действия социальных групп, коллективов, организаций, в своейсовокупности составляют социальные нормы.
Целостная, динамическая системасоциальных норм является необходимым условием жизни общества, средствомобщественного управления, организации и функционирования государства, обеспечениясогласованного взаимодействия людей, прав человека. Человек, в своем поведении можетлибо придерживаться этих норм, либо отступать от них.
От четкостифункционирования государственной службы, честности и ответственности ееработников во многом зависит решение крупномасштабных задач, стоящих передобществом и государством. Между тем, некоторые работники этих органов и службпоражены коррупцией, взяточничеством и другими негативными явлениями, которыенарушают их нормальную деятельность, подрывают их авторитет в глазах общества.
Должностная преступностьпоявилась не в наши дни. Распространенность и общественная опасность этогоявления возрастала в периоды крупных социальных потрясений. Современная Россия- не исключение.
В даннойработе рассматриваются различные виды должностных преступлений, а так жепредполагается показать важность борьбы с должностными преступлениями.Уделяется внимание необходимым мерам по искоренению должностных преступлений, влюбых его проявлениях.
Предметисследования является общая характеристика и анализ преступлений противгосударственной власти, интересов государственной службы и службы в органахместного самоуправления.
Целью работы являетсяизучение общей характеристики и видов должностных преступлении, а так жеизучение законодательства по уголовной ответственности за должностныепреступления.
Задачи работы:
1. Изучить историюроссийского законодательства о должностных преступлениях.
2. Рассмотреть различныевиды должностных преступлений.
3. Дать общуюхарактеристику преступленийпротив государственной власти, интересов государственной службы и службы ворганах местного самоуправления.
4. Исследоватьпроблемы квалификации преступлений, совершаемых с использованием служебногоположения.
Теоретической основой работы послужили труды А.И. Рарог, Д.Г.Долгих, Е.А. Свинарева и др., законодательные и нормативные акты РоссийскойФедерации, комментарии законодательства, литература справочного характера,материалы периодической печати.
Структура курсовой работывключает следующие разделы: введение, две главы по два параграфа, списокиспользуемой литературы.
Глава 1. Ретроспективный анализдолжностных преступлений по Уголовному кодексу РФ
1.1 История законодательства, регулирующего должностные преступления
Оформлениепонятия «должностное лицо» в уголовном праве России отдельные ученые ведут отПсковской судной грамоты 1467 г.[1]Исторический анализ памятников русского права, проведенный Т.С. Исаевой,позволил ей сделать вывод, что впервые в Судебнике 1497 г. вводитсяответственность должностных лиц за нарушение порядка судопроизводства. В ст. 19Судебника 1497 г. устанавливалась процедура отмены неправильного решения суда.Судья, виновный в разбирательстве «дела не по суду», обязан был возместитьсторонам понесенные ими расходы, другого наказания он не нес. Судебник 1497 г.(в ст. 33-340) запрещал представителям суда — недельщикам брать посулы(взятки). В последующем преступления против суда нашли свое отражение в ст. 25Судебника 1550 г., где различались хитростное и бесхитростное не-правосудие2.Анализ Судебников 1497 г. и 1550 г. показывает, что системного подхода к определениюсубъекта должностных преступлений не было, а в казуистичной форме перечислялисьвозможные субъекты данных преступлений.
ДействиеУложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. на протяжении болеечем полувека (с учетом редакций 1866 г. и 1885 г.) сформировало обширнуюсудебную практику, в том числе в виде разъяснений высших судебных инстанций иПравительствующего Сената, и явилось почвой для научных разработок ученых тоговремени. Именно с Уложения 1845 г. преступления по службе начинают оформлятьсяв отдельную группу преступлений либо в специальной главе, либо в разделеуголовного закона[2].В Уложении 1845 г. решающими признаками должностного лица выступали наличиеслужебных обязанностей и их публичный характер. К должностным лицам относилисьи иные лица в случае, если нарушение возложенных на них обязанностей наносилоущерб публичным интересам. Разъяснения Правительствующего Сената, по мнениюН.М. Ковалевой, сводились к тому, что предание суду в общем или особомдолжностном порядке зависело не от свойств виновного лица, а от свойств самогодействия, явилось ли деяние следствием нарушения служебных обязанностей ипричинило ли оно ущерб публичным интересам. Должностными лицами признавалисьлица, выполняющие служебные обязанности публично-правового характера, остальныеже лишь приравнивались по ответственности к должностным лицам, хотя таковыми неявлялись. Субъектами служебных преступных деяний, отмечал А.В, Кенигсон, могутбыть лица служащие, т.е. лица, ставшие вследствие порученного им участия вгосударственном управлении в особые юридические отношения как к государственнойвласти, делегировавшей им власть, так и к гражданам, подчиненным управлению.
СовременникиУложения 1845 г. отрицательно высказывались о расширительном толкованиисубъекта должностного преступления. Думается, что и нынешним исследователямдолжна быть близка такая точка зрения. Таким образом, как положения Уложения1845 г., так и разъяснения Сената носили в большинстве своем казуистическийхарактер.
Внормах ст. 636 Уголовного уложения 1903 г. служащим признавалось всякое лицо,несущее обязанности или исполняющее временное поручение по службегосударственной и общественной, в качестве должностного лица, или полицейскогоили иного стража или служителя, или лица сельского или мещанского управления.Как видим, понятие должностного лица было более узким, нежели понятие служащего.Уложение 1903 г. содержало многочисленные составы должностных преступлений, вих числе: превышение власти, бездействие власти (многочисленная группа составовпреступления), злоупотребление полномочиями, разглашение тайны, взяточничество,служебный подлог, незаконное участие в сделках.
Революция1917 г. повлекла за собой ликвидацию предыдущей системы государственного иобщественного управления, а также отмену всех ранее действовавших актов, в томчисле уголовного и уголовно-процессуального характера. Но это не привело ни кавтоматическому исчезновению преступной деятельности на территории бывшейРоссийской империи, ни к исчезновению теоретических проблем в праве изаконодательстве. Скорее, наоборот. Построение нового государства иогосударствление экономики страны и других сфер ее жизни способствовалираспространению понятия должностного лица на всех руководителей и ответственныхлиц во всех сферах деятельности государства. Потребность в выделениируководящего состава в числе служащих была вызвана тем, что круг субъектовдолжностных преступлений стал настолько широк, что практически каждое виновноев преступном деянии лицо могло быть признано должностным. Причиной тому было нерасширение круга субъектов таких преступлений в смысле наименования должности, ав сфере действия данных лицо их обязанностей.
