СодержаниеВведение…………………………………………………………………………..31. Общая характеристика ФЗ «Об иностранных инвестицияхв РФ»………….5 2. Иностранные инвесторы и российские организации синостранными инвестициями……………………………………………………………………..83. Российские коммерческие организации с иностраннымиинвестициями…94. Новые определения иностранных инвестиций,инвестиционного проекта, приоритетного инвестиционного проекта……………………………………..125. Прямые иностранные инвестиции…………………………………………..126. Приоритетные инвестиционные проекты…………………………………..157. Режим иностранных инвестиций……………………………………………198. Экспертиза инвестиционных проектов……………………………………..209. Новые правила аккредитации и деятельности филиаловиностранных организаций………………………………………………………….…………..23
Заключение …………………………………………………………….……….26
Список использованной литературы………………………………………..28
Введение
Моей целью в даннойработе является раскрыть и охарактеризовать Закон «Об иностранных инвестициях вРоссийской Федерации». Если суммировать представления о России, складывающиесяза рубежом, то можно придти к выводу, что главной причиной чрезмернойосторожности зарубежного капитала была и остаётся нестабильность в стране. Иностранныеинвесторы постоянно сетуют на то, что в России сохраняется опасность негативныхперемен в политике, экономике и праве. Тревога за будущее вложенного капиталаподпитывается экстремистскими лозунгами отдельных политических группировок ипартий, требованиями национализации приватизированной собственности. Имидж Россиитакже ухудшается вследствие роста преступности, отсутствия спокойных бытовыхусловий для семей лиц, занятых в сфере иностранных инвестиций.
Негативное влияниеоказывает запаздывание модернизации экономики, низкий уровень управления ею.Немало недовольства у иностранных инвесторов вызывает и жёсткая налоговаяполитика, к тому же постоянно подвергающаяся непредсказуемым изменениям, высокийуровень инфляции, наличие правовых препятствий в виде слабости и несовершенствадействующих норм российского законодательства об иностранных инвестициях.
Становлениезаконодательства об иностранных инвестициях — составная часть процессаформирования правового государства в России. Предстоит сделать ещё очень многоедля того, чтобы наше государство стало действительно правовым. Пока что такоеего определение, закреплённое в Конституции, воспринимается больше как идея, чемкак осязаемая реальность. Таким образом, наступила пора нового поколениязаконодательных актов, регулирующих иностранные инвестиции. Для того, чтобы уровеньправового регулирования не отставал от развития экономики и всего российского обществав целом необходимо обновление действующего законодательства. Здесь можноговорить практически о формировании второго поколения законодательства обиностранных инвестициях.
1. Общая характеристика ФЗ «Обиностранных инвестициях в РФ»
9 июля 1999 г. Президент РФ подписал новый Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» (далее — Закон). Его принятие было обусловлено тем, что Закон 1991 г. уже давно не соответствовал практике инвестиционной деятельности и не выполнял задачипривлечения и защиты иностранных инвестиций в российскую экономику.
Однако в целом Законвызывает ряд критических замечаний со стороны и инвесторов, и юристов. Помимотого, что в нем иногда нечетко разъясняются основные положения, он являетсяфрагментарным и затрагивает лишь часть отношений, возникающих в процессеиностранного инвестирования, которые нуждаются в урегулировании. С одной стороны,по сравнению с Законом 1991 г., он не содержит положений, касающихся трудовыхотношений, социального страхования, сертификации товаров и др., которыерегламентируются действующим законодательством РФ. С другой стороны, Закон неупоминает о портфельных инвестициях, свободных экономических зонах и охватываетв основном прямые инвестиции (вернее, даже один из подвидов прямых инвестиций — приоритетные инвестиционные проекты). Он прямо исключает из сферы своегодействия инвестиции в банковский сектор, в страховые и некоммерческиеорганизации, что, по-видимому, обоснованно, так как данные отрасли отличаютсясвоей спецификой и должны регулироваться специальным законодательством.
В условиях развитойрыночной экономики было бы несправедливо считать недостатком закона обиностранных инвестициях то, что он недостаточно детально регламентируетотношения, возникающие в процессе осуществления иностранных инвестиций. Болеетого, при нормальном, стабильно развивающемся рынке нет необходимости, и былобы некорректно по отношению к отечественным инвесторам вводить особый режим сповышенной защитой для инвесторов извне. Поэтому практически все развитыестраны (Германия, США, Англия и др.) не имеют специального законодательства обиностранных инвестициях и распространяют на них общий режим инвестирования,установленный для отечественных инвесторов. Безусловно, определенныеограничения на участие иностранного капитала на внутреннем рынке закреплены вкаждой стране. Обычно они связаны с конкретными территориями или отраслями.
