Университет Российской академии образования
Нижегородский филиал
Факультет экономикии бизнеса
Специальность«связи с общественностью»
Контрольнаяработа
по дисциплине:Основы теории коммуникации.
тема: Какие характеристики коммуникатора способствуют эффективнойкоммуникации?
Исполнитель: студент4 курса
факультета экономикии бизнеса
специальность «связис общественностью»
Пологова ЭлеонораМихайловна
Дата выполнения: 21.09.2004.
Преподаватель:Кузнецова Елена Игоревна
Нижний Новгород2004 г.
Труднопереоценить вклад качественного общения в человеческие взаимоотношения и жизньв целом, поэтому очень важно разобраться в том, какие именно характеристикикоммуникатора необходимы для достижения по-настоящему эффективной коммуникации.Но для начала следует определиться с содержанием основных понятий:
Эффективнаякоммуникация проявляется в достижении и сохранении психологического контакта спартнером в целях стабилизации межличностных отношений на их оптимальной стадиичерез достижение совместимости, согласия, взаимной приспособленности иудовлетворенности путем гибкой корректировки целей, умений и состояний, а такжеспособов воздействия в соответствии с меняющимися обстоятельствами. Поэтомуосновными психологическими критериями эффективности общения следует считать:легкость, спонтанность, свободу, контактность, коммуникативную совместимость, адаптивностьи удовлетворенность.
Общительностьтакже относится к числу наиболее востребованных качеств, которая, безусловно,способствует привнесению легкости, спонтанности и свободы в межличностноеобщение. Данная характеристика выражает потребность человека в других людях иконтактах с ними, интенсивность и легкость общения, склонность к дружескомуповедению в ситуации общения и установлении приязненных отношений, в умении нетеряться в момент общения, в стремлении взять на себя инициативу в контакте, прислучае и роль лидера в группе. Эта черта предполагает наличие коммуникативныхнавыков, облегчающих партнеру контакт, умение слушать, высказываться к месту, поддерживать беседу и менять тему, знакомиться, находить правильную формуобращения к другому человеку, владение жестикуляцией, уместность и богатствомимики, выразительность интонаций.
Контактность этоспособность вступать в психологический контакт, формировать в ходевзаимодействия доверительные отношения, основанные на согласии и взаимномпринятии. Контактность – продукт сочетания перцептивных, интеллектуальных икоммуникативных способностей, протекающих на основе развитой саморегуляции,одна из составляющих социального интеллекта. Это качество проявляется в умениимобилизовать все имеющиеся средства для достижения контакта, в умении изменитьв зависимости от ситуации меру своей открытости и избираемые средствавоздействия.
Коммуникативнаясовместимость – готовность и умение сотрудничать, создаватьнепринужденную атмосферу взаимной удовлетворенности общением, обеспечиватьхороший климат в группе. Вообще совместимостью называют такой психологическийэффект сочетания индивидов, который выражается во взаимном принятии, согласии ичастичной идентификации на эмоционально-чувственном, интеллектуальном идеятельностном уровнях, во взаимной удовлетворенности и отсутствиинапряженности, досады, конфликтов, неприязни, психологического дискомфорта влюбых контактах.
Адаптивность –способность гибко реагировать на меняющиеся обстоятельства, готовность к принятиюобъективного решения вне зависимости от личных пристрастий, уверенность в себеи своих силах, полная включенность в социальные связи, следование социальнымнормам, свободное владение своими состояниями.
Все вышеперечисленные качествав практике обеспечивают переход к доверительному общению, взаимопониманию, атакже способствуют возникновению чувства психологической близости идостаточному уровню принятия друг друга.
Эффективный коммуникатор долженобладать способностью чутко воспринимать и адекватно интерпретировать поведениепартнера непосредственно в каждый момент общения, определяя и фиксируявозможные причины изменений в чувствах партнера. Помочь в этом призван набороценочных эталонов, позволяющий сравнивать характер изменений, как в вербальном,так и в невербальном поведении партнера, своевременно делая правильныезаключения по этому поводу. Не помешают также знания об ошибках, типастереотипизации, предубеждения и установки, которые нередко допускаются приоценивании внешнего и внутреннего облика других людей, понимая индивидуальностьи неповторимость каждого человека. Умение понимать содержание, масштабы ипричины явных и скрытых конфликтов, возникающих в процессе коммуникации,является важнейшим условием своевременного нахождения эффективных путейослабления или полного устранения этих конфликтов.
