Характеристика внутрифирменного аудита на примере ЗАО "Новосибрат"

Введение
Внутреннийаудит для российской практики понятие новое, в то же время за рубежом онактивно применяется уже с конца XIXвека на средних и крупных предприятиях промышленности, строительства, напредприятиях и в организациях транспорта и связи и других сфер деятельности,имеющих сложную управленческую структуру.
Внутренний аудит — организованная наэкономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная еговнутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядкаведения бухгалтерского учета и надежности функционирования системы внутреннегоконтроля.
Внастоящее время организаций со сложной внутренней структурой достаточно много.Это крупные и средние предприятия различных сфер деятельности, организации,имеющие большое количество структурных подразделений, сложные образования типахолдингов.
Существующаясистема внешнего аудита направлена в первую очередь на подтверждениедостоверности отчетности и не решает многих проблем, связанных ссовершенствованием системы управления.
Актуальностьработы проявляется в том, что внутренний аудит дает информацию высшему звенууправления всей организацией о ее финансово-хозяйственной деятельности,повышает эффективность системы внутреннего контроля, препятствующейвозникновению нарушений, и подтверждает достоверность отчетов ее обособленныхструктурных подразделений.
Теоретической базой для данной курсовой работы являются трудыроссийских учёных Барышникова Н.П., Макальской А.К., Мельника М.В., Г.А. Юдиной, М.Н. Черных.

1.Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Новосибрат»
 
1.1Организационно-правовая характеристика ЗАО «Новосибрат»
Предприятие ЗАО «Новосибрат» находится вг.Медногорске оренбургской области на базе ОАО «Новосибрат».
Предприятие ЗАО «Новосибрат» создано в соответствии сГражданским Кодексом РФ и Федеральным Законом РФ «Об акционерных обществах» поорганизационно — правовой форме является закрытым акционерным обществом.
Филиалов ипредставительств у общества нет. Учредителями данного общества являются:
·         Юридическое лицопо законодательству России: Открытое акционерное общество «Новосибрат».
·         Юридическое лицопо законодательству Италии: STM S.p.a.
Целями деятельностиобщества является извлечение прибыли. Для этого осуществляются следующие видыдеятельности:
·         производство иреализация электротехнической продукции;
·         оказание услуг попроизводству деталей и услуг по производству электротехнической имашиностроительной продукции;
·         оказание услуг попроизводству электродвигателей промышленного и бытового назначения;
·         коммерческаядеятельность по производству и реализации электротехнической продукции;
·         осуществлениеинформационной и рекламной деятельности.
Органами управленияобщества являются: общее собрание акционеров, совет директоров, ревизионнаякомиссия, исполнительный директор.
Управленческиеподразделения предприятия делятся на производственные и функциональные. Вструктуре ЗАО «Новосибрат» можно выделить бюро, цеха, участки, каждые изкоторых имеют свои органы управления. Организационная структура управлениязаводом сформирована на основе линейно-функционального принципа и во многомопределяется производственной структурой предприятия.
По состоянию на 31декабря 2009года среднесписочная численность работающих в ЗАО «УЭ-СТМ»составила 410 человек.
Аудитор Общества – внутренняяаудиторская служба, в состав которой входят 4 аудитора.
1.2 Основныеэкономические показатели ЗАО «Новосибрат»
Состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия может быть оценено на основе изученияфинансовых результатов его деятельности, которые зависят от совокупностиусловий осуществления денежного кругооборота стоимости, движения финансовыхресурсов и финансовых отношений в хозяйственном процессе.
Финансово-хозяйственнуюдеятельность предприятия характеризует таблица №1 «Основные экономическиепоказатели финансово- хозяйственной деятельности ЗАО «Новосибрат — СТМ».
Таблица 1 — Основныеэкономические показатели хозяйственно-финансовой деятельности ЗАО «Новосибрат»за 2007-2009 г.Показатели Годы Темп роста 2009 к 2007,% 2007 2008 2009 1 2 3 4 5 1Выручка от реализации продукции (работ, услуг) т.руб. 95 786 104 059 231 796 241,99 В том числе от продажи продукции собственного производства 92 331 99 492 219 440 237,67 Выручка от продажи прочего имущества 3 455 4 567 12 356 357,63 2 Себестоимость продукции (работ, услуг) 65 981 97 680 205 033 310,75 В том числе расходы по продукции собственного производства 64 572 93 083 195 268 302,40 Расходы по продаже прочего имущества 1 409 4 597 9 765 693,04 3 Прибыль от продаж, т.руб. 27 354 2 150 1 010 3,69 7 Прибыль до налогообложения, т.р. 25 446 1 414 7 0,03 8 Чистая прибыль, тыс.руб. 19 339 1075 1 0,01
По результатампроизведенных расчетов можно сделать следующие выводы:
Выручка от реализациипродукции (работ, услуг) с каждым годом увеличивается. В 2009 году по сравнениюс 2007 годом выручка увеличилась на 136 052 тыс. рублей, то есть темп роста2008г. к 2006 составляет 241,99%.
Соответственноувеличиваются и затраты. В 2009 г. по сравнению с 2007 годом себестоимостьувеличилась на 139 052 тыс. руб., то есть темп роста составил 310, 75%.Увеличение выручки от реализации продукции связано, в основном, с увеличениемобъема продаж, в то время, как цены, по которым продукция реализуется, остаютсяпрактически неизменными. В результате чего уменьшается прибыль от продаж с 27354тыс. руб. в 2007 г. до 1010 тыс. руб. в 2009 г.