Специальноезаконодательство об иностранных инвестициях существует, как правило, в странахс развивающейся экономикой и создается в период реформ или нестабильности, длятого чтобы предоставить, с одной стороны, специальный режим для иностранногокапитала и привлечь его в экономику, а с другой — установить режимпротекционизма отечественным производителям. Нормы, регулирующие иностранныеинвестиции в развитых странах, в основном служат задаче контроля заинвестиционными процессами, в то время как законы в развивающихся странах вбольшинстве своем нацелены на привлечение дополнительных средств в экономику,что зачастую достигается установлением более преференциального налогового ииного режима для иностранных инвестиций, чем для отечественных. В настоящеевремя специальное законодательство об иностранных инвестициях существует,например, в Иране, странах Латинской Америки, странах бывшего СССР и др.
Россия на данный моментеще не готова к регулированию иностранных инвестиций по образцу развитыхдержав, и действующий Закон, все же ориентируясь на их практику, регламентируетлишь узкий круг отношений, возникающих в процессе осуществления иностранныхинвестиций. Но одновременно он предоставляет иностранному инвестору и российскимкомпаниям с иностранными инвестициями повышенные льготы при реализацииинвестиционных проектов. Кроме того, он также наделяет государственные органыширокими полномочиями по установлению специальных правил иностранногоинвестирования. Можно утверждать, что все наиболее значимые положения Закона(приоритетные проекты, «дедушкина оговорка», аккредитация филиалов идр.) не являются нормами прямого действия, так как применимы только послеиздания соответствующих актов федеральных органов исполнительной власти.
Закон наделяетПравительство РФ широкими полномочиями в сфере регулирования иностранныхинвестиций в России, следовательно, в скором времени должны появитьсяпостановления Правительства, регламентирующие те или иные стороныинвестиционного процесса. Так, Правительство обязано:
1) разработать и одобритьправила аккредитации филиалов иностранных юридических лиц в РФ;
2) одобрить переченьприоритетных инвестиционных проектов и процедуру их регистрации;
3) определять критериинеблагоприятных изменений в законодательном регулировании инвестиций в целяхприменения «дедушкиной оговорки»;
4) определять критериицелесообразности введения запретов и ограничений на осуществление иностранныхинвестиций.
В соответствии с ЗакономПравительство наделено правом:
1) осуществлять контрольза подготовкой и подписанием инвестиционных соглашений о реализациикрупномасштабных инвестиционных проектов (критерии крупномасштабности имеханизм контроля в Законе не прописаны);
2) контролироватьисполнение иностранным инвестором и российскими коммерческими организациями синостранными инвестициями обязательств по инвестиционным соглашениям;
3) лишать иностранногоинвестора и российскую организацию с иностранными инвестициями в случаенарушения ими законодательства РФ льгот по применению «дедушкинойоговорки».
Закон предусматриваетналичие специального государственного органа в сфере регулирования иностранныхинвестиций. Такой орган назван еще не был, в связи, с чем остается неясным,будет ли это специально созданное ведомство или какое-либо уже существующее,которое наделят соответствующими полномочиями. На необходимость созданиясоответствующего специального вневедомственного органа неоднократно указывалииностранные инвесторы, аргументируя это тем, что таким образом будет обеспеченаопределенность во взаимоотношениях государства и иностранных инвесторов.Подобный орган в международной практике — типичный институт, однако в различныхстранах он наделяется разными функциями. Обычно это зависит от жесткого илилиберального отношения государства к допуску иностранных инвестиций. В РФфедеральному органу исполнительной власти по регулированию иностранныхинвестиций предоставляются довольно широкие полномочия (осуществлениеаккредитации филиалов иностранных юридических лиц, регистрации приоритетныхинвестиционных проектов).
2. Иностранныеинвесторы и российские организации с иностранными инвестициями.
Иностранные инвесторы
Закон (ст. 2) определяетлиц, которые могут выступать в качестве иностранных инвесторов в РФ. В целом посравнению с предыдущим законом перечень таких лиц практически не изменился. Онлишь пополнился организациями, не являющимися юридическими лицами позаконодательству страны их создания и имеющими право по законодательству этойстраны осуществлять иностранные инвестиции на территории РФ. Необходимостьпредоставления подобным организациям данного права предусматривалась еще впроектах 1994 г. При наложении вето на Закон Президент указал, что организации- неюридические лица не могут выступать в качестве субъектов гражданскихправоотношений. Однако это замечание не было принято специальной комиссией, итакие организации получили право осуществлять иностранные инвестиции натерритории РФ. На практике в качестве инвесторов-организаций, не являющихсяюридическими лицами, в первую очередь могут выступать объединения лиц на основедоговора о совместной деятельности.[1]
Одним из способовприсутствия иностранных инвесторов на российском рынке является созданиефилиалов. Однако филиалы иностранных юридических лиц в РФ не являютсяюридическими лицами и, следовательно, не считаются самостоятельнымииностранными инвесторами. Поэтому льготы и ограничения распространяютсянепосредственно на головную организацию, которая несет имущественнуюответственность по обязательствам в связи с деятельностью филиала.
3. Российскиекоммерческие организации с иностранными инвестициями.
В Законе содержится рядположений, регулирующих деятельность российских юридических лиц с иностраннымучастием. На некоторые из данных норм необходимо обратить особое внимание.
