Характеристика видов трудовых договоров

СодержаниеВступление
1. Виды трудовых договоров
1.1Трудовой договор на неопределенныйсрок (бессрочный)
1.2 Трудовой договор на определенныйсрок ( срочный)
1.3 Контракт — особый вид трудовогодоговора
1.4 Трудовой договор о временнойработе
1.5Трудовой договор о сезонной работе
1.6 Трудовой договор струдящимся-эмигрантом
1.7 Трудовой договор осовместительстве
1.8/>/>/>/> Трудовой договор о совмещении профессий и должностей
1.9/>/>/>/> Трудовой договор о совмещении профессий и должностей
1.10 Трудовой договор с работникамина временное исполнение обязанностей по вакантной должности
1.11 Трудовой договор о надомнойработе
1.12 Трудовой договор сгосударственным служащим
1.13 Трудовой договор с молодымспециалистом
1.14 Трудовой договор о работе сфизическим лицом
2. Разграничение трудового игражданско-правовых договоров
Заключение
Списоклитературы
Вступление
Сегодня Украинапереживает один из самых трудных периодов в своей истории. Нынешняя ситуация нарынке труда во всех регионах страны неспокойна. Бушуют страсти вокругстремительного роста безработицы. Увеличивается обнищание трудящихся масс,уровень заработной платы не успевает за ростом цен. Не прекращается ростнарушений трудовых прав работников. Несовершенно трудовое законодательство.
Успехи рыночной экономики определяются в конечномитоге человеческим трудом. И здесь во главу угла становится вопрос о форме,виде и содержании трудового договора. Отношения, возникающие в сфере труда,нуждаются в правовом регулировании, отражающем реальную экономическую иполитическую ситуацию в стране, и прежде всего, на рынке труда.
Большое количествотрудовых споров, характеризующее ситуацию сегодня, обусловлено прежде всегоэкономическими факторами — общим падением производственной деятельности встране, ростом инфляционных процессов, несовершенством организации оплаты трудав большинстве отраслей народного хозяйства. Но причины такого положения делнередко кроются и во внеэкономических факторах, которые порой влияют на уровеньсоциальной защищенности трудящихся ничуть не меньше экономических. Среди них –не соответствие норм современного законодательства о труде уровню развитияэкономики, архаизм и несовершенство действующей правоприменительной практики.Трудовое законодательство все еще несет на себе отпечаток популистской юридическойдоктрины, характерной для застойного периода в истории трудовогозаконодательства бывшего СССР, когда господствовали монополия государственнойсобственности и государственных предприятий, преимущественно централизованноерегулирование трудовых отношений, многофункциональная правовая деятельностьогосударствленных профсоюзов, вмешивающихся без достаточного профессионализма исовершенно безответственно в вопросы управления производством, охрану труда,социальное страхование, разрешение трудовых споров. Все это в условиях рыночныхотношений тормозит проведение реформ, направленных на совершенствованиесоциальной и правовой защиты трудящихся, дестабилизирует сложившиесясоциально-экономические отношения.
В результатеосуществления в последние годы широкого комплекса мер по разгосударствлению иприватизации произошли значительные изменения в отношениях собственности иорганизационно-правовых формах коммерческой деятельности. Нынешнюю ситуациюхарактеризуют:
— уменьшение монополиигосударственной собственности практически во всех сферах народного хозяйства;
— превращение частнойсобственности в одну из основных форм собственности в украинской экономике;
— многообразие формсобственности;
— становление новых формхозяйствования, адекватных изменениям в отношениях собственности;
— утверждение новых форморганизации экономической деятельности (акционерные общества, товарищества,фермерские хозяйства и т.д.);
— формированиеинфраструктуры рынка и механизмов, обслуживающих новые формы собственности., втом числе новых механизмов управления предприятием, учреждением, организацией.
Указанные выше перемены в экономике и, как следствие,в политике Украины не могли не коснуться трудящихся. Рыночная экономика,многообразие форм собственности, экономические и политические веяния требуютпоиска новых форм и методов участия работников в управлении предприятием,переосмысления приоритетных направлений деятельности, совершенствованияорганизационной структуры, структуры управления.
Переход Украины крыночной экономике обусловил глубокие изменения в общественно-трудовыхотношениях, которые нуждаются в соответствующем правовом регулировании.Действующее трудовое законодательство, которое в своей основе представленоКодексом законов о труде (далее КЗоТ) Украины от 10.12.1971г. с последующимиизменениями и дополнениями, не всегда способно обеспечить надлежащий уровеньрегулирования трудовых отношений, что впоследствии негативно отражается науровне гарантий трудовых прав работников.
Актуальность темы моей работысвязана с тем, что трудовые отношения с конкретным работником полностьюобусловлены условиями трудового договора, заключенного с этим работником, аусловия договора определяются видом трудового договора, который заключается.Действующее законодательство предусматривает достаточно большое разнообразиетрудовых договоров, каждый вид отличается своей спецификой. Исследование видовтрудовых договоров и отличий трудового договора от гражданско-правовогоособенно актуально в преддверии принятия нового Трудового кодекса Украины,который должен устранить пробелы в регулировании отдельных видов трудовыхдоговоров и заменить применяемое нами союзное законодательство.

1. Виды трудовых договоров
Взаконодательстве о труде различают общую правовую модель трудового договора иее модификации в зависимости от различных критериев: срока, особого характеравыполняемой работы, количества выполняемых трудовых функций, порядкавозникновения трудовых правоотношений и др.
Статья21 КЗоТ предусматривает виды трудового договора в зависимости от срока:
1)бессрочныйтрудовой договор, заключенный на неопределенный срок;
2)на определенныйсрок, установленный по соглашению сторон;
3)трудовойдоговор на время выполнения определенной работы.
Трудовымзаконодательством предусматривается значительная специфика в правовомрегулировании отдельных категорий работников. Эти различия касаютсяособенностей приема на работу, проведения испытательного срока, режима рабочеговремени, времени отдыха, оплаты труда, прекращения трудового договора Г.И. Чанышеваи Н.Б. Болотина выделяют следующие виды трудовых договоров.
1.Трудовойдоговор на неопределенный срок (бессрочный)
2.Трудовой договор на определенный срок (срочный)
3.Контракт— особый вид трудового договора
4Трудовой договор о временной работе
5.Трудовойдоговор о сезонной работе
6.Трудовой договор с трудящимся-эмигрантом
7.Трудовой договор о совместительстве
8./>/>/>/>/>/>Трудовой договор о совмещении профессий и должностей
9./>/>/>/>/>/>/>Трудовой договор о совмещении профессий и должностей
10.Трудовойдоговор с работниками на временное исполнение обязанностей по вакантнойдолжности
11.Трудовойдоговор о надомной работе
12.Трудовойдоговор с государственным служащим
13.Трудовойдоговор с молодым специалистом
14.Трудовойдоговор о работе с физическим лицом
1.1 Трудовойдоговор на неопределенный срок (бессрочный)
Трудовойдоговор на неопределенный срок (бессрочный) заключается с соблюдением общихположений, предусмотренных трудовым законодательством и прежде всего КЗоТУкраины. Это обычный трудовой договор между работодателем и наемным работником.Он заключается во всех случаях, если законодательством не предусмотреныспециальные нормы для конкретного вида работ или категорий работников.
 