Введенныйв действие Постановлением ВЦИК РСФСР от 1 июня 1922 г. Уголовный кодекс РСФСРвпервые в истории российского уголовного права содержал обобщенное понятиедолжностного лица. Использование накопленного дореволюционными ученымитеоретического и практического опыта в новом уголовном законе выразилось внесколько измененном виде, а именно: основополагающий признак должностногопреступления дореволюционного уголовного закона — свойство преступного деянияпо службе, был заменен на другой признак — свойство субъекта. Уголовный кодекс1922 г.» предусматривал отдельную главу II «Должностные (служебные) преступления». В примечании к ст.105 Уголовного кодекса 1922 г. так определялись должностные лица — «лица,занимающие постоянные или временные должности в каком-либо государственном(советском) учреждении или предприятии, а также в организации или объединении,имеющем по закону определенные права, обязанности и полномочия в осуществлениихозяйственных, административных, просветительных и других общегосударственныхзадач». Опираясь на Уголовный кодекс 1922 г., А.А. Жижиленко характеризуетдолжностное (служебное) преступление как нарушение служащим его служебногодолга, его служебных обязанностей. При определении понятия должностного лицаА.А. Жижиленко отмечает, что «по самому духу существующего советского строя,всякий служащий, занимая определенное место, выполняет определенные задачиобщегосударственного характера», поэтому «с точки зрения современного строя,всякий служащий является в то же время должностным лицом, как бы ни быланезначительна его функция в общей системе управления».
НовыйУголовный кодекс РСФСР (вернее, его новая редакция) был введен в действие с 1января 1927 г. В примечании к ст. 109 содержалось такое же определениедолжностного лица, что и в Уголовном кодексе 1922 г. Первое ограничениерасширительного толкования должностного лица было предпринято в разъясненииПленума Верховного Суда СССР от 27 марта 1935 г. В указанных разъясненияхдолжностными признавались лица, выполняющие административно-хозяйственные илиоперативно-распорядительные функции. Именно расширение круга субъектовдолжностных преступлений в описанном выше виде и привело к выделениюадминистративно-хозяйственных и организационно-распорядительных функций, таккак они, по мнению тогдашних высших судебных инстанций, наиболее полнохарактеризовали должностное лицо как субъект должностного преступления. Наоснове изучения робот советских криминалистов по вопросу ограничительноготолкования понятия должностного лица, горячо обсуждаемого 1937 — 1941 гг., М.Д.Лысов пришел к выводу, что первым этапом развития понятия должностного лица вуголовном праве было исключение из числа должностных лиц рядовых рабочих иколхозников.
Реформы50-х годов, подготовка проектов уголовного законодательства были сопряжены собсуждением новых критериев определения должностного лица. Должностными лицамипризнавались те, кто осуществляет руководящую деятельность или выполняетуправленческие обязанности. Н.С. Лейкина к должностным относила лиц, занимающихпо назначению или по выбором, за плату или безвозмездно, постоянно или временнодолжности в государственных или общественных предприятиях, учреждениях иорганизациях и тех, на кого возложены управленческие обязанности по выполнениюв целях построения коммунистического общества различных функций государства.
Вотдельных работах ученые старались выработать свое определение должностноголица как субъекта должностного преступлениям. Теоретические предложения ученыхрассматриваемого периода были взяты за основу при разработке нового Уголовногокодекса РСФСР 1960 г, (УК 1960 г.). УК 1960 г. представлял собой болеесистематизированный свод положений уголовного законодательства. Глава7«Должностные преступления» содержала шесть статей об уголовной ответственностиза должностные преступления. Составы преступлений данной главы являлись«общими», т.е. описываемые преступления могли быть совершены в любой сфередеятельности должностных лиц. Под должностным лицом в Примечании к ст. 170 УК1960 г. в рамках главы понималось лицо, постоянно или временно осуществляющеефункции представителя власти, а также занимающее постоянно или временно вгосударственных или общественных учреждениях, организациях или на предприятияхдолжности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственныхобязанностей, или выполняющее такие обязанности в указанных учреждениях,организациях и на предприятиях по специальному полномочию.
Дальнейшееизучение учеными определения должностного лицо не касалось разграничениягосударственного и частного, а относилось лишь к «наполняемости» определенияотдельными функциональными правами и обязанностями. Начиная с 50-х годовпрошлого столетия были широко развиты стремления советских ученых к выработкеединого межотраслевого понятия должностного лицо, связанные с формулировкойаналогичного понятия в административном праве.
Необходимооговориться, что особое внимание уделено вопросу соучастия.
Обратимсяк Договору Олега с грехами 911 г. Он не содержал четкого указания на соучастие,однако в нем были закреплены отдельные нормы, подразумевавшие таковое.Например, ст. 12 гласила: «Если русский челядин будет украден или убежит,или будет насильно продан и русские начнут жаловаться, то пусть подтвердитсяэто показаниями челядина, и (тогда) русские его возьмут, также если и купцыпотеряют челядина и заявят об этом, то пусть производят розыск и, найдя его,заберут. Если кто не даст произвести этого разыскания местному чиновнику, тобудет считаться виновным».
ВРусской Правде можноотыскать зачатки института соучастия в преступлении. Например, размер наказаниязависел от того, было ли совершено преступление в одиночку или несколькимилицами.
Следуетотметить, что особенности понятия соучастия были выведены наукой отечественногоуголовного права еще в середине XIX в. Так, профессор А. Жиряев понимал подсоучастием «стечение нескольких преступников при одном преступлении»[3].Считая данное определение недостаточно точным, проф. Н.С. Таганцев писалпозднее: «Соучастие не есть простое совпадение действий нескольких лиц. Ксоучастию относятся лишь те случаи стечения преступников, в коих являетсясолидарная ответственность всех за каждого и каждого за всех, в силу этогоусловия учение о соучастии и получает значение самостоятельного института»[4].Профессор С. Познышев предложил определение соучастия, включив в него иобъективные, и субъективные признаки: «Соучастие и можно определить, каквиновное совершение одного преступления совместною деятельностью несколькихлиц»[5].
Руководящиеначала по уголовному праву РСФСР 1919 г. уже содержат специальный разд. V — «О соучастии»,объединявший четыре статьи, в которых раскрывались понятия соучастия,соучастников, а также критерии определения наказания за преступления,совершенные в соучастии. Согласно ст. 21 соучастием признавалось совершениедеяния «сообща группой лиц (шайкой, бандой, толпой)».
Уголовныйкодекс РСФСР 1922 г.,отказавшись от общего понятия соучастия и в основном восприняв трактовку видовсоучастников Руководящими началами по уголовному праву, внес значительныеизменения в рассматриваемый институт.
В УК РСФСР1926 г. в основном была сохранена система должностных преступлений,зафиксированная в УК РСФСР 1922 г. При этом следует отметить некоторое снижениесанкций за должностные преступления, совершенные без отягчающих обстоятельств(в т.ч. совершенные не в соучастии).