Закон закрепляет основныеположения о государственной регистрации российских компаний с иностраннымиинвестициями. В предыдущем Законе процедура их регистрации регулировалась болеедетально (так, предусматривался перечень подаваемых для регистрации документови др.).
В соответствии со ст. 20нового Закона все организации с иностранными инвестициями регистрируются ворганах юстиции в течение месяца с даты подачи заявления и необходимыхдокументов. По информации Регистрационной палаты до принятия нового Закона орегистрации юридических лиц в РФ будет продолжать применяться ныне действующаяпроцедура регистрации, т.е. организации с иностранными инвестициями, объемкоторых не превышает 100 тыс. руб., будут регистрироваться в органах местнойвласти. [2]
Предыдущий Закон содержалположение, которое уже давно не применялось, однако формально оставалосьдействующим. Оно устанавливало, что организация с иностранными инвестициямисчитается таковой в случае, если иностранный инвестор обладает более 50%уставного капитала, оплаченного в рублях (за исключением кредитных организаций,где допускается оплата в валюте). Действующий Закон предусматривает, чтороссийская компания с иностранными инвестициями признается таковой со днявхождения в ее состав иностранного инвестора, независимо от объема иностранногоучастия. С этой даты такая организация подлежит правовой защите и можетпользоваться гарантиями и льготами, установленными Законом. Дата, с которойинвестор считается вошедшим в состав организации, определяется в соответствии скорпоративными законами РФ.
Статья 9 Законаустанавливает, что организации с иностранными инвестициями, независимо от ихобъема, реализующие приоритетные инвестиционные проекты, и организации с иностраннымиинвестициями более 25% имеют право применять «дедушкину оговорку»,стабилизирующую условия осуществления иностранных инвестиций в РФ (подробнее обэтом будет сказано ниже).
Закон (п. 5. ст. 4)предоставляет российской компании с иностранными инвестициями правовую защиту,гарантии и льготы наравне с иностранными инвесторами в случае, если такаякомпания осуществляет реинвестирование на территории РФ. Под реинвестированиемнастоящий Закон понимает осуществление капитальных (!) вложений в объекты предпринимательскойдеятельности на территории РФ за счет доходов или прибыли иностранногоинвестора или российской организации с иностранными инвестициями, которыеполучены ими от иностранных инвестиций. Однако возникает вопрос, как российскаякомпания будет реинвестировать, если она не может осуществлять иностранныеинвестиции, не являясь по закону иностранным инвестором? Ведь для того чтобыреинвестировать капитал, надо его изначально инвестировать и получить прибыль,которая вновь направляется на инвестиции в РФ. Остается неясным, как российскиекомпании могут получать прибыль от иностранных инвестиций для дальнейшегоинвестирования (если даже предположить частный случай, когда иностранныйинвестор приобретает при первичном размещении акции российского АО или же какучастник ООО иностранный инвестор делает дополнительный взнос в имуществокомпании. При этом очень сложно определить, какую прибыль получает компанияименно от этой иностранной инвестиции, как ее обособить и затемреинвестировать).[3]
Данная норма служитпривлечению капитала, полученного в виде прибыли, для повторного инвестированиявместо вывоза его за пределы РФ. Однако в соответствии со ст. 2 Законаиностранная инвестиция понимается как вложение иностранного капитала в видеобъектов гражданских прав, принадлежащих инвестору. В определении иностранныхинвестиций признак обязательности перевоза капитала через границу РФ в Законеотсутствует. Таким образом, предоставление реинвестированию иностранныминвестором режима инвестирования представляется излишним, так как источникполучения капитала не имеет значения и капитал по принадлежности иностранномуинвестору становится иностранным. Следовательно, даже еще не вывезенный запределы РФ, но полученный иностранным инвестором в виде прибыли по инвестициям,он считается иностранным и новое его вложение в объекты предпринимательскойдеятельности будет в соответствии с нормами Закона иностранной инвестицией.
Хотелось бы такжеобратить внимание на то, что реинвестированием признано только капитальноевложение. Однако подобное ограничение не совсем понятно. Предыдущий Законспециальных норм о реинвестировании не содержал.
4. Новые определенияиностранных инвестиций, инвестиционного проекта, приоритетного инвестиционного проекта.
Иностранные инвестиции
Как уже отмечалось,иностранной инвестицией в соответствии со ст. 2 Закона является вложениеиностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности на территорииРФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору.Закон об иностранных инвестициях на территории РФ должен регулировать всеинвестиции, за исключениями, прямо установленными в нем самом (например, вбанковский сектор). Однако практически все наиболее важные для инвесторовположения Закона (например, «дедушкина оговорка») распространяютсятолько на прямые инвестиции, точнее только на их отдельный вид — участие вприоритетном инвестиционном проекте.