1.2Трудовой договор на определенный срок (срочный)
ЗакономУкраины от 19 января 1995 год внесены изменения в ст. 23 КЗоТ, которымизаконодатель четко высказал свою позицию относительно сужения практикиповсеместного заключения срочных трудовых договоров.
Срочныйтрудовой договор может заключаться лишь в случаях, установленных в законодательстве,а также в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены нанеопределенный срок с учетом характера последующей работы, условий еевыполнения или интересов работника. Таким образом, по общему правилу трудовойдоговор должен заключаться на неопределенное время.
ПленумВерховного Суда Украины в п.7 постановления № 9 от 6 ноября 1992 года (с изм. идоп.) «О практике рассмотрения судами трудовых споров» разъяснил судам, что призаключении трудового договора на определенный срок этот срок устанавливаетсясоглашением сторон и может определяться не только конкретным периодом, но такжеи наступлением определенного события, например возвращения на работу работницыиз отпуска по беременности, родам и уходу за ребенком; работника, которыйуволился с работы в связи с призывом на срочную военную или альтернативную(невоенную) службу; избранием депутатом или на выборную должность. Срочныйтрудовой договор может заключаться для замены временно отсутствующего работника.
В КЗоТне содержится указания на то, что срочный трудовой договор должен заключаться вписьменной форме. Думается, такая норма нужна в законодательстве. Многиетрудовые споры возникают по причине неправильного оформления срочных трудовыхдоговоров.
Трудовойдоговор на время выполнения определений работы является разновидностью срочноготрудового договора, однако его прекращение связано с окончанием обусловленнойдоговором работы. Не следует путать данный вид трудового договора сгражданско-правовым договором, связанным с применением труда (отличия будут указаныниже).
 
1.3 Контракт— особый видтрудового договора
Контрактна работу довольно широко применяется в странах с рыночной экономикой. ВУкраине контракт начал заключаться с руководителями государственных предприятийс 1990 года, когда было принято/>/>/>/>/> постановление Совета Министров СССР «О порядке наймаи увольнения руководителя государственного союзного предприятия».
ЗакономУкраины от 20 марта 1991 года статья 21 КЗОТ была дополнена третьей частью, вкоторой контракт определяется как особая форма трудового договора, в которомсрок его действия, права, обязанности и ответственность сторон (в том числематериальная), условия материального обеспечения и организации труда работника,условия расторжения трудового договора, в том числе досрочного, могутустанавливаться соглашением сторон.
Применениеконтракта вызвало немало правовых вопросов. После первого увлечения этим новымвидом трудового договора стало ясно, что контракт несет в себе не столькоположительные моменты для работника, сколько отрицательные. Главная социальнаяопасность для работника заключается в срочном характере контракта. В условияхэкономического кризиса в Украине, при повальной остановке предприятий, а сталобыть, и отсутствии рабочих мест, эффективность контракта все более сталасомнительной, его принудительное применение ограничивало права работников.
Такимобразом, одним из наиболее существенных правовых вопросов стал вопрос о сфереприменения контракта. Согласно части 3 статьи 21 КЗоТ первоначально былоустановлено, что сфера применения контракта определяется законодательством.Неопределенность термина «законодательство» повлекло неоправданно широкое еготолкование и, как следствие, — нарушение прав работников.
Смомента внесения указанных изменений контракт получил очень широкое применение.Во многих случаях собственники не обращали внимания на предостережение вотношении сферы его применения и заключали контракты с любыми работниками.«Подправлять» ситуацию пришлось Кабинету Министров, который 19 марта 1994 годапринял постановление № 170 -«Об упорядочении применения контрактной формытрудового договора», в п. 1 которого установлено, что контрактная форматрудового договора применяется в случаях» прямо предусмотренных действующимзаконодательством, в отношении работников, которые работают илитрудоустраиваются по трудовым договорам на определенный срок или на времявыполнения определенной работы. Указанным постановлением утверждено Положение опорядке заключения контрактов при приеме (найме) на работу работников.
В соответствиис Законом Украины от 24 декабря 1999 года в часть третью статьи 21 КЗоТ внесеноизменение, согласно которому «Сфера применения контракта определяется законамиУкраины» Это существенно сузило сферу применения контракта.
Сегодняв Украине определена сфера обязательного применения контракта и сфераприменения контракта по соглашению сторон. В первом случае контракт должен бытьобязательно заключен, все иные виды трудового договора исключаются, во втором —контракт может быть заключен.
Сфераприменения контракта по соглашению сторон регламентируется значительнымколичеством нормативно-правовых актов. В данном случае работодатель не имеетправа требовать от работника заключения контракта. Заключение контрактапредусмотрено для работников научно-технической сферы и сферы образования;работников фермерских хозяйств; руководителей предприятий, работников,принимаемых по найму на товарные биржи; работников предприятий с иностраннымиинвестициями и некоторых других категорий работников.
ВПостановлении Пленума Верховного Суда Украины № 9 от 6 ноября 1992 года «Опрактике рассмотрения судами трудовых споров» разъяснил, что собственник илиуполномоченный им орган может требовать от работника, который работает потрудовому договору заключенияконтракта только в том случае, если он относится к категории работников, скоторыми согласно законодательству может быть заключен контракт, например,руководители предприятий. Нельзя признать удачной формулировку «может бытьзаключен». Таким образом, Пленум Верховного Суда Украины ушел от конкретногорешения данного вопроса, оставив работника один на один с работодателем.
19 марта1993 года было принято постановление Кабинета Министров Украины № 203 «Оприменении контрактной формы трудового договора с руководителем предприятия,находящегося в государственной собственности». Этим постановлением утвержденоПоложение о порядке заключения контракта с руководителями государственныхпредприятий.
Контракткак особая форма трудового договора должен быть направлен на обеспечение условийдля выявления инициативы и самостоятельности работников, учитывая ихиндивидуальные способности и профессиональные навыки, повышениевзаимоответственности сторон, правовую и социальную защищенность работника.Условия контракта, ухудшающие положение работника по сравнению с действующимзаконодательством, соглашениями и коллективным договором, считаютсянедействительными. Таким образом, условия контракта могут улучшать положениеработника, устанавливать дополнительные выплаты, преимущества, льготы, а такжеконкретизировать права и обязанности сторон контракта.
Контрактзаключается в письменной форме в двух экземплярах и подписывается работодателеми работником. С согласия работника копия контракта может быть переданапрофсоюзному или иному органу, уполномоченному работником представлять егоинтересы для осуществления контроля за соблюдением условий контракта.
Контрактвступает в силу с момента подписания его сторонами и может быть изменен толькос их согласия.
Моментвозникновения трудовых отношений с работником, с которым заключен контракт,зависит от того, какой категории относится работник.
Контракт— это прежде всего срочный трудовой договор, а срочный трудовой договор можетавтоматически трансформироваться в договор на неопределенный срок, еслитрудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не требует ихпрекращения. Однако к контракту указанное положение не применяется. Он можетбыть перезаключен на новый срок только по соглашению сторон, то есть требуютсяактивные юридические действия — подписание контракта.
Какправило, законодательство не устанавливает ни минимальных, ни максимальныхсроков для контракта. Вопрос срока решается по соглашению сторон контракта. Нов отношении руководителей государственных предприятий установлено, что контрактымогут заключаться сроком от 1 до 5 лет.
Содержаниемконтракта являются взаимные обязательства сторон. Контракт не должен повторятьобязанности должностных инструкций. Тут должны быть выделены основныеобязанности, основные результаты, необходимые для предприятия и за которыебудет выплачено определенное вознаграждение. В контракте должны обуславливатьсярежим рабочего времени, в частности, использование гибкого режима труда,продолжительность отпуска работника. Может быть обуслов/>/>/>/>/>лено испытание и иные формы и последствия оценкитрудовой деятельности работника. Обязанностям работника должны соответствоватьобязанности собственника, в частности, по материальному обеспечению работника:размеру должностного оклада, соблюдению условий повышения оплаты труда,показателей премирования, показателей и условий вознаграждения по итогам работыза год.
Вконтракте могут быть определены дополнительные по сравнению с действующимзаконодательством, льготы и компенсации за счет предприятия. Это может бытьдополнительное вознаграждение к ежегодному отпуску; при перезаключенииконтракта на новый срок; в связи с выходом на пенсию или получением трудовогоувечья. Могут быть предусмотрены материальные санкции при досрочном прекращенииконтракта по инициативе сторон без уважительных причин.
Работодательобязан обеспечивать конфиденциальность условий контракта. Лица, которые посвоим служебным обязанностям имеют доступ к информации, зафиксированной вконтракте, не вправе ее разглашать.
Следуетиметь в виду, что контрактом не могут быть изменены условия труда,установленные императивными правовыми нормами, в частности, о порядкерассмотрения индивидуальных трудовых споров и случаев полной материальнойответственности. Последнее следует особо оговорить.
Прирасторжении контракта по требованию работника вследствие его болезни илиинвалидности, препятствующих выполнению работы по контракту, нарушенияработодателем законодательства о труде, неисполнения или ненадлежащегоисполнения им обязательств по контракту и другим уважительным причинам —увольнение работника производится согласно ст. 39 КЗоТ Украины.
В случаерасторжения контракта по инициативе работодателя по основаниям, установленным вконтракте, но не предусмотренным действующим законодательством, увольнениепроизводится по пункту 8 статьи 36 КЗоТ Украины.
За двамесяца до окончания срока действия контракта по соглашению сторон он может бытьпродолжен либо заключен на новый срок.
 