Такимобразом, формирование и развитие норм об ответственности за должностныепреступления непосредственно связано с общественно-политическими исоциально-экономическими условиями, складывающимися в стране на том или иномисторическом этапе. Особенности последних прямо отражаются на системе исодержании норм, предусматривающих ответственность за соучастие в указанныхпосягательствах.
1.2 Понятия и виды должностных преступлений
Преступлениядолжностные — преступления, посягающие на нормальную деятельность государственного илимуниципального аппарата, если налицо сочетание двух признаков: виновныйявляется должностным лицом, а совершенные им общественно опасные действия(бездействие) связаны с его служебным положением. В УК РФ получили наименование»Преступления против государственной власти, интересов государственнойслужбы и службы в органах местного самоуправления” (гл. 30). К нимотносятся злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностныхполномочий, дача взятки, получение взятки, служебный подлог, халатность и др.
Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285УК). Закон определяет это преступление как использование должностным лицомсвоих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершеноиз корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенноенарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемыхзаконом интересов общества или государства.
Объективнаясторона рассматриваемогопреступления состоит из трех обязательных признаков: 1) использованиедолжностных полномочий вопреки интересам службы; 2) существенное нарушение прави законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересовобщества или государства; 3) причинная связь между деянием и последствиями.
С субъективной стороны должностное злоупотреблениехарактеризуется двумя признаками.
Во-первых, это умышленное преступление. Умысел можетбыть как прямым, так и косвенным. При прямом умысле виновный осознает, чтоиспользует свои должностные полномочия вопреки интересам службы, предвидитнеизбежность наступления в результате своего поведения существенного нарушенияправоохраняемых интересов и желает их наступления. При косвенном же умыслевиновный предвидит реальную возможность существенного нарушения правоохраняемыхинтересов и сознательно допускает наступление этих последствий либо относится кним безразлично.
Во-вторых, злоупотребление должностными полномочиямисовершается из корыстной или иной личной заинтересованности.
Субъект специальный — должностное лицо.
Злоупотребление должностными полномочиями необходимоотличать от таких преступлений, как присвоение или растрата, совершенные лицомс использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 160 УК), злоупотреблениеполномочиями (ст. 201 УК) и злоупотребление полномочиями частными нотариусами иаудиторами (ст. 202 УК). Эти преступления имеют разные объекты.
Квалифицированный состав злоупотреблениядолжностными полномочиями предполагает наличие одного квалифицирующего признака- совершение злоупотребления лицом, занимающим государственную должностьРоссийской Федерации или субъекта Российской Федерации, а равно главой органаместного самоуправления (ч. 2 ст. 285 УК).
Особо квалифицированный вид злоупотреблениядолжностными полномочиями будет иметь место тогда, когда оно повлекло тяжкиепоследствия (ч. 3 ст. 285 УК). Тяжесть причиненных последствий — признакоценочный.
Нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1УК). Дополнительным объектом рассматриваемого преступления являются отношения,возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетнойсистемы. Предметом преступления являются средства бюджета соответствующегоуровня.
Объективная сторона рассматриваемого преступлениявыражается в действии — расходовании бюджетных средств на цели, несоответствующие условиям их получения. В соответствии со ст. 219 и п. 1 ст. 227БК РФ расходование бюджетных средств — это процедура финансирования, осуществляемаяпутем списания денежных средств с единого счета бюджета в размереподтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц.
С субъективной стороны рассматриваемое преступлениесовершается с прямым умыслом.
Субъект преступления специальный — должностное лицополучателя бюджетных средств. Получателем бюджетных средств является бюджетноеучреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств всоответствии с бюджетной росписью на соответствующий год. Должностные лицаглавных распорядителей бюджетных средств, допустившие злоупотребления присоставлении бюджетной росписи, не являются субъектами рассматриваемогопреступления и при наличии к тому оснований должны отвечать по ст. 285 УК.
В ч. 2 ст. 285.1 УК предусмотрены дваквалифицирующих признака — совершение преступления группой лиц попредварительному сговору и в особо крупном размере.
Нецелевое расходование средств государственныхвнебюджетных фондов (ст. 285.2 УК). Объективная сторона рассматриваемогопреступления характеризуется действием — расходованием средств государственныхвнебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определеннымзаконодательством, регулирующим деятельность фондов, и их бюджетам. В настоящеевремя в Российской Федерации существует три разновидности государственныхвнебюджетных фондов: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ,Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.Задачи, структура, полномочия и порядок деятельности этих фондов регулируютсязначительным числом нормативных правовых актов.
С субъективной стороны преступление характеризуетсяпрямым умыслом.
Субъект преступления специальный — должностное лицо,обладающее статусом распорядителя соответствующих средств (руководитель и главныйбухгалтер фонда или отделения фонда).
О понятиях группового (п. «а» ч. 2 ст.285.2 УК) и совершенного в особо крупном размере (п. «б» ч. 2 ст.285.2 УК) нецелевого расходования средств государственных внебюджетных фондовсм. ст. 285.1.
Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК).Превышение должностных полномочий — это совершение должностным лицом действий,явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушениеправ и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых закономинтересов общества и государства.
Объективная сторона рассматриваемого преступленияхарактеризуется тремя признаками:
1) общественно опасное деяние в форме действия, явновыходящего за пределы полномочий должностного лица;
2) общественно опасные последствия, указанные взаконе идентично с должностным злоупотреблением;
3) причинная связь между действием и последствиями.
В отличие от злоупотребления должностнымиполномочиями, при превышении полномочий совершаемые действия не находятся врамках компетенции виновного.
С субъективной стороны преступление характеризуетсяпрямым умыслом. Виновный осознает, что его действия выходят за рамкипредоставленных ему полномочий, предвидит неизбежность существенного нарушенияправоохраняемых интересов в результате этого и желает наступления этихпоследствий. Косвенный умысел нехарактерен для данного преступления, поскольку,как указывается в законе, превышение носит явный характер. Следовательно, лицоне может не предвидеть именно неизбежности наступления указанных в законепоследствий[6].
Субъект преступления специальный — должностное лицо.
Квалифицированный вид превышения должностныхполномочий предполагает совершение преступления лицом, занимающимгосударственную должность РФ или субъекта РФ, а равно главой органа местногосамоуправления.
Особо квалифицирующими признаками рассматриваемогопреступления являются:
а) применение насилия или угроза его применения;
б) применение оружия или специальных средств;
в) причинение тяжких последствий (ч. 3 ст. 286 УК).
Присвоение полномочий должностного лица (ст. 288УК). Статья 288 УК устанавливает преступность и наказуемость следующихдействий: присвоение государственным служащим или служащим органа местногосамоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица исовершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушениеправ и законных интересов граждан или организаций.