Иностранные инвестиции вновом Законе, в отличие от предыдущего, определяются через процесс (инвестицияесть вложение капитала), в то время как во всех законах об инвестициях (заисключением Закона о капитальных инвестициях) процесс вложения капиталаопределяется как инвестирование, а под инвестицией понимаются объекты прав,вкладываемые иностранным инвестором в процессе инвестирования.
5. Прямые иностранныеинвестиции
Задолго до принятияЗакона прямые и портфельные инвестиции уже были определены в Законе РФ «Овалютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. N 3615-1 (с последующими изменениями). Пункт 10 ст. 1 этого Закона устанавливает, что прямаяинвестиция — это «вложение в уставный капитал предприятия с цельюизвлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием»,а портфельная инвестиция — «приобретение ценных бумаг». Положение N482, утвержденное Центробанком РФ 7 июля 1997 г., определяет как прямые инвестиции инвестирование в уставный капитал ООО или АО при первичном размещении акций(долей) или при увеличении уставного капитала. Окончательный текст Законасодержит совершенно новое определение прямых инвестиций. С одной стороны, оносужает рамки прямых инвестиций по сравнению с установленными в Законе «Овалютном регулировании и валютном контроле», но с другой — не даетвозможности однозначно разграничить прямые и портфельные инвестиции. Крометого, хотелось бы обратить внимание на то, что Закон не учел международный опытопределения прямых инвестиций. Так, Международный валютный фонд рекомендовалпонимать под прямым инвестированием «капиталовложение, котороепроизводится с целью приобретения долгосрочного участия в предприятии,действующем в стране, не являющейся страной инвестора, или которым инвесторстремится к получению реального влияния в управлении предприятием». Этарекомендация основана на теории инвестирования и была также учтена в Сеульскойконвенции 1985 г. «Об учреждении Многостороннего Агентства по гарантияминвестиций», которую РФ ратифицировала в 1992 г.[4]
Прямыми инвестициями всоответствии со ст. 2 Закона являются следующие:
1) Покупка иностранныминвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капиталекоммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ вформе хозяйственного общества или товарищества в соответствии с гражданскимзаконодательством РФ. Думается, не совсем корректно давать определение прямойиностранной инвестиции через установление размера приобретаемой доли.Получается, что если, к примеру, иностранный инвестор приобретает девятьпроцентов участия, то это не будет прямой инвестицией, хотя сущность даннойсделки от этого не меняется при анализе Закона (ст. 5), отклоненногоПрезидентом, можно прийти к выводу, что разработчики относили покупку менее 10%долей (вклада) в уставном (складочном) капитале к разряду портфельныхинвестиций. На наш взгляд, логичнее было бы дать общее определение прямойинвестиции, а уже на прямые инвестиции определенного размера распространитьльготы и гарантии.
Под прямой инвестицией вЗаконе понимается только покупка долей (вкладов). Следовательно, приобретениеакций АО таковой не является, даже когда это происходит при учрежденииобщества, а также при увеличении уставного капитала и направлено на получениедохода и участие в управлении компанией. Первые законопроекты об иностранныхинвестициях, в отличие от окончательного варианта, включали подобноеприобретение акций в прямые инвестиции. Так, в тексте законопроекта, принятогов первом чтении, проводилось различие между покупкой обыкновенных ипривилегированных акций. Первые относились к прямым инвестициям, а вторые — кпортфельным. Но в тексте проекта, принятого в третьем чтении, данноеразграничение было исключено, и покупка любых акций была отнесена к портфельныминвестициям. В редакции Специальной комиссии норму о портфельных инвестицияхисключили, а приобретение акций не было отнесено к прямым инвестициям. Исходяиз этого, можно сделать вывод, что законодатель не рассматривает приобретениеакций российских компаний (независимо от типа акций) как прямые инвестиции и нераспространяет на таких инвесторов некоторые льготы и гарантии, предусмотренныеЗаконом (к примеру, «дедушкину оговорку»).
Кроме того, формулировкаст. 5 не позволяет разграничить приобретение долей при учреждении компании илипри увеличении уставного капитала и приобретение долей на вторичном рынке уодного из участников ООО. Последнее по своей природе не является прямойинвестицией, так как фактически не приводит к притоку средств в организацию,однако по определению Закона считается прямой инвестицией.
2) При вложении капиталав основные фонды создаваемого на территории РФ филиала иностранногоюридического лица в экономическом смысле происходит поступление денежныхсредств в РФ. Однако в юридическом смысле имеет место лишь «перекладываниесредств из кармана в карман» одного лица, так как их собственникомостается иностранный инвестор.
И наконец, осуществлениена территории РФ иностранным инвестором как арендодателем лизинга определенныхвидов оборудования таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей. Вообщесуществует большое количество инвестиционных проектов, не подпадающих подопределение прямых инвестиций в соответствии с Законом, но в то же время неявляющихся портфельными инвестициями. Например, строительная деятельность,покупка предприятия, займы российским компаниям, в том числе целевые. В первыхвариантах Закона подобные виды инвестиций определялись как отдельные формыинвестирования, в связи, с чем действие Закона на них распространялось. В Законеважнейшие вопросы, связанные с осуществлением таких и некоторых иных форминвестиций, остаются неразрешенными.