2. Правовое инормативное регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации
2.1Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ
К правовым изаконодательным документам по аудиторской деятельности в Российской Федерацииотносятся:
—   Гражданский кодексРоссийской Федерации;
—   Федеральный закон«Об аудиторской деятельности» N 119-ФЗ от 7 августа 2001 г. (в ред.ФЗ от 14.12.2001 N 164-ФЗ);
—   Федеральный закон«О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г.N 128-ФЗ;
—   постановлениеПравительства Российской Федерации от 6 февраля 2002 г. N 80 «О вопросахгосударственного регулирования аудиторской деятельности в РоссийскойФедерации»;
—   Положение олицензировании аудиторской деятельности, утвержденное ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 29 марта 2002 г. N 190;
—   Об аудиторскихпроверках федеральных государственных унитарных предприятий. ПостановлениеПравительства РФ от 29.10.2000 N 81;
—   Правила(стандарты) аудиторской деятельности. Комиссия по аудиторской деятельности приПрезиденте РФ. (Протоколы N 1 от 9 февраля 1996 г., N 6 от 25 декабря 1996 г.,N 2 от 22 января 1998 г., N 4 от 15 июля 1998 г., N 2 от 18 марта 1999 г., N 3от 27 апреля 1999 г., 20 августа 1999 г., 20 октября 1999 г., N 1 от 11 июля2000 г.).
В РФ система нормативногорегулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления.Происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующихаудиторскую деятельность, определение роли и функций государственных иобщественных аудиторских организаций.
Принятие Федеральногозакона «Об аудиторской деятельности» (N 119-ФЗ от 7 августа 2001 г.)знаменует новый (третий) этап аудиторской деятельности в РФ. Значение законасостоит прежде всего в том, что он подтвердил окончательное становление системыроссийского аудита и создал перспективы его дальнейшего развития. Аудит занялсвое место среди других видов финансового контроля, и, наконец, Россия можетсчитаться страной, имеющей непременный атрибут рыночной экономики — аудит.
Закон представляет собойконцептуальный документ, в котором сосредоточены правовые и нормативныеположения аудиторской деятельности в РФ. Он должен рассматриваться в контекстедругих важнейших правовых документов: Гражданского кодекса РФ, Налоговогокодекса РФ, Федерального закона «О бухгалтерском учете», Федеральногозакона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от12.05.2000 г.) и др.
Федеральный законвключает 22 статьи, в которых отражены основные понятия и аспекты аудиторскойдеятельности, сопутствующих аудиту услуг, аудитора и аудиторской организации.Приведены права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальныхаудиторов, а также права и обязанности аудируемых лиц и/или лиц, заключившихдоговор оказания аудиторских услуг.
В законе дано определениеобязательного аудита и приведены критерии его проведения, определено понятиеаудиторской тайны, правил (стандартов) аудиторской деятельности, аудиторскогозаключения, включая заведомо ложное. Рассмотрено понятие независимостиаудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Определенпорядок осуществления контроля работы аудиторских организаций и индивидуальныхаудиторов, аттестации аудиторов и лицензирования на право осуществленияаудиторской деятельности.
Три статьи закона посвященывопросам управления аудиторской деятельностью, включая описание уполномоченногофедерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности,Совета по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе иаккредитованных профессиональных аудиторских объединений. В законе определенаответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите. Всоответствии с Федеральным законом должны быть приведены в соответствие всенормативные акты по аудиторской деятельности (по аттестации, лицензированию идр.) в РФ.
До принятия закона обаудиторской деятельности в РФ классификация стандартов предусматривала делениеих на внешние и внутренние. Первые подразделялись на международные инациональные.
Международные аудиторскиестандарты, разработанные в 1994 г., включают 45 стандартов и подразделяются наследующие 10 групп: вводные замечания, ответственность, планирование,внутренний контроль, аудиторские доказательства, использование работы других(третьих) лиц, выводы и отчеты в аудите, специализированные области, задания,положения по международной практике аудита.
Международные стандартыаудита (International Standards of Auditing — ISA) выпускает Международнаяфедерация бухгалтеров (International Federation of Accountants — IFAC), вкоторую входят национальные бухгалтерские организации более 130 стран. Россия вIFAC представлена Институтом профессиональных бухгалтеров РФ.
Международные стандартыаудита (МСА) стали выпускаться в 70-е годы ХХ в. и часто претерпевали изменения.В настоящее время они имеют трехзначную нумерацию. Последняя их редакция былавыпущена в 1994 г., но на этом работа не закончилась, ежегодно вносятсяизменения, хотя они и имеют незначительный характер.
Что касается национальных(российских) стандартов, то в течение 1996-2000 гг. в РФ было создано 38 правил(стандартов) по аудиторской деятельности. Практически весь российский аудитсегодня использует именно эти правила (стандарты), и они выполняют рольосновной методологической базы аудиторской деятельности.
К внутренним стандартамотносятся правила (стандарты) аудиторских организаций и индивидуальныхаудиторов. Эта работа также велась и ведется аудиторскими фирмами иаудиторами-предпринимателями.
В новой классификации всоответствии с Федеральным законом (ст.9) предусмотрено, что:
1. Правила (стандарты)аудиторской деятельности представляют единые требования к порядку осуществленияаудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующихему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.
2. Правила (стандарты)аудиторской деятельности подразделяются на: федеральные правила (стандарты)аудиторской деятельности, внутренние правила (стандарты) аудиторскойдеятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а такжеправила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций ииндивидуальных аудиторов (в ред. Федерального закона от 14.12.2001 N 164-ФЗ).
3. Федеральные правила(стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторскихорганизаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, заисключением положений, в отношении которых указано, что они имеютрекомендательный характер.
4. Федеральные правила(стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством РоссийскойФедерации.
5. Профессиональныеаудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами,устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторскойдеятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам)аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил (стандартов)аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил(стандартов) аудиторской деятельности (п.5 в ред. Федерального закона от14.12.2001 N 164-ФЗ).
6. Аудиторскиеорганизации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила(стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречитьфедеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требованияправил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций ииндивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных правил(стандартов) аудиторской деятельности и внутренних правил (стандартов)аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членамикоторого они являются (п.6 в ред. Федерального закона от 14.12.2001 N 164-ФЗ).
7. Аудиторскиеорганизации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиямизаконодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации ифедеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельновыбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования идокументирования аудита, составления рабочей документации аудитора,аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральнымиправилами (стандартами) аудиторской деятельности.
Созданные 38 российскихправил (стандартов) будут использованы для создания федеральных правил(стандартов).
Одновременнопрофессиональные аудиторские объединения России, например Аудиторская палата,должны начать работу по созданию своих внутренних стандартов. Аудиторскиеорганизации и индивидуальные аудиторы должны продолжить работу по созданию иобновлению внутренних стандартов своих фирм.
Российские правила(стандарты) в основном имеют единую структуру построения и содержат обычноследующие разделы:
—   Общие принципыправила (стандарта).
—   Основные понятияи определения (если необходимо), используемые в стандарте.
—   Сущностьстандарта.
Практические приложения.
В разделе «Общиепринципы правила (стандарта)» отражаются:
—   цель инеобходимость разработки данного стандарта;
—   объектстандартизации;
—   сфера применениястандарта;
—   взаимосвязь сдругими стандартами.
В разделе «Основныепонятия и определения, используемые в стандарте» содержатся новые терминыи их краткая характеристика.
В разделе «Сущностьстандарта» формулируется проблема, требующая описания, проводится ееанализ и приводятся методы решения.
Стандарт, так же как идругие нормативные документы, должен содержать такие непременные реквизиты, какномер стандарта, дата ввода в действие, цель разработки, сфера применениястандарта, анализ проблемы, возможные процедуры решения проблемы.
Структура документа дляоформления стандарта следующая: титульный лист, содержание, собственно текстстандарта, приложения к документу (по необходимости).
Первая группа«Вводные замечания» включает 3 стандарта и содержит перечень терминовпо аудиторской деятельности, требования к внутренним стандартам аудиторскихорганизаций, состав и содержание сопутствующих услуг.
Вторая группа«Ответственность» включает 9 стандартов, посвященных ответственностиаудиторов и аудиторских фирм. В этих стандартах рассмотрены вопросы внутреннегои внешнего контроля аудиторской деятельности, проверки соблюдения нормативныхактов при проведении аудита, права и обязанности лиц, осуществляющих аудит,письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита.Третья группа «Планирование» включает 3 стандарта, относящихся кпланированию аудиторской проверки.
Четвертая группа«Внутренний контроль» содержит 2 стандарта, которые имеют отношение кпроцедурам внутреннего контроля, в том числе условия компьютерной обработкиданных у клиента.
Пятая группа«Аудиторские доказательства» включает 9 стандартов, посвященныхважнейшим аспектам аудита: методам сбора аудиторских доказательств,аналитическим процедурам, аудиторской выборке, использованию оценочныхпоказателей в бухгалтерском учете и др.
Шестая группа«Использование работы третьих лиц» включает 3 стандарта, в которыхрассматриваются вопросы использования для проведения аудита экспертов, работывнутреннего аудитора и другой аудиторской фирмы.
Седьмая группа«Выводы и отчеты в аудите» — это 3 стандарта, посвященные вопросамсоставления отчетов и выводов, разработки заключения, порядку оформленияписьменной информации аудитора руководству экономического субъекта.
Восьмая группа«Специализированные области» включает 2 стандарта. В этой группесодержатся материалы, посвященные проведению аудита по специальным аудиторскимзаданиям, изучению прогнозной финансовой информации.
В девятой группе«Задания» пока нет разработанных стандартов.
Десятая группа«Положения по международной практике аудита» включает 4 стандарта.Здесь рассмотрены вопросы использования компьютеров, общения с налоговымиорганами.
Одиннадцатая группа«Образование и подготовка кадров» включает один стандарт, посвященныйвопросам образования аудиторов и программе для сдачи экзаменов.
Разработанные отечественныеаудиторские правила (стандарты) аудита позволяют значительно повыситьквалификацию аудиторов и качество аудиторских проверок.
Аудиторские стандартыявляются также основанием в суде для доказательства качества проведения аудитаи в зависимости от того, насколько отступил аудитор от стандарта, определяетсямера ответственности аудитора. Аудитор, допустивший в своей практикеотступление от какого-либо стандарта, должен объяснить причину этого.
Значение аудиторскихстандартов состоит в том, что они:
·         способствуютобеспечению высокого качества аудиторской проверки;
·         содействуютвнедрению в практику аудита новых научных достижений;
·         определяютдействия аудитора в конкретных ситуациях.
2.2 Внутренниестандарты и требования к ним
 