С объективной стороны преступление характеризуетсядеянием в форме действия, наступившими общественно опасными последствиями ипричинной связью между действием и последствиями. В законе не указываетсяконкретная форма присвоения полномочий — устно, с предъявлением фиктивныхдокументов и т.п. Текстуально диспозиция ст. 288 УК сформулирована такимобразом, что позволяет судить, будто виновный сначала присваивает полномочия,т.е. вводит окружающих в заблуждение относительно того, является ли ондолжностным лицом, а уже затем совершает действия, повлекшие указанные в законепоследствия. Однако временной разрыв между присвоением звания должностного лицаи использованием вытекающих из него должностных полномочий не всегда обязателен- фактическое совершение действий, которые может совершить только должностноелицо, и есть присвоение его полномочий[7].
Субъективная сторона преступления характеризуетсяпрямым умыслом: виновный осознает, что путем обмана присваивает себе полномочиядолжностного лица и на этой основе совершает общественно опасные действиявопреки интересам службы, предвидит неизбежность наступления в результате этихдействий существенного нарушения прав и законных интересов граждан илиорганизаций и желает нарушить указанные интересы. Мотив и цель в законе неуказаны, поэтому их наличие на квалификацию не влияет.
Субъект преступления специальный — государственныйслужащий или служащий органа местного самоуправления, не являющиесядолжностными лицами. Если лицо не является государственным служащим илислужащим органа местного самоуправления, оно не несет ответственности за этопреступление.
Незаконное участие в предпринимательскойдеятельности (ст. 289 УК). Статья 289 УК предусматривает уголовнуюответственность за учреждение должностным лицом организации, осуществляющейпредпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организациейлично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, еслиэти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ илис покровительством в иной форме.
Объективная сторона рассматриваемого преступленияальтернативно состоит из действий двух видов:
1) учреждение организации, осуществляющейпредпринимательскую деятельность, — это совершение таких действий, как передачаимущества, прав на интеллектуальную собственность (формирование уставногокапитала), заключение учредительного договора, утверждение устава,государственная регистрация юридического лица. Виновный может быть какединственным учредителем организации, так и одним из соучредителей;
2) участие в управлении такой организацией лично иличерез доверенное лицо — это деятельность в качестве члена органа управленияорганизацией (совета директоров, правления и т.п.). Доверенное лицо, черезкоторое виновный участвует в управлении организацией, осуществляющейпредпринимательскую деятельность, несет ответственность за пособничество внезаконном участии в предпринимательской деятельности.
Предоставление льгот (таможенных, налоговых и т.п.)- это полное или частичное освобождение организации от публичного обременения.Предоставление преимуществ — это предпочтительная по сравнению с инымианалогичными организациями оценка ее деятельности при решении того или иноговопроса (при определении результатов конкурса на государственный подряд,аукциона и т.п.). Покровительство в иной форме охватывает собой все остальные,не связанные с предоставлением льгот и преимуществ виды незаконногоспособствования организации со стороны должностного лица (снабжениеконфиденциальной информацией, упрощение процедуры получения лицензии и т.п.).
Состав преступления формальный, оно окончено вмомент предоставления льготы, преимущества либо оказания покровительства в инойформе.
Субъективная сторона преступления характеризуетсяумышленной формой вины. Вид умысла прямой: виновный осознает, что вопрекиустановленному федеральным законодательством запрету учредил либо принимаетучастие в управлении организацией, осуществляющей предпринимательскуюдеятельность, осознает, что в этой связи предоставляет ей преимущества, льготыили оказывает покровительство в иной форме, и желает действовать таким образом.Хотя в законе мотивы не указаны, рассматриваемое преступление, очевидно, совершаетсяиз корыстных побуждений.
Субъект преступления специальный — должностное лицо.
Взяточничество (ст. ст. 290 — 291 УК). Термин«взяточничество» в широком смысле этого слова объединяет собой двасамостоятельных, но тесно связанных друг с другом состава преступления — получение взятки (ст. 290 УК) и дачу взятки (ст. 291 УК). Самостоятельными этисоставы преступлений являются потому, что они совершаются разными субъектами,различно содержание объективной их стороны, наконец, потому, что возможна уголовнаяответственность взяткополучателя при освобождении от нее взяткодателя. Вместе стем получение взятки тесно связано с ее дачей, поскольку объективно не можетсостояться одно без другого[8].В узком смысле слова термин «взяточничество» означает получениевзятки, т.е. преступление, предусмотренное ст. 290 УК.
Получение взятки. Закон определяет это преступлениекак получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег,ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия(бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такиедействия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо онов силу должностного положения может способствовать таким действиям(бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Объективная сторона преступления выражается вполучении взятки лично или через посредника. Получение взятки — это еефактическое принятие как самим должностным лицом, так и его родными и близкимис его согласия или если оно не возражало против этого (п. 9 ПостановленияПленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике поделам о взяточничестве и коммерческом подкупе»).
В ст. ст. 290, 291 УК указывается, что взятка можетбыть получена и дана через посредника. Посредником во взяточничестве являетсялицо, которое непосредственно получает или передает определенные ценности,заменяя тем самым взяткополучателя или взяткодателя. От указанных лиц посредникотличается тем, что действует не в своих интересах и не по своей инициативе.
Субъективная сторона получения взяткихарактеризуется прямым умыслом и корыстным мотивом. Виновный осознает, чтонезаконно получает деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгодуимущественного характера за совершение или несовершение в интересах дающего(представляемых им лиц) каких-либо действий с использованием служебногоположения, и желает получить указанное вознаграждение. Предметное содержаниеумысла при получении взятки носит несколько более сложный, чем обычно,характер.
Субъект преступления специальный — должностное лицо.
В ч. 2 ст. 290 УК содержится квалифицирующий признакрассматриваемого преступления: незаконность действий (бездействия), за которыеполучается взятка. В русском дореволюционном уголовном праве подобное деяниеименовалось лихоимством. Действия (бездействие), о которых говорится в ч. 2 ст.290 УК, могут быть преступными (совершение за взятку служебного подлога, злоупотребленияполномочиями, вынесение заведомо незаконного приговора и т.п.) и непреступными,но противоправными с точки зрения иных отраслей законодательства. В обоихслучаях они, так же как и в основном составе, находятся за рамками объективнойстороны преступления — фактического их совершения не требуется.