Следует развивать в себеустойчивую привычку к творчеству в общении, проявляющемуся в постоянном поискеи использовании при установлении и поддержании контактов способов поведения,учитывающих индивидуальное своеобразие тех, кому они адресованы, и, вместе стем, максимально работающие на достижение целей общения. Осуществляя отборспособов воздействия на участников общения и используя их в процессеустановления контактов с каждым из них, необходимо помнить о том, что в основеспособности человека влиять на других людей лежит умение глубоко и всестороннеразбираться как в партнерах по общению, так и в самом себе. [2]
Психологический настрой,способствующий эффективному общению:
– оптимизм, радость жизни
– спокойствие, мужество
– уверенность в себе
– доброжелательность
– умение мыслить
– самокритичность на основе собственных идеалов
– достоинство, внутренняя свобода
Особое место в спискедостоинств успешного коммуникатора занимает внимание по отношению к другимлюдям, которое складывается из следующего:
– интереса-топлива внимания
– открытости для восприятия — изучать, наблюдать всегда
– знания на что следует обращать внимание
– спокойствие за себя, свобода от своих забот
– преодоление своего эгоцентризма
– отсутствие предвзятостей, комплексов, стереотипов
– наличие достаточного тонуса и более-менее нормального самочувствия
Но прежде чем вступить вкоммуникацию, важно также ответить на следующие вопросы: Что для Другого ценно?Что для другого значимо (в данный момент)? Эти ответы необходимы, прежде всего,потому, что любая коммуникация происходит лишь в точках соприкосновенияценностей и пересечении значимостей. [3]
Дейл Карнеги в своембестселлере «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» предложилсобственную теорию, следуя которой можно приобрести действительно полезныенавыки, способствующие эффективной коммуникации. Основными идеями его книгиявляются следующие:
· Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важныйдля него звук на любом языке, поэтому называйте своего собеседника по имени.
· Если общение происходит в обстоятельствах, не омраченныхкакими-либо проблемами, улыбайтесь вашему собеседнику, если это уместно, темсамым вы сможете поднять настроение не только себе, но и окружающим вас людям.
«Улыбка ничего не стоит, номного дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто еюодаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Никто небогат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не сталбы от нее богаче. Она создает счастье в доме, порождает атмосферудоброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Она- отдохновение для уставших, дневной свет для тех. кто пал духом, солнечный светдля опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой отнеприятностей. И тем не менее, ее нельзя купит, нельзя выпросить, нельзя ниодолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока еене отдали!»
· Если вы хотите понравиться другим людям, то интересуйтесь ими.Попытайтесь понять индивидуальность вашего партнера по общению, проявитьвнимание к его особенностям, ведь у каждого человека можно чему-нибудьпоучиться или просто приобрести полезный опыт.
· Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайтеэто искренне.
· Поощряйте других говорить о самих себе.
· Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
· Будьте хорошим слушателем. [1]
Какова бы ни была цель общения,всегда полезно знать как надо и как не надо слушать.
Приемы правильногослушания:
1. Не уходите от ответственности, так как в общении участвуют два человека:один – говорит, другой – слушает, в роли слушающего каждый из партнеров подолжен выступать попеременно.
2. Помните, что говорящий хочет общаться с внимательным. живымсобеседником, а не «каменной стеной». Поэтому будьте физически внимательными:повернитесь лицом к говорящему, поддерживайте с ним визуальный контакт,убедитесь в том, что Ваша поза и жесты говорят о том, что Вы слушаете. Сидите или стойте на таком расстоянии от собеседника, которое обеспечивает удобноеобщение обоим.
3. Сосредоточьтесь на том, что говорит собеседник. Стремитесь свести кминимуму ситуационные помехи, например, телевизор или телефон. Помочь сконцентрироватьсяна содержании коммуникации может физическое внимание и речевая активность.
4. Если Вам не ясно, о чем говорит собеседник, то Вы должны дать ему этопонять – либо путем постановки уточняющих вопросов, либо активным отражениемтого, что Вы слышите, и просьбой поправить Вас.
5. Старайтесь понять не только смысл слов, но и чувства собеседника, таккак люди предпочитают передавать свои мысли и чувства «закодированными» — всоответствии с социально принятыми нормами.
6. Поскольку большая часть общения является невербальной, будьтевнимательными не только к словам, но и к невербальным выражениям. Следите завыражением лица говорящего и за тем, как он поддерживает с Вами визуальныйконтакт. Следите за тоном голоса и скоростью речи. Обратите внимание на то, какблизко или как далеко от Вас сидит или стоит говорящий, способствуют линевербальные сигналы усилению речи говорящего или они противоречатвысказываемому словами.
7. Придерживайтесь одобрительной установки по отношению к собеседнику, таккак это создает благоприятную атмосферу для общения и способствует тому, чтоговорящий старается точнее выразить то, что он хочет сказать. Тогда как любаяотрицательная установка со стороны слушающего вызывает защитную реакцию,чувство неуверенности и настороженности в общении.
8. Если чье-то сообщение затронет Ваши чувства, выразите их собеседнику:это прояснит ситуацию и поможет Вам слушать других лучше.
9. Старайтесь выразить понимание. Пользуйтесь приемами рефлексивногослушания, чтобы понять, что в действительности чувствует собеседник и что онпытается сказать.
10. Отвечайтена просьбы соответствующими действиями. Помните, что часто цель собеседника –получить что-либо реально ощутимое, например, информацию, или изменить мнение,или заставить сделать что-либо. В этом случае адекватное действие – лучшийответ собеседнику.