Внутренние стандарты аудиторскихорганизаций и индивидуальных аудиторов представляют собой документы,детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению иоформлению аудиторских услуг. Эти документы, как правило, должны быть приняты иутверждены аудиторской организацией с целью обеспечения эффективностипрактической работы и ее адекватности принятым российским правилам (стандартам)аудиторской деятельности.
Применение внутреннихстандартов в аудиторских организациях способствует:
а) соблюдению требованийвнешних аудиторских правил (стандартов);
б) уменьшениютрудоемкости аудиторских проверок;
в) использованию дляпроведения аудита аудиторов-ассистентов;
г) увеличению объемавыполняемых аудиторских услуг.
Использование внутреннихстандартов позволяет сформулировать единые базовые требования к сотрудникамаудиторской организации при проведении аудита и выполнении сопутствующих аудитууслуг.
Внутренние(внутрифирменные) стандарты целесообразно разработать в виде следующих блоков:
—   по структурефирмы, технологии организации, выполняемым функциям и другим особенностям еефункционирования;
—   стандарты,расшифровывающие, дополняющие и уточняющие положения российских правил(стандартов);
—   методикипроведения аудиторских проверок по разделам и счетам бухгалтерского учета;
—   по организациисопутствующих аудиту услуг.
В первый блок входятстандарты, определяющие организационно-экономические аспекты деятельностиаудиторской фирмы, права и обязанностей сотрудников, оплату труда, организациюпланирования, заключение договоров по видам работ и др. Второй блок внутреннихстандартов дополняет и расшифровывает положения российских правил (стандартов),они могут быть классифицированы по таким группам, как:
а) ответственностьаудиторов;
б) планирование аудита;
в) изучение и оценкасистемы внутреннего контроля экономического субъекта;
г) получение аудиторскихдоказательств;
д) использование работытретьих лиц;
е) порядок формированиявыводов и заключений в аудите;
ж) специализированныевнутренние стандарты.
К специализированнымотносятся следующие внутренние стандарты: по подготовке заключений аудитора поспециальным аудиторским заданиям; отражающие специфические аспекты проведенияаудита кредитных учреждений; отражающие специфические вопросы проведения аудитастраховых организаций и обществ взаимного страхования; отражающие специфическиеаспекты проведения аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционныхинститутов; отражающие специфические особенности проведения аудита другихэкономических субъектов.
Третий блок стандартовпосвящен методикам проведения аудиторских проверок по разделам и счетамбухгалтерского учета. Такие стандарты включают конкретные методики, процедуры,рабочие таблицы, макеты, классификаторы, инструкции. Особенно полезны такиеметодики для начинающих аудиторов и аудиторов-ассистентов, помогая имзастраховаться от грубых ошибок и примерно в 80% случаев принять правильноерешение.
Четвертый блок стандартовразрабатывается в тех случаях, когда аудиторские фирмы выполняют сопутствующиеаудиту виды услуг. Такие стандарты составляются по организации бухгалтерскогоучета, принципам восстановления учета, автоматизации учета и др.
Аудиторскиевнутрифирменные стандарты должны удовлетворять следующим требованиям:
—   целесообразность- при разработке стандартов следует учитывать их практическую значимость,актуальность и приоритетность;
—   преемственность инепротиворечивость — стандарты должны обеспечивать согласованность ивзаимосвязь с остальными внутренними стандартами;
—   полнота идетализация — внутренние стандарты должны комплексно охватывать все вопросыисследуемой проблемы и детально их освещать;
—   единствотерминологической базы — обеспечение единства трактовки терминов во всехстандартах и документах.
Разработка и внедрениевнутрифирменных стандартов — это трудоемкая и продолжительная работа,нацеленная на перспективу. Рекомендации по созданию внутренних аудиторскихстандартов приведены в российском стандарте «Требования к внутреннимаудиторским стандартам аудиторских организаций».
Внутренние стандартыявляются частью организационно-распределительной документации и системывнутреннего контроля аудиторской организации. Внутренние стандарты должнысодержать такие реквизиты, как порядковый номер стандарта, дата ввода вэксплуатацию, название и цель стандарта, сфера применения. Наличие системывнутренних стандартов и ее методологического сопровождения служит показателемпрофессионализма деятельности аудиторской организации.
Внутренние стандарты — интеллектуальная собственность аудиторской организации, ее ноу-хау. Сотрудникине должны разглашать содержание внутренних стандартов и использовать их внедеятельности своей организации. Внутренние стандарты могут предусматриватьрегламентирование ответственности за невыполнение их специалистами аудиторскойорганизации.

3. Цель и задачивнутреннего аудита. Внутрифирменные стандарты
 
3.1 Понятие, цели изадачи внутреннего аудита
 
Внутренний аудит — неотъемлемая частьуправленческого контроля организации; он может быть и независимым, т.е.непосредственно подчиняться не исполнительному органу предприятия, а внешнимучредителям.
В Правилах (стандартах) аудиторскойдеятельности Российской Федерации дается следующее определение:
Внутренний аудит — организованная наэкономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная еговнутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядкаведения бухгалтерского учета и надежности функционирования системы внутреннегоконтроля.
Внутренний аудит — один из способовконтроля за эффективностью деятельности звеньев структуры экономическогосубъекта.
Проведение внутреннего аудита имеетдля руководства и (или) собственников экономического субъекта информационное иконсультационное значение, поскольку призвано содействовать оптимизациидеятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.
Потребность во внутреннем аудитевозникает на крупных предприятиях в связи с тем, что высшее руководство незанимается повседневным контролем деятельности организации и низшихуправленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельностии подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Внутренний аудит необходимглавным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимыхизменений внутри предприятия.
Организация, роль и функциивнутреннего аудита определяются самим экономическим субъектом, т.е. егоруководством и (или) собственниками, в зависимости от:
·         содержания испецифики деятельности экономического субъекта;
·         объемовпоказателей финансово-экономической деятельности экономического субъекта;
·         сложившейсясистемы управления экономического субъекта;
·         состояниявнутреннего контроля.
Функции внутреннего аудита могутвыполнять специальные службы или отдельные аудиторы, состоящие в штатеэкономического субъекта, ревизионные комиссии (ревизоры), привлекаемые дляцелей внутреннего аудита сторонние организации и (или) внешние аудиторы.
В определенной мере функциивнутренних аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупныхпредприятий, подчиненные главному бухгалтеру или финансовому директору, однакофункции внутренних аудиторов шире.
Как правило, к функциям внутреннегоаудита относятся:
1) проверка систем бухгалтерскогоучета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработка рекомендаций поулучшению этих систем;
2) проверка бухгалтерской иоперативной информации, включая экспертизу средств и способов, используемых дляидентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ееоснове отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности,включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;
3) проверка соблюдения законов идругих нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций,решений и указаний руководства и (или) собственников;
4) проверка деятельности различныхзвеньев управления;
5) оценка эффективности механизмавнутреннего контроля, изучение и оценка контрольных проверок в филиалах,структурных подразделениях экономического субъекта;
6) проверка наличия, состояния иобеспечения сохранности имущества экономического субъекта;
7) работа над специальными проектамии контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;
8) оценка используемого экономическимсубъектом программного обеспечения;
9) специальные расследованияотдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях;
10) разработка и представлениепредложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышениюэффективности управления.
Внутренний аудит не только даетинформацию о деятельности самой организации, но и подтверждает правильность идостоверность отчетов менеджеров. Используя информацию внутреннего аудита,руководство предприятия может оперативно и своевременно осуществлятьнеобходимые изменения внутри предприятия.
Внешний аудит проводитсянезависимым аудитором, не имеющим на проверяемой организации никаких интересов.Задачей внешнего аудита является подтверждение правильности учета отчетности,оценка соответствия внутреннего контроля (аудита) политике, цели деятельностипредприятия и пр.
Внешний аудит может бытьдобровольным (по желанию предприятий-клиентов) и обязательным (в соответствии сзаконодательными актами). Обязательный аудит может быть организован также порешению суда или следственных органов. Основные отличия внутреннего аудита отвнешнего приведены в таблице 2.