Групповое получение взятки. Взятка считаетсяполученной группой лиц по предварительному сговору, если в ее получениипринимало участие несколько должностных лиц, достигших об этом предварительногосоглашения. Преступление при этом окончено, когда часть взятки получена хотя быодним должностным лицом. Однако для наличия рассматриваемого квалифицирующегопризнака требуется, чтобы на момент получения взятки предполагалось, что каждоедолжностное лицо совершит в интересах взяткодателя или представляемых им лицкакое-либо действие (бездействие) с использованием своего служебного положения.Не влияет на наличие этого признака незнание взяткодателя о том, что онпередает взятку группе должностных лиц, а также размер причитающейся каждому изних суммы. По смыслу закона организованная группа создается для многократногополучения взяток. Она характеризуется устойчивостью, более высокой степеньюсогласованности действий соучастников, распределением ролей, наличием организатораи руководителя. Поэтому в организованную группу взяткополучателей помимодолжностных лиц могут входить лица, не являющиеся должностными; последние несутответственность за получение взятки организованной группой со ссылкой на ст. 33УК.
Вымогательство взятки — это требование должностноголица дать взятку под угрозой совершения действий (бездействия), которые могутпричинить ущерб законным интересам гражданина.
Крупным размером взятки в соответствии с примечаниемк ст. 290 УК признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имуществаили выгод имущественного характера, превышающие 150 тыс. рублей. Если взятка вкрупном размере получена частями, но эти действия представляли собой эпизодыодного продолжаемого преступления, содеянное должно квалифицироваться какполучение взятки в крупном размере. И наоборот, если фактически получена суммаменее указанной в примечании к ст. 290 УК, но установлено, что умысломвзяткополучателя охватывалось получение взятки в крупном размере, содеянное имследует квалифицировать не по ч. 1 ст. 290 УК, а по п. «г» ч. 4 ст.290 УК
Дача взятки. Признаки дачи взятки указаны не тольков ст. 291 УК, где преступным объявляется дача взятки должностному лицу личноили через посредника, но и в ст. 290 УК, где описывается предмет этогопреступления и содержится законодательная характеристика действий (бездействия)должностного лица, за которые дается взятка.
Состав дачи взятки является формальным, этопреступление окончено в момент получения взятки, когда хотя бы часть ее принятадолжностным лицом.
Субъективная сторона рассматриваемого преступленияхарактеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что дает взятку должностномулицу за совершение им действий (бездействия) по службе, и желает этого. Мотивыи цели на квалификацию не влияют.
Субъект преступления общий, т.е. вменяемое лицо,достигшее возраста 16 лет.
Квалифицированный состав этого преступленияпредполагает дачу взятки за совершение должностным лицом заведомо незаконныхдействий (ч. 2 ст. 291 УК).
Служебный подлог (ст. 292 УК). Предметомрассматриваемого преступления является официальный документ, т.е. письменныйакт, удостоверяющий с соблюдением принятой формы и реквизитов (дата,наименование органа, номер, печать или бланк, подпись составившего лица и др.)определенные юридические факты и в силу этого способный порождать определенныеправовые последствия. В большинстве случаев официальным является документ,выданный (составленный) государственным органом или органом местногосамоуправления.
Объективная сторона служебного подлога выражена водном из следующих действий:
1) внесение в официальные документы заведомо ложныхсведений (интеллектуальный подлог) — предполагает изначальное составлениедокумента, не соответствующего по содержанию действительности, ложного посуществу. При этом сам документ полностью соответствует предъявляемымтребованиям и не подвергается каким-либо изменениям;
2) внесение в официальные документы исправлений,искажающих их действительное содержание (материальный подлог) — предполагаетизменение изначально подлинного документа путем удаления части сведений и (или)дополнения его сведениями, не соответствующими действительности, в результатечего искажается оценка всей содержащейся в документе информации. Способамиматериального подлога могут быть подчистка, пометка другим числом,вытравливание надписей и т.п.
Состав преступления является формальным, оноокончено в момент совершения одного из указанных выше действий. Фактическогонаступления общественно опасных последствий не требуется.
Субъективная сторона служебного подлогахарактеризуется прямым умыслом и наличием специального мотива. Виновныйосознает, что, используя свое служебное положение, совершает подлогофициального документа, и желает действовать таким образом. При этом онруководствуется корыстной или иной личной заинтересованностью.
Субъект преступления специальный — должностное лицоили государственный служащий, не являющийся должностным лицом, или служащийоргана местного самоуправления, также не являющийся должностным лицом.
Халатность (ст. 293 УК). Халатность являетсяединственным должностным преступлением, совершаемым по неосторожности.Уголовный закон определяет это преступление как неисполнение или ненадлежащееисполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного илинебрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба.
Объективная сторона халатности образована тремяпризнаками: 1) общественно опасным деянием в форме действия или бездействия; 2)общественно опасными последствиями в виде крупного ущерба; 3) причинной связьюмежду деянием и последствиями.
Состав преступления материальный, оно окончено вмомент наступления общественно опасных последствий. Если же должностное лицо ине выполняло возложенных на него обязанностей, но последствия не наступили всилу разных причин, состава рассматриваемого преступления не имеется.
Субъективная сторона халатности выражается в обоихвидах неосторожности.
Субъект преступления специальный — должностное лицо.
В ч. 2 ст. 293 УК сформулирован квалифицированныйсостав халатности, который имеет место при неосторожном причинении такихпоследствий, как тяжкий вред здоровью или смерть человека.
В ч. 3 ст. 293 УК предусмотрен особоквалифицированный состав халатности, характеризуемый неосторожным причинениемсмерти.
Таким образом, должностное преступление – этообщественно опасные деяния (действия или бездействие), которые совершаютсяпредставителями власти или должностными лицами благодаря занимаемому имислужебному положению и вопреки интересам службы и причиняют существенный вреднормальной деятельности органов государственной службы или службы в органахместного самоуправления либо содержат реальную угрозу причинения такого вреда.
Глава 2. Правовое регулированиедолжностных преступлений
2.1 Общая характеристика преступленийпротив государственной власти, интересов государственной службы и службы ворганах местного самоуправления
Нормы гл. 30 УК посвящены установлению преступностии наказуемости деяний, которые представляют собой нарушения нормальнойдеятельности публичной власти в целом и ее органов. Эти нарушения совершаются«изнутри», т.е. самими субъектами властных полномочий, поэтому ониобладают повышенной общественной опасностью.
Преступления против государственной власти,интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления(должностные преступления) — это предусмотренные гл. 30 УК общественно опасныедеяния, совершаемые вопреки интересам публичной службы с использованиемзанимаемого виновным служебного положения и причиняющие либо создающиенепосредственную угрозу причинения существенного вреда правам и законныминтересам граждан и организаций, общества и государства.
Видовым объектом преступлений против государственнойвласти, интересов государственной службы и службы в органах местногосамоуправления является совокупность общественных отношений, обеспечивающихправильную, т.е. соответствующую закону, деятельность властного публичногоаппарата — органов государственной власти, органов местного самоуправления,государственных и муниципальных учреждений, а также органов управления вВооруженных Силах, других войсках и иных воинских формированиях РФ.