1.4Трудовой договор о временной работе
Заключаетсяс работниками, которые приняты на работу на срок до двух месяцев, а длязамещения временно отсутствующего работника — до четырех месяцев. В приказе оприеме на работу собственник обязан указаны о временном характере работы.Условия труда временных работников определены Указом Президиума Верховного СоветаСССР от 24 сентября 1974 года «Об условиях труда временных рабочих и служащих» вчасти, не противоречащей законодательству Украины о труде. Для временныхработников не предусмотрен испытательный срок, однако они имеют право на отпусксогласно ст. 2 Закона Украины «Об отпусках”. В случае, еслиработник продолжает работать и после истечения срока временной работы,временные трудовой договор автоматически трансформируется в трудовой договор нанеопределенный срок.
Временныеработники имеют право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этомсобственника за три дня.
Длявременных работников установлены дополнительные основания прекращения трудовогодоговора:
а)вслучае приостановки работы на предприятии, в учреждении, организации на срокболее одной недели по причинам производственного характера, а также сокращенияработы в них;
б)вслучае неявки на работу в течение более двух недель подряд вследствие временнойнетрудоспособности. В случаях утраты трудоспособности вследствие трудовогоувечья или профессионального заболевания, а также когда законодательствомустановлен более длительный срок сохранения места работы (должности) приопределенном заболевании, за временными работниками место работы (должность)сохраняется до восстановления трудоспособности или установления инвалидности, ноне более чем до окончания срока работы по договору;
в)вслучае неисполнения работником без уважительных причин обязанностей,возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудовогораспорядка (п. 6 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 24 сентября 1974года).
Временныеработники, заключившие трудовой договор на срок не свыше шести дней, могут бытьв пределах этого срока привлечены к работе в выходные дни без разрешенияпрофсоюзного комитета предприятия» учреждения, организации, а также к работе впраздничные дни. За работу в эти дни другие дни отдыха не предоставляются, аработа оплачивается в одинарном размере.
 
1.5 Трудовойдоговор о сезонной работе
Правовоерегулирование сезонных работ долгое время осуществлялось Указом ПрезидиумаВерховного Совета СССР от 24 сентября 1974 года. 7 апреля 1998 годаПостановлением Кабинета Министров Украины утверждено Положение о порядкеорганизации сезонных работ Список сезонных работ и сезонных отраслей утвержденпостановлением Кабинета Министров Украины от 28 марта 1997 года № 278.
Сезоннымисчитаются работы, которые по природным и климатическим условиям выполняются невесь год, а на протяжении определенного периода (сезона), но не более 6месяцев. С работником, выполняющим сезонные работы, заключается трудовойдоговор. Оплата труда осуществляется за фактически выполненную работу согласнонормам, расценкам, тарифным ставкам, которые действуют на предприятии, и неможет быть ниже минимальной зарплаты при условии выполнения норм труда.
Государственнаяслужба занятости осуществляет направление на сезонные работы граждан, которыеобратились в службу за содействием в трудоустройстве. Преимущественное право научастие в сезонных работах имеют граждане, зарегистрированные в качествебезработных. После окончания трудового договора такие граждане имеют право наперерегистрацию в службе занятости.
 
1.6Трудовой договор с трудящимся- эмигрантом
 
В связи с активными миграционнымипроцессами, деятельностью совместных предприятий довольно широкоераспространение получила практика заключения трудовых договоров с иностраннымигражданами.
Притрудоустройстве иностранных граждан следует иметь в виду следующее. Согласност. 2 Закона Украины «О правовом статусе иностранцев» иностранцы имеют такие жеправа и свободы инесут те же обязанности, что и граждане Украины, еслииное не предусмотрено Конституцией и иными законами Украины, а такжемеждународными договорами Украины
/>/>/>/>/>/>/>/>Порядок оформления иностранцам илицам без гражданства разрешения на трудоустройство, утвержденныйпостановлением Кабинета Министров Украины от 1 ноября 1099 года № 2028,предусматривает что разрешение на трудоустройство оформляется иностранномугражданину или лицу без гражданства, который намерен заниматься в Украинетрудовой деятельностью, при условии, что в стране (регионе) отсутствуютработники, которые могут выполнять этот вид работы, либо имеются достаточныеобоснования целесообразности использования труда иностранных специалистов, еслииное не предусмотрено международными договорами Украины. Разрешение выдаетсяГосударственным центром занятости Министерства труда и социальной политикиУкраины или по его поручению областными центрами занятости.
Этоположение распространяется также на иностранных граждан, которые будутпроходить профессиональное обучение или повышать квалификацию с привлечением ихк работе (стажировке), направленных заграничными работодателями в Украину длявыполнения определенного объема работ или услуг на основе контрактов,заключенных между украинскими и иностранными субъектами хозяйственнойдеятельности. Разрешение на трудоустройство является основанием для выдачииностранному гражданину визы на въезд в Украину,.
Разрешениена трудоустройство не требуется иностранным гражданам, которые постояннопроживают ‘ в Украине, и иным иностранным гражданам в случаях, предусмотренныхзаконами и международными договорами Украины.
Разрешение,как правило, выдается на один год. Оно может быть продлено, но максимальныйсрок беспрерывного пребывания иностранца в Украине на основании разрешения натрудоустройство не может превышать 4 года. После перерыва не менее 6 месяцевпроцедура может быть повторена.
Работодательв течение 3-х дней с момента начал» и прекращения работы иностранцем обязанписьменно сообщить об этом в Республиканский центр занятости о рамках СНГгосударствами был заключен ряд соглашений по вопросам трудового и социальногообеспечения. Так, 15 апреля 1994 года 12 государств-участков, в том числеУкраина, подписали Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции исоциальной защите трудящихся-эмигрантов. Соглашением предусмотрено, что порядоктрудоустройства работников-эмигрантов, которые постоянно проживают натерритории стороны выезда и на законных основаниях занимаются оплачиваемой деятельностьюв стране трудоустройства, устанавливает Сторона трудоустройства, исходя издействующего на ее территории законодательства. При этом каждая из сторонпризнает (без. легализации) дипломы, свидетельства об образовании, документы оприсвоении званий, разряда, квалификации и другие необходимые документы изаверенный в установленном порядке на территории стороны выезда перевод их нагосударственный язык или на русский язык.
Трудоваядеятельность работника оформляется трудовым договором (контрактом), которыйвручается работнику до выезда на работу. В трудовом договоре (контракте) должнысодержаться все основные реквизиты работодателя и работника, профессиональныетребования к работнику, сведения о содержании работы, условия труда и егооплаты, продолжительность рабочего дня и отдыха, условия проживания, а такжесрок действия трудового договора, условия его расторжения, порядок возмещениятранспортных расходов. Если трудовой договор расторгнут в связи с ликвидациейили реорганизацией предприятия (учреждения, организации), сокращениемчисленности или штата работников, то на работника-мигранта распространяются всельготы и компенсации в соответствии с законодательством Сторонытрудоустройства. В таком случае работник подлежит возвращению в Сторону выездаза счет средств работодателя. Трудовой договор (контракт) не может передаватьсят одного работодателя (нанимателя) к другому.
В случаеокончательного выезда трудящегося-эмигранта из Стороны трудоустройстваработодатель (наниматель) выдает ему справку или иной документ, которыйсодержит сведения о продолжительности работы и за. работной плате помесячно.
В случаесмерти работника работодатель (наниматель) организовывает перевозку тела иличного имущества умершего на территорию Стороны выезда, несет все связанные сэтим затраты, информирует дипломатическое или консульское представительствоэтой Стороны с представлением материалов о факте смерти
Подобногорода двусторонние соглашения были заключены Украиной с Российской Федерацией,Республикой Беларусь, Республикой Молдова и другими государствами.
 