Таблица 2 — Различиявнутреннего и внешнего аудита
Критерии различия
Внешний аудит
Внутренний аудит 1 2 3 Цель Выражение мнения о достоверности финансовой отчётности, оказание услуг, помощи, сотрудничество с клиентами Внутренний контроль на предприятии, позволяющий следить за правильностью ведения учёта и представляемой руководству учётной информации Объекты Аудит выявляет всё, что искажает финансовая отчётность, ухудшает финансовое положение клиента, а также нарушает действующее законодательство Субъекты Независимые эксперты, имеющие соответствующий аттестат и лицензию на право заниматься этим видом предпринимательства Сотрудники, подчинённые руководству организации и находящиеся в штате организации Характер деятельности Предпринимательская деятельность Исполнительная деятельность, выполнение распоряжений руководства организации Правовое регулирование В основном гражданское право, хозяйственные договоры Гражданское право, хозяйственные договоры, административное право Управленческие связи Горизонтальные связи, добровольность, равноправие во взаимоотношениях с клиентом, отчёт перед ним Иерархические связи, подчинение непосредственно руководству предприятия, отчёт перед руководством организации 1 2 3 Практические задачи Улучшение финансового положения организации, привлечение пассивов (инвесторов, кредитов), помощь в консультировании клиента Улучшение финансового положения, определение достоверности учётной информации, помощь в консультировании Результат Аудиторское заключение и рекомендации для клиента, конфиденциальность информации Отчёт и рекомендации для бухгалтерии по оптимизации системы учёта, устранению недостатков, организационные выводы, взыскания с виновных, конфиденциальность информации по отношению к внешним организациям Оплата услуг Платит клиент по договору возмездного оказания услуг Оплата в виде заработной платы по трудовому договору, заключённому с проверяемой организацией Статус Внешний аудитор- независимый эксперт Внутренний аудитор-сотрудник организации

Таким образом, можно сделать выводы,что потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующимиобстоятельствами:
1) возможность необъективнойинформации со стороны ее составителей (администрации) в случае конфликта междуними и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами,кредиторами);
2) зависимость последствийпринимаемых решений (а они могут быть весьма значительными) от качестваинформации;
3) необходимость специальных знанийдля проверки информации;
4) отсутствие у пользователейинформации доступа к ней для оценки ее качества.
Внутренний аудит не только даетинформацию о деятельности самой организации, но и подтверждает правильность идостоверность отчетов менеджеров. Используя информацию внутреннего аудита,руководство предприятия может оперативно и своевременно осуществлятьнеобходимые изменения внутри предприятия.
3.2 Понятиевнутрифирменных стандартов аудита
Внутрифирменныестандарты позволяют повысить качество проводимого аудита, поскольку создаютсистему последовательного выполнения отдельных приемов, включают процедуры,необходимые для проверки отдельных объектов учета, обеспечивают рациональноеиспользование времени работы аудитора и оптимизируют технологию проверки.
Правилом(стандартом) аудиторской деятельности «Требования, предъявляемые квнутренним стандартам аудиторских организаций», одобренным Комиссией поаудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 20 октября 1999г., протокол N 6, установлено, что наличие системы внутренних стандартов и ее методологическогосопровождения является необходимым показателем профессионализма деятельностиаудиторской организации. Внутренние стандарты аудиторских организаций должнысодержать конкретные рекомендации, позволяющие аудиторам на практике определитьчеткий порядок действий по выполнению требований правил (стандартов) и поповышению качества аудиторских проверок.
Применениевнутренних стандартов аудиторским организациям и аудиторским службам позволяет:
·         полнее соблюдатьтребования правил (стандартов) аудиторской деятельности;
·         сделатьтехнологию и организацию проведения аудита более рациональной, уменьшитьтрудоемкость аудиторских работ по проверкам отдельных участков (с помощьюрабочих таблиц и вопросников, других документов технического характера),обеспечить дополнительный контроль за работой ассистентов (помощников)аудитора;
·         содействоватьвнедрению в аудиторскую практику научных достижений и новых технологий,укрепить общественный престиж профессии;
·         обеспечитьвысокое качество аудиторской работы и способствовать снижению аудиторскогориска;
·         детализироватьпрофессиональное поведение аудитора в соответствии с этическими нормами аудита.
Формаи порядок подготовки внутрифирменных стандартов разрабатываются аудиторскойорганизацией самостоятельно и являются ее интеллектуальной собственностью.Наличие внутрифирменных стандартов позволяет использовать на отдельных участкахработы ассистентов аудиторов, поскольку стандарт может предусмотретьнеобходимое и достаточное количество приемов при проверке объектов учета. Рискнеобнаружения при этом будет достаточно низким, несмотря на выполнение работыассистентом аудитора.
Несмотряна имеющиеся различия деятельности экономических субъектов, все они работают врамках применения российского законодательства. Единым может быть подход коценке аудитором системы организации бухгалтерского учета на основе изученияразработанной учетной политики организации. В соответствии с федеральнымправилом (стандартом) аудиторской деятельности N 6 «Аудиторское заключениепо финансовой (бухгалтерской) отчетности», утвержденным постановлениемПравительства Российской Федерации от 23.09.02 г. N 696, аудитор обязанвысказать в заключении суждение об оценке системы бухгалтерского учетапроверяемого субъекта и степени ее соответствия действующему законодательству.
3.3Порядок оценки учетной политики экономического субъекта
 