В названии гл. 30 УК говорится о направленности этихпреступлений против государственной власти, интересов государственной службы ислужбы в органах местного самоуправления. Государственная служба — этопрофессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполненияполномочий РФ, федеральных государственных органов, субъектов РФ,государственных органов субъектов РФ, а также лиц, замещающих государственныедолжности РФ и государственные должности субъектов РФ. Выделяются следующиевиды государственной службы: государственная гражданская служба, военная службаи правоохранительная служба.
Муниципальная служба — это профессиональнаядеятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальнойдолжности, не являющейся выборной[9].Служба в органах местного самоуправления — более широкое понятие, нежелимуниципальная служба, поскольку она включает в себя деятельность выборныхдолжностных лиц местного самоуправления и членов выборных органов местногосамоуправления. И государственная служба, и служба в органах местного самоуправленияявляются самостоятельными, но близкими по своей юридической природе видамипубличной службы. Посягательство на интересы публичной службы означаетнарушение законности в деятельности ее институтов, т.е. государственныхорганов, органов местного самоуправления, органов управления в войсках ивоинских формированиях, а также отдельных муниципальных или государственныхслужащих. Указание на направленность должностных преступлений противгосударственной власти следует понимать следующим образом: некоторыедолжностные лица не являются государственными или муниципальными служащими,следовательно, совершая соответствующее преступление, не посягают на интересысоответствующей службы, но посягают на законную деятельность властногопубличного аппарата.
Предмет является обязательным признаком составовпреступлений, предусмотренных ст. ст. 285.1, 285.2, 290 — 292 УК, — бюджетныесредства, средства государственных внебюджетных фондов, взятка, официальныйдокумент.
С объективной стороны одни из рассматриваемых преступленийхарактеризуются действиями, другие — как действиями, так и бездействием. Тольков форме действий могут совершаться нецелевое расходование бюджетных средств(ст. 285.1 УК), нецелевое расходование средств государственных внебюджетныхфондов (ст. 285.2 УК), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК),присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК), незаконное участие впредпринимательской деятельности (ст. 289 УК), получение взятки (ст. 290 УК),дача взятки (ст. 291 УК) и служебный подлог (ст. 292 УК). Такие преступления,как злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК), отказ впредоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст.287 УК) и халатность (ст. 293 УК), могут быть совершены и бездействием.
Характеризуя действие или бездействие как признакобъективной стороны должностного преступления, необходимо отметить, что оно: а)совершается с использованием служебных полномочий либо благодаря занимаемомуслужебному положению; б) совершается вопреки интересам службы.
Основные составы преступлений, предусмотренных ст.ст. 285.1, 285.2, 287, 289 — 292 УК, сконструированы по типу формальных,поэтому такие преступления являются оконченными в момент совершения указанных взаконе деяний, вне зависимости от фактического наступления последствий. Составыостальных должностных преступлений материальные, т.е. они предусматривают вкачестве обязательного признака общественно опасные последствия, чаще всегохарактеризуемые как существенное нарушение прав и охраняемых законом интересовличности, общества или государства. Соответственно обязательным признаком этихпреступлений является причинная связь между нарушением (неисполнением) лицомсвоих обязанностей и наступившими вредными последствиями.
С субъективной стороны все должностные преступления,кроме халатности, характеризуются умышленной формой вины. Преступления,предусмотренные ст. ст. 285, 292 УК, в качестве обязательного признакаальтернативно предусматривают мотив совершения преступления — корыстная илииная личная заинтересованность. Корыстный мотив также характерен и дляпреступлений, предусмотренных ст. ст. 289, 290 УК, однако прямо в диспозицияхсоответствующих статей не назван.
В зависимости от специфики субъекта преступления,все преступления против государственной власти, интересов государственнойслужбы и службы в органах местного самоуправления подразделяются на следующиевиды:
1) преступления, совершаемые любыми лицами,отвечающими признакам общего субъекта, — ст. 291 УК;
2) преступления, совершаемые государственнымислужащими или служащими органов местного самоуправления (публичными служащими),которые не являются должностными лицами, — ст. 288 УК;
3) преступления, совершаемые должностными лицами, — ст. ст. 285 — 287, 289, 290, 293 УК;
4) преступления, совершаемые как должностнымилицами, так и публичными служащими, которые не являются должностными лицами, — ст. 292 УК.
Должностные лица. Отечественное право не содержитединого понятия должностного лица. Поэтому лица, признаваемые должностными всоответствии, например, с административным или хозяйственным законодательством,могут не отвечать требованиям, предъявляемым к этой категории лицзаконодательством уголовным
Уголовно-правовое понятие должностного лица дается впримечании 1 к ст. 285 УК, из которого следует, что должностными лицамипризнаются три категории граждан: а) лица, осуществляющие функции представителявласти; б) лица, выполняющие организационно-распорядительные функции вгосударственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальныхучреждениях, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинскихформированиях РФ; в) лица, выполняющие административно-хозяйственные функции втех же органах, учреждениях и формированиях.
Помимо классификации преступлений против государственнойвласти, интересов государственной службы и службы в органах местногосамоуправления в зависимости от специфики субъекта преступления, их можноподразделить на виды по непосредственному объекту:
1) преступления, посягающие на общественныеотношения, складывающиеся по поводу обязанности должностных лиц и иныхпубличных служащих осуществлять свою профессиональную деятельность только винтересах службы, — ст. ст. 285, 285.1, 285.2, 292 УК;
2) преступления, посягающие на общественныеотношения, складывающиеся по поводу обязанности должностных лиц и иныхпубличных служащих осуществлять свою профессиональную деятельность компетентнои строго на основе закона, — ст. ст. 286, 288, 293 УК;
3) преступления, посягающие на общественныеотношения, обеспечивающие реализацию принципа бюджетного финансированияслужебной деятельности должностных лиц, — ст. ст. 289 — 291 УК;
4) преступления, посягающие на общественныеотношения, обеспечивающие реализацию конституционного принципа разделениявластей, — ст. 287 УК.
Эта классификация в известной мере условна. Крометого, она не совсем удобна для использования в учебно-методических целях.Поэтому составы преступлений, предусмотренных гл. 30 УК, в учебникеанализируются в том порядке, в каком они расположены в законе.
Таким образом, подиспользованием служебных полномочий вопреки интересам службы понимаютсядействия, которые совершаются должностным лицом в пределах своей компетенции,но по своему содержанию заведомо противоречат целям и задачам, ради достижениякоторых функционирует соответствующий орган. Использование служебных полномочийвопреки интересам службы может совершаться как путем активного поведения, так ипутем бездействия.