6. Приоритетныеинвестиционные проекты
Одним из наиболееинтересных определений, введенных новым Законом, является «приоритетныйинвестиционный проект». В соответствии со ст. 2 Закона под ним понимается«инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций, в которыйсоставляет не менее 1 млрд. рублей (не менее эквивалентной суммы в иностраннойвалюте по курсу Центрального банка РФ на день вступления в силу настоящегоФедерального закона) (примерно 41 млн. долларов), или инвестиционный проект, вкотором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном)капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет неменее 100 млн. рублей (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте покурсу Центрального банка РФ на день вступления в силу настоящего Федеральногозакона) (примерно 4 млн. долларов), включенный в перечень, утверждаемыйПравительством РФ».
Анализируя новоеопределение приоритетного инвестиционного проекта, хотелось бы остановиться наследующих моментах.
1) Посколькуинвестиционный проект в соответствии со ст. 2 Закона понимается как«обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществленияпрямой иностранной инвестиции», приоритетным инвестиционным проектомявляется реализация только прямых инвестиций. Сомнительно, что разработчикиЗакона намеревались таким образом ограничить рамки приоритетногоинвестиционного проекта, так как на практике возможно большое количествопроектов, которые также могут быть важны для государства и нуждаться впривлечении дополнительных финансовых средств иностранных инвесторов, асоответственно в предоставлении им гарантий на уровне приоритетногоинвестиционного проекта, включая «дедушкину оговорку» (например,строительство крупных объектов, продажа предприятий и др.). На данный моментинвестиции в такие проекты не будут считаться участием в реализацииприоритетных инвестиционных проектов. Формулировка определения приоритетногопроекта в таком виде (обязательно включающего прямые инвестиции) появиласьвпервые в проекте, подготовленном Специальной комиссией после наложения наЗакон вето Президента. В результате сфера применения планируемой прогрессивнойв отношении защиты прав инвесторов статьи о «дедушкиной оговорке»была значительно сужена.
2) Перечень приоритетныхинвестиционных проектов в соответствии со ст. 2 Закона утверждаетсяПравительством РФ, т.е. приоритетный проект, для того чтобы быть признаннымтаковым, должен не только соответствовать требованиям объема инвестиций, но иоказаться включенным в перечень проектов, считаемых приоритетнымиПравительством РФ. Принимая во внимание три исключительно возможные формыосуществления прямых инвестиций, довольно сложно предположить, чтоПравительство признает приоритетным, например, (1) лизинговую сделку, или (2)инвестиции в основные фонды филиала какого-либо иностранного юридического лица(тем более, что в основные фонды необходимо вложить порядка 41 млн. долларов,чтобы соответствовать критериям приоритетного проекта по объему инвестиций),или (3) покупку долей иностранным инвестором в какой-либо российской компании(в соответствии с каким критерием Правительство будет определять, что покупка долейодной компании приоритетнее приобретения долей другой компании?). Наиболеевероятно, что Правительство будет исходить из критериев объема инвестиций иприоритетности проекта для российской экономики. Однако приоритетными впонимании настоящего Закона могут быть только прямые инвестиции.
3) Приоритетныеинвестиционные проекты подлежат регистрации уполномоченным органом. Означает лиэто, что проект, в котором могут участвовать иностранные инвесторы, должен бытьсначала назван Правительством приоритетным, а затем, когда он начнетпретворяться в жизнь (например, определенные инвесторы заявят желаниеучаствовать в проекте или какое-либо соглашение будет подписано), будетподлежать регистрации, после чего его участников наделят дополнительнымиправами и обязанностями? Каким образом согласовать между собой две процедуры — включение проекта в перечень Правительством и регистрацию проекта специальныморганом, — и с какого момента проект подлежит регистрации, в Законе неразъяснено. В связи с этим остается ожидать принятия актов Правительства РФ поданным вопросам.
4) Объем инвестиций вприоритетный проект подсчитывается в рублях или в долларах. Главная проблема,вытекающая из включения в Закон жестких сумм в обоих измерениях, состоит вследующем. Эквивалент в иностранной валюте в соответствии со ст. 2 определяетсяна дату вступления Закона в силу. Это равнозначно закреплению определенного, ане определимого объема инвестиций в проект. Ведь инфляция в очень короткий срокприведет к разрыву между рублевыми и валютными показателями. Это, в своюочередь, повлечет приоритет рублевых инвестиций, так как их необходимо будетменьше для участия в проекте. Из Закона вытекает, что в принципе иностранныеинвестиции можно оценивать в любой иностранной валюте, в том числе и в менеестабильной, чем российский рубль. Можно допустить, что иностранный инвесторвправе выбирать, в какой валюте ему оценивать инвестиции, в зависимости откурсовой разницы валют на рынке. Любопытно, что такое определение объемовинвестиций было дано в самый последний момент работы над Законом специальнойкомиссией.