1.7Трудовой договор о совместительстве
Согласноч. 2 ст. 21 КЗоТ работник имеет право реализовать свои способности кпроизводительному и творческому труду путем заключения трудового договора наодном или одновременно на нескольких предприятиях, в учреждениях, организациях,если иное не предусмотрено законодательством, коллективным договором илисоглашением сторон.
Совместительствомсчитается выполнение работником, кроме своей основной работы, другой регулярнооплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основнойработы время на том же ил0 на другом предприятии, в учреждении,организации либо у гражданина (предпринимателя, частного лица) по найму.
Правовоерегулирование работы по совместительству на государственных предприятияхосуществляется постановлением Кабинета Министров Украины от 3 июля 1993 года №245 «О работе по совместительству работников государственных предприятий,организаций», также Положением об условиях работы по совместительству работниковгосударственных предприятий, учреждений и организаций, утвержденным приказомМинистерства труда Украины, Министерства юстиции Украины, Министерства финансовУкраины от 28 июня 1993 года. Новый правовой режим работы по совместительствубольше отвечает рыночным отношениям и значительно расширяет права участниковтрудовых отношений.
Дляработы по совместительству согласия собственника по основному месту работытеперь не требуется. Вместе с тем руководители государственных предприятий,учреждений и организаций совместно с профсоюзным комитетом могут устанавливатьограничения на совместительство для работников отдельных профессий идолжностей, занятых на тяжелых, вредных и опасных работах, дополнительнаяработа которых может привести к неблагоприятным последствиям для состояния ихздоровья и безопасности производства. Ограничения распространяются также на лицдо 18 лет и беременных женщин. Не имеют права работать по совместительствуруководители государственных предприятий, их заместители, руководители структурныхподразделений государственных предприятий, их заместители, за исключениемнаучной, преподавательской и творческой деятельности.
Принайме на работу по совместительству на другое предприятие, в учреждение,организацию работник обязан предъявить собственнику или уполномоченному иморгану паспорт. При приеме на работу, требующую специальных знаний, собственникили уполномоченный им ‘орган имеет право требовать от работника предъявлениядиплома или иного документа о полученном образовании или профессиональнойподготовке. Оплата труда совместителей осуществляется за фактически выполненнуюработу. По общему правилу поденная за работу по совместительству заработнаяплата ‘Учитывается при исчислении среднего заработка по основной работе. Однакоиз этого правила есть исключил. Так, заработная плата на всех местах работыучитывается при исчислении среднего заработка учителям и преподавателям всехучебно-образоватёльных и высших учебных заведений, педагогическим работникамучебно-воспитательных заведений; медицинским и фармацевтическим работникам;сестрам милосердия обществ Красного Креста и Красного Полумесяца Украины.
Донедавнего времени в законодательстве не былоограничений в отношениинорм рабочего времени приработе по совместительству. Однакопостановлением Кабинета Министров Украины и Национального банка Украины от 31августа 1996 года № 1033 «О мерах попривлечению дополнительныхпоступлений в бюджет и повышению эффективности расходования бюджетных средствдля обеспечения финансирования социальных выплат населению» изложен в новойредакции п. 2 постановления Кабинета Министров Украины от 3 апреля 1993 года «Оработе по совместительству работников государственных предприятий, учреждений иорганизаций». Предусмотрено, что продолжительность работы по совместительствуне может превышать четырех часов в день и полного рабочего дня в выходной день.Общая продолжительность работы по совместительству в течение месяца не должнапревышать половины месячной нормы рабочего времени.
Отпускна работе по совместительству предоставляется одновременно с отпуском поосновному месту работы на общих основаниях. В соответствии со ст. 10 ЗаконаУкраины «Об отпусках» ежегодные отпуска полной продолжительности до окончанияшестимесячного срока непрерывной работы в первый год работы на данномпредприятии по желанию работника предоставляются в том числе совместителямодновременно с отпуском по основному месту работы. Отпуск на работе посовместительству также оплачивается.
Увольнениес работы по совместительству производится по основаниям, предусмотренным КЗоТУкраины, а также в случае принятия работника, не являющегося совместителем, илиустановления ограничения совместительства в связи с особыми условиями и режимомтруда без выплаты выходного пособия (п. 8 Положения об условиях работы посовместительству работников государственных предприятий, учреждений,организаций.) Запись в трудовую книжку сведений о работе по совместительствуможет осуществляться по желанию работника по месту основной работы.
Согласнодействующему законодательству основной работой считается та работа, гдехранится трудовая книжка работника. На лиц, работающих по совместительству,трудовые книжки ведутся только по месту основной работы (п. 1. 1 Инструкции опорядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях йорганизациях).
ВПриложении к Положению об условиях работы по совместительству работниковгосударственных предприятий, учреждений, организаций содержится Перечень работ,которые не считаются совместительством. К ним относятся литературная работа,которая оплачивается из фонда авторского гонорара; техническая, медицинская,бухгалтерская и иная экспертиза с разовой оплатой труда; педагогическая работас почасовой оплатой труда в объеме не более 240 часов в год; работа без занятияштатной должности на том же предприятии; другая работа, которая выполняется втом случае, когда на основной работе работник работает неполный рабочий день ив соответствии с этим получает неполный оклад (ставку), если оплата его трудапо основной и другой работе не превышает полного оклада (ставки) по основномуместу работы, и другие.
Неявляется совместительством работа, выполняемая по гражданско-правовым договорампоручения, подряда, а также работа по трудовому договору лиц, которые совмещаютее с дневной формой обучения (п. 14 Постановления Пленума Верховного СудаУкраины «0 практике применения судами законодательства об оплате труда» от 24декабря 1999 г. № 13 ).
 