2.2 Проблема квалификации преступлений, совершаемыхс использованием служебного положения
К сложнымвопросам квалификации служебных преступлений, в том числе злоупотребленияполномочиями (ст. 201 УК РФ), относится вопрос о содержании понятияиспользования служебного положения. Это понятие как в юридической литературе,так и в судебной практике трактуется неодинаково.
Существуетдва взгляда на данное понятие. Узкое понимание использования служебногоположения состоит во включении в его содержание действия или бездействия,совершаемого только в рамках служебной компетенции, в пределах прав и обязанностейлица[10].Согласно широкой трактовке, сторонниками которой являемся и мы, использованиеслужебного положения включает совершение деяний: 1) в пределах служебныхполномочий лица; 2) непосредственно не связанных с обязанностями лица послужбе, а основанных на его авторитете, связях; 3) выходящих за пределы егослужебных полномочий.
Третийвид использования служебного положения представляет собой превышение служебныхполномочий. Такого же мнения придерживается Ю.А. Красиков, утверждающий, чтоиспользование лицом своего служебного положения при нарушениинеприкосновенности жилища будет иметь место в случае, если лица «вторгаются вчужое жилище, не имея на то никакого права, поскольку это не входит в ихполномочия (например, комендант общежития производит обыск, осмотр, выемку…».
Данныйвывод имеет принципиальное значение. По нашим подсчетам, УК РФ предусматривает34 преступления, где использование лицом служебного положения являетсяпризнаком основного либо квалифицированного состава. Понятно, что объемрепрессии зависит от содержания понятия «использование служебного положения».Он меньше в случае широкой трактовки использования служебного положения,поскольку ответственность для виновного наступит за одно преступление, а не заих совокупность.
В УКРФ отдельной нормы, предусматривающей уголовную ответственность за превышениеполномочий по службе лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческихи иных организациях, нет. Некоторые ученые считают, что превышение служебныхполномочий такими лицами является «частным случаем злоупотребления полномочиямии отсутствие в законе специальной нормы не исключает возможности привлечения к уголовнойответственности по статье УК, предусматривающей норму общего характера,каковой… является ст. 201 УК»[11].
Другаяпозиция состоит в том, что превышение полномочий управленцами УК РФ нерассматривается как преступление[12].В данной полемике вторая позиция предпочтительнее.
Превышениеслужебных полномочий лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой ииной организации, в действующем УК РФ криминализированы двумя способами: в видесамостоятельного состава преступления, например, превышения полномочийслужащими частных охранных или детективных служб (ст. 203 УК РФ) и в видеквалифицированного состава преступления, например, нарушения равенства прав исвобод человека и гражданина лицом с использованием своего служебного положения(ч, 2 ст. 136 УК РФ), нарушения неприкосновенности частной жизни лицом сиспользованием своего служебного положения (ч. 2 ст. 137 УК РФ) и др. Столь жедискуссионным видится вопрос о круге субъектов, использующих такое положение.
В 30из 34 составов преступлений, включающих признак использования служебногоположения, упоминается лицо без его конкретизации, в остальных четырех случаях(ст. 149, 169, 170 и 188УК РФ) говорится об использовании служебного положениядолжностным лицом.
Внауке уголовного права круг лиц, использующих свое служебное положение,определяется по-разному.
В ст.159 УК РФ «под использованием служебного положения понимаются действия лица впределах своих служебных полномочий». Лицами с использованием своего служебногоположения применительно к составу, предусмотренному ст. 174.1 УК, «могут быть:1) должностное лицо; 2) государственный служащий или служащий органов местногосамоуправления, не относящийся к числу должностных лиц; 3) лицо, выполняющееуправленческие функции в коммерческой или иной организации (п. 23…постановления Пленума)». Раскрывая понятие лица, использующего свое служебноеположение, применительно к ч. 2 ст. 137 УК, Г.Н. Борзенков пишет, что этимлицом может быть «должностное лицо либо служащий государственного илимуниципального учреждения, использующий для совершения преступления своеслужебное положение».
Ученымииспользуются разные понятия при характеристике рассматриваемого субъекта:полномочия, положение, должностное, служебное, государственный служащий илислужащий органов местного самоуправления, служащий государственного или муниципальногоучреждения. Понятия «государственный и муниципальный служащий», а также«служащий государственного или муниципального учреждения» — неравнозначные.
Согласност. 10 Федерального закона от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службыв Российской Федерации» государственные служащие делятся на служащихфедеральных и служащих субъекта Российской Федерации. Федеральныйгосударственный служащий — гражданин, осуществляющий профессиональную служебнуюдеятельность на должности федеральной государственной службы и получающийденежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федеральногобюджета. Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации —гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должностигосударственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающийденежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующегосубъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом,государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации можетполучать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средствфедерального бюджета.
Всоответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. «О муниципальной службе вРоссийской Федерации» муниципальным служащим является гражданин, исполняющий впорядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии сфедеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности подолжности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счетсредств местного бюджета”.
Служащиегосударственных и муниципальных учреждений не являются государственными имуниципальными служащими, поскольку в государственных и муниципальныхучреждениях не осуществляется государственная или муниципальная служба.Аналогично сказанному служащий государственного или муниципального предприятияне относится к государственным и муниципальным служащим.
Такимобразом, служащий является собирательным понятием, охватывающим следующие виды:1) государственный и муниципальный служащий; 2) служащий государственного имуниципального учреждения; 3) служащий коммерческих и иных организаций, неявляющихся государственным органом, органом местного самоуправления,государственным и муниципальным учреждением. И по отношению к каждому из видовслужащих признак использования служебное положения имеет свое собственноесодержание.
Неединообразнаи судебная практика. Согласно п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от5 ноября 1998 г. № 14 «О практике применения судами законодательства обответственности за экологические правонарушения» под лицом, использующим своеслужебное положение, понимаются должностные лица, а также лица, выполняющиеуправленческие функции в коммерческой и иной организации. Пленум ВерховногоСуда РФ рекомендует «обратить внимание судов на то, что в случаях, когдавиновным в совершении экологического преступления признается должностное лицогосударственного предприятия, учреждения, организации или лицо, выполняющееуправленческие функции в коммерческой или иной организации, оно должно нестиответственность по соответствующей статье за совершение экологическогопреступления, а при наличии в действиях признаков злоупотребления должностнымиполномочиями или полномочиями лица, выполняющего управленческие функции вкоммерческой или иной организации, несет также ответственность соответственнопо статьям 285 и 201 УК РФ. При этом необходимо учитывать, что статьями 256,258 и 260 УК РФ специально предусматривается ответственность за преступления, совершенныес использованием служебного положения. Исходя из этого, содеянное следуетквалифицировать только по указанным нормам об экологических преступлениях безсовокупности со статьями, предусматривающими ответственность за должностныепреступления, либо за злоупотребление полномочиями лицами, выполняющимиуправленческие функции в коммерческой и иной организации».