Статья 6 Закона гласит,что оценка вложения капитала осуществляется в рублях, независимо от того, вкакой валюте произведено инвестирование. Следовательно, если инвестор оцениваетсвои инвестиции в рублях, а осуществляет их в долларах, он должен применять дверазные ставки. Допустим, фактически инвестиции стоят 1 млрд. руб. на датувнесения. К моменту вступления Закона в силу их стоимость падает, и они небудут подпадать под определение приоритетного инвестиционного проекта. А еслиинвестиции осуществляются частично в долларах, частично в рублях, какие ставкитогда должны применяться?
Некоторые инвестициимогут быть произведены как в рублях, так и в иностранной валюте. Однако рядинвестиций возможен в соответствии с валютным законодательством только врублях, например, приобретение долей и акций в российских компаниях (заисключением кредитных организаций, но на них действие Закона нераспространяется). Если иностранный инвестор переводит в РФ иностранную валютудля целей приобретения акций или долей, он должен открыть валютный транзитный ирублевый счета. С учетом сказанного неясно, в какой валюте инвестиции считаютсяосуществленными — в рублях или в долларах. Исходя из того, что инвестицией являетсяприобретение долей или акций, а перевод иностранной валюты еще не естьприобретение долей (акций), логично предположить, что такие инвестиции могутбыть сделаны лишь в рублях. Но тогда возникает вопрос, зачем Закон ввелвалютный эквивалент для подобного рода инвестиций и когда он должен к нимприменяться.
Лизинговые сделкисчитаются прямыми инвестициями в случае, если стоимость ввозимого оборудованияпревышает 1 млн. руб. (Закон не указывает, на какую дату должен определятьсядолларовый эквивалент этой суммы). Означает ли это, что стоимость лизинговойоперации всегда определяется в рублях или же иностранный инвестор можетприменить и долларовый эквивалент, а если может, то на какую дату берется курс?Влечет ли определение долларового эквивалента объема сделки применение к нейдолларового критерия приоритетного инвестиционного проекта? Эти вопросыостаются без ответа.
7. Режим иностранныхинвестиций.
Привилегии и ограничения
Пункт 2 ст. 4 Законаопределяет, что «льготы для иностранных инвесторов могут быть установленыв интересах социально-экономического развития РФ. Виды и порядок ихпредоставления устанавливаются законодательством РФ». Это означает, чтольготы должны предоставляться по определенной процедуре, которая должнарегулироваться на законодательном уровне. Имеется ли в виду специально принятыйдля этого закон или же различные законы (например, налоговые), пока неясно. [5]
Что касается ограниченийна осуществление иностранных инвестиций, то Закон предусматривает, что они«могут устанавливаться федеральными законами только в той мере, в какойэто необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья,прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасностигосударства». Таким образом, ограничения могут вводиться исключительнофедеральными законами.
8. Экспертизаинвестиционных проектов
Действующий Закон, вотличие от предыдущего, не содержит специальной нормы об обязательнойэкспертизе иностранных инвестиционных проектов. Однако это не означает, что онауже не требуется, так как иные нормативные акты РФ продолжают предписыватьобязательное ее проведение (например, Закон «Об инвестиционнойдеятельности в РСФСР» (ст. 13), ФЗ «О капитальных инвестициях»(ст. 14), ФЗ «Об экологической экспертизе» и др.).
«Дедушкинаоговорка»
«Дедушкинаоговорка» — центральная норма Закона. Она представляет собой основнуюгарантию стабильности для инвестора, предусматривая, что на протяженииопределенного промежутка времени на него не распространяются неблагоприятныеизменения в законодательстве и по отношению к нему продолжают применяться нормызаконодательства, при которых началось инвестирование.
Кто может применять«дедушкину оговорку»? По своей природе она предназначена дляиностранного инвестора. В проектах Закона гарантии по «дедушкинойоговорке» предоставлялись российским компаниям с минимальными иностраннымиинвестициями, что приводило к необоснованному льготному режиму их деятельностипо сравнению с другими российскими компаниями, или же, наоборот,предусматривались только для иностранных инвесторов, или устанавливались длятех и других. Окончательный вариант ст. 9 был дан в последнюю минуту передутверждением Закона и, по-видимому, не до конца проработан, что привело кпоявлению ряда неточностей.