1.8/>/>/>/> Трудовой договор о совмещении профессий и должностей
Отсовместительстваследует отличать совмещение профессий и должностей, под которым понимаетсяформа организации труда, при которой работник с его согласия в течение рабочегодня или рабочей смены наряду со своей основной работой, обусловленной трудовымдоговором, выполняет дополнительную работу подругой профессии илидолжности на том же предприятии, в учреждении, организации, за что получаетсоответствующую оплату. К совмещению приравнивается выполнение обязанностейвременно отсутствующего работника (отпуск, временная нетрудоспособность,служебная командировка) без освобождения от своей основной работы.
Совмещениеотличается от совместительства тем, что совмещаемая работа выполняется в рамкаходного трудового договора, в пределах рабочего времени, отведенного для этого,и на том же самом предприятии, в учреждении, организации. Имеются отличия и воплате. Согласно ч. 2 ст. 105 КЗоТ размер доплата за совмещение профессий(должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работникаустанавливается на условиях, предусмотренных в коллективном договоре. Вместе стем в п. 5 постановления Кабинета Министров Украины и Национального банкаУкраины от 31 августа 1996 года № 1033 «О мерах по привлечению дополнительныхпоступлений в бюджет и повышению эффективности расходования бюджетных средствдля обеспечения финансирования социальных выплат населению» установлено, что напериод погашения задолженности по заработной плате работникам бюджетныхучреждений, которым условия оплаты труда утверждены постановлением КабинетаМинистров Украины от 29 мая 1996 года № 565 «Об упорядочении условий оплатытруда работников отдельных отраслей бюджетной сферы», доплаты за выполнениеобязанностей временно отсутствующих работников и совмещение профессийосуществляются в размере до 30 процентов должностного оклада (тарифной ставки).Эти ограничений сохранены ина 2006 год постановлением КабинетаМинистров Украины от 12 января 2005 г. №31 «О повышенииэффективностирасходования бюджетных средств в 2006 году».
Переченьдоплат и надбавок к тарифным ставкам должностным окладам работниковобъединений, предприятий, организаций, имеющих межотраслевой характер, устанавливаетсяГенеральным соглашением. Так, генеральное соглашение между Кабинетом МинистровУкраины, Конфедерацией работодателей Украины профсоюзными объединениями Украинына 2005 — 2006 годы доплаты одному работнику за совмещение профессий(должностей) максимальными размерами не ограничивает и определяет их наличиемполученной экономии по тарифным ставкам и окладам совмещающих работников. Зарасширение зоны обслуживания или увеличение объема работ доплаты одномуработнику максимальными размерами не ограничиваются и определяются наличиемполученной экономии по тарифным ставкам и окладам, которые могли бывыплачиваться в условиях нормативной численности работников. За выполнение обязанностейвременно отсутствующего работника предусмотрена доплата до 100 процентовтарифной ставки (оклада) отсутствующего работника .
 
1.9Трудовой договор о временном заместительстве
Порядокоформления и оплаты труда временных заместителей регулируется РазъяснениемГоскомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.12.65 г. № 30/39 *0 порядке оплатывременного заместительства» (с изменениями от 11.12.86г.). Необходимоиздать приказ о заместительстве. Если речь идет о заместительстве Руководителяпредприятия, то штатным заместителем считается первый заместитель руководителя,например, главный инженер. В таком случае обязанность первого заместителязамещать руководителя предусматривалась в локальных нормативно-правовых актах —уставе предприятия, должностной инструкции. Штатный заместитель не получаетдополнительной оплаты при заместительстве своего непосредственногоруководителя. Это касается всех иных работников, то они имеют право наполучение с первого дня заместительства разницы между их фактическим окладом иокладом работ/>/>/>/>ника, которого замещают. Премииначисляются на оклад замещаемого работника без персональной надбавки (если онапредусматривалась). В случаях, когда зарплата заместителя за указанный- периодс учетом разницы в окладах и премии будет меньше его среднего заработка поосновной должности, за ним сохраняется прежний средний заработок.
 
1.10 Трудовойдоговор с работниками на временное исполнение обязанностей по вакантнойдолжности
Пообщему правилу временное исполнение обязанностей по вакантной должности неразрешается. Это возможно лишь в отношении должности, назначение на которую илизаключение контракта по которой производится вышестоящим органом управления.Кроме этого, временное исполнение обязанностей ограничивается определеннымсроком. Руководитель предприятия обязан в срок не позднее одного месяца со дняпринятия работника представить в вышестоящий орган все необходимые документыдля его назначения на должность, а этот орган в месячный срок долженрассмотреть документы и принять решение. В случае не утверждения в должностивременно исполняющему обязанности работнику должна быть предоставлена другаяработа с учетом его квалификации. При отсутствии такой работы либо при отказеработника от предложенной работы он увольняется согласно законодательству (вчастности, по соглашению сторон, по сокращению штатов, по собственному желаниюи т.п.).
 
1.11 Трудовойдоговор о надомной работе
Надомникомсчитается лицо, заключившее трудовой договор с собственником о выполненииработы на дому личным трудом из материалов и с использованием орудий и средствтруда, выделяемых собственником, либо приобретаемых за счет средствсобственника. На надомников распространяется трудовое законодательство с учетомособенностей, установленных Положением об условиях труда надомников,утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29сентября 1981 года № 275/17-99. Труд надомников регулируется такжеколлективным и трудовыми договором.
Преимущественноеправо на заключение трудового оговора о работе на дому предоставляется:женщинам, имеющим детей в возрасте до 15 лет; инвалидам и пенсионерам(независимо от вида назначенной пенсии); лицам, достигшим пенсионного возраста,но не получающим пенсию; лицам с пониженной трудоспособностью, которым вустановленном порядке рекомендован труд в надомных условиях; лицам,осуществляющим уход За инвалидами или длительно болеющими членамисемьи, которые по состоянию здоровья нуждаются в уходе; лицам, занятым наработах с сезонным характером производства (в межсезонный период), а такжеобучающимся в очных учебных заведениях; лицам, которые по объективным причинамне могут быть заняты непосредственно на производстве в данной местности(например, в районах и местностях, имеющих свободные трудовые ресурсы).
Трудовойдоговор о работе на дому заключается, как правило, в письменной форме. Втрудовом договоре с надомником должны быть наиболее полно изложены какосновные, так и дополнительные условия, определяющие взаимные обязательствасторон. Прием на работу в качестве надомника оформляется приказом(распоряжением) собственника или уполномоченного им органа. На надомников,ранее не работавших в общественном производстве, заводятся трудовые книжкипосле сдачи ими первого выполненного задания. В таком же порядке вносятсязаписи в трудовые книжки тех надомников, которые имеют эти книжки. Оплата труданадомников производится по сдельным расценкам за фактически выполненные работыили произведенную продукцию, отвечающую установленным требованиям кее качеству.
 