Известно,что порядок организации бухгалтерского учета регламентирован положениями побухгалтерскому учету, в которых предлагаются выбор способов учета, оценкиобъектов учета их списания с баланса и раскрытие информации в бухгалтерскойотчетности. Именно эти элементы и необходимо проверить при оценке учетнойполитики организации. Проверка предполагает два этапа, закрепляемых встандарте. Первый этап — проверка учетной политики как основногоорганизационного документа проверяемого экономического субъекта. Второй этап — проверка применения утвержденной учетной политики.
Длявыполнения первого этапа предлагается оценить учетную политику по критериям,которые являются едиными независимо от отрасли и масштабов деятельностиорганизации. В этой связи представляется целесообразным утвердить эти критериив качестве единых подходов в составе внутрифирменных стандартов аудита, дляэтого определить цель, задачи, основные вопросы и источники информации.
Вкачестве источников информации при проведении аудита учетной политикиорганизации используют:
·         учредительныедокументы аудируемой организации, содержащие сведения об аудируемой организации(осуществляемые виды деятельности, руководитель организации и т.д.);
·         приказ обутверждении положения об учетной политике организации;
·         приложения кприказу об утверждении положения об учетной политике организации (если есть) — график документооборота, рабочий план счетов, образцы форм первичных документов,самостоятельно разработанных организацией, список (перечень) должностей лиц,имеющих право подписи первичных документов, список (перечень) должностей лиц,имеющих право получать денежные средства в подотчет, другие приложения кприказу об утверждении положения об учетной политике организации;
·         информацию оприменяемых аудируемой организацией способах ведения бухгалтерского учета,подготовленную участниками аудиторской группы (проводящей аудит данногопредприятия);
·         другие источникив зависимости от специфики аудируемой организации.
Цельаудиторских рекомендаций по результатам аудита системы бухгалтерского учета — приведение в соответствие в будущем и (или) в процессе проведения аудиторскойпроверки системы организации бухгалтерского учета проверяемого субъектатребованиям законодательства. Порядок подготовки аудиторских рекомендацийцелесообразно включить в положения внутрифирменного стандарта. Аудиторскиерекомендации должны прежде всего отвечать условиям «конкретности,адресности», т.е. быть адресованы непосредственно проверяемому субъекту.
Особенностьювнутрифирменного стандарта для оценки системы организации бухгалтерского учетаявляется отсутствие необходимости построения аудиторской выборки, посколькуучетная политика как документ рассматривается только сплошным методом и вполном объеме.
Навтором этапе проверки предлагается закрепить в стандарте обязанность аудиторапроверить применение декларированных способов. Данный этап выполняется напротяжении всего процесса аудита по всем проверяемым объектам учета. Врезультате осуществления второго этапа следует подготовить суждение аудитора повопросам:
·         правильностиприменения декларированных способов ведения бухгалтерского учета;
·         достаточностиэлементов учетной политики и их соответствие масштабам деятельностиэкономического субъекта;
·         целесообразностиприменения указанных способов.Предлагается балльная система оценки учетной политики какорганизационного документа проверяемого экономического субъекта (Таблица 1).Сумма всех баллов по всем ответам берется за 100%. Таким образом, чем подробнеесформирован тест оценки учетной политики, тем объективнее аудиторская оценка. Врезультате могут быть подготовлены детальные рекомендации по улучшениюорганизации бухгалтерского учета. В последней колонке использованы обозначения:оценка ответа в 5 баллов означает закрепление элемента (способа, приема) всоставе учетной политики. Оценка 0 баллов указывается, если способ (или прием)не имеет места в учетной политике. Возможна оценка между 0 и 5 баллами, если положенияучетной политики содержат неточность формулировок или (и) являютсянедостаточными. Шкала позволяет применить профессиональное суждение в оценкекачества формулировок и ясности декларированных способов ведения и организацииучета.
4. Организация службы внутреннего аудита ЗАО «Новосибрат» 4.1 Структура и состав службы внутреннего аудита ЗАО «Новосибрат»
Структура службывнутреннего аудита во многом зависит от специфики организации, её величины иконкретных целей её администрации и включает в себя совокупность подразделений,укомплектованных персоналом соответствующей квалификации и полномочий,осуществляющих информационное взаимодействие в виде прямых и обратных связей,имеющих соответствующее материально-техническое и информационное обеспечение иподчиняющихся соответствующему исполнительному органу.
Для изложенияорганизационных аспектов управления экономическим субъектом по созданиюподразделений внутреннего аудита может быть использовано понятие «служба». Подслужбой следует понимать организационно-штатную единицу, включающую в себяработника, группу, бюро, отдел, управление, департамент или другой элементорганизационной структуры управления (структурное подразделение) испециализирующуюся на выполнении комплекса однородных функций управления.Основным объектом деятельности службы внутреннего аудита ЗАО «Новосибрат»является финансово-хозяйственная деятельность организации. Целесообразносохранить в отдельных случаях прежний порядок, сформировавшийся прифункционировании контрольно-ревизионной службы, и при необходимости привлекатьопытного специалиста, как представителя службы внутреннего аудита.
Однако служба внутреннегоаудита решает более широкий спектр задач, чем контрольно-ревизионная служба.Поэтому в её составе должны быть не только специалисты по проверкефинансово-хозяйственной деятельности организаций, но и другие специалисты (поналогообложению, правовым вопросам, финансовому анализу и т.д.) осуществляющихинформационное взаимодействие в виде прямых и обратных связей, имеющихсоответствующее материально-техническое и информационное обеспечение иподчиняющихся соответствующему исполнительному органу.
Несомненно, сотрудникислужбы внутреннего контроля должны иметь образование, соответствующее характеруих деятельности. Целесообразно в составе службы внутреннего аудитапредусмотреть наличие аудитора, имеющего соответственный квалификационныйаттестат, поскольку он должен владеть специфическими приемами проверки, которыебазируются на оценке существенности и аудиторского риска.Рассмотрим состав службы внутреннего аудита ЗАО «Новосибрат» исвойственные её членам функциональные обязанности:
1.        Руководительслужбы (аттестованный аудитор)- это наиболее квалифицированный специалист,обладающий разносторонними знаниями и навыками, способный дать высшемуруководству самый компетентный совет в области экономики и финансов. Главныйаудитор имеет познания и практические навыки в области бухгалтерии, налоговогоправа, экономики, финансового менеджмента, общей юриспруденции, маркетинга,общего управления, менеджмента персонала, иметь собственно аудиторские знания инавыки. Кроме того, он знает задачи, поставленные высшим руководством передорганизацией, возможности и потребности коллектива, внешние связи своейорганизации. Ему необходимы достаточные знания в области компьютерной техники итехнологии. Рассмотрим функции руководителя:
— составляет план-графикапроверок;
— определяет составгруппы для проверки филиала и документальное оформление результатов аудиторскихпроцедур;
— может взять на себяпроведение анализа финансово-хозяйственной деятельности;
— проводит консультациипо отдельным вопросам;
— контролирует выполнениеприказов и распоряжений руководителя головной организации пофинансово-хозяйственным вопросам;
— составляет общий отчето проделанной службой внутреннего аудита работе;
— может разрабатыватьметодический материал по повышению профессионального уровня работниковбухгалтерии и управления, проводить семинары по доведению последних требованийналогового законодательства и т.п. (в данный момент он может принять участие вразработке регистров для ведения на предприятии налогового учета).
2.        Специалист порасчетам с головной организацией:
— проводит анализфинансовых потоков между филиалами и головной организацией;
— консультирует пофинансовым вопросам;
— участвует в составленииобщего плана и программы внутреннего аудита;
— участвует в текущемконтроле за финансовой деятельностью филиалов;
— составляет отчет порезультатам внутреннего аудита.
3.        Специалист покамеральным и документальным проверкам отчетности филиалов:
— составляет план-графикпроверок;
— комплектует выезднуюгруппу;
— организует иосуществляет текущий контроль работы с филиалом;
— составляет общий план ипрограмму внутреннего аудита;
— доводит до сведенияруководителя службы основные результаты аудита, которые могут повлиять насодержание и выводы отчета о внутреннем аудите;
— участвует в подготовкеи непосредственно осуществляет и документально оформляет результаты аудиторскихпроцедур;
— составляет отчет порезультатам внутреннего аудита;
— организует иконтролирует работу участников выездных аудиторов;
— проводит консультации,проверку выполнения приказов и распоряжений руководителя головной организациипо финансово-хозяйственным вопросам.
4.        Специалисты поналогообложению, по правовым вопросам, по финансовым вопросам.
5.        Специалиствладеющий навыками контроля в соответствующих технико-технологическихнаправлениях. (т.к. в организации могут быть специализированные контролирующиеподразделения, такие как: отдел методов и средств контроля, отдел входногоконтроля, отдел технического контроля, работники обслуживающие функционированиекомпьютерных систем и т.д.)
Специалисты поналогообложению, правовым вопросам и финансовому анализу могут не состоять вштате и привлекаться к работе на договорных началах наряду с экспертами.
Применяя отдельныеположения аудиторского правила (стандарта) «Использование работы эксперта»служба внутреннего аудита при необходимости должна иметь возможность привлекатьк работе экспертов — не состоящих в штате специалистов, имеющих достаточныезнания и (или) опыт в определенной области (по определенному вопросу), отличнойот бухгалтерского учета и аудита, и дающий заключение по вопросу, относящемусяк этой области.Сведения о службе внутреннего аудита, о порядке её образования иполномочиях зафиксированы соответствующим распоряжением по головной организацииЗАО «Новосибрат». Обязанности сотрудников службы и уровень их квалификациизафиксированы в должностных инструкциях.
4.2 Разработка методологии внутреннего аудита ЗАО «Новосибрат»
Методологиявнутреннего аудита представляет собой совокупность методов, определяющихпроведение внутреннего аудита начиная от подготовительной работы и заканчиваяпринятием управленческих решений.
При разработкиметодологии внутреннего аудита может быть использовано по меньшей мере двапути. Первый путь имеет своей основой использование опыта ревизий, второй — использование цельных методических приемов внешнего аудита.
Накопленный в течениедесятилетий опыт ревизионных проверок использован при разработке методологиивнутреннего аудита в части, относящейся к контрольным функциям этой службы.
Методика, разработаннаяна примере внешнего аудита, включает в себя три раздела:
1. Планированиевнутреннего аудита и другая подготовительная работа.
2. Основные направленияаудиторской проверки, что составляет непосредственное решение задач попроверке: операций с наличными денежными средствами; операций на счетах вбанках; операций внешних расчетов; расчетов по заработной плате; операций сосновными средствами; операций с НМА; учета производственных запасов;финансовых вложений; затрат; финансовых результатов, фондов, резервов, кредитови займов; правильности исчисления и уплаты налогов.
3. Порядок составленияотчета внутреннего аудита, его согласование и представление руководству.
Направленную надостижение целей при решении задач внутреннего аудита методику необходимопроанализировать в разных аспектах, которым присущи: вертикальный,горизонтальный, трендовый анализ отдельных статей баланса, а также расчет иоценку коэффициентов (ликвидности, финансовой устойчивости, рентабельности,финансовой независимости и определения его влияния на стратегии управления).Необходимая для определения этих коэффициентов информационная база готовится наоснове бухгалтерской и статистической отчетности, а также данных бухгалтерскогоучета. При разработке этой части методики может быть использован аудиторскийстандарт: «Аналитические процедуры».
В зависимости отспецифики проверяемого сегмента анализ может, проводится по следующимнаправлениям:
— анализ финансовогосостояния по данным баланса, при этом производится вертикальный анализ (анализудельного веса отдельной статьи баланса в его общем итоге), горизонтальный(анализ темпов роста или снижения сумм по статьям баланса в отчетном периоде посравнению с предыдущим), трендовый (анализ определяется среднегодовым темпомприроста по статьям баланса и рассчитывается его прогнозное значение, хотя приэтом и присутствует недостаток основанный на тенденции экстраполяции, переноседанных тенденции на будущее);
— расчет и оценкакоэффициентов ликвидности, таких как общий показатель ликвидности,коэффициентами абсолютной и текущей ликвидности, коэффициентом обеспечениясобственными средствами, коэффициентом восстановления или утратыплатежеспособности (стоит заметить, что в России это основной коэффициентхарактеризующий жизнедеятельность предприятия);
— расчет и оценкафинансовой устойчивости: абсолютная устойчивость, нормальная устойчивость,неустойчивое финансовое состояние, кризисное состояние.
— оценка деловойактивности, расчет и анализ финансового цикла;
— факторный анализприбыли от реализации;
— анализ рентабельностиорганизации, расчет коэффициента финансовой независимости, его влияние на выборстратегии управления;
— анализ движениясобственного капитала, расчет чистых активов.
— анализ движенияденежных средств, оценка достаточности денежных средств.
— анализ движения заемныхсредств;
— анализ дебиторской икредиторской задолженности;
— анализ амортизируемогоимущества (объем, динамика, структура, эффективность);
— анализ движения средствфинансирования долгосрочных финансовых вложений.
Стоит отметить, что приоценке и расчете финансовой устойчивости важно рассматривать не отдельно взятыепоказатели, а их различные комбинации и зависимости.
Задачи, стоящие передвнутренним аудитором, можно сформулировать следующим образом:
1)Периодический контроль за финансово-хозяйственной деятельностью головнойорганизации и ее филиалов.
2)Анализ финансовой и хозяйственной деятельности и оценка экономических иинвестиционных проектов, экономической безопасности систем бухгалтерского учетаи внутреннего контроля головной организации и ее филиалов. Решение этой задачипозволяет повысить эффективность деятельности отдельных обособленных подразделенийи всей организации в целом, что даст возможность в полной мере выполнитьосновную цель, поставленную перед службой внутреннего аудита.
3)Проведение семинаров, повышение квалификации и обучение персонала, оказаниепомощи кадровой службе в подборе и тестировании бухгалтерского персоналаголовной организации и ее
4)Научная разработка, издание методических пособий и рекомендаций побухгалтерскому учету, налогообложению, анализу финансово-хозяйственнойдеятельности, аудиту, хозяйственному праву, информационное обслуживаниеголовной организации и ее филиалов.
5)        Консультированиепо вопросам финансового, налогового, банковского и иного хозяйственногозаконодательства, инвестиционной деятельности, менеджменту, маркетингу,оптимизации налогообложения, регистрации, реорганизации и ликвидациипредприятий. Бухгалтеру, занимающемуся текущей работой, может потребоватьсяпрофессиональная помощь при необычных или редко встречающихся экономическихситуациях, а также при существенных изменениях законодательства.
6)        Компьютеризациябухгалтерского учета, составления отчетности, расчетов по налогообложению,анализа хозяйственной деятельности, аудита и т.д.
7)        Взаимодействие свнешними аудиторами, представителями налоговых органов и других контролирующихорганов.
Структура службывнутреннего аудита во многом зависит от специфики организации, её величины иконкретных целей её администрации и включает в себя совокупность подразделений.
При разработкиметодологии внутреннего аудита может быть использовано по меньшей мере двапути. Первый путь имеет своей основой использование опыта ревизий, второй — использование цельных методических приемов внешнего аудита.
4.3Аудит соответствия положений учетной политики ЗАО «Новосибрат» нормативнымактам РФ
 