Вдругом постановлении Пленум Верховного Суда РФ рассматриваемое понятиедополняет третьей фигурой — служащим. В п. 23 постановления от 18 ноября 2004г. «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации(отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступнымпутем» суд говорит, что «под лицами, использующими свое служебное положение(пункт «б» части 3 статьи 174 и -пункт «б» части 3 статьи 174 УК РФ), следуетпонимать должностных лиц, служащих, а также лиц, осуществляющих управленческиефункции в коммерческих и иных организациях»”.
Иначераскрывается понятие лица, использующего служебное положение, в постановленииот 26 апреля 2007 г. «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушенияхавторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконномиспользовании товарного знака». Здесь Пленум Верховного Суда РФ говорит: «Попункту «г» части 3 статьи 146 УК РФ подлежит уголовной ответственности лицо,использующее для совершения преступления служебное положение. Им может быть какдолжностное лицо, обладающее признаками, предусмотренными примечанием 1 кстатье 285 УК РФ, так и государственный или муниципальный служащий, неявляющийся должностным лицом, а также иное лицо, отвечающее требованиям,предусмотренным примечанием 1 к статье 201 УК РФ…» Аналогичное пониманиеанализируемого субъекта преступления дает Пленум Верховного Суда РФ в п. 24постановления от 27 декабря 2007 г. «О судебной практике по делам омошенничестве, присвоении и растрате».
Такимобразом, Пленум Верховного Суда РФ дает три варианта понимания анализируемогосубъекта. Общим в них является отнесение к исследуемому субъекту двух фигур:должностного лица и лица, выполняющего управленческие функции в коммерческойили иной организации. Такое решение вопроса основано на объективных факторах,поскольку степень общественной опасности содеянного, несомненно, повышается, когдавиновный при совершении преступления использует возможности своего служебногоположения. В этой трактовке субъекта, использующего служебное положение, можноотметить единодушие, как судей, так и ученых, что является в определеннойстепени свидетельством истинности вывода.
Трактовкатретьей фигуры в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г.«О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации(отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступнымпутем» является наиболее приемлемой.
Такоерешение соответствует и принципу равной ответственности виновных лиц, посколькуповышенная уголовная ответственность наступает для всех служащих.
Такимобразом, служебные полномочия, имеющиеся у лица благодаря его службе,служебному авторитету, не только способны, но и на, самом деле повышаютобщественную опасность совершаемого преступления.
Заключение
законодательстводолжностной преступление
Наше государство всемисредствами борется с нарушениями, которые наносят ущерб правильной деятельностигосударственных и общественных учреждений, предприятий, независимо от их формсобственности.
Общественно опасноедействие или бездействие в должностном преступлении должно находиться либо внепосредственной деятельности со служебной компенсацией должностного лица, либовыполняемых или определенных функций в сфере служебной деятельности, либосовершатся хотя и вне служебной деятельности, но с использованием иисключительно благодаря служебному положению.
Субъективная сторона данныхсоставов заключается, как указано в законе, выражается только в умышленномсовершении преступления.
В правильной юридическойоценке совершенного преступления (квалификации) заинтересованы, как правило,все участники уголовного процесса. Преступник (если он раскаялся в совершении преступления,и ожидает справедливого наказания); жертва преступления (потерпевший), адвокатзащищающий интересы обвиняемого или потерпевшего; судья, постановляющийобоснованный приговор; прокурор, призванный обеспечить соблюдение законности.
Наиболее опасныепосягательства, которые наносят ущерб правильной деятельности государственныхорганов и общественных организаций, предприятий и учреждений не зависимо от ихформ собственности считаются должностные преступления.
Прежде всего, натенденцию роста преступления влияют многие причины и условия. Наиболееважнейшими из них являются несовершенная правовая база, неблагоприятнаяполитическая и экономическая обстановка и ситуация в России приводят к тому,что различного уровня должностные лица государственного аппарата, которыепризнаны стоять на страже и соблюдения закона – сами нарушают законодательствои совершают различные преступления связанные с занимаемой ими должности илислужебным положением. Даже самые незначительные противозаконные деяниядолжностных лиц порождают нежелательные последствия, например, хотя это и сталосамым распространенным последствием, неверие народа в государственную власть,органов милиции и других государственных организаций. Наше законодательстводолжно пройти еще долгий путь до своего совершенства.
Список используемойлитературы
Нормативно-правовые акты
1. КонституцияРоссийской Федерации от 12 декабря 1993 (с последними поправками от 30 декабря2008 №7 ФКЗ).
2. Уголовный КодексРФ от 13 июня 1996 №63- ФЗ (с последними изменениями от 29 декабря 2009).
3. ФедеральныйЗакон «О государственной гражданской службеРоссийской Федерации» от 27 июля 2004 года №79 – ФЗ (с последними изменениямиот 14 февраля 2010).
Литература
1. Долгих Д.Г., Регулированиеуголовной ответственности за служебные преступления: исторический анализРоссийского законодательства. // История государства и права. – 2009. – №1.
2. Дуюнов В.К.,Уголовное право России. Общая и особенная часть. – М.: «Риор», 2009.
3. Иногамова-ХегайЛ., Черебедов С., Квалификация преступлений, совершенных с использованиемслужебного положения. // Уголовное право. – 2008. – №4.
4. Кадников Н.Г.,Уголовное право. Общая и особенная части. – М.: Городец, 2006.
5. Козаченко И.Я.,Уголовное право. Особенная часть. – М.: Норма, 2008.
6. Макаров С.Д.,Квалификация взяточничества и коммерческого подкупа по объективным признакам.// Уголовный процесс. – 2008. – №9
7. Наумов А. В. Российскоеуголовное право: Курс лекций. Т. 2. Особенная часть. — М.: Юридическаялитература, 2004.
8. Рарога А.И., Уголовноеправо РФ. Особенная часть. – М., «Юристъ», 2003.
9. Российскоезаконодательство Х – ХХ в.в. Т.1. / Под ред. О. И. Чистякова. — М.: Высшееобразование, 1984.
10. Сверчков В.В.,Уголовное права. Особенная часть. – М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009.
11. Свинарева Е.А.,Институт соучастия в должностных преступлениях в российском уголовном праве:традиции и современность. // Государство и права. – 2009. – №6.
12. Шнитенков А.В.,Незаконная выдача паспорта гражданина РФ. Комментарий к статье 292.2 УК РФ //Уголовный процесс. – 2008. – №9.