1.12 Трудовойдоговор с государственным служащим
Имеютсяопределенные особенности заключения трудового договора с государственнымслужащим. В частности, Законом Украины «О государственной службе» установленынекоторые ограничения при приеме на государственную службу. Не могут бытьизбраны или />/>/>назначены на должность в государственном органе и егоаппарате лица, признанные недееспособными, имеющие судимость, не совместимую сзанятием должности; близкие родственники и свояки на должностях которыеявляются непосредственно подведомственны! ми или подчиненными одна другой.
Лицо,которое претендует на занятие должности государственного служащего третьей —седьмой категорий, должно подать по месту будущей службы сведения о доходах, втом числе и заграницей, в отношении себя и членов своей семьи. Лицо, котороепретендует на занятие должности государственного служащего первой и второйкатегорий, должно подать также сведения о принадлежащем ему и членам его семьинедвижимом и ценном движимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах.
Принятиена государственную службу на должности третьей — седьмой категорийосуществляется на конкурсной основе. Согласно Положению о порядке проведенияконкурса при приеме на работу в органы государственной исполнительной власти,по конкурсу замещаются вакантные должности государственных служащих вАдминистрации Президента Украины, в аппаратах Кабинета Министров Украины,министерств, иных центральных органов государственной исполнительной власти иместных государственных администраций, кроме должностей, для которых установлениной порядок, должностей по совместительству, должностей технического иобслуживающего персонала.
Решениемруководителя органа государственной исполнительной власти создается конкурснаякомиссия. Вся информация о конкурсе, профессиональных и квалификационныхтребованиях к кандидатам на должности обнародуется за месяц до установленнойдаты. На основании изучения представленных документов, рефератов, собеседованийкомиссия принимает решение в отношении каждого участника конкурса путем голосования.Голосование проводится на закрытом заседании. По результатам конкурса комиссияготовит предложения для руководителя о приеме на работу. Решение конкурснойкомиссии имеет рекомендательное значение, оно может быть основанием длязаключения руководителем трудового договора кандидатом. Окончательное решениепринимает руководитель государственного органа. С целью приобретенияпрактического опыта, проверки профессионального уровня и деловых качествработ-яков, претендующих на должность государственного служащего, можетпроводиться их стажировка в соответствующем государственном органе сроком додвух месяцев. В этом случае заключается договор о стажировке. Это разновидностьученического трудового договора. Целью его является освоение работником работыдо определенной должности с дальнейшим использованием его на такого родадолжностях. Стажировку могут проходить как лица, которые впервые претендуют надолжность, так и государственные служащие, желающие занять более высокуюдолжность. Выбор кандидата на стажировку производится по инициативе органа, вкотором должна происходить стажировка. При этом необходимо письменное заявлениесамого стажера и согласие соответствующих руководителей по месту его стажировкии основной работы. Работники, достигшие пенсионного возраста, к стажировке непривлекаются.
Зачислениена стажировку, ее срок и порядок прохождения оформляются приказом руководителягосударственного органа, в котором проводится стажировка. Во время прохождениястажировки работник должен соблюдать правила внутреннего трудового распорядкагосударственного органа, в котором он проходит стажировку. Стажировка работникапроизводится с отрывом от основной работы. За работником сохраняются егодолжность и заработная плата по основному месту работы. Стажеру по основномуместу работы возмещаются расходы на проезд к месту стажировки и обратносуточные за время нахождения в дороге и найму жилья. На период стажировки застажером закрепляется государственный служащий, ответственный за стажировку.
Государственныйслужащий после успешного окончания стажировки может быть переведен на должностьпо решению руководителя соответствующего государственного органа безконкурсного отбора (см. Положение о порядке стажировки в государственныхорганах утвержденное постановлением Кабинета Министров Ук’ раины от1 декабря 1994 года).
Длягосударственных служащих при принятии на государственную службу можетустанавливаться испытание сроком до шести месяцев.
Принятиена государственную службу, продвижение по ней служащих производятся в соответствиис категориями должностей, а также рангов, которые им присваиваются. ЗакономУкраины «О государственной службе» предусмотрены семь категорий и пятнадцатьрангов. При принятии на службу служащему присваиваете» ранг в пределахсоответствующей категории должностей. Для присвоения очередного ранга впределах соответствующей категории должностей государственный служащий обязануспешно отработать на занимаемой должности два года.
 
1.13 Трудовойдоговор с молодымспециалистом
Регулируетсярядом нормативно-правовых актов, принятых в Украине в последние годы. УказомПрезидента Украины «О мерах по реформированию системы подготовки специалистов итрудоустройства выпускников высших учебных заведений» от 23 января 1996 года №77/96 в редакции Указа от 16 мая 1996 года № 342/96. установлены три способафинансового обеспечения подготовки специалистов высшими учебными заведениями:
1) погосударственному заказу (за счет средств Государственного бюджета Украины,республиканскогобюджета Автономной Республики Крым и местныхбюджетов);
2) за счет средствюридических и физических лиц;
3) за счетсобственных средств учащегося. в соответствии с источником финансирования
Взависимости от этого определяется сектор народного хозяйства, где молодойспециалист будет трудоустроен. Лица, которые обучались за государственный счет,заключают с администрацией вуза соглашение, по которому они обязуются по окончанияобучения и получения соответствующей квалификации отработать в государственномсекторе народного хозяйства не менее трех лет.
Порядоктрудоустройства выпускников, которые обучались за счет средств соответствующихюридических физических лиц, определяется соглашением между ними.
Выпускники,которые обучались на собственные средства, вправе выбирать местотрудоустройства по собственному желанию.
Трудоустройствомолодых специалистов осуществляется на основании Положения о содействии втрудоустройстве выпускников государственных высших учебных и профессиональныхучебно-воспитательных заведений Украины, утвержденного приказом МинобразованияУкраины от 23.03.94 года № 79.
ПостановлениемКабинета Министров от 22 августа 1996 года № 992. утвержден Порядоктрудоустройства выпускников высших учебных заведений, подготовка которыхосуществлялась по государственному заказу Выпускники высших учебных заведений,которым присвоена квалификация специалиста с высшим образованием разныхобразовательно-квалификационных уровней и которые трудоустроены на основаниинаправления на работу, считаются молодыми специалистами на протяжении трех лет,а выпускники профессионального учебно-воспитательного заведения — двух лет, смомента заключения ими трудового договора с заказчиком. Время обученияинтернатуре в этот период не включается. Руководители высших учебных заведенийпосле зачисления на обучение по госзаказу заключают с ними соглашая поспециальной форме. Выпускники, которые заключили такое соглашение, обязаныотработать по месту начения не менее трех лет.
Расторжениесоглашения допускается по причинам: установление инвалидности I группы, вследствие чего выпускник неможет выйти на работу по назначению; установление инвалидности 1 или II группы у супруга выпускника, одногоиз родителей (или лиц, их заменяющих); если выпускник- беременная женщина, матьили отец, имеющие ребенкав возрасте до 3-х лет, или ребенка,который согласно медицинскому заключению нуждается в уходе (до достижения имшестилетнего возраста); одинокая мать илиотец, которые имеютребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида; прохождение мужем (женой)военной службы (кроме срочной), в том числе по контракту и службы в органахвнутренних дел вне места расположения заказчика; поступление в высшие учебныезаведения III — IV уровней аккредитации для выпускников учебных заведений I — II уровней аккредитации,
Выпускникитрудоустраиваются на места, доведенные до вуза по госзаказу. Руководство вузане позже чем за год до окончания обучения предлагает выпускнику должность всоответствии с заключенным соглашением. При этом оформляется карточкатрудоустройства выпускника. Заказчик (министерство, областные госадминистрации,государственные организации и учреждения) за два месяца до окончания обучениядолжны подтвердить вузу достоверность мест для трудоустройства. Выпускникупосле окончания высшего учебного заведения вручается диплом об его окончании,направление на работу и выдаются причитающиеся выпускнику средства, которыеперечислены вузу заказчиком. Направление на работу является основанием длязаключения трудового договора между молодым специалистом и заказчиком.
Выпускнику,который выразил желание трудоустроиться самостоятельно (в случае, если с ним незаключен целевой договор), по его письменной просьбе выдается справка овозможности самостоятельного трудоустройства. Такая же справка выдается вслучае, если учебное заведение не решило вопрос о трудоустройстве выпускника.
Молодойспециалист обязан прибыть к месту назначения в срок, определенный в направлениина работу. В случае неприбытия молодого специалиста по направлению или отказабез уважительной причины принять к работе по назначению, увольнения его поинициативе администрации за нарушение трудовой дисциплины, увольнения пособственному желанию в течение трех лет выпускник обязан возместить вустановленном порядке в государственный бюджет стоимость обучения икомпенсировать заказчику все расходы.
Положениеоб обязанности выпускника возместить в Государственный бюджет стоимость егообучения вызывает возражение. Эта норма установлена подзаконныминормативно-правовыми актами, в то время как в ст. 53 Конституции Украиныустановлено, что государство обеспечивает доступность и бесплатностьпрофессионально-технического и высшего обучения в государственных икоммунальных учебных заведениях. Надо полагать, эта норма продержится доочередного конституционного обращения граждан и решения Конституционного Суда,которым такая норма, следует ожидать, будет признана неконституционной. Вданном случае имеет место публично-правовой характер общественных отношений, вкоторых государство выполняет конституционную обязанность по бесплатномуобучению. Стипендиальные выплаты носят характер социальной поддержки студентовсо стороны государства и являются, по сути, своеобразными социальнымипособиями, которые предоставляются студентам на проживание. Размеры ихчрезвычайно низки. В данном случае должен применяться принцип бесповоротноститаких выплат.
Вусловиях экономического кризиса, банкротства и не функционированиязначительного числа предприятий, легальной и скрытой безработицы, а такжеугрожающих процессов сокращения численности населения и падения уровнярождаемости в Украине недопустимо переводить все отношения в сфере образованияв русло гражданско-правовых договоров. В данном случае субъекты явно не равны.
Инуюправовую природу имеют отношения лица, проходившего обучение по договору сюридическими и физическими лицами, за счет денежных средств послед, них. Этиотношения имеют цивилистическую природу и в случае нарушения выпускникомусловий договора сумма причиненного ущерба должна быть возмещена, Должны бытьтакже возмещены транспортные и компенсационные расходы, затраченныеорганизациями и физическими лицами для проезда молодого специалиста к местуработы, если выпускник не прибыл без уважительных причин.
Выпускнику,которому отказано в приеме на работу после прибытия к месту назначения,заказчик компенсирует затраты, связанные с переездом выпускника и членов егосемьи как до места назначения, так и с возвращением к месту постоянногожительства (если он был направлен в другую местность) соответственно сопределенными в соглашении условиями.
Молодымспециалистам, которые получили направление на работу, предоставляется отпускпродолжительностью 30 календарных дней с выплатой пособия в размере месячнойстипендии за счет заказчика. На них распространяются все социальные льготы,предусмотренные коллективным договором предприятия. Предоставление жильяопределяется соглашением и действующим законодательством.