1) Пункт 1 ст. 9 гласит,что «дедушкина оговорка» применяется к российским компаниям синостранными инвестициями независимо от объема инвестиций в случае, если ониреализуют приоритетный инвестиционный проект. Это означает, что еслииностранный инвестор имеет даже менее 1% долей в компании, а она участвует вприоритетном проекте, то к ней, в отличие от всех иных российских компаний, такжеучаствующих в приоритетном проекте, будет применяться льгота по оговорке.Существует точка зрения, что стабилизационную оговорку необходимо предоставлятькак иностранному инвестору, так и его контрагентам, в том числе всем российскимлицам, участвующим в реализации инвестиционного проекта, так как «еслиинвестор пользуется стабилизационной оговоркой, а его контрагент — нет, то,естественно, их договорные связи между собой ломаются. А ведь у контрагентовинвестора есть свои подрядчики, поставщики, перевозчики, а у тех — свои и т.д.Должны ли они все подпадать под стабилизационную оговорку, так как работают подсоглашение?» Речь в данном случае идет о специфической форме инвестиций — участии в соглашениях о разделе продукции. Однако такие же вопросы возникают ив отношении иных инвестиций. Если исходить из предложенного понимания оговорки,то стабилизационную льготу необходимо предоставлять всем участникампредпринимательской деятельности. Кроме того, сложно будет отследить по длиннойцепочке, кто из них в конечном счете работает «под соглашение», иустановление такой «всеобщей оговорки» приведет просто к отсрочкевступления в силу законодательства, ухудшающего условия инвестиционнойдеятельности. Необходимо обратить внимание на то, что «дедушкинаоговорка» в любой ее форме касается действия нормативных актов,регулирующих отношения между предприятиями с иностранными инвестициями игосударством, т.е. административно-правовых норм. Речь ни в коем случае не идето регулировании гражданско-правовых отношений. Учитывая этот факт, нам удастсяотойти от «дурной бесконечности», когда льготу придется предоставлятьвсем предпринимателям, так как у них обязательно есть свои контрагенты. Такимобразом, нужно определиться, какому кругу участников инвестиционного процессастоит предоставлять льготы по стабилизационной оговорке. В связи с этим вопросцелесообразно поставить несколько в иной плоскости, предоставлять льготу нероссийским организациям с иностранными инвестициями, а любым лицам, участвующимв реализации приоритетного инвестиционного проекта, или только иностранномуинвестору.
Пункт 1 ст. 9 такжеустанавливает, что «дедушкина оговорка» применяется к российскимкомпаниям с долей иностранного участия более 25%. При этом данное положениераспространяется только на компании, участвующие в приоритетных проектах. Этанорма через защиту российской компании предполагает и защиту иностранногоинвестора, приобретшего в российской компании более 25% долей. Однако 25%участия может приобрести не один инвестор, а больше, и им в таком случаекосвенно будет предоставлена большая защита, чем одному иностранному инвестору,приобретшему в другой российской компании, допустим, 24%, а все остальные долипринадлежат российским лицам.
В целом в соответствии сЗаконом «дедушкина оговорка» применяется к очень небольшому числуинвестиционных проектов, так как:
— распространяется толькона приоритетные проекты;
— Правительство наделенополномочиями определять дифференциацию сроков окупаемости проектов и критерииоценки неблагоприятности изменений условий осуществления инвестиций;
— оговорка действует втечение срока окупаемости и только если условия проекта предусматривают такойсрок — не более семи лет. Это положение можно считать плюсом «дедушкинойоговорки», так как оно позволяет дифференцированно относиться киностранным инвесторам при предоставлении им стабилизационной льготы. Онозаставляет учитывать, получает ли инвестор прибыль от реализуемого проекта илиработает на перспективу, инвестируя в проект, который еще не окупился;
— оговорка применяетсятолько в случае неблагоприятного изменения федерального законодательства. При этом,не учитывая, что субъектам Федерации также даны широкие полномочия порегулированию инвестиционной деятельности.
Предыдущий Закон неустанавливал гарантий стабильности иностранных инвестиций, что было одним изнаиболее серьезных его недостатков. Фактически «дедушкина оговорка»была предусмотрена в некоторых нормативных актах и везде звучала по-разному.Вопрос тем более представлялся серьезным, что на регулирование инвестиций моглораспространяться несколько нормативных актов, закреплявших совершенно различные«дедушкины оговорки» (например, Закон «О капитальныхинвестициях» и Закон «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»).
9. Новые правилааккредитации и деятельности филиалов иностранных организаций.
Нормы Закона в этой частиприменяются только к филиалам коммерческих иностранных организаций.
1) Филиал иностранногоюридического лица получает право осуществлять свою деятельность только смомента его аккредитации в специальном органе (ст. 22). До принятия Законафилиалы регистрировались Министерством юстиции, которое также вело реестр всехаккредитованных на территории РФ представительств иностранных компаний. Всоответствии с предыдущим Законом филиалы иностранных организаций подлежалирегистрации по процедуре, не отличающейся от регистрации юридических лиц. Всоответствии с новым Законом Правительство должно принять положение,устанавливающее правила аккредитации филиалов. По всей вероятности, процедурабудет похожа на существующий механизм аккредитации представительств иностранныхкомпаний.
2) Закон не содержитнорм, регулирующих деятельность и аккредитацию в РФ представительствиностранных компаний. Этот факт породил ряд сомнений в кругах иностранных инвесторовотносительно возможности создания таковых в РФ. Однако в соответствии с ГК (ст.55) и иными нормативными актами аккредитация и деятельность представительствбудет продолжаться в ранее установленном порядке. Министерство юстициипродолжает вести сводный перечень аккредитованных в РФ представительств, а вседокументы и реестры филиалов иностранных компаний передает в специальный орган.Логично было бы передать этому органу и полномочия по аккредитациипредставительств, чего пока предпринято не было.