Одним из основныхкритериев оценки использования стандартов аудиторами является правильностьразработки и применения ими внутренних правил аудита. Эти документы, принятые иутвержденные аудиторами с целью обеспечения эффективности практической работы иее адекватности национальным стандартам аудита, призваны регламентироватьтребования к его осуществлению и оформлению. Внутренние стандарты могутобеспечивать дополнительные основы для урегулирования конфликтов, которыевозможны между сотрудниками и администрацией аудиторской фирмы, аудиторами иклиентами, аудиторами и контролирующими органами. Внутренние правила определяютединые требования к порядку проведения аудита и его качеству, создают при ихсоблюдении дополнительный уровень гарантии результатов проверки. К ним могутотноситься принятые и утвержденные в организации инструкции, методическиеразработки, пособия и другие документы, раскрывающие внутренние подходы фирмы косуществлению аудита.
ФПСАД предоставили большуюсамостоятельность аудиторам в решении отдельных проблем при проведениипроверки. Многие вопросы могут быть урегулированы аудиторскими организациями ииндивидуальными аудиторами самостоятельно и закреплены ими во внутрифирменныхправилах аудита. Однако эти правила не должны противоречить ФПСАД и ихтребования не могут быть ниже требований федеральных и внутренних правил(стандартов) аудиторской деятельности профессионального аудиторскогообъединения, членами которого они являются (Федеральный закон № 164-ФЗ).
В связи с этимпредставляется, что аудиторам и аудиторским фирмам необходим внутренний пакетстандартов, определяющих подход к проведению проверки. Использование внутреннихстандартов способствует повышению качества аудита, эффективности егорезультатов, уменьшает трудоемкость работы, позволяет применять в аудиторскойпрактике новые технологии и методики проверки.Внутренние стандарты аудита обеспечивают единый подход к аудиторскойпроверке в ЗАО «Новосибрат», который (в тех или иных вариантах) включаетследующие элементы.
Предварительная стадияпроверки:
1) определение целейсоглашения для обоснованного и оптимального планирования;
2) обзор бизнеса клиента;
3) оценка степенивозможного риска мошенничества и обычных ошибок и оценка их значимости;
4) оценка системывнутреннего контроля для разработки стратегии аудита.
Рабочий этап:
5) определение стратегииаудиторской проверки и необходимых процедур;
6) расширенная оценкаэффективности системы контроля, разработка плана проверки;
7) составление плананезависимых обследований;
8) проведение независимыхобследований. Завершающий этап:
9) завершение аудиторскойпроверки;
10) представлениезаключения.Внутренние стандарты в соответствии с Правилом (стандартом) аудиторскойдеятельности «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторскихорганизаций» по своему назначению в ЗАО «Новосибрат» объединены в следующиегруппы:
·         стандарты,содержащие общие положения по аудиту;
·         стандарты,устанавливающие порядок проведения аудита;
·         стандарты,устанавливающие порядок формирования выводов и заключений аудиторов;
·         специализированныестандарты;
·         стандарты,устанавливающие порядок оказания сопутствующих аудиту услуг;
·         стандарты пообразованию и подготовке кадров.
Рассмотрим стандарты,устанавливающие порядок проведения аудита ЗАО «Новосибрат». В них аудиторыотражают свой подход к планированию аудита, порядку изучения и оценки системывнутреннего контроля, получению аудиторских доказательств, определению уровнясущественности, оценке аудиторского риска и т.д.Основные этапы планирования аудита четко определены в соответствующемФПСАД № 3 «Планирование аудита». При подготовке внутрифирменного стандартааудиторы могут более четко представить свои действия на каждом этапепланирования, в том числе и при получении знания о финансово-хозяйственнойдеятельности экономического субъекта, которые будут востребованы как приподготовке общего плана и программы, так и при непосредственном выполненииаудиторских процедур. ЗАО «Новосибрат» целесообразно в своих внутреннихдокументах заранее подготовить возможный план и программу аудита, предусмотреввозможность корректировки в зависимости от особенностей деятельностипроверяемых экономических субъектов. Отразив в плане и программе максимальновозможный перечень видов работ и процедур, аудиторы могут оставлять толькоподходящие процедуры. Для конкретной проверки, дополняя их специальнымидействиями, характерными только для проверяемого клиента. Отдельные положенияобщего плана и программы могут согласовываться с руководителем экономическогосубъекта.
Определяя во внутреннихстандартах порядок изучения и оценки системы внутреннего контроля, аудиторамнеобходимо установить количество этапов, которое в соответствии с требованиямип. 5.1 ПСАД «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннегоконтроля в ходе аудита» не может быть менее трех: общее знакомство с системой,первичная оценка ее надежности и подтверждение достоверности оценки (принеобходимости аудиторы вправе принимать решение об использовании большегоколичества этапов).
При создании внутреннегостандарта аудиторам необходимо помнить, что формирование общего впечатления осистеме внутреннего контроля требует принимать во внимание ее компоненты, т.е.надлежащую систему бухгалтерского учета, контрольную среду и отдельные средстваконтроля. Выяснение надежности каждого из них позволит оценить систему в целом.
Во внутрифирменныхправилах также должен найти отражение подход аудиторской фирмы к определениюуровня существенности. Возможные варианты его расчета содержатся в ФПСАД № 4«Существенность в аудите», однако данный внутренний стандарт аудиторскихорганизаций является одним из важных. Прежде всего это связано с необходимостьюформирования и представления аудиторами в определенной форме заключения порезультатам проверки, содержащего мнение о достоверности данных отчетности клиента.Как известно, обоснованность показателей отчетности не должна быть установленааудитором с абсолютной точностью (она должна быть достоверной во всехсущественных аспектах). При этом возникают трудности в поиске критериевотнесения искажений к существенным. Аудиторские фирмы пытаются решать этупроблему посредством разработки соответствующего внутреннего правила.
Применение апробированныхметодик позволяет минимизировать аудиторский риск и проводить проверку в болеесжатые сроки. Для их разработки в аудиторской фирме может быть созданметодологический совет, состоящий из ведущих специалистов. Внутрифирменныестандарты могут охватывать обширнейший круг вопросов — от методик проверкиконкретных вопросов и направлений в области бухгалтерского учета и налогообложенияэкономических субъектов до общих вопросов организации аудиторской работы вфирме.Внутренние стандарты ЗАО «Новосибрат» в обязательном порядке подлежатутверждению руководителем аудиторской организации. Для обеспечения контроля заих соблюдением необходимость применения этих правил должна входить вфункциональные обязанности аудитора.
Профессиональныеаудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами,устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторскойдеятельности, которые не могут противоречить ФПСАД. При этом требованиявнутренних правил (стандартов) не могут быть ниже требований федеральных правил(стандартов) аудиторской деятельности (п. 5 Федерального закона № 164-ФЗ).
В России наряду собщенациональными ПСАД законодательно предусмотрены еще и стандартыаккредитованных профобъединений, что вызывает недоумение у иностранныхспециалистов. Ведь национальные ПСАД должны содержать основные, базовыетребования, а профобъединения должны в своих стандартах разъяснять,комментировать, иллюстрировать примерами национальные ПСАД. Именно в стандартахпрофобъединений должен содержаться примерный перечень вопросов, типовыхбланков, примерных расчетов уровня существенности и т.п.
Рабочийдокумент аудитора сформирован на основе внутрифирменного стандарта позволяетоценит соответствие учетной политики законодательной базе РФ (Приложение5).
Такимобразом, необходимо сделать следующие выводы.
Врезультате аудита ЗАО «Новосибрат» выявлено, что учетная политикаэкономического субъекта только на 47% соответствует действующим требованиямзаконодательства. Для устранения выявленных недостатков необходимо:
·         дополнить приказоб утверждении учетной политики отдельными положениями, касающимися способоворганизации бухгалтерского учета отдельных объектов;
·         привести всоответствие положения учетной политики применяемым субъектом способаморганизации бухгалтерского учета отдельных объектов.
Порезультатам аудита могут быть предложены рекомендации руководствуэкономического субъекта, подлежащие включению в письменный отчет по результатампроведения аудита, например:
·         в п. 6 аудируемойучетной политики перечислить наименования первичных учетных документов, покоторым утверждены самостоятельно разработанные формы;
·         п. 9 учетнойполитики изложить в редакции: «переоценка однородных объектов основныхсредств не производится, за исключением случаев, установленных законом».
При использовании такогодокумента в процессе проведения аудита ЗАО «Новосибрат»реализуетсятребование единства подходов к оценке системы бухгалтерского учета. Кроме того,появляется возможность оценить полноту исследуемой учетной политики и еесоответствие применяемымЗАО «Новосибрат»способов ведениябухгалтерского учета.