1.14 Трудовойдоговор о работе с физическим лицом
Трудовойдоговор наемного работника с предпринимателем, не обладающим правамиюридического лица либо отдельным гражданином подлежит регистрации в недельныйсрок с момента фактического допуска работника к работе в государственной службезанятости по месту проживания работодателя .
Трудовыекнижки на таких работников не ведутся, работа подтверждается справкойгосударственного фонда занятости и справкой об уплате взносов на социальноестрахование — в Фонд государственного социального страхования и Пенсионный фондУкраины.
Трудовойдоговор о работе с физическим лицом является обычным трудовым договором,который, как правило, заключается на неопределенный срок. На таких работниковраспространяется трудовое законодательство. Наниматель обязан соблюдать всегарантии, предусмотренные законодательством в отношении наемных работников: непревышать норму рабочего времени, установленную в статье 50 КЗоТ — 40 часов внеделю; гарантировать сокращенное рабочее время накануне выходных и праздничныхдней; оплата труда должна быть не менее размера минимальной заработной платы;предоставлять выходные дни и оплачиваемый ежегодный отпуск продолжительностьюне менее 24 календарных дней; выплачивать страховые взносы за работника в фондысоциального обеспечения.
 

2. Разграничениетрудового договора и гражданско-правовых договоров
трудовой совместительство должность работа
Отличия трудового договораот гражданско-правового приведем в таблице:
Основание
Трудовой договор
Гражданско-правовой договор Предмет Процесс труда Результат труда или задание одноразового характера Включается в штат, обязан выполнять ПВТР
  По регламентации процесса труда Регламентация правовыми нормами, в том числе локальными Правом не регламентируется и осуществляется самостоятельно на усмотрение лица По оплате труда Не ниже мин, установлена структура оплата труда, нормы оплаты при отклонении от обычных условий труда, правила индексации и компенсации за задержку зарплаты Устанавливается соглашением сторон По социальной природе Работодатель обязан не только использовать труд работника, но обеспечить ему установленные законодательством гарантии и компенсации, льготы (отпуск, гарантийные и компенсационные выплаты, возмещение вреда здоровью) Социальная деятельность исчерпывается обязанностью собственника оплатить взносы на социальное страхование По дисциплинарной власти раб-ля Может привлечь работника к дисциплинарной ответственности Вообще не применим институт дисциплина труда, имущественный ущерб взыскивается в судебном порядке По порядку заключения Детально регламентировано труд законодательством На принципах добровольности и равенства сторон По сроку Как правило бессрочно На определенный срок

Заключение
Анализ научной литературыпо проблемам трудового права даёт основания для утверждения, что перечень видовтрудовых договоров, закреплённый действующим законодательством необходимоизменить в связи с изменениями в законодательстве Украины и стремлениемпривести национальное законодательство по защите трудовых прав граждан всоответствие с международными стандартами.
Можно выделить следующиепредложения по усовершенствованию действующего законодательства, которые, понашему мнению, должны быть использованы иявляются абсолютно обоснованными. Эти предложения можно разделить на такиегруппы:
1. Необходимозаконодательно закрепить перечень случаев, когда возможно заключение срочноготрудового договора, тем самым лишив работодателя возможности манипулироватьработником.
2. В КЗоТ (Трудовойкодекс) необходимо отдельно внести статью «Виды трудовых договоров», гдеперечислить все возможные варианты.
3. Необходимо вместостарых союзных норм принять украинские правовые акты, отвечающие современнымтребованиям.
Особо хотелось быостановиться на разграничении трудового и гражданско-правового договора. Насегодня это один из самых актуальных вопросов. Ведь работодатели всяческипытаются перевести работников в рамки гражданско-правовых отношений и тем самымлишить их гарантий, предусмотренных трудовым законодательством.
Задача современнойюриспруденции – сохранить трудовые отношения, обеспечить работнику защиту отработодателя. Именно поэтому, необходимо усилить государственный контроль заработодателями, применяющими гражданско-правовые договора и ввестиответственность за подмену трудовых договоров гражданско-правовыми.