Согласно ГК РФпредставительство юридического лица уполномочено только представлять интересыэтого лица и осуществлять их защиту, а филиал, в свою очередь, осуществляет всефункции головной организации или их часть (в том числе коммерческуюдеятельность) (ст. 55 ГК РФ). Но на практике часто представительстваосуществляют все функции головной организации, в том числе ведут коммерческуюдеятельность. Это нарушение государственные органы до сих пор игнорировали.Однако существует вероятность, что в соответствии с установившейся с принятиемЗакона тенденцией на деятельность представительств и филиалов будет обращатьсяболее пристальное внимание. Следовательно, существует риск, что все иностранныекомпании, ведущие коммерческую деятельность через представительства, вынужденыбудут в соответствии с ГК и новым Законом переаккредитовать созданные имипредставительства в филиалы.
3) Иностранные компании,ранее уже зарегистрировавшие свои филиалы в РФ, обязаны в течение шести месяцевпривести положения о филиалах в соответствие с Законом и в течение годапровести аккредитацию. До аккредитации филиалы будут продолжать осуществлятьсвою деятельность в РФ.
Подводя итог сказанному,хотелось бы отметить, что Закон содержит определенные гарантии и льготыиностранным инвесторам, которые не предусматривались в предыдущемзаконодательстве. Так, была введена «дедушкина оговорка»,предоставлена дополнительная поддержка прямым инвестициям, что позволитпривлечь капитал, реально работающий на российскую экономику. Тем не менее,несмотря на довольно прогрессивные идеи, которые законодатель попытался вложитьв Закон, вряд ли возможно однозначно говорить о том, что его принятиесущественно улучшит инвестиционный климат в стране. Многие его положениянуждаются в разъяснении, и только по истечении определенного времени станетясно, каким путем пойдет правоприменительная практика и какие нормы воплотятсяв жизнь, а какие останутся пустыми декларациями.
Заключение
Итак, рассмотрев в даннойработе определённый круг проблем, связанных с ситуацией в сфере правового регулированияиностранных инвестиций в России, можно попытаться сделать некоторые выводы.
Как объект инвестицийроссийская экономика потенциально обладает рядом привлекательных особенностей дляиностранных компаний и предпринимателей. Среди них — ёмкий рынок, богатыезапасы природных ресурсов, относительно квалифицированная и дешёвая рабочаясила, огромный багаж научно-технических знаний и наличие неиспользуемыхпроизводственных мощностей.
Однако, в то же время,нестабильная экономическая ситуация, несмотря на все усилия правительства, неотлаженный внутренний механизм управления экономикой, относительнаянеразвитость инфраструктуры связи, бытовых услуг и т.д. негативно отражаются наинвестиционном имидже России.
По оценкам западных специалистовинвестиционный климат в России рассматривается сегодня как перспективный. Ведьдля нашей страны, которая встала на путь интеграции в мировое хозяйство, истремиться создать открытую экономическую систему, участие в процессах движениякапитала и как импортёра, и как экспортёра является вопросом стратегически важным.
В соответствии сосновными целями национальной стратегии экономического развития России, определившимисяв последнее время, органами государственной власти на различных уровнях разрабатываетсякомплексная программа привлечения иностранных инвестиций. Оздоровление экономикинашей страны, прежде всего, связывается со значительными вливаниямиматериальных и финансовых ресурсов из-за рубежа. Поэтому так актуален инеобходим грамотный подход к регламентации, правовому регулированию процессапривлечения иностранных инвестиций.
Списокиспользованной литературы
1. ФЗ от 09.07.1999 № 160-ФЗ (ред. от29.04.2008) « Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (принят ГД ФСРФ 25.06.1999)
2. ФЗ от 03.06.2006 № 75-ФЗ « Овнесении изменений в часть вторую налогового кодекса Российской Федерации истатью 1 Федерального закона «ОБ иностранных инвестициях в РоссийскойФедерации» (принят ГД ФС РФ 19.05.2006)
3. Двусторонние соглашения РоссийскойФедерации с зарубежными странами о поощрении и взаимной защитекапиталовложений. М., 2000.
4. Постановление Правительства РФ от9 июня 2001 года N 456 «О заключении соглашений между ПравительствомРоссийской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении ивзаимной защите капиталовложений» // СЗ РФ. 2001. N 25. Ст.2578.
5. Регламенты международныхарбитражных судов / Сост. Л.Н.Орлов и И. М. Павлов. М., 2001.
6. Международное частное право / Подред. Н. И. Марышевой М., 2001. С.146.
7. Регламент Арбитражного институтаТорговой палаты в Стокгольме // Регламенты международных арбитражных судов. М.,2001. С.250-268.
8. Закон РФ «О валютномрегулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. N 3615-1