Заключение
Целью внутреннего аудита являетсяконтроль за эффективностью деятельности звеньев структуры экономическогосубъекта.
Проведение внутреннего аудита имеетдля руководства и (или) собственников экономического субъекта информационное иконсультационное значение, поскольку призвано содействовать оптимизациидеятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.
Потребность во внутреннем аудитевозникает на крупных предприятиях в связи с тем, что высшее руководство незанимается повседневным контролем деятельности организации и низшихуправленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельностии подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Внутренний аудит необходимглавным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимыхизменений внутри организации.
Примерный состав службы внутреннегоаудита:
·         Руководительслужбы (аттестованный аудитор)
·         Специалист порасчетам с головной организацией
·         Специалист покамеральным и документальным проверкам отчетности филиалов
·         Специалисты поналогообложению, по правовым вопросам, по финансовым вопросам.
·         Специалиствладеющий навыками контроля в соответствующих технико-технологическихнаправлениях
При разработкиметодологии внутреннего аудита может быть использовано по меньшей мере двапути. Первый путь имеет своей основой использование опыта ревизий, второй — использование цельных методических приемов внешнего аудита.
Эффективность внутреннего аудитаможет оказаться важным фактором при оценке аудиторской организациейаудиторского риска и системы внутреннего контроля и тем самым существенносократить объем процедур, которые предстоит выполнить аудиторской организации.
Основнымобъектом деятельности службы внутреннего аудита ЗАО «Новосибрат» являетсяфинансово-хозяйственная деятельность организации.Сведения о службе внутреннего аудита, о порядке её образования иполномочиях зафиксированы соответствующим распоряжением по головной организацииЗАО «Новосибрат». Обязанности сотрудников службы и уровень их квалификациизафиксированы в должностных инструкциях.Внутренние стандарты в соответствии с Правилом (стандартом) аудиторскойдеятельности «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторскихорганизаций» и международным опытом по своему назначению в ЗАО «Новосибрат»объединены в следующие группы:
·         стандарты,содержащие общие положения по аудиту;
·         стандарты,устанавливающие порядок проведения аудита;
·         стандарты,устанавливающие порядок формирования выводов и заключений аудиторов;
·         специализированныестандарты;
·         стандарты,устанавливающие порядок оказания сопутствующих аудиту услуг;
·         стандарты пообразованию и подготовке кадров.
Внутренние стандарты ЗАО«Новосибрат» в обязательном порядке подлежат утверждению руководителемаудиторской организации.
Врезультате аудита ЗАО «Новосибрат» выявлено, что учетная политикаэкономического субъекта только на 47% соответствует действующим требованиямзаконодательства. Для устранения выявленных недостатков необходимо:
·         дополнить приказоб утверждении учетной политики отдельными положениями, касающимися способоворганизации бухгалтерского учета отдельных объектов;
·         привести всоответствие положения учетной политики применяемым субъектом способаморганизации бухгалтерского учета отдельных объектов.
Порезультатам аудита могут быть предложены рекомендации руководствуэкономического субъекта, подлежащие включению в письменный отчет по результатампроведения аудита, например:
·         в п. 6 аудируемойучетной политики перечислить наименования первичных учетных документов, покоторым утверждены самостоятельно разработанные формы;
·         п. 9 учетнойполитики изложить в редакции: «переоценка однородных объектов основныхсредств не производится, за исключением случаев, установленных законом».
При использовании такогодокумента в процессе проведения аудита ЗАО «Новосибрат» реализуется требованиеединства подходов к оценке системы бухгалтерского учета.