Список литературы
1. Конституція України: Офіц. видання. ─ К.: Концерн„Видавничий Дім „Ін Юре”, 2004. ─104с.
2. Кодекс законів про працю України: Офіц. видання. ─К.: Концерн „Видавничий Дім „Ін Юре”, 2004. ─ 160с.
3. Закон УССР«О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Украинской ССРпри переходе республики к рыночной экономике» от 20.03.1991// ВідомостіВерховної Ради УРСР, 1991, N 23 (04.06.91), ст. 267
4. ЗаконУкраїни “Про освіту” від 23.05.1991р. // Відомості Верховної Ради України. ─1996. ─ №21. ─ Ст.84
5. ЗаконУкраїни “Про товарну біржу” від 10.12.1991р. // Відомості Верховної РадиУкраїни ─1992. ─ №10. ─ Ст.139
6. Закон Украины«Об иностранных инвестициях» 13.03.1992 // Голос України, 1992, 04,25.04.92 N 77
7. ЗаконУкраїни “Про державну службу” від 16.12.1993р. // Урядовий кур’єр. ─ 1994.─ №3
8. Закон Украины «О правовом статусе иностранцев и лицбез гражданства» 04.02.1994 // Відомості Верховної Ради України, 1994, N 23(07.06.94), ст. 161
9. Закон Украины «О внесении изменений и дополнений,касающихся трудового договора, в Кодекс законов о труде Украины»19.01.1995//Відомості Верховної Ради України, 1995, N 5 (31.01.95), ст. 30
10. Про відпустки: Закон України від 15.11.1996р. // ВідомостіВерховної Ради України. ─ 1997. ─ №2. ─ Ст.4
11. Закон Украины «Овнесении изменений в часть третью статьи 21 КЗоТ «О сфере применения контракта»от 24 декабря 1999 года //Урядовий кур’ер. — 2000 р. — 13 січня.— №5.
12. Закон Украины«О фермерском хозяйстве» 19.06.2003 //Офіційний вісник України, 2003,N 29 (01.08.2003), ст. 1438
13. Указом ПрезидиумаВерховного Совета СССР от 24 сентября 1974 года «Об условиях труда временныхрабочих и служащих» // Ведомости Верховного Совета СССР. — 1974, — № 40/>/>/>/>Ст. 662
14. Указ ПрезидентаУкраины «О мерах по реформированию системы подготовки специалистов итрудоустройства выпускников высших учебных заведений» от 23 января 1996 года №77/96 в редакции Указа от 16 мая 1996 года № 342/96 //Урядовий кур’ер. — 1996.— 25 с1чня
15. ПостановлениеСовета Министров СССР «О порядке найма и увольнения руководителягосударственного союзного предприятия»
16. ПостановлениеКабинета Министров Украины № 203 «О применении контрактной формы трудовогодоговора с руководителем предприятия, находящегося в государственнойсобственности» от 19 марта 1993 года //ЗП України. — 1993. — № 6. — Ст. 121.
17. ПостановлениеКабинета Министров Украины «О работе по совместительству работниковгосударственных предприятий, учреждений и организаций от 3 апреля 1993 года//ЗПУкраїни. — 1993. — № 8. — Ст. 111.
18. ПостановлениеКабинета Министров Украины № 245 «О работе по совместительству работников государственныхпредприятий, организаций» от 3 июля 1993 года //ЗП .— України.- 1993.— № 9.— Ст. 184)
19. ПостановлениеКабинета Министров Украины «Об утверждении Положения о порядке проведенияконкурса при приеме на работу в органы государственной исполнительной власти»от 20 декабря 1993 года // ЗП Украины. — 1994. — № 4. — ст. 101
20. ПостановлениеКабинета Министров № 170 -«Об упорядочении применения контрактной формытрудового договора» от 19 марта 1994 года /ЗП України. — 1994.— № 7.— Ст. 172
21. ПостановлениеКабинета Министров Украины «Об утверждении Положения о порядке стажировки вгосударственных органах» от 1 декабря 1994 года/ЗП України. — 1994.— № 12.— Ст. 112
22. ПостановлениеКабинета Министров Украины № 565 «Об упорядочении условий оплаты трудаработников отдельных отраслей бюджетной сферы» от 29 мая 1996 года /ЗП України. — 1996.— № 7.— Ст. 142
23. ПостановлениемКабинета Министров № 992 «Об утверждении Порядка трудоустройства выпускниковвысших учебных заведений подготовка которых осуществлялась по государственномузаказу от 22 августа 1996 года (ЗП Украши. — 1996. — № 17. — Ст. 460).
24. ПостановлениеКабинета Министров Украины и Национального банка Украины № 1033 от 31 августа1996 года «О мерах попривлечению дополнительных поступлений в бюджети повышению эффективности расходования бюджетных средств для обеспеченияфинансирования социальных выплат населению» /ЗП України. — 1996.— № 9.— Ст. 178
25. ПостановлениеКабинета Министров Украины № 278 « Об утверждении Списка сезонных работ и сезонныхотраслей» от 28 марта 1997 года // Праця і зарплата. — 1997. — № 7
26. ПостановлениеКабинета Министров Украины «Об утверждении «Положения о порядке организациисезонных работ» от 7 апреля 1998 года //Урядовий кур’ер. — 1998. — №№ 85-86
27. ПостановлениеКабинета Министров Украины № 2028 «Об утверждении Порядка оформленияиностранцам и лицам без гражданства разрешения на трудоустройство вУкраине» от 1 ноября 1999 года // Урядовийкур’ер. — 1999.—№230.-45 грудня
28. ПостановлениеКабинета Министров Украины №31 «О повышенииэффективности расходованиябюджетных средств в 2006 году» от 12 января 2005 г. // Урядовийкур’ер.— 2005.— №20.-15 січня
29. ПостановлениеГоскомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС № 275/17-99 «Об утверждении «Положения обусловиях труда надомников» от 29 сентября 1981 года //Бюллетень ГоскомтрудаСССР. — 1982.— № 6.
30. ПриказМинистерства труда Украины, Министерства юстиции Украины, Министерства финансовУкраины «Об утверждении Положения об условиях работы по совместительствуработников государственных предприятий, учреждений и организаций» от 28июня 1993 года /Урядовий кур’єр, 1993, 08, 14.08.93 N 123
31. ПриказМинистерства образования Украины № 79 «Об утверждении Положения осодействии в трудоустройстве выпускников государственных высших учебных ипрофессиональных учебно-воспитательных заведений Украины» от 23.03.1994года (с изм., внесен. приказом от 09.12.96 года № 379) //Информационныйбюллетень Украинского государственного центра правовой информации. — 1994. — №14.
32. Инструкции опорядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях йорганизациях, утвержденной приказом Минтруда Украины, Минюста Украины,Минсоцзащиты Украины от 29 июля 1993 года № 58 (с изменениями, внесеннымиприказом от 26 марта 1996 года № 29).
33. РазъяснениемГоскомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.12.65 г. № 30/39 «0 порядке оплатывременного заместительства» (с изменениями от 11.12.86г.) /
34. Генеральноесоглашение между Кабинетом Министров Украины, Конфедерацией работодателейУкраины профсоюзными объединениями Украины на 2005 — 2006 годы / Праця і зарплата.— 2006.— №23 (вересень
35. ПостановлениеПленума Верховного Суда Украины № 9 О практике рассмотрения судами трудовыхспоров” от 6 ноября 1992 года (с изм. и доп.) //Українська інвестиційнагазета, 2006, 09, № 35
36. ПостановлениеПленума Верховного Суда Украины «0 практике применения судами законодательстваоб оплате труда» от 24 декабря 1999 г. № 13 //Праця і зарплата.—2000.— № 13).
37. ПрокопенкоВ.І. Трудове право України: Підручник. ─ Х.: Фірма „Консум”, 1998. ─480с.
38. Трудовое правоУкраины: Учеб. / Под ред. Болотиной Н.Б., Чанышевой Г.И. ─ Х.: „Одиссей”, 2002. ─512с.
39. Трудовое правоУкраины: Учеб. / Под ред. Болотиной Н.Б., Чанышевой Г.И. ─ Х.: „Одиссей”, 2002. ─512с.