Слушая собеседника, никогда:
1. Не принимайте молчание за внимание. Если собеседник молчит, то это ещене означает, что он слушает. Он может быть погружен в собственные мысли.Встречаются и такие, которые могут одновременно пространно излагать,обрабатывать информацию и отлично слушать. В идеале нужно уметь переходить отвысказывания к слушанию легко и естественно.
2. Не притворяйтесь, что слушаете. Это бесполезно: как бы Вы нипритворялись, отсутствие интереса и скука неминуемо проявятся в выражении лицаили в жестах. Притворство обычно воспринимается как оскорбление. Лучше ужпризнаться в том, что в данный момент Вы слушать не можете, сославшись,например, на занятость.
3. Не перебивайте без надобности. Большинство из нас в социальном общенииперебивают друг друга, делая это подчас неосознанно. Руководители чащеперебивают подчиненных, чем наоборот. Мужчины перебивают чаще, чем женщины.Если Вам необходимо перебить кого-либо в серьезной беседе, помогите затемвосстановить прерванный Вами ход мыслей собеседника.
4. Не делайте поспешных выводов. Как мы уже выяснили, каждый неосознанносклонен судить, оценивать, одобрять или не одобрять то, о чем говорится. Ноименно такие субъективные оценки заставляют собеседника занять оборонительнуюпозицию. Помните, такие оценки — барьер содержательного общения.
5. Не дайте «поймать» сами себя в споре. Когда Вы мысленно не соглашаетесьс говорящим, то, как правило, прекращаете слушать и ждете своей очередивысказаться. А уж когда начинаете спорить, то настолько увлекаетесьобоснованием свое точки зрения, что подчас уже не слышите собеседника. А ведьон уже давно говорит Вам: «Это и есть то, что я пытаюсь Вам сказать!» Есливозникнет настоящее несогласие, следует обязательно выслушать собеседникавнимательно и до конца, с тем чтобы понять, с чем именно Вы не согласны, а ужпосле этого излагать свою точку зрения.
6. Не задавайте слишком много вопросов. Полезно задать вопрос для уточнениясказанного. Но закрытые вопросы, требующие конкретного, определенного ответа,необходимо сводить до минимума. Однако и открытыми вопросами, которые поощряютговорящего подробно высказать свои мысли, следует пользоваться осторожно.Чрезмерно большое количество вопросов в известной степени подавляетсобеседника, отнимает у него инициативу и ставит в оборонительную позицию.
7. Никогда не говорите собеседнику: «Я хорошо понимаю Ваши чувства». Такоезаявление служит больше для оправдания собственных (и безуспешных) попытокубедить собеседника в том, что Вы слушаете. В действительности узнать, что икак именно чувствует собеседник, очень трудно. К тому же такое общение поставитпод сомнение доверие к Вам, и беседа скорее всего вообще прекратится. В такомслучае следует дать понять собеседнику, что Вы его слушаете, задав, например,такой эмпатический вопрос: «Вы чем-то разочарованы?» или «Я чувствую, что Васкто-то обидел», или любым другим замечанием соответствующим обстановке.
8. Не будьте излишне чувствительными к эмоциональным словам. Слушая сильновзволнованного собеседника, будьте осторожны и не поддавайтесь воздействию егочувств, иначе можно пропустить смысл сообщения. Будьте настороже к эмоциональнозаряженным словам и выражениям, слушайте только их смысл. Ваши собственныечувства могут блокировать понимание того, что Вам действительно необходимоузнать.
9. Не давайте совета, пока не просят. Непрошеный дает, как правило, тот,кто никогда не поможет. Но в тех случаях, когда у Вас действительно просятсовета, применит приемы рефлексивного слушания, чтобы установить, что именнособеседник хочет узнать на самом деле. Иначе можно допустить такую же ошибку,какую сделала молодая мать в разговоре со своим маленьким сыном. В ответ навопрос сына: «Откуда я появился, — она разразилась лекцией о воспроизводствечеловеческого рода, и все это только для того, чтобы в конце услышать: «А Биллисказал, что он из Чикаго. Я хотел узнать, откуда появились мы».
10. Неприкрывайтесь слушанием как убежищем. Пассивные, неуверенные в себе люди иногдаиспользуют слушание как возможность избежать общения и самовыражения. Они нетолько не говорят, но на самом деле и не слушают. Они воздерживаются отвысказывания своих мнений и чувств из-за боязни неодобрения или критики. Как нипарадоксально, но молчание тем самым мешает эффективному общению. [4]
Списокиспользованной литературы:
1. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей.-М.,2001.
2. Куницина В.Н., Казаринова Н.В. Межличностное общение. — СПб., 2001.
3. Леви В. Искусство быть другим.- М., 1981.
4. htttp://www. psyfactor.org/uspeh5.htm Источник: Иствуд Атватер. Я вас слушаю. Советыруководителю, как правильно слушать собеседника. — М., Экономика. 1988.