Списокиспользуемой литературы
 
1. Положение по ведению бухгалтерскогоучёта и бухгалтерской отчётности в РФ от 29.07.98 №34н (в ред. от 18.09.2007 №116н).
2. Федеральный закон «О бухгалтерскомучёте» от 21.1196 № 129-Ф3 в редакции от 03.11.2007 № 183-ФЗ.
3. Федеральный закон «Об аудиторскойдеятельности» от 07.08.2001. № 119-ФЗ (в редакции Федерального закона от14.12.2001 № 164-ФЗ).
4. Постановление Правительства РФ «Овопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ» от06.02.2002 №80.
5. Правила (стандарты) аудиторской деятельности. Комиссияпо аудиторской деятельности при Президенте РФ. (Протоколы N 1 от 9 февраля 1996г., N 6 от 25 декабря 1996 г., N 2 от 22 января 1998 г., N 4 от 15 июля 1998г., N 2 от 18 марта 1999 г., N 3 от 27 апреля 1999 г., 20 августа 1999 г., 20октября 1999 г., N 1 от 11 июля 2000 г.).
6. Ковалёва О.В Константинов Ю.П. Аудит:организация аудиторской деятельности: Учебное пособие.- М.: Экспертное бюроПРИОР, 2000.
7. Ковалёва О.В Константинов Ю.П. Аудит:Учебное пособие.- М.: издательство ПРИОР, 2002.
8. Лабынцев Н.Т. Стандарты аудиторскойдеятельности: учебное пособие – Ростов-на-Дону, 2003.
9. Лабынцев Н.Т. Управленческий учёт иаудит в условиях рыночной экономики — Ростов, 2001.
10. МакальскаяА.К. Внутренний аудит: Учебно-практическое пособие.- 2-е изд. перераб. идоп.-М.: Дело и сервис, 2001.
11. Путко Г.М. Аудити ревизия: Учебное пособие, Интерпрессервис, 2003.
12. Риполь-СарагосиФ.Б. Основы финансового и управленческого анализа: Учебное пособие. — М.:Книга- сервис, 2002.
13. Сотникова Л.В.Внутренний контроль и аудит: Учебник- М. «Финстатинформ», 2000 г.
14. Стандартыаудиторской деятельности: Учебное пособие.-2-е изд.-М.: ИНФРА-М, 2002г.
15. Суйц В.П.Аудит: общий, банковский, страховой: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2000г.
16. Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. Международные ивнутрифирменные стандарты аудиторской деятельности: Учеб. пособие / Под ред.проф. В.И. Подольского. – М.: ИНФРА-М, 2007.
17. Краев А.В., Краева О.А., Богомолов A.M. Аудит.Внутрифирменные стандарты. – М.: ПРИОР, 2002.
18. Сотникова Л.В. Методология оценки системы внутреннего контроля впроцессе внешнего аудита. – М.: ВЗФЭИ, 2003.
19. Макарова Л.Г. Методологические аспекты разработки внутренних стандартоваудиторской организации. – Н. Новгород: Изд-во НГУ им. Н.И. Лобачевского, 2000.
20. Правила (стандарты) аудиторской деятельности с комментарием Е.М.Гутцайта. – М.: Современная экономика и право, 2000.
21. Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. Стандарты аудиторскойдеятельности: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
22. Шишкин А.К., Микрутов В.А., ДышкантИ.Д. Учет, анализ, аудит на предприятии: Учебное пособие для вузов. – М.:Аудит, ЮНИТИ, 2007.
23. Овсийчук М.Ф. Аудит. Организация.Методика проведения. – М.: ТОО «Интелтех», 2004
24. Правила аудиторской деятельности(составление и комментарий Ю.А. Данилевского). – М.: Бухгалтерский учет, 2007.
25. Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М.,Ремизов Н.А., Старовойтова Е.В. Аудит: учеб. пособие. М.: ФБК-ПРЕСС 1999 г.
26. Внутрифирменные стандарты — основа практического аудита. Н.Т. Лабынцев, профессор Ростовскойгосударственной экономической академии, заведующий кафедрой бухгалтерскогоучета и аудита, директор аудиторской фирмы «А.У.Д.И.», А.А.Майборода, ассистент кафедры бухгалтерского учета и аудита РГЭА, аудитораудиторской фирмы «А.У.Д.И.», Журнал «Аудиторские ведомости», №5 май 2007.
27. Внутрифирменные стандарты аудитаи оценка учетной политики организации. Е.М. Дарбека, директор, кандидатэкономических наук, Н.В. Артемова, ООО «Аудиторская фирма „Сибирскийаудит“ (г. Абакан), журнал „Аудиторские ведомости“, N 8, август2004 г.